Финансы. Налоги. Льготы. Налоговые вычеты. Госпошлина

Мировые модели предоставления социальных услуг. Разработка и применение стандартов социальных услуг Модели оказания социальных услуг и социального сопровождения


МЕЖВЕДОМСТВЕННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ 1. Межведомственное взаимодействие осуществляется как комплексное сопровождение семьи с детьми или семьи, оказавшейся в ТЖС, ОЖС, кризисной ситуации, нуждающейся в государственной помощи разными специалистами различных социальных практик 2. Комплексное сопровождение ФЗ 442 (психологические услуги, социальные услуги, педагогические, материальные, медицинские и т.д.) осуществляется по разработанному индивидуальному плану куратора по работе с семьей Центра помощи семье и детям. 3. Индивидуальный план сопровождения семьи осуществляется специалистами: специалист по работе с семьей, психолог в социальной сфере, социальный работник, социальный педагог, реабилитолог и т.д. 4. Выявление сложных ситуаций, требующих вмешательства различных специалистов, помощь в разрешении этих ситуаций; 5. Помощь в создании или актуализации социально-поддерживающей сети. 6. Сопровождение замещающих семей


О с о б е н н о с т и Особенности межведомственного взаимодействия: Принцип построения межведомственного взаимодействия у каждого ведомства по-прежнему остается своим, несмотря ни на какие ФЗ и Постановления!! Оказание социальных и образовательных услуг межведомственного взаимодействия должно проводиться специалистами в соответствии с требованиями Профстандартов Новые специальности по межведомственным проф стандартам Минтрудом введены не все Организации, которые должны оказывать услуги, провели назначение специалистов на новые должности на свой страх и риск (проверяет прокуратура). Произошло значительное снижение зарплаты именно этих специалистов в социальной сфере. Педагога-психолога заменили на психолога в социальной сфере и резко изменилась их деятельность –часы, зарплата, должностные инструкции к которым их не подготовили!!! Проведение курсов повышения квалификации в связи с назначением на новые должности отстает от потребностей практики, т.к. нет утвержденных программ повышения и переподготовки и недостаточно специалистов, которые могут обучать по данным направлениям


Трудности межведомственного сопровождения: 1. Кто выявляет и определяет нуждающихся в государственной помощи? 2. Кто назначает услуги? 3. Сопровождение и предоставление комплексной помощи - используется три основные модели командной работы: мультидисциплинарная, междисциплинарная (межпрофессиональная) и трансдисциплинарная. Все эти три модели являются как бы эволюционным продолжением друг друга, но в то же время, каждая из них выступает как отдельная и содержательная модель командной работы. Понятие «команда» не является традиционным для отечественной социальной сферы. Под понятием «команда» подразумевается небольшая группа профессионалов с комплементарными навыками, объединенная общей целью, общим подходом и взаимной ответственностью для реализации общих задач. Следует заметить, что простое объединение людей с различными профессиональными знаниями и навыками не дает в результате команды. Чтобы сформировать команду, необходимо внутри каждой группы добиться согласия относительно целей (приоритетов), средств (методов и подходов), а также роли и ответственности каждого члена будущей команды.


Истоки помощи (врожденное и приобретенное) Деятельность команды характеризуется следующими особенностями: · общее видение проблем клиента (ребенка, его семьи и т д); · наличие общей цели деятельности; · согласованность действий членов команды; · взаимодополнение членов команды по функциям и ролям; · наличие единых протоколов действий; · групповая ответственность членов команды за результаты воздействий; · способность быстрого реагирования на ситуацию, в которой оказался ребенок. Основными факторами успешной деятельности в команде специалистов являются координация и постоянная связь, четкое планирование и гибкость в совместной работе, постоянные контакты между специалистами, как в организационном, так и в содержательном аспектах.


Социальное партнерство Мультидисциплинарная команда представляет собой группу независимых специалистов (экспертов) различных дисциплинарных областей, каждый из которых самостоятельно разрабатывает план работы по сопровождению и выполняет только свои, конкретные задания. Работа может вестись как различными специалистами, не обязательно входящими в рабочую группу, так и командой, состоящей из специалистов одного профиля. Организационным недостатком такой команды считается низкий уровень координации. Трансдисциплинарная команда рассматривается как адепт наиболее действенного и новейшего направления, в рамках которого осуществляется координированный обмен информацией, профессиональными знаниями и навыками между представителями различных дисциплин. Система по предоставлению социальной помощи и услуг самого разного свойства. В команду входят несколько профессиональных специалистов, представителей других специальностей. Путем интеграции и координации совместных действий команда достигает поставленные цели, энергично вводя элементы запланированного взаимодействия, организуя обучение персонала по методике работы. В ходе совместной деятельности все специалисты обмениваются не только информацией обо всем, что предстоит делать или уже сделано, но и планируемыми и реализуемыми «действиями», из которых складывается их общность. Данное направление предполагает формирование у членов команды профессионального универсализма.


Истоки помощи (врожденное и приобретенное) Междисциплинарная / межпрофессиональная команда характеризуется более высоким уровнем согласованности и координированности действий, определение плана работы осуществляются коллективно. Это наиболее перспективное направление, используемое в работе по сопровождению. Междисциплинарная команда акцентирует внимание на определенном порядке взаимодействий, а регулярные встречи, организуемые ею, позволяют подробнее и тщательнее обсуждать каждый случай и план. В зависимости от поставленных целей получатель услуг (ребенок-инвалид или семья) встречаются или со всей командой (всеми членами рабочей группы), или с отдельными ее представителями. Наличие специалистов разного профиля не только гарантирует максимально точную экспертную оценку имеющихся трудностей, но и позволяет предлагать большой выбор социальных услуг и успешно преодолевать возникающие межведомственные барьеры. Члены междисциплинарной команды могут быть высокопрофессиональными специалистами, однако, в ряде случаев ни один из них не имеет достаточно знаний или умений для успешного решения задачи в одиночку.


Истоки помощи (врожденное и приобретенное) Междисциплинарная команда, аккумулируя и интегрируя интеллектуальный и профессиональный потенциал всех своих членов, в результате обладает более обширными знаниями, умениями и навыками, чем отдельный специалист или группа специалистов определенной отрасли. Для решения задач, требующих нестандартных подходов, творческих идей или привлечения более обширной информации из разных областей, междисциплинарная команда, оказывается более продуктивной за счет использования знаний и опыта из разных областей, которыми обладают ее члены. Совместная работа представителей разных профессий – это эффективный инструмент преодоления сопротивления «чужим» идеям, которое может возникать при «параллельной» работе специалистов, когда они работают над решением одной и той же проблемы, каждый на своем месте. Привлечение высокопрофессиональных специалистов из разных областей к разработке стратегии и тактики решения проблемы способно существенно снизить сопротивление, которое могут встретить действия специалиста или группы в любом «своем» ведомстве. 11

Социальное обслуживание 1 граждан пожилого возраста и инвалидов представляет собой деятельность по удовлетворению потребностей указанных граждан в социальных услугах, которые предоставляются гражданам пожилого и старческого возраста в домашних условиях или специализированных государственных и муниципальных учреждениях.

Социальное обслуживание включает в себя совокупность социальных услуг (уход, организация питания, содействие в получении медицинской, правовой, социально - психологической и натуральных видов помощи, помощи в профессиональной подготовке, трудоустройстве, организации досуга, содействие в организации ритуальных услуг и другие), которые предоставляются гражданам пожилого возраста и инвалидам на дому или в учреждениях социального обслуживания независимо от форм собственности.

Деятельность в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов строится на принципах:

 соблюдения прав человека и гражданина;

 предоставления государственных гарантий в сфере социального обслуживания;

 обеспечения равных возможностей в получении социальных услуг и их доступности для граждан пожилого возраста и инвалидов;

 преемственности всех видов социального обслуживания;

 ориентации социального обслуживания на индивидуальные потребности граждан пожилого возраста и инвалидов;

 приоритета мер по социальной адаптации граждан пожилого возраста и инвалидов;

 ответственности органов государственной власти, органов местного самоуправления и учреждений, а также должностных лиц за обеспечение прав граждан пожилого возраста и инвалидов в сфере социального обслуживания.

В настоящее время в Российской Федерации сложились несколько моделей социального обслуживания, которые были оформлены Законом РФ от 2 августа 1995г. «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов». Согласно этому Закону, система социального обслуживания основана на использовании и развитии всех форм собственности и включает государственный, муниципальный и негосударственный секторы социального обслуживания.

Вгосударственный сектор социального обслуживания входят органы управления социальным обслуживанием Российской Федерации, органы управления социальным обслуживанием субъектов Российской Федерации, а также учреждения социального обслуживания, находящиеся в федеральной собственности и собственности субъектов Российской Федерации.

Муниципальный сектор социального обслуживания включает местные органы управления социальным обслуживанием и учреждения муниципального подчинения, предоставляющие социальные услуги.

Муниципальные центры социального обслуживания являются учреждениями муниципального сектора социального обслуживания, создаются органами местного самоуправления на подведомственных территориях и находятся в их ведении.

Муниципальные центры социального обслуживания осуществляют организационную, практическую и координационную деятельность по оказанию различных видов социальных услуг.

В задачи муниципального центра социального обслуживания входят: выявление старых людей, нуждающихся в социальной поддержке; предоставление различных социально-бытовых услуг разового или постоянного характера; анализ социально-бытового обслуживания лиц старческого возраста; привлечение различных государственных и негосударственных структур к решению вопросов оказания социально-бытовой, медико-социальной, психологической и юридической помощи пожилым и старым людям.

Анализ основных направлений деятельности муниципальных центров социального обслуживания свидетельствует о том, что данная модель социальной службы, ориентированная на работу с пожилыми и старыми людьми. Получила наибольшее распространение и признание и является наиболее типичной.

Негосударственный сектор социального обслуживания объединяет учреждения социального обслуживания, деятельность которых основана на формах собственности, не относящихся к государственной и муниципальной, а также лиц, осуществляющих частную деятельность в сфере социального обслуживания. К негосударственному сектору социального обслуживания относятся общественные объединения, в том числе профессиональные ассоциации, благотворительные и религиозные организации, деятельность которых связана с социальным обслуживанием граждан пожилого возраста и инвалидов.

Разработаны федеральный и территориальные перечни гарантированных государством социальных услуг.

Федеральный перечень гарантированных государством социальных услуг является базовым, определяется Правительством РФ и ежегодно пересматривается; при этом сокращение объёма гарантированных государством социальных услуг не допускается. На основе федерального перечня социальных услуг устанавливается территориальный перечень, также гарантированный государством. Этот перечень утверждается органом исполнительной власти субъекта РФ с учётом потребностей населения, проживающего на территории данного субъекта РФ.

Граждане пожилого возраста (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет) и инвалиды (в том числе дети - инвалиды), нуждающиеся в постоянной или временной посторонней помощи в связи с частичной или полной утратой возможности самостоятельно удовлетворять свои основные жизненные потребности вследствие

ограниченияспособности к самообслуживанию и (или) передвижению, имеют право на социальное обслуживание, осуществляемое в государственном, муниципальном и негосударственном секторах системы социального обслуживания. Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов осуществляется по решению органов социальной защиты населения в подведомственных им учреждениях либо по договорам, заключаемым органами социальной защиты с учреждениями социального обслуживания иных форм собственности.

При получении социальных услуг граждане пожилого возраста и инвалиды имеют право на:

Уважительное и гуманное отношение со стороны работников учреждений социального обслуживания;

Выбор учреждения и формы социального обслуживания в порядке, установленном федеральным органом социальной защиты населения и органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации;

Информацию о своих правах, обязанностях и условиях оказания социальных услуг;

Отказ от социального обслуживания;

Конфиденциальность 2 информации личного характера, ставшей известной работнику учреждения социального обслуживания при оказании социальных услуг;

Защиту своих прав и законных интересов, в том числе в судебном порядке;

Получение информации о видах и формах социального обслуживания, показаниях к получению социальных услуг, правилах их оплаты и других условиях предоставления социальных услуг.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Принципы стандартизации социальных услуг. Роль стандарта в формировании социальной сферы. Право граждан на социальное обслуживание. Сложности и специфика стандартизации социальных услуг в России: политическая, методологическая и теоретическая причина.

    курсовая работа , добавлен 04.03.2014

    Анализ качества оказания услуг в доме-интернате для престарелых. Принципы обеспечения качества социальных услуг. Осуществление мероприятий, направленных на социально-бытовую и трудовую реабилитацию инвалидов. Совершенствование методов обслуживания.

    дипломная работа , добавлен 21.11.2015

    Деятельность социальных служб, направленная на предоставление социальных услуг, осуществление социальной реабилитации и адаптации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. Качество услуги. Система качества учреждений социального обслуживания.

    презентация , добавлен 08.12.2013

    Социальная стандартизация в учреждениях по предоставлению услуг семье и детям. Исследование особенностей стандартизации социальных услуг государственных учреждений Ленинградской и Новосибирской областей. Анализ отличий социальных стандартов областей.

    дипломная работа , добавлен 27.08.2013

    Правовое регулирование оказания публичных услуг. Содержание политики государства в сфере публичных услуг. Социологический анализ взаимосвязи качества жизни и социальных услуг. Индикативное планирование как инструмент государственного регулирования.

    курсовая работа , добавлен 27.03.2013

    Изучение опыта оказания социальных услуг и организации социальных служб в Америке, Европе и Азии, управление ими. Формы и методы за рубежом, особенности применения их в практической работе в отечественных условиях. Анализ инновационных технологий.

    контрольная работа , добавлен 07.03.2016

    Понятие качества социальных услуг. Определение критериев и показателей оценки эффективности социального обслуживания. Система контроля за деятельностью подразделений и сотрудников учреждения. Основные факторы, влияющие на качество социальных услуг.

    Определенным этапом в предоставлении социальных услуг называют 60-е годы XX века, когда эта сфера развивалась особенно бурно. Именно этот период характеризовался интенсификацией промышленного развития, ускоренным процессом урбанизации и перемещением населения. Во многих странах Европы и Америки значительно были расширены возможности предоставления социальных услуг, расширена сеть лечебно-реабилитационных и образовательных учреждений.

    своей сути вся сфера предоставление услуг в социальной сфере превратилась в институт, действующий в системе общественных отношений - удовлетворение коллективных интересов, то есть защиту интересов всего общества в целом, одновременно не ущемляет интересов отдельного индивида. Предоставление социальных услуг тесно связана с таким понятием, как благосостояние человека и общества. Это понятие в наиболее общей форме может быть сформулирована как попытка создать общество, каждый член которого имел бы возможность реализовать свои потребности, развивался бы в соответствии с принятым этим обществом ценностей и был бы защищенным этим обществом от социальных и природных катаклизмов. Любая современная индустриально развитое государство имеет социально ориентированную экономическую политику, которая реализуется государственными, общественными, частными учреждениями.

    В конце 80-х годов в связи с экономическим кризисом, подход по развитию сферы социальных услуг несколько меняются. Ставка делается на социально-идеологически модель, которая была предложена либерально-консервативными политиками, в частности переход к смешанной формы предоставления социальных услуг, большую часть из которых должны оплачивать сами граждане. Несмотря на критику в отношении неэффективности и убыточности для рыночной экономики, никто из современных официальных политиков как на Западе, так и на Востоке не собирается (а точнее не в состоянии изменить мнение о том, что развитие социальных услуг является фактически стабилизатором общественной жизни, а их развитие - залог повышения качества жизни людей. В противном же случае современное общество потеряет признаки цивилизованности, условия для стабильного социального развития. Решение актуальных проблем, удовлетворения потребностей как личностных, так и общественных порождает новые потребности, новые проблемы, причем, как правило, более сложные и менее решаемые традиционными методами.

    Сфера предоставления социальных услуг внутренне противоречива: с одной стороны, она ориентирована экзистенциально помочь личности, стимулирует ее индивидуализацию, а с другой - не противоречить социальной политике государства, поддерживать социальный порядок в обществе.

    В научной литературе, освещая зарубежный опыт, выделяют различные экономические модели (их можно считать маркетинговыми) удовлетворение социальных потребностей - англосаксонская (или неоамериканская) и рейнская. Для обеих моделей социальные нормативы уровня и качества жизни человека и общества в целом являются ориентирами социально-экономического развития. Рыночность же экономики с ее определенными преимуществами - лишь путь к удовлетворению социальных потребностей человека. Такой подход был разработан немецкими учеными в середине XX века и реализован в Германии в виде "немецкого экономического чуда". Потом к такому пониманию экономических процессов присоединились другие государства. Преимущества такого подхода заключались в его основных принципах: опора на право и гарантии соблюдения прав для всех субъектов хозяйствования и всех слоев населения; равная возможность свободной занятости, реализация трудового и интеллектуального потенциала, и обеспечение на этой основе своих социальных потребностей; общая ответственность всех членов общества за его благополучие с солидарной заботой всех членов общества о тех, кто еще или уже не работает, на основе развитой системы социальной защиты; ответственность государства за выработку и соблюдение правил поведения на рынке, недопущения разрушительных действий рыночных сил (безработица, кризис, инфляция, противостояние богатых и бедных); признание системы социального партнерства как главного механизма достижения социального согласования и мира; ориентация на сохранение и развитие культурного, морального и духовного наследия народа.

    Однако эти принципы, реализуемые в различных регионах и странах, приобрели своих особих форм. При таких обстоятельствах появилась потребность в понятии, которое бы смогло вместить в себя своеобразие, и не потерять при этом всеобщность принципов, которые реализуются. Таким стало понятие "маркетинговой модели".

    Маркетинговая модель отражает различные исторические, географические, демографические, этнические ценности и другие особенности разных стран, но критериями отношение к такой модели является приоритетность в общей государственной политике социальных задач, обеспечивающих: социальную устойчивость и отсутствие социальных конфликтов в стране (регионе); доля населения, находящегося за чертой бедности, и не превышает уровень безработицы; уровень безработицы, не превышающий "естественной" уровень (до 5 %); дифференциацию населения по доходности на уровне природноекономічної (децильний коэффициент дифференциации на уровне не выше 1:10); продолжительность жизни в стране превышает среднемировой уровень. Учитывая эти аспекты, к первой модели относятся государства Северной Америки и Великобритания, а ко второй - "рейнской" - Германия, Австрия, Бельгия, Швейцария, Швеция и другие страны. К тому же следует заметить, что социальное направление сферы услуг не столько дань гуманизму, социуму и его проблемам, сколько объективная и более острая необходимость. Эта необходимость на этапе индустриального развития обуславливалась тем, что главные действующие лица экономического процесса - работодатели (собственники средств производства) вынуждены были понять и признать, что без удовлетворения социальных потребностей в полной мере, без предоставления высококачественных социальных услуг другим субъектам - наемными работникам - они не просто не в состоянии реализовать свой главный интерес - максимизация прибыли.

    Кроме того, экономика ХХ-ХХІ вв. - это экономика интеллекта и интеллектуальных технологий. Богатство от ума, а не от станков - такова новая парадигма и новая реальность экономики, такой есть "соль" новой экономики. В связи с этим, становится все более очевидным, что работодателям необходимо искать и умножувати, в первую очередь, интеллектуальной ресурс своего предприятия, "компании" и экономики в целом. А этот ресурс формируется, в отличие от станков, не экономикой, а социумом. Вся экономика, таким образом, становится зависимой от качества, интеллектуальности человеческого ресурса (к тому же главного!), а следовательно, становится заинтересованным в развитии сферы предоставления социальных услуг.

    Разделение на неамериканську и рейнскую модели предоставления социальных услуг является достаточно условным, потому что речь должна идти о модели инструментовки социальной политики, различных формах реализации концепций общественного и социального благосостояния. И природные циклы экономических колебаний вносят свои коррективы в состояние предоставления социальных услуг населению. За последние десятилетия социальная политика большинства европейских стран, начиная с Г. Рейгана в США и М. Тэтчер в Великобритании, имеет целью или поддержать на прежнем уровне или даже увеличить разрыв между бедными и богатыми. Особенно остро стала проблема занятости и ее соотношение с социальным обслуживанием в Швеции, Канаде, Испании, Индии и США.

    Экономический кризис стал причиной возвращения многих стран Западной Европы к консервативной социальной политики; концепция "государства всеобщего благоденствия" фактически была отброшена в Великобритании, Австралии, Новой Зеландии, Израиле и других странах. Новая социальная политика свела к минимуму ответственность общества за существование социальных проблем отдельного человека и была нацелена скорее на удовлетворение отдельных потребностей "ослабленных" групп населения, а не повышение качества жизни всех своих граждан.

    Направленность социальных услуг в значительной степени зависит от традиций. Например, традиция индивидуализма и ее антипод - традиция сотрудничества породила различные восприятия моделей удовлетворение социальных потребностей в США и Швеции. Традиции родства и родственных связей являются характерными для большинства систем снабжения социальных услуг, но в некоторых странах, особенно в тех странах (Иран, Китай, Индия), они являются базовыми в их организации. Например, социальные услуги в частных стационарах, санаториях и частное обслуживание на дому людей пожилого возраста является распространенной практикой в развитых странах Запада и пока не является показательной в азиатских странах, где люди преклонного возраста имеют традиционно высокий авторитет в системе родственных связей и забота о них - дело исключительно семьи, а не отдельных организаций или учреждений.

    Во всех странах мира, за исключением (Швеции, Финляндии, Исландии), система социальных услуг финансируется практически по остаточному принципу. В настоящее время в странах мира является распространенной смешанная модель предоставления таких услуг: в Германии, Франции, Швеции, Канаде, Бразилии функционируют дополняя друг друга государственные, неправительственные, некоммерческие и частные социальные службы; в США и Великобритании приоритет в области социального обслуживания принадлежит общественным, частным и коммерческим службам, количество которых постоянно увеличивается.

    Как уже отмечалось, социальная политика государства определяет приоритетные сферы социальных услуг и является фактической реализацией социальных устремлений и социальных интересов групп и отдельного индивида. Эти приоритеты меняются в зависимости от конкретных условий социально-экономического развития того или иного государства.

    Так, в Германии стержнем в понимании и предоставлении социальных услуг является социальность государства, концепция которого возникла после Второй мировой войны и которая понимается как забота государства о том, чтобы "предоставить экономической реальности человеческое лицо и социальную справедливость". Следует отметить, что социальная политика в Конституции воссоздана "не в милосердной популярности определенного подояння, а выступает как результат заботы социального государства". Кстати, это означало коренное возвращение в понимании социальной политики в целом в истории различных стран мира.

    Забота государства по удовлетворению потребностей человека отразилась в представлении о конкуренции как добросовестное рыночное соперничество. Такая политика закрепилась целым рядом законов: антикартельним, о товарном знаке, о патентах, о недопущении недобросовестной конкуренции, гарантии качества товара и т.д. Составной частью германской модели социальной политики является прочный правовой защите сотрудников. И, прежде всего, это тарифная автономия. Конституция Германии содержит общие положения о свободе выбора профессии и рабочего места также гарантирует свободу заключения тарифных соглашений. Это означает тарифную автономию, которая связана с отсутствием прямого государственного вмешательства в договоренности по поводу хозяйствования и условий труда. В соответствии с Законом о тарифах и некоторым другим законодательным актам, субъектами тарифных договоренностей являются профсоюзы и работодатели или их объединения. В случае, когда отсутствуют такие договоренности, федеральное министерство труда и социального обеспечения определяет обязательные для всех тарифные условия, на основе этого всем работникам в отрасли определяется обязательная "зарплата по тарифу".

    Закон о труде предусматривает предоставление государством услуг по переподготовке и повышению квалификации. Такие меры означают участие государства в формировании и накоплению человеческого капитала, а через него - способствуют росту жизненного уровня рабочего.

    Гарантией получения необходимых социальных услуг является обязательное социальное страхование. В немецкой модели в него входят: пенсионное страхование, страхование в случае болезни, страхование по безработице, а также минимум социальной помощи.

    По принципам "рейнской" модели предоставляются социальные услуги в Австрии.

    В этой стране была основана одна из самых прогрессивных социальных систем. Все работающие и их семьи застрахованы от рисков, социальный баланс между бездетными и семьями с детьми осуществляется за счет единого страхования и по сей день.

    Общий закон о социальном страховании закрепил социальные права трудящихся. С принятием закона были выполнены три важнейших задачи: кодификация социального права, его "австрифікація" после периода национал-социалистского господства и оккупации и, наконец, ряд улучшений уже достигнутых условий, например, появилась свобода выбора врача, тринадцатая зарплата и надбавка к заработной плате пенсионеров.

    В 50-х годах происходит срочном реформировании социальных услуг для людей пожилого возраста. Это означало, что для этих учреждений необходимо найти новую модель при обслуживании таких людей. Примерами для реорганизации послужили датские и шведские дома престарелых, где проживающие получали свое собственное жилье. В 1960 г. основана попечительский совет венских домов для пенсионеров. В 1997 г. дома для пенсионеров были переименованы в жилые дома для пенсионеров. При участии социальных служб люди преклонного возраста имеют возможность дольше оставаться в доме. Кроме того, в этих учреждениях появились пункты помощи.

    Прогрессивный маркетинговый подход в удовлетворении социальной потребности в жилье превратили столицу Австрии - Вену - в крупнейшего и самого успешного коммунального хозяина в Европе.

    К концу XIX века рабочие слои населения жили в казармах временем в абсолютно неприемлемых условиях. Для решения проблемы на рубеже столетий предпринимались попытки строительства первых жилых домов для рабочих. Для того, чтобы покончить с нищетой в перенаселенных кварталах, местный совет 21 сентября 1923 г. впервые принял пятилетнюю программу строительства жилья, что предусматривает строительство 25 тыс. квартир за счет налоговых отчислений.

    В современных условиях приоритет отдан строительству так называемых "суперблоків" с такими интегрированными сооружениями коллективного пользования, как централизованные прачечные, детские сады, женские консультации, народные библиотеки, залы для проведения мероприятий и собраний, мастерские, торговые помещения и потребительские кооперативы. Все это имело, конечно, сильны политические мотивы, что позволило в течение десяти лет построить около 65 тыс. новых квартир.

    На сегодняшний день ежегодно ведется строительство 5 тыс. новых квартир, проводится санация старых. Данные меры не столько направлены на повышение качества жизни, сколько представляют собой важный фактор, что позволяет решить проблему занятости населения: строительные работы, проведенные в Вене, позволяют дополнительно создать более 20 тыс. рабочих мест в год.

    В одном другом крупном городе Европы не существует такого соотношения между предложением квартир и количеством жителей, как в Вене и, наверное, именно по этой причине арендная плата за жилье в Вене не превышает среднеевропейские показатели. Ввод общих государственных пособий для покрытия расходов по найму жилых помещений позволило городу сделать важный шаг в направлении к социальной справедливости. Семьи, проживающие в арендованных квартирах и домах, могут получать государственную помощь. В целом около 62 тыс. венских семей получают помощь на аренду жилья и помощь молодым семьям.

    Из 1,6 миллиона жителей, проживающих в Вене, каждый четвертый живет в коммунальных домах. Всего в столице насчитывается около 220.000 коммунальных квартир. Таким образом, город является крупнейшим "домоуправлінням" в Европе. Ежегодно в Вене распределяются около 10 тыс. коммунальных квартир. С 1994 г. была заново отстроена примерно треть квартир (68.842 квартиры). Больше половины этих коммунальных зданий в период с 1994 по 2005 гг. были отремонтированы и благоустроены, если говорить цифрами, то речь идет о 2522 домах с 122 тыс. квартирами. Расходы на санацию составили € 2,9 млрд. В целом в Вене в период с 1994 года в современное строительство жилья вложено почти € 5 млрд (4,829 миллиарда).

    В будущем Вена также предложит помощь всем нуждающимся.

    В 2000 г. в Вене социальную помощь получили около 41700 человек. Через четыре года помощь получили уже более 75700 человек, то есть на 82 % больше! Это количество продолжает расти, причем непропорционально увеличивается количество людей, что, помимо низкого дохода (пособие по безработице, пенсия и т. д.) получают социальную помощь. Такая ситуация прежде всего связана с ростом безработицы (особенно длительного) и обострением социальной ситуации в федеральной сфере.

    Переломным моментом в сфере социального обеспечения в Вене можно считать включение в "Социального фонда Вены" таких сфер, как уход за престарелыми, помощь инвалидам, бездомным, что было реализовано во время пребывания на посту советника по здравоохранению и социальному обеспечению Ренате Браунер.

    С помощью "Социального фонда Вены" и отделений магистрата были созданы оптимальные организационные структуры с мстою поддержки в Вене в ближайшие годы высоких социальных стандартов.

    В будущем повсеместные социальные центры вполне заменят нынешние социальные отделения и представительства по социальной работе. Новые учреждения предлагают как материальную помощь (социальную помощь), так и личную помощь (консультация, социальное обслуживание и социальная работа). На данный момент социальные центры Вены помогают около 48000 гражданам, это 31,5 тыс. домашних хозяйств. Дополнительно собственно "Сервисное отделение социальной службы" предлагает оперативную помощь и предоставление информации по вопросам получения социальной помощи для всех людей, имеющих финансовые проблемы.

    Ежегодно около 22 тыс. жителей Вены обращаются к услугам амбулаторных социальных служб. Вид и объем социальных услуг зависит от индивидуальных потребностей. На основании амбулаторного подхода в городе существует активная поддержка людей пожилого возраста, что позволяет им как можно дольше оставаться в ближайшем для них окружении, жить в собственной квартире.

    Чтобы нуждающиеся люди или их близкие могли без препятствий получить информацию об условиях обслуживания, в Вене существует восемь центров здоровья и социальной поддержки. Ежегодно выявляется около 30 тыс. информационных и консультационных услуг, а также около 4,5 млн. индивидуальных услуг, начиная от ухода за больными на дому и заканчивая доставкой еды.

    Компетентным центром, где сосредоточены все предложения по предоставлению социальных услуг в Вене, есть новая центральная сервисная служба "Прием в дома для проживания и ухода" на Гульгассе. С помощью данной сервисной службы обеспечивается легкий доступ ко всем частным и городским учреждениям по уходу и социальном обслуживании населения.

    Семь государственных центров и восемь частных центров является важной составной частью социального обслуживания людей пожилого возраста в Вене, для того чтобы они как можно дольше смогли находиться в привычном для них окружении. Таким образом снимается и чрезмерная нагрузка из близких, занимающихся уходом за ними. В дневных центрах ежедневно обслуживаются около 350 жителей Вены.

    Дипломированные специалисты в области здравоохранения и ухода за больными оказывают услуги на дому больными людям и инвалидам различных возрастных категорий. Такая услуга является бесплатной в течение 28 дней с момента предписания врача. Если есть необходимость в уходе за больным на время, что выходит за рамки данного срока, то финансирование происходит не за счет социального страхования, а согласно закрепленных тарифов. На основании новых правил все жители Вены имеют одинаковые критерии доступа к услугам по уходу на дому, и, кроме того, гарантируется высокое качество предоставления такого вида услуг.

    Международный опыт предоставления социальных услуг убедительно свидетельствует о том, что для всех стран характерны общие стратегические проблемы социального развития, которые решаются в каждой стране по-разному, а действующая система маркетинга социальных услуг является залогом социального благополучия, высоких жизненных стандартов социума. Социальный институт маркетинга социальных услуг является необходимой, неотъемлемой частью общественного устройства современного общества, на каком бы уровне социально-экономического развития оно не находилось.