Финансы. Налоги. Льготы. Налоговые вычеты. Госпошлина

Организация наделенная отдельными государственными полномочиями. Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями и государственный контроль за их осуществлением

Наделение органов местного самоуправления государственными полномочиями может осуществляться в двух формах: во-первых, передача; во-вторых, делегирование.

Передача - способ регулирования полномочий органа местного самоуправления, предусматривающий исключение полномочия государственного органа из его компетенции и включение этого полномочия в компетенцию органа местного самоуправления.

Делегирование - это разовое предоставление государственным органом принадлежащего ему права решения какого-либо вопроса органам местного самоуправления.

Процесс наделения органов местного самоуправления государственными полномочиями должен соответствовать следующим основным требованиям, определенным в пунктах 1 -5 и 7 ст. 19 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»:

1) осуществляется только в соответствии с федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации, но при условии, что второй не противоречит первому по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов;

2) распространяется только на органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, если иное не установлено федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации;

3) может предусматривать неограниченный либо определенный срок действия;

4) предусматривает финансовое обеспечение только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов, а также право органов местного самоуправления дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий;

5) соответствующие положения федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации вводятся в действие ежегодно соответствующими законами о бюджете на очередной финансовый год при условии, если в них предусмотрено предоставление субвенций на осуществление указанных полномочий;

6) признанное в судебном порядке несоответствие федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, иных нормативных правовых актов Российской Федерации указанным требованиям является основанием для отказа от исполнения данных полномочий.

В пункте 6 статьи 19 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определены обязательные требования, предъявляемые к законам, предусматривающим наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями. В частности, такие законы должны содержать:

1) вид или наименование муниципального образования, органы местного самоуправления которого наделяются такими полномочиями;


2) перечень прав и обязанностей органов местного самоуправления, органов государственной власти при их осуществлении;

3) способ (методику) расчета нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации для осуществления государственных полномочий, включая федеральные или региональные государственные минимальные социальные стандарты;

4) перечень подлежащих передаче в пользование и (или) управление либо в муниципальную собственность материальных средств, необходимых для осуществления таких полномочий, передаваемых органам местного самоуправления, или порядок определения данного перечня;

5) порядок отчетности органов местного самоуправления об осуществлении переданных им отдельных государственных полномочий;

6) порядок осуществления органами государственной власти контроля за осуществлением таких полномочий и наименования органов, осуществляющих указанный контроль;

7) условия и порядок прекращения осуществления органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий.

В статье 20 этого Закона определяются также требования, предъявляемые к деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления по осуществлению отдельных государственных полномочий.

1. При ее осуществлении в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, в пределах своей компетенции органы государственной власти вправе издавать обязательные для исполнения органами местного самоуправления нормативные правовые акты и осуществлять контроль за их исполнением.

2. Органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

Государственный койШроль за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий согласно статье 21 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривает в том числе:

Право органов государственной власти контролировать использование предоставленных на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств;

Обязанности органов и должностных лиц местного самоуправления предоставлять уполномоченным государственным орга- i нам документы, связанные с осуществлением таких полномочий;

Право уполномоченных государственных органов давать обя- i зательные для исполнения письменные предписания органам и должностным лицам местного самоуправления по устранению нарушений, выявленных в процессе исполнения теми государственных полномочий. Указанные предписания могут быть обжалованы в судебном порядке.

Понятие и развитие правовых основ местного самоуправления

24 Местное самоуправление - это «организация власти на местах, предполагающая самостоятельное решение населением вопросов местного значения». Реальное и эффективное местное самоуправление возможно лишь при наличии определенных предпосылок и условий, которые в своей совокупности составляют основы местного самоуправления. Одной из таких важнейших основ является правовая основа местного самоуправления.

Правовая основа местного самоуправления представляет собой систему нормативных правовых актов обеспечивающих эффективное регулирование вопросов организации и деятельности местного самоуправления в Российской Федерации. Правовую основу местного самоуправления в Российской Федерации составляют:

Европейская хартия местного самоуправления; Конституция Российской Федерации;

федеральные законы, акты Президента и Правительства Российской Федерации;

конституции, уставы, законы субъектов Российской Федерации; уставы и другие нормативные правовые акты муниципальных образований, регулирующие вопросы организации и деятельности местного самоуправления.

Развитие:

Первый период связан с началом формирования правовой основы местного самоуправления в Российской Федерации. Именно в 1990-1991 гг. происходит переход к новым принципам организации местной власти, принимаются первые законы о местном самоуправлении (Закон СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР» и Закон РСФСР «О местном самоуправлении в РСФСР»). Соответствующие изменения вносятся в союзную Конституцию и Конституцию РСФСР.

Российский закон в отличие от союзного ввел в понятие местного самоуправления такой важный его признак, как собственная ответственность населения, берущего на себя право самостоятельного решения вопросов местного значения.

Закон использовал также понятие «муниципальная собственность», в то время как союзный - понятие «коммунальная собственность». Местное самоуправление в соответствии с ним осуществлялось в границах районов, городов, районов в городах, Поселков, сельсоветов, сельских населенных пунктов, т. е. в границах административно-территориальных единиц.

Российский закон предполагал формирование местного самоуправления на основе сложившейся структуры местной советской власти, сохраняя при этом главенствующую роль местного Совета в системе местного самоуправления, двойное подчинение местных органов управления, право вышестоящих Советов отменять противоречащие законодательству решения местных Советов.

31 марта 1992 г. был подписан Федеративный договор, который стал составной частью Конституции РФ. Договор относил установление общих принципов организации местного самоуправления к совместному ведению федеральных органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти ее субъектов. Края, области, автономная область, автономные округа и города федерального значения получили право осуществлять собственное правовое регулирование вопросов местного самоуправления в пределах своей компетенции в соответствии с федеральным законодательством. За республиками в составе Российской Федерации признавалось право принимать по данным вопросам законы и иные правовые акты.

Второй период развития правовой основы местного самоуправления связан с начавшимся осенью 1993 г. процессом реформирования системы местного самоуправления, сложившейся на основе реализации Закона РСФСР «О местном самоуправлении в РСФСР».

Правовой основой реформирования местного самоуправления послужили указы Президента РФ по вопросам местного самоуправления, изданные в рамках его полномочий, которые были определены Указом от 21 сентября 1993 г. № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федераци1, указами Президента РФ от 9 октября 1993 г. № 1617 «О реформе представительных органов власти и органов местного самоуправления в Российской Федерации»2 и от 26 октября 1993 г. № 1760 «О реформе местного самоуправления в Российской Федерации»3 деятельность местных Советов была прекращена, их функции возлагались на местную администрацию. Органам государственной власти субъектов Федерации было рекомендовано осуществлять реформу местного самоуправления в соответствии с положениями Указа от 26 октября 1993 г.

Процесс реформирования местного самоуправления изменил основы организации местного самоуправления. Существенным образом изменился характер взаимодействия пред-ставительного органа местного самоуправления и главы администрации, который стал именоваться главой местного самоуправления. По существу, утвердился приоритет местной администрации в ее взаимоотношениях с представительным органом местного самоуправления.

Указы Президента РФ послужили правовой базой для принятия субъектами Федерации соответствующих правовых актов по местному самоуправлению.

Складывалась ситуация, когда формируемая система местного самоуправления не в полной мере соответствовала конституционной модели местного самоуправления. Это положение усугублялось отсутствием федерального закона о местном самоуправлении.

В принятом Законе об общих принципах организации местного самоуправления нашли отражение, по существу, положения из всех трех вариантов проекта закона: он явился своеобразным компромиссом, хотя за основу Государственной Думой был принят один из депутатских проектов.

Третий период развития правовой основы местного самоуправления связан с принятием Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». 28 августа 1995 г. он был подписан Президентом РФ и 1 сентября 1995 г. - со дня своего официального опубликования - вступил в силу. Начался новый этап в развитии правовой основы местного самоуправления.

В 1996 г. был принят Федеральный закон «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления», который призван обеспечить проведение муниципальных выборов, в случаях если: а) законо-дательным (представительным) органом субъекта Федерации не принят закон, устанавливающий порядок проведения муниципальных выборов; б) не принят устав муниципального образования; в) отсутствует выборный представительный орган местного самоуправления, а также в других случаях, затрудняющих проведение муниципальных выборов. Законом установлено право суда назначать по заявлению прокурора, или жалобе граждан, или жалобам общественных объединений дату муниципальных выборов, если они не проводятся в срок, предусмотренный заключительными и переходными положениями Федерального за-кона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Федеральный закон об общих принципах организации местного самоуправления 1995 г., основываясь на конституционных положениях, разграничил полномочия органов государственной власти (федеральных и субъектов Федерации) в области местного самоуправления, определяя тем самым их роль в развитии правовой основы местного само-управления.

После вступления в силу Федерального закона 1995 г. был принят ряд федеральных законов, развивающих его положения: «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» (1997 г.); «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» (1998 г.) и др.

В соответствии с Законом 1995 г. на федеральном уровне (с учетом федеративного устройства нашего государства) должны были устанавливаться общие принципы организации местного самоуправления, его основы, а также система федеральных гарантий прав местного самоуправления, прав граждан на его осуществление.

Основная тяжесть правового регулирования вопросов местного самоуправления на основе федерального законодательства возлагалась в целом на субъекты Федерации.

В субъектах Федерации в развитие федерального законодательства о местном самоуправлении принимались следующие законы: о местном самоуправлении; о муниципальных выборах; о местном референдуме; об основах территориального общественного самоуправления; о порядке отзыва выборных должностных лиц местного самоуправления; об основах статуса выборных должностных лиц местного самоуправления; о порядке образования и преобразования муниципальных образований; о государственной регистрации уставов муниципальных образований; о порядке наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями; о муниципальной службе и многие другие законодательные акты.

Свой вклад в формирование правовой основы местного самоуправления в соответствии с законом вносят муниципальные образования. Нормативные правовые акты по вопросам организации и осуществления местного самоуправления принимают органы и должностные лица местного самоуправления (положение о порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью и др.), а также население (на местном референдуме, сходе). В соответствии с Законом об общих принципах организации местного самоуправления 1995 г. наименование и виды правовых актов органов и должностных лиц местного самоуправ-ления, полномочия по изданию указанных актов, порядок их принятия и вступления в силу должны были определяться уставом в соответствии с законом субъекта Федерации (ст. 19).

Начало четвертому этапу развития правовой основы местного самоуправления положило принятие нового Федерального закона от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Осуществляемое на его основе реформирование местного самоуправления представляет собой часть реализуемого федерального плана мероприятий, направленного на создание наиболее оптимального механизма функционирования публичной власти в государстве. В системе этих мер отчетливо прослеживается тенденция к правовому закреплению общих для всей системы публичной власти принципов ее организации и деятельности, к определенной унификации всех ее основных элементов, а также к централизации в определенных сферах функционирования институтов публичной власти. В основе этой тенденции - стремление добиться не только согласованного функционирования всех органов публичной власти в государстве, но и жестко разграничить полномочия, ресурсы и ответственность каждого тер-риториального уровня власти в государстве.

25. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления.

К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления относятся:

правовое регулирование вопросов организации местного самоуправления в субъектах Российской Федерации в случаях и порядке, установленных настоящим Федеральным законом;

правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и их должностных лиц в области местного самоуправления в случаях и порядке, установленных федеральными законами;

правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления по предметам ведения субъектов Российской Федерации, а также в пределах полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;

правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, которыми органы местного самоуправления наделены законами субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

2. Осуществление исполнительно-распорядительных и контрольных полномочий органами государственной власти субъектов Российской Федерации в отношении муниципальных образований и органов местного самоуправления допускается только в случаях и порядке, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.

3. В случае противоречия конституции (устава), закона, иного нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, регулирующих вопросы организации местного самоуправления и устанавливающих права, обязанности и ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону и другим федеральным законам применяются Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы.

26. Уставы муниципальных образований: содержание, порядок принятия и регистрации.

Основным нормативным правовым актом муниципального образования является его устав. Устав регулирует отношения, которые касаются всех сфер жизни местного самоуправления.

1) наименование муниципального образования;

2) перечень вопросов местного значения;

3) формы, порядок и гарантии участия населения в решении вопросов местного значения, в том числе путем образования органов территориального общественного самоуправления;

4) структура и порядок формирования органов местного самоуправления;

5) наименования и полномочия выборных и иных органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления;

6) виды, порядок принятия (издания), официального опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных правовых актов;

7) срок полномочий представительного органа муниципального образования, депутатов, членов иных выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, а также основания и порядок прекращения полномочий указанных органов и лиц;

8) виды ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, основания наступления этой ответственности и порядок решения соответствующих вопросов, в том числе основания и порядок отзыва населением выборных должностных лиц местного самоуправления, досрочного прекращения полномочий выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления;

9) порядок формирования, утверждения и исполнения местного бюджета, а также порядок контроля за его исполнением;

10) порядок внесения изменений и дополнений в устав муниципального образования.

В то же время законодательство устанавливает, что уставом муниципального образования регулируются и иные вопросы организации местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ. Главное и единственное требование к уставам - их соответствие Конституции РФ, федеральному и региональному законодательству.

Имея всеобъемлющий характер, устав, тем не менее, не может и не должен детально регулировать все общественные отношения, складывающиеся на территории муниципального образования. Более детальная регламентация осуществляется посредством принятия других муниципальных правовых актов, необходимых для реализации устава. Устав выступает в качестве основы такого рода нормотворчества. Характерной особенностью уставов является также и то, что они представляют собой правовые акты, посредством которых фиксируется правовой статус муниципальных образований (предметы ведения, права, обязанности органов местного самоуправления и т.д.).

Устав муниципального образования принимается представительным органом муниципального образования, а в поселениях с численностью жителей, обладающих избирательным правом, менее 100 человек - населением непосредственно на сходе граждан. Закон от 28 августа 1995 г. наделил муниципальные образования правом самостоятельно решать вопрос о том, как принимать устав: представительным органом, на референдуме, сходе. Очевидно, что правовые возможности населения по непосредственному принятию устава резко сокращены.

Проект устава муниципального образования, проект акта о внесении изменений и дополнений в устав не позднее чем за 30 дней до дня их рассмотрения подлежат официальному опубликованию (обнародованию) с одновременным опубликованием (обнародованием) установленного представительным органом местного самоуправления порядка учета предложений по ним, а также порядка участия граждан в их обсуждении.

Устав муниципального образования, акт о внесении изменений и дополнений в устав принимаются большинством в 2/3 голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования.

Устав муниципального образования, акт о внесении изменений и дополнений в устав подлежат государственной регистрации в органах юстиции в порядке, установленном федеральным законом. Основаниями для отказа в государственной регистрации устава муниципального образования, акта о внесении изменений и дополнений в устав могут быть: 1) противоречие устава Конституции РФ, федеральным законам, принимаемым в соответствии с ними конституциям (уставам) и законам субъектов РФ; 2) нарушение установленного федеральным законом порядка принятия устава, акта о внесении изменений и дополнений в устав.

Отказ в государственной регистрации устава муниципального образования, акта о внесении изменений и дополнений в устав, а также нарушение установленных сроков государственной регистрации устава муниципального образования, акта о внесении в устав изменений и дополнений могут быть обжалованы гражданами и органами местного самоуправления в судебном порядке.

Устав муниципального образования, акт о внесении в устав изменений и дополнений подлежат официальному опубликованию (обнародованию) после их государственной регистрации и вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

Изменения и дополнения, внесенные в устав муниципального образования и изменяющие структуру органов местного самоуправления, полномочия органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления, вступают в силу после истечения срока полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего муниципальный правовой акт о внесении в устав указанных изменений и дополнений.

Все эти особенности делают уставы муниципальных образований носителями наиболее значимых ценностей муниципальной демократии.

27. Территориальные основы местного самоуправления. Понятие и основные принципы территориальной организации местного самоуправления.

Территориальные основы местного самоуправления в РФ - это совокупность установленных Конституцией РФ и федеральными законами правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе территориальной организации местного самоуправления.

Территориальные основы местного самоуправления определяют:

Принципы территориальной организации местного самоуправления;

Понятие, виды и состав территории муниципальных образований;

Порядок установления и изменения границ муниципальных образований.

Территориальные основы местного самоуправления закреплены в нормах главы 8 Конституции РФ, главы 2 ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», главы 15 Земельного кодекса РФ от 25.10.01 г., ФЗ РФ «О статусе наукограда в РФ» от 07.04.99 г., закона РФ «О закрытом административно-террриториальном образовании» от 14.07.92 г. и др.

Принципы территориальной организации местного самоуправления в РФ:

1. Территориальный: местное самоуправление должно осуществляться на всей территории РФ. С этой целью статусом муниципального образования наделяются: городские и сельские поселения; муниципальные районы; городские округа, а также внутригородские территории городов федерального значения, закрытые административно-территориальные образования, наукограды и приграничные территории.

На территории муниципального образования (кроме города) могут быть расположены другие муниципальные образования. При этом подчиненность одного муниципального образования другому не допускается.

2. Поселенческий: местное самоуправление в Российской Федерации строится на основе муниципальных образований. Давая оценку этому положению, Конституционный Суд РФ признал, что федеральное законодательство связывает формирование местного самоуправления с.существующим территориальным делением субъекта Федерации на населенные пункты и административные единицы. Порядок образования, преобразования или упразднения муниципальных образований, становления и изменения их границ и наименования определяется законами субъектов Федерации.Изменение границ муниципальных образований осуществляется с учетом мнения населения (ч. 2 ст. 131 Конституции РФ).

3. Демографический: Закон 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» не принимал в рассмотрениедемографические показатели при создании муниципальных образований. Он устанавливал, что население городских и сельских поселений независимо численности не может быть лишено права на осуществление местного самоуправления.

Федеральный закон 6 октября 2003 г., формально не закрепляя положение о реализации права на самоуправление вне зависимости от численности населения, фактически допускает организацию местного самоуправления на самых разных по своим демографическим характеристикам территориях. Указывается, что муниципальным образованием может быть поселение с численностью жителей, обладающих избирательным правом, менее 100 человек. Поселениями, а в контексте названного Федерального закона муниципальными образованиями, могут быть территории с численностью проживающих менее 1 тыс. человек; от 1 тыс. до 10 тыс. человек; от 10 до 30 тыс. чело-нок; от 30 до 100 тыс. человек; от 100 до 500 тыс. человек; свыше 500 тыс. человек.

28. Понятие и виды муниципальных образований по Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» № 131-ФЗ

Муниципа́льное образова́ние - территория, в границах которой совместно с государственным управлением разрешено местное самоуправление для решения только местных вопросов. Такое местное самоуправление осуществляется непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления в целях решения вопросов местного значения.

Виды муниципальных образований

Местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации. Территориальную основу местного самоуправления составляют муниципальные образования.

В Российской Федерации существуют 5 видов муниципальных образований, которые функционируют на двух уровнях:

Муниципальный район - несколько городских и/или сельских поселений

Сельское поселение - один или несколько сельских населенных пунктов

Городское поселение - один город или поселок городского типа с прилегающими населенными пунктами сельского или городского типа

Городской округ - городское поселение, не входящее в состав муниципального района

Внутригородская территория города федерального значения - часть территории города федерального значения (Москвы или Санкт-Петербурга).

Границы и статус муниципальных образований установлены в 2003-2005 годах в рамках муниципальной реформы. Порядок изменения границ и преобразования муниципальных образований установлен Федеральным законом.

29. Установление и порядок изменения границ и преобразования муниципальных образований

§ 4. Установление и изменение границ муниципальных образований

Установление территории и границ - необходимый этап процесса образования и преобразования муниципальных образований. Он может быть составным элементом процедуры государственной регистрации уставов муниципальных образований, поскольку последние в собственных уставах описывают свои границы и раскрывают состав своей территории. При регистрации устава муниципального образования регистрирующий орган проверяет законность и этого фрагмента устава. Однако регистрирующий орган не вникает в вопросы целесообразности и не способен в рамках процедуры регистрации выверить правильность документального закрепления границ муниципального образования. Тем более на этом этапе сложно согласовать интересы сопредельных муниципальных образований в вопросе о территориальном размежевании между ними. Поэтому субъекты Федерации должны еще законодательно закреплять установление и изменение территории и границ муниципальных образований при образовании, преобразовании (объединении, разделении, присоединении, выделении, приобретении (утрате) части населенной территории), упразднении муниципальных образований, а также при приобретении либо утрате ими части ненаселенной территории. Идеальный вариант - законодательное установление территории и границ муниципального образования до акта регистрации его устава.

Понятие установления, изменения границ муниципальных образований. Территорию муниципального образования составляют земли городских, сельских населенных пунктов, поселений, прилегающие к ним земли общего пользования, рекреационные зоны, земли, необходимые для развития поселений, и другие земли в границах муниципального образования независимо от форм собственности и целевого назначения. Территория муниципального образования должна быть единой и не может состоять из территориально не связанных друг с другом частей. При определении территории муниципального образования желательно сохранять целостность земельного участка, принадлежащего одному землепользователю. Установление и изменение территории муниципального образования производятся с учетом исторических и иных местных традиций.

Границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются законами субъектов Федерации в соответствии с требованиями федерального законодательства.

Изменение границ муниципального образования осуществляется по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъекта Федерации, федеральных органов государственной власти. Инициатива населения об изменении границ муниципального образования реализуется в порядке, установленном для выдвижения инициативы проведения местного референдума. Инициатива органов местного самоуправления, органов государственной власти об изменении границ муниципального образования оформляется решениями соответствующих органов местного самоуправления, органов государственной власти.

Изменение границ муниципальных районов, влекущее отнесение территорий отдельных входящих в их состав поселений и (или) населенных пунктов к территориям других муниципальных районов, или изменение границ поселений, влекущее отнесение территорий отдельных входящих в их состав населенных пунктов к территориям других поселений, осуществляется с согласия населения данных поселений и (или) населенных пунктов. Согласие населения выявляется путем голосования, предусмотренного ст. 24 Закона от 6 октября 2003 г., либо на сходах граждан с учетом мнения представительных органов соответствующих муниципальных образований.

Изменение границ муниципальных районов и поселений, не влекущее отнесения территорий отдельных входящих в их состав поселений и (или) населенных пунктов соответственно к территориям других муниципальных районов или поселений, осуществляется с учетом мнения населения, выраженного представительными органами соответствующих муниципальных районов и поселений.

В соответствии с ч. 2 ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями. Следовательно, в компетенцию органов местного самоуправления, помимо вопросов местного значения, могут входить и отдельные государственные полномочия, которые им передаются государством.

На практике при наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в соответствующих нормативных актах обычно не указывается, что эти полномочия являются государственными, следовательно, возникают споры по поводу их финансирования. В соответствии с Законом о местном самоуправлении 2003 г. при определении, относится ли конкретное полномочие, возложенное на орган местного самоуправления, к государственным или нет, необходимо руководствоваться ст. 14-16, которые устанавливают перечень вопросов местного значения. Если указанное полномочие входит в один из вопросов местного значения для данного типа муниципального образования, оно является муниципальным, в противном случае -государственным и требует отдельного финансирования.

На практике субъекты РФ чаще всего передают органам местного самоуправления полномочия в сфере:

1) государственной регистрации актов гражданского состояния;

2) лицензирования розничной продажи алкогольной продукции;

3) лицензирования деятельности по заготовке, переработке и реализации лома цветных и черных металлов;

4) лицензирования образовательной деятельности муниципальных образовательных учреждений;

5) совершения нотариальных действий;

6) назначения и выплаты компенсационных выплат;

7) ведения государственного градостроительного кадастра и мониторинга объектов градостроительной деятельности;

8) медико-социальной экспертизы;

9) установления значений отдельных корректирующих коэффициентов для расчета единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности;

10) порядка пользования отдельными природными ресурсами;

11) формирования и организации деятельности административных комиссий на территориях субъектов РФ и т.д.

Поскольку передача отдельных государственных полномочий должна в обязательном порядке сопровождаться выделением бюджетных средств, вступление в силу соответствующих положений возможно только с началом нового финансового года.

3.Административное право: предмет, метод, источники.

Административное право - самостоятельная отрасль правовой системы России, которая отличается от других прежде всего по предмету и методу правового регулирования. Административное право призвано регулировать особую разновидность общественных отношений, главным признаком которых является то, что они возникают, развиваются и прекращаются в сфере государственного управления, т.е. в связи с организацией и функционированием системы исполнительной власти.

Исполнительная власть и ее органы выполняют огромный объем работы в сфере управления государственными делами. Поэтому в российском законодательстве и юридической литературе для определения сферы действия административного права используются такие близкие по смыслу понятия как исполнительная власть, государственное и муниципальное управление, государственная администрация, административная власть. Все они обозначают понятие, которое складывается из трех основных компонентов. Это: 1) управленческий аппарат (совокупность служащих, административных органов); 2) исполняемая им деятельность (административная, исполнительно-распорядительная) и 3) используемая им при этом власть.

Таким образом, административное право регулирует отношения, возникающие в ходе формирования и функционирования государственной администрации, оно обслуживает сферу государственного и муниципального управления.

Административно-правовое регулирование производится посредством:

а) упорядочения, закрепления, совершенствования существующих общественных отношений;

б) формирования новых общественных отношений, соответствующих объективным законам развития общества, положениям Конституции РФ;

в) охраны общественных отношений, регулируемых нормами административного и других отраслей права;

г) вытеснения из сферы государственного управления общественных отношений, не соответствующих интересам граждан, общества, государства.

Под понятием государственной администрации главным образом подразумеваются: а) властная деятельность аппарата управления, исполнительно-распорядительных органов; б) внутриорганизационная деятельность руководителей иных государственных и муниципальных органов (премьер-министра, прокуроров, председателя суда); г) деятельность судей при рассмотрении ими мелких дел (о мелком хулиганстве, неповиновении и т.п.), предполагающих реализацию не судебной, а административной власти; г) деятельность иных формирований, осуществляющих административный контроль на основании предоставленных им государством полномочий.

Содержание деятельности органов управления весьма разнообразно. Осуществляя свои функции, исполнительная власть вступает в определенные взаимоотношения с гражданами, юридическими лицами, общественными организациями, регулируя таким образом деятельность обеих сторон связей: как управляющих, так и управляемых. Примером тому служат правила дорожного движения, санитарные нормы и т.п. Иногда функции управления могут быть столь специфичны, что регламентируются нормами не административного, а других отраслей права, например, трудового, уголовно-процессуального, финансового.

Глава 4. НАДЕЛЕНИЕ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

ОТДЕЛЬНЫМИ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ПОЛНОМОЧИЯМИ

Статья 19. Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями

1. Полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.

2. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается.

(в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 258-ФЗ)

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации допускается, если это не противоречит федеральным законам.

3. Отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления органам местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов и органами местного самоуправления городских округов, если иное не установлено федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.

4. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями на неограниченный срок либо, если данные полномочия имеют определенный срок действия, на срок действия этих полномочий.

5. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

Органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.

6. Федеральный закон, закон субъекта Российской Федерации, предусматривающие наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, должны содержать:

1) вид или наименование муниципального образования, органы местного самоуправления которого наделяются соответствующими полномочиями;

2) перечень прав и обязанностей органов местного самоуправления, а также прав и обязанностей органов государственной власти при осуществлении соответствующих полномочий;

3) способ (методику) расчета нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации для осуществления соответствующих полномочий, включая федеральные или региональные государственные минимальные социальные стандарты;

4) перечень подлежащих передаче в пользование и (или) управление либо в муниципальную собственность материальных средств, необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления, или порядок определения данного перечня;

5) порядок отчетности органов местного самоуправления об осуществлении переданных им отдельных государственных полномочий;

6) порядок осуществления органами государственной власти контроля за осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, и наименования органов, осуществляющих указанный контроль;

7) условия и порядок прекращения осуществления органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий.

6.1. Закон субъекта Российской Федерации, предусматривающий наделение органов местного самоуправления государственными полномочиями Российской Федерации, переданными для осуществления органам государственной власти субъекта Российской Федерации, также должен содержать положения, определяющие:

1) права и обязанности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), связанные с осуществлением органами местного самоуправления переданных государственных полномочий Российской Федерации, аналогичные правам и обязанностям федеральных органов исполнительной власти, предусмотренным федеральным законом, в соответствии с которым осуществление указанных полномочий передается органам государственной власти субъектов Российской Федерации, и связанным с осуществлением переданных полномочий, в случае, если закрепление таких прав и обязанностей не противоречит федеральным законам;

2) права и обязанности органов местного самоуправления, связанные с осуществлением переданных им государственных полномочий Российской Федерации, аналогичные правам и обязанностям высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), предусмотренным федеральным законом, в соответствии с которым осуществление указанных полномочий передается органам государственной власти субъектов Российской Федерации, и связанным с осуществлением переданных полномочий, в случае, если закрепление таких прав и обязанностей не противоречит федеральным законам.

(часть шестая.1 введена Федеральным законом от 18.10.2007 N 230-ФЗ)

7. Положения федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, предусматривающие наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, вводятся в действие ежегодно соответственно федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год при условии, если федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год или законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на соответствующий финансовый год предусмотрено предоставление субвенций на осуществление указанных полномочий.

8. Федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, предусматривающие передачу отдельных государственных полномочий органам местного самоуправления, могут содержать положения, предусматривающие обязанность органов местного самоуправления использовать по определенному назначению передаваемые в муниципальную собственность материальные объекты, необходимые для осуществления соответствующих полномочий.

(часть восьмая введена Федеральным законом от 29.12.2006 N 258-ФЗ)

Статья 20. Осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий

1. По вопросам осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, в пределах своей компетенции вправе издавать обязательные для исполнения нормативные правовые акты и осуществлять контроль за их исполнением.

2. Признанное в судебном порядке несоответствие федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, предусматривающих наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, требованиям, предусмотренным статьей 19 настоящего Федерального закона, является основанием для отказа от исполнения указанных полномочий.

3. Органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

4. Федеральные законы, закрепляющие право органов местного самоуправления участвовать в осуществлении государственных полномочий, не переданных им в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона, могут содержать положения, предусматривающие:

1) порядок согласования участия органов местного самоуправления в осуществлении указанных полномочий, а также особенности такого участия;

(в ред. Федерального закона от 18.10.2007 N 230-ФЗ)

2) возможность и пределы правового регулирования органами государственной власти указанных полномочий.

(часть четвертая в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 258-ФЗ)

4.1. Органы местного самоуправления участвуют в осуществлении государственных полномочий, не переданных им в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона, в случае принятия представительным органом муниципального образования решения о реализации права на участие в осуществлении указанных полномочий.

(часть четвертая.1 введена Федеральным законом от 18.10.2007 N 230-ФЗ)

5. Органы местного самоуправления вправе осуществлять расходы за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) на осуществление полномочий, не переданных им в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона, если возможность осуществления таких расходов предусмотрена федеральными законами.

Органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.

Финансирование полномочий, предусмотренное настоящей частью, не является обязанностью муниципального образования, осуществляется при наличии возможности и не является основанием для выделения дополнительных средств из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

(часть пятая введена Федеральным законом от 31.12.2005 N 199-ФЗ)

Статья 21. Государственный контроль за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий

1. Органы государственной власти осуществляют контроль за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, а также за использованием предоставленных на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

2. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обязаны в соответствии с требованиями статьи 19 настоящего Федерального закона предоставлять уполномоченным государственным органам документы, связанные с осуществлением отдельных государственных полномочий.

3. В случае выявления нарушений требований законов по вопросам осуществления органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления отдельных государственных полномочий уполномоченные государственные органы вправе давать письменные предписания по устранению таких нарушений, обязательные для исполнения органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления. Указанные предписания могут быть обжалованы в судебном порядке.

УДК 342.4 М.А. Мокшина

НАДЕЛЕНИЕ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫМИ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ПОЛНОМОЧИЯМИ

Рассматриваются вопросы теории и практики наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.

Ключевые слова: наделение государственными полномочиями, федеральный закон, орган местного самоуправления, осуществление отдельных государственных полномочий.

В ходе реформы местного самоуправления четко определились три проблемы, которые замедляют становление реальной демократии на местном уровне. Первая проблема лежит в плоскости несовершенства федерального законодательства, и прежде всего межбюджетного регулирования. Вторая проблема - несоответствие кадрового потенциала органов местного самоуправления уровню задач, стоящих перед местным самоуправлением. Третья проблема - слабая финансовая база местного самоуправления1. Реализация муниципальной реформы выявила, кроме вышесказанных, и такие проблемы, как проблема собственности; проблема компетенции; проблема отсутствия целостной научно обоснованной государственной концепции развития местного самоуправления в Российской Федерации на основе надлежащего баланса децентрализации государственной власти, самостоятельности местного самоуправления и его взаимодействия с органами государственной власти; фактическое отстранение населения от процесса выбора конкретной модели организации и деятельности местного самоуправления; слабая основа государственного и общественного контроля за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления.2

Особое значение в современный период приобретает проблема взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления.

Федеральным законом №131-ФЗ от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ред. от 29.12.2010 г.)3 внесено немало новых положений, определяющих взаимоотношения органов государственной власти и местного самоуправления. Как отмечается в научной юридической литературе, главной идеей Федерального закона было встраивание органов местного самоуправления в систему государственной власти.

Одной из форм взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления является наделение последних отдельными государственными полномочиями. Конституция РФ, Федеральный закон №131-ФЗ предусматривают возможность наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями как федеральными, так и полномочиями субъектов Российской Федерации с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству (ч.2 ст. 132 Конституции РФ).

В Федеральном законе №131-ФЗ появилась специальная гл. 4 «Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями», в ней впервые закреплено определение понятия «отдельные государственные полномочия». Так, в ч. 1 ст. 19 Федерального закона определены отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления органами местного самоуправления, как полномочия органов местного самоуправления установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным этим законом к вопросам местного значения. Вместе с тем Федеральный закон №131-ФЗ не дал определения понятия «наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями». Таковое, как отмечается в юридической литературе, может осуществляться в двух формах: 1) передачи

1 См.: Резолюция Всероссийской научно-практической конференции «Российская модель местного самоуправления: технологии эффективной реализации»: М., 2006.

2 См.: Хабриева Т.Я. Муниципальная реформа в правовом измерении // Журнал российского права. 2008. №3. С. 5; Кеня И.А. Проблемы и пути оптизации в развитии правового регулирования вопросов местного самоуправления // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2009. № 1. С.5.

3 Собрание законодательства РФ. 2003. №40. Ст. 3822.

полномочий как способа регулирования полномочий органами местного самоуправления, при котором какое-либо полномочие государственного органа исключается из его компетенции и включается в компетенцию органов местного самоуправления; 2) делегирования полномочий, то есть разового предоставления государственным органом принадлежащего ему права решения какого-либо вопроса органам местного самоуправления на определенный срок или бессрочно4.

Анализ практики показывает, что передача отдельных государственных полномочий органам местного самоуправления вызвана рядом моментов: а) требованием принципа субсидиарности, закрепленного в Конституции РФ и Европейской Хартии местного самоуправления; б) передачей ряда государственных полномочий органам местного самоуправления, позволяющей сэкономить средства, которые должны быть затрачены на создание соответствующих территориальных структурных подразделений государственных органов; в) необходимостью улучшения качества обслуживания населения5.

Федеральный закон №131-ФЗ установил правило, согласно которому наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется в соответствии с федеральными законами, отдельными государственными полномочиями субъектов Федерации - законами субъектов Российской Федерации. В настоящее время в большинстве субъектов РФ такие законы приняты.

Федеральные законы и законы субъектов Российской Федерации, согласно которым органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями, не могут противоречить Конституции РФ и Федеральному закону № 131-ФЗ.

По сравнению с прежним Федеральным законом от 28 августа 1995 года №154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»6 действующий Федеральный закон устанавливает конкретные требования к федеральным законам, законам субъектов РФ, согласно которым органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями. Так, наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации допускается, если это не противоречит федеральным законам.

Отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов и органами местного самоуправления городских округов, если иное не установлено федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации. Следовательно, если федеральным законом или законом субъекта РФ будет предусмотрено наделение органов местного самоуправления городских, сельских поселений отдельными государственными полномочиями, то такое осуществление возможно.

Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями на неограниченный срок либо, если данные полномочия имеют определенный срок действия, на срок действия этих полномочий.

Государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления, разнообразны. Анализ законодательства субъектов Российской Федерации показывает, что в перечень отдельных государственных полномочий включаются: ведение записи актов гражданского состояния; совершение нотариальных действий; ведение воинского учета; участие в организации гражданской обороны; регулирование предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; ведение земельного кадастра; архивное дело; использование лесов; осуществление мер социальной защиты и другие. Многие законы субъектов Российской Федерации не содержат перечня государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления. Возникает вопрос: «Следует ли в законах субъектов определять перечень государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления?» Единого мнения по данному вопросу в юридической литературе нет.

По нашему мнению, определение конкретного перечня государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления, представляется нецелесообразным, поскольку не каждое муниципальное образование может эффективно исполнять государственные полномочия (учитывая уровень его социально-экономического развития).

4 См.: Лукашов Л.А., Подсумкова А.А. Словарь основных понятий и терминов по местному самоуправлению. Саратов, 1999. С. 10, 47, 48.

5 См.: Актуальные вопросы развития муниципальных образований / под ред. И.Н. Барцица, В.В. Бакушева. М.: Изд-во РАГС, 2008. С. 77.

6 Собрание законодательства РФ. 1995. №35. Ст. 3509.

Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

В последнее время наблюдается тенденция постоянного увеличения количества вопросов, передаваемых органам местного самоуправления. Кроме того, в законодательстве появляется все больше норм, которые предоставляют органам местного самоуправления возможность участвовать в решении вопросов государственного значения по своей инициативе и за счет средств местного бюджета (например, ст. 14.1, 15.1, 16.1, ч. 5 ст. 20 Федерального закона №131-ФЗ). А это приводит к таким ситуациям, что постепенно органы местного самоуправления вынуждены все больше внимания уделять исполнению государственных полномочий за счет собственных бюджетных средств. Таким образом, наблюдается отступление от цели административной и муниципальной реформы, которая основывалась на четком разграничении компетенции между всеми уровнями власти и закреплении материальных ресурсов и финансовых средств на их выполнение. Следует согласиться с мнением Е. Лялиной: «На законодательном уровне следует установить дополнительные гарантии прав органов местного самоуправления при передаче государственных полномочий, исключив практику введения дополнительных полномочий без соответствующего финансового обеспечения»7. Органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.

Но до сих пор, как показывает практика, наблюдаются многочисленные случаи несоблюдения законной процедуры. Как на федеральном, так и на региональном уровне органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями без надлежащего финансирования. А это приводит к тому, что органам местного самоуправления приходится использовать средства собственных доходов местных бюджетов, необходимых для реализации полномочий по вопросам местного значения. В связи с этим необходимо и на федеральном, и на региональном уровне решать эти вопросы с соблюдением установленной процедуры финансирования, усилить надзор за законностью передачи органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий.

Федеральный закон №131-ФЗ (ч. 6 ст.19) устанавливает, что федеральный закон, закон субъекта Российской Федерации, в которых предусматривается наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, должны содержать:

1) вид или наименование муниципального образования, органы местного самоуправления которого наделяются соответствующими полномочиями;

2) перечень прав и обязанностей органов местного самоуправления, а также прав и обязанностей органов государственной власти при осуществлении соответствующих полномочий;

3) способ (методику) расчета нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации для исполнения соответствующих полномочий, включая федеральные или региональные государственные минимальные социальные стандарты;

4) перечень подлежащих передаче в пользование и (или) управление либо в муниципальную собственность материальных средств, необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления, или порядок определения данного перечня;

5) порядок отчетности органов местного самоуправления об осуществлении переданных им отдельных государственных полномочий;

6) порядок контроля органами государственной власти за исполнением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, и наименование органов, осуществляющих указанный контроль;

7) условия и порядок прекращения осуществления органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий.

Закон субъекта Российской Федерации, предусматривающий наделение органов местного самоуправления государственными полномочиями Российской Федерации, переданными для исполне-

7 Лялина Е. Оценка перспектив реализации реформы местного самоуправления в Орловской области // Федерализм. 2009. № 1. С. 226, 227.

ния органам государственной власти субъекта Российской Федерации, также должен содержать положения, определяющие:

1) права и обязанности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), связанные с осуществлением органами местного самоуправления переданных государственных полномочий Российской Федерации, аналогичные правам и обязанностям федеральных органов исполнительной власти, предусмотренным федеральным законом, в соответствии с которым исполнение указанных полномочий передается органам государственной власти субъектов Российской Федерации, и связанным с осуществлением переданных полномочий, в случае, если закрепление таких прав и обязанностей не противоречит федеральным законам;

2) права и обязанности органов местного самоуправления, связанные с исполнением переданных им государственных полномочий Российской Федерации, аналогичные правам и обязанностям высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), предусмотренным федеральным законом, в соответствии с которым осуществление указанных полномочий передается органам государственной власти субъектов Российской Федерации, и связанным с исполнением переданных полномочий, в случае, если закрепление таких прав и обязанностей не противоречит федеральным законам.

При наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями следует учитывать их мнение по данному вопросу. Главным условием передачи отдельных государственных полномочий должно быть установление реальных возможностей реализации отдельных государственных полномочий органами местного самоуправления.

Положения федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, предусматривающих наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, вводятся в действие ежегодно в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год при условии, если федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год или законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на соответствующий финансовый год предусмотрено предоставление субвенций на осуществление указанных полномочий.

Статья 20 Федерального закона №131-ФЗ содержит положения, связанные с осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий. Но определения понятия «осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий» в указанном законе не дано. Следует согласиться с М.Ю. Дитятковским, который предлагает данное понятие рассматривать в широком и узком аспектах. В широком аспекте осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий включает в себя несколько последовательных стадий: наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, собственно осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, контроль за ним, прекращение указанного осуществления и ответственность за ненадлежащее осуществление отдельных государственных полномочий. В узком аспекте - это один из субинститутов института наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями8.

В соответствии с Федеральным законом №131-ФЗ (ч.1 ст. 20) по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ в пределах своей компетенции вправе издавать обязательные для исполнения нормативные правовые акты и осуществлять контроль за их исполнением.

Кроме того, согласно ч. 2 ст. 7 Федерального закона по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными и законами субъектов Российской Федерации, могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами субъектов. А ст. 48 Федерального закона устанавливает, что муниципально-правовые акты

8 Дитятковский М.Ю. К вопросу о понятии осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий // Конституционное и муниципальное право. 2008. № 2. С. 29.

2011. Вып. 2 ЭКОНОМИКА И ПРАВО

в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов РФ, могут быть отменены или их действие может быть приостановлено уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации (уполномоченным органом субъекта РФ).

В ч. 2 ст. 20 Федерального закона №131-ФЗ заключена гарантия органов местного самоуправления: признанное в судебном порядке несоответствие федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, предусматривающих наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, требованиям, предусмотренным статьей 19 Федерального закона, является основанием для отказа от исполнения указанных полномочий.

На основании ч. 4 и ч. 5 ст. 20 Федерального закона №131-ФЗ органы местного самоуправления вправе участвовать в реализации государственных полномочий, не переданных им в соответствии со ст. 19 этого закона, с осуществлением расходов за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на целевые расходы), если это участие предусмотрено федеральными законами. Данные законы могут содержать положения, предусматривающие:

1) порядок согласования участия органов местного самоуправления в осуществлении указанных полномочий, а также особенности такого участия;

2) возможность и пределы правового регулирования органами государственной власти указанных полномочий.

Органы местного самоуправления участвуют в осуществлении государственных полномочий, не переданных им в соответствии со ст. 19 Федерального закона, в случае принятия представительным органом муниципального образования решения о реализации права на участие в осуществлении указанных полномочий.

Органы местного самоуправления вправе производить расходы за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на целевые расходы) на исполнение полномочий, не переданных им в соответствии со ст. 19 Федерального закона, если возможность осуществления таких расходов предусмотрена федеральными законами.

Органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на целевые расходы) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.

Финансирование полномочий, предусмотренное ч. 5 ст. 19 Федерального закона, не является обязанностью муниципального образования, производится при наличии возможности и не является основанием для выделения дополнительных средств из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Условия и порядок прекращения осуществления органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий содержатся в законах, предусматривающих наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями. Например, в Законе УР от 29.12.2005 № 76-РЗ (ред. от 29.12.2010) «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Удмуртской Республики в области здравоохранения» в ст. 10 определены условия и порядок прекращения осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий. Согласно данной норме:

1) исполнение отдельных государственных полномочий органами местного самоуправления прекращается на основании закона Удмуртской Республики о прекращении осуществления отдельных государственных полномочий;

2) осуществление органами местного самоуправления одного или нескольких муниципальных образований отдельных государственных полномочий может быть прекращено в случаях:

а) неисполнения и (или) ненадлежащего исполнения отдельных государственных полномочий;

б) использования не по назначению переданных для осуществления отдельных государственных полномочий финансовых и (или) материальных средств;

в) нарушения при исполнении отдельных государственных полномочий законодательства Российской Федерации и (или) законодательства Удмуртской Республики;

г) в случае вступления в силу федерального закона, исключающего отдельные государственные полномочия из числа полномочий органов государственной власти Удмуртской Республики;

д) в случае нецелесообразности осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий.

Порядок и сроки возврата финансовых и материальных средств, переданных для выполнения отдельных государственных полномочий, а также дальнейшее исполнение отдельных государственных полномочий определяются законом Удмуртской Республики о прекращении осуществления отдельных государственных полномочий.

В Федеральном законе № 131-ФЗ достаточно четко прописан контроль за деятельностью органов и должностных лиц. Органы государственной власти контролируют не только исполнение органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, но также и использование предоставленных на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обязаны предоставлять уполномоченным государственным органам документы, связанные с осуществлением отдельных государственных полномочий. К уполномоченным государственным органам можно отнести законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ, высшее должностное лицо субъекта РФ, высший исполнительный орган государственной власти РФ, контрольный орган субъекта РФ, иные исполнительные органы государственной власти субъекта РФ.

Законы субъектов РФ определяют порядок осуществления органами государственной власти контроля за исполнением отдельных государственных полномочий. Например, в Законе УР от 29.12.2005 № 76-РЗ (ред. от 29.12.2010) в ст. 9 указано, что контроль осуществляется органами государственной власти Удмуртской Республики в формах:

1) координации деятельности органов местного самоуправления;

2) представления органами местного самоуправления отчетов об осуществлении отдельных государственных полномочий;

3) проведения проверок деятельности органов местного самоуправления в части осуществления отдельных государственных полномочий, включая целевое использование переданных финансовых и материальных средств;

4) издания нормативных правовых актов и дачи органам местного самоуправления письменных предписаний по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий.

Контроль производится путем проведения проверок, запросов необходимой информации и документов об исполнении отдельных государственных полномочий.

В случае выявления нарушений требований законов по вопросам осуществления органами или должностными лицами местного самоуправления отдельных государственных полномочий субъекта РФ уполномоченные государственные органы субъекта РФ вправе направлять письменные предписания по их устранению, обязательные для исполнения органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления. Указанные предписания могут быть обжалованы в судебном порядке.

В Федеральном законе содержатся конкретные формы контроля за деятельностью органов местного самоуправления. Например, в ч. 5. ст. 37 установлено, что при формировании конкурсной комиссии в муниципальном районе (городском округе), внутригородском муниципальном образовании города федерального значения две трети ее членов назначаются представительным органом муниципального района (городского округа), внутригородского муниципального образования города федерального значения, а одна треть - законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации по представлению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

Контракт с главой местной администрации может быть расторгнут, если он нарушает условия контракта в части, касающейся исполнения отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ.

Органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий, возможность реализации которых полностью обеспечена органами государственной власти материальными ресурсами и финансовыми средствами.

Меры ответственности органов местного самоуправления могут устанавливаться федеральным законом, законами субъектов РФ. В частности, согласно ст. 75 Федерального закона №131-Ф3 в ряде случаев отдельные полномочия органов местного самоуправления могут временно исполняться органами государственной власти. В п. 3 ч. 1 ст. 75 содержится положение о том, что отдельные полномочия органов местного самоуправления могут временно осуществляться органами государственной власти субъектов РФ в случае, если при исполнении отдельных переданных государственных полномочий за счет предоставления субвенций местным бюджетам органами местного самоуправления было допущено нецелевое расходование бюджетных средств либо нарушение Конституции Российской Федерации, федерального закона, иных нормативных правовых актов, установленных соответствующим судом.

Как представляется, временное осуществление органами государственной власти полномочий органов местного самоуправления нарушает один из основных принципов местного самоуправления - его самостоятельность.

Итак, наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями - это одна из форм взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления, смягчающая жесткое организационное и компетенционное разведение государства и местного самоуправления9. Чтобы не было размывания конституционной модели местного самоуправления, усиления государственных начал в системе местного самоуправления, на федеральном уровне следует более детально регламентировать вопрос делегирования полномочий органам местного самоуправления (процедура передачи отдельных государственных полномочий, порядок прекращения исполнения полномочий, порядок возврата материальных ресурсов и др.).

Поступила в редакцию 20.12.10

Delegation of some state authority to local government institutions

The article covers the theory and practice issues of the delegation of some state authority to local government institutions.

Keywords: delegation of state authority, federal law, local government institution, the exercise of certain state authority.

Мокшина Маргарита Анатольевна, кандидат юридических наук, доцент ГОУВПО «Удмуртский государственный университет»

426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1

Mokshina M.A., candidate of law, associate professor Udmurt State University

462034, Russia, Izhevsk, Universitetskaya str., 1/4

9 См.: Скрипкин Г.Ф. Взаимодействие органов власти и местного самоуправления: учебное пособие. М.: Юнити - Дана; Закон и право, 2008.

Участие органов местного самоуправления в осуществлении отдельных государственных полномочий (в порядке статьи 20 Федерального закона № 131-ФЗ)

Исходя из положений Федерального закона № 131-ФЗ необходимо различать «наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями» и «участие органов местного самоуправления в осуществлении государственных полномочий».

Части 4 и 5 ст. 20 Федерального закона № 131-ФЗ посвящены специфическому правовому институту, который достаточно условно включен в главу о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями: это участие муниципальных образований в осуществлении государственных полномочий, не переданных органам местного самоуправления.

Согласно ч. 4 ст. 20 органы местного самоуправления вправе участвовать в осуществлении государственных полномочий, не переданных им в соответствии со ст. 19 данного Закона, с осуществлением расходов за счет средств бюджета муниципальных образований (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов), если это участие предусмотрено федеральными законами. Указанные законы могут содержать положения, предусматривающие порядок согласования участия органов местного самоуправления в осуществлении указанных полномочий, возможность и пределы правового регулирования органами государственной власти указанных полномочий .

Общим условием такого участия является указание на такую возможность федерального закона.

Органы местного самоуправления участвуют в осуществлении государственных полномочий, не переданных им в соответствии со ст. 19 Федерального закона № 131-ФЗ, в случае принятия представительным органом муниципального образования решения о реализации права на участие в осуществлении указанных полномочий.

Органы местного самоуправления вправе осуществлять расходы за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) на осуществление полномочий, не переданных им в соответствии со ст. 19 данного Федерального закона, если возможность осуществления таких расходов предусмотрена федеральными законами (ч. 5 ст. 20 Федерального закона № 131-ФЗ). Например, согласно ст. 47 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе осуществлять по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ расходы на реализацию возложенных на полицию обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности.

В ч. 5 ст. 20 Федерального закона № 131-ФЗ предусматривается, что органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.

Из практики уставных судов. Решением Екатеринбургской городской Думы от 28 декабря 2005 г. № 17/1 приостановлено действие ряда муниципальных нормативных правовых актов на 2006 г. в связи с тем, что в бюджете муниципального образования «Город Екатеринбург» не предусмотрено средств на их реализацию, в том числе действие актов, на основании которых предоставлялась 50%-ная льгота по оплате приватизированного жилья и коммунальных услуг инвалидам I и II групп. Гражданин Л. обратился в Уставный суд Свердловской области с запросом о соответствии Уставу Свердловской области указанного решения. Признавая решение Екатеринбургской городской Думы от 28 декабря 2005 г. № 17/1 соответствующим Уставу Свердловской области, в постановлении от 24 апреля 2006 г. Уставный суд отметил, что установленные федеральным законодательством меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами государства. Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ органы государственной власти вправе приостанавливать либо отменять действие норм о предоставлении мер социальной защиты, только предусмотрев надлежащий механизм соответствующего возмещения (постановление от 23 апреля 2004 г. № 9-П, определение от 1 декабря 2005 г. № 462-0 и др.). Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, самостоятельно формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, а также решают иные вопросы местного значения (ст. 12, 132 Конституции РФ, ст. 10, п. 1 ст. 89, п. 1 ст. 92 Устава Свердловской области).

Уставный суд также отметил, что федеральный закон не относит вопросы социальной защиты инвалидов к вопросам местного значения, но и не исключает возможность предоставления органами местного самоуправления дополнительных мер социальной поддержки и социальной помощи отдельным категориям граждан, причем финансирование данных мер не является обязанностью муниципального образования и осуществляется при наличии возможности (ст. 14-16,

ч. 5 ст. 20 Федерального закона № 131-ФЗ). Если бюджетом муниципального образования (в том числе в связи с его дефицитом) не предусмотрены средства на реализацию дополнительных мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, то действие нормативного акта, предусматривающего данные меры, может быть отменено или приостановлено (ст. 83 БК РФ) .

Необходимо обратить внимание, что ч. 4 и 5 ст. 20 Федерального закона № 131 -ФЗ довольно условно делят право осуществления государственных полномочий и право осуществления расходов за счет средств местных бюджетов на осуществление этих государственных полномочий. Суть этих положений в целом идентична: и осуществление органами местного самоуправления государственных полномочий, и участие в финансировании этих полномочий осуществляются добровольно при наличии возможности и не являются основанием для выделения субвенций и каких-либо иных средств. Более того, органы местного самоуправления могут осуществлять дополнительное финансирование не переданных им государственных полномочий только в случае прямого указания на это в федеральных законах. Данная норма направлена на предотвращение ситуации расходования средств местного бюджета в ущерб финансированию вопросов местного значения.

  • См.: Васильчук Ю. Кто распоряжается землей? // ЭЖ-Юрист. 2006. №11.
  • СЗ РФ. 2011. №7. Ст. 900.
  • Доступ из СПС «КонсультантПлюс».