Финансы. Налоги. Льготы. Налоговые вычеты. Госпошлина

Занятие в подготовительной группе деньги разных стран. План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в подготовительной группе

Анастасия Быкова
Занятие в подготовительной к школе группе по экономике «Деньги»

Занятие в подготовительной к школе группе по экономике .

Тема : «Деньги » .

Цель : создание условий для активного исследования темы, формирование у детей представления о деньгах , как об универсальном средстве обмена.

Задачи :

1. Формировать у детей понимание, что каждый товар имеет свою цену, представления о разнообразии денежных знаков в разных странах. Формировать представление о значении труда как способе зарабатывания денег. Закреплять знание сказок о деньгах , умение решать экономические задачи .

2. Развивать умение рассуждать, образное мышление. Развивать речевую активность, коммуникативные навыки, умение выполнять операцию по существенным экономическим признакам . Формировать навыки работы в коллективе, взаимодействуя со сверстниками и взрослыми. Формировать интегративные качества старших дошкольников – любознательный , активный, эмоционально отзывчивый, овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками, способный планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, способный решать интеллектуальные задачи, адекватные возрасту, имеющий первичные представления о себе, овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности (умениями работать по правилу и образцу, слушать инструкции и выполнять их).

3. Воспитывать уважительное отношение друг к другу. Воспитывать самостоятельность в высказываниях, при ответах на вопросы; чувство взаимопомощи и желание оказывать помощь товарищу, умение договариваться, работая в небольших группах .

Материалы : схема-карта с изображением места, где лежит и задания для его поиска. Шкатулка с денежными купюрами, заготовки листов А5 и цветные карандаши, кошелек, пластиковая карточка, математические карты – схемы задач. Карточки со словами : здоровье, дружба, солнце, совесть, игрушки, туфли, рыбка.

Предварительная работа :

К. И. Чуковский «Муха - цокотуха» , А. Н. Толстой «Приключение Буратино» , брать Гримм «Выгодное дело» , Г. -Х. Андерсен «Огниво» и «Серебряная монета» , русская народная сказка «Умный работник» ;

Решение логических задач, экономических задач по математике ;

Знакомство детей с денежными купюрами и монетами;

Сюжетно – ролевые игры «Продуктовый магазин» , «Почта» ;

Дидактические игры : «Угадай название» , «Закончи предложение» , «Найди лишнее» , «Выбери верно предложение» .

Структурный

деятельности

Организа - ционный момент.

Воспитатель : Находит в группе лист бумаги формата А 4, на котором нарисована схема-карта и написаны задания.

Воспитатель : Спрашивает у детей, что нарисовано на этом листе бумаги?

Воспитатель : Предлагает детям отправиться на поиски клада, используя карту.

Кинезиологи - ческая гимнастика

Дети, я думаю, что для выполнения такого серьёзного дела мы должны быть внимательными, да?

Давайте, вспомним и выполним упражнение, которое нам поможет быть внимательными в работе.

Чтоб ни чего не упустить, внимательными быть – нужно на ладонь давить.

И еще одно упражнение : нарисуйте в воздухе цифру 8 одной рукой, а потом другой, а теперь обеими руками вместе.

Вы теперь стали очень внимательными, сосредоточимся на нашем занятии .

Пройдем к доске, и приступим к заданию.

Интеллектуальная разминка.

А кто может напомнить, что мы должны будем сделать?

Воспитатель :

Да, правильно! Обращаюсь к коллективной беседе с детьми.

Что мы должны сделать в начале? Как вы думаете, с чего начинать? Подсказываю. (первое задание) . А что нам следует сделать после этого? (После ответов детей в соответствующем порядке выполняем) .

Педагог :

Вот мы и выстроили с вами план действий. Начинаем действовать по намеченному плану.

(Но прежде чем приступить к действиям, обговариваем с детьми все еще раз.)

Самостоятель - ная деятельность детей.

Воспитатель : Зачитывает задание №1 : для того чтобы приблизиться на один шаг к заветному кладу вспомните как можно больше сказок, где говорится о деньгах…

Воспитатель : Хвалит детей за проявленную эрудицию и хорошие знания сказок.

Зачитывает следующее указания по карте : от места, где вы находитесь, сделайте 7 шагов прямо, там вас ожидает следующее задание.

Воспитатель : Предлагает одному из детей зачитать задание №2.

Воспитатель : Благодарит детей за сообразительность и предлагает посмотреть карту, для определения дальнейшего движения.

Воспитатель : Зачитывает следующее указания по карте : от места, где вы находитесь, сделайте 8 шагов вперёд и повернитесь на право. Перед вами лежит задание №3.

Воспитатель : Предлагает одному из детей зачитать задание №3.

Воспитатель : Знакомит детей с условиями задач для каждой из групп :

Задача для 1-й группы :

Мама дала Кате 4 рубля и Диме 4 рубля. Могут ли ребята купить карандаши по цене 10 рубля? Почему?

Воспитатель :

Задача для 2-йгруппы :

У Оли были такие монеты : 5 рублей, 2 рубля, 1 рубль. Она купила пирамидку за 5 рублей. Сколько рублей осталось у Оли?

Воспитатель группах заданий : от места, где вы находитесь, сделайте 4 шага влево и 5 шагов вперёд.

Физкультурная минутка.

Раз- подняться, потянуться

Два-нагнуть, разогнуться,

Три-в ладоши, три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре- руки шире,

Пять-руками помахать,

Шесть - на место тихо сесть.

Воспитатель : Хвалит детей за умение быстро и чётко работать в группах и даёт дальнейшие указания для выполнения последних заданий : от места, где вы находитесь, сделайте 2 шага вправо и 3 шага вперёд.

Воспитатель :

Зачитывает задание №4 – перед вами находятся карточки со словами, отберите те из них, что нельзя купить за деньги (конфеты, здоровье, игрушки, дружба, солнце, туфли, рыбка, совесть) .

Воспитатель :

Хвалит детей и говорит, что именно дружба и помогла им справиться со всеми испытаниями и найти клад.

Воспитатель :

Рассказывает о существовании различных денежных купюр и монет в современном мире. Знакомит детей с названиями денег других стран.

Воспитатель :

Спрашивает у детей, что такое деньги ?

Воспитатель, обобщая ответы детей, подводит к определению : деньги – это разрешенное государством средство обмена.

Воспитатель : государством можно называть каждую отдельную страну со своей властью и порядком. Америка – это государство? Россия – это государство? Китай – это тоже государство :

Так вот в каждом государстве разрешены свои деньги : например в Германии Евро

Египте Фунт

США Доллар

Таиланде Бат

России Рубль

Воспитатель : Предлагает детям придумать и нарисовать деньги , которыми можно будет пользоваться в сюжетно-ролевых играх.

Воспитатель : организовывает выставку детских работ и благодарит детей за увлекательные поиски клада.

Подведение итогов занятия .

Воспитатель : организует выставку детских работ, вместе с детьми они выбирают самые удачные эскизы «радужки» и благодарит детей за увлекательные поиски клада. Предлагаю не скольким детям рассказать почему именно такие деньги они на рисовали , или придумать историю.

Оценка деятельности детей.

Дети, вы сегодня провели собственный исследовательский поиск, справились с серьезными испытаниями, смогли проанализировать собранные сведения и обобщить их.

Лера, твои вопросы были очень интересными!

Никита и Жанна, вам приятно от того, что вы смогли сделать, справиться с заданиями? Почему?

Егор и Варвара, у вас получились, очень интересные истории получились.

Женя, еще немного времени и у тебя все получится.

Мотивация на новую образовательную деятельность

Давайте сохраним наши деньги «Звездочки» до следующего занятия , и сравним их с деньгами ., которыми обмениваются люди в других странах.

Анализ занятия

Цель и задачи данного занятия соответствуют программным требованиям, возрастным особенностям и уровню подготовленности детей .

Образовательная работа данного занятия способствует включению ребенка в исследовательский поиск. В процессе поиска подводила детей к нужной идее – делала так, чтобы дети сами высказывали то, что требуется в данной ситуации. Таким образом, выстраивали план дальнейшего действия и договаривались о способах решения получаемых сведений. Быстрое ориентирование в пространстве детьми способствовало развитию ассоциативного мышления и творческих способностей. Во время сбора материала ребята работали как индивидуально, так и в группах , перемещались по кабинету так, как было указано в заданиях, что внесло элемент необычности в процесс работы. Сопровождая детское исследование, старалась не давать прямых инструкций, не делать за них то, с чем они справлялись сами. Анализируя собранные сведения и обобщая материал, смотрели и рассуждали : что интересного мы узнали? Что нового можем рассказать другим по результатам проведенного исследования? Для того, чтобы усилить значимость поиска и сделать игровую ситуацию более концентрированной использовались различные задания, различной трудности. Активность детей в процессе обсуждения задания, задаваемые вопросы способствовали развитию критического мышления.

На протяжении всего занятия дети были заинтересованы и активны, т. к. деятельность была разнообразной. Взаимоотношения между детьми были дружелюбными, они умели найти правильное решение, согласовывали действия, работая в группе . Игровая ситуация способствовала поддержанию у детей интереса на протяжении всего занятия .

В конце занятия была проведена рефлексия. Это дало возможность узнать

трудно ли быть учеными и проводить настоящее исследование.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида №24 «Радуга» г. Туапсе

МО Туапсинский район

Конспект занятия по математике в

Подготовительной группе на тему:

«Экономический калейдоскоп»

Воспитатель:

Васильева Ирина Витальевна

Цель:

Познакомить детей с историей денежных единиц стран мира;

Воспитывать правильное отношение к деньгам; экономическое мышление, познакомить с элементами экономических понятий;

Познакомить с некоторыми составляющими семейного бюджета: зарплата, стипендия, пенсия, воспитывать уважительное отношение к людям труда;

Стимулировать творческую активность детей, развивать способность к совместному труду;

Развивать логическое мышление, пополнять активный запас, умение делать умозаключение на основе опыта.

Оборудование:

Картинки с изображениями людей труда (мама-врач; папа-шофёр; сестра-студентка; бабушка, дедушка-пенсионеры; брат-дошкольник);

Карточки с изображением денег;

Фланелеграф с камушками для картинок;

Монеты разного достоинства, ножницы, фольга серебристая, золотая бронзовая, простые карандаши, бумага.

План занятия:

История денег;

Пословицы, поговорки о деньгах(игра «Я начну, а ты продолжи» с мячом);

Игра «Знакомство с составлением семейного бюджета»;

Изготовление денег.

Ход занятия

1. Ведущий: Как без рук – без монет,

Без монет покупки нет.

Издавна монета – из металла,

Этого богатства у людей не мало.

Сегодня, ребята, мы с вами проведём разговор о… как вы думаете, о чем?

(показ, отгадка)

Правильно, о деньгах. Поговорим немного об их истории. (интерактивная доска)

История денег

Когда были изобретены деньги – никто не знает. Но приблизительно несколько тысяч лет назад люди не знали, что такое деньги: они просто обменивались друг с другом различными предметами. Первые деньги не были похожи на те, что существуют сейчас. Только представьте себе, что где-то деньгами считались: птичьи перья, зерно, соль, табак, сушёная рыба, какао-бобы, шкуры зверей. Давайте с вами посмотрим:

КАМЕННЫЕ ДЕНЬГИ – каменный диск – малый экземпляр монет. А были такие экземпляры, которые достигали 4х метров в диаметре (высота двухэтажного дома).

ДЕНЬГИ-ТОПОРЫ – индейцы использовали для платежей какао-бобы и маленькие медные топоры.

ЭФИОПСКИЕ СОЛЯНЫЕ БРУСКИ – использовали в Эфиопии, чтобы они не ломались, их обкладывали тростником.

ДЕНЬГИ-ПЕРЬЯ – эти деньги изготовлены из тонких красных перьев, связанных растительными волокнами. Чем ярче перья, тем ценнее.

РАКОВИНЫ-КАУРИ- использовались в Китае около 3500 лет, затем они служили в других странах: Индии, Тайланде, Африке. Раковины блестящие, легкие, прочные, величиной с лесной орех.

ПЕРВЫЕ МОНЕТЫ – изготовлены из золота, серебра, появились в царстве Лидия (Турция). На монетах часто изображали эмблемы мест изготовления: лев – малая Азия, каракатица – Киоса, ваза – Андроса, черепаха – Эгины, жук – Афины. Опыт изготовления монет оказался удачным и вскоре распространился на Европу. Некоторые страны изготавливали монеты из железа, они приравнивались к драгоценным металлам. Первые бумажные деньги начали печатать в Китае – это были просто листики бумаги. В Росии в 19-20 вв. появилась чеканка монет, а позже и бумажные деньги при Екатерине Второй, были изготовлены из старых дворцовых салфеток и скатертей.

2. Ведущий: Игра « Я начну, а ты продолжи».

Ребята, помните, мы с вами выучили пословицы о деньгах. Давайте вспомним их ещё раз.

Уговор дороже ДЕНЕГ.

Время- деньги.

У него деньги и куры не клюют.

Только ума на деньги не купишь.

Без денег сон крепче.

Не хвались деньгами – хвались добром.

Есть грош – будет и рожь.

Без копейки рубля нет.

Копейка рубль бережёт.

Где работают, там и густо, а в ленивом доме всегда пусто.

Игра Семья – « Экономисты»

Ребята, сегодня мы с вами научимся составлять семейный бюджет. Вы знаете, что такое бюджет? – это те деньги, которые зарабатывают и тратят члены вашей семьи. Вот сегодня мы с вами познакомимся с семьёй экономистов.

Папа – экономист. Он трудится, где ребята?…(строитель) И за свой труд получает зарплату.

Ваня иди поставь картинку папы в кармашек, а Саша положи в круг денежку.

Мама – тоже экономист. Работает кем?….(доктор) Она тоже получает что? Зарплату. За что она получает зарплату? – за свой труд.

В семье есть дедушка – экономист и бабушка – экономистка. Они уже старенькие и не работают. Дедушка и бабушка получают пенсию.

Пенсия – это деньги, которые платят пожилым людям, проработавшим до этого много лет.

Сестра и брат – экономисты, они учатся и за свою учёбу (труд)получают стипендию.

Стипендия – это тоже деньги. Это плата за хорошую успеваемость в учёбе.

Братик – ходит в садик, он не получает никаких денег. Но старшие, за свои деньги, иногда покупают ему сладости и игрушки.

Вот у нас получился основной доход семьи. Бюджет – это зарплата, пенсия, стипендия. Деньги полученные за что? За труд! Просто так, деньги никому и не дают.

Давайте посчитаем, сколько всего денег в семейном бюджете?

Но вот в этом месяце папа очень хорошо работал и получил премию. Премия- это деньги, получаемые дополнительно к заработной плате, за особые успехи в работе.

Доход семьи прибавился или убавился?

Ребята, всем понятно, что такое бюджет? Да это зарплата, доходы всех членов семьи.

Воспитатель:

Чтоб продукты потреблять,

В нарядах модных щеголять,

Чтобы вкусно есть и пить,

Нужно все это…(купить)

(стук в дверь, входит гном – эконом)

Гном:

К вам из щели под окном,

Вышел я гном – эконом.

В колпачке и в башмаках,

В синей мантии до пят…

А в карманах для ребят,

Инструменты для работы-

Будем с вами делать что-то.

Воспитатель:- ребята, а вы знаете, чем расплачиваются в магазине? (деньгами) настоящими? (да).

Но мы с вами не можем изготовить настоящие деньги, поэтому деньги у нас будут игрушечные. А вот как правильно изготовить игрушечные деньги, из какого материала, как при их изготовлении работать экономно и не затрачивая больших усилий, нам расскажет гном – эконом.

Гном: – я принёс вам волшебный сундучок, а в нём – всё ,что необходимо для изготовления монет.

Практическая часть

Рассматривание настоящих монет. Сравнение, выявление особенностей цвета, размера;

Деление детей на подгруппы – одним листы бумаги, карандаши, ножницы, другим – фольга, ножницы;

Показ гнома – воспитателя порядка изготовления «монет»;

А) наложить лист бумаги на монету, и аккуратно карандашом заштриховать вырезать круг по контуру монеты;

Б) наложить фольгу на монету, отчеканить и вырезать по контуру;

Дать детям самостоятельно изготовить монеты (штриховка,чеканка) с помощь. Воспитателя и гнома.

Ой, какие вы молодцы! У всех получились замечательные «монетки».

Гном: Вы все замечательно потрудились и за ваш труд я расплачусь вот этими вкусными, волшебными, шоколадными «монетами».

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №79»

Конспект занятия по теме

«Деньги»

Вид деятельности « Познание предметного и социального мира » согласно примерной ООП ДО « Детство » под ред . Т . И . Бабаевой , А . Г . Гогоберидзе , О . В . Солнцева

Разработала:

Быкова Анастасия Германовна,

воспитатель

Бийск – 2014

Пояснительная записка

Конспект составлен в помощь воспитателю реализовать на практике содержание работы в соответствии с ФГОС ДО.

Настоящий конспект занятия по теме «Деньги» разработан и проведен в подготовительной к школе группе в рамках реализации ООП ДО, составленной с учётом примерной образовательной программы «Детство» под редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева.

Интеграция образовательных областей : Познавательное развитие, Социально-коммуникативное развитие, Речевое развитие, Художественно-эстетическое и Физическое развитие.

Занятие в подготовительной к школе группе по экономике.

Тема: «Деньги».

Цель : создание условий для активного исследования темы, формирование у детей представления о деньгах, как об универсальном средстве обмена.

Задачи:

    Формировать у детей понимание, что каждый товар имеет свою цену, представления о разнообразии денежных знаков в разных странах. Формировать представление о значении труда как способе зарабатывания денег. Закреплять знание сказок о деньгах, умение решать экономические задачи.

    Развивать умение рассуждать, образное мышление. Развивать речевую активность, коммуникативные навыки, умение выполнять операцию по существенным экономическим признакам. Формировать навыки работы в коллективе, взаимодействуя со сверстниками и взрослыми. Формировать интегративные качества старших дошкольников – любознательный, активный, эмоционально отзывчивый, овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками, способный планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, способный решать интеллектуальные задачи, адекватные возрасту, имеющий первичные представления о себе, овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности (умениями работать по правилу и образцу, слушать инструкции и выполнять их).

    Воспитывать уважительное отношение друг к другу. Воспитывать самостоятельность в высказываниях, при ответах на вопросы; чувство взаимопомощи и желание оказывать помощь товарищу, умение договариваться, работая в небольших группах.

Материалы : схема-карта с изображением места, где лежит и задания для его поиска. Шкатулка с денежными купюрами, заготовки листов А5 и цветные карандаши, кошелек, пластиковая карточка, математические карты-схемы задач. Карточки со словами: здоровье, дружба, солнце, совесть, игрушки, туфли, рыбка.

Предварительная работа:

    Чтение и обсуждение русских народных и авторских сказок о деньгах:

К. И. Чуковский «Муха - цокотуха», А. Н. Толстой «Приключение Буратино», брать Гримм «Выгодное дело», Г.-Х. Андерсен «Огниво» и «Серебряная монета», русская народная сказка «Умный работник»;

    Решение логических задач, экономических задач по математике;

    Знакомство детей с денежными купюрами и монетами;

    Сюжетно – ролевые игры «Продуктовый магазин», «Почта»;

    Дидактические игры: «Угадай название», «Закончи предложение», «Найди лишнее», « Выбери верно предложение».

Организация образовательной деятельности :


Структурный

элемент

Воспитатель : Зачитывает задание №1: для того чтобы приблизиться на один шаг к заветному кладу вспомните как можно больше сказок, где говорится о деньгах…

Воспитатель:

Даёт положительную оценку ответов детей – за проявленную эруди-цию и хорошие знания сказок.

Зачитывает следующее указания по карте: от места, где вы находитесь, сделайте 7 шагов прямо, там вас ожидает следующее задание.

Воспитатель: Предлагает одному из детей зачитать задание №2.

Воспитатель:

Благодарит детей за сообразительность и предлагает посмотреть карту, для определения дальнейшего движения.

Воспитатель: Зачитывает следующее указания по карте: от места, где вы находитесь, сделайте 8 шагов вперёд и повернитесь на право. Перед вами лежит задание №3.

Воспитатель: Предлагает одному из детей зачитать задание №3.

Воспитатель: Знакомит детей с условиями задач для каждой из групп:

Задача для 1-й группы:

Мама дала Кате 4 рубля и Диме 4 рубля. Могут ли ребята купить карандаши по цене 10 рубля? Почему?

Воспитатель:

Задача для 2-йгруппы:

У Оли были такие монеты: 5 рублей, 2 рубля, 1 рубль. Она купила пирамидку за 5 рублей. Сколько рублей осталось у Оли?

Воспитатель: Хвалит детей за умение быстро и чётко работать в группах и даёт дальнейшие указания для выполнения последних заданий: от места, где вы находитесь, сделайте 4 шага влево и 5 шагов вперёд.

Ответы детей: К. И. Чуковский «Муха-Цокотуха», А. Н. Толстой «Приключения Буратино», братья Гримм «Выгодное дело», Г. -Х. Андерсен «Серебряная монета», «Огниво», грузинская сказка «Заработанный рубль», русская народная сказка «По копейке блёстка.

Выполняют указания воспитателя и находят второе задание.

Ребёнок зачитывает задание: задание №2 «Найди лишнее»: перед вами находятся 5 предметов, скажите, какой экономический признак их объединяет и какие предметы лишние (100 рублей, монета 50 копеек, кошелёк, пластиковая кредитная карточка).

Ответы детей: 100 рублей, 1 доллар, монету (50 копеек) и пластиковую кредитную карточку объединяет категория «Деньги», а лишним здесь будет кошелёк т. к. им нельзя расплатиться в магазине.

Дети: рассматривают карту и определяются с дальнейшей траекторией движения на пути к поиску клада.

Дети: следуют указаниям и приходят к следующему заданию.

Ребёнок зачитывает задание: Задание №3 - решите экономические задачи, и вы ещё ближе приблизитесь к заветному кладу (для выполнения этого задания разделитесь на две группы).

Дети: самостоятельно делятся на две равные, по числу участников, группы и рассматривают карты-схемы задач.

Ответ детей:

Нет т. к. у Кати и Димы вместе всего 8 рублей (4+4=8, а для покупки карандашей им не хватает 2 рубля (10-8=2) .

Ответ детей :

У Оли осталось 3 рубля (2+1=3) т. к. 5 рублей она потратила на пирамидку.

Воспитатель:

Даёт положительную оценку ответов детей за умение быстро и чётко работать в группах и даёт дальнейшие указания для выполнения последних заданий: от места, где вы находитесь, сделайте 2 шага вправо и 3 шага вперёд.

Воспитатель:

Зачитывает задание №4 – перед вами находятся карточки со словами, отберите те из них, что нельзя купить за деньги (конфеты, здоровье, игрушки, дружба, солнце, туфли, рыбка, совесть).

Воспитатель:

Хвалит детей и говорит, что именно дружба и помогла им справиться со всеми испытаниями и найти клад.

Воспитатель:

Рассказывает о существовании различных денежных купюр и монет в современном мире. Знакомит детей с названиями денег других стран.

Воспитатель:

Спрашивает у детей, что такое деньги?

Воспитатель, обобщая ответы детей, подводит к определению: деньги – это разрешенное государством средство обмена.

Воспитатель: государством можно называть каждую отдельную страну со своей властью и порядком. Америка – это государство? Россия – это государство? Китай – это тоже государство:

Так вот в каждом государстве разрешены свои деньги: например в Германии Евро Египте Фунт США Доллар Таиланде Бат России Рубль

Воспитатель: Предлагает детям придумать и нарисовать деньги, которыми можно будет пользоваться в сюжетно-ролевых играх.

Воспитатель: организовывает выставку детских работ и благодарит детей за увлекательные поиски клада.

Дети чётко выполняют указания воспитателя и приходят к магнитной доске, на которой расположено, последнее задание.

Ответы детей:

За деньги нельзя купить: солнце, здоровье, совесть, дружбу...

Дети: находят шкатулку с денежными купюрами и монетами, различных стран мира, и рассматривают их.

Дети: слушают рассказ воспитателя.

Ответы детей :

деньги – это бумажные листы, их называют купюрами, и монеты, которые мы отдаём в магазине в обмен, на какие-либо товары.

Дети: (задают вопрос воспитателю)

Что значит «разрешённое государством»?

Дети: да.

Дети: самостоятельно придумывают названия для денежек («Звездочки» т. к. наша группа называется «Звездочки», которыми будут пользоваться в группе и рисуют их).

Учебно-методический комплекс

    Волчкова, В. Н. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Математика: учеб. - метод. Пособие для воспитателей и методистов ДОУ / В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004. – 91с.

    Голицына, Н. С. Перспективное планирование воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении. Старшая группа/ Н.С. Голицына.- М.: Скрипторий 2003, 2007. – 32с.

    Детство: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова и др. – СПб.: ООО «Издательство «Детство – Пресс», 2013. – 528с.

    Епанешникова, Т. П. Дошкольник в мире экономики. – СПб.: ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2013. – 176с. – Волгоград: Учитель, 2008. – 169 с.

    Киреева, Л. Г. Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые и дидактические игры/ авт. Сост. Л.Г. Киреева.

Анализ проведенного занятия

Цель и задачи данного занятия соответствуют программным требованиям, возрастным особенностям и уровню подготовленности детей.

Образовательная работа данного занятия способствует включению ребенка в поиск. В процессе поиска подводила детей к нужной идее – делала так, чтобы дети сами высказывали то, что требуется в данной ситуации. Таким образом, выстраивали план дальнейшего действия и договаривались о способах решения получаемых сведений. Быстрое ориентирование в пространстве детьми способствовало развитию ассоциативного мышления и творческих способностей. Во время сбора материала ребята работали как индивидуально, так и в группах, перемещались по группе так, как было указано в заданиях, что внесло элемент необычности в процесс работы. Сопровождая поиск, старалась не давать прямых инструкций, не делать за них то, с чем они справлялись сами. Анализируя собранные сведения и обобщая материал, смотрели и рассуждали: что интересного мы узнали? Что нового можем рассказать другим по результатам проведенного исследования? Для того чтобы усилить значимость поиска и сделать игровую ситуацию более концентрированной использовались различные задания, различной трудности. Активность детей в процессе обсуждения задания, задаваемые вопросы способствовали развитию критического мышления.

На протяжении всего занятия дети были заинтересованы и активны, т.к. деятельность была разнообразной. Взаимоотношения между детьми были дружелюбными, они умели найти правильное решение, согласовывали действия, работая в группе. Игровая ситуация способствовала поддержанию у детей интереса на протяжении всего занятия.

В конце занятия была проведена рефлексия. Это дало возможность узнать

трудно ли быть искать клад.

Конспект занятия по развитию речи

Тема: «Путешествие в прошлое денег. Деньги, какие они бывают?»

(подготовительная к школе группа)

Задачи:

  1. Дать детям, представление о денежной единице.
  2. Дать детям, представление о том, что деньги - универсальное и удобное средство обмена.
  3. Учить детей, понимать назначение денег.
  4. Познакомить детей, с денежными единицами различных государств.
  5. Учить детей, решать экономические задачи.
  6. Упражнять детей в счете.
  7. Развивать интерес детей, к прошлому предмета.
  8. Развивать у детей, воображение.
  9. Развивать у детей связную речь.
  10. Развивать у детей внимание, мышление.
  11. Воспитывать бережное отношение к деньгам.
  12. Воспитывать уважение к труду взрослых.

Предварительная работа:

  1. Беседа на тему: «Жизнь людей в разных государствах мира».
  2. Экскурсия в бухгалтерию.
  3. Чтение художественной литературы: Л. Кнышева «Экономика для малышей, или как Миша стал бизнесменом»; Л.Толстой «Приключения Буратино».

Материал:

  1. Образцы денежных купюр в шкатулке
  2. Морфологическая таблица
  3. Схема-карта
  4. Куклы: гном Эконом, Золушка

Ход занятия:

В группу входят гном Эконом и Золушка. Они со всеми здороваются.

Гном:

Ребята, помогите Золушке. Она шла к вам в гости и нашла какой-то план. Ей никак не разобраться.

Дети смотрят план, и понимают, что это план где зарыт клад. Дети внимательно рассматривают карту-план и начинают поиск клада. Дети находят клад - это шкатулка с денежными купюрами. Они открывают шкатулку и рассматривают содержимое вместе с героями.

Золушка:

Что это? Зачем нужны?

Дети:

Это деньги. Они нужны, чтобы расплачиваться за покупки. На них можно что-нибудь купить.

Гном:

Правильно дети. А сейчас я вам расскажу историю о том, как появились деньги. Деньги появились на свете давным-давно.

Появились на свет давно,

Назначение у них одно;

В магазине вы берите

Все, что только захотите,

Только к кассе подойдите

И, конечно, заплатите.

Как вы думаете, как люди расплачивались, когда еще не было денег?

Дети:

Может камешками, палочками?

Гном:

Древние люди, действительно расплачивались камешками, позже - ракушками. Их собирали на веревочку, как бусы. А до этого люди просто обменивали товар на товар. Например; быка на два топора. Как вы думаете, удобно было пользоваться таким расчетом?

Дети:

Не очень.

Гном:

Да представляете, идет древний человек в магазин, а под мышкой держит быка или корову. Это удобно? Почему?

Дети:

Это неудобно, потому что они занимают много места. Их нельзя положить в карман, как бумажные или металлические деньги

Гном:

Правильно ребята. А то представьте себе картину: хочет человек поменять мамонта на копье. А сколько копий можно за мамонта дать? Как сообразить, да еще донеси этого мамонта, тяжело. Или хочет человек поменять яйца на шкуру, надо 10 яиц, пока шел два разбил, а за 8 яиц не дают шкуру. Опять не удобно. Стали думать первобытные люди, думали и поняли, что необходимо им общее средство обмена. Сначала были ракушки. Позже появились металлические деньги. Но они тоже были не очень удобные, тяжелые и занимали много места. И, наконец, человек придумал бумажные деньги. А какими деньгами мы с вами сейчас пользуемся?

Гном выслушивает ответы детей.

Гном:

Чем, по-вашему, удобнее пользоваться? Почему?

Дети:

Бумажными деньгами, так как они занимают мало места и легче металлических.

Гном:

Итак, деньги это разрешенное государством и законом средство обмена.

Золушка:

А что значит «разрешенное законом»?

Дети отвечают Золушке.

Гном:

Это очень просто: попробуй, нарисуй рубль. За такую бумажку ты ничего не купишь, потому что закон разрешает пользоваться только деньгами, выпущенными государством. Тот, кто сам печатает или рисует денежные знаки, называется фальшивомонетчиком. Таких людей наказывают. Если внимательно посмотреть на денежную купюру, то можно увидеть надпись «Билет Банка России». Золушка, ты запомнила, какие бывают деньги?

Золушка:

Бумажные и металлические.

Гном:

Давайте рассмотрим таблицу, «Какие бывают деньги?» и запомним ее

Дидактическая игра «Хорошо - плохо» (закрепить знания детей о деньгах):

Много денег - хорошо?

Много денег - плохо?

Быть богатым - хорошо?

Быть богатым - плохо?

Золушка:

Я много узнала о деньгах. И у меня есть для вас задание. Выберите то, что нельзя купить и объясните свой ответ.

Золушка показывает плакат с картинками. Дети смотрят, обсуждают и отвечают.

Картинки: телевизор, солнце, дача, конфеты, дождь, квартира, ветер, игрушки, горы, мальчик с девочкой, и т.д. возможно индивидуальное использование карточек. Затем совместное обсуждение.

Гном:

Предлагаю вам решить задачи.

  1. Мама дала Маше 3 рубля и Денису дала 5 рублей. Могут ли дети купить фломастеры за 10 рублей? Объясните почему.
  2. Если тетрадь стоит 2 рубля, а книга стоит на 7 рублей дороже, то, сколько стоит книга?
  3. Как вы думаете, какая одежда стоит дороже зимняя или летняя? Почему?
  4. Как вы думаете, чьи туфли стоят дороже мамины или дочки? Почему?

Молодцы с задачами вы справились.

Золушка:

Спасибо вам ребята я так много сегодня узнала.

Воспитатель:

Ребята, давайте нарисуем деньги для нашего магазина. Но мы с вами знаем, что это деньги не настоящие, а для игры.

Гном:

А мы с Золушкой в следующий раз придем к вам за покупками в ваш магазин. А пока до свидания.

Золушка и гном уходят.

Дети с воспитателем «изготавливают» деньги для игры в магазин.