Финансы. Налоги. Льготы. Налоговые вычеты. Госпошлина

Мероприятия в библиотеке ко дню прав человека. День права в библиотеках глазовской цбс

Испокон веков люди пытались обрести свободу и узаконить свои права.

— Что такое право? (система правил поведения и общеобязательных норм, которые регулируют поведение людей и отношения между ними)

— Кто следит за выполнением этих правил? (государство)

Лучшие умы человечества доказывали значимость свободы человека и обязанность государства охранять наши права. Но вопрос о том, как это сделать лучше, оставался открытым. Права человека естественны, они принадлежат каждому от рождения только потому, что он - человек. Недаром говорят, что источник прав человека – в сущности человека. Права человека неотъемлемы. Это значит, что их нельзя утратить, поскольку они имеют отношение к факту самого человеческого существования. Права взаимозависимы и взаимосвязаны. Они универсальны, то есть, применимы к людям во всем мире, причем без ограничений во времени.

— О каких принципах прав человека я упомянула? Что означает слово «принципы»? (права естественны, неотъемлемы; взаимосвязаны; универсальны.)

— Какими правами обладает человек?

— Но кроме прав у нас есть и обязанности. Какие?

— Какие документы закрепляют права человека?

Первый документ по правам человека появился в 1215 г. под названием «Великая хартия вольностей». Этот документ обеспечивал права английских феодалов.

Следующий документ появился в 1776 г. в Америке – «Декларация независимости», в 1789 г. появляется французская «Декларация прав человека и гражданина».

Все эти документы хоть и отличаются между собой, но все они защищали права человека на жизнь, свободу и счастье.

В настоящее время права каждого человека на земле призвана защищать международная организация, созданная вскоре после окончания Второй мировой войны.

— Что это за организация?

— В 1945 году была образована ООН, целью которой является поддержание мира между народами и безопасности.

— В 1948 году Комиссия по правам человека ООН, возглавляемая Элеонорой Рузвельт, вдовой экс — Президента США Франклина Рузвельта, активистом в области прав человека, подготовила специальный документ, «провозглашающий» права, которые должен иметь каждый человек в мире.

— Всеобщую Декларацию прав человека. Элеонора Рузвельт назвала декларацию «Великой хартией вольностей» для всего человечества», поэтому сегодня Декларацию порой называют Хартией прав человека.

Наибольший вклад в работу Комиссии по выработке проекта Декларации внесли ее главный автор канадец Джон Питер Хампрей, Рене Кассэн (Франция), Чарлз Малик (Ливан), Пенг Чан Чэнг (Китай), Эрнан Санта Круз (Чили), Александр Богомолов и Алексей Павлов (Советский Союз), Лорд Дьюкстон и Джеффри Уилсон (Великобритания) и Уильям Ходгсон (Австралия).

10 декабря 1948 года в Париже на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН была принята Декларация, которая определила базовые права человека.

Этот небольшой по объему документ (всего 30 статей) стал гимном человеку, его достоинству и самоценности. Он содержит не только перечень основных прав и политических свобод человека, но и перечень так называемых социально-экономических и культурных прав.

К числу политических прав человека Декларация отнесла право на жизнь, свободу и личную безопасность, право на справедливое и открытое правосудие, свободу мысли и совести, право на мирные собрания. Декларация установила, что наказания, ухудшающие положения виновного, не имеют обратной силы закона, а также неприкосновенность частной собственности.

Среди новшеств Декларации следует отметить право на социальную обеспеченность, право на свободный труд в нормальных условиях, право на образование, свободное участие в культурной жизни общества и право на использование мировых научных достижений на благо личности и человечества. Как результат продолжительной борьбы за права рабочих, в Декларации появилось право на свободное участие в профсоюзах, право на отдых и право на равную оплату труда.

Декларация — это не юридический договор, а прокламация (провозглашение) «общих достижений всех народов и наций», поэтому она не содержит в себе санкций за нарушения указанных прав и свобод.

Тем не менее, Декларация прав человека ООН имеет прямое действие, то есть на нее можно ссылаться при защите своих прав, и её положения часто используются в международных судах при рассмотрении дел по фактам нарушения прав человека.

Кроме того, на основании декларации построены два обязательных для участников ООН договора: Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах.

Текст документа заложил основы унификации в сфере прав человека, стал ориентиром и моделью для многочисленных конституционных и законодательных положений.

«Всеобщая декларация прав человека» закрепила права на: жизнь, свободу, неприкосновенность, равенство перед законом, владение имуществом, защиту от вмешательства в личную жизнь, труд, образование и т.д.

По различным оценкам экспертов, не менее 90 национальных конституций, выработанных после 1948 года, содержат формулировки основных прав, которые если и не воспроизводят в точности положения Декларации, то, по крайней мере, стимулированы ею.

В 1950 году ООН было решено отмечать день принятия Декларации как День прав человека.

10 декабря 2008 года закончилась кампания по случаю 60-летия Всеобщей Декларации прав человека, которая началась год назад, 10 декабря 2007 года.

Целью этой кампании было не только поощрение идеалов Декларации, принципов справедливости и равенства для всех, а также напоминание того, что цель воплощения Декларации в реальность для всех и каждого пока еще остается не достигнутой.

Как вы думаете, почему спустя 60 лет этот документ по-прежнему уважаем во всех странах мира и имеет большую значимость для развития демократических правовых государств?

Какие Ваши права, на ваш взгляд, должны быть гарантированы в первую очередь?

Что Вы знаете об правах и свободах личности? Назовите конкретные права, используя свой багаж знаний.

Докажите кратко, что все права и свободы универсальны и неотчуждаемы. Для этого возьмите любое право и прочтите его, подставив частицу «не». (Например, «НЕ каждый человек имеет право на участие в мирных собраниях и ассоциациях». Что из этого следует? Какие права будут нарушены?)

Возможно ли достижение полного равенства между людьми? Как вы понимаете равенство прав и обязанностей?

Очень тесно связана со «Всеобщей декларацией прав человека» «Конвенция о правах ребенка».

Что это за документ? (базовый документ по защите прав детей во всем мире).

В отличие от «Всеобщей декларации прав человека», которая лишь рекомендует и провозглашает права человека, «Конвенция о правах ребенка» требует обязательного выполнения прав всех детей.

В «Конвенции о правах ребенка» сформулированы права всех детей независимо от их национальности, цвета кожи, пола, религии.

Какие права есть у ребенка? (право на жизнь, гражданство, образование, отдых, заботу родителей, развитие талантов, способностей, личности, на общение и т.д.)

Кому предназначены эти важные документы: «Всеобщая декларация прав человека» и «Конвенция о правах ребенка»?

«Конкурс знатоков права»

ЗАДАНИЕ 1.

Определить, имеет ли место нарушение прав человека и куда необходимо обратиться, чтобы защитить эти права в данной ситуаций:

1 гр. – хулиганы отобрали на улице мобильный телефон ребенка;

2 гр. – два мальчика подрались между собой и нанесли друг другу увечья;

3 гр. – неизвестные ограбили квартиру;

1 гр. – милиционеры задержали подростка и не сообщили об этом родителям;

2 гр. – вас не приняли на работу без объяснения причины;

3 гр. – в поликлинике отказались оказывать необходимую Вам медицинскую помощь;

ЗАДАНИЕ 2. «ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ»

Распределить в два столбика права и обязанности школьника:

  1. бесплатное образование
  2. активность в приобретении знаний
  3. уважать мнение всех учащихся и учителей
  4. удобное рабочее место
  5. посещать школу в предназначенное для этого время
  6. зашита личной собственности
  7. посещение школьных мероприятий
  8. не пропускать занятия без уважительных причин
  9. вести себя корректно на переменах и уроках
  10. деловое сотрудничество с учителем
  11. соблюдать ПДД и ППБ, а также технику безопасности
  12. беречь школьное имущество

ОТВЕТЫ:

ПРАВА: 1,2,4,6,7,10

ОБЯЗАННОСТИ: 3,5,8,9,11,12

ЗАДАНИЕ 3. «МОЖЕТ - НЕ МОЖЕТ»

Выбрать те действия, которые по закону может совершить 16-летний гражданин без согласия родителей.

  1. купить мотоцикл
  2. продать мотоцикл
  3. прогулять стипендию с друзьями
  4. заложить в ломбард свои золотые сережки
  5. продать свой CD-плеер
  6. открыть счет в банке
  7. зарегистрировать авторское право на компьютерную программу
  8. заключить авторский договор на публикацию своих рассказов в популярном журнале
  9. быть председателем кооператива
  10. вступить в брак
  11. работать по трудовому договору
  12. обучаться вождению автомобиля на дорогах

ОТВЕТЫ: 1,3,6,7,8,9,11,12

ЗАДАНИЕ 4. «НАРУШЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА»

ЗАДАЧА: в день своего 16-летия Айрат Хисмеев пригласил своих младших друзей Юрия Рыжкова, Николая Загоскина, Рустема Галеева в парк культуры и отдыха. Там они распили принесенные Айратом две бутылки вина и несколько бутылок пива. После этого, не обращая внимания на предупреждение прогуливающихся в парке граждан, они стали выражаться нецензурными словами, оскорблять людей, которые делали им замечания, а затем стали приставать к прогуливающимся девушкам. Наряд милиции доставил их в отделение и составил протокол, указав, что они нарушали общественный порядок и спокойствие граждан.

ВОПРОСЫ:

Какое правонарушение совершили ребята?

К какому виду ответственности относится данное правонарушение?

Будет ли мере наказания одинакова для всех и почему

ОТВЕТЫ: 1.мелкое хулиганство; 2. административная ответственность; 3. мера наказания будет разной. Хисмеев понесет ответственность в полной мере, т.к. достиг возраста наступления административной ответственности

Подведение итогов игры.

«Права человека - это естественные, неотъемлемые, универсальные и объективные права, выражающие реальные возможности личности пользоваться благами для удовлетворения своих потребностей и законных интересов. Государство не дарует человеку его права, а закрепляет их в своих законах. По мере развития общества права человека приобретают характер масштаба свобод, меры справедливости, равенства и возможного поведения людей.

Всеобщая декларация прав человека - важный международный документ, открывший целую эпоху по борьбе за права личности и ее свободы и позволивший людям всего мира объединиться вместе в деле защиты и обеспечения прав человека на Земле».

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

В этот день была принята Международная Конвенция « О правах ребенка» Подготовила: Кожевникова Е.В.

Право – это нормы и правила, регулирующие отношения людей, в обществе, установленные и охраняемые государством. Обязанность – это то, что граждане гарантируют дать своему государству. Права человека записаны во « Всеобщей декларации прав человека» , а права детей в « Конвенции о правах детей »

Что люди могут делать и чего не могут? Что они обязаны делать и чего не обязаны? На что они имеют право и на что не имеют?

1 . Все люди рождаются свободными и равными, все имеют одинаковое достоинство и права. Все наделены разумом и должны относиться друг к другу как братья и сестры. 2. Никто не имеет права обижать другого человека, унижать его и жестоко наказывать! 3. Каждый человек имеет право на хорошие условия работы! Рабочий день не должен быть слишком длинным, а отпуск должен оплачиваться! За одинаковую работу люди должны получать равную плату! Каждый имеет право работать и выбирать работу по своим возможностям и желанию! 4. Никто не имеет права посадить человека в тюрьму, если он не виноват! Каждый имеет право на справедливый суд. 5. Каждый человек имеет право владеть имуществом, и никто не может отобрать у него принадлежащие ему вещи! 6. У каждого человека есть право иметь собственное мнение и говорить то, что он думает!

Каждый человек имеет право исповедовать свою религию! 8. Каждый человек имеет право искать защиту в суде! Законы должны быть одинаковыми для всех и защищать каждого! 9. Каждый человек может жить там, где ему хочется. Никто не имеет права выгнать человека из страны в которой он живет. Каждый человек имеет право уезжать из своей страны и возвращаться обратно! Каждый человек имеет право быть гражданином своей страны. Никто не может быть лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство 10. Каждый человек имеет право считаться невиновным пока его вина не будет доказана в суде. 11.Неважно, какой у тебя цвет кожи, какой ты национальности и на каком языке говоришь, неважно, какие у тебя политические взгляды, религия, и из какой ты семьи, неважно, богат ты или беден, мужчина или женщина, и в какой стране ты живешь- все права и свободы, указанные в Декларации принадлежат каждому человеку! 12.Каждый человек имеет не только права, но и обязанности перед обществом, в котором живет, и должен вести себя так, чтобы его права и свободы не мешали правам и свободам других людей! 1 1

Правила взаимообщения: Нужно знать свои права. Нужно уважать права других людей. Нельзя забывать об обязанностях.

Любишь кататься – люби и саночки возить. (статья 23: право на труд) Грамоте учиться – всегда пригодится. (статья 26: право на образование) Правда суда не боится. (статья 8: право на защиту своих интересов и свобод с помощью суда) По заслугам и почёт. (статья 21: право принимать участие в управлении своей страной, статья 23: право на труд) При солнышке тепло, при матери – добро. (статья 25: право на достойный жизненный уровень в семье)

Всякому мила своя сторона. (статья 13: право на свободу передвижения) Дело мастера боится. (статья 23: право на труд) Волка ноги кормят. (статья 13: право на свободу передвижения. статья 23: право на труд) Делу – время, а потехе – час. (статья 24: право на отдых и досуг) Петь хорошо вместе, а говорить врозь. (статья 27: право наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами) Один в поле – не воин. (статья 20: право на свободу мирных собраний)

Конвенция - это соглашение. Это значит, что все государства, которые подписали эту Конвенцию, согласились защищать права детей. Какие есть права у детей?

Какие же права есть у всех детей мира? Право на жизнь Право на имя при рождении Право на медицинскую помощь Право на образование Право на отдых и досуг Право иметь имущество Право свободно выражать свои взгляды Право на свободное перемещение Право на заботу и воспитание родителями Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновен ность жилища, тайну переписки.

1 команда Необходимо угадать о каком сказочном персонаже идет речь. 1. В этой сказке маленькую героиню преследовали неудачи. Несмотря на свободное передвижение по лесу, свободу слова и мысли, она подвергалась дискриминации - ущемлению и лишению своих прав, на ее жизнь было совершенно покушение со стороны Волка, а ее бабушка лишилась права на неприкосновенность жилища. 2. Герой этой сказки содержится в неволе. Он потерял сестру Аленушку, на его жизнь покушалась Баба-Яга, нарушая его право на личную неприкосновенность и жизнь. 3. Эта девушка имела право на брак, но ее разлучили с женихом. Поскольку она была очень красива, злая женщина нарушила ее право на жизнь и свободу, право на защиту от посягательств. Но настойчивость жениха привела сказку к счастливому концу. 4. Ему очень не везло в жизни: сначала он был собственностью одного человека, затем стал сыном другого. Разбойники Лиса и Кот не раз нарушали личную неприкосновенность этого героя, право на жизнь и свободу, попытались завладеть его имуществом (золотыми монетами и золотым ключиком), а вот правом на образование он сам не воспользовался.

2 команда Необходимо угадать о каком сказочном персонаже идет речь. 1. Она родилась в знатной семье, но старшие сестры жестоко с ней обращались, нарушали ее права, заставляли ее прислуживать им (т.е. рабство подневольный труд). Воспользовавшись своим правом на создание семьи, девушка была счастлива. 2. Эта героиня русских сказок очень хитра и рыжая плутовка. Нарушая права других героев, она очень часто попадала сама в неприятные ситуации, в которых ее жизнь была в опасности. 3. Она жестоко обращалась со своим мужем, дискриминация его прав проявлялась во всем ее отношении к нему: она заставляла его унижать собственное достоинство, но, обогащаясь, она осталась у разбитого корыта. 4. Этот герой русской народной сказки потерял жилище из-за одной коварной особы потому что у него избушка лубяная а у нее ледяная, так же претерпел унижения, и жестокое обращение пока самозванка не была выставлена из дома.

Предварительный просмотр:

Цель:

  • Уточнить знания учащихся о гражданских правах и обязанностях.
  • Познакомить учащихся с различными видами ответственности.
  • Развивать правовое мировоззрение и нравственные представления.
  • Воспитывать чувства ответственности за свои поступки и действия.

Здравствуйте, тема нашего занятия «Право- это не только права…». Видите многоточие? В конце нашего занятия, по- моему мнению, каждый сможет закончить эту фразу.

Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди, одновременно с ними появились главные вопросы: что люди могут делать и что нельзя? Что они обязаны делать и что не обязаны? На что они имеют право и на что не имеют?

Очень долго решались эти вопросы и, когда их решили, появились Декларация прав человека – заявление о правах и свободах человека во всем мире, Конституция, Уголовный Кодекс, но это для взрослых. А в каких документах говорится о правах и обязанностях детей? (Конституция РФ, Конвенция о правах ребенка, Закон РФ «Об основных правах и гарантиях ребенка в Российской Федерации», Уголовный кодекс РФ, Устав школы)

Как вы считаете, что такое право? (Совокупность обязательных к исполнению норм, установленных государством, регулятор общественных отношений.)

Итак, у детей есть свои права, которые зафиксированы в Конвенции ООН о правах ребенка. Наше государство, реализуя этот важнейший международный документ о правах детей, создает условия для вашего развития и образования. Но прав без обязанностей в обществе не бывает.По мере взросления вы получаете новые возможности, набираетесь опыта, приобретаете новые права, у вас появляются обязанности и ответственность.

Когда человек рождается на свет, он уже имеет право на жизнь, а еще какие права имеет маленький ребенок? (На гражданство, имя семью, равенство, защиту, медицинское обслуживание, социальное обеспечение, место жительства).

Лишь появится ребенок
И начнет дышать едва
У него уже с пеленок
Веские права
Он имеет право жить,
Развиваться и дружить,
Иметь просторный,добрый дом,
Видеть тихий мирный сон,
Врачей помощь получать,
Обучаться,отдыхать,
Быть веселым и здоровым,
Восхищаться чем-то новым,
И любить и быть любим-
Он на свете не один!

Ты,малыш,смелей расти,
Желаем светлого пути,
Защитит тебя закон,
«Конвенцией»зовется он,
Каждый им ребенок-
Надежно защищен!

У маленького человека с самого рождения появляются не только права, но обязанности и ответственность.

Обязанности:

  • слушаться родителей и лиц, их заменяющих, принимать их заботу и воспитание, за исключением случаев пренебрежительного, жестокого, грубого, унижающего человеческое достоинство обращения, оскорбления или эксплуатации;
  • соблюдать правила поведения, установленные в воспитательных и образовательных учреждениях, дома и в общественных местах.

Какие права имеет ребенок, поступивший в школу? (Бесплатное образование, досуг, занятия по интересам, свободу высказывания, получение информации, совершение мелких бытовых сделок).

Обязанности:

  • получить основное общее образование (9 классов);
  • соблюдать правила внутреннего распорядка учебного заведения, учебной дисциплины;

Ответственность:

  • перед преподавателями, администрацией учебного заведения;
  • за совершение общественно опасных действий, бродяжничество, уклонение от учебы, пьянство, вплоть до направления комиссией по делам несовершеннолетних в специальное лечебно-воспитательное учреждение.

С 10 лет добавляются
права:

  • на учет своего мнения при решении в семье любого вопроса;
  • быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства;
  • давать согласие на изменение своего имени и фамилии, на восстановление родителя в родительских правах, на усыновление или передачу в приемную семью;

Ответственность:
с 11 лет несовершеннолетний может быть помещен в специальное воспитательное учреждение для детей и подростков (спецшкола, специнтернат и т.д.) в случае совершения общественно- опасных действий или злостного и систематического нарушения правил общественного поведения.

С 14 лет добавляются
права:

  • получить паспорт гражданина Российской Федерации;
  • самостоятельно обращаться в суд для защиты своих прав;
  • требовать отмены усыновления;
  • давать согласие на изменение своего гражданства;
  • вносить вклады в банки и распоряжаться ими;
  • управлять велосипедом при движении по дорогам.


ответственность:
исключение из школы за совершение правонарушений, в том числе за грубые и неоднократные нарушения устава школы;

  • самостоятельная имущественная ответственность по заключенным сделкам;
  • возмещение причиненного вреда;
  • уголовная ответственность за отдельные виды преступлений (убийство, умышленное причинение тяжкого и средней тяжести вреда здоровью, изнасилование, кража, грабеж, разбой, вымогательство, неправомерное завладение транспортным средством, заведомо ложное сообщение об акте терроризма, вандализм, приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения и др.).

С 16 лет добавляется

ответственность:
за административные правонарушения в порядке, установленном законодательством РФ;
за совершение всех видов преступлений.

С 17 лет добавляется
обязанность:
встать на воинский учет (пройти комиссию в военкомате и получить приписное свидетельство).

Какие права будут у вас, когда вы достигнете 18 лет? (Участие в управлении страной, выбор профессии, владение имуществом, вознаграждение за труд, свободный брак и др.)

В 18 лет человек становится полностью дееспособным, т.е. может иметь и приобретать своими действиями все права и обязанности, а также нести за свои действия полную ответственность.

Итак, вы поняли, что права- это и обязанности.

Какие обязанности вытекают из следующих прав? Право на образование (каждый обязан учиться). Уважение личного достоинства и защита своих прав (уважать достоинства других людей и их права). На свободу выражения своих мыслей (уважать и прислушиваться к мнению других). На заботу и уважение со стороны родителей (заботиться и уважать своих и чужих родителей). На свои интересы и увлечения (уважать других за их увлечения). Гордиться своей культурой и религией (уважать культуру и религию других). Право на ошибку (учиться избегать ошибок). Жить без насилия (не применять насилия к другим).

В каждой школе есть свой Устав, который надо неукоснительно выполнять. В Уставе отражены права и обязанности воспитанников. Давайте их обсудим.

4.10. Воспитанники имеют право на:

Бесплатное содержание и получение общего образования (начального общего, основного общего) в соответствии с государственными образовательными стандартами;

Обучение в рамках государственных образовательных стандартов по индивидуальному учебному плану;

Защиту своих прав и интересов;

Уважение человеческого достоинства, свободу совести и информации;

Удовлетворение потребности в эмоционально-личностном общении;

Защиту от всех форм насилия, оскорбления личности;

Условия для обучения, воспитания; получение квалифицированной помощи в обучении и коррекцию имеющихся проблем в развитии;

Развитие своих творческих способностей и интересов;

Получение квалифицированной помощи в обучении и коррекцию имеющихся проблем в развитии;

Пользование библиотечно-информационными ресурсами библиотеки Учреждения;

Отдых, организованный досуг в выходные, праздничные и каникулярные дни.

4.11. Воспитанники обязаны:

Выполнять устав и правила внутреннего распорядка Учреждения;

Бережно относиться к имуществу Учреждения;

Уважать честь и достоинство других воспитанников и работников;

Добросовестно учиться, овладевать знаниями, выполнять в установленные сроки задания, предусмотренные учебными планами и программами обучения; соблюдать внутренний распорядок Учреждения;

Поддерживать в чистоте и порядке территорию и помещения Учреждения; иметь постоянно опрятный внешний вид.

Рассмотрим ситуации:

«Кто прав?»

Дети смотрят фильм. Заходит Игорь, у него в руках плейер и громко звучит музыка.

Сколько раз я тебя просила не включать громко музыку, к тому же все смотрят фильм.

Но, Алла Владимировна, Вы же говорили, что каждый имеет право на досуг и занятия по интересам.

Вывод: Игорь ущемляет права и свободы других детей, живущих в группе.

«Прав ли ученик?»

Ученик. Марья Ивановна! Я к Вам на уроки ходить не буду. Зачем мне история, ведь я буду сварщиком? Да и не нравится мне у Вас на уроках. Мне не интересно.

Учитель. Как ты можешь со мной так разговаривать?

Ученик. Могу. У меня есть право на высказывание своего мнения.

Вывод: надо уважать взрослых, ученик обязан добросовестно учиться.

«В школе»

На перемене подрались два ученика. Один очень сильно ударил и разбил голову другому.

Вывод: ученик нарушил право на неприкосновенность другого ученика, нарушил Устав школы.

1. В своих правах мы все равны:
И взрослые и дети.
Все расы, веры, языки –
Все люди на планете.

2. На любовь имеют право
Все ребята на Земле,
На заботу и на ласку,
Право жить в своей семье.

3. В дом без спроса к вам никто
Заходить не может.
Ваши вещи и добро
Брать не может тоже.

5. Если вдруг захочет кто-то
Запретить ходить вам в школу,
Знайте сразу – он не прав –
Не дано таких им прав.

6. О правах своих послушал
И запомни крепко их.
Только знай, что очень нужно
Уважать права других.

7. Этих прав лишить не может
Вас никто и никогда.
Право каждое поможет
Быть счастливым вам всегда!

Давайте вернёмся к названию нашего занятия. Закончите фразу.

О чём мы говорили на данном занятии? Что нового вы узнали?

Если вы будете достойно и с пониманием выполнять свои обязанности, пользоваться своими правами разумно и добросовестно, с добрыми намерениями и уважением к чужим правам, только тогда вы сможете рассчитывать на такое же правомерное ответственное поведение других людей. Тогда вы не столкнетесь с печальным последствием невыполнения обязанностей - наказанием, и сами получите право требовать привлечения правонарушителей к ответственности.


Публичный центр правовой информации Публичной научной библиотеки им. В. Г. Короленко пригласил студентов 1 курса НОУ СПО «Высший юридический колледж» на правовую игру «Обязан и имею права». Перед началом состязания учащиеся актуализировали свои знания в области прав, обязанностей и ответственности несовершеннолетних – именно этой теме было посвящено мероприятие. Само мероприятие было построено по принципу «Своей игры»: участники разделились на 2 команды и по очереди выбирали категорию и стоимость вопроса. Чем сложнее был вопрос, тем больше баллов получали игроки за ответ. Особенно много обсуждений вызвали вопросы категории «Секретный файл», в кторых разбирались правовые ситуации. Разрыв между командами составил всего 10 баллов. Таким образом участники доказали, что они хорошо разбираются в теме правового статуса детей.

Библиотека «Зеленый мир» пригласил своих читателей на день информации «Мы тоже имеем права» . Школьников познакомили с двумя основными международными документами: Декларацией прав человека и Конвенцией о правах ребенка. В игровой форме дети смогли поближе познакомиться со статьями из Конвенция о правах ребенка. Весело и шумно дети обсуждали, какие права сказочных героев были нарушены в том или ином произведении.

Библиотекарь через книжный обзор познакомил присутствующих как вести себя в различных жизненных ситуациях. Рассказал, когда можно и нужно обращаться за помощью в государственные и законодательные органы.

В числе прочего школьники узнали, что существуют экологические права человека. Это право на чистую, здоровую, благоприятную для жизни окружающую среду. На конкретных примерах-ситуациях увидели, как правильно экологическими правами можно воспользоваться.

В ноябре в библиотеке работала книжная выставка «Маленьким человечкам – большие права» . На ней были представлены книги из детского проекта Людмилы Улицкой: Ларисы Винник «Я не виноват» и Андрея Усачёва «Всеобщая декларация прав человека». С книгами Павла Астахова «Я и государство» и «Я и магазин», ребята совершили небольшое путешествие в мир взрослых людей. Были здесь и очень серьезные книги, например, методическое пособие «Конвенция о правах ребенка: об этом нужно знать каждому», практическое пособие для начинающих активистов «Как защитить свои экологические права».

В Набережном филиале в школе права восьмиклассники осваивали тему «Закон и правопорядок».

Организаторы рассказали слушателям об ответственности за поступки. Большое внимание уделялась уважительному отношению к закону.

Во второй части мероприятия школьников ждала интерактивная игра «Проверь себя!». Игра состояла состояла из 20 вопросов – ситуаций, касающихся административного и уголовного права.

Центральная детская библиотека проводила День права . Взрослые и дети познакомились с книгами и периодическими изданиями правовой тематики. Среди них книги, недавно поступившие в библиотеку. «Конституция для детей от 8 до 12 лет», «Я гражданин России» – увлекательные и познавательные пособия для детей о правовой жизни России, ее государственном устройстве, природных богатствах, культуре и образе жизни. Один из любимых детских авторов Г. Остер, написал книгу «Права детенышей», в которой перевел Конвенцию о правах ребенка на детский язык.

В этот день наши маленькие читатели посетили кукольный спектакль «Каждый маленький ребенок должен знать права с пеленок» , на котором узнали об основных правах детей: право на жизнь, образование, охрану здоровья и другие. Более подробно кукольные герои рассказали о праве на имя. Участники мероприятия узнали, какие имена были популярны в древности, откуда пошло значение имен и каждый смог прочитать о значении своего имени. В ходе кукольного спектакля дети играли в увлекательные игры: «Как тебя зовут?», «Перепутаница», «Мульт-имена» и др.

Фото 1. Обзор книг в Детском филиале – библиотеке «Зеленый мир»
Фото 2. Работа со словарем по праву (Детский филиал – библиотека «Зеленый мир»)
Фото 3. У выставки «Маленьким человечкам большие права» (Детский филиал – библиотека «Зеленый мир»)
Фото 4. Школа права в Набережном филиале
Фото 5. Библиотекарь Н. С. Краснова знакомит детей с книгами и журналами по праву (Центральная детская библиотека)
Фото 6. Игра «Как тебя зовут» (Центральная детская библиотека)
Фото 7. Кукольный спектакль «Каждый маленький ребенок должен знать права с пеленок» (Центральная детская библиотека)

Государственное учреждение культуры Ярославской области

«Ярославская областная универсальная научная библиотека

ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ

ЕДИНОГО ДНЯ ПРАВОВЫХ ЗНАНИЙ

В БИБЛИОТЕКАХ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

правовых знаний в библиотеках Ярославской области / Департамент культуры

Ярославской области; ЯОУНБ им. ; сост. ; под ред. . – Ярославль, 2011. – 24 с.

© ЯОУНБ им.

Можно предложить учащимся подумать и дать краткие письменные ответы на следующие вопросы:

1. Как вы думаете, что мы должны сделать для того, чтобы с вашими правами больше считались?

2. Что вам осталось неясным после обсуждения основных положений Конвенции о правах ребенка, что нужно пояснить?

Затем библиотекарь подводит итог: Итак, Конвенция предоставляет ребенку большие права. Но Конвенция - это не волшебная палочка, а то на, что в трудную минуту вы можете опереться в вашем жизненном пути. Дух Конвенции о правах ребенка можно выразить так: «Как можно больше уважения к ребенку, его правам, заботы о нем, любви к нему».

Правовые игры ‑ наиболее удачная форма подачи материала (см. прил. 4). Варианты таких игр библиотекарь может разработать самостоятельно или найти в профессиональной литературе (см. список книг и материалов).

В заключение подчеркнем, что успех работы по правовому информированию граждан зависит от качественно сформированных информационных ресурсов библиотеки. Общедоступная библиотека является сосредоточением значительной части ресурсов по правам человека. Кроме того, библиотека предоставляет услуги по информационному сопровождению прав человека. Содержание услуг включает в себя:

1. Комплектование фондов источниками по правам человека;

2. Предоставление полной информации о составе библиотечных фондов по правам человека через систему каталогов и другие формы библиотечного информирования;

3. Оказание справочной и консультационной помощи в поиске и выборе источников информации по правам человека;

4. Обеспечение оперативного доступа получателя к информационным ресурсам по правам человека;

5. Предоставление во временное пользование любого документа из библиотечных фондов;

6. Предоставление информации о возможности удовлетворения запроса пользователя с помощью других библиотек;

7. Проведение мероприятий культурно-просветительного характера в сфере прав человека для различных категорий граждан.

Мы надеемся, что одним из таких мероприятий, ежегодно проводимых библиотеками, станет День правовых знаний, приуроченный к 10 декабря ‑ Дню прав человека.

Приложения

Приложение 1.

Программа проведения Дня правовых знаний

Ярославская областная универсальная научная библиотека имени, Рыбинская городская библиотека им. Ф. Энгельса, Избирательная комиссия Ярославской области, Пенсионный фонд РФ по Ярославской области проводят

Поэтому крайне важно, чтобы национальное законодательство, включая кодексы, административные акты, должностные инструкции , было пересмотрено на предмет соответствия его положениям Конвенции и другим международным актам, упомянутым в ней и имеющим отношение к детям.

Пока же во многих странах, в том числе и в РФ национальное законо­дательство, долженствующее охранять интересы детей, не выполняется надлежащим образом, в том числе и потому, что лица, призванные исполнять законы, и дети, интересы которых охраняет эти законы, не знают элементарных конвенционных норм, касающихся прав детей.

Поэтому так важно широко информировать как взрослых, так и детей во всех странах о принципах и положениях Конвенции. Не случайно ООН объявила десятилетие (с 1995 по 2004 год) десятилетием преподавания прав человека. Естественно, это относится и к правам ребенка.

Приложение 3

Всеобщая декларация прав человека

Генеральной Ассамблеей

Организации Объединенных Наций

Всеобщая декларация прав человека ‑ первый универсальный международный акт, в котором государства мирового сообщества согласовали, систематизировали и провозгласили основные права и свободы, которые должны быть обеспечены каждому человеку на земле. Декларация стала также первым документом в комплексе универсальных международных актов общего характера в области прав человека, куда помимо нее вошли еще два международно-правовых акта, принятых Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 г.: Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и Международный пакт о гражданских и политических правах (с первым Факультативным протоколом к нему и с принятым Генеральной Ассамблеей ООН 15 декабря 1989 г. вторым Факультативным протоколом). В июне 2008 г. на восьмой сессии Совета по правам человека в Женеве был одобрен Факультативный протокол к Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах. Ожидается, что к 60-летию Всеобщей декларации этот документ будет принят Генеральной Ассамблеей ООН, после чего государства смогут приступить к его подписанию.

Специалисты в области прав человека подсчитали, что из примерно 70 конкретных гражданских прав и свобод человека, провозглашенных в Декларации 1948 г. и (или) закрепленных в соответствующих международных пактах 1966 г., около 40 воспринято Конституцией РФ. Но и те права и свободы, которые прямо не провозглашены в ней, обеспечиваются правами и свободами, закрепленными в тексте Основного Закона.

Идеалы и принципы Всеобщей декларации прав человека изменили характер международных отношений и наполнили содержанием стремление человечества к свободе и к достоинству. Человечество далеко продвинулось по пути, предначертанному Декларацией.

Вместе с тем, как отмечено в выступлении Верховного комиссара ООН по правам человека Луизы Арбур по случаю начала кампании, посвященной 60-летию Всеобщей декларации прав человека, несмотря на признание прав человека в законах и в обязательствах государств, в любой стране мира и в XXI в. можно обнаружить вопиющие пробелы в практической реализации стандартов в области прав человека. По-прежнему распространены злоупотребления, дискриминация и неравенство. Данные явления могут даже усугубляться вследствие возникновения новых видов угнетения, насилия, экономического и социального неравенства.

«Для многих судебных систем, ‑ отмечает Луиза Арбур, ‑ характерны нехватка профессионализма или застарелая практика запугивания людей и подчиненности властям, что не позволяет привлечь к ответственности виновных в нарушении прав человека и не дает их жертвам полноценной возможности добиться справедливости».

По данным Доклада Amnesty International-2008, спустя 60 лет после принятия ООН Всеобщей декларации прав человека люди по-прежнему подвергаются пыткам и жестокому обращению не менее чем в 81 стране мира, несправедливые судебные разбирательства проводятся по меньшей мере в 54 странах и как минимум в 77 странах гражданам не позволяют свободно высказываться.

Разработка и содержание Всеобщей декларации.

Уже разработка Всеобщей декларации прав человека, проходившая в непростой дипломатической борьбе, показала сложность обсуждаемых проблем и противоречивость позиций различных групп государств.

Западные державы ориентировались на Французскую декларацию прав человека и гражданина 1789 г., Конституцию США 1787 г. и другие законодательные акты, провозгласившие естественный характер основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому с момента рождения. Названные документы содержали в основном перечень гражданских и политических прав. Поэтому западные страны первоначально возражали против включения в разрабатываемый проект прав социально-экономического характера.

Советская делегация, ссылаясь на Конституцию СССР 1936 г., настаивала на включении в проект широкого перечня социальных и экономических прав, а также статей, посвященных вопросу о праве каждого народа и каждой нации на самоопределение, равенству прав каждого народа и каждой национальности в пределах государства. В то же время Советский Союз абсолютизировал принцип суверенитета государства и возражал против включения во Всеобщую декларацию таких гражданских прав, как право каждого свободно покидать свою страну и возвращаться в нее (и ряда других прав). Особую позицию занимали развивающиеся государства. Однако и среди них часто возникали разногласия. Это прежде всего было характерно для позиции исламских государств.

Советский Союз выступал против признания естественного, прирожденного характера прав человека, отрицал обязанность государства защищать такие естественные права. Подход СССР носил позитивистский характер, основанный на том, что свои права каждый человек получает исключительно от государства, которое по своему усмотрению закрепляет их в законодательстве.

Во Всеобщей декларации говорится о таких категориях, как «свобода», «справедливость», «принципы справедливости», «политический, экономический и социальный прогресс», «равноправие и равенство» и т. д.

Советский Союз считал, что нет свободы вообще, так же как и равенства и демократии, а признание частной собственности означает эксплуатацию и отрицание свободы и равенства.

Несмотря на принципиально различную оценку и трактовку важнейших социально-политических категорий, государства ‑ члены ООН разработали Всеобщую декларацию прав человека, а затем приняли ее. Каким же образом им удалось достигнуть согласия по этим вопросам? При разработке и принятии Всеобщей декларации, как и многих других документов в области прав человека, государства с различными общественными системами сознательно не уточняли содержания многих обсуждаемых понятий и не давали им классовых определений. Эти понятия трактовались с различных позиций, однако в их определение вкладывался и общедемократический и общечеловеческий смысл, приемлемый для всех. С одной стороны, Запад считал, что социальный прогресс, права и свободы человека можно обеспечить лишь на путях рыночной экономики, ее развития и укрепления, а Советский Союз исходил из необходимости ликвидации для этого капиталистического общества и построения социализма и коммунизма. С другой ‑ страны с разными общественными системами признавали, что основные права и свободы могут быть обеспечены путем развития социального прогресса в рамках существующего строя. Во многих случаях договаривающиеся стороны исходили из возможности различного толкования конкретного содержания и способов осуществления ряда прав и свобод человека. Особенно это было характерно для позиции развивающихся государств.

Различные (а зачастую и противоположные) позиции Запада, социалистических и развивающихся стран при обсуждении Всеобщей декларации прав человека привели к тому, что многие статьи этого документа (всего в документе 30 статей) носят общий характер и не имеют точных границ.

В то же время отдельные статьи Всеобщей декларации вполне конкретны и напоминают положения конституций и законодательных актов различных стран мира, поскольку, формулируя свои предложения, многие государства фактически использовали нормы национальных конституций и иных законодательных актов.

Как было уже отмечено, после тщательной разработки и длительного обсуждения отдельных статей Всеобщая декларация прав человека была принята 10 декабря 1948 г. Дата принятия Всеобщей декларации прав человека ежегодно отмечается во всем мире как День прав человека.

Всеобщая декларация включает широкий перечень как гражданских и политических, так и социально-экономических и культурных прав. Признавая естественный характер прав человека, она в первой же статье, автором которой являлся известный французский ученый Рене Кассен, провозглашает, что «все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и в своих правах».

Всеобщая декларация была принята в виде резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, и поэтому она носит лишь рекомендательный характер. В то же время при оценке юридической силы ее положений нужно учитывать, что в международном праве наряду с договором значительную роль играет и обычай, который формируется в результате международной практики государств и постепенно признается ими в качестве правовой нормы. Провозглашенные во Всеобщей декларации основные права и свободы рассматриваются в настоящее время подавляющим большинством государств в качестве юридических обязательных обычных или договорных норм. Конституции многих стран мира непосредственно ссылаются на этот документ и включают целый ряд его положений. Изложенные в Декларации принципы и нормы постоянно развиваются в процессе заключения новых международных соглашений, что свидетельствует о реалистичности документа и его большом значении для развития межгосударственных отношений.

Принятая в 1948 г. в качестве «стандарта, к достижению которого должны стремиться все народы и все государства», Всеобщая декларация в настоящее время является одним из основных источников права, служит моделью, которая широко используется многими странами для разработки отдельных положений конституций, различных законов и документов, относящихся к правам человека. Как подчеркивается в одном из исследований, «не менее чем 90 национальных конституций, принятых после 1948 г., содержат перечень фундаментальных прав, которые или воспроизводят положения Декларации, или включены в них под ее влиянием». Так, в Бельгии, Нидерландах, Индии, Италии, США, Шри-Ланке положения Декларации широко используются для толкования внутригосударственных законов, относящихся к правам человека. На них постоянно ссылаются суды названных стран. В ряде постановлений Конституционного Суда России также содержатся ссылки на Всеобщую декларацию прав человека в обоснование вынесенных им решений.

Большинство государств рассматривает Декларацию как документ, содержащий обычные нормы международного права, подавляющее большинство которых стали «jus cogens». Такое понимание Декларации особенно важно в связи с тем, что некоторые страны не являются участниками многих международных соглашений в области прав человека. Однако они обязаны руководствоваться положениями Всеобщей декларации прав человека.

Приложение 4

Библиотечный урок по Конвенции о правах ребенка

(для 5-7 классов)

Цель урока: познакомить учащихся с основными правами ребенка, провозглашенными в Конвенции о правах ребенка; побудить задуматься над проблемами детей и способами их решения.

Задачи урока: передать школьникам знания о Конвенции о правах ребенка, ее содержании, сформировать представление о системе прав ребенка.

Ход урока:

Разминка: игра «Мы разные». Библиотекарь предлагает поднять руки тем, кто считает себя:

· внимательным;

· общительным;

· свободным;

· счастливым.

Библиотекарь: как видно, мы все разные, но, так или иначе нам приходится находить общий язык, уважать мнение других людей, быть терпимым к другим.

Продолжение разминки: - Кто из вас знает такой документ, как Конвенция о правах ребенка?

Библиотекарь: 20 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах ребенка - это важный документ, регулирующий защиту прав детей во всем мире. Конвенция - это не список прав ребенка, а перечень тех обязательств, который государства возложили на себя для защиты данных прав.

А знаете ли вы, что первым документом, регулирующим права детей, явилась Декларация о правах ребенка, принятая в 1923 году Международным союзом спасения детей. Данный документ действовал в течение 36 лет.

В 1959 году Генеральная Ассамблея ООН приняла новую декларацию, со­держащую 10 важнейших принципов обеспечения защиты и благосостояния детей, один из которых содержится в статье 6 Декларации: «Ребенок для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании. Он должен, когда это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей и во всяком случае в атмосфере любви и моральной обеспеченности...».

Приняв краткую Декларацию прав ребенка, ООН поставила цель: разработать документ о правах детей, который имел бы обязательную силу для государств, согласившихся его подписать. Именно таким документом и стала Конвенция о правах ребенка.

Конвенция ООН о правах ребенка - это документ о правах ребенка, состоящий из 54 статей, каждая из которых описывает определенное право. Конвенция признает ребенком лицо, не достигшее 18 лет, если по законам страны возраст совершеннолетия не наступает раньше.

Когда страна подписывает эту Конвенцию, она принимает на себя обязанность предоставления этих прав всем детям без исключения. На данный момент большинство стран подписало Конвенцию о правах ребенка (наша страна присоединилась к этому документу 13 июля 1990 г.).

1. Что такое права человека?

2. Какие права есть у вас?

3. Достаточно ли прав у детей?

4. Можете ли вы добиться, чтобы ваши права уважали?

5. Какие права вы считаете главными для человека?

6. Как вы думаете, есть ли особые права у детей? Какие?

7. Какие из ваших прав чаще всего нарушаются?

8. Чтобы вы сделали для защиты прав других людей или своих?

Работа с текстом Конвенции о правах ребенка:

Статья 1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее.

Вопросы к учащимся:

1. Что удивило вас в отношении возраста детей?

2. Чем можно объяснить такую продолжительность детского возраста?

Статья 7. Ребенок регистрируется сразу же после рождения и с момента рождения имеет право на имя и на приобретение гражданства, а также, насколько это возможно, право знать своих родителей и право на их заботу.

Вопросы к учащимся:

1. Какие права ребенок приобретает сразу же после рождения?

2. Что такое гражданство?

Аналогичным образом идет знакомство с основными положениями Конвенции.

В заключение можно обсудить с ребятами следующие вопросы:

1. На кого Конвенция возлагает ответственность защищать интересы ребенка? (на государства-участники).

2. При каких обстоятельствах (если это вообще допустимо) могут быть ограничены права и свободы ребенка? (Эти ограничения необходимы для: А. Для уважения прав и репутации других лиц. Б. Для охраны государственной безопасности или общественного порядка, или здоровья или нравственности населения).

3. Как выглядит ваша реальная жизнь по сравнению с правами, записанными в Конвенции?

Приложение 5

Игра, посвященная Дню Защиты прав человека ‑ 10 декабря

(старший школьный возраст)

Цели игры:

Воспитательные – пропаганда идеи народовластия, развитие чувства патриотизма на примере Конституции России, развитие чувства интернационализма на примере международных документов о защите прав человека и ребенка.

Развивающие – развитие способности работать в команде, оперативно мыслить, четко излагать свои мысли, научить практически применять усвоенные знания.

Организационная часть игры

Ребята делятся на команды, их количество должно варьироваться в количестве от 2-х до 5. Команды выбирают себе капитана и придумывают название. Оформляется зал. На стенах размещаются плакаты с символикой страны, символом Конституции России; организуется «табло» для отображения счета игры. Все ребята должны ознакомиться с правилами игры заранее, но в начале игры ведущий напоминает их. Команды получают экземпляры Конституции России на каждую команду, Конвенции о правах ребенка, Всеобщей декларации прав человека.

Правила игры

Ведущий зачитывает вопрос и дает одну минуту для обсуждения всем командам. По истечении минуты звучит звуковой сигнал, после которого в течении 20 секунд команды должны сдать в письменном виде свои ответы ведущему. По истечении 20 секунд звучит второй звуковой сигнал, после которого ответы от команд больше не принимаются. Ведущий быстро просматривает листочки с ответами команд и зачитывает, не называя при этом команды, «оригинальные» ответы. Затем он произносит правильный ответ, а результаты первого вопроса фиксируются на табло. При правильном ответе на вопрос команда получает один балл. В скобках записывается рейтинг вопроса – число команд, которые не ответили на вопрос. Игра продолжается, задаётся следующий вопрос. Команда, победившая в игре (набравшая большее количество очков), награждается памятными грамотами победителей, именными дипломами. В случае если одинаковое число баллов набрали две команды, для выявления победителя учитывается суммарный рейтинг всех вопросов. У какой команды он больше, та и победила. Проигравшая команда получает поощрительные призы.

Вопросы I тура

1. В каком году была принята Всеобщая Декларация прав человека? ‑ В 1948 году.

2. Каким международным органом была принята Всеобщая Декларация прав человека? – Генеральной Ассамблеей ООН.

3. Почему День прав человека отмечается именно 10 ноября ? – Это дата принятия Всеобщая Декларация прав человека.

4. Сколько статей включает Всеобщая Декларация прав человека? – 30 статей.

5. Что такое ЮНИСЕФ? – Детский фонд ООН.

6. В каком году была принята Конвенция о правах ребенка? – В 1989 г.

7. Кто является ребенком по определению Конвенция о правах ребенка? – Каждое человеческое существо, достигшее 18 лет.

8. В каком году была принята Конституция РФ? – 1993 г.

9. Какой День является Днем Конституции? – 12 декабря .

10. Как называется вступительная часть к Конституции? ‑ Преамбула.

11. Сколько субъектов в РФ? – 89.

12. В какой главе Конституции закреплены права и свободы человека и гражданина в ? – Во II-й главе.

13. Что такое презумпция невиновности? – Этот принцип означает, что каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке.

14. Когда гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности? – С 18 лет.

Вопросы II тура.

Попробуйте рассудить героев сказок и указать, какие их права были нарушены.

1) Мачеха с утра до ночи заставляет Золушку трудиться. Несчастной девочке запрещено участвовать в играх и забавах её сестёр. Какая статья Конвенции о правах ребенка была нарушена, если бы подобное происходило в наши дни?

(Статья №31, признающая право ребёнка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством).

2) Имеет ли право такой мальчик, как Том Сойер, дружить с таким мальчиком, как Гекельберри Финн?

(Во времена Марка Твена такая дружба была вопиющим нарушением общественной морали, но сейчас Конвенцией признаётся право ребенка на свободу ассоциаций и свободу мирных собраний).

3) Является ли Маугли, живущий в лесу вместе с дикими зверями, ребенком, имеющим равные с прочими права?

(Согласно Конвенции, ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста).

4) Маугли не умеет говорить человеческим языком. Он может лишь издавать нечленораздельные, с точки зрения людей, звуки. Имеют ли право люди, поймавшие его в лесу, запереть его в клетку и обращаться с ним, как с животным?

(Маугли, не знающий человеческого языка и человеческих норм поведения, может быть признан неполноценным. Но, согласно Конвенции, каждый, даже неполноценный ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство. Клетка и дурное обращение унижают достоинство, следовательно, они недопустимы).

5) Опекун всемирно известного Гарри Потерра перехватывает и читает письма, адресованные мальчику. Какую статью Конвенции он нарушает?

(Ст. 16. Она гласит: «Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайную корреспонденцию и т. д.).

Ведущий подводит предварительные итоги.

Продолжение 2 тура.

Ведущий : Попробуйте разобраться в ситуациях, используя Конвенцию о правах ребенка.

Ситуация №1 .

Мама – Сколько раз тебе говорить – после 11 часов вечера ты должен отправить своих гостей по домам! Ваша ужасная музыка действует всем на нервы!

Сын – Но, мама!!! Ты же всё равно не спишь. Кроме того, имею я право на свободу ассоциаций и свободу мирных собраний?

О чём нужно знать маме, чтобы грамотно ответить на вопрос, поставленный её непослушным сыном? – Статья Конвенции, утверждающая право ребенка на свободу ассоциаций и мирных собраний, имеет и пункт второй, предусматривающий определенные ограничения. В данном случае поведение сына ущемляет права и свободы других лиц, проживающих в этой квартире, и является нарушением порядка.

Ситуация №2.

Ученик – Марья Ивановна! Я к Вам больше на историю ходить не буду. Зачем она мне, если я шофером буду? Да и сами Вы историю не знаете, путаетесь часто, уроки у Вас неинтересные. Пусть нам другого учителя найдут.

Учительница - Как ты смеешь, Иванов, так со мною разговаривать?

Ученик – Смею, Марья Ивановна! У меня есть право свободно формулировать взгляды по всем вопросам, меня касающимся. А Ваше преподавание меня касается, потому что я от него вчера пострадал – меня за вашу двойку знаете как наказали... Не разрешили в кино сходить. Так что слушайте – преподаватель вы неумелый...

Закон в этой ситуации на стороне Марьи Ивановны. Чего нельзя допускать, заявляя о своих правах? – Нельзя, чтобы пострадала репутация других людей. (Ст. 13 Конвенции).

Ситуация №3.

Мама – Сынок, я ухожу, убери в своей комнате, вымой после себя посуду, сходи в магазин.

Сын – Мам, у меня контрольная завтра...

Мама – Да решишь ты свои задачки! Нельзя же оставлять в доме такой беспорядок...

Сын – Конвенцией по правам ребенка я защищен от выполнения любой работы, которая служит препятствием в получении образования.

Самообслуживание не может быть препятствием в получении образования. В ст.32 речь идет не о домашнем посильном труде, а об экономической эксплуатации, приёме на работу и условиях труда детей.

В конце игры подводятся итоги, награждаются победители.

Список книг и материалов

1. Конституция Российской Федерации. Любое издание.

2. Всеобщая декларация прав человека: Принята 10.12.1948 Генеральной Ассамблеей ООН // Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов. ‑ М. : Юридическая литература, 1990. ‑ С. 14-20.

3. Конвенция о правах ребенка: Одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года. Ратифицирована Верховным Советом СССР 13 июня 1990 года // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета СССР. ‑ 1990. ‑ №45.

4. Закон ЯО от 01.01.2001 N 50-з «О гарантиях прав ребенка в Ярославской области»: Принят Ярославской областной Думой 29.09.2009 // Документ-Регион. 2009. ‑ N 15, 13 октября .

5. Албегова человека / , ; Обществ. орг. яросл. обл. «Социум». ‑ Ярославль: [б. и.], 2005. ‑ 174 с.

6. «Детская конституция»: как, опираясь на законы, действенно защищать права детей / коммент., советы и рекомендации, . ‑ М. : Рос. газ., 2005. ‑ 192 с. ‑ (Библиотечка «Российской газеты»).

7. Защита прав ребенка: интерактивный мультимедиа курс для дистанционного образования / ; Рос фонд правовых реформ, Юрид. фак МарГУ. ‑ Электронное издание. – М. : [б. и.], 2001. ‑ 1 компакт диск.

8. Защита прав ребенка (руководство для преподавателя) : интерактивный мультимедиа курс для дистанционного образования / ; Рос фонд правовых реформ, Юрид. фак МарГУ. ‑ Электронное издание. ‑ М. : [б. и.], 2001. ‑ 1 компакт диск.

9. Морозова преподавания права в школе / Рос. фонд правовых реформ, Проект «Правовое образование в школе». ‑ М. : Новый учеб., 2002. – 219 с.

10. Никитин ребенка. Дополнительные материалы к учебникам «Право и политика», «Основы государства и права». 9-11 классы: Пособие для учащихся общеобразоват. учеб. заведений. ‑ М. : Дрофа, 2000. ‑ 96 с.

11. Первые шаги: Начальный курс обучения правам человека: учеб. пособие / Е. Потемкина и др. ‑ М.: Права человека, 2003. – 215 с.

12. Права человека: учебник для вузов / Комиссия по правам человека при Президенте Рос. Федерации, Ин-т государства и права РАН. – М. : Норма: ИНФРА-М, 2000. – 560 с.

13. Права человека: История, теория и практика: [Учеб. пособие] / ; Отв. ред. . ‑ М. : Руслит, 1995. – 302 с.

14. Ребенок под защитой закона: Методические рекомендации по организации цикла книжных выставок / Централизованная библиотечная система города Ярославля, Центральная библиотека имени. ‑ Ярославль, 2010, ‑ 16 с.

15. Савина человека. Информационная поддержка в библиотеке: учебно-методическое пособие. ‑ М. : Литера, 2010. ‑ 208 с.

16. Сборник олимпиад: Экономика, право, предпринимательство, основы потребительских знаний / Мин-во образования РФ, Государственный ун-т - Высшая школа экономики. ‑ М. : МПА-Пресс, 2002. – 111 с. ‑ (Приложение к журналу «Экономика в школе» ; вып. 1).

17. Федеральные законы об образовании и правах ребенка с комментариями. ‑ Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. – 286 с.

Ресурсы Интернет

1. http://www . ***** - Уполномоченный по правам человека РФ.

2. http://wvvw. un. org/russian - Организация Объединенных Наций.

3. http://www. hro. оrg - портал «Права человека в России».

4. http://yhrm. ***** - Молодежное правозащитное движение.

5. http://www. *****/index. htm - Музей и общественный центр «Мир, прогресс, права человека» имени.

6. http://www. ***** - информационно-правовой ресурс для детей

7. http://school-sector. *****/prava - Программа «Права и дети в Интернете»

8. http://www. ycentre. org - Молодежный центр прав человека (Москва)