Финансы. Налоги. Льготы. Налоговые вычеты. Госпошлина

Дисциплинарная ответственность за совершение земельных правонарушений. Теория всего

Меры дисциплинарной ответственности предусмотрены ТК, а также иными законодательными и нормативными правовыми актами. Определение дисциплинарного проступка как неисполнения или ненадлежащего исполнения работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей закреплено в ст.

192 ТК.

Дисциплинарный проступок совершается в форме действия и бездействия. Бездействие выражается в неисполнении работником своих трудовых обязанностей. Субъективную сторону дисциплинарного проступка образует вина в форме умысла или неосторожности. Вопрос о применении к работнику мер дисциплинарного взыскания решается работодателем. Работник - физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем, а работодатель - физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником (ст. 20 ТК).

За совершение дисциплинарного проступка работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям. Федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине для отдельных категорий работников могут быть предусмотрены также и другие дисциплинарные взыскания. Не допускается применение дисциплинарных взысканий, не предусмотренных федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине. При наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен.

К дисциплинарной ответственности могут привлекаться работники организаций за невыполнение трудовых обязанностей, которые связаны с соблюдением требований земельного законодательства. Дисциплинарная ответственность может быть наложена также на руководителей организаций в случае дачи ими противоправного распоряжения подчиненным, выполнение которого повлекло нарушение норм земельного законодательства.

Порядок применения дисциплинарных взысканий урегулирован в ст. 193 ТК. Так, до применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника письменное объяснение. Если по истечении двух рабочих дней указанное объяснение работником не предоставлено, то составляется соответствующий акт. Непредоставление работником объяснения не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания.

Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников. Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки - позднее двух лет со дня его совершения. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу. За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.

Приказ (распоряжение) работодателя о применении дисциплинарного взыскания объявляется работнику под роспись в течение трех рабочих дней со дня его издания, не считая времени отсутствия работника на работе. Если работник отказывается ознакомиться с указанным приказом (распоряжением) под роспись, то составляется соответствующий акт.

Дисциплинарное взыскание может быть обжаловано работником в государственную инспекцию труда и (или) органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

В соответствии со ст. 194 ТК если в течение года со дня применения дисциплинарного взыскания работник не будет подвергнут новому взысканию, то он считается не имеющим взыскания. Работодатель имеет право до истечения года со дня применения дисциплинарного взыскания снять его с работника по собственной инициативе, просьбе самого работника, ходатайству его непосредственного руководителя или представительного органа работников.

Еще по теме Статья 75. Дисциплинарная ответственность за земельные правонарушения:

  1. 8. Административное правонарушение: юридический состав
  2. 3. Юридическая ответственность в области природопользования и охраны окружающей среды.
  3. § 1. Понятие, виды и состав экологического правонарушения
  4. Приложение 2. Извлечения из Кодека об административных правонарушениях РФ от 30.12.01 № 195-ФЗ
  5. Ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды
  6. Экологическое правонарушение и виды ответственности за его совершение
  7. Классификация административно-наказуемых правонарушений в сфере застройки земель
  8. Анализ применения норм об административной ответственности за правонарушения в сфере застройки земель
  9. Принципы ведения государственного земельного кадастра
  10. § 3. Сравнительно-правовой анализ отношений ответственности за налоговые и административные правонарушения
  11. § 1. Сущность и содержание юридической ответственности за нарушения в сфере земельных отношений в Российской Федерации
  12. § 2. Становление и развитие административной ответственности за земельные правонарушения в СССР и Российской Федерации
  13. § 3. Соотношение административной и специальной земельно-правовой ответственности за использование земельных участков с нарушением законодательства Российской Федерации
  14. § 1. Земельное правонарушение как основание применения административной ответственности и их классификация
  15. § 3. Особенности производства по делам об административных правонарушениях в области земельных отношений

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс - Денежное обращение, финансы и кредит - Деньги - Дипломатическое и консульское право - Договорное право - Жилищное право - Земельное право - Избирательное право - Инвестиционное право - Информационное право - Исполнительное производство - История государства и права - История политических и правовых учений - Конкурсное право - Конституционное право - Корпоративное право - Криминалистика -

Регулирование правоотношений, касающихся пользования земель, осуществляется на основании земельного законодательства. Оно разрабатывается и принимается с целью обеспечения потребностей государства и граждан в землепользовании, защите и рациональном использовании земли, ее недр и природных ресурсов. Земельным кодексом РФ, принятым 25 октября 2001 г. №136-ФЗ (далее - ЗК РФ), предусмотрен не только государственный земельный надзор, особенности организации проверок соблюдения требований земельного законодательства (Гл.XII), но и определена ответственность за правонарушения в области охраны и использования земель (Гл. XIII).

Например, в ст. 74 ЗК РФ предусмотрено, что за определенные земельные нарушения устанавливается уголовная и административная ответственность, в ст.76 - ответственность за причинение убытков и вреда, связанного с нарушением земельного законодательства, а в ст.75 данного нормативного акта определены условия наступления дисциплинарной ответственности. (К слову, в ранее действующем ЗК РФ этот вид ответственности не упоминался). Так, в земельном законодательстве предусмотрены все виды ответственности с отсылкой к соответствующему законодательству, которым они конкретизируются. Кроме традиционных видов ответственности (уголовной, административной, гражданско-правовой, дисциплинарной) предусмотрен и ряд специальных мер за земельные правонарушения, прямо закрепленных в земельном законодательстве. Она называется земельно-правовой.

Земельное правонарушение, как любое иное правонарушение, характеризуется четырьмя элементами: объектом, субъектом, объективной стороной и субъективной стороной правонарушения. Ответственность за правонарушение может наступать только при наличии всех четырех элементов, отсутствие хотя бы одного из них исключает ответс твенность.

Объект земельного правонарушения - общественные отношения в области охраны и использования земель. В качестве конкретного предмета правонаруше-ния выступает конкретный земельный участок, земельные распорядки, права собствен-ников, владельцев, пользователей, арендаторов земли. Объективная сторона земельного правонарушения - это конкретные деяния нару-шителя, посягающего на земельные интересы участников земельных отношений, следст-вием чего является нарушение законных прав физических и юридических лиц и причи-нение им вреда. Для объективной стороны земельного правонарушения характерно наличие трех элементов: противоправность поведения; причинение или реальная угроза причинения вреда, либо нарушение иных за-конных прав участников земельных правоотношений; причинная связь между противоправным поведением и нанесенным вредом или реальной угрозой причинения такого вреда.

Субъекты земельного правонарушения - граждане или юри-дические лица, которые нарушили нормы земельного зако-нодательства (ими могут быть как граждане РФ и других госу-дарств, так и иностранные предприятия и организации). Субъектами правонаруше-ния выступают также должностные лица или руководящие работники предприятий, организаций, учреждений, в том числе и государственных. Состав субъектов земель-ного правонарушения зависит от вида правонарушения. Так, субъектами дисципли-нарной и материальной ответственности являются должностные лица и работники предприятий и организаций, уголовной - должностные лица и граждане, админист-ративной и гражданско-правовой - граждане, должностные лица и юридические лица. Субъективную сторону земельного правонарушения составляет психическое от-ношение субъекта к совершаемому деянию, то есть как нарушитель относится к совер-шаемому деянию. Субъективная сторона характеризуется виной правонарушителя (за исключением случаев ответственности владельца источника повышенной опасности). Закон предусматривает две формы вины: умысел и неосторожность. Умышленным яв-ляется земельное правонарушение, при котором нарушитель предвидит наступление вредных последствий своего поведения и желает (прямой умысел), либо сознательно допускает (косвенный умысел) их. Неосторожность (халатность) бывает двух видов: са-монадеянность (легкомыслие) и небрежность. Самонадеянность имеет место тогда, ко-гда лицо, нарушившее требования закона, предвидело общественно вредные послед-ствия своей деятельности, но легкомысленно рассчитывало избежать их. Небрежность проявляется в том, что лицо не предвидело наступления вредных последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

Признаки и виды земельных правонарушений

В действующем законодательстве РФ нет точного определения понятия «земельные правонарушения». Однако по общему правилу, под земельным правонарушением следует понимать противоправное деяние (действие или бездействие), направленное против установленного Конституцией РФ и иным законода-тельством земельного строя, порядка управления и пользования землей, ее охраны, а также против земельных прав и интересов юридических лиц и граждан.

Выделяют следующие виды земельных правонарушений:

В области охраны собственности: самовольное занятие земельного участка; уничтожение межевых знаков; пользование недрами без разрешения (лицензии), либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением (лицензией); порча земель (загрязнения, снятие плодородного слоя почвы, уничтожение плодородного слоя почвы); самовольная застройка площадей залегания полезных ископаемых; самовольное занятие водного объекта или пользование им без разрешения и занятие участка лесного фонда или участка леса, не входящего в лесной фонд; самовольная переуступка права пользования землей, недрами, участком лесного фонда, участком леса, не входящего в лесной фонд; использование земли не в соответствии с целевым назначением, принадлежностью к той или иной категории и разрешенными видами использования; нарушение требований по рациональному использованию предоставленных земельных участков.

В области охраны окружающей среды и природопользования: несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов; нарушение законодательства об экологической экспертизе; неправомерный отказ в выдаче, сокрытие, искажение информации о состоянии окружающей природной среды и земельных участков, непосредственно затрагивающих земельные права и интересы гражданина; нарушение правил охраны водных объектов, водопользования, эксплуатации водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств; нарушение правил охраны атмосферного воздуха, выпуск в эксплуатацию механических транспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума; нарушение правил лесопользования, побочного лесопользования, незаконная порубка, повреждение либо выкапывание деревьев и кустарников, нарушение требований к охране лесов; порча сельскохозяйственных и иных земель, несвоевременный возврат временно занимаемых земель или неприведение их в состояние, пригодное для использования их по назначению; нарушение утвержденной градостроительной документации при отводе земель и противоправные действия должностных и юридических лиц, повлекшие за собой самовольное занятие земель; нарушение установленного режима использования земель с особыми условиями их использования; нерациональное использование сельскохозяйственных земель, невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от водной, ветровой эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих состояние почв, использование земельных участков не по целевому назначению, а также способами, приводящими к порче земель; уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение предписаний, выданных должностными лицами, осуществляющими государственный контроль за использованием и охраной земель, по вопросам устранения нарушений земельного законодательства.

Земельные правонарушения могут классифицироваться как:
- гражданско-правовые правонарушения, к которым относятся: порча земель, самовольное занятие территорий, уничтожение знаков и указателей, застройка вблизи залегания полезных ископаемых, использование не по целевому назначению и т.д.;
- уголовные правонарушения , то есть совершение сделок с искаженными учетными данными или в форме, несоответствующей нормам законодательства, занижение размеров земельных платежей, нарушение правил и режимов особо охраняемых зон, производство работ без соблюдения мер защиты и охраны окружающей среды, несоблюдение ветеринарных, санитарно-эпидемиологических и иных требований;

Виды и особенности ответственности за земельные правонарушения

Виды ответственности за правонарушения в области охраны и использования земель закреплены в Гл. XIII ЗК РФ. Они различаются по материальному признаку на: гражданско-правовую, административную, уголовную и дисциплинарную ответственность и применяются на основании конкретного нормативно-правового акта. Особо оговорено возмещение вреда, причиненного земельными правонарушениями.

Административная ответственность. Субъектами этого вида ответственности могут быть граждане, должностные лица, юридические лица. Ответственность выражается в конкретно определенных составах административных проступков. Перечень земельных правонарушений, за совершение которых предусмотрена административная ответственность, приводится в нормативно-правовых актах административного и земельного права. По общему правилу, к этому виду ответственности виновные привлекаются независимо от того, в рабочее или нерабочее время они совершили правонарушение. Административные взыскания применяются только теми должностными лицами и государственными органами, которые оговорены в законе (в пределах их компетенции). Сроки наложения штрафов: два месяца со дня обнаружения правонарушения (в отдельных случаях - не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения). Административная ответственность применяется в соответствии с определенным законом процессуальным порядком. Этот вид ответственности за нарушение земельного законодательства наступает: за экономические правонарушения (ст.7.1. Кодекса об административных правонарушениях - КоАП РФ); за экологические правонарушения (ст.8.6. КоАП РФ); за нарушения, возникшие вследствие мелиорации земель и ветеринарии (ст.10.9 КоАП РФ). Дисциплинарная ответственность может быть применена только к работнику, в чьи трудовые обязанности входит соблюдение земельно-правовых норм. Дисциплинарные взыскания выносятся за правонарушения, выявленные в период рабочего времени и могут быть применены совместно с имущественной и дисциплинарной ответственностью.

Гражданско-правовая ответственность за нарушение земельного законодательства представляет собой юридическую норму, включающую имущественное содержание, а значит, меры, применяемые к правонарушителю, носят исключительно имущественный (материальный) характер. Соответственно, применение ответственности имущественного характера предполагает наличие причиненного ущерба (утрата ценностей, упущенная выгода, вынужденные затраты на устранение негативных последствий, возникших вследствие причиненного вреда). Гражданско-правовая ответственность предполагает материальную ответственность правонарушителя только перед лицом, чьи права были нарушены, включая имущественные санкции, возложенные на потерпевшую сторону. Ответственность наступает за нарушения земельного законодательства, связанного с причинением вреда землям, правам и интересам собственников. Вред возмещается независимо от привлечения виновных к другим видам ответственности. Понятие вреда можно определить как умаление имущественного блага.

Дисциплинарная ответственность за нарушение земельного законодательства возникает на основании ст.75 ЗК РФ. Субъектом дисциплинарной ответственности может выступать только работник (рабочий или служащий), в чьи трудовые функции входит соблюдение земельно-правовых норм. В данном случае нормы трудовой дисциплины одновременно являются и нормами трудового законодательства. Она может представлять собой применение дисциплинарных взысканий: а) к работнику, не исполнившему, либо выполнившему ненадлежащим образом свои должностные обязанности (ст.192 Трудового кодекса - ТК РФ); б) к должностному лицу (в случае несоблюдения трудовых и иных норм, повлекшие за собой ущерб земле и ее недрам). Имущественная ответственность возникает вследствие совершения действий, не относящихся к категории сделок с землей.

Дисциплинарные взыскания применяются только за те нарушения, которые произошли в период рабочего времени. При применении дисциплинарной ответственности за земельные правонарушения закон не требует жесткой процессуальной процедуры, руководителю достаточно истребовать объяснение от нарушителя. Приказ о взыскании выносится администрацией предприятия, где работает данное лицо. Дисциплинарная ответственность может быть применена одновременно с административной и материальной. Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения правонарушения и шести месяцев со дня его совершения. В тех случаях, когда дисциплинарный проступок сопряжен с нанесением материального ущерба, к работнику одновременно может быть применена и материальная ответственность. Трудовым законодательством предусмотрены следующие виды дисциплинарных взысканий: замечание, выговор, строгий выговор, перевод на нижеоплачиваемую работу, увольнение.

Уголовная ответственность за нарушение земельного законодательства наступает за экологические правонарушения, представляющие собой посягательство на землю, как на элемент, входящий в состав экосистемы (ст.254, 246 УК РФ); экономические правонарушения, являющие собой посягательство на землю, как на объект хозяйственного назначения (ст.167 УК РФ); производственные правонарушения, являющие собой посягательство на объекты, произрастающие из земли (ст.231, 260 УК РФ).

Также УК РФ предусмотрены санкции за: нарушение правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений (ст.249); нарушение правил охраны и использования недр (ст.255); незаконная порубка деревьев (ст. 260); уничтожение или повреждение лесов (ст.261); нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов.

Порядок осуществления уголовной ответственности на нарушение земельного законодательства регламентирован наиболее детально и определяется уголовным, уголовно-процессуальным и уголовно-исполнительным законодательством. Основанием уголовной ответственности является совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного УК РФ. Лица, совершившие преступления, равны перед законом и подлежат уго-ловной ответственности независимо от пола, расы, национальности, имущественного и должностного положения, а также других обстоятельств. Уголовная ответственность наступает только за те общественно опасные действия (бездействия) лица и наступившие общественно опасные последствия, в отношении которых установлена его вина. Объективное вменение (невиновное причинение вреда) не допускается. Ряд принципов уголовной ответственности закреплен в международных пактах и конституционном законодательстве (принцип законности, справедливости, гуманизма). Субъектом уголовной ответственности не может выступать юридическое лицо. В случае привлечения к уголовной ответственности группы лиц они признаются соучастниками преступления, и ответственность для каждого из них назначается с учетом степени и характера участия в преступлении.Привлечению определенного лица к уголовной ответственности в качестве обвиняемого предшествуют: возбуждение уголовного дела по факту преступления; сбор и исследование относящихся к этому делу доказательств. Решающей стадией уголовной ответственности является рассмотрение дела в судебном заседании. Отношения уголовной ответственности завершаются отбытием наказания, назначенному осужденному, либо освобождением от наказания.

Согласно ранее действующему Уголовному кодексу (УК РФ) основным общественно опасным деянием признавался самовольный захват земли (ст. 199 УК РФ). Ныне это действие относится к административным правонарушениям. В новом УК РФ выделена отдельная глава (Гл.26 «Экологические преступления», которая включает в себя 17 статей. Основная из них - ст. 254 («Порча земли»), предусматривающая за данное деяние: штраф от 200 до 500 размеров минимальной оплаты труда; наказание в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет; исправительные работы на срок до двух лет. Те же деяния, совершенные в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, - ограничение свободы на срок до трех лет или лишения свободы на тот же срок. Деяния, предусмотренные в первом или во втором случае, повлекшие за собой по неосторожности смерть человека, наказываются лишением свободы на срок от двух до пяти лет.

Земельно-правовая ответственность за нарушения земельного законодательства представляет собой принудительное изъятие земельных участков у граждан в связи с совершением неправомерных действий. Порядок и содержание этого вида ответственности установлены ст. 44-48, 50, 51, 54 ЗК РФ, а также ст. 235 Гражданского кодекса (ГК РФ). Законодательство разграничивает основание и порядок принудительного изъятия земли у собственников земельных участков и землепользователей, поскольку они существенно различаются как по содержанию, так и по процедуре. Общим является только то, что принудительное изъятие земельных участков возможно только по решению суда. Изъятие земельных участков у собственников за земельные правонарушения регулируется нормами ст. 235 ГК РФ. Условия и порядок принудительного изъятия земельного участка у лиц, не являющихся его собственниками, в связи с нарушением ими земельного законодательства установлены ст. 54 ЗК РФ.

При обнаружении правонарушения, достаточного для возбуждения дела об изъятии земельного участка, орган (или лицо), осуществляющий государственный земельный контроль, налагает на правонарушителя административное взыскание в виде штрафа в установленном порядке. Одновременно с наложением взыскания выносится предупреждение правонарушителю о допущенных земельных правонарушениях с указанием срока, в течение которого земельное правонарушение должно быть устранено. Правонарушитель должен быть предупрежден о возможном принудительном изъятии земельного участка в случае неустранения земельного правонарушения.

О предупреждении правонарушителя и содержании правонарушения должен быть уведомлен орган, обладающий компетенцией по предоставлению и изъятию земель. Лицо, виновное в правонарушении, должно получить необходимые разъяснения относительно своих прав в случае возбуждения процедуры прекращения прав на земельный участок. В случае неустранения правонарушения в указанный срок, орган, вынесший предупреждение, направляет материалы о прекращении права на земельный участок в орган, обладающий компетенцией по предоставлению и изъятию земельных участков, который принимает решение о направлении материалов в суд. Решение суда о прекращении права на земельный участок может быть обжаловано в вышестоящие судебные инстанции в десятидневный срок, по истечении которого исполнительный ор-ган государственной власти или орган местного самоуправления направляет в орган государственной регистрации на недвижимое имущество и сделок с ним заявление о государственной регистрации прекращения права на земельный участок.

Изъятие земельного участка в связи с нарушением земельного законодательства осуществляется без возмещения правонарушителю стоимости и убытков, связанных с изъятием. В тоже время прекращение права на земельный участок не освобождает лиц, виновных в нарушении земельного законодательства, от возмещения в установленном порядке стоимости причиненного правонарушителем вреда.

Дисциплинарная ответственность за земельные правонарушения может применяться только к тем категориям работников, в чьи трудовые функции входит соблюдение и исполнение земельно-правовых норм. Поэтому привлечение к дисциплинарной ответственности работника возможно только в ситуации, когда его деяние нарушает одновременно нормы и трудового, и земельного права.

Как следует из буквального толкования п. 1 ст. 75 ЗК РФ, должностные лица и работники организаций несут дисциплинарную ответственность лишь за ограниченный и исчерпывающий перечень административно наказуемых правонарушений (ст. 8.1 КоАП РФ) и только в том случае, если организация за совершенные работником правонарушения сама привлечена (как юридическое лицо) к административной ответственности. В остальных случаях должностные лица и работники к дисциплинарной ответственности за земельные правонарушения не привлекаются.

Согласно ст. 192 ТК РФ за совершение дисциплинарного проступка, т.е. неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных па него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; увольнение по соответствующим основаниям.

Федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине для отдельных категорий работников могут быть предусмотрены и другие дисциплинарные взыскания. Не допускается применение дисциплинарных взысканий, не предусмотренных федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине.

Порядок наложения дисциплинарного взыскания следующий. До применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника объяснение в письменной форме. В случае отказа работника дать указанное объяснение составляется соответствующий акт. Отказ работника дать объяснение не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания. Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников.

Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки - позднее двух лет со дня его совершения. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу. За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание. Приказ (распоряжение) работодателя о применении дисциплинарного взыскания объявляется работнику под расписку в течение трех рабочих дней со дня его издания. В случае отказа работника подписать указанный приказ (распоряжение) составляется соответствующий акт. Дисциплинарное взыскание может быть обжаловано работником в государственные инспекции труда или органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

Если в течение года со дня применения дисциплинарного взыскания работник не будет подвергнут новому дисциплинарному взысканию, он считается не имеющим дисциплинарного взыскания. Работодатель до истечения года со дня применения дисциплинарного взыскания имеет право снять его с работника по собственной инициативе, просьбе работника, ходатайству его непосредственного руководителя или представительного органа работников.

Возмещение вреда, причиненного земельными правонарушениями

В соответствии с п. 1 ст. 76 ЗК РФ юридические лица и граждане обязаны в полном объеме возместить вред, причиненный в результате совершения ими земельных правонарушений. Данную редакцию нельзя считать удачной, поскольку вред может быть причинен действиями не только граждан и юридических лип, но и государственных и муниципальных органов власти, которые могут необоснованно привлечь лицо к ответственности либо отказать в предоставлении земельного участка.

Родовое понятие вреда сформулировано гражданским законодательством, понимающим под таковым материальный ущерб, который выражается в уменьшении имущества потерпевшего и (или) умалении нематериального блага (жизнь, здоровье и т.д.). Сформулирован в ГК РФ и принцип полного возмещения причиненного вреда (ст. 1064). Вред должен быть возмещен либо в натуре (посредством предоставления вещи того же рода и качества, исправления недостатков вещи и т.п.), либо в виде компенсации убытков, состоящих как из реального ущерба, так и упущенной выгоды (п. 2 ст. 15 ГК РФ).

Существуют некоторые особенности ответственности за вред, причиненный земельным участкам источником повышенной опасности. Согласно ст. 1079 ГК РФ юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.

Применительно к земельным участкам родовое определение вреда следует конкретизировать. Поэтому под вредом, причиненным земельным правонарушением следует понимать вред, причиненный Российской Федерации и ее субъектам, муниципальным образованиям, физическим и юридическим лицам в результате умышленного или неосторожного нарушения требований земельного законодательства.

Несомненно, Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования выступают в деликтных обязательствах ограниченно в силу своей специальной правоспособности, обусловленной их публично-правовым статусом. Однако в силу закона несомненно их участие в охранительных правоотношениях в случае причинения противоправными действиями вреда земельным участкам, находящимся в государственной или муниципальной собственности (после ее окончательного разделения), либо земельным участкам как объектам природы и составной части окружающей среды.

Следовательно, сам вред, причиненный в результате земельного правонарушения, может иметь двоякий характер, а именно - причинять вред земельному участку как объекту природы (порча земель) либо быть следствием посягательств на отношения собственности на земельный участок как объект недвижимости (уничтожение межевых знаков). Например, самовольное занятие земельного участка как таковое не причиняет вред земле как природному объекту, посягая лишь на отношения собственности на него, однако будучи осуществленным без надлежащих правовых оснований может являться и источником экологически обусловленного вреда (например, самовольное занятие земельного участка для размещения отходов). В последнем случае данное правонарушение будут являться и экологическим правонарушением.

Необходимо обратить внимание на признак сочетания различных видов ответственности за некоторые земельные правонарушения. Например, в силу п. 2 ст. 74 ЗК РФ привлечение лица к административной ответственности не освобождает его от обязанности возместить причиненный вред. Поэтому, например, в случае привлечения лица к административной ответственности за порчу земель (ст. 8.6 КоАП РФ) указанный правонарушитель будет обязан кроме уплаты штрафа возместить вред земельному участку в силу п. 2 и 3 ст. 76 3 К РФ (гражданско-правовая ответственность).

Поскольку земля является составной частью окружающей среды, к данным правоотношениям применимо определение вреда окружающей среде как негативного изменения окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов (ст. 1 Закона об охране окружающей среды). Согласно ст. 78 данного Закона компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда. Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

На основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ. Иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение 20 лет.

Конкретизирован экологическим законодательством и принцип полного возмещения вреда. Согласно п. 2 ст. 77 Закона об охране окружающей среды вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, в том числе на проект которой имеется положительное заключение государственной экологической экспертизы, включая деятельность по изъятию компонентов природной среды, подлежит возмещению заказчиком и (или) субъектом хозяйственной и иной деятельности. Следовательно, в силу закона подлежит возмещению даже вред, причиненный правомерными действиями.

Лица, совместно причинившие вред, в соответствии с ч. 1 ст. 1080 ГК РФ несут солидарную ответственность перед потерпевшим. Суд вправе по заявлению потерпевшего и в его интересах возложить на указанных лиц долевую ответственность, исходя из степени вины каждого из них, а при невозможности определить степень вины - исходя из равенства долей (ч. 2 ст. 1080, п. 2 ст. 1081 ГК РФ). При этом необходимо учитывать, что при совершении экологического преступления несколькими лицами они несут солидарную ответственность за причиненный вред лишь по тем эпизодам, в которых установлено их совместное участие. Суд вправе уменьшить размер возмещения вреда, причиненного гражданином, с учетом его имущественного положения, кроме случаев, когда он причинен действиями, совершенными умышленно.

Упоминаемые в Законе об охране окружающей среды таксы для исчисления размера ущерба применяются для расчета ущерба лесному фонду, животному миру и водным биологическим ресурсам. В случае причинения вреда состоянию вод, атмосферного воздуха и земель (почв) применяются методики расчета ущерба.

Например, Методика исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды (утв. приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 08.07.2010 № 238), позволяет рассчитать в стоимостной форме размер вреда, причиненного почвам в результате:

  • а) химического загрязнения почв при поступлении химических веществ или смеси химических веществ, приводящего к несоблюдению нормативов качества окружающей среды для почв, включая нормативы предельно (ориентировочно) допустимых концентраций химических веществ в почвах;
  • б) несанкционированного размещения отходов производства и потребления;
  • в) порчи почв из-за самовольного (незаконного) перекрытия поверхности почв, а также почвенного профиля искусственными покрытиями и (или) линейными объектами.

Данная методика не распространяется на случаи загрязнения почв радиоактивными веществами, а также на случаи несанкционированного размещения радиоактивных отходов, биологических отходов, отходов лечебно-профилактических учреждений.

По фактическим затратам возмещается ущерб, когда отсутствуют соответствующие таксы и методики подсчета.

Дисциплинарная ответственность за земельные правонарушения является разновидностью юр. ответственности, распространяющейся на трудящихся предприятий и организаций всех видов собственности. Наложение взысканий в данном случае возможно только в случае, если совершенное проступок непосредственно связано с выполнением служащим своих должностных обязанностей.

Дисциплинарная ответственность за нарушение земельного законодательства применяется в отношении правонарушений, совершенных работниками предприятия и не влекущих за собой наложение административных или иных видов взысканий. Данный вид ответственности закреплен Земельным кодексом РФ. В тексте ст.75 ЗК РФ указано, что на виновных лиц могут быть наложены дисциплинарные санкции в случае, если негативные последствия произошли вследствие ненадлежащего выполнения ими своих трудовых обязанностей. К виновным действиям также относятся те, которые привели к нарушению земельного законодательства предприятием и привлечение его к админ. ответственности.

Ст.192 ТК РФ предусмотрены следующие виды санкций, наложение которых возможно за совершение дисциплинарных проступков, в том числе в сфере земельного законодательства:

Данный перечень исчерпывающим не является, а указанные нормы относятся к общему виду ответственности, то есть могут быть применены в отношении любого виновного трудящегося. Помимо указанных, дополнительные виды санкций могут устанавливаться отраслевыми и локальными нормативными актами. Также отдельно закрепляются специальные санкции, наложение которых возможно на отдельные категории трудящихся.

Процедура привлечения к дисциплинарной ответственности предусматривает наложение взыскания исключительно работодателем или уполномоченным лицом. Им также самостоятельно избирается мера воздействия исходя из установленных законодательством и санкций, закрепленных в локальных актах или трудовом договоре с конкретным служащим.

Помимо дисциплинарных взысканий за совершение правонарушений или преступлений в сере земельного законодательства, виновные лица могут быть привлечены к иным видам ответственности исходя из тяжести их проступка и обстоятельств его совершения.

Юридическая ответственность за земельные правонарушения и её признаки

Юридическая ответственность в данной сфере представляет собой форму гос. реагирования на нарушение правил и норм общественных отношений, установленных земельным законодательством. Она применяется в отношении лиц, совершивших действия, которые привели к негативным последствиям, таким как загрязнение земель, ухудшение их качества и т.п. Вид налагаемого взыскания зависит от тяжести правонарушения.

Юридическая ответственность за земельные правонарушения обладает несколькими особыми признаками, которые отличают её от иных разновидностей ответственности:

  1. Применение взысканий в данном случае предполагает наличие виновных действий, связанных с землепользованием. К примеру, возведение сооружений негативно влияющих на почву или выброс токсичных, опасных веществ.
  2. Взаимосвязь между действием (бездействием) лица и негативными последствиями для земли может иметь различные виды, но присутствовать должна обязательно.
  3. В качестве лица ответственного за причиненный ущерб может выступать как собственник земли или её законный пользователь, так и третьи лица, действующие в нарушение земельного законодательства. К примеру, к ответственности может быть привлечен как владелец полей, пренебрёгший обязательными мерами по борьбе с вредителями, так и гражданин, осуществляющий самовольный выпас скота на участках, относящихся к государственному лесфонду.

Как и во всех прочих случаях, наложение взыскания за земельные правонарушения возможно только при наличии достаточных оснований для этого. На ответственных лиц и госорганы возлагается обязанность установления обстоятельств правонарушения и выявления непосредственной взаимосвязи между совершенным проступком и негативными последствиями.

Виды ответственности за правонарушения в сфере земельного законодательства

Нормами действующего законодательства предусмотрены 4-е вида отсветсвенности, к которым может быть привлечено лицо, совершившее правонарушение в сфере землепользования:

  • Административная;
  • Гражданско-правовая;
  • Уголовная;
  • Дисциплинарная.

Каждая из них предназначена для наложения взыскания за отдельные виды правонарушений, исходя из тяжести нанесенного вреда. Порядок привлечения к данным видам ответственности, допустимые меры воздействия, а также основные понятия закреплены в соответствующих отраслевых нормативных актах: Трудовой кодекс, КоАП, УК РФ, ГК РФ.

Лицо может быть привлечено к одному виду ответственности за один проступок (преступление) за исключением гражданско-правовой, которая может применяться как самостоятельно, так и наряду с другими.

Административная ответственность

Нормы, регулирующие порядок и основания привлечения к административной ответственности за нарушения в сфере землепользования, закреплены в гл.8 КоАП. Среди них:

  1. Порча земли, в том числе невыполнение обязательств по её сохранению и приведению в надлежащее состояние – ст.8.7;
  2. Несоблюдение порядка обеспечения сохранности земли, а также не проведение обязательных мер для улучшения её состояния – ст.8.8;
  3. Нанесение ущерба участкам, предназначенным для сенокоса и выпаса скота, милиаративным системам, а также дорогам наземного сообщения – ст.8.30.

Помимо указанных положений, к административной ответственности могут быть привлечены лица, совершившие правонарушения в сфере:

  • Охраны законных прав собственности на земельные участки;
  • Ведения сельского хозяйства и ветеринарии;
  • Землепользования при эксплуатации транспортных средств;
  • Управления земельными участками, предоставления их в пользование и рассмотрения обращений граждан.

Уголовная ответственность

Уголовная ответственность за преступления в сфере землепользования, предусмотрена гл.26 УК РФ. В Данном нормативном акте также присутствует норма, предусматривающая наложение соответствующего наказания за порчу земли (ст. 254 УК РФ). Однако в данном случае предполагается серьезное нанесение повреждений почве, загрязнение её отравляющими веществами, в том числе нарушение правил использования удобрений, ядохимикатов и иных опасных веществ, причинившее вред здоровью граждан или окружающей среде.

В ст.255 УК РФ установлена уголовная ответственность за нарушение порядка использования недр, а также обеспечения их охраны. К преступлениям, которые регулируются данной нормой, к примеру, относится самовольное возведение сооружений на участках, где расположены месторождения полезных ископаемых.

Помимо указанных, к уголовным преступлениям относится и совершение незаконных сделок с земельными участками. Указанные действия влекут за собой привлечение к ответственности согласно ст.170 УК РФ. В качестве субъекта преступления будет выступать должностное лицо, имеющее полномочия на регистрацию сделок в данной сфере. При этом необходимо доказать наличие у него корыстного интереса в совершении данных действии.

Дисциплинарная ответственность за земельные правонарушения

Дисциплинарная ответственность применяется в отношении проступков в сфере землепользования, за которые не предусмотрено административного или уголовного преследования. Основные понятия и порядок наложения взысканий закреплены в ст.192-193 ТК РФ. Согласно данным нормам дисциплинарным проступком считается ненадлежащее исполнение работником своих должностных обязанностей и нарушение установленных действующим законодательством правил и трудового распорядка. В данном случае указанные действия или бездействия должны быть непосредственно связаны с землепользованием.

При этом для привлечения лица к ответственности, он должен нарушить экологические правила, выполнение которых возложено на него трудовым договором или распоряжением руководства, если оно не нарушает нормы действующего законодательства. Решение о применении мер воздействия и их виде принимается работодателем самостоятельно.

Отдельно необходимо рассмотреть материальную ответственность трудящихся за совершение дисциплинарных проступков в сфере землепользования. Привлечение к ней виновного лица возможно только, если таковая предусмотрена положениями федеральных, отраслевых, локальных нормативных актов или трудового договора. При этом она может применяться как самостоятельно, так и совместно с дисциплинарными взысканиями.

Гражданско-правовая ответственность

Гражданско-правовая ответственность за нарушение, допущенное в сфере землепользования, предполагает возмещение нанесенного ущерба. Она может быть применена как самостоятельно, так и сочетаться с другими видами ответственности. К примеру, согласно п.2 ст.74 ЗК РФ наложение административного взыскания не освобождает виновное лицо от компенсации причинного вреда.

Возмещение вреда может производиться добровольно или принудительно, на основании соответствующего решения суда. При этом величина компенсации зависит от затрат необходимых для восстановления поврежденного земельного участка и понесённых убытков. Также учитываются проекты культивационных работ, а при их отсутствии установленные местными органами таксы и методики для определения вреда, нанесенного окружающей среде.

  • 10. Международные конвенции, многосторонние межгосударственные соглашения и двусторонние договоры.
  • 13. Нормативные акты местных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.
  • 14. Понятие и виды земельных правоотношений.
  • 15. Субъекты, объекты и содержание земельных правоотношений.
  • 16. Основания возникновения, изменения га прекращения земельных правоотношений.
  • 17. Основные признаки и понятие права собственности на землю.
  • 18. Содержание права собственности на землю.
  • 19. Право частной собственности на землю.
  • 20. Право коммунальной собственности на землю.
  • 21. Право государственной собственности на землю.
  • 23. Право общей собственности на землю.
  • 24. Основные права и обязанности собственников земельных участков.
  • 25. Понятие и принципы права землепользования.
  • 27. Право арендного землепользования.
  • 28. Право концессионного землепользования.
  • 29. Права и обязанности землепользователей.
  • 31. Понятие и содержание добрососедства в земельном праве.
  • 32. Понятие и виды ограничений прав на землю.
  • 33. Правовой режим зон, подлежащих специальной охране.
  • 34. Основные основания и условия приобретения прав на землю гражданами и юридическими лицами.
  • 35. Особенности приобретения прав на землю территориальными общинами и государством.
  • 36. Условия и порядок приобретения и передачи земельных участков гражданам.
  • 36. Условия и порядок приобретения и передачи земельных участков гражданам.
  • 37. Возникновения, удостоверение и регистрация прав на земельные участки.
  • 38. Понятие и особенности гражданско-правового оборота земельных участков.
  • 39. Виды и содержание гражданско-правовых договоров в отношении земельных участков.
  • 40. Правовое регулирование договора купли-продажи земельного участка.
  • 41. Условии я и порядок продажи земельных участков на конкурентных основах.
  • 42. Правовое регулирование договоров мены и дарения земельных участков.
  • 43. Правовое регулирование залога земельных участков.
  • 44. Особенности наследования земельных участков.
  • 45. Общие основания прекращения права собственности на землю и права пользования земельным участком.
  • 46. Порядок согласования изъятия и выкупа земельных участков.
  • 47. Общая характеристика гарантий прав на землю.
  • 48. Способы защиты прав на земельные участки.
  • 49. Правовое обеспечение возмещения убытков собственникам земли и землепользователям.
  • 50. Причины возникновения, основные виды и правовые основы решения земельных споров.
  • 56. Условия и порядок установление и изменение границ административно-территориальных образований.
  • 57. Планирование использования и охраны земельных ресурсов.
  • 58. Правовые основы районирования земель.
  • 59. Правовые основы зонирования земель.
  • 60. Понятие и содержание землеустройства.
  • 61. Виды землеустройства, система землеустроительных органов и их функций.
  • 63. Государственный контроль за использованием и охраной земель.
  • 64. Самоуправляемый и общественный контроль за использованием и охраной земель.
  • 65. Мониторинг земельных ресурсов и его значение.
  • 66. Понятие и содержание правовой охраны земельных ресурсов.
  • 67. Правовая охрана грунтов.
  • 68. Правовой режим экологически пораженных земель.
  • 69. Правовые требования по консервации земель.
  • 70. Общая характеристика и содержание экономического стимулирования рационального использования и охраны земель.
  • 71. Общая характеристика и содержание экономического стимулирования рационального использования и охраны земель.
  • 72. Правовые основы платы за землю.
  • 73. Возмещение потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства.
  • 74. Понятие юридической ответственности за земельные правонарушения.
  • 75. Уголовная и административная ответственность за нарушение земельного законодательства.
  • 76. Гражданско-правовая ответственность за нарушение земельного законодательства.
  • 77. Дисциплинарная и материальная ответственность за земельные правонарушения.
  • 78. Земли сельскохозяйственного назначения как объект правового регулирования.
  • 79. Понятие и состав земель сельскохозяйственного назначения.
  • 81. Определение и состав земель жилой и общественной застройки.
  • 82. Правовые требования относительно использования земельных участков для индивидуального жилищного, хозяйственного и гаражного строительства.
  • 83. Использование земельных участков для кооперативного жилищного и гаражного строительства.
  • 84. Понятие и состав земель прилюдно-заповедного фонда и другого природоохранного назначения.
  • 85. Правовой режим земель природно-заповедного фонда
  • 86. Правовой режим земель водно-болотных угодий международного значения.
  • 87. Понятие и состав земель оздоровительного назначения.
  • 88. Условия и порядок использования земель оздоровительного назначения.
  • 89. Правовой режим округов и зон санитарной (горно-санитарной) охраны земель оздоровительного назначения.
  • 90. Понятие и состав земель рекреационного назначения.
  • 91. Правовой режим земель рекреационного назначения.
  • 92. Особенности правового режима земель свободных экономических зон туристско-рекреационного типа.
  • 93. Понятие и состав земель историко-культурного назначения.
  • 95. Понятие и общая характеристика правового режима земель лесохозяйственного назначения.
  • 96. Особенности общего и специального использования лесных ресурсов на землях лесного фонда.
  • 77. Дисциплинарная и материальная ответственность за земельные правонарушения.

    Согласно действующего законодательства при совершении правонарушений работниками предприятий, учреждений и организаций всех форм хозяйствования применяются соответствующие нормы Кодекса законов о труде (Кзот) Украины. При определенных условиях применяются меры ответственности, предусмотренные в нормах и правилах внутреннего распорядка этих предприятий. В трудовом праве различают два вида ответственности: дисциплинарную и материальную. Основаниями их применения является совершение проступков, составляют виновное невыполнение или ненадлежащее выполнение трудовых обязанностей во время работы.

    Дисциплинарная ответственность как вид юридической ответственности, который может применяться за земельные правонарушения, отсутствует в ст. 211 ЗК. Поэтому дисциплинарная ответственность может применяться за нарушение земельного законодательства лишь в случаях нарушения работниками предприятий, учреждений и организаций, а также их должностными лицами своих трудовых обязанностей по соблюдению земельно-правовых норм. Объект правонарушения здесь является двойным: требования трудового законодательства (правила внутреннего распорядка) и законодательные требования по использованию и охране земель. Для привлечения виновного лица к дисциплинарной ответственности за нарушение земельного законодательства необходимо совпадение дисциплинарного проступка и земельного нарушения, то есть когда неисполнение работником своих трудовых обязанностей одновременно является нарушением установленного земельного правопорядка. Таким образом, дисциплинарная ответственность составляет применения к участникам трудовых отношений предприятий и их должностных лиц, виновных в совершении дисциплинарных проступков, мероприятий личного воздействия в виде наложения дисциплинарных взысканий.

    Однако правовой анализ обязанностей собственников земли и землепользователей, закрепленных в ЗК, свидетельствует, что они в основном обращены к физических и юридических лиц. Неисполнение или ненадлежащее исполнение юридических обязанностей физическим лицом, который не является работником предприятия не может служить основанием для дисциплинарной ответственности. Ровно как невыполнение земельно-правовых обязанностей юридическим лицом не может быть признано дисциплинарным проступком работника, что находится с ним в трудовых отношениях. Поэтому идеальная совокупность дисциплинарного проступка и земельного правонарушения возможна крайне редко. Очевидно, в связи с этим ЗК не указывает на существование дисциплинарной ответственности за совершение земельных правонарушений. Тем не менее, дисциплинарная ответственность может иметь место нарушение земельного законодательства, например, если ведения земельно-кадастровой книги положен на агронома сельскохозяйственного предприятия, а он не выполнял эти обязанности, чем нарушал возложенные на него трудовые обязанности, и не выполнил требования земельного законодательства.

    Дисциплинарная ответственность как ответственность личностного характера наступает при нарушении условий труда, которые не вызвали материальных последствий. Нарушения норм земельного законодательства, норм устава или правил внутреннего распорядка предприятия, в результате чего причинен материальный ущерб, влечет материальную ответственность.

    Материальная ответственность по сути является продолжением дисциплинарной ответственности в случаях, когда нарушением трудовых обязанностей причинен материальный ущерб земельным ресурсам. Материальная ответственность заключается в возложении на работников и должностных лиц предприятий, которые совершили виновное противоправное деяние, в результате которого предприятию причинен материальный ущерб или нарушены его имущественные интересы, обязанности по компенсации вреда в натуре или причиненных убытков. Такими лицами могут быть члены сельскохозяйственных предприятий и сельскохозяйственных кооперативов, работники и должностные лица государственных и коммунальных предприятий, а также сельскохозяйственных предприятий, учреждений и организаций других форм собственности.

    Материальной ответственностью как разновидность юридической ответственности в трудовом праве следует отличать от имущественной ответственности в гражданском праве. Трудоправова материальная ответственность предусмотрена для лиц, занятых трудовой деятельностью, которые причинили ущерб во время работы в результате невыполнения или ненадлежащего выполнения своих трудовых обязанностей. Имущественная ответственность, в соответствии с положениями ст. 11 ГК применяется, когда нарушенные субъективные права конкретного лица, в этом случае субъективные права землевладельцев или землепользователей. Наступления неблагоприятных имущественных последствий достает проявление в возмещении как реальный ущерб, так и неполученных доходов. При материальной же ответственности возмещению заключаются прямые действительные убытки, причиненные земельным ресурсам, то есть возмещаются в меньшем размере.

    Однако применение трудоправової дисциплинарной и материальной ответственности имеет определенные особенности по составу субъектов, мерами воздействия, порядком применения и т.д. В связи с этим, необходимо различать ответственность работников организаций - землепользователей и ответственность членов коллективных и кооперативных предприятий - собственников земли. В первом случае - это рабочие и служащие, не являющиеся членами указанных организаций. их правовые отношения с организациями по выполнению своих трудовых обязанностей и соблюдения правил внутреннего распорядка регулируются нормами трудового законодательства. Поэтому эта категория работников может привлекаться к дисциплинарной или материальной ответственности на основании норм трудового законодательства.

    Во втором случае, соответственно в уставы сельскохозяйственных кооперативов и сельскохозяйственных предприятий вопрос о привлечении к дисциплинарной и материальной ответственности членов таких предприятий и лиц, работающих по трудовым договорам, решается правлением или общим собранием (собранием уполномоченных) кооператива или предприятия. Следовательно, в подобных случаях дисциплинарная и материальная ответственность применяется на основании уставов предприятий и норм трудового законодательства, имеет внутренний характер.

    Объектом дисциплинарных и материальных правонарушений в сфере действия земельного законодательства является земельный порядок и установленный правопорядок. Нарушение работниками или должностными лицами своих трудовых обязанностей, без причинения материального вреда, может вызвать применение мер дисциплинарной ответственности. Ими по ст. 147 Кзот является одна из следующих мер дисциплинарного воздействия: выговор или увольнение. Они применяются в соответствии с требованиями трудового законодательства.

    Если совершенным трудоправовим нарушением причинен материальный ущерб земельным ресурсам, например, сельскохозяйственным угодьям, то может наступать материальная ответственность по нормам трудового законодательства. Трудоправова материальная ответственность предусмотрена в гл. IX Кзот. По нормам указанной главы материальная ответственность может применяться: в ограниченном размере (ст.ст. 132, 133 - в размере прямого действительного ущерба, но в пределах, не превышает среднемесячный заработок); в полном размере (ст. 134 - в размере полной причиненного вреда); (ст. 135 - в повышенном размере, когда фактический размер причиненного ущерба превышает его номинальный размер).

    Для применения каждого вида материальной ответственности в трудовом законодательстве предусмотрены определенные условия и определенный порядок их возложение на работников. Однако в судебной практике часто встречаются случаи применения указанных разновидностей материальной ответственности за земельные правонарушения. Это объясняется сложностями учета специфических признаков для их применение за нарушение земельного законодательства и отсутствием практического опыта привлечения к материальной ответственности за такие правонарушения.

    Стоит отметить, что в случаях нарушения трудовых обязанностей работниками организаций или членами сельскохозяйственных кооперативов, может наступать дисциплинарная или материальная ответственность согласно нормам как трудового, так и аграрного законодательства. При совершении нарушений земельного законодательства, связанных с выполнением трудовых обязанностей, органы государственного контроля за использованием и охраной земель, вправе пресекать незаконные действия и требовать соблюдения требований земельного законодательства, что следует отнести к предупредительных мер, а не к дисциплинарной или материальной ответственности.