Финансы. Налоги. Льготы. Налоговые вычеты. Госпошлина

Оспариваемых прав свобод или законных. Право гражданина на обращение в суд за судебной защитой

Полный текст ст. 3 ГПК РФ с комментариями. Новая действующая редакция с дополнениями на 2020 год. Консультации юристов по статье 3 ГПК РФ.

1. Заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов. (Часть дополнена с 4 мая 2010 года Федеральным законом от 30 апреля 2010 года N 69-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 15 сентября 2015 года Федеральным законом от 8 марта 2015 года N 23-ФЗ.

2. Отказ от права на обращение в суд недействителен.

3. По соглашению сторон подведомственный суду спор, возникающий из гражданских правоотношений, до принятия судом первой инстанции судебного постановления, которым заканчивается рассмотрение гражданского дела по существу, может быть передан сторонами на рассмотрение третейского суда, если иное не установлено федеральным законом.

Комментарий к статье 3 ГПК РФ

1. Заинтересованное лицо при нарушении или угрозе нарушения его прав, свобод и охраняемых законом интересов по своему усмотрению решает, воспользоваться ему гарантированным ст. 46 Конституции РФ правом на судебную защиту или нет. Однако при выборе судебного способа защиты и обращении в суд ему должен быть предоставлен равный со всяким другим заинтересованным лицом доступ к правосудию в соответствии с порядком, установленным федеральным законом.

Заинтересованность лица в судебной защите при обращении в суд будет в том случае, если оно считает, что его права, свободы или охраняемые законом интересы неправомерно нарушены либо оспариваются. При этом заинтересованное лицо может и заблуждаться относительно действительного наличия у него субъективного материального права, подлежащего защите. Однако судья на данном этапе судопроизводства не вправе отказать данному лицу в принятии заявления из-за отсутствия у него правовой заинтересованности. Ответ на этот вопрос может быть дан лишь при разрешении спора по существу.

Определенную специфику реализации права на обращение за судебной защитой закон предусматривает для заявлений о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок. В частности, предусматривается возвращение судом заявления, если оно подано лицом, не имеющим права на его подачу (см. комментарий к ст. 244.1, 244.4 и 244.6 ГПК).

2. Предусмотренные законом условия для реализации права на обращение в суд общей юрисдикции за защитой прав, свобод и охраняемых законом интересов не являются ограничением конституционного права на судебную защиту. Законодатель лишь стремится упорядочить саму процедуру реализации права на судебную защиту, максимально приспосабливая ее для оптимального достижения основной конституционной цели правосудия - обеспечения прав и свобод человека и гражданина (ст. 18 Конституции РФ).

Так, возникший с участием заинтересованного лица правовой конфликт или требующий судебного разрешения вопрос может быть отнесен к компетенции иного суда (Конституционный Суд РФ, арбитражный суд) или рассматриваться и разрешаться судом общей юрисдикции в порядке уголовного судопроизводства (жалобы на незаконные действия при производстве предварительного расследования) либо в порядке административного судопроизводства (гл.30 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ) При этом предполагается, что суды, специализирующиеся на разрешении определенных категорий дел, более правильно и оперативно разрешат спор, с наибольшей эффективностью осуществят защиту прав, свобод и охраняемых законом интересов лиц по делам, отнесенным к их подведомственности.

Согласно установленному законом порядку заинтересованное лицо не вправе повторно обращаться в суд, если право на защиту было им уже реализовано и по спорному вопросу состоялось обязательное для сторон судебное постановление или решение третейского суда (см. комментарий к пп.2 и 3 ч.1 ст. 134 ГПК). Должны быть соблюдены и другие правила, определяющие разграничение компетенции между самими судами общей юрисдикции, позволяющие выявить действительное волеизъявление заинтересованного лица на обращение в суд, обеспечивающие соблюдение прав другой стороны в споре и т.д. (см. комментарий к ст. 135 и 136 ГПК).

3. Право на судебную защиту относится к числу важнейших среди основных прав и свобод человека, оно не подлежит ограничению даже в условиях чрезвычайного положения (ст. 56 Конституции РФ). Однако это не значит, что федеральный законодатель с учетом специфики спорных материальных правоотношений и с соблюдением требований ч.3 ст. 55 Конституции РФ не вправе ограничивать конкретные способы реализации права на судебную защиту, хотя случаи такого правового регулирования чрезвычайно редки.

Например, в отличие от прежнего семейного законодательства (ст. 44 КоБС РСФСР) в соответствии со ст. 28 СК не все лица, права которых были нарушены заключением брака, могут обращаться в суд с иском о признании брака недействительным. Цель ограничения круга субъектов обращения в суд состоит в данном случае в защите прав самих супругов, не желающих обращаться с таким требованием. При этом заинтересованные лица не лишены права обратиться в суд за защитой конкретного права, которое было нарушено заключением брака, хотя само такое обращение из-за отсутствия возможности оспаривать брак по мотиву его недействительности часто лишено практического смысла.

4. Обусловленное диспозитивным началом гражданского судопроизводства право заинтересованного лица по своему усмотрению решать вопрос об обращении за судебной защитой не означает, что субъекты спорного материального правоотношения могут заранее заключить соглашение об отказе от обращения в суд. Такой отказ независимо от формы его выражения в силу прямого указания ч.2 ст. 3 ГПК является недействительным.

5. Не может рассматриваться как отказ от права на обращение в суд использование по соглашению между участниками спорного правоотношения в предусмотренных законом случаях и порядке третейского способа разрешения возникшего между ними правового конфликта (см.Федеральный закон от 24 июля 2002 года "О третейских судах в Российской Федерации"). Решение третейского суда о защите прав, свобод и охраняемых законом интересов по инициативе заинтересованного лица подлежит принудительному исполнению, его правильность может быть проверена по подведомственным ему делам судом общей юрисдикции по заявлению об отмене решения или при разрешении вопроса о выдаче исполнительного листа (гл.46, 47 ГПК).

________________
1 СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3019.

Консультации и комментарии юристов по ст 3 ГПК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 3 ГПК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

В ст. 46 Конституции РФ записано, что решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. В Конституции нет ограничений для судебного обжалования и указано, что можно обжаловать не только действия, но и решения, а также бездействие.

Оспаривание решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, а также их должностных лиц регулирует гл. 22 КАС РФ.

Субъекты обжалования решений, действий (бездействия) органов и организаций, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, а также их должностных лиц:

  1. организация;
  2. иные лица:
    • органы государственной власти,
    • Уполномоченный по правам человека в РФ,
    • уполномоченный по правам человека в субъекте РФ,
    • прокурор.

Обратиться с обжалованием можно:

  • непосредственно в суд;
  • в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица.

В случае, если федеральным законом установлено обязательное соблюдение досудебного порядка разрешения административных споров, обращение в суд возможно только после соблюдения этого порядка.

К действиям, подлежащим судебному оспариванию, относят коллегиальные и единоличные действия, в результате которых (ст. 255 ГПК РФ):

    нарушены или оспорены права, свободы и законные интересы заявителей;

    созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов заявителей;

    на заявителей незаконно возложены какие-либо обязанности.

Административные исковые заявления подаются в суд по правилам подсудности, установленным гл. 2 КАС РФ.

Правила территориальной подсудности

  1. к органу государственной власти, иному государственному органу, органу местного самоуправления, комиссии референдума, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, в суд по месту их нахождения , к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему - по месту нахождения органа , в котором указанные лица исполняют свои обязанности;
  2. В случае, если место нахождения органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, не совпадает с территорией, на которую распространяются их полномочия или на которой исполняет свои обязанности должностное лицо, государственный или муниципальный служащий, административное исковое заявление подается в суд того района, на территорию которого распространяются полномочия указанных органов, организации или на территории которого исполняет свои обязанности соответствующее должностное лицо, государственный или муниципальный служащий;
  3. к гражданину или организации, которые в спорных публичных правоотношениях выступают в качестве субъекта, не обладающего административными или иными публичными полномочиями, подается в суд по месту жительства гражданина или по месту нахождения организации , если иное не установлено Кодексом.

Подача административного искового заявления в суд

Согласно ст. 218 КАС РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться:

  • непосредственно в суд или
  • в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Срок обращения с административным исковым заявлением в суд:

  1. в общем случае - в течение 3 месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов;
  2. в течение 10 дней (со дня принятия соответствующего решения) подаются заявления:
    • об оспаривании правового акта высшего должностного лица субъекта РФ об отрешении от должности главы муниципального образования;
    • об оспаривании решения представительного органа муниципального образования о самороспуске;
    • об оспаривании решения представительного органа муниципального образования об удалении в отставку главы муниципального образования;
  3. в течение 10 дней со дня, когда субъекту стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов:
    • судебным приставом-исполнителем;
    • при оспаривании решений, действий (бездействия) органа субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления по вопросам, связанным с согласованием места и времени проведения публичного мероприятия (собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования).

ВАЖНО! Несвоевременное рассмотрение или нерассмотрение жалобы вышестоящим органом, вышестоящим должностным лицом свидетельствует о наличии уважительной причины пропуска срока обращения в суд (ст. 219 КАС РФ).

Форма и содержание административного искового заявления

Форма административного искового заявления должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1, 8 и 9 ст. 125 КАС РФ.

В административном исковом заявлении должны быть указаны:

  1. наименование суда, в который подается административное исковое заявление;
  2. наименование административного истца, если административным истцом является орган, организация или должностное лицо, место их нахождения, для организации также сведения о ее государственной регистрации; фамилия, имя и отчество административного истца, если административным истцом является гражданин, его место жительства или место пребывания, дата и место его рождения, сведения о высшем юридическом образовании при намерении лично вести административное дело, по которому настоящим Кодексом предусмотрено обязательное участие представителя; наименование или фамилия, имя и отчество представителя, его почтовый адрес, сведения о высшем юридическом образовании, если административное исковое заявление подается представителем; номера телефонов, факсов, адреса электронной почты административного истца, его представителя;
  3. наименование административного ответчика, если административным ответчиком является орган, организация или должностное лицо, место их нахождения, для организации и индивидуального предпринимателя также сведения об их государственной регистрации (если известны); фамилия, имя, отчество административного ответчика, если административным ответчиком является гражданин, его место жительства или место пребывания, дата и место его рождения (если известны); номера телефонов, факсов, адреса электронной почты административного ответчика (если известны);
  4. сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, или иных лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление, нарушены, или о причинах, которые могут повлечь за собой их нарушение;
  5. содержание требований к административному ответчику и изложение оснований и доводов, посредством которых административный истец обосновывает свои требования;
  6. сведения о соблюдении досудебного порядка урегулирования спора, если данный порядок установлен федеральным законом;
  7. сведения о подаче жалобы в порядке подчиненности и результатах ее рассмотрения при условии, что такая жалоба подавалась;
  8. иные сведения в случаях, если их указание предусмотрено положениями настоящего Кодекса, определяющими особенности производства по отдельным категориям административных дел;
  9. перечень прилагаемых к административному исковому заявлению документов.

В административном исковом заявлении о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, должны быть указаны:

Подробнее

  1. сведения, предусмотренные пунктами 1, 2, 8 и 9 части 2 и частью 6 статьи 125 Кодекса;
  2. орган, организация, лицо, принявшие оспариваемое решение либо совершившие оспариваемое действие (бездействие);
  3. реквизиты оспариваемого решения, дата и место совершения оспариваемого действия (бездействия);
  4. сведения о том, в чем заключается оспариваемое бездействие;
  5. иные известные данные в отношении оспариваемых решения, действия (бездействия);
  6. сведения о правах, свободах и законных интересах административного истца, которые, по его мнению, нарушаются оспариваемыми решением, действием (бездействием), а в случае подачи заявления прокурором или указанными в статье 40 настоящего Кодекса лицами - о правах, свободах и законных интересах иных лиц;
  7. нормативные правовые акты и их положения, на соответствие которым надлежит проверить оспариваемые решение, действие (бездействие);
  8. сведения о невозможности приложения к административному исковому заявлению каких-либо документов и соответствующие ходатайства;
  9. сведения о том, подавалась ли в вышестоящий в порядке подчиненности орган или вышестоящему в порядке подчиненности лицу жалоба по тому же предмету, который указан в подаваемом административном исковом заявлении. Если такая жалоба подавалась, указываются дата ее подачи, результат ее рассмотрения;
  10. требование о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями.

К административному исковому заявлению о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, прилагаются документы, указанные в части 1 статьи 126 настоящего Кодекса, а также копия ответа из вышестоящего в порядке подчиненности органа или от вышестоящего в порядке подчиненности лица, если таким органом или лицом была рассмотрена жалоба по тому же предмету, который указан в подаваемом административном исковом заявлении.

Рассмотрение заявления

Административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, рассматриваются:

  1. судом - в течение 1 месяца, а
  2. Верховным Судом РФ - в течение 2 месяцев

со дня поступления административного искового заявления в суд.

Административные дела об оспаривании правового акта высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) об отрешении от должности главы муниципального образования, об оспаривании решения представительного органа муниципального образования о самороспуске или об оспаривании решения представительного органа муниципального образования об удалении в отставку главы муниципального образования рассматриваются

  • в течение 10 дней со дня поступления административного искового заявления в суд.

Административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя рассматриваются

  • в срок, не превышающий 10 дней со дня поступления административного искового заявления в суд.

Административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления по вопросам, связанным с согласованием места и времени проведения публичного мероприятия (собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования), а также с вынесенным этими органами предупреждением в отношении целей такого публичного мероприятия и формы его проведения, рассматриваются

  • в течение 10 дней со дня поступления соответствующего административного искового заявления.

Административные дела, возбужденные до дня проведения такого публичного мероприятия, рассматриваются судом в указанный срок, но не позднее дня, предшествующего дню его проведения. Административные дела, возбужденные в день проведения такого публичного мероприятия, подлежат рассмотрению в этот же день. Суд рассматривает указанные в настоящей части административные дела в выходной или нерабочий праздничный день, если последний день срока рассмотрения административного дела приходится на такой день и до этого дня административное дело не было рассмотрено или не могло быть рассмотрено.

Неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

При рассмотрении административного дела суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.

При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет в полном объеме обстоятельства:

  1. нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
  2. соблюдены ли сроки обращения в суд;
  3. соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
    • полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
    • порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
    • основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
  4. соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п. 1 и 2, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в п. 3 и 4, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Решение суда по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями

По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:

  1. об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
  2. об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

В резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должны содержаться:

Подробнее

  1. указание на признание оспоренных решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, на удовлетворение заявленного требования полностью или в части со ссылками на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), и на существо оспоренных решения, действия (бездействия). В случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом;
  2. сведения, указанные в пунктах 4 и 5 части 6 статьи 180 Кодекса;
  3. сведения по вопросам, разрешенным судом на основании конкретных обстоятельств административного дела, включая отмену или сохранение мер предварительной защиты по административному иску;
  4. указание на необходимость опубликования решения суда в определенном официальном печатном издании в установленный судом срок.

Решение по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) вступает в законную силу по правилам, предусмотренным ст. 186 Кодекса:

  1. по истечении срока, установленного Кодексом для обжалования, если оно не было обжаловано;
  2. после рассмотрения судом апелляционной жалобы (если обжалуемое решение суда не отменено ), - в случае подачи апелляционной жалоб.

В случае отмены или изменения решения суда первой инстанции определением суда апелляционной инстанции и принятия нового решения оно вступает в законную силу немедленно) .

1. Согласно ст. 3 ГПК всякое заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законом, обратиться в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права или охраняемого законом интереса. Установленный законом порядок обращения в суд состоит из двух групп обстоятельств процессуального характера, подлежащих проверке судьей при принятии искового заявления или иного обращения в суд (заявления, жалобы).

Принимая заявление, судья, прежде всего, должен установить, подлежит ли данное требование рассмотрению в суде и соблюден ли заявителем установленный законом порядок обращения в суд. В зависимости от того, какое из указанных в законе условий не соблюдено или отсутствует, могут наступить различные последствия.

Согласно ст. 129 ГПК судья единолично разрешает вопрос о принятии заявления по гражданскому делу. В ч. 2 ст. 129 ГПК предусмотрены основания к отказу в принятии заявления. Отказ в принятии заявления судьей может иметь место лишь в случаях, предусмотренных законом:

а) если заявление не подлежит рассмотрению в судах;

б) если заинтересованным лицом, обратившимся в суд, не соблюден установленный законом для данной категории дел порядок предварительного внесудебного разрешения дела;

в) если имеется вступившее в законную силу вынесенное по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям решение суда или определение суда о принятии отказа истца от иска или об утверждении мирового соглашения сторон;

г) если в производстве суда имеется дело по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям;

д) если состоялось решение товарищеского суда, принятое в пределах его компетенции, по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям1;

1 Данная норма практически утратила силу, поскольку п. 1 ст. 11 ГК не предусматривает защиты права товарищескими судами. В связи с этим следовало бы отменить п. 5 ст. 129 ГПК, как и все другие нормы, в которых упоминаются вопросы подведомственности гражданских споров товарищеским судам, а также решения этих судов.

е) если между сторонами заключен договор о передаче данного спора на разрешение третейского суда;

ж) если дело неподсудно данному суду;

з) если заявление подано недееспособным лицом;

и) если заявление от имени заинтересованного лица подано лицом, не имеющим полномочий на ведение дела.

Отказывая в принятии заявления, судья должен вынести об этом мотивированное определение, в котором обязан указать, в какой орган следует обратиться заявителю, если дело неподведомственно суду, либо как устранить обстоятельства, препятствующие возбуждению дела в суде.

Определение судьи об отказе в принятии искового заявления вручается заявителю одновременно с возвращением поданных документов. На определение судьи об отказе в принятии искового заявления может быть подана частная жалоба или принесен протест прокурором в суд второй инстанции.

Перечень оснований к отказу в принятии заявления, предусмотренный ст. 129 ГПК, является исчерпывающим. Судья не может отказать в принятии заявления ни по каким другим основаниям, в частности в связи с истечением срока исковой давности или сроков обращения в суд, по мотивам явной необоснованности требования и по каким-либо иным основаниям, связанным с материальным правом. Однако отказ судьи в принятии заявления в большинстве случаев не препятствует вторичному обращению в суд с заявлением по тому же делу, если будет устранено допущенное нарушение. Лишь в случаях, предусмотренных п. 1, 3, 5 и б ч. 2 ст. 129 ГПК, отказ в принятии заявления препятствует вторичному обращению в суд с заявлением по тому же делу, поскольку в этих случаях у заинтересованного лица нет права на обращение в суд в силу прямого указания закона либо в связи с тем, что защита права уже была осуществлена. Однако указанные в ст. 129 ГПК обстоятельства, препятствующие обращению в суд, нуждаются в значительных изменениях. В настоящее время они не вполне соответствуют нормам материального и процессуального права. Обратимся к анализу обстоятельств, служащих основанием к отказу в принятии заявления в связи с отсутствием у заинтересованного лица права на обращение в суд.

2. Первым из таких оснований, предусмотренных ст. 129 ГПК (п. 1 ч. 2), является неподведомственность дела суду. Именно так понимается в литературе, в частности, в комментариях к ГПК указанное в п. 1 ч. 2 ст. 129 ГП К основание к отказу в принятии заявления - “если дело не подлежит рассмотрению в суде”1.

В настоящее время при определении подведомственности гражданского дела судам общей юрисдикции прежде всего необходимо разграничить подведомственность между общими и арбитражными судами, учитывая, что дела с участием граждан, возникающие из предпринимательской деятельности, и дела о банкротстве относятся к ведению арбитражных судов. Как уже указывалось выше, все остальные дела, возникающие из гражданских, трудовых, семейных и других правоотношений, с участием граждан подведомственны судам общей юрисдикции, если законом прямо не предусмотрено отнесение такого дела к ведению административного или иного органа. Однако решение любого административного или иного органа может быть обжаловано в суд.

Следовательно, при обращении граждан в суд судья должен проверить, не предусмотрено ли законом исключения из судебной подведомственности либо какого-либо условия обращения в суд.

Так, Жилищным кодексом (ЖК) предусмотрен административный порядок выселения из домов, грозящих обвалом, а также выселение граждан, самовольно занявших жилое помещение (ст. 90 ЖК)."

Семейный кодекс предусматривает административный порядок расторжения брака между супругами, не имеющими несовершеннолетних детей, при отсутствии спора; по заявлению одного из супругов брак может быть расторгнут в органах загса, если другой супруг признан в установленном порядке безвестно отсутствующим или недееспособным вследствие душевной болезни либо слабоумия, а также в случаях осуждения за совершение преступления к лишению свободы на срок не менее трех лет. Однако, если находящийся в заключении супруг или опекун недееспособного супруга возбудит спор о детях, о разделе имущества, являющегося общей совместной собственностью супругов, или спор о выплате средств на содержание нуждающемуся нетрудоспособному супругу, то такие споры разрешаются в судебном порядке независимо от расторжения брака в органах загса (ст. 19, 20 Семейного кодекса).

1 См.: Комментарии к ГПК РСФСР. М., 1965. С. 42-45; Гражданское процессуальное законодательство. М., 1991. С.41.

Трудовые споры об установлении работнику новых или изменении существующих условий труда разрешаются администрацией и соответствующим профсоюзным органом (ст. 219 КЗоТ). Законом предусмотрен также особый порядок рассмотрения коллективных трудовых споров (конфликтов), возникающих между администрацией и трудовым коллективом (коллективом подразделения) или профсоюзом по вопросам установления новых или изменения существующих условий труда и быта, заключения и исполнения коллективного договора и иных соглашений (ст. 220 КЗоТ).

В случаях, предусмотренных Постановлением Совета Министров РСФСР от 11 марта 1976 г., взыскание задолженности производится на основании исполнительных надписей органов, совершающих нотариальные действия1. Исполнительная надпись совершается при отсутствии спора и до истечения срока исковой давности. В случае возникновения спора, основанного на исполнительной надписи, как и на любом другом совершенном нотариальном действии, заинтересованное либо может обратиться в суд с иском о признании исполнительной надписи (иного нотариального действия) недействительной (ч. 5 ст. 271 ГПК).

В некоторых случаях закон устанавливает альтернативную подведомственность, предоставляя гражданину право выбора между общими судами или иным юрисдикционным органом. Так, согласно Закону “Об обжаловании действий и решений, нарушающих права и свободы граждан” от 27 апреля 1993 г. гражданин по своему усмотрению может обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий по подчиненности орган. Обращение в вышестоящий орган не лишает его права обратиться в суд. Аналогичное правило закреплено в ст. 239" ГПК.

Однако не во всех законодательных актах, устанавливающих альтернативную подведомственность, предусмотрена возможность обращения в суд после обжалования в административном порядке. Так, согласно ст. 267 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) постановление административного органа или должностного лица о наложении штрафа может быть обжаловано в суд или вышестоящему должностному лицу либо административному органу. По буквальному смыслу этой нормы выбор административного порядка лишает гражданина права на обращение в суд. Думается, что ст. 267 КоАП, как и другие законы, устанавливающие аналогичные правила, должны быть отменены как противоречащие Закону от 27 апреля 1993 г. и Конституции РФ. Независимо от фактической их отмены такие нормы в соответствии с Конституцией судами не должны применяться.

1 См.: Собрание постановлении Правительства РСФСР. 1976. № 7. Ст. 56.

3. На основании п. 1 ст. 129 ГПК судья может отказать в принятии заявления, если иск предъявлен к организации, не обладающей статусом юридического лица, т. е. гражданской процессуальной правоспособностью.

Гражданская процессуальная правоспособность - это установленная законом способность (возможность) иметь гражданские процессуальные права и обязанности. Согласно ст. 31 ГПК такой способностью обладают в равной мере граждане и организации, пользующиеся правами юридического лица. По времени своего возникновения и прекращения гражданская процессуальная правоспособность совпадает с правоспособностью в материальном праве. Так, гражданская и соответственно гражданская процессуальная правоспособность физических лиц возникает в момент рождения и прекращается смертью (п. 2 ст. 17 ГК). В ряде отраслей права правоспособность (правосубъектность) гражданина возникает по достижении определенного возраста (брачная, трудовая, административная и др.).

При предъявлении иска к организации, как и при обращении в суд организации, судья, как правило, должен проверить, обладает ли она статусом юридического лица, для чего может предложить представителю организации представить устав либо выписку из устава, удостоверенную надлежащим образом. Это особенно важно, когда требование носит имущественный характер, так как имущественную ответственность несет по общему правилу организация, являющаяся юридическим лицом.

Однако в некоторых случаях стороной в гражданском процессе может быть организация, не обладающая правами юридического лица (например, по трудовым спорам, по делам о защите чести и достоинства, деловой репутации; по жалобам на действия и решения, нарушающие права и свободы граждан и др.).

В действующем ГПК процессуальная правоспособность, и, следовательно, возможность быть стороной в гражданском деле, признана лишь за организациями, пользующимися правами юридического лица (ст. 31 и 33). Однако, учитывая, что в практике возникают гражданские дела с участием организаций, не пользующихся правами юридического лица, в соответствии с материальным правом в проекте ГПК предусмотрено, что в случаях, установленных законом, стороной в гражданском процессе могут быть и организации, не наделенные правами юридического лица (ч. 2 ст. 29 проекта ГПК).

4. Согласно п. 3 ст. 129 ГПК судья должен отказать в принятии заявления, если имеется вступившее в законную силу решение суда по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям или определение суда о принятии отказа истца от иска либо об утверждении мирового соглашения. Эта норма основана на действии законной силы судебного решения и определений о прекращении производства по делу. При вынесении решения по конкретному делу, как и определения о прекращении производства, гражданское дело заканчивается актом правосудия, объявленного именем государства. Заинтересованное лицо воспользовалось своим правом на обращение в суд, право на судебную защиту реализовано и не может быть использовано вторично по тождественному спору. В этом одно из свойств законной силы судебного решения и определений о прекращении производства по делу (ст. 208 и 220 ГПК).

5. Одним из оснований к отказу в принятии заявления является наличие между сторонами соглашения (договора) о передаче данного спора на разрешение третейского суда (п. 6 ст. 129 ГПК). Следует отметить, что данная формулировка неточна, так как соглашение сторон о передаче спора на разрешение третейского суда еще не означает, что дело будет рассмотрено и разрешено этим судом с вынесением решения: стороны могут отказаться от этого соглашения (третейской записи), третейский суд может не рассмотреть дело и передать его в общий или арбитражный суд и т. п. В тех случаях, когда решение третейского суда добровольно не исполняется, истец может обратиться в суд с требованием о принудительном исполнении. В этом случае судья проверяет законность решения третейского суда и выдает исполнительный лист. Однако в выдаче исполнительного листа может быть отказано, если судья признает решение третейского суда незаконным. В этом случае дело возвращается в третейский суд.

Учитывая изложенные обстоятельства, было бы более правильным установить в ГПК, что основанием отказа в принятии заявления является наличие решения третейского суда по спору между теми же сторонами, по тем же основаниям и о том же предмете. Это предложение учтено в проекте ГПК (п. 3 ст. 135, п. 5 ст. 238). В такой формулировке закреплено данное основание к отказу в принятии заявления в ст. 107 АПК (п. 4ч. 1). Однако наличие решения третейского суда не препятствует обращению в арбитражный суд в тех случаях, когда было отказано в выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда и дело возвращено на новое рассмотрение, но оно оказалось невозможным.

В последние годы активизируется третейское разбирательство гражданских дел, особенно в сфере предпринимательской деятельности с участием граждан. Третейский суд избирается самими спорящими сторонами из числа лиц, которым они доверяют (разовый суд), либо из состава постоянно действующих третейских судов при Торгово-промышленной палате РФ или иных ведомств, создаваемых в соответствии с Временным положением о третейском суде для разрешения экономических споров, утвержденным Постановлением Верховного Совета РФ от 24 июня 1992 г.1

Третейское разбирательство гражданских дел является общественной формой защиты права. Спорящие стороны добровольно избирают третейских судей и, как правило, добровольно исполняют решение третейского суда.

Третейское разбирательство споров с участием граждан фактически не практикуется, хотя оно законодательством предусмотрено. Согласно Положению о третейском суде (Приложение № 3 к ГПК) граждане могут передать любой возникший между ними спор на рассмотрение третейского суда, за исключением споров, вытекающих из трудовых и семейных отношений (ст. 1).

6. В момент принятия заявления судья может не знать о том, что данный спор уже рассматривался судом государственным или общественным, и возбудить дело. Наличие решения суда по тождественному спору обычно обнаруживается, когда ответчик получает копию искового заявления и извещение о вызове в суд. Если это обстоятельство будет установлено после возбуждения дела, то оно должно быть прекращено в любой стадии процесса (п. 3, б и 7 ст. 219 ГПК).

1 См.: Ведомости Верховного Совета РФ. 1992. № 30. Ст. 1790.

Однако если после вступления решения в законную силу изменяются обстоятельства, с которыми связаны требования или предмет иска, то заинтересованное лицо вправе обратиться в суд с таким требованием.

Так, если после вынесения решения о присуждении периодических платежей с ответчика изменяются обстоятельства, влияющие на определение размера платежей или на их продолжительность, то каждая из сторон вправе предъявить иск об изменении размера и сроков платежей (ч. 5 ст. 208 ГПК). Такая необходимость может возникнуть при взыскании алиментов, возмещении ущерба, причиненного жизни или здоровью, и по другим требованиям, носящим длительный характер.

Согласно ст. 17 Семейного кодекса муж не вправе без согласия жены возбудить дело о расторжении брака во время беременности жены и в течение одного года после рождения ребенка.

Жалоба на постановление некоторых административных органов о наложении административного взыскания, кроме штрафа, может быть подана в суд после обращения в вышестоящий административный орган (ст. 267 КоАП).

В случае причинения вреда на производстве потерпевший должен обратиться с требованием о возмещении ущерба к администрации. Если решение администрации его не удовлетворяет либо она отказывает в возмещении вреда, то работник может предъявить иск в суд.

До принятия АПК 1995 г. претензионный порядок был обязателен для всех дел, подведомственных арбитражному суду. С введением в действие этого Кодекса соблюдение претензионного порядка урегулирования спора с ответчиком требуется лишь в случаях, прямо предусмотренных федеральным законом для определенной категории дел, либо соглашением сторон. В настоящее время соблюдение претензионного порядка урегулирования спора предусмотрено Уставом железных дорог 1964 г., Воздушным кодексом, Уставом внутреннего водного транспорта 1950 г., Уставом автотранспорта 1969 г. и Федеральным законом “О почтовой связи” 1995 г. (ч. 3 ст. 4, п. 3 ч. 2 ст. 104 АПК; ст. 5 Федерального закона “О порядке введения в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации” от 5 мая 1995г.1).

В случае несоблюдения предварительного внесудебного условия обращения в суд заявление судьей не принимается. В определении судьи об отказе в принятии заявления должно быть указано, куда должен обратиться истец. После соблюдения установленного законом порядка истец может обратиться в суд, если его требование не будет рассмотрено или удовлетворено.

Однако в тех случаях, когда законом установлен претензионный порядок, возможность вторичного обращения в суд после отказа судьи в принятии заявления зависит от того, истек срок предъявления претензии или нет: если срок истек, то утрачивается возможность как предъявления претензии, так и обращения в суд. Если же этот срок не истек, то заинтересованное лицо вправе повторно обратиться в суд после соблюдения претензионного порядка.

Представляется, что придание претензионным срокам пресекательного характера противоречит принципам защиты прав человека и гражданина. В процессе совершенствования законодательства следовало бы распространить на претензионные сроки правила о их восстановлении в случае пропуска по уважительным причинам. Трудно объяснить, почему могут быть восстановлены любые сроки исковой давности, а также сроки обращения в органы рассмотрения споров и жалоб (внесудебные и в суд) по трудовым делам, по жалобам на действия и решения любых органов, но не восстанавливаются пропущенные сроки предъявления претензий.

Согласно части 1 статьи 1 названного Федерального закона с заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок в порядке, установленном данным Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации, в суд могут обратиться граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, российские, иностранные и международные организации, являющиеся в судебном процессе сторонами или заявляющими самостоятельные требования относительно предмета спора третьими лицами, взыскатели, должники, а также подозреваемые, обвиняемые, подсудимые, осужденные, оправданные, потерпевшие, гражданские истцы, гражданские ответчики в уголовном судопроизводстве, в предусмотренных федеральным законом случаях другие заинтересованные лица. Приведенное законоположение корреспондирует части первой статьи 3 ГПК Российской Федерации, согласно которой заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов, в том числе с требованием о присуждении ему компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного постановления в разумный срок.