Финансы. Налоги. Льготы. Налоговые вычеты. Госпошлина

Воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности. Ст.169 УК - Воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности рассмотреть квалифицирующие признаки указанного преступления

Ведение какой-либо или в целом бизнеса любой направленности – дело непростое и граничащее с большим количеством разнообразных нормативно-правовых актов. К сожалению, несмотря на всю озвученную правительством Российской Федерации поддержку малого и среднего бизнеса, многие начинающие предприниматели постоянно сталкиваются с препятствиями, которые порой носят преступный характер. И именно о таких препятствиях и пойдёт речь в настоящей статье.

Наказание ха воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности.

Общие понятия

Как видно из названия данной статьи, основная тема заключается в учинении препятствий в осуществлении законной предпринимательской или иной деятельности. Следовательно, для начала необходимо коснуться вопроса о том, в чём же заключаются основные моменты законной деятельности и какой предусмотрен порядок регистрации предпринимателей. Вопрос этот невероятно сложный, и в рамках отдельной статьи все особенности и перипетии просто невозможно разобрать, и именно поэтому в качестве примера следует выделить лишь одну категорию бизнесменов нашей страны - это индивидуальные предприниматели, которые, к слову, являются самой распространённой категорией бизнесменов в России.

Итак, в соответствии с ч. 1 ст. 23 Гражданского кодекса РФ, гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, за исключением случаев, предусмотренных абзацем вторым настоящего пункта. В отношении отдельных видов предпринимательской деятельности законом могут быть предусмотрены условия осуществления гражданами такой деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Второй абзац подразумевает определённые условия для тех физических лиц, которые выбрали в качестве своей основной деятельности, например, законную торговлю оружием. Соответственно, подобный выбор влечёт за собой огромное количество ограничений и условий, а также лицензирование. В части 1 идёт указание на то, что подобная деятельность возможна только после государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (далее ИП).


Порядок и особенности регистрации указаны и в ГК и ФЗ от 08.08.2001 № 129 «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». В рамках обозначенного примера особое внимание следует уделить главе под номером VII, а именно статье 22.1. В части 1 устанавливается перечень документов, который необходимо предоставить в регистрирующий орган:

  • заявление;
  • документы, удостоверяющие личность для гражданина РФ, иностранного гражданина и лица без гражданства;
  • свидетельство о рождении, если необходимые данные не указаны в документе из предыдущего пункта;
  • документ, удостоверяющий право на нахождение в РФ (для иностранных граждан и лиц без гражданства);
  • справка по месту регистрации, если эта информация не указана в представленных документах;
  • для несовершеннолетнего лица нужно предоставить нотариально заверенное согласие законных представителей на регистрацию несовершеннолетнего в качестве ИП;
  • подтверждение оплаты 800 рублей в качестве госпошлины;
  • справка в установленной форме об отсутствии или наличии судимости и прочих «отношений» с нарушающими закон действиями.

При этом все подаваемые копии обязательно должны быть нотариально заверены или предоставляться лично вместе с оригиналами. При отсутствии препятствий для одобрения заявления регистрация должна осуществиться в срок не более, чем в 3 рабочих дня с момента фиксирования обращения. Если говорить вкратце, то таков порядок первоначальной регистрации физического лица в качестве ИП. Далее, законность осуществляемой деятельности подтверждается или опровергается уполномоченными на проверку и вынесение решения органами.

Состав преступления и ответственность

Итак, от необходимого отступления следует перейти к сути рассматриваемой темы, а также сразу следует выделить, что объектом преступления может быть только должностное лицо. В рамках Уголовного кодекса состав и санкционную составляющую по данному деянию устанавливает статья 169 «Воспрепятствование законной предпринимательской деятельности», положения которой выглядят следующим образом:

  1. Неправомерный отказ в государственной регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица либо уклонение от их регистрации, неправомерный отказ в выдаче специального разрешения (лицензии) на осуществление определённой деятельности либо уклонение от его выдачи, ограничение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или юридического лица в зависимости от организационно-правовой формы, а равно незаконное ограничение самостоятельности либо иное незаконное вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя или юридического лица, если эти деяния совершены должностным лицом с использованием своего служебного положения, в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до трёх лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до шести месяцев, либо на срок до трёхсот шестидесяти часов.

На основе вышеприведённой части 1 статьи 169 УК РФ можно выделить три основных вида воспрепятствования:

  • отказ в регистрации или в выдаче лицензии;
  • уклонение от регистрации или от выдачи лицензии;
  • и законных интересов.

Первые два вида во многом конкретизированы и понятны, например:

Гражданин «А» обратился с заявлением на регистрацию его в качестве ИП, соответственно предоставив все необходимые документы в нужной форме и содержании. Уполномоченный сотрудник принял пакет документов, утвердил получение заявления и далее уведомил об имеющихся сроках рассмотрения обращения. По истечении озвученного периода в 3 рабочих дня гражданин «А», не получив уведомления о статусе рассмотрения заявки, снова обратился в регистрирующий орган, где ему было озвучено, что требуется подождать ещё 3 рабочих дня. Но по истечении ещё трёх дней результат остался тем же, а в завершение пришло уведомление об отказе в одобрении заявки, при этом в отказе не было указана мотивированная часть, что само по себе нарушает действующее законодательство.

Здесь же стоит отметить, что законодателем предусмотрены определённые основания для правомерного отказа, и указаны они в статье 23 ФЗ № 129 от 08.08.2001. Перечень оснований достаточно внушительный и насчитывает 20 пунктов, например, несоблюдение нотариальной формы представляемых документов в случаях, если такая форма обязательна в соответствии с федеральными законами. При этом деяние считается оконченным с момента фактического вынесения решения и доведение этого решения до заявителя.


Третий вид - это «Ограничение прав и законных интересов» обобщает все остальные всевозможные варианты, что не позволяет определить их в единый список, так как к ним могут относиться любые действия, рассматриваемые как препятствующие предпринимательской деятельности. К примеру, это уведомление правительством определённого субъекта представителей малого бизнеса о принудительном денежном пожертвовании в некий фонд, а в случае отказа и/или невыполнения всех требований, бизнесмена ждут вечные и безостановочные проверки и комиссии.

Санкционная составляющая части 1 не предполагает лишение свободы, но полумиллионный штраф и лишение права занимать определённые должности должны в полной мере обеспечить наличие страха и трепета перед желанием нарушить закон.

  1. Те же деяния, совершённые в нарушение вступившего в законную силу судебного акта, а равно причинившие крупный ущерб, наказываются лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок от трёх до пяти лет со штрафом в размере до двухсот пятидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до одного года, либо обязательными работами на срок до четырёхсот восьмидесяти часов, либо на срок до трёх лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трёх лет.

Часть 2 характеризуется повторением ранее осуждённым должностным лицом учинения препятствий или причинением материального вреда в крупном размере. В соответствии с примечанием законодателя, крупным ущербом признаётся сумма в размере 1500000 рублей. При этом ущерб может быть не только в реальной форме, но и в виде упущенной выгоды.

Заключение

В заключение стоит повторить и сложности рассмотренной темы, так как само по себе ведение бизнеса сопровождается определённым контролем не только со стороны государства в законной форме, но и со стороны неких лиц, желающих обогатиться за счёт других. Поэтому каждому человеку необходимо знать свои права и понимать, как эти знания применить на практике.

Общественная опасность преступления, предусмотренного ст. 169 УК РФ, проявляется прежде всего в том, что в результате его совершения гражданин или организация лишаются своего права или ущемляются в праве на осуществление свободной ской или иной экономической деятельности.

Применительно к непосредственному объекту данного преступления в литературе не сложилось единого понимания, в частности, указывается, что им могут являться общественные отношения, обеспечивающие интересы ской или иной деятельности и интересы государственной власти, государственной службы и службы в органах местного самоуправления*(35); общественные отношения, складывающиеся в сфере функционирования государственного аппарата и аппарата местного самоуправления*(36); экономические отношения, основанные на принципе свободы экономической деятельности, закрепленном Конституцией РФ*(37).

На наш взгляд, непосредственным объектом данного преступления являются общественные отношения, связанные с возможностью гражданина свободно осуществлять свое право на осуществление ской или иной экономической деятельности. При этом нельзя также забывать о том, что данное деяние в той или иной мере затрагивает также интересы государственной власти, государственной службы и службы в органах местного самоуправления. Указанные отношения будут являться дополнительным непосредственным объектом данного преступления.

Право на осуществление ской деятельности гарантировано в ст. 8 Конституции РФ, где указано, что "каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для ской и иной не запрещенной законом деятельности".

Понятие ской и иной экономической деятельности было дано выше. При этом необходимо отметить, что в литературе не раз подчеркивалась не совсем удачная формулировка данной нормы. В частности, Б.В. Волженкин указывал на то, что более удачной была бы формулировка "воспрепятствование законной ской или иной экономической деятельности".
Потерпевшим от преступления, предусмотренного ст. 169 УК РФ, может быть как физическое лицо – индивидуальный , так и юридическое лицо. В ст. 23 ГК РФ сказано, что гражданин вправе заниматься ской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Согласно ст. 48 ГК РФ, юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету.

Объективная сторона преступления характеризуется деянием в следующих формах:
1) неправомерный отказ в регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица;
2) уклонение от их регистрации;
3) неправомерный отказ в выдаче специального разрешения (лицензии) на определенную деятельность;
4) уклонение от выдачи специального разрешения (лицензии) на определенную деятельность;
5) ограничение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или юридического лица в зависимости от организационно-правовой формы;
6) незаконное ограничение самостоятельности либо незаконное вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя или юридического лица.
Под неправомерным отказом в государственной регистрации или в выдаче специального разрешения (лицензии) понимается "любой отказ независимо от аргументов и мотивов принятия решения об отказе в регистрации, если лицом, претендующим на регистрацию, соблюден порядок образования коммерческой организации как юридического лица, учредительные документы соответствуют закону, соблюдены условия получения статуса предпринимателя и выполнены иные требования нормативно-правовых актов, регламентирующих скую деятельность"*(38).

Под уклонением от государственной регистрации или выдачи специального разрешения (лицензии) следует понимать невыполнение должностным лицом обязанности провести регистрацию или выдать специальное разрешение при наличии всех законных оснований для этого либо в установленные сроки отказать в регистрации*(39). Оно может заключаться, например, в неоднократном отказе должностного лица принять документы на регистрацию под предлогами недостатка документов, несоответствия их формы предъявляемым требованиям, загруженности работой, отсутствия компетентных должностных лиц и т.д.; в незаконном и неоднократном продлении сроков регистрации; в умышленной утрате учредительных документов; в затягивании процесса регистрации путем систематического истребования новых документов и т.п.*(40)
Под ограничением прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или юридического лица понимается уменьшение правоспособности лиц и организаций или создание препятствий для осуществления отдельных прав одним хозяйствующим субъектам за счет создания преимуществ другим субъектам*(41).

Под незаконным ограничением самостоятельности либо незаконным вмешательством в деятельность индивидуального предпринимателя или юридического лица, как правило, понимается ограничение права на заключения определенных видов договоров, навязывание определенных условий договоров, установление каких-либо границ при заключении договоров, требование расторжения договоров и т.д.
По конструкции данный состав преступления является формальным, т.е. оконченным с момента совершения одного из перечисленных деяний в форме действия или бездействия.
Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом, т.е. лицо осознает, что совершает незаконные действия, связанные с воспрепятствованием законной ской или иной экономической деятельности, и желает их совершить.
Субъект преступления специальный – должностное лицо. Как отмечает Н.А. Лопашенко, субъектами разных форм воспрепятствования выступают разные должностные лица:
– субъектами неправомерного отказа в регистрации или уклонения от регистрации могут быть должностные лица федеральных органов исполнительной власти, которые уполномочены на осуществление государственной регистрации индивидуальных предпринимателей и юридических лиц;
– субъектами неправомерного отказа в выдаче лицензии и уклонения от ее выдачи выступают должностные лица – работники лицензирующих органов;
– субъектами ограничения прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или юридического лица, незаконного ограничения их самостоятельности, незаконного вмешательства в их деятельность могут быть работники налоговых, антимонопольных, правоохранительных, любых иных государственных органов, органов местного самоуправления и т.д.*(42)
Обязательным признаком для привлечения должностного лица к ответственности является использование им своего служебного положения.
В ч. 2 ст. 169 УК РФ предусмотрено два квалифицирующих признака:
– совершение преступления в нарушение вступившего в законную силу судебного акта. При этом виновное лицо должно осознавать, что совершает данное деяние вопреки уже вступившему в законную силу судебному акту;
– с причинением крупного ущерба.
Согласно примечанию к ст. 169 УК РФ, крупным признается ущерб, превышающий 250 тыс. рублей. Таким образом, по отношению к последствиям необходимо также установление причинной связи. Применительно к данному квалифицирующему признаку Б.В. Волженкин справедливо замечал, "по отношению к причиненным последствиям вина может носить не только умышленный (в виде прямого и косвенного умыслов) характер, но и неосторожный характер"*(43).

Статья 169 УК РФ «Воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности» открывает главу 22 УК "Преступления в сфере экономической деятельности". Данная статья является базовой, незримо взаимосвязанной с рядом определений, терминов и понятий, находящимися в других статьях главы 22 УК. Статья 169 гласит:

«1. Неправомерный отказ в государственной регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица либо уклонение от их регистрации, неправомерный отказ в выдаче специального разрешения (лицензии) на осуществление определенной деятельности либо уклонение от его выдачи, ограничение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или юридического лица в зависимости от организационно-правовой формы, а равно незаконное ограничение самостоятельности либо иное незаконное вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя или юридического лица, если эти деяния совершены должностным лицом с использованием своего служебного положения, -

наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов.

2. Те же деяния, совершенные в нарушение вступившего в законную силу судебного акта, а равно причинившие крупный ущерб, -

наказываются лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет».

Уже в самом наименовании ст. 169 УК РФ законодатель определяет сферу применения данного закона и то, что ответственность наступает не только за воспрепятствование законной предпринимательской, но и "иной" деятельности. Под "иной деятельностью" понимается не только предпринимательская, но и всякая другая деятельность общественных, религиозных, кооперативных и других организаций, причем не обязательно имеющих своей главной и экономической целью извлечение прибыли.

Воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности посягает на свободу предпринимательской и иной деятельности, закрепленную в ст. 8 и 34 Конституции РФ. Конструируя ст. 169 УК РФ, законодатель стремился, на мой взгляд, с одной стороны, создать дополнительные гарантии деятельности государства в сфере правового регулирования в экономике, а с другой стороны, защитить конституционные права лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную деятельность, как хозяйствующих субъектов и как полноправных участников гражданского оборота, - и этим способствовать стабильности национальной экономики.

В названии ст. 169 УК РФ заложено словосочетание "предпринимательская и иная деятельность", что устраняет недочеты этой статьи. Предпринимательская деятельность - самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (ст. 2 ГК РФ). Субъектом предпринимательства могут быть как организации (юридические лица) как коммерческого, так и некоммерческого характера (ст. 50 ГК РФ), и граждане. Последние вправе заниматься такой деятельностью за счет своего труда, без создания в этих целях организации. Гражданин признается лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, с момента регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Правомерность деятельности должностных лиц в сфере экономики, включая саму предпринимательскую деятельность, это не что иное, как законность деятельности таких лиц. Законность этой деятельности определяется не только Конституцией РФ, ГК РФ и отдельными законами, но и множеством нормативно-правовых актов. В самом обобщенном и упрощенном виде указанные правовые нормы регламентируют:

Основания и порядок получения статуса предпринимателя;

Обязанности предпринимателя по отношению к государству и иным участникам гражданско-хозяйственного оборота;

Ответственность предпринимателя;

Компетенция (полномочия) должностного лица (права и обязанности);

Порядок вынесения решений и совершения юридически значимых действий;

Возможности судебного и (или) иного пути обжалования действий должностных лиц См.: Коротков А.П. , Завидов Б.Д., Гусев О.Б. Воспрепятствование законной предпринимательской деятельности // Российский следователь. 2009. N 5. С. 17..

Процесс доказывания вины лица, совершившего преступление по признакам ч.1 ст. 169 УК РФ (либо по иной статье УК РФ, расположенной в главах 22 - 23 УК РФ), представляет трудность для следствия. Указанные преступления характеризуются только умышленной формой вины (прямой или косвенный умысел). Но как раз умысел и является труднодоказуемым при расследовании преступлений, предусмотренных ч.1 и ч.2 ст.169 УК. Во-первых, потому что "чиновник-регистратор" либо иное должностное лицо всегда сошлется на "недоразумения" в своих действиях, "забывчивость", "занятость" либо на неумышленную "ошибку" в других действиях (бездействиях) и т.д. Во-вторых, как правильно отмечает А.Э. Жалинский, вина в преступлениях по признакам ст. 169 УК РФ "...доказывается особо. В ряде случаев она может устанавливаться судами в гражданском и арбитражном процессе" См.: Жалинский А.Э. Комментарий к УК РФ / Под общ. ред. Ю.И. Скуратова и В.М. Лебедева. М.: Норма-ИНФРА-М, 2006. С. 229..

Наибольшую сложность для следствия (дознания) при расследовании состава преступления ст. 169 УК РФ может представлять как законодательное, так и смысловое понятие следующей формулировки диспозиции этой статьи: "...деяния совершены должностным лицом с использованием своего служебного положения". Здесь с самого начала следует уяснить два понятия, заложенные волей законодателя в диспозицию ст. 169 УК РФ: "должностное лицо" и "должностное лицо, использующее свое служебное положение", а точнее фраза: "...совершены должностным лицом, с использованием своего служебного положения". Именно эти два указанных понятия сосредоточены и в других статьях Уголовного кодекса, а поэтому их уяснение имеет предопределяющее значение для квалификации того или иного противоправного деяния.

С легальным определением понятия должностного лица особых проблем в уголовном праве нет, ибо оно содержится в примечании к ст. 285 УК РФ. Хотя в тексте примечания и сказано, что это определение относится к статьям главы "Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления", какие-либо аргументы против распространения данного определения на другие статьи УК РФ, в которых содержится это понятие, вряд ли имеются. Таким образом, под должностными лицами понимаются лица постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителей власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

При этом крайне важно знать, какие лица не могут признаваться должностными. Не признаются должностными лицами и, следовательно, не могут нести ответственность как исполнители воспрепятствования законной предпринимательской деятельности лица, выполняющие управленческие функции в коммерческой или иной организации, т.е. те, кто постоянно, временно или по специальному полномочию выполняет организационно-распорядительные или административно-хозяйственные обязанности в коммерческой организации независимо от форм собственности (в том числе в государственных и муниципальных унитарных предприятиях), а также в некоммерческой организации независимо от форм собственности (в том числе в государственных и муниципальных унитарных предприятиях), а также в некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным и муниципальным учреждением (потребительская кооперация, общественная или религиозная организация (объединение), благотворительный или иной фонд, негосударственное и немуниципальное учреждение и др.). Характерно, что лица, выполняющие управленческие функции в коммерческой или иной организации, могут препятствовать законной предпринимательской деятельности, совершая такие преступления, как монополистические действия и ограничение конкуренции (ст. 178 УК РФ), принуждение к совершению сделки или к отказу от ее совершения (ст. 179) и иные преступления, связанные с проявлениями монополизма и недобросовестной конкуренции Волженкин Б.В. Экономические преступления. СПб.: Изд. "Юрид. центр ПРЕСС", 2008. С. 75..

Несколько сложнее выглядит понятие "использование своего служебного положения", которое конструктивно связано не только с определением "должностное лицо", но и с понятием "государственный служащий". Хотя формулировка определения "лицо, занимающее государственные должности" и дается законодателем в п.2 и п.3 примечания к ст. 285 УК РФ, тем не менее она требует уточнений. Так, о связи вышеупомянутых понятий, конкретизации этих формулировок, пожалуй, удачнее всего сказал Ю.Н. Старилов: "...Правовое положение государственного служащего определяется прежде всего двумя понятиями: "должность в структурно-правовом смысле" и "должность в конкретно-функциональном смысле". ...При этом надо иметь в виду, что государственный служащий не владеет занимаемой им должностью, она принадлежит государственной администрации. ...При этом в понятие "государственная служба" входит и понятие "муниципальная служба" Старилов Ю.Н. Служебное право. М.: БЕК, 2006. С. 108 - 109..

Диспозиция ч.1 ст. 169 УК РФ, составляющая объективную сторону данного состава преступления, содержит в себе следующие квалифицирующие признаки воспрепятствования законной предпринимательской деятельности:

1) неправомерный отказ в регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица либо уклонение от их регистрации;

2) неправомерный отказ в выдаче специального разрешения (лицензии) на осуществление определенной деятельности либо уклонение от его выдачи;

3) ограничение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или коммерческой организации в зависимости от организационно-правовой формы или формы собственности;

4) незаконное ограничение их самостоятельности;

5) иное незаконное вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя (или коммерческой организации).

Однако все вышеперечисленные действия (бездействие) могут считаться деяниями только в том случае, если они совершены должностным лицом с использованием своего служебного положения. Очевидно, что почти вся диспозиция ст. 169 УК РФ построена на принципе неправомерности отказа в государственной регистрации и (или) уклонения от государственной регистрации коммерческой организации или ИП. Это говорит о том, что правоприменитель так или иначе должен знать те или иные правила, касающиеся государственной регистрации указанных участников гражданского оборота.

Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Виновный осознает, что его действия или бездействие препятствуют законной предпринимательской деятельности, и желает этого. Цель и мотив не являются обязательным признаком субъективной стороны и не подлежат доказыванию. Они могут только характеризовать общественную опасность данного преступления. В качестве цели выступает невозможность осуществления предпринимательской деятельности индивидуальным предпринимателем, юридическим лицом или иной деятельности либо ее осуществление в пределах и на условиях, определенных виновным. Мотивом данного преступления могут быть месть, стремление добиться определенных услуг, неверно понятые интересы службы, "желание продемонстрировать свою власть и значимость" и т.п. Преступление является оконченным с момента совершения хотя бы одного из указанных в ч.1 ст.169 действий (бездействий), независимо от того, повлекли ли они последствия, на достижение которых были направлены.

Квалифицирующими признаками преступления, влекущими ответственность по ч. 2 ст. 169 УК РФ, являются совершение деяний в нарушение вступившего в законную силу судебного акта, а равно причинение крупного ущерба. Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, чьи права были нарушены незаконным вмешательством должностного лица (отказ в регистрации, выдаче лицензии, ограничение самостоятельности и т.п.), в соответствии с Конституцией РФ (ст. 46) и гражданским законодательством (ст. 11, 12, 13 ГК РФ) вправе обжаловать действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления в суд (арбитражный суд), решением которого акты государственного органа или органа местного самоуправления могут быть признаны недействительными. В таком случае повторное воспрепятствование законной предпринимательской деятельности влечет ответственность уже по ч.2 ст. 169 УК РФ. Субъектом такого преступления может быть и другое должностное лицо, необходимо лишь, чтобы оно знало о наличии соответствующего судебного решения, вступившего в законную силу Комментарий к УК РФ / Под общ. ред. В.И. Радченко и А.С. Михлина. М.: Спарк, 2000. С. 361 - 362.. Совершение деяний в нарушение вступившего в законную силу судебного акта означает, что все действия, предусмотренные частью первой данной статьи, противоречат не только закону, но и принятому в соответствии с ним судебному решению, которое устанавливает необходимость совершения определенных действий должностным лицом, возлагает на него определенные обязанности и (или) разрешает совершение действий коммерческой организации и обязывает их к соблюдению определенных условий деятельности. О крупном ущербе. В примечании комментируемой статьи, крупным размером, крупным ущербом, доходом либо задолженностью в крупном размере признаются стоимость, ущерб, доход либо задолженность в сумме, превышающей двести пятьдесят тысяч рублей, особо крупным - один миллион рублей. Законодатель не дает ориентира крупного ущерба, и он является оценочным понятием. Однако его исчисление должно производиться по общим правилам: зависит от характера и объема законной предпринимательской деятельности, начиная от учета упущенной выгоды (ст. 15, 16 и п. 4 ст. 393 ГК РФ) до потери рабочих мест.

Общественная опасность состава этой статьи заключается в разрушении единого правопорядка в сфере экономики, в ослаблении узаконенной государством дисциплины должностных лиц, что может привести к использованию государственной власти в частных интересах, в нарушении экономических интересов общества, государства и отдельных участников экономического оборота.

Проблемы уголовной ответственности за воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности (ст.169 УК РФ)

Воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности не относится к числу распространенных, если исходить из официальной статистики.

Статья 169 УК РФ Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ // СЗ РФ. 1996. N 25. ст. 2954 в ныне действующей редакции Федерального закона от 25 июня 2002 г. описывает признаки состава преступления в основном объективной стороны воспрепятствования законной предпринимательской или иной деятельности, такие как неправомерный отказ в государственной регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица либо уклонение от их регистрации, неправомерный отказ в выдаче специального разрешения (лицензии) на осуществление определенной деятельности либо уклонение от его выдачи, ограничение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или юридического лица в зависимости от организационно-правовой формы, а равно незаконное ограничение самостоятельности либо иное незаконное вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя или юридического лица, если эти деяния совершены должностным лицом с использованием своего служебного положения.

Как показывает изучение судебной и следственной практики по уголовным делам и материалам проверок сообщений о преступлении о воспрепятствовании законной предпринимательской и иной деятельности, а также проведенный опрос 42 следователей органов внутренних дел, к подследственности которых Уголовно-процессуальным кодексом РФ отнесены дела этой категории, почти все из перечисленных признаков состава преступления, предусмотренного ст.169 УК РФ, не имеют однозначной трактовки в правоприменительной практике. И это несмотря на то, что ст.169 УК РФ является бланкетной, что, казалось бы, облегчает задачу правоприменителя, поскольку позволяет ему использовать специальные юридические термины в том значении, в котором они употребляются в так называемом позитивном законодательстве.

Однако многие из причин, по которым анализируемая норма оказалась невостребованной, заключаются как раз в недопонимании правоприменителем значения неуголовно-правовых категорий, используемых законодателем при описании признаков составов экономических преступлений, в частности, состава воспрепятствования законной предпринимательской или иной деятельности. Сказанное заставляет тщательно исследовать термины, посредством которых выражен уголовно-правовой запрет как отдельно друг от друга, так и в контексте.

Данные термины можно разделить на две группы: термины, имеющие значение близкое к общеупотребительному, и специальные юридические термины, отражающие содержание той или иной правовой категории. Смысл разделения заключается в преимущественном применении к указанным видам терминов различных способов толкования. Так, трактовка терминов, имеющих значение, близкое к общеупотребительному (1-я группа), должна быть основана, в первую очередь, на грамматическом способе толкования. А юридические термины, значение которых установлено неуголовным законодательством, но используемые в статьях Особенной часта УК РФ (2-я группа), уясняются, прежде всего, посредством систематического способа толкования, которое служит, главным образом, целям выяснения логической связи между отдельными нормами.

К первой группе относятся термины воспрепятствование, отказ, уклонение, ограничение, вмешательство, зависимость. Ко второй - законная предпринимательская деятельность, индивидуальный предприниматель, юридическое лицо, государственная регистрация указанных субъектов предпринимательской деятельности, неправомерный отказ в ней и уклонение от нее, специальное разрешение (лицензия) на осуществление определенной деятельности, выдача такого разрешения, включая основания для отказа в выдаче, неправомерные отказ от выдачи и уклонение от нее, права и законные интересы указанных субъектов предпринимательской или иной деятельности, ограничение прав, законных интересов, самостоятельности этих субъектов, незаконное вмешательство в деятельность этих субъектов, организационно-правовая форма этих субъектов, должностное лицо и использование им своего служебного положения.

В науке ведется широкая дискуссия относительно понятия объекта, на который посягают преступления в сфере экономической деятельности. Нет определенности и в вопросе о том, что представляет собой объект, охраняемый уголовно-правовой нормой об ответственности за воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности. В связи с этим разработано собственное определение круга общественных отношений, защищаемых указанной нормой.

Исследователями объект определяется как права, свободы, интересы и гарантии субъектов предпринимательской деятельности (Б.В. Волженкин, Б.М. Леонтьев, Н.А. Лопашенко, В.Б. Мельникова, П.Н. Панченко), деятельность должностных лиц, правопорядок в сфере экономики и интересы общества, государства, отдельных участников экономического оборота (А.Э. Жалинский) и т.д. В авторских определениях объекта говорится об общественных отношениях как возникающих в связи с осуществлением предпринимательской деятельности (Б.В. Яцеленко), обеспечивающих сферу предпринимательства и интересы государственной службы и службы в органах местного самоуправления (Л.Д. Гаухман), определяющих деятельность органов власти в сфере регулирования экономической деятельности (В.Е. Мельникова), существующих по поводу организации и осуществления предпринимательской деятельности (И.В. Шишко).

С учетом сказанного можно предложить следующую формулировку непосредственного объекта воспрепятствования законной предпринимательской или иной деятельности. Непосредственный объект данного преступного деяния, таким образом, составляют общественные отношения, обеспечивающие закрепленными конституционными и иными нормами, свободы экономической деятельности и права на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности (ст.8 и 34 Конституции РФ).

Вопрос о наличии дополнительного объекта важен не только для уголовно-правовой теории, его решение непосредственно связано с проблемой конкуренции составов, возможности вменения совокупности преступлений, то есть вопрос этот имеет значение, прежде всего, для правоприменительной практики.

Верной представляется точка зрения о наличии у преступного воспрепятствования законной предпринимательской или иной деятельности дополнительного объекта, состоящего в нарушении общественных отношений в сфере деятельности должностных лиц Рудовер Е. А.. Воспрепятствование законной предпринимательской или инойдеятельности:Уголовно-правовой и криминологический аспекты: Автореф. дисс. -М.,2004..

Объективная сторона состава заключается в воспрепятствовании законной предпринимательской или иной деятельности - создании условий и обстоятельств, которые или вообще не позволяют заниматься предпринимательской или иной деятельностью законно, или существенно ее затрудняют, ограничивают.

Формы преступного воспрепятствования названы в законе:

  • 1) неправомерный отказ в регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица;
  • 2) уклонение от их регистрации;
  • 3) неправомерный отказ в выдаче специального разрешения (лицензии) на определенную деятельность;
  • 4) уклонение от его выдачи;
  • 5) ограничение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или юридического лица в зависимости от организационно-правовой формы;
  • 6) незаконное ограничение самостоятельности либо иное незаконное вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя или юридического лица.

Формы альтернативны и самостоятельны; для оконченного преступления достаточно совершения действий, подпадающих хотя бы под одну из названных выше форм.

Неправомерный отказ в регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица - преступное нарушение общего порядка регистрации субъектов предпринимательской деятельности.

Под государственной регистрацией юридических лиц или индивидуальных предпринимателей Закон о госрегистрации юридических лиц понимает акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с федеральным законом

Уклонение от регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица представляет собой завуалированный отказ в государственной регистрации предпринимательской или иной деятельности. Оно заключается, например, в неоднократном отказе должностного лица принять документы на регистрацию под предлогами недостатка документов, несоответствия их формы предъявляемым требованиям, загруженности работой, отсутствия компетентных должностных лиц и т.п.; в незаконном и неоднократном продлении сроков регистрации; в умышленной утрате учредительных документов; в затягивании процесса регистрации путем систематического истребования новых документов и т.п.

Эту форму воспрепятствования, а также уклонение от лицензирования следует разграничивать с административным правонарушением, предусмотренным в ст.14.25 КоАП РФ "Нарушение законодательства о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". По ч.1 этой статьи административным штрафом наказывается несвоевременное или неточное внесение записей о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц или об индивидуальном предпринимателе в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей. Несвоевременное внесение записей в реестр предполагает, что состоялось положительное решение регистрирующего органа о государственной регистрации любого вида, однако в нарушение закона соответствующие записи в реестр внесены не были. При уголовно-наказуемом воспрепятствовании решение о государственной регистрации отсутствует.

С сожалением следует констатировать, что ныне не решен вопрос об ответственности должностных лиц за нарушение сроков государственной регистрации. Как указывалось выше, они не могут составлять более чем пять рабочих дней с момента представления необходимых для регистрации документов. Разумеется, если сроки затягивания процесса регистрации значительны, следует ставить вопрос об уголовной ответственности должностного лица по ст.169 УК РФ, в частности, по анализируемой форме деяния. Если же срок пропущен на несколько дней, и далее состоялось решение о регистрации, или отказ в ней, установить умысел лица, виновного в пропуске сроков, в воспрепятствовании законной деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя не представляется возможным. Однако должностные лица в такой ситуации и к административной ответственности привлечены быть не могут, в связи с отсутствием таковой.

Неправомерный отказ в выдаче специального разрешения (лицензии) на осуществление определенной деятельности нарушает положения законодательства, согласно которым отдельными видами деятельности юридическое лицо, а равно предприниматель без образования юридического лица могут заниматься только на основании специального разрешения (лицензии) (п.1 ст.49 ГК РФ и др.).

Право на осуществление такой деятельности возникает с момента получения лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

Уклонение от выдачи лицензии имеет место, когда у заявителя без оснований не принимают документы на лицензирование; когда, не отказывая в лицензировании, систематически требуют представления документов, не предусмотренных законом; при умышленной утрате представленных документов и т.п.

Ограничение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или юридического лица в зависимости от организационно-правовой формы означает незаконное уменьшение правоспособности лиц и организаций; создание препятствий для осуществления отдельных прав одним хозяйствующим субъектам за счет создания преимуществ другим субъектам.

Конкретных разновидностей проявления этой формы преступления на практике может быть неограниченно много: отказ государственных банков выдавать льготные кредиты предпринимателям без образования юридического лица или кредитовать унитарные предприятия; назначение частых аудиторских проверок общественных организаций; аннулирование лицензий на ведение определенных видов деятельности всем предприятиям, кроме, например, акционерных обществ; ограничение деятельности производственных кооперативов территориально или по времени; навязывание ущемляющих законные интересы коммерческих организаций условий договоров и т.п.

Незаконное ограничение самостоятельности либо иное незаконное вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя или юридического лица проявляется, например, в незаконных принудительном разделении юридического лица, расторжении договоров как якобы не соответствующих требованиям антимонопольных органов, в установлении ограничений объемов производства или сбыта произведенной продукции, в навязывании невыгодных условий страхования, в незаконном применении льготного налогообложения, в незаконном изъятии у юридического лица земельного участка, в незаконном и безосновательном изъятии работниками правоохранительных органов документов и материальных ценностей предпринимателей или юридических лиц, в наложении запретов на осуществление какой-либо деятельности или на поддержание коммерческих отношений с каким-либо хозяйствующим субъектом, в принудительном "устраивании" на работу в организацию нужных виновному лиц, либо, напротив, в принудительном выводе из числа учредителей или руководителей организации неугодных лиц и т.п.

Из числа проблем квалификации, возникающих по объективной стороне воспрепятствования законной предпринимательской или иной деятельности, следует выделить две наиболее сложные.

Первая связана с тем, что в действиях должностных лиц возможны ситуации сочетания правомерных и неправомерных действий: имея, например, предусмотренные законом основания для отказа в государственной регистрации или в лицензировании, должностное лицо не принимает документы, одновременно требуя за совершение указанных действий взятку. Есть ли здесь неправомерный отказ в регистрации или лицензировании, о котором говорится в ст.169 УК РФ? Представляется, на поставленный вопрос можно ответить только отрицательно. Если имели место законные основания для отказа в регистрации или лицензировании (при наличии, например, в документах не соответствующей действительности информации), предпринимательская или иная деятельность не могла быть официально подтверждена и отказ должен быть признан правомерным. Воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности отсутствует.

О вымогательстве взятки применительно к ч.4 ст.290 УК РФ говорить, видимо, нельзя, поскольку виновный не угрожает причинением вреда законным интересам лица.

Действия должностного лица следует квалифицировать как подстрекательство к даче взятки за совершение им заведомо незаконных действий и одновременно как приготовление к получению взятки за незаконные действия.

Вторая проблема в рамках объективной стороны заключается в разграничении форм преступного воспрепятствования между собой. Неправомерный отказ в регистрации или лицензировании и уклонение от совершения этих действий сходны между собой. Как расценить ситуацию, когда должностное лицо под различными, не соответствующими закону предлогами систематически не принимает документы на государственную регистрацию или, положим, продляет срок регистрации, когда такая возможность законом не предусмотрена? Представляется, что здесь имеет место уклонение от регистрации или от лицензирования. Законодатель употребляет этот термин для характеристики одной из форм воспрепятствования, чтобы подчеркнуть характер неправомерных действий виновного должностного лица; объективная сторона растянута во времени, преступное деяние выражается не одномоментно, а серией действий, в совокупности составляющих воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности Лопашенко Н.А. Преступления в сфере экономики: авторский комментарий к уголовному закону. - Волтерс Клувер, 2007.

Разграничивать необходимо и такие формы состава, как ограничение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или юридического лица и ограничение самостоятельности либо иное незаконное вмешательство в их деятельность. Ограничение прав и законных интересов есть ни что иное, как ограничение самостоятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица; и то, и другое представляет собой незаконное вмешательство в их деятельность. Так, ограничив право юридического лица или индивидуального предпринимателя на заключение контрактов (договоров) с какой-либо фирмой, должностное лицо, без сомнения, ограничивает самостоятельность хозяйствующего субъекта и одновременно незаконно вмешивается в его деятельность.

Законодатель предпринял попытку отграничения первой анализируемой формы воспрепятствования от последних, указав на причину ограничения прав и законных интересов, - ею выступает организационно-правовая форма. Думается, однако, что на практике эта причина практически недоказуема. Поэтому разграничение таких форм, как ограничение самостоятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица и незаконное вмешательство в их деятельность, в настоящее время практически невозможно; следовало бы на законодательном уровне оставить только одну - последнюю - форму.

Субъективная сторона преступления, предусмотренного ч.1 ст.169 УК РФ, характеризуется прямым умыслом.

Мотивы и цели не относятся к числу обязательных признаков субъективной стороны, они могут быть любыми (месть, ненависть, личная неприязнь, зависть и др.).

Должностное лицо может действовать из корыстных побуждений. При наличии признаков взяточничества, его следует дополнительно привлекать к ответственности по ст.290 УК РФ.

Субъектом воспрепятствования законной предпринимательской или иной деятельности выступает должностное лицо, если оно использует при этом свое служебное положение. Понятие должностного лица дано в примечании к ст.285 УК РФ.

Объект: общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления определенной сферы предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.

Объективная сторона: действия и бездействия должностного лица.

К числу действий закон относит:

1) неправомерный отказ в государственной регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица.

2) неправомерный отказ в выдаче специального разрешения (лицензии) на право осуществления определенной деятельности.

3) ограничение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или юридического лица в зависимости от организационно-правовой формы означает дискриминационный подход к различным субъектам экономической деятельности. Оно может выражаться в запрете выдачи лицензий на определенный вид деятельности всем, за исключением муниципальных унитарных предприятий, и т.д.;

4) ограничение самостоятельности либо иное незаконное вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя или юридического лица. Закон не конкретизирует виды вмешательства, следовательно, они могут быть любыми, но обязательно не основанными на действующем законе (например, установление предельного объема производства или сбыта продукции).

Субъект: специальный - должностное лицо.

Субъективная сторона: вина в форме умысла.

Конструкция состава: формальный.

Квалифицированный состав (ч. 2 ст. 169 УК РФ):

Деяния, совершенные в нарушение вступившего в законную силу судебного акта, а равно причинившие крупный ущерб.

Статья 170. Регистрация незаконных сделок с землей

Объект: установленный порядок земельных отношений, т.е. отношения по использованию и охране земель в РФ.

Объективная сторона: содержит три формы преступной деятельности:

1) регистрация заведомо незаконных сделок с землей;

2) искажение сведений государственного кадастра недвижимости;

3) занижение размеров платежей за землю.

Субъект: специальный - должностное лицо.

Субъективная сторона: вина в форме умысла и специальный мотив - корыстная или иная личная заинтересованность.

Конструкция состава: формальный.

Статья 170.1. Фальсификация единого государственного реестра юридических лиц, реестра владельцев ценных бумаг или системы депозитарного учета

Объект: отношения по установленному законодательством учету юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и учету ценных бумаг.

Объективная сторона: представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, или в организацию, осуществляющую учет прав на ценные бумаги, документов, содержащих заведомо ложные данные.

Субъект: вменяемое лицо, достигшее возраста 16 лет.

Субъективная сторона: вина в форме умысла и альтернативно указанная цель - внесение в единый государственный реестр юридических лиц, реестр владельцев ценных бумаг или систему депозитарного учета недостоверных сведений либо иными целями, направленными на приобретение права на чужое имущество.

Конструкция состава: формальный. Преступление считается оконченным с момента представления документов лично или через представителя, сдачи документов в почтовую организацию или иную службу доставки, отправления документов по электронной почте или ввода их в автоматизированную систему, независимо от того, повлияли ли указанные действия на внесение данных в соответствующий реестр.

Квалифицированный состав (ч. 2 ст. 170.1 УК РФ):

Внесение в реестр владельцев ценных бумаг, в систему депозитарного учета заведомо недостоверных сведений путем неправомерного доступа к реестру владельцев ценных бумаг, к системе депозитарного учета.

Квалифицированный состав (ч. 3 ст. 170.1 УК РФ):

Деяние, предусмотренное частью второйнастоящей статьи, если оно было сопряжено с насилием или с угрозой его применения.

Неправомерный доступ к реестру владельцев ценных бумаг или системе депозитарного учета как способ внесения в реестр владельцев ценных бумаг или в систему депозитарного учета заведомо недостоверных сведений выступает квалифицирующим признаком (ч. 2).

Насилием является нанесение побоев, истязания, ограничение свободы, другое физическое воздействие, а также легкий и средней тяжести вред здоровью (ч. 3 ст. 170.1УК).