Финансы. Налоги. Льготы. Налоговые вычеты. Госпошлина

Ведение списка инсайдеров банка. Работа акционерного общества с инсайдерами и инсайдерской информацией

Не так давно вступивший в силу Федеральный закон «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 224-ФЗ от 27.07.2010 г. (далее - Закон) активно «обрастает» большим числом подзаконных нормативных актов, регулирующих порядок реализации отдельных требований Закона. Закон сложен, в нем непросто разобраться. Цель настоящей статьи заключается в обзоре основных требований законодательства по работе с инсайдерами.

Немного теории

Под понятием «инсайдер» (от англ. «inside» - внутри) понимается любое лицо, имеющее доступ к конфиденциальной информации, которая становится ему известной благодаря служебному положению или родственным связям. Другими словами, инсайдерская информация - информация внутренняя.

Определение инсайдерской информации в нашей стране было дано только с принятием Федерального закона «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в 2010 году. Согласно статье 2 Закона

"инсайдерская информация - это точная и конкретная информация, которая не была распространена или предоставлена (в том числе сведения, составляющие коммерческую, служебную, банковскую тайну, тайну связи (в части информации о почтовых переводах денежных средств) и иную охраняемую законом тайну), распространение или предоставление которой может оказать существенное влияние на цены финансовых инструментов, иностранной валюты и (или) товаров (в том числе сведения, касающиеся одного или нескольких эмитентов эмиссионных ценных бумаг, одной или нескольких управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов <…>). "

Если оставить в стороне товарный рынок, то, как видно из приведенного определения, нормы Закона распространяются на компании, чьи ценные бумаги котируются на бирже, а также на их акционеров и некоторых контрагентов таких компаний.

К наиболее распространенным типам инсайдерской информации относятся сведения о «финансовом здоровье» или стабильности компании (доходы, прибыли, случаи банкротства и т. д.), об изменениях в структуре компании в результате слияний, поглощения или создания новых предприятий, а также о новых продуктах, технологиях, лицензиях и пр.

Перечень инсайдеров, то есть лиц, владеющих инсайдерской информацией, указан в статье 4 Закона. Выделяются 3 группы инсайдеров. 1 группа - «первичные инсайдеры» :

  • эмитенты эмиссионных бумаг и управляющие компании;
  • хозяйствующие субъекты, включенные в реестр и занимающие доминирующее положение;
  • организаторы торговли (фондовые биржи), клиринговые организации, а также депозитарии и кредитные организации, осуществляющие расчеты по результатам сделок, совершенных через организаторов торгов (фондовые биржи);
  • профессиональные участники рынка ценных бумаг и иные лица, осуществляющие в интересах клиентов операции с финансовыми инструментам и (или) товарами, получившие инсайдерскую информацию от клиентов;
  • федеральные органы исполнительной власти, исполнительные органы государственной власти субъектов РФ, органы самоуправления, органы управления государственных внебюджетных фондов, имеющих право размещать временно свободные средства в финансовые инструменты, Банк России.

«Вторичные инсайдеры» - это:

  • лица, входящие в состав органов управления «первичного инсайда» (члены совета директоров, исполнительных органов и др.);
  • лица, являющиеся владельцами «первичного инсайдера»;
  • лица, действующие на основании договора с «первичным инсайдером» (информационные или рейтинговые агентства и т. п.).

Инсайдеры – физические лица имеют доступ к инсайдерской информации «первичных» и «вторичных» инсайдеров на основании трудовых и гражданско-правовых договоров.

Отличие инсайдерской информации от других видов необщедоступной информации заключается в сложности, композиционности ее источников, а также в особенной связи между информацией и экономической судьбой финансовых инструментов, валюты и (или) товаров. Кроме того, инсайдерская информация, в отличие от служебной, коммерческой и банковской, подлежит раскрытию в обязательном порядке, но через некоторое время.

Для урегулирования вопросов по работе с инсайдерской информацией Федеральной службой по финансовым рынкам РФ и Федеральной антимонопольной службой РФ был дан ряд рекомендаций. А именно:

  • разработка и утверждение порядка доступа к инсайдерской информации и правил охраны ее конфиденциальности;
  • создание (определение и назначение) структурного подразделения, в обязанности которого входит осуществление контроля;
  • обеспечение условий для беспрепятственного и эффективного осуществления структурным подразделением своих функций.

Работа с инсайдерами и инсайдерской информацией

Работа акционерных обществ с инсайдерами и инсайдерской информацией регламентируется локальными нормативными актами (положениями, порядками, правилами), принимаемыми обществами во исполнение Информационного письма ФСФР РФ от 27.01.2011 г. «О мерах по реализации ФЗ от 27.07.2010 № 224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Обществом разрабатывается и утверждается порядок доступа к инсайдерской информации, в котором регламентируются правила охраны ее конфиденциальности и контроля за соблюдением Закона об инсайде и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов. Формируются, определяются или назначаются структурные подразделения или должностные лица, в обязанности которых входит осуществление контроля за соблюдением требований законодательства об инсайде и которые подотчетны совету директоров (наблюдательному совету) или высшему органу управления юридического лица, а также создаются условия для беспрепятственной и эффективной работы этих структурных подразделений (должностных лиц). При этом утверждение порядка (положения или правил), а также создание структурного подразделения (или назначение должностных лиц) акционерными обществами осуществляется в соответствии с уставом (учредительными документами) или какими-либо иными внутренними документами.

Органы, ответственные за контроль над соблюдением требований законодательства об инсайде (комиссии и т. п.), или назначенные должностные лица организуют ведение списка инсайдеров общества, обеспечивая своевременное внесение изменений и дополнений в него. В cписок инсайдеров включаются:

  • ФИО или наименование инсайдера;
  • сведения о документе, удостоверяющем личность, или номер и дата регистрации юридического лица в ЕГРЮЛ;
  • адреса - почтовый и электронный;
  • основание для признания лица инсайдером;
  • количество акций общества, принадлежащих инсайдеру;
  • сведения о неправомерном использовании инсайдерской информации (при наличии таковых).

Говоря о списке инсайдеров, возможно провести аналогию со списками лиц, имеющих доступ к конфиденциальной информации (обладающих доступом секретности, прошедших проверку на доступ к работе с конфиденциальной информацией, отвечающих требованиям режима секретности и пр.).

В обязательном порядке в список инсайдеров включаются:

  • члены совета директоров общества;
  • члены комитетов совета директоров, не являющиеся членами совета директоров общества;
  • лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа;
  • члены правления общества;
  • заместители председателя правления;
  • главный бухгалтер;
  • руководитель и сотрудники службы внутреннего контроля;
  • члены ревизионной комиссии общества;
  • аудиторы (аудиторские организации), оценщики, профессиональные участники рынка ценных бумаг, кредитные организации, страховые организации и лица, получившие доступ к инсайдерской информации общества на основании договоров с обществом;
  • информационные агентства, осуществляющие раскрытие или предоставление информации общества;
  • лица, осуществляющие присвоение рейтингов обществу, а также ценным бумагам общества;
  • физические лица, имеющие доступ к инсайдерской информации общества на основании трудовых и гражданско-правовых договоров.

О внесении в список, а также об исключении из него инсайдеры общества уведомляются не позднее 1 (одного) рабочего дня с даты включения данного лица в список инсайдеров или исключения данного лица из указанного списка любым доступным способом: направлением им сообщения по электронной почте, а также путем отправления почтового уведомления (с уведомлением о вручении), что более применительно к юридическим и физическим лицам, не являющимся работниками общества, или путем направления письменного уведомления в соответствии с правилами документооборота общества (в отношении физических лиц, являющихся работниками общества). Уведомление в бумажной форме должно быть подписано уполномоченным лицом и скреплено печатью организации. Уведомление, содержащее более одного листа, должно быть сшито, а листы уведомления пронумерованы.

Уведомление о включении лица в список инсайдеров или исключении из него должно содержать следующие сведения.

В отношении организации:

  • полное фирменное наименование организации;
  • ИНН и ОГРН организации;
  • место нахождения и иной адрес для получения организацией почтовой корреспонденции;
  • контактные телефон, факс и адрес электронной почты организации.

В отношении юридического лица, включенного в список инсайдеров, которому направляется уведомление:

  • полное фирменное наименование юридического лица;
  • ИНН и ОГРН юридического лица;
  • дата включения (исключения) юридического лица в список (из списка) инсайдеров;
  • основание включения (исключения) юридического лица в список (из списка) инсайдеров.

В отношении физического лица, включенного в список инсайдеров, которому направляется уведомление:

  • фамилия, имя, отчество физического лица;
  • дата и место рождения физического лица;
  • основание направления уведомления (включение в список инсайдеров или исключение из списка инсайдеров);
  • дата включения или исключения физического лица в список или из списка инсайдеров;
  • основание включения или исключения физического лица в список или из списка инсайдеров.

Уведомление о включении лица в список инсайдеров должно также содержать информационное сообщение о требованиях Федерального закона в отношении инсайдеров общества. Это продиктовано, в первую очередь, необходимостью установления виновных лиц при наступлении последствий в случаях нарушения норм законодательства об инсайде (Положение о порядке уведомления лиц об их включении в список инсайдеров и исключении из такого списка, утвержденное Приказом ФСФР России от 21.01.2011 г. № 11-3/пз-н).

В случае изменения реквизитов общества оно обязано информировать всех лиц, включенных в список инсайдеров, о произошедших изменениях в течение пяти рабочих дней с даты произошедших изменений или в течение пяти рабочих дней с даты, когда общество узнало или должно было узнать о произошедших изменениях.

В случаях, когда направленное в адрес инсайдера уведомление не получено последним по каким-либо причинам, общество обязано проинформировать об этом факте федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков в течение 5 (пяти) рабочих дней.

Учет всех направленных уведомлений осуществляется обществом в обязательном порядке. Кроме того, полная информация о направленных уведомлениях хранится в обществе в течение не менее пяти лет с даты исключения лица из списка инсайдеров.

Порядок обязательной передачи списка инсайдеров организаторам торговли устанавливается ФСФР России и п. 3 ч. 1 ст. 9 Закона об инсайде и представляет собой одну из мер по предотвращению нарушений законодательства об инсайде (Приказ ФСФР РФ от 21.01.2011 г. № 11-3/пз-н «Об утверждении Положения о порядке уведомления лиц об их включении в список инсайдеров и исключении из такого списка, Положения о передаче списков инсайдеров организаторам торговли, через которых совершаются операции с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товаром, Положения о порядке и сроках направления уведомлений инсайдерами о совершенных ими операциях»). Список инсайдеров (или изменения в список инсайдеров) передается не позднее 18 часов по московскому времени рабочего дня, следующего за днем его составления. При передаче списка указываются полное наименование общества, ИНН, ОГРН, а также контактная информация, в том числе адрес места нахождения, почтовый адрес, телефон, факс, e-mail. В случае, если общество обязано передавать список инсайдеров нескольким организаторам торговли, оно вправе передать список одному, если этот организатор принимает обязательство по передаче списка другим организаторам торговли.

Организатор торговли вправе отказать обществу в приеме списка, если этот список передан способом, отличным от способа, предусмотренного организатором торговли.

Инсайдеры, включенные в список инсайдеров, в течение 10 рабочих дней с даты совершения ими соответствующей операции с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товарами, обязаны уведомлять организации, в список инсайдеров которых они включены, и ФСФР РФ путем направления уведомлений (Положение о порядке уведомления лиц об их включении в список инсайдеров и исключении из такого списка). В адрес соответствующих организаций уведомление направляется любым способом, обеспечивающим подтверждение получения этого уведомления (почтовое отправление с уведомлением о вручении; направление электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью).

Уведомления, направляемые в ФСФР России, могут быть переданы почтовым отправлением с уведомлением о вручении, направлением электронного документа, подписанного ЭЦП, направлением уведомления через веб-интерфейс личного кабинета участника информационного обмена. Уведомления, направляемые на бумажных носителях, в обязательном порядке должны быть подписаны, скреплены печатью (в случае, если отправитель - юридическое лицо) и, если уведомление содержит более одного листа, пронумерованы и прошиты.

Организация работы по отнесению информации к инсайдерской, подготовке перечня инсайдерской информации также относится к компетенции органов, ответственных за контроль над соблюдением требований законодательства об инсайде (комиссии и т. п.), или назначенных обществом должностных лиц. К инсайдерской информации общества относится информация, исчерпывающий перечень которой утвержден Приказом ФСФР РФ от 12.05.2011 г. № 11-18/пз-н (с изм. от 28.02.2012 г.) «Об утверждении Перечня информации, относящейся к инсайдерской информации лиц, указанных в пунктах 1 - 4, 11 и 12 статьи 4 Федерального закона «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также порядка и сроков раскрытия такой информации».

Раскрытие инсайдерской информации

В случаях, когда в соответствии с нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг сообщения об инсайдерской информации подлежат опубликованию в информационном ресурсе, обновляемом в режиме реального времени и предоставляемом информационным агентством (лента новостей), опубликование сообщений об инсайдерской информации лиц, являющихся инсайдерами, осуществляется в ленте новостей хотя бы одного из информационных агентств, которые в установленном порядке уполномочены на проведение действий по раскрытию информации на рынке ценных бумаг, в срок до 10.00 часов последнего дня, в течение которого должно быть осуществлено такое опубликование.

Часовой пояс, по которому определяется время опубликования, устанавливается по месту нахождения лица, являющегося инсайдером, а в случае, если 10.00 по часовому поясу в месте нахождения лица, являющегося инсайдером, истекают после часа, когда в распространителе информации на рынке ценных бумаг по установленным правилам прекращаются соответствующие операции, - по месту нахождения распространителя информации на рынке ценных бумаг.

При опубликовании инсайдерской информации в сети Интернет инсайдер обязан обеспечить свободный и необременительный доступ к информации, а также сообщать по требованию заинтересованных лиц адрес страницы в сети Интернет, на которой осуществляется опубликование информации.

Сообщение об инсайдерской информации лиц, являющихся инсайдерами, должно быть опубликовано в следующие сроки с даты наступления соответствующего факта (события, действия) или даты, в которую лицо, являющееся инсайдером, узнало или должно было узнать о его наступлении:

  • в ленте новостей - не позднее 1 дня;
  • на странице в сети Интернет - не позднее 2 дней.

Если инсайдерская информация лиц, являющихся инсайдерами, содержится в документах указанных лиц, в том числе утверждаемых их уполномоченными органами и (или) подписываемых их уполномоченными лицами, раскрытие такой инсайдерской информации осуществляется путем обеспечения к ней доступа любым заинтересованным в этом лицам независимо от целей получения этой информации. Доступ к такой инсайдерской информации обеспечивается:

  • с даты утверждения уполномоченным органом лица, являющегося инсайдером, соответствующего документа, а если таким уполномоченным органом является коллегиальный орган - не позднее 2 дней с даты составления протокола (даты стечения срока, установленного законодательством Российской Федерации для составления протокола) собрания (заседания) уполномоченного коллегиального органа лица, являющегося инсайдером;
  • с даты подписания соответствующего документа уполномоченными лицами лица, являющегося инсайдером, в случае, если такой документ не подлежит утверждению уполномоченным органом лица, являющегося инсайдером;

2) путем опубликования в ленте новостей сообщения о порядке доступа к инсайдерской информации, содержащейся в документе лица, являющегося инсайдером, - в срок не позднее 1 дня с даты опубликования текста документа, содержащего инсайдерскую информацию лица, являющегося инсайдером, на странице в сети Интернет;

3) путем предоставления копии документа, содержащего инсайдерскую информацию лица, являющегося инсайдером, по требованию заинтересованного лица в срок не более 7 дней с даты получения (предъявления) требования за плату, не превышающую расходов на изготовление копии.

В случаях если после раскрытия или предоставления инсайдерской информации сведения изменяются, информация об этом должна быть раскрыта или предоставлена не позднее следующего рабочего дня после того, как об этих изменениях стало известно обществу.

Порядок доступа к инсайдерской информации.
Охрана ее конфиденциальности

Общество вправе вводить специальные процедуры, направленные на охрану инсайдерской информации от неправомерного использования. А именно:

  • ограничивать права доступа к конкретной инсайдерской информации для работников и должностных лиц общества;
  • установить пропускной режим доступа лиц (работники общества не являются исключением) в отдельные помещения, занимаемые обществом;
  • определять места и источники хранения инсайдерской информации. Разрешать доступ к ней в определенных местах, с определенных носителей;
  • использовать системы защиты информационно-технических систем в целях недопущения потери инсайдерской информации и несанкционированного доступа к ней.

Члены органов управления и контроля общества, должностные лица и работники общества обязаны принимать все зависящие от них меры по защите и недопущению неправомерного использования инсайдерской информации (совершения сделок с использованием такой информации, ее передачи третьим лицам и т. д.).

При заключении договоров трудового или гражданско-правового характера, предусматривающих право доступа к инсайдерской информации, такой договор должен в обязательном порядке включать условие о неразглашении и запрете неправомерного использования инсайдерской информации, о предоставлении списка лиц, которые получат доступ к ней, а также подтверждение того факта, что указанные лица приняли на себя обязательство о нераспространении инсайдерской информации и о запрете на совершение сделок с ее использованием (расписок), а также об обязанности декларирования сделок, совершаемых инсайдерами и их аффилированными лицами.

Работники общества, в должностные обязанности которых входит взаимодействие со средствами массовой информации, общественностью и акционерами, должны обеспечивать равную возможность всем заинтересованным лицам на одновременный доступ к раскрываемой инсайдерской информации о деятельности общества, а также обязаны принимать меры по незамедлительному опровержению недостоверной информации, выдаваемой за инсайдерскую.

Документы общества, содержащие инсайдерскую информацию, в обязательном порядке помечаются грифом «инсайдерская информация».

Лица, получившие доступ к инсайдерской информации, не вправе распространять ее устно, письменно, электронным способом, путем демонстрации или передачи кому-либо соответствующих документов, ценных бумаг, чертежей и иных материалов. При необходимости раскрытия общество должно быть уведомлено в письменной форме. По каждому отдельному случаю (обращению) лицу выдается письменное разрешение на раскрытие информации. В случае если раскрытие инсайдерской информации продиктовано требованиями компетентных органов государства, сотрудник общества обязан незамедлительно уведомить об этом общество также в письменной форме.

Сотрудники общества или его структурных подразделений обязаны сохранять в тайне полученную ими в процессе выполнения должностных обязанностей конфиденциальную и инсайдерскую информацию в течение всего периода работы в обществе. При увольнении (в том числе как непрошедшие испытательный срок либо в случае расторжения трудового договора) сотрудники обязаны не разглашать ставшую известной им информацию в течение определенного срока, установленного положением (порядком, правилами). Лица, поступающие на работу в общество (в том числе в качестве практикантов и стажеров), также обязуются не разглашать ставшую им известной в ходе переговоров или собеседования инсайдерскую информацию в течение определенного срока, устанавливаемого обществом. При приеме на работу кандидат должен подписать договор о соблюдении коммерческой тайны.

Члены совета директоров, генеральный директор и члены правления по завершении работы в обществе обязаны не разглашать и не использовать инсайдерскую информацию в течение 10 лет (рекомендовано Кодексом корпоративного поведения).

Сотрудник общества, а также иное лицо, которому стало известно о неправомерном использовании инсайдерской информации, обязан известить об этом общество в срок, установленный положением (порядком, правилами). При наличии информации о нарушении законодательства об инсайдерской информации общество инициирует вопрос о разбирательстве по факту поступления сообщения и о необходимости применения мер ответственности к нарушителю.

Ответственность за разглашение инсайдерской информации

Закон № 224-ФЗ от 27.07.2010 г. устанавливает уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность за нарушение его требований, в том числе вводя новые составы правонарушений в Уголовный кодекс РФ и Кодекс об административных правонарушениях РФ. Согласно статье 15.21 КоАП «Неправомерное использование инсайдерской информации» предусмотрены следующие наказания за использование инсайдерской информации, если оно не содержит уголовно наказуемого деяния:

  • для граждан - штраф от 3 тыс. до 5 тыс. руб.;
  • для должностных лиц - штраф от 30 тыс. до 50 тыс. руб. или дисквалификация от 1 до 2 лет;
  • для юридических лиц - взыскание суммы излишнего дохода или убытков, но не менее 700 тыс. руб.

Согласно статье 185.6 Уголовного кодекса РФ неправомерное использование инсайдерской информации квалифицируется как преступление, в случае если причинен крупный (более 2,5 млн руб.) или особо крупный (более 10 млн руб.) ущерб. Ответственность в этом случае предусматривается в виде лишения свободы на срок до 6 лет.

Инсайдеры общества несут ответственность за неправомерное использование инсайдерской информации как в соответствии с действующим законодательством, так и в соответствии с условиями договоров с обществом. К такой ответственности могут быть привлечены и лица, не являющиеся инсайдерами, но распространяющие инсайдерскую информацию или совершающие операции с ценными бумагами общества. Общество вправе потребовать от инсайдеров, виновных в неправомерном использовании и/или распространении инсайдерской информации, возмещения убытков, причиненных неправомерными действиями (п. 7 ст. 7 Закона).

Андрианова Э.А., юрисконсульт ЗАО «Северо-Западный Юридический Центр»

На самом деле этот закон имеет устрашающее название «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», номер 224-ФЗ и дату – 27 июля 2010 года.

Представление об общем состоянии борьбы с инсайдом в России на современном этапе можно получить из замечательной статьи Инны Рукосуевой , добавить к которой (по поводу сути закона) практически нечего. Разве что, пользуясь случаем, выразить свое восхищение заместителю председателя правления Сбербанка Белле Златкис (за способность называть вещи своими именами в целом и за «увесистый булыжник в огород ФСФР» в частности).

Мы же сейчас поговорим о деталях – тех самых, в которых дьявол.

Если сразу заглянуть в последнюю статью закона (как я, к примеру, это обычно делаю), можно убедиться, что он вступает в силу по частям, в три этапа.

В целом закон (за исключением отдельных положений) действует с 27 января 2011 года. С 30 июля 2011 года вступают в силу статьи 3, 9, 12, пункты 5, 7 и 8 статьи 24. Пункт 1 статьи 18 и пункт 4 статьи 21 начнут действовать с 30 июля 2013 года.

Поскольку до лета 2013 года еще далеко (а по некоторым сведениям, его и вовсе не будет), а январь 2011 года уже позади, сосредоточимся на изменениях, ожидающих российские кредитные организации через три с небольшим месяца.

Статья 3 Закона № 224-ФЗ определяет понятие сведений, относящихся к инсайдерской информации. Согласно пункту 1 этой статьи, исчерпывающий перечень таких сведений «утверждается нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков» (не будем показывать пальцем, хотя это была Федеральная служба по финансовым рынкам). Кроме того, в ряде случаев собственные перечни инсайдерской информации должны быть составлены самими инсайдерами, в том числе:

Эмитентами и управляющими компаниями;

Организаторами торговли, клиринговыми организациями, а также депозитариями и кредитными организациями, осуществляющими расчеты по результатам сделок, совершенных через организаторов торговли;

Профессиональными участниками рынка ценных бумаг и иными лицами, осуществляющими в интересах клиентов операции с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товарами, получившими инсайдерскую информацию от клиентов.

Перечни инсайдерской информации указанных лиц подлежат раскрытию на их официальных сайтах в Интернете.

Статья 9 содержит требования по ведению и передаче списка инсайдеров . Большинство юридических лиц, являющихся инсайдерами (и кредитные организации в том числе), должны:

Вести списки своих инсайдеров;

Уведомлять их в порядке, установленном нормативным актом ФСФР, о включении в список и исключении из него, а также информировать их о требованиях Закона № 224-ФЗ (как будто сами они закон прочитать не могут);

Передавать список инсайдеров организаторам торговли, через которых совершаются операции с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товаром, в порядке, установленном нормативным актом ФСФР;

Передавать список инсайдеров в ФСФР по ее требованию.

Судя по списку инсайдеров (статья 4 Закона № 224-ФЗ), вряд ли найдется в России банк, которого указанные выше требования не коснутся.

Статья 12 касается контроля за операциями с финансовыми инструментами, иностранной валютой и товарами, осуществляемыми на организованных торгах. Она должна больше беспокоить биржи, чем банки.

Статья 24 вносит изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях . В частности, с 30 июля 2011 года КоАП дополняется статьей 15.35. «Нарушение требований законодательства о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком». Статья предусматривает за различные виды нарушений наказания в виде наложения административных штрафов в размере от трех тысяч до семисот тысяч рублей на должностных и юридических лиц, а в некоторых случаях – дисквалификацию должностных лиц на срок до одного года.

Основная проблема, связанная с выполнением кредитными организациями требований Закона № 224-ФЗ, заключается, как легко увидеть, в отсутствии до настоящего времени подзаконных актов, которые должна разработать ФСФР. Потому что в отсутствие исчерпывающего перечня инсайдерской информации и порядка уведомления инсайдерами своих инсайдеров о том, что они – инсайдеры, никакой нормальный инсайдер работать не сможет.

Собственно говоря, по этому поводу и на финансового регулятора.

Справедливости ради надо отметить, что ФСФР сложа руки не сидела: непродолжительный поиск на сайте федеральной службы выявил проекты приказов «Об утверждении «Перечня информации…» и «Об утверждении Положения о порядке уведомления лиц об их включении в список инсайдеров…» .

Таким образом, те кредитные организации и их должностные лица, которые не хотят поближе познакомиться со статьей 15.35. КоАП РФ, уже могут приступать к составлению Перечней, Порядков и прочих внутрибанковских нормативных актов, регламентирующих выполнение требований Закона № 224-ФЗ. Обсудить проблемы и вопросы, которые неизбежно возникнут в этом процессе, можно на Форумах «Ценные бумаги» и «Информационная безопасность» .

Мне лично особенно нравится обсуждение у «инфобезопасников», например: «Получается, что в дополнение к уже вроде осознанной всеми классификации БТхКТхПДн, появляется новый класс ИнсИ, который, как обычно, накладывается поверх всего и захватывает и те области и другие, т.е. живет как бы в четвертом измерении».

Что же до закона в целом, то, надо полагать, составление списков и обмен информацией – это не самые большие из проблем, которые возникнут у кредитных организаций и прочих инсайдеров при его реализации. При том, что сам по себе закон, наверное, не так уж и плох.

«ФСФР была проделана большая работа и подготовлен действительно очень качественный закон, - комментирует Александр Федоров , председатель совета директоров коллекторского агентства «Центр ЮСБ», председатель Комитета коллекторских агентств общественной организации «Деловая Россия». – Однако это не сильно повлияет на ситуацию. И не потому, что закон плохой. А потому, что его некому будет исполнять. За рубежом специальные сотрудники уполномоченных ведомств с огромным трудом ловят инсайдеров. А у нас - кто этим будет заниматься? Полицейские? Мне кажется, им это не под силу».

Кстати, на вопрос «кто этим будет заниматься» вам запросто ответит любой банкир. Потому что опыт одного противодействия у нас уже есть. Там, конечно, действует другой закон и рулит другой регулятор, но выглядеть новый процесс противодействия будет, скорее всего, так же, как и старый: неимоверное количество собираемой и передаваемой информации, постоянная угроза наказания со стороны регуляторов, минимальный интерес со стороны правоохранительных органов, бесконечные изменения, дополнения, разъяснения и комментарии к действующим нормативным актам… И в итоге – КПД, как у паровоза.

Впрочем, возможно, я и ошибаюсь. Очень хотелось бы на это надеяться.

2.5.2. в отношении юридического лица (иностранной организации, не являющейся юридическим лицом по иностранному праву), включенного в список инсайдеров организации или исключенного из указанного списка:

1) полное фирменное наименование юридического лица (для некоммерческой организации - наименование);

2) ИНН и ОГРН юридического лица, а в отношении иностранной организации - данные, позволяющие идентифицировать иностранную организацию в соответствии с иностранным правом;

3) место нахождения юридического лица или адрес для получения почтовой корреспонденции;

4) номер пункта (номера пунктов) статьи 4 Закона, в соответствии с которым (которыми) лицо включено (исключено) в список (из списка) инсайдеров, а также основание включения (исключения) лица в список (из списка) инсайдеров, указанное в пунктах 2.8 и 2.9 настоящего Положения, или номер договора с юридическим лицом, включенным (исключенным) в список (из списка) инсайдеров, в связи с заключением (прекращением) которого соответствующее юридическое лицо включено (исключено) в список (из списка);

5) вид и дату наступления события, о котором уведомляется лицо (включение в список или исключение лица из списка инсайдеров);

6) финансовый инструмент, иностранную валюту или товар, в отношении которых лицо, включенное в список инсайдеров организации, должно направлять уведомления о совершенных им операциях в соответствии со статьей 10 Закона, - в случае если видом события, о котором уведомляется лицо, является включение лица в список инсайдеров организации;

2.5.3. в отношении физического лица, включенного в список инсайдеров организации или исключенного из указанного списка:

1) фамилию, имя, отчество (если имеется) физического лица;

2) дату и место рождения (при наличии) и (или) полное фирменное наименование организации (для некоммерческой организации - наименование), должность, которую физическое лицо занимает в указанной организации;

3) номер пункта (номера пунктов) статьи 4 Закона, в соответствии с которым (которыми) физическое лицо включено (исключено) в список (из списка) инсайдеров, а также основание включения (исключения) лица в список (из списка), указанное в пунктах 2.8 и 2.9 настоящего Положения, или номер договора с физическим лицом, включенным (исключенным) в список (из списка) инсайдеров, в связи с заключением (прекращением) которого соответствующее лицо включено (исключено) в список (из списка);

4) вид и дату наступления события, о котором уведомляется лицо (включение в список или исключение лица из списка инсайдеров);

5) финансовый инструмент, иностранную валюту или товар, в отношении которых лицо, включенное в список инсайдеров организации, должно направлять уведомления о совершенных им операциях в соответствии со статьей 10 Закона, - в случае если видом события, о котором уведомляется лицо, является включение лица в список инсайдеров организации.

2.6. Уведомление о включении лица в список инсайдеров организации должно также содержать информационное сообщение о требованиях Закона в отношении инсайдеров организации.

2.7. Сведения, предусмотренные подпунктом 4 пункта 2.5.1 , подпунктом 6 пункта 2.5.2 и подпунктом 5 пункта 2.5.3 настоящего Положения, не указываются в Уведомлении в случае, если такие сведения размещены (опубликованы) на сайте организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

2.8. В случае если видом события, о котором уведомляется лицо, является включение лица в список инсайдеров организации, в Уведомлении организации указывается одно или несколько оснований включения в список инсайдеров:

1) предоставление лицу (получение лицом) фактического доступа к инсайдерской информации на основании заключенного с организацией гражданско-правового договора;

2) заключение (вступление в силу заключенного) организацией с лицом трудового или гражданско-правового договора (соглашения об изменении условий трудового или гражданско-правового договора), предусматривающего систематический доступ (доступ на постоянной основе) лица к инсайдерской информации;

3) принятие уполномоченным органом управления организации решения об избрании (назначении) лица на должность единоличного исполнительного органа или ревизора организации, члена совета директоров (наблюдательного совета), коллегиального исполнительного органа (дирекции, правления) или ревизионной комиссии организации с указанием реквизитов (даты принятия, номера и даты составления протокола собрания (заседания) уполномоченного органа управления организации) такого решения;

4) принятие уполномоченным органом управления организации решения о передаче полномочий (функций) единоличного исполнительного органа организации управляющей организации или управляющему с указанием реквизитов (даты принятия, номера и даты составления протокола собрания (заседания) уполномоченного органа управления организации) такого решения, а также заключение (вступление в силу заключенного) организацией гражданско-правового договора с управляющей организацией или управляющим об осуществлении функций единоличного исполнительного органа организации с указанием реквизитов (даты заключения и номера) такого договора;

5) принятие уполномоченным органом управления управляющей организации, осуществляющей функции единоличного исполнительного органа организации, решения об избрании (назначении) лица на должность единоличного исполнительного органа или ревизора такой управляющей организации, члена совета директоров (наблюдательного совета), коллегиального исполнительного органа (дирекции, правления) или ревизионной комиссии такой управляющей организации с указанием реквизитов (даты принятия, номера и даты составления протокола собрания (заседания) уполномоченного органа управления управляющей организации) соответствующего решения;

6) представление организацией в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг предварительного уведомления о направлении добровольного, обязательного или конкурирующего предложения о приобретении ценных бумаг, а в случае направления организацией добровольного, обязательного или конкурирующего предложения о приобретении ценных бумаг, не обращающихся на организованных торгах, но в отношении которых подана заявка о допуске к организованным торгам, - представление организацией добровольного, обязательного или конкурирующего предложения о приобретении указанных ценных бумаг в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг;

7) заключение (вступление в силу заключенного) организацией договора с информационным агентством, на основании которого информационным агентством осуществляется раскрытие или предоставление информации организации с указанием реквизитов (даты заключения и номера) такого договора;

8) предоставление рейтинговому агентству (получение рейтинговым агентством) доступа к инсайдерской информации на основании заключенного с организацией гражданско-правового договора о присвоении рейтинга организации и (или) ее ценным бумагам с указанием реквизитов (даты заключения и номера) такого договора;

9) исполнение работником организации трудовых обязанностей, связанных с предоставлением (получением) доступа к инсайдерской информации на постоянной основе;

10) временное предоставление работнику организации (получение работником организации) доступа к инсайдерской информации в связи с исполнением отдельных трудовых обязанностей;

В современном мире инсайдер - это очень распространенное понятие. Оно применимо в разных сферах хозяйственной деятельности. В общем смысле инсайдер - это физическое или юридическое лицо, которое благодаря своему положению имеет доступ к ценной (в основном, конечно, с экономической точки зрения) информации.

Термин

Инсайдер (от англ. «находящийся внутри») - член группы лиц, обладающих какой-либо важной информацией. Причем он активно действует - по большей части для собственной выгоды. В средствах массовой слово стало синонимом понятия «источник в...».

В качестве примера альтруизма в инсайдерстве можно привести американского разведчика Эдварда Сноудена, который раскрыл миру секретную информацию, принадлежащую Агентству национальной безопасности США. Но, как правило, такие лица обладают в определенной группе не только знаниями, а и достаточной властью и средствами, и используют свое положение лишь для приобретения дополнительной выгоды. В отличие от них, внешние специалисты компании могут лишь анализировать полученные сведения, не имея представления о том, насколько они достоверны.

Другим ярким образчиком уже корыстной деятельности является известный скандал на Уолл-Стрит, связанный с именами Майкла Милкена, Айвена Боски, Мартина Сигела и Дениса Ливайна. Все закончилось реальными сроками и огромными штрафами. Об этом можно прочесть в книге которая называется «Алчность и слава Уолл-Стрит». О спекуляциях американских толстосумов до сих пор снимают художественные фильмы.

Инсайдерская информация

Нередко это понятие ассоциируется с и сверхприбылями крупных корпораций. А между тем, как и в любой организации, так и в политической партии есть области, закрытые от доступа извне. Это секретная информация, не предназначенная для рядовых граждан, - новейшие технологии, передовые разработки, финансовые отчеты, определенных групп. А поскольку во все эти процессы вовлечены реальные люди, они и являются инсайдерами, которые могут иметь дело с этими сведениями. Недаром еще говорил, что знания - это сила. И в современном мире такие лица становятся серьезным оружием для достижения выгоды как политической, так и экономической. А деятельность инсайдера может подорвать работу большой корпорации и сломать карьеру крупного общественного деятеля. И пусть сам термин изначально не имел негативной составляющей, все чаще и чаще инсайдерство связывается с личной корыстью.

Из-за сказанного выше понятно, что отношение простых людей к данному явлению в основном отрицательное. Это подтверждают различные теории всемирного заговора. Например, слухи о существовании группы «иллюминати». Инсайдер этого секретного общества якобы сообщил о том, что высшие мира сего задумали сократить население земного шара на девяносто девять процентов. Один из способов, который они избрали, - продукты, изготовленные с использованием ГМО. Последнее, как утверждается, резко снижает способности репродуктивной системы человека. На эту тему также снимают фильмы.

Право

Члены преступных группировок либо корпораций, нарушающих законодательство, могут создавать «утечки», ведущие к раскрытию подобных деяний. С определенной целью, разумеется.

Финансы

Часто инсайдеры - акционеры либо члены правления крупных корпораций - используют имеющуюся у них информацию о положении компании-эмитента для сделок на рынке ценных бумаг. Такие операции не всегда являются законными.

Политика

В обычной жизни инсайдерской информацией бывают сведения (общественная жизнь, экономика, экология и прочее), которые противоречат точке зрения властей и при этом являются достоверными. Источниками в этом случае могут быть как политики, так и ученые, журналисты, деятели культуры.

Бизнес

Инсайдер - это крупный акционер, а также старший менеджер корпорации. Все они обладают важной информацией о состоянии дел компании.

Банковская сфера

Инсайдер банка - это физическое либо юридическое лицо, осведомленное о финансовой ситуации благодаря служебному положению. Такие сведения также могут быть у акционеров и у их родственников. Здесь нужно уточнить, кто является «физическими», а кто «юридическими» инсайдерами.

  1. Лица, владеющие долей в банке, акционеры.
  2. Высший менеджмент: от председателя совета директоров до главного бухгалтера.
  3. Руководители структурных подразделений, а также лица, которые по доверенности аукционера имеют право голоса на собраниях.
  4. Аудиторы, ревизоры и представители контрольных органов.
  5. Родственники всех вышеуказанных лиц.
  6. Ассоциированные лица учреждений, связанных с банком.
  1. Участники и учреждения, которым принадлежат существенные доли капитала в банке; а также предприятия, значительные части оных находятся в собственности последнего.
  2. Организации, чьими руководителями являются акционеров, высших менеджеров и контролеров кредитной организации.

Как защититься от инсайдерства

Коммерческие и другие организации предпринимают меры для сохранения секретной информации. Для этого существуют как законодательные, так и аппаратные средства. Среди последних нужно отметить специальные компьютерные программы, например «Инсайдер», которые «прячут» электронные данные.

Важные документы хранятся в специально отведенных местах под видом другой информации, скажем, графических файлов. А для непрофессионала этих данных на компьютере вообще как бы и нет. И лишь при введении правильного пароля нужные папки оказываются доступными. Правда, файлы, которые программа может удалить, восстановлению уже не подлежат, а само приложение использует сеть Интернет. Так что есть и риск распространения информации по Всемирной паутине.

Что может программа «Инсайдер»

  1. Шифрование данных.
  2. Скрытие конфиденциальной информации.
  3. Неограниченный размер обрабатываемых данных.
  4. Обмен данными с помощью Интернета.
  5. Безвозвратное удаление файлов.

Применяются и другие стандартные программы для защиты антивирусы и системы аутентификации. Вообще же в любой уважающей себя организации должна существовать политика безопасности.

К юридическим методам борьбы с распространением секретных сведений относится Закон об инсайдерской информации. К нему уже вышло множество поправок. Этот нормативно-правовой акт определяет перечень лиц, относящихся к инсайдерам, а также случаи, когда физическое или юридическое лицо может приобрести такой статус.

Согласно законодательству, использование инсайдерской информации для манипулирования ценами на акции и личного обогащения неправомерно. Все потому, что это препятствует конкуренции на финансовом рынке.

Список инсайдеров - что это? Закон обязывает организации составлять перечень сотрудников, которым предоставляется доступ к секретным данным. Инсайдерской информацией лица также могут обладать благодаря своему положению. Возможность работы с секретными документами и ответственность за это оговаривается трудовым и гражданско-правовыми договорами.

Существуют так называемые «первичные инсайдеры». Это лица, которые непосредственно получают секретные данные. Кроме них есть еще и «вторичные». Они имеют доступ к инсайдерской информации уже посредством первых.

Информация о действиях инсайдеров

Такие сведения, в принципе, доступны каждому. Они необходимы для принятия решений о том, покупать или продавать акции. В таких случаях важно помнить следующее. Большинство сделок, которые совершают инсайдеры, рассчитаны на рост их компаний в перспективе. Поэтому нужно проводить серьезный и основательный анализ. И продажа одним из крупных директоров незначительной части своих акций не должна ввести в заблуждение. Действовать нужно лишь тогда, когда несколько акционеров начинают избавляться от ценных бумаг. Да и директор, не просто получающий в компании зарплату, а имеющий в ней свои активы, - это гораздо более показательный объект для анализа.

Информацию о таких сделках можно найти на многих специализированных сайтах, на которых даже существуют инсайдерские разделы. На них всегда есть что-то интересное. Однако тот или иной сайт может контролировать инсайдер. Отзывы на таких ресурсах поэтому следует читать очень внимательно.

Настоящая статья, конечно, не претендует на то, чтобы раскрыть всю тему целиком. В инсайдерстве существует множество нюансов. Все и так понимают, что в нем мало хорошего для простых людей, но в современных условиях рыночной экономики к этому явлению нужно относиться как к факту.

Инсайдер - это один человек из какой-либо группы людей, имеющей доступ к информации, недоступной широкой публике. Термин используется в контексте, связанном с секретной, скрытой или какой-либо другой закрытой информацией или знаниями : инсайдер - это член группы, обладающий информацией , имеющейся только у этой группы.

Инсайдер противопоставляется внешнему специалисту — аутсайдеру . Специалист может обеспечить всесторонний теоретический анализ, который будет затем основой для экспертного заключения, а инсайдер обладает информацией «из первых рук».

В США для обязательной отчетности корпоративными инсайдерами признаются служащие компании, директора и акционеры, владеющие более 10 % акционерного капитала компании. Сделки совершаемые этими инсайдерами с акциями собственной компании основываются на непубличной информации и считаются мошенническими в виду того что инсайдеры нарушают взятое на себя обязательство или фидуциарные обязанности перед акционерами. Инсайдер компании, принимая предложение трудоустройства в компании, берет на себя обязательство перед её акционерами блюсти их интересы выше собственных в вопросах касающихся деятельности компании. Когда инсайдер покупает или продает, основываясь на корпоративной информации, он нарушает свое обязательство перед акционерами.

В СМИ инсайдера часто называют «Источник в… »

Кто является инсайдерами в России?

Согласно Федеральному закону от 27.07.2010 N 224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком», инсайдерами в России являются следующие лица:

  1. и управляющие компании;
  2. Хозяйствующие субъекты, включенные в предусмотренный статьей 23 ФЗ от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ «О защите конкуренции» реестр и занимающие доминирующее положение на рынке определенного товара в географических границах РФ;
  3. Организаторы торговли, клиринговые организации, а также депозитарии и кредитные организации, осуществляющие расчеты по результатам , совершенных через ;
  4. Профессиональные участники и иные лица, осуществляющие в интересах клиентов операции с , иностранной и (или) , получившие инсайдерскую информацию от клиентов;
  5. Лица, имеющие доступ к инсайдерской информации лиц, указанных в пунктах 1-4 настоящего списка, на основании договоров, заключенных с соответствующими лицами, в том числе аудиторы, оценщики, профессиональные участники рынка ценных бумаг, кредитные организации, страховые организации;
  6. Лица, которые владеют не менее чем 25 процентами голосов в высшем органе управления лиц, указанных в пунктах 1-4 настоящего списка, а также лица, которые в силу владения (долями) в уставном капитале указанных лиц имеют доступ к инсайдерской информации на основании федеральных законов или учредительных документов;
  7. Члены совета директоров (наблюдательного совета), члены коллегиального исполнительного органа, лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа (в том числе управляющая организация, управляющий либо временный единоличный исполнительный орган), члены ревизионной комиссии юридических лиц, указанных в пунктах 1-6, 8, 11 и 12 настоящего списка, управляющих организаций;
  8. Лица, имеющие доступ к информации о направлении добровольного, обязательного или конкурирующего предложения о приобретении акций в соответствии с законодательством РФ об акционерных обществах, в том числе лица, направившие в акционерное общество добровольные или конкурирующие предложения, кредитная организация, предоставившая банковскую гарантию, оценщик;
  9. Федеральные органы исполнительной власти, исполнительные органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, органы управления государственных внебюджетных фондов, имеющих в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ право размещать временно свободные средства в финансовые инструменты, ;
  10. Имеющие доступ к инсайдерской информации: руководители федеральных органов исполнительной власти, руководители исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, выборные должностные лица местного самоуправления, госслужащие и муниципальные служащие органов, указанных в пункте 9 настоящего списка, работники органов и организаций, осуществляющих функции органов, указанных в пункте 9, работники органов управления государственных внебюджетных фондов, работники Банка России, члены Национального банковского совета;
  11. Информационные агентства, осуществляющие раскрытие или предоставление информации лиц, указанных в пунктах 1-4, органов и организаций, указанных в пункте 9, Банка России;
  12. Лица (рейтинговые агентства), осуществляющие присвоение рейтингов лицам, указанным в пунктах 1-4 настоящего списка, а также