Финансы. Налоги. Льготы. Налоговые вычеты. Госпошлина

Администратор районного суда подчиняется. Судья купит менеджера

размер шрифта

ПРИКАЗ Судебного Департамента при Верховном Суде РФ от 22-08-2006 80 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТИПОВЫХ ДОЛЖНОСТНЫХ РЕГЛАМЕНТОВ... Актуально в 2018 году

III. Должностные обязанности, права и ответственность администратора суда

3.1. По организационному обеспечению деятельности суда

3.1.1. По вопросам обеспечения безопасности судебной деятельности:

организация подготовки залов судебных заседаний к работе;

организация мероприятий, направленных на обеспечение установленного порядка деятельности судов и принятие мер безопасности при проведении судебных заседаний, порядка охраны зданий суда, совещательных комнат и судебных помещений;

организация оборудования зданий и внутренних помещений суда кнопками тревожной сигнализации;

организация оборудования зданий (помещений) суда металлическими решетками на окнах и в дверных проемах, установки стационарного металлообнаружителя;

осуществление контроля за обеспечением и содержанием оборудования в камерах для подсудимых и помещениях для конвоя в надлежащем состоянии;

организация с работниками суда учебно-тренировочных занятий в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций.

3.1.2. По организации ведения судебной статистики:

организация обеспечения суда бланками учетно-статистических документов;

координация работы отделов судебного делопроизводства по ведению первичного статистического учета и формированию статистической отчетности;

осуществление контроля за своевременным получением программных шаблонов утвержденных форм статистической отчетности, их установкой, своевременной отправкой, в том числе в электронном виде по каналам связи;

осуществление контроля за изучением работниками аппарата суда, ответственными за ведение судебной статистики, нормативных документов;

организация внедрения автоматизированных информационных систем по судебному делопроизводству, ведение базы данных о судимости.

3.1.3. По информационно-правовому обеспечению деятельности суда:

организация и контроль процессов информатизации в суде, поддержания в рабочем состоянии автоматизированных рабочих мест, программного обеспечения, локально-вычислительной сети и каналов связи;

организация и осуществление контроля за соблюдением техники безопасности при эксплуатации компьютерного оборудования, пожарной безопасности в помещениях суда;

участие в принятии решения по выбору общесистемного и специального программного обеспечения, организация его внедрения и эксплуатации;

осуществление контроля за своевременным составлением отчетности о работе суда по линии информатизации;

осуществление контроля за состоянием оборудования и оргтехники, принятие мер к их профилактическому обслуживанию и ремонту.

3.1.4. По обеспечению судей и работников аппарата суда нормативными правовыми актами, юридической литературой, пособиями и справочно-информационными материалами:

организация получения, учета и хранения периодических изданий, осуществляющих официальное опубликование нормативных правовых актов федерального законодательства, органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления;

организация получения, учета и хранения Бюллетеня Верховного Суда Российской Федерации, ежеквартальных обзоров нового законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации, материалов судебной практики вышестоящего суда в регионе; организационно-техническое обеспечение подготовки материалов обобщения судебной практики данного суда (совместно со специалистом по кодификации);

осуществление контроля за получением и хранением приказов и распоряжений Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации;

организация получения, учета и хранения юридической литературы и справочно-информационных материалов;

осуществление контроля за своевременной доставкой периодических изданий и юридической литературы органами почтовой связи, организация претензионной работы по недоставкам;

осуществление контроля за заключением и исполнением договоров на оснащение суда справочными правовыми системами: Консультант, Гарант, Кодекс (совместно со специалистом по информатизации).

3.1.5. По организации делопроизводства и работы архива суда (во взаимодействии с начальником отдела делопроизводства суда):

осуществление контроля за организацией приема граждан работниками аппарата суда;

организация проверок состояния помещения и журнала учета, приема, хранения и уничтожения вещественных доказательств, поступающих в суд;

осуществление контроля за оборудованием (оснащением) помещения архива суда, а также за организацией его работы.

3.1.6. По организации медицинского обслуживания судей и членов их семей:

подготовка и направление в Судебный департамент (администраторы верховных судов республик, краевых, областных и равных им судов), в управления (отделы) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации (администраторы районных судов) изменений (дополнения и исключения) в списках лиц, подлежащих страхованию;

организация приема в суде представителя страховой компании (не реже 1 раза в месяц);

принятие участия в межведомственных совещаниях;

своевременное ознакомление судей (под роспись), в том числе пребывающих в отставке, членов их семей с информацией Судебного департамента "О медицинском обслуживании судей федеральных судов общей юрисдикции, мировых судей, в том числе пребывающих в отставке, членов их семей";

своевременное информирование о претензиях к работе страховых компаний Управления социальной защиты судей и государственных служащих Судебного департамента (администраторы верховных судов республик, областных, краевых и равных им судов), управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации.

3.1.7. По организации санаторно-курортного лечения судей и членов их семей:

осуществление сбора и обобщения заявок судей на санаторно-курортное лечение;

обеспечение своевременной выдачи санаторно-курортных путевок судьям и членам их семей, в случаях отказа от путевок по уважительным причинам - принятие своевременных организационных действий по передаче путевки другому лицу, имеющему право на санаторно-курортное лечение, либо извещение об этом страховой компании;

ежеквартальное представление в Судебный департамент (администраторы верховных судов республик, краевых, областных и равных им судов), а также в управления (отделы) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации (администраторы районных судов) отчетов об использовании санаторно-курортных путевок, а также информации о размере компенсации за неиспользованное право на санаторно-курортное лечение (в конце отчетного года);

ведение журнала отзывов судей и членов их семей о проведенном санаторно-курортном лечении;

своевременное информирование Управления социальной защиты судей и государственных служащих Судебного департамента (администраторы верховных судов республик, краевых, областных и равных им судов) и управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации (администраторы районных судов) о претензиях к работе страховых компаний;

своевременное ознакомление судей (под роспись), в том числе пребывающих в отставке, членов их семей с письмом Судебного департамента "Об организации санаторно-курортного лечения судей федеральных судов общей юрисдикции, мировых судей, членов их семей, судей, пребывающих в отставке".

3.1.8. По страхованию жизни и здоровья судей:

информирование страховой компании в 3-дневный срок о наступлении страховых случаев (администраторы верховных судов республик, краевых, областных и равных им судов) и незамедлительно управления (отдела) Судебного департамента в субъекте Российской Федерации (администраторы районных судов), оказание судье или члену семьи судьи помощи по сбору документов для оформления страхового случая с последующим направлением их в страховую компанию;

своевременное доведение до судей (под роспись) писем Судебного департамента "О страховании жизни и здоровья судей".

3.1.9. По страхованию имущества судей:

своевременное извещение председателя верховного суда республики, краевого, областного и равного им суда (администратор верховного суда республики, краевого, областного и равного им суда) и начальника управления (отдела) в субъекте Российской Федерации (администратор районного суда) о наступлении страхового случая;

оказание помощи в подготовке необходимых документов;

своевременное доведение до судей (под роспись) писем Судебного департамента "О страховании имущества судей".

3.1.10. По организации материально-технического обеспечения деятельности суда:

определение потребности суда в материально-технических средствах (канцелярские товары, бланки, документы, предметы длительного пользования, расходные материалы и др.) при формировании проекта сметы на следующий финансовый год в соответствии с утвержденными нормами;

участие в разработке конкурсной документации для проведения тендеров по отбору поставщиков на поставку товаров (работ, услуг) для государственных нужд, контроль выполнения заключенных государственных контрактов, представление отчетов о проведении конкурсов (для администраторов верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области, автономных округов);

участие в работе по заключению и исполнению договоров на поставку товаров, оказание услуг, в том числе коммунальных;

участие в составлении установленных отчетов-заявок на материально-технические средства и представление их в соответствующее подразделение Судебного департамента;

обеспечение контроля за сохранностью материальных ценностей и своевременностью представления отчетности об их использовании;

организация своевременного представления счетов на оплату коммунальных услуг, ведение текущего учета их поступления.

По организации обеспечения автотранспортом:

определение потребности в соответствии с руководящими документами, организация учета автотранспорта, запасных частей, оформление паспортной документации;

организация содержания и эксплуатации служебного автотранспорта;

проведение мероприятий по содержанию автотранспорта в исправном состоянии, организация прохождения технического осмотра, технического обслуживания и ремонта служебного автотранспорта;

организация учета горюче-смазочных материалов, контроль списания горюче-смазочных материалов в соответствии с установленными нормами;

организация своевременного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

По организации обеспечения оргтехникой и средствами связи:

составление заявок на приобретение оргтехники и средств связи;

организация технического обслуживания и ремонта оргтехники, средств связи.

По организации обеспечения мебелью, сейфами, металлическими шкафами и металлообнаружителями, бытовыми предметами, приборами, мантиями судей и служебным обмундированием работников аппарата суда, имеющих классный чин:

организация обеспечения служебных помещений суда мебелью, сейфами, металлическими шкафами в соответствии с утвержденными нормами;

организация обеспечения действующих входов зданий судов стационарными и ручными металлообнаружителями;

организация обеспечения судов символами государственной власти в соответствии с утвержденными нормами;

обеспечение судей мантиями и служебным обмундированием работников аппарата суда, имеющих классный чин.

3.1.11. По организации строительства, ремонта, эксплуатации и технического обслуживания зданий (помещений) и сооружений суда:

организация работы по получению документов на отвод земель под строительство объектов;

подготовка документации по обоснованию строительства и исходных данных для составления задания на проектирование при строительстве зданий и сооружений для размещения судов;

принятие участия в работе комиссии по проведению конкурсов на выполнение подрядных работ по строительству и ремонту зданий и сооружений;

принятие участия в работе комиссий по приемке в эксплуатацию построенных (отремонтированных) зданий и сооружений;

осуществление контроля за качеством ремонтных и строительных работ;

организация подготовки зданий и сооружений для эксплуатации в осенне-зимний период;

осуществление постоянного контроля за техническим, санитарно-гигиеническим и противопожарным состоянием зданий и сооружений;

ведение учета потребления коммунальных услуг в соответствии с действующими нормативными документами, осуществление контроля за своевременностью их оплаты;

разработка плана действий работников суда при возникновении чрезвычайных происшествий в зданиях (сооружениях) суда в рабочее и нерабочее время;

оформление правоустанавливающих документов на недвижимость и земельные участки судов;

организация подбора, подготовки и обучения персонала по охране и обслуживанию зданий суда, руководство его работой (по поручению председателя суда).

Администраторы верховных судов республик, краевых, областных и равных им судов при строительстве или реконструкции зданий и сооружений судов оформляют разрешения на строительство и ввод объекта в эксплуатацию, а также готовят проекты договоров:

с проектным институтом - на разработку проектно-сметной документации;

с областным (городским) Управлением капитального строительства - на исполнение функций по технадзору при разработке проектно-сметной документации и строительстве объектов;

на аренду помещений;

на коммунальные услуги и другие хозяйственные нужды;

подряда на ремонтно-строительные работы.

3.1.12. По разработке проекта сметы расходов суда:

сбор и обобщение предложений всех структурных подразделений суда (с участием хозяйственных служб) по формированию сметы расходов суда на очередной финансовый год;

формирование проекта сметы суда в соответствии с указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утверждаемыми Министерством финансов Российской Федерации, и с выделением действующих (текущее финансирование) и принимаемых обязательств (дополнительные средства);

представление проекта сметы суда в Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации (администраторы верховных судов республики, краевых, областных и равных им судов), управление (отдел) Судебного департамента в соответствующем субъекте Российской Федерации (администраторы районных судов).

3.1.13. По осуществлению контроля за соблюдением правил по охране труда, внутреннего трудового распорядка и техники безопасности:

организация условий труда и рабочего места работников аппарата суда.

3.1.14. По взаимодействию с адвокатурой, правоохранительными и другими государственными органами по вопросам обеспечения деятельности суда:

организация взаимодействия с Федеральной службой судебных приставов по проведению мероприятий, направленных на обеспечение установленного порядка деятельности судов и принятие мер безопасности при проведении судебных заседаний, порядка охраны зданий суда, совещательных комнат и судебных помещений;

организация взаимодействия с конвойными подразделениями по своевременному конвоированию подсудимых в судебные заседания;

организация взаимодействия с органами почтовой связи по своевременной доставке судебной корреспонденции;

иные организационные меры по обеспечению деятельности суда в соответствии с указаниями председателя суда.

3.1.15. Администратор суда обязан:

ежеквартально разрабатывать план своей работы, а также принимать участие в составлении плана работы суда в части организационного обеспечения деятельности суда, организации делопроизводства и работы архива;

составлять и своевременно представлять председателю суда и начальнику управления (отдела) Судебного департамента в субъекте Российской Федерации отчеты о выполнении плановых мероприятий;

соблюдать правила и порядок работы с документами, сроки и качество их исполнения;

во взаимодействии с начальником (главным специалистом) отдела по делопроизводству осуществлять организацию делопроизводства суда и работы архива, оказывать работникам аппарата суда консультативную помощь в их деятельности;

соблюдать установленные в суде правила внутреннего трудового распорядка;

выполнять иные поручения председателя суда и начальника управления (отдела) Судебного департамента в субъекте Российской Федерации;

соблюдать нормы служебной, профессиональной этики и правила делового поведения; при угрозе возникновения конфликта интересов сообщать об этом непосредственному руководителю и выполнять его решение, направленное на предотвращение или урегулирование данного конфликта интересов.

3.2. Права администратора суда.

повышать свой профессиональный уровень.

3.3. Ответственность администратора суда.

3.3.1. Администратор суда несет установленную законодательством Российской Федерации ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него должностных обязанностей, за несоблюдение ограничений и запретов, связанных с гражданской службой, а также за:

действия или бездействие, ведущие к нарушению прав или законных интересов граждан;

разглашение сведений, ставших известных ему в связи с исполнением должностных обязанностей;

несвоевременное выполнение заданий, приказов, распоряжений и указаний вышестоящих в порядке подчиненности руководителей, за исключением незаконных.

3.3.2. Согласно статье 15 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" администратор суда несет дисциплинарную, гражданско-правовую или уголовную ответственность в соответствии с федеральным законодательством в случае исполнения им неправомерного поручения.

Постановление о совершенствования деятельности администраторов федеральных судов общей юрисдикции принял Президиум Совета судей РФ , сообщает пресс-служба совета.

В документе, в частности, отмечается, что условия прохождения администраторами судов государственной гражданской службы установлены Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", а также Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. № 1574 "Об утверждении Реестра должностей федеральной государственной гражданской службы", согласно которому должность администратора суда отнесена к ведущей группе должностей категории "руководители".

Администратор суда наделен значительным кругом обязанностей и полномочий в вопросах организации деятельности суда.

В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 8 января 1998 г. № 7-ФЗ "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации" должность администратора суда введена в систему Судебного департамента для всестороннего обеспечения деятельности судов.

Цель создания данного института состояла в освобождении председателей судов от выполнения несвойственных им обязанностей по организационному обеспечению деятельности судов, не имеющих непосредственного отношения к осуществлению правосудия.

Изучение информации, представленной верховными судами республик, краевыми, областными и равными им судами, управлениями (отделами) Судебного департамента, позволило выявить ряд типичных проблемных вопросов, связанных с определением правового статуса и должностного положения администратора суда, которые условно можно подразделить на следующие группы: двойственность должностного положения; необходимость изменения системы отбора кандидатов на должность (изменение квалификационных требований); неравномерное распределение обязанностей и пределов компетенции (наделение властно-распорядительными полномочиями, правом подписи финансовых документов), дублирование полномочий других работников аппарата суда; необходимость в подчиненном персонале; увеличение денежного содержания, изменение системы оплаты труда; повышение уровня квалификации и другие проблемные вопросы.

Согласно анализу информации за введение администраторов в штат суда и подчинение председателю суда высказалось большинство представителей судебной системы субъектов Российской Федерации, а именно: 87%областных и равных им судов, а также 48 % управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации. По мнению52 верховных судов республик, краевых, областных и равных им судов, а также 59управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации, целесообразно изменить систему отбора кадров администраторов в зависимости от направлений деятельности с определением в Регламенте вида образования, которое должен иметь претендент на должность администратора; перевода должности администратора в главную группу должностей категории "Руководители" с присвоением классного чина не ниже советника юстиции 2 или 1 класса.

Полномочия администратора суда, обозначенные в Федеральном законе о Судебном департаменте, Типовых должностных регламентах, а также в Методических рекомендациях организации деятельности администраторов, являются неоправданно широкими и в значительной степени приводят к дублированию работы руководителей соответствующих структурных подразделений суда и отдельных работников аппарата суда. В связи с этим предлагается исключить в частности из функций администратора организацию судебного делопроизводства, ведение статистики и архива.

Предложено также осуществить поэтапную передачу администратору функций председателя суда — сначала хозяйственной (право финансовой подписи), затем властно-распорядительной (руководство аппаратом суда).

Высказано мнение о необходимости дифференцированного подхода к установлению денежного содержания администратора в зависимости от составности суда.

Для эффективного осуществления разноплановой деятельности администратором подлежит рассмотрению и вопрос о повышении квалификации путем организации централизованного обучения по соответствующим направлениямдеятельности.

Учитывая значимость вопросов правового статуса администраторов федеральных судов общей юрисдикции, Президиум Совета судей Российской Федерации постановил поручить рабочей группе при Совете судей Российской Федерации по вопросам совершенствования деятельности администраторов и мерах повышения ее эффективности, созданной постановлением Президиума Совета судей Российской Федерации от 30 ноября 2009 г. № 200, продолжить работу по совершенствованию деятельности администраторов федеральных судов общей юрисдикции.

Нынче в судах - настоящий бум. Никогда раньше сюда не шло столько народу. Если верить статистике, то через наши суды проходит каждый второй житель России. Кто-то в качестве свидетеля, кто-то - потерпевшего, кто-то - истца или ответчика.

Но до сих пор зачастую не сам судебный процесс, а просто посещение суда за любой надобностью превращается в нервную и трудновыполнимую задачу. Где же то "одно окошко", куда пришедший человек мог бы обратиться и здесь же получить все необходимые услуги? На самом деле реформа правосудия предполагает такого человека, и называется он администратором суда.

В разное время в разных судах уже появилась эта новая должность. Она была введена со статусом федерального государственного служащего. Хорошо помню первый набор администраторов районных судов Санкт-Петербурга - конкурс оказался огромным. Большинство прошедших отбор счастливчиков были с высшим образованием. Но не только это было важно. Это были офицеры, уволенные в запас из армии и правоохранительных органов, грамотные и серьезные люди.

Поначалу все шло отлично. Администраторы стали настоящим связующим звеном между руководством районных судов и Управлением судебного департамента в Санкт-Петербурге. Тогда на оснащение судов поступили новое поколение оргтехники, новая мебель. Планово стали проходить капитальные и текущие ремонты зданий... В общем, и судьи, и посетители увидели реальную заботу.

Но, скажем честно, результаты работы администраторов судов были бы куда выше, если бы у них был четкий статус в самом суде и нормальная зарплата, действительно, федерального государственного служащего. Сейчас создалось такое положение: администратор суда числится в штате Управления судебного департамента, а работает в суде. Выходит, что свои полномочия, прописанные в Законе "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации"(от 08.01.1998г. N7-ФЗ), администратор в суде, скажем юридическим языком, реализует неправомерно. Если сказать проще, то закон не определил новому служащему непосредственного начальника.

За последние годы никакого улучшения в положении с администраторами не случилось. Хотя, по элементарной логике, это один из "кирпичиков" судебной реформы.

В прошлом, 2003 году у нас в городе резко возросла текучесть кадров: стали уходить именно сотрудники аппаратов судов. Основная причина - отмена компенсации за продовольственный паек и 50-процентной скидки в оплате за жилье и коммунальные услуги. Взамен отмененной льготы ничего не было. Вот и вышло, что из довольно скромной зарплаты администратор потерял в среднем 1000 рублей. А это ровно треть заработка.

Результат начавшейся текучки кадров - сегодняшний администратор суда не знает всех секретарей суда по имени-отчеству, как это было принято еще два года назад. Да и самих администраторов часто просто не успевают запомнить в лицо, потому что, придя в суд и узнав об условиях работы и заработке, они почти сразу пишут заявления об уходе. Это уже сейчас отражается на уровне судопроизводства, а завтра может повлиять и на безопасность суда.

В такой безвыходной ситуации администраторами районных судов стали назначать завхозов и других специалистов без юридического образования. В некоторых судах обязанности администратора по совместительству исполняют помощники судей. У нас стало крылатым выражение: "Эра полковников в судах закончилась". О конкурсе кандидатов на "кресло" администратора все уже стали забывать.

Недавно Управление судебного департамента Санкт-Петербурга посетила группа американских юристов. Были в группе и администраторы судов. От наших заокеанских коллег мы выяснили, что администратор в американском суде -это авторитетный руководитель сотрудников, который организует судопроизводство. Зная всю процедуру, он контролирует его, влияет на сроки и качество исполнения судебных дел. А еще тамошний администратор - немного менеджер. Он обеспечивает небольшой доход от оказания услуг гражданам.

И. Корякин, начальник управления Судебного департамента в Республике Саха (Якутия).

Для успешной реализации задач по всестороннему обеспечению работы судов необходимо было создать некое связующее звено, которое позволило бы не только видеть, так сказать, ситуацию изнутри, оперативно реагировать на наиболее актуальные и острые проблемы, возникающие в процессе функционирования суда, но и, прежде всего, освободить председателей судов от выполнения несвойственных им административно - хозяйственных обязанностей. Таким связующим звеном и становятся постепенно администраторы судов. С одной стороны, они являются работниками системы Судебного департамента, а с другой - работают под непосредственным руководством председателя суда.

Федеральным законом от 8 января 1998 г. "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации" предусмотрены должности - "администратор Верховного суда республики (краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, автономного округа)" и "администратор районного суда". Администратор является государственным служащим системы Судебного департамента при Верховном Суде РФ, непосредственно реализующим задачи Судебного департамента по организационному обеспечению деятельности соответствующего суда общей юрисдикции.

Названный законодательный акт четко определяет порядок назначения администраторов судов, перечень их должностных функций, подчиненность и подконтрольность. Вместе с тем вопросы осуществления их полномочий во взаимодействии с управлениями (отделами) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации изложены в Законе лишь в самом общем виде.

В Федеральном законе от 8 января 1998 г. полномочия администратора очерчены достаточно широко. Он принимает меры по организационному обеспечению деятельности суда, подготовке и проведению судебных заседаний; взаимодействует с адвокатурой, правоохранительными и другими государственными органами по вопросам обеспечения деятельности суда; принимает меры по обеспечению надлежащих материальных и бытовых условий для судей и работников аппарата суда, а также их медицинского обслуживания и санаторно-курортного лечения; обеспечивает судей и работников аппарата суда нормативными правовыми актами, юридической литературой, пособиями и справочно-информационными материалами; осуществляет информационно-правовое обеспечение деятельности суда; организует ведение судебной статистики, делопроизводства и работу архива; организует охрану здания, помещений и другого имущества суда в нерабочее время; обеспечивает бесперебойную работу транспорта суда и средств связи, работу хозяйственной службы; организует строительство зданий, а также ремонт и техническое оснащение зданий и помещений суда; разрабатывает проект сметы расходов суда, утверждаемый председателем суда, и представляет его в соответствующее подразделение Судебного департамента или управление (отдел) Судебного департамента в субъекте Федерации; осуществляет иные меры по обеспечению деятельности суда.

Реализация этих полномочий предполагает выполнение целого ряда обязанностей, связанных с ежедневной работой по обеспечению бесперебойного функционирования суда. Например , работа администратора по организационному обеспечению подготовки и проведения судебных заседаний включает в себя такие мероприятия: ежемесячная подготовка общего расписания судебных заседаний по суду; еженедельный контроль количества рассмотренных, отложенных, прекращенных, направленных по подсудности дел, а также вызовов участников процесса, народных и присяжных заседателей в судебное заседание и подготовка соответствующей информации председателю суда; взаимодействие со старшим судебным приставом соответствующего подразделения судебных приставов по вопросам обеспечения безопасности при проведении судебных заседаний, доставки подсудимых и принудительного привода лиц, не явившихся в судебное заседание; подготовка залов судебных заседаний к работе и многое другое.

В этой связи перед управлением Судебного департамента в Республике Саха (Якутия) встает целый ряд организационно - правовых задач, которые необходимо решать. Это, например, организация рабочего времени администраторов; определение основных качественных параметров планирования их работы; практическая отработка системы взаимодействия администраторов как с работниками различных служб аппаратов судов, так и отделами управления Судебного департамента в Республике Саха (Якутия); отыскание оптимального соотношения подчиненности администраторов председателям соответствующих судов с их одновременной подконтрольностью управлению Судебного департамента; поиск оптимальной модели профессионального обучения администраторов судов.

Таким образом, администратор суда призван выполнять двойную функцию - освобождать время судьи, необходимое ему для ведения судебной деятельности, и вносить в судебную деятельность профессиональный уровень управления. В судах, где административная поддержка недостаточна, судьям приходится распределять время на выполнение судебных и административных функций. В пореформенных условиях возрастающей нагрузки у судей остается мало времени для решения каждодневных организационных вопросов и разработки новых процедур, способствующих усовершенствованию процесса отправления правосудия. Позитивное влияние на судебную деятельность и ее финансирование может оказать участие администратора в координировании рабочих процессов, разработке задач суда, внесении изменений в распределение нагрузки, управлении кадровой системой, распределении и использовании средств федерального бюджета.

Нет необходимости доказывать, что неуклонное следование нормам Конституции РФ, законов, подзаконных актов и предписаний - один из основных факторов успеха деятельности администратора, который, в свою очередь, требует наличия определенных профессиональных качеств и навыков в проведении контрольно - ревизионного процесса.

В процессе реализации Федерального закона "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации" и приказа Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 13 января 2000 г. "О введении должности администратора суда и повышении эффективности работы по организационному обеспечению деятельности федеральных судов общей юрисдикции" в нашей Республике приступили к работе 35 администраторов районных и городских судов.

При подборе администраторов судов были выдержаны требования Федерального закона "Об основах государственной службы Российской Федерации".

Условия же для реализации администратором своих полномочий складываются из нескольких составляющих. Это наличие у него необходимых знаний, умений и навыков, а также личностных качеств, создающих мотивацию его успешной работы; наличие надлежащих условий для реализации своих полномочий; направляющее воздействие со стороны председателя суда и управления Судебного департамента в Республике Саха (Якутия).

Остановимся более подробно на перечисленных составляющих, из которых вытекают основные задачи и пути их решения.

Аксиомой является тезис о том, что успех любого дела, прежде всего, зависит от того, насколько человек, им занимающийся, обладает достаточными знаниями, умениями и навыками, а также личными качествами. В рассматриваемой нами ситуации существенный отпечаток на требования, предъявляемые к кандидату на должность администратора суда, накладывает то обстоятельство, что спектр его полномочий настолько широк, а решаемые им задачи настолько разноплановы, что требуется универсальный специалист, обладающий познаниями в различных областях деятельности.

Согласно нормативным документам должность администратора суда отнесена к старшим государственным должностям федеральной государственной службы категории "В". К ней предъявляются следующие квалификационные требования: высшее профессиональное образование по специальности; стаж и опыт работы по специальности не менее трех лет; необходимый уровень знаний законов применительно к исполнению должностных обязанностей.

Если учесть то обстоятельство, что ряд районных судов расположен в населенных пунктах, где людей с высшим образованием не так много, а те, которые есть, как правило, уже имеют работу, то поле для поиска достойного кандидата невелико. С учетом того, что согласно ст. 19 Закона от 8 января 1998 г. администратор назначается на должность начальником управления Судебного департамента в субъекте Федерации по представлению председателя соответствующего суда, выработка изложенных выше рекомендаций по подбору кандидатов на должность администраторов является одной из задач управления.

Проведенная нашим управлением работа нашла свое отражение в методических рекомендациях по подбору кандидатов на должность администратора районного и городского суда, которые в январе 2002 г. вместе с соответствующим распоряжением направлены в суды для реализации. Практика показала, что, какова бы ни была подготовка кандидата на должность, исполнение столь специфических должностных обязанностей требует как первоначального обучения, так и постоянного повышения профессионального уровня в последующем. Организация и проведение этой учебы всецело ложится на управление Судебного департамента. Начальники отделов Управления систематизируют информацию и готовят планы обучения администраторов в требуемом объеме. Другой важной составляющей является наличие надлежащих условий для реализации администратором своих полномочий.

Столь существенные профессионально-целевые задачи обязывали нас разработать эффективные меры по организационному обеспечению деятельности администраторов, с тем чтобы они не превратились в заурядных "завхозов", чтобы не была скомпрометирована сама идея введения должности администратора суда.

В связи с этим при организации работы администратора пришлось решать вопросы, связанные с обеспечением последовательности совмещения этих функций, т.е. с планированием работы администратора. Изучение положений закона, регламентирующих его работу, позволяет сделать вывод, что реализация его полномочий в значительной мере предполагает использование сотрудников аппарата суда. Председатели судов, исходя из конкретной ситуации, наличия в штате младшего обслуживающего персонала, осуществили распределение всего комплекса задач, решаемых в процессе повседневной деятельности между сотрудниками, что нашло отражение в их функциональных обязанностях.

Как уже говорилось, одной из составляющих является направляющее воздействие на данную категорию служащих со стороны председателей судов и аппарата управления. Эта задача решается путем разработки и направления в суды методических рекомендаций по конкретным направлениям работы; постановки конкретных вопросов, требующих решения, и контроля за их исполнением; анализа результатов работы и выработки рекомендаций, направленных на их улучшение. Как выяснилось, председатели некоторых судов имеют свое особое представление о роли администратора. Порой это представление не в полной мере соответствует требованиям, содержащимся в законе, что ставит перед управлением еще одну задачу - проведение разъяснительной работы с председателями судов, направленной на четкое определение места администратора и установление правильных взаимоотношений между ними.

Анализ деятельности администраторов высветил несколько проблем, требующих решения. В частности, принадлежность администраторов к штатам управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах Федерации вызывает немало нареканий. Они связаны с двойной подчиненностью администраторов - с одной стороны, председателю соответствующего суда, а с другой - в форме подконтрольности - управлению (отделу) Судебного департамента. Существующее положение, при котором администратор состоит в штате подразделений Судебного департамента, а при осуществлении своих функций подчиняется председателю суда, тогда как работники всех других служб аппарата суда состоят в штате этого суда и подчиняются его председателю, создает сложности во взаимоотношениях администратора и работников аппарата суда. Возникает также немало вопросов, связанных с порядком учета их рабочего времени, начисления и выплаты денежного содержания, предоставления отпусков, вынесения поощрений и наложения взысканий, увольнения с занимаемой должности и т.д.

Нельзя не упомянуть также и о том, что само название должности - "администратор" вызывает психологическое неприятие у значительного числа председателей судов и работников системы Судебного департамента. Думается, оно обезличивает и принижает роль этого специалиста. Представляется целесообразным заменить название "администратор суда" на иное, более соответствующее характеру решаемых задач и осуществляемых функций данным должностным лицом (например, координатор работы суда).

Разнообразие полномочий администратора суда, разветвленность организационных механизмов их реализации, некоторая неопределенность должностного статуса и новизна данного института требуют корректировки в ходе практической работы. Однако сегодня можно с полной уверенностью констатировать: несмотря ни на что, институт администраторов судов создан и активно функционирует, создавая условия для эффективного осуществления правосудия.

ФУНКЦИИ АДМИНИСТРАТОРА СУДА

Администратор суда:

1) принимает меры по организационному обеспечению деятельности суда, подготовке и проведению судебных заседаний;

2) взаимодействует с адвокатурой, правоохранительными и другими государственными органами по вопросам обеспечения деятельности суда;

3) принимает меры по обеспечению надлежащих материальных и бытовых условий для судей и работников аппарата суда, а также их медицинского обслуживания и санаторно-курортного лечения;

4) обеспечивает судей и работников аппарата суда нормативными правовыми актами, юридической литературой, пособиями и справочно-информационными материалами;

5) осуществляет информационно-правовое обеспечение деятельности суда; организует ведение судебной статистики, делопроизводства и работу архива;

6) организует охрану здания, помещений и другого имущества суда в нерабочее время; обеспечивает бесперебойную работу транспорта суда и средств связи, работу хозяйственной службы;

7) организует строительство зданий, а также ремонт и техническое оснащение зданий и помещений суда;

8) разрабатывает проект сметы расходов суда, утверждаемый председателем суда, и представляет его в соответствующее подразделение Судебного департамента или управление (отдел) Судебного департамента;

9) осуществляет иные меры по обеспечению деятельности суда.

ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ ВЕДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА (ЗАВ. КАНЦЕЛЯРИЕЙ)

Заведующий канцелярией относится к категории руководителей, принимается и увольняется на работу приказом председателя суда по представлению (заместителя председателя суда, иного должностного лица). На должность заведующего канцелярией назначается лицо, имеющее высшее образование без предъявления требований к стажу работы или среднее специальное образование и стаж работы по делопроизводству не менее трёх лет. Заведующий канцелярией подчиняется директору предприятия (заместителю директора, иному должностному лицу).

В своей деятельности заведующий канцелярией руководствуется:

ь законодательными и нормативными документами по вопросам делопроизводства;

ь методическими документами вышестоящих органов, касающиеся организации делопроизводства;

ь уставом суда;

ь приказами и распоряжениями председателя суда;

ь должностной инструкцией.

Заведующий канцелярией должен знать:

ь нормативные правовые акты, методические и другие руководящие материалы по вопросам организации делопроизводства;

ь единую государственную систему делопроизводства;

ь стандарты унифицированной системы организационно-распорядительной документации;

ь структуру суда;

ь организацию делопроизводства на предприятии;

ь схемы документооборота;

ь порядок составления номенклатуры дел, описей дел постоянного и временного хранения, установленной отчётности;

ь сроки и порядок сдачи дел в архив;

ь системы организации контроля за исполнением документов;

ь оргтехнику и другие средства механизации управленческого труда;

ь правила внутреннего трудового распорядка;

ь трудовое законодательство.

Функции заведующего канцелярией.

На заведующего канцелярией возлагаются следующие функции:

1. организация работы канцелярии;

2. осуществление контроля за сроками исполнения документов и их правильного оформления;

3. обеспечение соответствующего режима доступа к документам и использование информации, содержащейся в ней;

4. осуществление методического руководства делопроизводством в подразделениях предприятия, контроль за правильным формированием, хранением и своевременной сдачей дел в архив, подготовка справок о соблюдении сроков исполнения документов.

Должностные обязанности заведующего канцелярией.

Для выполнения возложенных на него функций заведующий канцелярией обязан:

1. обеспечивать своевременную обработку поступающей и отправляемой корреспонденции, её доставку по назначению;

2. осуществлять контроль за сроками исполнения документов и их правильным оформлением;

3. организовать работу по регистрации, учету, хранению и передаче в соответствующие структурные подразделения документов текущего делопроизводства, в том числе приказов и распоряжений руководства, по формированию дел и по их сдаче на хранение;

4. разрабатывать инструкции по ведению делопроизводства;

5. принимать меры по обеспечению работников службы делопроизводства необходимыми инструктивными и справочными материалами, а также инвентарём, оборудованием, оргтехникой, техническими средствами управленческого труда;

6. обеспечивать печатание и размножение служебных документов;

7. участвовать в подготовке созываемых руководством совещаний и организовывать их техническое обслуживание, оформление командировочных документов, регистрацию работников, прибывающих в командировку на предприятие;

8. принимать участие в разработке и внедрении новых технологических процессов с документами, совершенствовании автоматизированных информационных систем и технологий (с учётом применения средств вычислительной техники);

9. разрабатывать и организовывать проведение мероприятий по улучшению деятельности канцелярии;

10. проводить работу по защите информации, составляющей государственную, коммерческую и служебную тайну.