Финансы. Налоги. Льготы. Налоговые вычеты. Госпошлина

Принципами рф являются. Российское государство, как федерация, принципы ее построения

Конституционно-правовой институт государственного устройства закреплен в главе 3 Конституции России 1993 года и носит наименование «Федеративное устройство». Федеративное устройство Российского государства – это национально-территориальная организация и структура России, форма государственных связей между Российской Федерацией в целом и ее субъектами, разграничение предметов ведения и полномочий между ними и их правовое положение.
Федеративное устройство России базируется на принципах, закрепленных в главе 1 Конституции Российской Федерации.
Этими принципами являются:
– принцип единства системы государственной власти;
– равноправие субъектов Российской Федерации;
– государственная целостность России;
– единство системы государственной власти;
– разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
– равноправие и самоопределение народов в Российской Федерации.
Рассмотрим каждый из этих принципов в отдельности.

Принцип единства системы государственной власти.
Данный принцип является одним из важнейших принципов федеративного государства, прямо вытекающим из того, что суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию и закреплен в ч. 2 ст. 4 Конституции Российской Федерации. Верховенство федеральной Конституции и федеральных законов на всей территории России должно обеспечивать единство, согласованность и стабильность всей ее правовой системы. Верховенство федеральных конституционных и федеральных законов предполагает их точное соблюдение, исполнение и применение. Из этого вытекает требование точного соответствия Конституции и федеральным законам всех нормативных правовых актов, принимаемых федеральными органами исполнительной власти, а также законов и иных нормативных правовых актов, принимаемых субъектами Российской Федерации по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов (ст. 72 и 76 Конституции РФ). Если же противоречие обнаруживается, то применяется норма Конституции и феде­ральный закон. Акты, не соответствующие им, подлежат в установленном порядке опротестованию, приостановлению, отмене. Это правило действует на всей территории Российской Федерации. Предыдущая Конституция наделяла правом принятия законов только республики в составе РФ.
К числу нововведений Основного закона, делающих федеративную правовую систему более логичной, относится предоставление права всем субъектам в составе РФ издавать законы. Это не только соответствует закрепленному в Конституции РФ принципу равноправия субъектов, но и предполагает более высокие требования к качеству правотворчества краев, областей, городов федерального значения, автономных образований.
В Конституции Российской Федерации установлено важное право
(ч. 4 ст. 76 Конституции РФ) субъектов Российской Федерации осуществлять собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов. Такое регулирование может устанавливаться вне пределов ведения Российской Федерации и ее совместного ведения
с субъектами Федерации. Кроме того, общее положение о недопустимости противоречий принятых субъектами законов и иных правовых актов федеральным законам по предметам исключительной или совместной компетенции Федерации сочетается с новым конституционным правилом
о юридической силе нормативных правовых актов субъектов РФ в случае, если федераль­ный закон противоречит им по вопросам, не отнесенным
к ведению Федерации или совместному ее ведению с субъектами (ч. 6
ст. 76 Конституции РФ). Такого ясного признания приоритета нормативных правовых актов субъектов Федерации не содержалось в текстах прежних российских конституций. Ныне, если федеральный закон противоречит нормативному право­вому акту субъекта Федерации, изданному им по вопросам, не отнесенным к исключительной компетенции Федерации или совместному ведению, действует нормативный правовой акт субъекта Федерации. Таким образом, впервые на конституционном уровне признаются случаи, когда нормативный правовой акт субъекта Федерации обладает юридическим верховенством по сравнению с федеральным законом.
Принцип равноправия субъектов Российской Федерации
Конституция Российской Федерации 1993 года отразила то реальное соот­ношение сил, которое сложилось между Российской Федерацией и ее субъ­ектами на момент принятия. Результат этого соотношения выразился в закреплении принципа равноправия всех субъектов Российской Федерации (ч. 1 и 4 ст. 5 Конституции РФ).
Эти правовые нормы, закрепляющие данный принцип, – новшество
в российском конституционном праве. Ведь до принятия Конституции полностью действовал федеративный договор, составные части которого, в частности договоры о разграничении предметов ведения и полномочий, заключенные Российской Федерацией с республиками, краями, областями, городами федерального значения, имели весьма существенные различия. Теперь все субъекты Российской Федерации поставлены в равные правовые условия. Это равноправие прежде всего определяется:
– в равенстве их прав и обязанностей как субъектов Российской Федерации;
– в предоставлении всем субъектам прав в принятии законов (ст. 76 Конституции);
– в самостоятельном определении системы органов государственной власти в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти Российской Федерации (ст. 72 Конституции);
– в равном представительстве всех субъектов в Совете Федерации Федерального Собрания России (ст. 95 Конституции).
В то же время имеются различия в государственной организации субъектов Федерации.
Так, за республиками закрепляется право на принятие конституций, в то время как края, области принимают уставы. Однако, если исходить из конституционного принципа равноправия субъектов, то по своему содержанию конституции республик и уставы краев, областей, городов феде­рального значения, автономных областей, автономных округов должны ох­ватить одни и те же сферы регулирования, а отличия – составить исклю­чения из правила.
Только республики наделены в соответствии со ст. 68 Конституции РФ правом устанавливать свои государственные языки. Это обусловлено национально-государственной природой данных субъектов РФ и
не относится к вопросам, составляющим специфику регулирования на уровне края, области1.
В целом же конституционное значение равноправия субъектов Федерации – еще один шаг вперед на пути становления нового российского федерализма.



Принцип государственной целостности России
Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности (ч. 3 ст. 5 Конституции РФ). Кроме того, принцип целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации , закрепленный в ч. 3 ст. 4 Конституции, не может быть поставлен под сомнение в связи с федеративным устройством нашей страны.
Государственная целостность означает, что Российская
Федерация – цельное, единое и нераздельное, хотя и федеративное, государство, включающее другие государства и государственные образования. Они не имеют права выхода из состава Федерации, что соответствует международным стандартам и мировому опыту федеративного строительства. Целостность – естественная черта независимых государств.
В преамбуле нынешней Конституции РФ подчеркивается, что многонациональный народ Российской Федерации сохраняет исторически сложившееся государственное единство. Российская Федерация имеет все признаки государства, выступает субъектом международного права. Она имеет общую, единую территорию, охватывающую территорию всех субъектов, осуществляет, будучи суверенным государством, территориальное верховенство, обеспечивает свою неприкосновенность.
В целях обеспечения единства и целостности России в новых истори­ческих условиях развития российской государственности, согласования общегосударственных интересов и интересов народов Правительство РФ утвердило Концепцию Государственной национальной политики Российской Федерации2.
Нельзя не отметить, что в международном и конституционном праве камнем преткновения в разрешении межнациональных конфликтов является кажущаяся несовместимость между провозглашенным
в международно-правовых пактах и конституциях правом народов на самоопределение и недопустимостью расчленения целостности или политического единства суверенных и независимых государств. Некоторые ученые высказывают мнение, что проблема соотношения указанных принципов в определенной мере решается положением декларации «О принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами
в соответствии с уставом ООН», принятой ГА ООН 24 октября 1970 г.,
в которой недопустимость или нарушение территориальной целостности суверенных государств ставится в прямую зависимость от соблюдения ими в своих действиях принципа равноправия и самоопределения народов3.

Принцип единства системы государственной власти
Принцип разделения властей в Конституции РФ гласит, что органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Но наряду с этим в основах конституционного строя подчеркивается,
что федеративное устройство Российской Федерации основано
на единстве системы государственной власти (ч. 3 ст. 5
Конституции РФ).
Единство государственной власти в России обеспечивается следующим:
1. Деятельность всех органов государственной власти в Российской Федерации осуществляется на основе ее Конституции, имеющей верховенство на всей территории России. К ведению Российской Федерации и ее субъектов относится в соответствии с п. «н» ч. 1 ст. 72 и ст. 77 Конституции РФ определение общих принципов организации представительных и исполнительных органов государственной власти.
2. Конституция предусматривает организационные условия, обеспечивающие единство системы государственной власти. Ч. 2
ст. 77 Конституции РФ закрепляет положение, по которому в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения России и ее субъектов федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти
в Российской Федерации.
3. Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией РФ и федеральным конституционным законом (ч. 3 ст. 118 Конституции РФ).
4. Целям укрепления единства государственной власти и единообразного принятия федеральных законов служит положение
ч. 1 ст. 129 Конститу­ции РФ, устанавливающее, что прокуратура Российской Федерации составляет единую централизованную систему
с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации.
5. В обеспечении единства и согласованности в функционировании органов государственной власти в Российской Федерации важная роль отводится Президенту Российской Федерации. Согласно ч. 2 ст. 80 Конституции РФ он обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.
6. Конституция России особое значение придает обеспечению единства действий федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Согласно ч. 1 ст. 78 Конституции РФ федеральные органы исполнительной власти могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц.
7. Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации обеспечивают в соответствии с ч. 4 ст. 78 Конституции РФ осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории России.
8. В целях обеспечения единства власти Президент РФ наделен Конституцией РФ (ч. 2 ст. 85) правом приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации
в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.
9. В отличие от прежних Конституций России, Конституция РФ
1993 года не предусматривает единой системы представительных органов государственной власти. Кроме этого, представительные органы в административно-территориальных единицах не входят в систему органов государственной власти, а выступают как органы местного самоуправ­ления (ст. 12 Конституции РФ).
Расширение численности субъектов Федерации до 89 после подписания федеративного договора от 31 марта 1992 года создало определенные сложности в управляемости Российским государством.
В этот период возникли массовые прецеденты нарушения федерального законодательства, в том числе Конституции РФ со стороны субъектов Федерации. Актуализировался вопрос о единстве государственной власти и единстве правового пространства. Слабая координация взаимодействия между федеральными органами государственной власти субъектов РФ обнаружила проблемы несоответствия законодательства; несогласованной политики по линии исполнительной власти; неэффективного взаимодействия между территориальными подразделениями федеральных органов исполнительной власти и органами государственной власти субъектов Федерации4.
Реализуя свои конституционные полномочия по повышению эффективности деятельности федеральных органов государственной власти и совершенствованию системы контроля за исполнением их решений, Президент РФ Указом от 13 мая 2000 г. № 849 преобразовал институт полномочных представителей Президента РФ в институт полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах
и утвердил соответствующее положение о них. Данным Указом были определены перечень и структура семи федеральных округов, охватывающих все пространство России.

Принцип разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти
субъектов Российской Федерации
Как и во всякой федерации, в Российской Федерации разграничены предметы ведения и полномочия между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Мировая практика федерализма показывает: от того, как разграничены по своему существу предметы ведения между федерацией и ее субъектами, зависит роль, которую играет федеративное государственное устройство в жизни народа данного государства, то есть федеративное устройство или будет служить объективным экономическим, политическим, социальным и иным потребностям общественного развития, или будет тормозить это развитие, играть отрицательную роль в общественно-политической жизни страны5.
В Российской Федерации 31 марта 1992 года был подписан Федеративный договор – Договор «О разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга». Этот договор был подписан представителями всех субъектов Федерации, кроме Татарстана и Чечено-Ингушской Республики (она потом преобразовалась
в Ингушскую Республику в составе Российской Федерации и Чеченскую Республику в составе Российской Федерации). В настоящее время между органами государственной власти Татарстана и федеральными органами Российской Федерации заключен договор о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий, в котором отражены особенности отношений с этой республикой6.
В данный момент Федеративный договор действует в той мере,
в какой соответствует нынешней Конституции РФ. Проблема разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов рассматривается в ряде статей Конституции РФ. Часть 3 статьи 11
Конституции РФ устанавливает, что разграничение указанных предметов ведения и полномочий осуществляется настоящей Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий. Данной норме не противоречит идея развития конституционных и договорных отношений между федеральными органами власти и субъектами Федерации в части разделения предметов ведения и полномочий, которая получила в свое время признание и заинтере­совала некоторые республики, края и области.
По какому же принципу проведено разделение предметов ведения
в Конституции РФ? К ведению Российской Федерации (ст. 71 Конституции РФ) отнесено лишь то, что необходимо и, вместе с тем, достаточно для установления и защиты суверенитета и верховенства Российской Федерации, распространяемого на всю ее территорию, и для защиты прав и свобод каждого человека, в какой бы части страны он ни проживал и где бы ни находился. Надо отметить, что содержащийся в ст. 71 Конституции РФ перечень вопросов, относящихся к исключительному ведению Российской Федерации, является исчерпывающим. К совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72 Конституции РФ) отнесено то, что исходя из объективных условий существования нашего Российского государства, не может решаться только Федерацией без участия государственных органов ее субъектов. Перечень вопросов, установленный ст. 72 Конституции РФ, также является исчерпывающим.
Все то, что не указано в перечнях, содержащихся в ст. 71 и 72 Конституции РФ, а также не отнесено договорами между Федерацией и ее субъектами к ведению Российской Федерации, отнесено Конституцией к ведению субъектов Федерации. Это четко определено ст. 73 Конституции РФ. Данная статья имеет принципиальное значение и
не содержит перечень предметов ведения исключительно субъектов Федерации. Конституция Российской Федерации предусматривает также возмож­ность перераспределения сфер ведения и полномочий между Федерацией и ее субъектами с помощью отдельных соглашений.
В соответствии с ч. 2 и 3 ст. 78 Конституции РФ такие соглашения возможны между федеральными ор­ганами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъек­тов Федерации.
По вопросам определения предметов ведения Федерации и ее субъектов не исключается возможность возникновения споров.
В принципе, эти споры должны разрешаться при помощи согласительных процедур, наличие которых предусмотрено ч. 1 ст. 85 Конституции РФ.
В случае же недостижения согласованного решения Президент РФ может передать рассмотрение спора на рассмотрение соответствующего суда. Кроме того, в соответствии со ст. 125 Конституции РФ споры
о компетенции между органами государственной власти ее субъектов вправе решать и Конституционный Суд России.

Основные принципы — в Статье 5 Конституции РФ:

1. Равноправие субъектов РФ — в Конституции перечислены равноправные субъекты РФ: республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа. Равноправие здесь имеется в виду не в смысле равных прав, а в смысле равноправие субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.

2. Государственная целостность РФ — территория РФ неделима и её субъекты правом сецессии не обладают .

3. Единство системы государственной власти — она одна и представляет собой единую систему.

4. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и субъектами РФ . В мировой практике известны несколько способов разграничения:

a. Дается исчерпывающее определение федеральной сферы ведения, а все остальное относится к ведению субъектов.

b. Исчерпывающе определяется сфера ведения субъектов.

c. Выделяется федеральная сфера и сфера совместного ведения, все остальное принадлежит субъекту (именно такие отношения закреплены в Конституции РФ).

Распределения полномочий в сфере совместного ведения:

  • Безусловный приоритет федерального мнения.
  • Распределение в соответствии с федеральным законом о распределении полномочий совместного ведения.
  • Свободное разграничение полномочий на основе договоров.
  • Разграничение полномочий путем заключения договоров на основе закона о договорном разграничении полномочий, либо типового договора.
  • Принцип конкурирующей компетенции, в соответствии с ним регулирование осуществляется актом того органа, который издал нормативный акт раньше.
  • Возможны комбинации этих принципов.

5. Равноправие и самоопределение народов в РФ — это значит, что каждая национальность может самоопределяться, но без сепарации (отделения от РФ).

Основополагающие принципы федерализма в Конституции РФ:

  • Целостность и неприкосновенность территории РФ;
  • Равноправие всех субъектов РФ;
  • Строительство и развитие РФ на двух равнозначных основах: национально-территориальной и территориальной;
  • Государственным суверенитетом обладает РФ, а не ее субъекты;
  • Единое гражданство;
  • В российском парламенте — Федеральном Собрании Ф имеется палата, представляющая интересы субъектов (Совет Федерации).

Глава 3 Конституции РФ «Федеративное устройство»:

1. состав РФ ;

2. принцип формирования статуса субъектов РФ (определены Конституцией РФ и конституциями (уставами) субъектов РФ);

3. территория РФ включает территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними;

4. государственный язык — русский; республики вправе устанавливать свой государственный язык;

5. предметы ведения РФ, совместного ведения РФ и субъектов; предметы ведения субъектов РФ;

6. денежная единица — рубль; денежная эмиссия — исключительно ЦБ РФ.

Федеративный договор РФ сегодня применяется в части, не противоречащей Конституции РФ. Федеративный договор не является союзным договором, он не превратил РФ в союзное государство, т.к. РФ как субъект международного права существовала задолго до заключения союзного договора и федерацией она была провозглашена еще в 1918 году.

В РФ имеется три двухсторонних договора от 31.03.1992 . Одной из сторон, в каждом из них, является центральная федеральная власть , другой стороной являются граждане субъектов РФ определенного статуса (субъекты РФ) :

  • ФД «О разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами гос. власти РФ и органами власти суверенных республик в составе РФ»;
  • ФД «О разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга РФ»;
  • ФД «О разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами власти автономной области, автономных округов в составе РФ».

В этих договорах речь идет о распределении полномочий в рамках существовавшего государства . На момент подписания федеративного договора ряд субъектов отказался от подписания данного договора. Так Чечня не подписала договор, полагая, что тем самым она вышла из под эгиды РФ. Однако в альтернативной федерации субъект продолжает сохранять свой прежний статус, даже если он не подписал новый договор.

Федеративный договор 1992 года не обеспечивает равноправного статуса субъектов федерации и вдобавок к договорам существует два протокола, которые содержат определенные льготы для отдельных субъектов федерации и в этой связи принятие конституции унифицировало статус субъектов РФ, сделало их более равными.

РФ — федеративное государство , потому, что состоит из субъектов имеющих право участвовать в решении общегос. вопросов.

РФ — альтернативная федерация , поскольку РФ провозглашена федерацией в феврале 1918 года.

РФ — федерация договорного типа , т.к. распределение полномочий между центральной властью и субъектами РФ в нашем государстве осуществляется на основе договора между ними.

РФ — асимметричная федерация , федерация с неравноправными субъектами. Неравноправность субъектов указана в Статье 5 пункте 4 Конституции РФ: «Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты РФ между собой равноправны».

РФ — федерация с не суверенными субъектами , так как они не обладают государственным суверенитетом. Возможно сохранение субъектами федерации государственного суверенитета, но только в том случае, если речь идет о договорной союзной федерации. Если федерация альтернативная, то о суверенитете нельзя говорить: суверенитет можно сохранить, но не приобрести.

РФ построена на принципе сочетания национально-территориальной и административно-территориальной субъектности , т.е. если раньше, СССР была построена как национальная государственная федерация, то сегодня чисто национальный принцип не так важен. Субъекты РФ не обладают правом сецессии.

ПРИНЦИПЫ ФЕДЕРАТИВНОГО УСТРОЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - предусмотренные Конституцией РФ основополагающие начала, определяющие характер взаимоотношений между федеральной властью (РФ) и субъектами РФ, а также между самими субъектами РФ.

Принципы российского федерализма

Статья 1 Конституции РФ определяет Россию как федеративное государство, а ст. 5 констатирует, что Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов равноправных субъектов Российской Федерации.

В составе Российской Федерации в соответствии со ст. 65 Конституции РФ находится 21 республика, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения, одна автономная область и 10 автономных округов.

Статья 5 Конституции РФ определяет основополагающие принципы, на которых строится российский федерализм.

1. Государственная целостность Российской Федерации. Государственная целостность - неотъемлемый признак суверенного государства. Государственная целостность федеративного государства гарантируется тем, что государственный суверенитет как верховенство и независимость государственной власти на всей своей территории и в международных отношениях принадлежит только Федерации, но не ее субъектам. Субъекты Федерации не имеют право выхода (сецессии) из Российской Федерации. Российская Федерация имеет единую территорию в пределах государственной границы, единое гражданство, Конституцию, единое экономическое пространство.

2. Единство системы государственной власти. Данный принцип означает как общие основы построения органов государственной власти Федерации и субъектов, так и проведение общей государственной политики.

Принцип единства системы государственной власти выражается прежде всего в единстве системы органов государственной власти. В соответствии со ст. 77 Конституции РФ в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. В рамках единой системы органов исполнительной власти Президент РФ вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом (ст. 85 Конституции РФ).

Система органов судебной власти в Российской Федерации в большей своей части является централизованной. Согласно ст. 4 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации» к федеральным судам относятся Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции субъектов Российской Федерации, районные суды, военные и специализированные суды, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов Российской Федерации.

3. Провозглашение равноправия субъектов Российской Федерации. Конституция РФ в ст. 5 закрепляет, что Российская Федерация состоит из равноправных субъектов Российской Федерации (ч. 1), а также, что во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны. Равноправие субъектов Российской Федерации означает равные возможности в обладании и осуществлении правами и обязанностями. Естественно, различные субъекты Российской Федерации обладают различными экономическими, социальными и политическими особенностями, что создает различие в их правовом статусе, то есть наличном объеме реализуемых субъектом Российской Федерации прав и обязанностей.

Равноправие субъектов Российской Федерации является только провозглашенным и не подтверждается дальнейшим конституционным регулированием и политико-правовой практикой федеративных отношений:

1) в ст. 5 Конституция РФ называет республики государствами, предоставляя им право иметь свои конституции. Остальные субъекты Российской Федерации вправе иметь только уставы. Конституция РФ (ст. 66) устанавливает, что устав края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа принимается законодательным (представительным) органом соответствующего субъекта Российской Федерации. В отношении порядка принятия конституций республик такого ограничения не установлено - они могут быть приняты и на республиканском референдуме;

2) в соответствии со ст. 68 Конституции РФ республики вправе устанавливать свои государственные языки. Такое право не предоставлено автономной области и округам, также образованным по национальному признаку;

3) республики в соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона Российской Федерации от 28 ноября 1991 г. «О гражданстве Российской Федерации» вправе иметь свое гражданство: граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории республики в составе Российской Федерации, являются одновременно гражданами этой республики;

4) ст. 66 Конституции РФ предусматривает, что автономные округа могут входить в состав края или области, то есть находиться в составе иного субъекта Российской Федерации. При этом территория и население автономного округа включаются в состав территории и населения края или области;

5) практика заключения двухсторонних соглашений о разграничении предметов ведения и полномочий между Российской Федерации и субъектами Российской Федерации. Такие договоры заключены не со всеми субъектами Российской Федерации и, таким образом, отношения с одной группой субъектов регулируются помимо Конституции РФ, многостороннего Федеративного договора еще и двухсторонними договорами, а другая группа субъектов руководствуется только Конституцией РФ и федеративным договором. Кроме того, содержание двухсторонних договоров с разными субъектами Российской федерации существенно различается между собой.

4. Равноправие и самоопределение народов в Российской Федерации. Право народов на самоопределение является общепризнанным принципов международного права, установленным в Уставе ООН, Международных пактах о гражданских и политических правах и об экономических, социальных и культурных правах. Однако Конституция РФ, закрепляя принцип самоопределения народов в Российской Федерации, имеет в виду не самоопределение их в виде государственности, то есть отделения от Российской Федерации с созданием собственного государства. Данный принцип закрепляется Конституцией РФ как принцип федерализма и относится к народам (населению) субъектов Российской Федерации как территориально-политическим общностям. Право самоопределения народов как принцип российского федерализма следует отграничивать от права наций на самоопределение как принцип международного права. Во втором случае нация выступает как территориально-политическая общность, формирующая суверенное государство. В этом смысле можно говорить о «российской нации», «российском народе» как о совокупности всех проживающих на территории Российской Федерации граждан (независимо от национальности).

5. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Существование двухуровневой системы органов государственной власти в Российской Федерации предполагает определение перечней вопросов, решаемых на каждом уровне. В Российской Федерации предметы ведения между Федерацией и субъектами разграничиваются путем установления предметов исключительного ведения Российской Федерации и предметов совместного ведения Российской Федерации и субъектов, а также заключения договоров и соглашений.

При разграничении предметов ведения и полномочий должны соблюдаться следующие основные принципы:

1) конституционность: законы и иные нормативно-правовые акты РФ и субъектов РФ, договоры, соглашения не могут передавать, исключать или иным образом перераспределять установленные Конституцией РФ предметы ведения РФ и предметы совместного ведения. Указанные акты не могут быть приняты, если их принятие ведет к изменению конституционно-правового статуса субъекта РФ, ущемлению или утрате признаваемых и гарантируемых Конституцией РФ прав и свобод человека и гражданина, нарушению государственной целостности РФ и единств системы государственной власти в РФ;

2) верховенство Конституции РФ и законов РФ: в случае несоответствия положений договоров и соглашений положениям Конституции РФ и федеральных законов по предметам исключительного ведения РФ и предметам совместного ведения действуют положения Конституции и законов РФ;

3) равноправие субъектов РФ при разграничении предметов ведения и полномочий;

4) недопустимость ущемления прав и интересов субъектов РФ: при разграничении предметов ведения и полномочий в отношении одного из субъектов РФ недопустимо ущемление прав и интересов других субъектов РФ;

5) согласование интересов федерации и интересов субъектов РФ в процессе принятия федеральных законов, законов субъектов РФ, заключения договоров и соглашений;

6) добровольность заключения договоров и соглашений;

7) обеспеченность ресурсами: при разграничении предметов ведения и полномочий решается вопрос об обеспечении соответствующих органов государственной власти финансовыми, материально-техническими и иными ресурсами, необходимыми для осуществления указанными органами своих полномочий;

8) гласность заключения договоров и соглашений.

В становлении российского государства с древних времён прослеживаются две противоположные тенденции: одна заключается в стремлении отдельных княжеств и земель к саморазвитию, к сохранению самобытности и самостоятельности, а другая - к созданию и укреплению сильного централизованного государства. В так называемый удельный период небольшие самостоятельные славянские княжества были объединены по нынешним понятиям на конфликтных началах под верховным сюзеренитетом великого князя. Однако, каждый удельный князь сохранял за собой всю полноту власти и практически мало зависел от киевского престола. Непрочность этого союза обнаружилась при первом серьезном столкновении с вторгшимися на Русь татаро-монгольскими завоевателями…

В плане политического устройства идея федерализма возникла в начале 19века в связи с надеждами передовых представителей российского общества на серьезность либеральных намерений Александра I. Еще тогда член союза русских рыцарей граф М.А. Дмитриев-Мамонов предлагал проект разделения Российской империи на 13 крупных единиц.

Представители Северного тайного общества декабристов также видели будущее России как правового государства, построенного по федеральному принципу. В обоих проектах конституции Н. Муравьева содержится подробный план федеративного устройства России…

Можно было бы долго описывать предысторию российского федерализма, вспомнить сторонников федерального устройства, но я сразу перейду к реалиям, к настоящему времени современного федерализма.

Территориальная организация государственной власти в России - одна из острейших проблем государственного строительства. Она заключается в нахождении и поддержании оптимального соотношения между деятельностью федеральной власти по обеспечению территориальной целостности государства и стремлением регионов к большей самостоятельности.

Всякие перекосы здесь достаточно опасны. Безмерное усиление федеральной власти, неравномерность ее действий в данной сфере - путь к централизму и унитаризму. Результатом же безграничной самостоятельности регионов могут стать сепаратизм (выход из состава РФ), ослаблении и разрушении государственности. Отсюда задача науки и практики - найти такую форму государственного устройства, при которой естественное стремление регионов к самостоятельности не будет создавать угрозу целостности России. Первые шаги в этом направлении уже сделаны при подготовке и принятии Федерального договора и Конституции.

Российское государство - самобытная, уникальная федерация, построенная на договорно-конституционном правовом фундаменте. Механизмом регулирования и самонастройки федеративных отношений выступают двусторонние договоры между органами федеральной власти и субъектами федерации о разграничении предметов ведения и полномочий.

Немало особенностей и проблем порождает противоречивость двух изначально заложенных в основу государственного устройства Российской Федерации принципов: национально-территориального (республики, автономная область, автономные округа) и административно-территориального (края, области, города федерального значения). Да и по количеству субъектов Российская Федерация занимает первое место в мире (от двух субъектов в Танзании до 89 в России). А большое количество таких субъектов может привести к плохой управляемости.

Необходимая децентрализация и растущая самостоятельность регионов уравновешивается заложенными в конституции базовыми принципами, которые гарантируют незыблемость территориальной целостности государства; равноправие членов федерации между собой и по отношению к федеральным органам государственной власти; единство основ государственного строя (соблюдение каждым регионом таких основополагающим принципов, как народовластие, разделение властей, многопартийность и др.); верховенство федерального законодательства; недопустимость действий направленных на одностороннее изменение статусов членов федерации и т.д.

Чтобы как можно полнее осветить данную часть курсовой работы я прибегну к помощи конституции РФ, принятой на всеобщем (всенародном) голосовании 12 декабря 1993г.

Открыв основной закон государства, в статье первой конституции РФ, находим, что "Российская Федерация - есть демократическое федеративное правовое государство…". Из этого следует, что обозначение Российского государства в качестве федеративного показывает форму его государственного устройства, отличного от устройства государства унитарного типа (понятию "федерация" противостоит понятие "унитарное государство", то есть такое государство, которое управляется централизованно, а его территориальные единицы не имеют никакой государственности, включая только местное самоуправление. Эта форма государственного устройства также имеется в Российской Федерации - унитарными (по своему внутреннему устройству) являются республики - субъекты федерации. Россия есть единое государство, состоящее из территориальных структурных единиц, обладающих самостоятельностью в определенных конституцией рамках и наделенных совокупностью прав, образующих их правовой статус. Таким образом, вся территория РФ складывается из территорий 89 ее субъектов (следует заметить, что термин "субъекты Российской Федерации" стал использоваться в нашем конституционном законодательстве сравнительно недавно. Впервые он был применен в ряде актов текущего законодательства, принятых в 1991г., затем - в одном из дополнительных протоколов к Федеративному договору. Действующая Конституция РФ использует этот термин применительно ко всем составным частям РФ и провозглашает их равноправие, которое означает обладание ими одинаковым конституционно-правовым статусом субъекта Федерации). Из них 21 республика, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения, автономная область и 10 автономных округов.

Каждый из перечисленных субъектов имеет собственное законодательство, не противоречащее федеральному. Статус республики определяется наряду с конституцией РФ конституцией республики, а статус края, области и т.д. определяется конституцией РФ совместно с уставом (учредительным нормативным актом, имеющим определенное сходство с конституцией) края, области и т.д., принимаемого представительным органом соответствующего субъекта РФ.

Федеративное устройство РФ основывается на ряде принципов (государственной целостности РФ, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти федерации и органами государственной власти субъектов, равноправии и самоопределении народов в РФ, равноправии субъектов РФ в их взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти), обусловленных ее демократической сущностью. Эти принципы являются исходными началами территориального устройства не только самой Федерации, но и ее субъектов.

Российская Федерация является соединением ряда государств, государственно-территориальных и национально-государственных образований, созданным для достижения общих целей с помощью федеральной власти. Это предполагает стремление субъектов РФ к государственному, политическому единству, которое выражается в государственной целостности РФ.

Государственная целостность РФ обеспечивается целостностью и неприкосновенностью ее территории; единством экономического пространства, которое не допускает установления таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств: верховенством Конституции Российской Федерации и федеральных законов на всей территории РФ; единым гражданством РФ; отсутствием у субъектов РФ права выхода из состава федерации или иного изменения своего статуса без согласия РФ, поскольку одностороннее решение такого рода вопросов представляет угрозу для государственной целостности РФ. Единство системы государственной власти является одной из гарантий государственной целостности РФ и рассматривается Конституцией в качестве одного из принципов федерального устройства России. Единство системы государственной власти в РФ выражается в наличии единой системы органов, составляющих в своей совокупности высшую государственную власть. В эту систему входят федеральные государственные органы: Президент, законодательные, исполнительные и судебные органы, а также государственные органы всех субъектов Федерации.

Единство системы государственной власти находит отражение в том, что совокупная компетенция этих органов охватывает все полномочия, необходимые для осуществления функций государства.

Наличие у России единой государственной власти не означает отсутствия своей государственной власти у субъектов РФ. Вне пределов ведения Федерации и ее полномочий по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов они обладают всей полнотой государственной власти(исключительные полномочия субъектов федерации определены их конституциями или уставами на основе Конституции Российской Федерации и Федеративного договора. Они осуществляются органами законодательной и исполнительной власти субъектов федерации. Например, согласно Конституции Бурятии (ст.63), к исключительному ведению республики относятся: принятие конституции республики, внесение в нее изменений и дополнений, контроль за ее соблюдением; законодательство республики, территория и административно-территориальное устройство республики; защита государственно-правового статуса республики, установление системы республиканских органов государственной власти, порядка их организации, формирование государственных органов республики, обеспечение деятельности органов местного самоуправления; государственная служба республики; государственные награды и почетные звания республики.

Республика самостоятельно распоряжается своей государственной собственностью, землей, недрами лесами и водами, ведает охраной окружающей среды. Она устанавливает республиканский бюджет, республиканские и местные налоги, республиканские фонды экономического, социального и культурного развития, осуществляет правовое регулирование политического, экономического и социально-культурного развития.

Республика устанавливает научные и культурные связи с зарубежными странами, представительство в международных организациях. В ее ведение входят заключение межпарламентских и межправительственных договоров и соглашений, а так же другие вопросы, отнесенные конституцией республики к ведению ее органов государственной власти.

Единство системы государственной власти означает, что власть РФ распространяется на всю ее территорию. В то же время на территорию каждого субъекта РФ распространяется власть этого субъекта, носящая региональный характер. Обе эти власти ограничены компетенцией соответственно Федерации и каждого из ее субъектов.

Единство системы государственной власти обеспечивается также и тем, что Конституция Российской Федерации и федеральные законы как акты федеральной государственной власти обязательны на всей территории Федерации, а законы и другие нормативные правовые акты субъектов Федерации, изданные ими по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов, не должны противоречить федеральным законам.

Важной гарантией обеспечения единства системы государственной власти является единая система исполнительной власти в РФ, которую, согласно КРФ, образуют федеральные органы исполнительной власти субъектов РФ. В настоящее время представительными (законодательными) органами республик являются их парламенты, имеющие различные наименования: Народное Собрание, Государственное Собрание, Верховный совет, Законодательное Собрание, Государственный совет, Парламент и т.д. эти органы являются представительными органами республик, олицетворяющими парламентскую демократию, в условиях которой формирование политической воли народов возлагается на народное представительство. Вместе с тем они являются законодательными органами республик, обладающими полной и неограниченной в рамках их полномочий компетенцией в сфере законодательства. Это означает, что ни один закон республики не может быть издан, если он не рассмотрен и не одобрен парламентом.

Представительными (законодательными) органами власти краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов являются думы, собрания и т.п. Например, Московская городская дума, Законодательное Собрание Тверской области, Псковское областное Собрание и т.д.

В систему органов исполнительной власти республик входят их правительства, министерства, государственные комитеты и другие ведомства. В ряде республик эту систему возглавляет Президент (глава) республики, например в Ингушетии, в других - правительство или его глава, например, в Карелии.

Органом исполнительной власти в крае, области, городе федерального значения, автономной области, автономном округе является администрация (правительство) края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа. Деятельностью администрации (правительства) края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа руководит глава соответствующей администрации (правительства). Главы администрации носят различные наименования: губернатор, мэр города федерального значения и т.п. Эти наименования устанавливаются с учетом исторических, национальных и других условий и традиций соответствующими представительными (законодательными) органами субъектов Федерации.

В систему органов исполнительной власти области, края входят отраслевые и территориальные органы управления и иные органы, создаваемые главой администрации, который самостоятельно определяет их компетенцию и утверждает Положение о них).

Система органов государственной власти основана не только на принципе разделения властей по горизонтали, т.е. между законодательной, исполнительной и судебной властями, но и по вертикали - на разграничении предметов ведения и полномочий различных видов органов Российской Федерации и ее субъектов, которое рассматривается Конституцией Российской Федерации в качестве одного из важных принципов федеративного устройства Российской Федерации (например, в ведении Российской Федерации находятся:

а) принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль за их соблюдением;

б) федеративное устройство и территория Российской Федерации;

в) регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств;

г) установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти;

д) федеральная государственная собственность и управление ею;

е) установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации;

ж) установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки;

з) федеральный бюджет;

и) федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития;

й) федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь;

к) деятельность в космосе;

л) внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира; л) внешнеэкономические отношения Российской Федерации;

м) оборона и безопасность; оборонное производство;

н) определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования;

о) определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации и т.д.

В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:

а) обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам;

б) защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств;

в) обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон; в) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;

г) разграничение государственной собственности;

д) природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры;

е) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;

ж) координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение;

з) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий и т.п.).

Конституция Российской Федерации устанавливает рамки полномочий для каждого вида федеральных органов, за пределы которых они не вправе выходить, а также характер их взаимоотношений с органами власти субъектов Федерации (ст.76, 78 Конституции РФ).

Реализуя принцип разделения властей по вертикали, свойственный сегодня практически всем демократическим государствам, и признавая при этом в достаточно широком масштабе право на самостоятельность субъектов Федерации, Российская Федерация тем самым не только значительно увеличивает круг реальных носителей власти, но и устанавливает разграничение их полномочий, т.е. создает систему, в которой каждый орган осуществляет государственные полномочия по строго определенному кругу вопросов и которая в своей совокупности реализует государственную власть в целом.

Вместе с тем разграничение компетенции между органами власти Федерации и ее субъектов базируется на добровольном признании субъектами Федерации приоритета задач и целей Федерации, а следовательно, на ограничении субъектов в их правах.

Важным конституционным принципом федеративного устройства России является равноправие и самоопределение народов в Российской Федерации.

В Российской Федерации все народы пользуются одинаковыми правами.

Равноправие народов означает равенство их прав во всех вопросах государственного строительства, в развитии культуры и других областях.

Право народов на самоопределение может осуществляться в самых различных формах. Согласно Декларации "О принципах международного права, касающихся дружественных отношении и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН", принятой Генеральной Ассамблеей ООН 24 ноября 1970г., такими формами являются: создание суверенного независимого государства; свободное присоединение к независимому государству или объединение с ним; установление любого другого политического статуса.

Однако выбор ими одной из этих форм самоопределения не может вести к разрушению государственного единства и ущемлению прав человека. В Декларации подчеркивается недопустимость использования ссылок на самоопределение для подрыва государственного и национального единства. В ней указывается, что ничто в самоопределении народов "не должно толковаться как санкционирующее или поощряющее любые действия, которые вели бы к расчленению или к частичному или полному нарушению территориальной целостности или политического единства суверенных и независимых государств, действующих с соблюдением принципа равноправия и самоопределения народов, как этот принцип изложен выше, и вследствие этого имеющих правительства, представляющие весь народ, принадлежащий к данной территории без различий расы, вероисповедания или цвета кожи. Каждое государство должно воздерживаться от любых действий, направленных на частичное или полное нарушение национального единства и территориальной целостности любого другого государства или страны".

В конституции РФ закреплен еще один важнейший принцип федеративного устройства России - равноправие субъектов Российской Федерации в их взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти. Это равноправие означает, что все субъекты Российской Федерации обладают одинаковыми правами в своих взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти. Именно в этом смысле все субъекты, находящиеся в составе Российской Федерации, являются равноправными. Однако это равноправие, разумеется, не означает, что все субъекты Российской Федерации имеют одинаковые права. Об этом свидетельствует уже сам факт их деления на виды. Кроме того, разграничение компетенции между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов осуществляется не только Конституцией, но и договорами, большинство из которых носят индивидуальный характер, т.е. заключаются между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти отдельных субъектов Федерации, также существует большая разница в дотациях и субвенциях из федерального бюджета (допускается двадцатикратный и даже тридцатикратный разрыв). Поэтому субъекту Федерации могут быть делегированы определенные права по осуществлению части федеральной компетенции, которыми могут не располагать другие субъекты Федерации.

Кроме выше описанного России присущи и другие признаки федерализма, которые также имеются у других стран. Это и единое гражданство, и единый государственный язык (эта норма конституции - ч.1 ст.68 - очень важна для государства, в котором проживают лица более ста национальностей. И это не искусственное навязывание, поскольку 85% населения составляют русские, а подавляющее большинство лиц других денежная единица, и т.д. В системе, структуре и процедурах деятельности органов законодательной, исполнительной, и судебной власти также отражена федеративная природа России (так, например, в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Федерации).

Конституция 1993г. продолжила процесс совершенствования федеративных отношений. Она закрепляет положение, которое позволяет преодолеть крайние подходы к государственному устройству, которые культивируются определенными политическими силами: сепаратизм республик, т.е. их выход из состава РФ (свежий пример сЧеченской республикой), с одной стороны, и возврат к унитарной структуре регионов с другой.

Поскольку любое федеративное государство состоит из частей и образуется этими частями, для него чрезвычайно важно достичь гармонии в отношениях частей и целого. Федерацию всегда подстерегают две противоположные опасности скатиться к унитаризму и распасться на независимые государства. Каждая из этих опасностей, всегда имеющих какую-

то объективную основу, эксплуатируется соответствующими политическими силами, согласование интересов которых возможно только в четких правовых установлениях как в отношении самой федерации, так и ее субъектов. Эту задачу и решает конституция, закрепляющая статус (правовое положение) федерации и ее субъектов, т.е. основы их взаимоотношений между собой.

Перспективы совершенствования российского федерализма сформулированы в Концепции государственной национальной политики РФ, утвержденной Указом Президента РФ от 15.06.96г. Оптимизация федеративных отношений, - говорится в этом документе, - не преследует цель "губернизации" республик или, наоборот, "республиканизации" краев и областей. Своеобразие российского федерализма состоит в сочетании территориального и национального начал. Концепция в центр государственной политики ставит повышение самостоятельности субъектов Федерации, развитие национально-культурной автономии народов России и многие другие меры по укреплению федеративных отношений.

В "мире" нет легких федераций, все федеративные государства сталкиваются с какими-то трудностями или проблемами. Особенности у России на ее нынешнем этапе развития является в том, что ее федерализм переживает переходный период, обретая демократические формы в сложных политических и экономических условиях, и прежде всего, обострение межнациональных отношений. Отсюда не завершенность, а иногда и противоречивость норм, определяющих правовой статус федерации и ее субъектов. Еще не приняты многие федеральные законы, предусмотренные конституцией, не сложилась судебная практика по спорам о компетенции, нет отрегулированной вертикали исполнительной власти.

В соответствии со ст. 1 Конституции РФ Россия - это федера­тивное го­судар­ство. Федеративное устройство российского государства обусловлено много­на­циональным составом насе­ления России, ее огромной территорией и неко­то­рыми други­ми факторами.
Федеративное государственное устройство не является обязательным при­знаком правового государства, которое мо­жет быть и унитарным. Но если госу­дарство признается и правовым, и федеративным, то эти характеристики не долж­ны противопоставляться друг другу. Принципы федеративно­го уст­ройства не должны противоречить принципам правово­го государства.
Федеративному устройству посвящена гл. 3 Конституции РФ. Однако базо­вые принципы федеративного устройства содер­жатся в гл. 1 Конститу­ции РФ «Основы кон­ститу­ционного строя». К принци­пам федеративного устройства России можно отнести следу­ющие.
· Государственная целостность Российской Федерации. Она обеспечи­ва­ется целостностью и неприкосновенностью ее территории; единст­вом экономического пространства, кото­рое не допускает установление на тер­ритории отдельных субъектов РФ таможенных границ, пошлин, сбо­ров, каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, ус­луг и финан­совых средств; верховенством Конститу­ции и федеральных зако­нов на терри­тории всех субъектов РФ; единым гражданством РФ.
Этим же принципом объясняется отсутствие у субъектов РФ права вы­хода из состава России. Конституция не предоставляет им та­кого права.
Границы между субъектами РФ могут быть изменены толь­ко с их вза­имного согласия.
· Единство государственной власти. Этот принцип характе­ризует не только федеративное устройство России, но и суверенитет РФ. Он заключа­ется в наличии системы органов и должностных лиц, как РФ, так и ее субъек­тов, составляющих в совокупности госу­дар­ственную власть.
· Разграничение предметов ведения и полномочий между органами госу­дарственной власти РФ и органами государствен­ной власти субъек­тов РФ. Оно призвано обеспечить баланс жизненно важных интересов РФ в целом и ее субъектов.
Конституция РФ закрепляет этот принцип в ст. ст. 71-73, исполь­зуя при этом по­нятия «предметы ведения» и «полномочия». Под предметами ведения по­нима­ется сфера общественных от­ношений, регулирование которой отне­сено к ком­петенции фе­деральных органов государственной власти или орга­нов госу­дарст­венной власти субъектов РФ. Полномочия - это права и обязан­но­сти государ­ственных органов в осуществлении власт­ных действий.
В соответствии со ст. 71 Конституции РФ к ведению Российс­кой Федера­ции, в частности, относятся принятие и измене­ние Конституции РФ и фе­дераль­ных зако­нов; федеративное уст­ройство и территория РФ; регулиро­ва­ние и защита прав и свобод человека и гражданина; установление системы феде­ральных органов власти; управление федеральной собствен­ностью; фи­нансо­вое и таможенное регулирование; денежная эмиссия; внешняя поли­тика; во­просы войны и мира; оборо­на и безопасность; защита государствен­ной гра­ницы РФ; уго­ловное, уго­ловно-процессуальное, уголовно-исполни­тель­ное, гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессу­альное за­конодательство; стандарты и этало­ны; государственные награды и почетные звания РФ.
К совместному ведению РФ и ее субъектов, закреплен­ным ст. 72 Кон­ституции, в частности, от­носятся обеспечение соответствия Кон­ституции и федеральным законам нормативных актов субъектов РФ; разграни­че­ние го­сударственной собственности; природопользование; охрана памятни­ков ис­тории и культуры; социальная защита; установление общих принципов нало­гообложения; админис­тративное, трудовое, семейное, жилищное, земель­ное зако­нодательство; кадры правоохранительных органов.
По предметам ведения РФ принима­ются федеральные законы, имеющие прямое действие на всей ее территории. По предметам со­вместного ведения РФ и ее субъектов принимаются феде­раль­ные законы и в соответствии с ними акты субъектов РФ.
В случае противоречия актов субъектов РФ федерально­му закону, приня­тому по предметам ведения или полномо­чий РФ по предме­там ее со­вместного ведения с субъектами РФ, действует федеральный закон. В слу­чае противоречия федерального закона актам субъектов РФ, принятым вне пред­метов ведения и полномочий РФ по предметам ее со­вместного ведения с субъектами РФ, действует акт субъекта РФ.
Вне пределов ведения и полномочий РФ по предметам совместного ве­дения РФ и субъектов РФ субъекты РФ обладают всей полнотой государст­венной вла­сти (ст. 73 Конституции РФ), осуществляют по ним собственное правовое ре­гули­рование (ч. 4 ст. 76 Конституции РФ).
· Равноправие субъектов РФ во взаимоотношениях с феде­ральными ор­ганами государственной власти. Оно означает, что все субъекты РФ обла­дают одинаковыми правами в сво­их взаимоотношениях с федеральными орга­нами государ­ственной власти, что в составе России не должно быть субъектов, имеющих в данных взаимоотношениях какие-либо преимущества по сравнению с другими составляющи­ми ее субъектами.
· Равноправие и самоопределение народов РФ. Многонаци­ональный на­род России, принимая Конституцию, исходил, согласно ее преамбуле, из обще­признанных принципов равно­правия и самоопределения народов. Норма о га­рантиях прав коренных малочисленных народов в соответствии с общепри­з­нанными принципами и нормами международного права включена в главу «Федеративное устройство» Конституции РФ.
Все народы России пользуются равными правами. Равно­правие народов означает равенство их прав во всех вопросах государственного строитель­ства, в развитии культуры и других областях.
В соответствии со ст. 65 Конституции в составе РФ на­ходится субъекты Российской Федерации:
Республика Адыгея (Адыгея), Республика Алтай, Республика Башкорто­стан, Республика Бурятия, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Ка­бардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Карачаево-Черкес­ская Республика, Республика Карелия, Республика Коми, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Саха (Якутия), Республика Северная Осетия – Алания, Республика Татарстан (Татарстан), Республика Тыва, Уд­муртская Республика, Республика Хакасия, Чеченская Республика, Чуваш­ская Республика – Чувашия;
Алтайский край, Забайкальский край, Камчатский край, Краснодар­ский край, Красноярский край, Пермский край, Приморский край, Ставро­польский край, Хабаровский край;
Амурская область, Архангельская область, Астраханская область, Бел­городская область, Брянская область, Владимирская область, Волгоградская область, Вологодская область, Воронежская область, Ивановская область, Иркутская область, Калининградская область, Калужская область, Кемеров­ская область, Кировская область, Костромская область, Курганская область, Курская область, Ленинградская область, Липецкая область, Магаданская область, Московская область, Мурманская область, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Омская область, Оренбург­ская область, Орловская область, Пензенская область, Псковская область, Ростовская область, Рязанская область, Самарская область, Саратовская об­ласть, Сахалинская область, Свердловская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Томская область, Тульская область, Тюменская область, Ульяновская область, Челябинская область, Ярославская область;
Москва, Санкт-Петербург - города федерального значения;
Еврейская автономная область;
Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Чукотский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ.
Статус любого субъекта может быть изменен лишь по взаимному согла­сию РФ и со­ответст­вующего субъекта.
Статус республики в составе Российской Федерации опре­деляется феде­ральной Кон­сти­туцией и Конституцией республики. Респуб­лики и составе РФ являются государства­ми (ч. 2 ст. 5 Конституции РФ). Они имеют свои го­сударственные сим­волы и отли­чаются некоторыми особенностями организа­ции госу­дарственной власти (как правило, имеют президента и т.п.), вправе устанавливать свои го­сударствен­ные языки.
Статус краев, областей, городов федерального значения определяется при­нимаемыми их законодательными (предста­вительными) органами уста­вами, ко­торые по своей юриди­ческой силе равнозначны конституциям рес­публик.
Автономная область и автономные округа в своем консти­туционно-пра­во­вом статусе несколько отличаются от иных субъектов РФ. Созданные до приня­тия Конституции в целях обеспечения малочисленным народам усло­вий для их сохране­ния и развития, в настоящее время они во многом утра­тили это каче­ство. Еврейская автономная область входит в РФ непо­средст­венно. Автономные округа традицион­но входят в состав края или об­ласти. Только Чукотский авто­номный округ в 1992 г. вышел из состава Мага­дан­ской области и входит в состав РФ непосредственно.
Согласно ч. 3 ст. 66 Конституции РФ по представлению зако­нодатель­ных и исполнительных органов автономной области, автономного округа может быть принят федеральный закон об автономной области, автономном округе (такие законы пока не принимались). Отношения автономных окру­гов, вхо­дящих в со­став края или области, могут регулироваться феде­ральным зако­ном и догово­ром между органами государствен­ной власти автономного ок­руга и, соответст­венно, органами государственной власти края или области (ч. 4 ст. 66 Конституции РФ). Автоно­мии наравне с другими субъектами РФ представлены в Сове­те Федерации (по два представителя от каждого субъ­екта).