Финансы. Налоги. Льготы. Налоговые вычеты. Госпошлина

Правоохранительная деятельность, её отличительные признаки и основные направления (функции). Понятие и признаки правоохранительной деятельности Основными признаками правоохранительной деятельности являются

Понятие и закрепляются в отраслевых нормативных актах. Она реализуется специально созданными структурами исполнительной власти. Рассмотрим далее, что собой представляет правоохранительная деятельность, ее признаки, понятие и задачи .

Общая характеристика

Понятие цель, признаки этого института обуславливаются государственной политикой в сфере обеспечения безопасности в обществе. Уполномоченные структуры осуществляют защиту свобод и интересов граждан и страны. Цель деятельности заключается в охране конституционного строя, суверенитета и целостности России. Компетентные органы осуществляют борьбу с преступностью и прочими правонарушениями, оказывают населению квалифицированную правовую помощь, обеспечивают доступ к правосудию.

Признаки правоохранительной деятельности

Рассматриваемое направление в сфере обеспечения безопасности в обществе осуществляется органами, которые наделяются специальными полномочиями. Выделяют следующие :

  1. Решения и действия уполномоченных органов и их служащих, принимаемые и совершаемые в рамках их компетенции, являются обязательными для исполнения всеми субъектами, которым они адресуются.
  2. Работа структур является особым видом юридической деятельности.
  3. В законодательстве предусматриваются специальные нормы, регулирующие полномочия органов.

Понятие, основные признаки правоохранительной деятельности позволяют отличать специальные структуры, реализующие государственную политику в сфере обеспечения безопасности, от прочих институтов власти.

Ключевые направления работы

Признаки и задачи правоохранительной деятельности имеют строго определенные пределы. Они выражают конкретную направленность госполитики. К ключевым задачам деятельности следует отнести:

  1. Охрану здоровья и жизни личности.
  2. Защиту достоинства и чести каждого физлица.
  3. Обеспечение неприкосновенности личной жизни и свободы.
  4. Создание условий для реализации населением права на благоприятную среду.
  5. Защиту частной собственности.
  6. Обеспечение безопасности в обществе.
  7. Защиту духовных и материальных ценностей.
  8. Охрану суверенитета, конституционного строя, госбезопасности и территориальной целостности.

Функции

Анализируя , можно установить, что она обеспечивает:


Система

Признаки правоохранительной деятельности проявляются в работе уполномоченных структур. Специально созданные органы осуществляют правоприменительные, надзорные, контрольные, оперативно-розыскные, профилактические и прочие функции в порядке и на основаниях, установленных в законодательстве. Рассматривая, нельзя не отметить возможность уполномоченных структур в процессе работы применять принудительные меры. Законодательство предусматривает определенные инструменты, которые могут использовать уполномоченные органы. Меры госпринуждения применяются исключительно в рамках компетенции структур.

Виды органов

Правоохранительные органы могут быть государственными и негосударственными. К первым относят суды, ОВД, фискальные структуры, прокуратуру, службу по контролю оборота наркотиков и психотропных средств и пр. Негосударственными органами являются частные охранные компании, адвокатура, добровольные дружины, административные комиссии, КДН и пр. Правоохранительными структурами являются КС, суды общей юрисдикции, следственный комитет, предварительное следствие и дознание.

Специфика органов

Признаки правоохранительной деятельности конкретизируются в работе уполномоченных структур. Она осуществляется в разных направлениях. Первое связано с обеспечением охраны права. Уполномоченные органы:

  1. Привлекают правонарушителей к ответственности.
  2. Восстанавливают права потерпевших.

Эти функции могут выполняться по отдельности либо одновременно. Следует отметить, что правоохранительные органы осуществляют свою деятельность при наступлении определенных обстоятельств. В частности, защита интересов имеет место при их ущемлении. Между тем, суть правовой охраны не исчерпывается приведенными выше функциями. Гражданам важно не только оперативное восстановление его интересов и справедливое вменение наказания виновным, но и предотвращение возникновения таких ситуаций. В этой связи законодательство в качестве неотъемлемой задачи правоохранительных органов называет создание условий для предупреждения правонарушений.

Государственная направленность работы

Нарушенные права порождают обязанность власти проявить надлежащую реакцию в виде санкции либо осуждения. Она появляется только при наступлении конкретных обстоятельств. При этом для привлечения к ответственности виновного необходимо выяснить реальную картину события. Этим занимаются уполномоченные правоохранительные органы. В их функции входит выявление нарушений, констатация факта несоблюдения законодательных предписаний конкретными субъектами. Эти же структуры формируют условия для принятия судом решений. Из всего этого вытекает еще один признак правоохранительных органов - принадлежность их к государственной системе. Все структуры формируются и финансируются властью. Они комплектуются сотрудниками, которые должны отвечать установленным требованиям. Из этого положения вытекает несколько признаков, которые авторы описывают как отдельные характеристики правоохранительных органов. В частности, речь о том, что работа в структурах осуществляется исключительно специальными лицами, а все решения, которые они принимают, являются обязательными для всех адресатов.

Законность

Как выше было указано, существуют специальные нормы, регламентирующие правоохранительную деятельность. В законодательстве определяются полномочия органов и их служащих, предусматривается обязательный перечень требований к сотрудникам. Среди основных нормативных актов можно отметить ФЗ "О полиции", "О прокуратуре", "О ФСБ" и пр.

Дополнительные особенности

Указанные выше признаки традиционно относятся к характеристикам первой очереди. При этом существуют особенности, которые свойственны только некоторым структурам. Они именуются характеристиками второй очереди. При наличии хотя бы одного из них структуру можно отнести к системе правоохранительных органов. Такими характеристиками являются:

  1. Возможность применять нормы уголовного законодательства.
  2. Реализация полномочий в строго установленной процессуальной форме. В частности, для работы судов характерны разные виды производства: арбитражное, уголовное, административное, конституционное, гражданское.

Анализ

Стоит отметить один важный нюанс, касающийся приведенных выше признаков органов, включенных в правоохранительную систему. Характеристики первой очереди должны присутствовать в совокупности. Если хотя бы один из них будет отсутствовать, орган нельзя отнести к правоохранительным. Характеристики второй очереди при этом могут и не присутствовать вообще. Они не являются определяющими, а выступают как специальные.

Выводы

Опираясь на приведенные выше характеристики, можно сформулировать Ими можно назвать специальные структуры, которые создаются государством для обеспечения защиты интересов и юридических возможностей всех субъектов. Эти институты действуют в соответствии и на основании законодательства, наделяются правом применять принудительные меры, а в некоторых случаях уголовные нормы и соблюдать определенную процессуальную форму.

Заключение

Правоохранительная деятельность является неотъемлемым направлением государственной внутренней политики. Именно она обеспечивает безопасность в обществе. Функции, которые реализуют уполномоченные органы, имеют ключевое значение для сохранения порядка в стране. Именно эти структуры ведут борьбу с преступностью, проводят профилактическую работу с населением, способствуют восстановлению прав и свобод потерпевших. Только они наделены возможностью применять меры принуждения, предусмотренные в законодательстве. Все это обуславливает специальные требования, которые предъявляет государство к сотрудникам этих органов.

Введение

Сегодня в Российской Федерации претворяются в жизнь масштабные задачи, связанные с формированием демократического правового государства, созданием эффективной системы социального управления. В этих целях осуществляются экономическая, административная, судебная, муниципальная и иные реформы.

Вместе с тем, следует отметить, что ошибки, допущенные на начальном этапе реформирования страны, и среди них недооценка фактора преступности, как относительно самостоятельного и специфического социального явления, привели к серьезной криминализации экономики и других сфер жизни общества и государства. Преступность все больше стала приобретать системные свойства и способность реального влияния на общественные отношения, превратилась в одну из опаснейших угроз национальной безопасности и препятствий проводимых в России реформ.

В подобных условиях особую тревогу вызывает состояние деятельности всей правоохранительной системы государства, призванной противостоять преступности, обеспечить законность и правопорядок в стране, которые являются необходимым условием решения стоящих перед обществом и государством задач.

В настоящее время, как никогда, актуальны задачи по выработке государственной стратегии и тактики борьбы с преступностью, поиска принципиально новых, нестандартных подходов к организации правоохранительной деятельности.

Необходима качественно новая постановка приоритетов правоохранительной деятельности, во главу которой поставлены ее естественные цели защиты прав и свобод человека, соответствие объективным потребностям общества, социализация правоохранительной деятельности, отвечающая подлинным ценностям гражданского общества и правового государства.

Понятие и признаки правоохранительной деятельности

До настоящего времени правовая наука не выработала единого подхода к такому ключевому и широко употребляемому в научной литературе и на практике понятию, как «правоохранительная деятельность».

Любопытное объяснение этому факту дает профессор К. Ф. Гуценко. «Данное понятие, - пишет он, имея в виду правоохранительную деятельность, - является сравнительно молодым. Оно введено в юридический обиход всего лишь в конце 50-х - начале 60-х гг. По сравнению с возрастом других терминов и понятий, которыми пользуются юристы, это «младенческий» возраст. Отчасти этим и можно было бы объяснить тот факт, что понятие «правоохранительная деятельность» еще не «устоялось».

По его мнению, под правоохранительной деятельностью следует понимать «государственную деятельность, которая осуществляется с целью охраны права специально уполномоченными органами путем применения юридических мер воздействия в строгом соответствии с законом и при неуклонном соблюдении установленного им порядка» (см. Приложение).

К существенным признакам правоохранительной деятельности относится:

Во-первых, осуществление этой деятельности не любым способом, а лишь с помощью применения юридических мер воздействия. К ним принято относить меры государственного принуждения и взыскания, регламентируемые законами. Среди мер юридического воздействия важное место отводится также мерам предупреждения противоправных действий, их профилактике, допускаемой лишь в установленных пределах.

Во-вторых, соответствие применяемых в ходе ее осуществления юридических мер воздействия предписаниям закона или иного правового акта. Только они могут служить основанием применения конкретной меры воздействия и четко определять ее содержание. Орган, применяющий такое воздействие, обязан пунктуально выполнять соответствующие предписания.

В-третьих, реализация правоохранительной деятельности в установленном законом порядке, с соблюдением определенных процедур. К примеру, приговор суда, назначающий уголовное наказание, освобождающий от него или оправдывающий подсудимого, может быть постановлен только после проведенного судебного разбирательства и всестороннего обсуждения судом всех вопросов, конкретно обозначенных процессуальным законом. Такое обсуждение должно проходить в совещательной комнате, с обеспечением тайны совещания и соблюдением других процедурных правил. Законом установлены свои правила и для разбирательства дел о других правонарушениях.

В любом случае для принятия решения о применении или неприменении юридических мер воздействия предусматриваются устанавливаемые законом конкретные правила, подлежащие обязательному исполнению. Их нарушение может повлечь за собой признание решения незаконным и недействительным.

В-четвертых, возложение реализации правоохранительной деятельности на специально уполномоченные государственные органы, комплектуемые соответствующим образом подготовленными служащими -- о большей части юристами, а также специалистами, обладающими познаниями в других областях. В их распоряжение предоставляются необходимые материальные и технические средства.

Организация и деятельность таких государственных органов детально и всесторонне регламентируются в законодательном порядке, в том числе путем установления особых процедурных (процессуальных) правил для решения наиболее ответственных вопросов. Все это в совокупности направлено на обеспечение оперативности, обоснованности, законности и справедливости, принимаемых названными органами решений о применении юридических мер воздействия, направленных на охрану права от уже допущенных или предполагаемых нарушений.

Основными направлениями правоохранительной деятельности являются:

осуществление правосудия;

организационное обеспечение деятельности судов;

уголовно-исполнительная деятельность;

прокурорский надзор и иные направления деятельности прокуратуры;

деятельность по выявлению и расследованию преступлений: предварительное следствие, дознание, оперативно-розыскная деятельность;

нотариальные действия;

юридическая помощь и защита по уголовным делам (оказание юридических услуг).

8) регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, оказание осужденным помощи в социальной адаптации.

В литературе упоминается и об иных направлениях правоохранительной деятельности:

судопроизводство (уголовный процесс); обеспечение безопасности; охрана общественного порядка.

Ответы на вопросы о понятии, сущности и основных признаках правоохранительной деятельности, очевидно, следует искать не в сложившихся традиционных представлениях, а в самой правоохранительной деятельности как специфической социальной деятельности, осуществление которой обусловлено объективными потребностями жизнедеятельности общества.

Исследование сущности правоохранительной деятельности должно охватывать всю структуру этого вида социальной деятельности, т.е. ее целевое предназначение как проекцию на конкретные потребности общества именно в этом виде деятельности, процесс и личностный стиль осуществления, используемые при этом формы, методы, средства, конечные результаты.

Деятельностный подход, взятый за основу рассмотрения сущности правоохранительной деятельности, позволяет рассмотреть ее:

Как специфический вид человеческой деятельности, реализуемой в интересах жизнеобеспечения социума посредством специальных механизмов: правовых, моральных, психологических, организационных;

Как институализированный специфический вид человеческой деятельности, являющийся результатом естественноисторического профессионального разделения труда, связанного с формированием различных сфер жизнедеятельности общества и соответствующих институтов по управлению ими;

Как специфический вид предметной человеческой деятельности, границы, формы и методы, осуществления которой определены государством, выступающим в качестве субъекта правовой регламентации компетенции и предметов ведения (например, федеральные органы правоохранительной деятельности и соответствующие органы субъектов федерации).

Многоаспектность качественного проявления сущности правоохранительной деятельности делает ее объектом научного изучения различными отраслями права (конституционного, уголовного, уголовно-процессуального, административного и д.р.), социологией, психологией, теорией управления и т.д. Это предопределяет необходимость комплексного, междисциплинарного подхода к изучению правоохранительной деятельности, системное осмысление ее сущностных проявлений.

Такой подход должен охватывать, во-первых, общенаучные методологические (в том числе и на философском уровне) принципы исследования правоохранительной деятельности, во-вторых, методологию и конкретные методы ее исследования с позиции тех наук и научных дисциплин, предметом которых является правоохранительная деятельность во всем многообразии своих проявлений, в-третьих, специальные методы исследования, обеспечивающие предметное рассмотрение правоохранительной деятельности, в том числе ее оценку и измерение ее эффективности с помощью количественных методов.

Использование системного подхода позволяет рассмотреть правоохранительную деятельность как образование, имеющее внутреннее строение и иерархию образующих элементов.

Правоохранительная деятельность имеет не только сложные и многогранные цели, задачи и функции, но и довольно сложную структуру. Она может быть классифицирована на ряд относительно укрупненных групп, образований, направлений. Это, например, борьба с преступностью в целом, с организованной преступностью, с экономической преступностью, оперативно-розыскная деятельность, следственная деятельность, борьба с нарушениями правил дорожного движения, борьба с административными правонарушениями, деятельность по профилактике правонарушений, борьба с противопожарной безопасностью, укрепление общественного порядка и ряд других направлений. Каждый из них имеет важное значение и в известной мере относительно самостоятельный характер.

Характер правоохранительной деятельности в силу широты и особенностей целей, задач и функций обусловливает активные действия не только специализированных органов и служб, но и многих других государственных органов (не только правоохранительного характера), осуществляющих различные государственные функции - экономические, социально-культурные, экологические, финансовые, в области здравоохранения, а также таможенные, налоговые и ряд других.

Не может быть государственного органа, который бы не был заинтересован в качественной правоохранительной деятельности и не способствовал ей, даже если его компетенция на первый взгляд далека от этого.

Изложенное позволяет сделать несколько общих выводов, касающихся общетеоретической постановки проблемы правоохранительной деятельности.

Во-первых, в связи с коренными политическими и социальными преобразованиями, рыночной трансформации экономики, ранее сложившиеся в науке определения (понятия) правоохранительной деятельности сегодня не отражают как происходящие в правовой сфере изменения, так и сложноорганизованную природу самой структуры этой деятельности. Поэтому сегодня правоохранительная деятельность не вписывается в традиционные представления и приобретает новое адекватное его богатству и сложности социальное содержание и направленность.

Во-вторых, в ходе рассуждения о данной теме мы получили более развернутое определение правоохранительной деятельности, где данная деятельность представляет собой опирающиеся на устои законности и правопорядка функции по охране прав и свобод человека и гражданина, собственности и общественного порядка, конституционного строя РФ от преступных посягательств и правонарушений, а также предупреждение (профилактика) преступлений, где данные функции присущи государственным органам и общественным объединениям (организациям).

Можно говорить о правоохранительной деятельности в широком и узком смыслах.

В широком смысле - это деятельность всех государственных органов, обеспечивающих соблюдение прав и свобод граждан, их реализацию, законность и правопорядок.

В узком смысле - это деятельность специально управомоченных органов по охране права от нарушений, осуществляемая в установленной законом форме, в соответствии с компетенцией того или иного органа.

Таким образом, в целом можно сделать вывод, что правоохранительная деятельность затрагивает интересы всех граждан и общностей, имеет высокую общественную значимость, оказывает существенное влияние на формирование социально-политического и социально-психологического климата.

Асташкина Елена Николаевна -204/5

Бугрова Татьяна Михайловна- семинары

Предмет, система и основные понятие курса правоохранительные органы.

    Понятие правоохранительной деятельности, ее признаки и задачи.

    Функции(виды) правоохранительной деятельности

    Правоохранительные органы, понятия и система, круг негосударственных органов, способствующих осуществлению правоохранительной деятельности

    Предмет и система учебной дисциплины, ее соотношения и связь с другими юридическими дисциплинами

    Правовое регулирование организации и деятельности правоохранительных органов

Конституция РФ от 12.12.1993 с поправками 2008

Федеральные конституционные закон (ФКЗ) о судебной системе

РФ от 31.12.1996 с изменениями от25.12.2012

Федеральный закон о прокуратуре РФ от 17.01.1992 с изменениями от 30.12.2012

Федеральный закон о системе государственной службы РФ от 27.05.2003 с изменениями от 06.12.2011

Закон РФ о частно-детективной и охранной деятельности в РФ от 11.03.1992 с изменениями от 03.12.2011

Учебная литература:

Божьев В.Г. Правоохранительные органы. Москва 2012

Гуценко К.Ф. Ковалев М.А. Правоохранительные органы. Москва 2012

Дмитриев Ю.А. Шапкин Ю.А.

Правоохранительные органы Учебно-методическое пособие Саратов 2012(синее)

Учебное пособие Соколов. Саратов 2012г. (зеленый)

Вопрос 1. Понятия правоохранительной деятельности, ее основные признаки и задачи.

Деятельность государства охватывает различные аспекты жизни общества. Одни из самых значимых и приоритетных направлений такой деятельности является охрана прав и свобод человека и гражданина, интересов общества и государства, обеспечение законности, правопорядка, что провозглашается в конституции и федеральном законодательстве. В частности ст.2 в КРФ гласит- «Человек, его права и свобода являются высшей ценностью, а признание соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина- это есть обязанность государства.» Государство соблюдает и защищает права и свободы человека и гражданина посредством издания законов и создания системы государственных органов, деятельность которых направлена на защиту прав и свобод человека и гражданина, правопорядка, права в целом, поэтому такие органы называются правоохранительными.

Правоохранительная деятельность*- деятельность специально уполномоченных государственных органов, которая осуществляется в целях охраны законности, правопорядка, прав и свобод человека и гражданина, интересов общества и государства путем применения юридических мер воздействия в строгом соответствии с законом и при неуклонном соблюдении установленного законом порядка.

Признаки правоохранительной деятельности:

1)ПД осуществляется только специально уполномоченными государственными органами в отношении которых законом установлено:

    Определенная организационная форма

    Конституционно- правовой статус в виде специфической компетенции

    Системное построение правоохранительных органов с учетом федеративного устройства РФ

    Структурное построение с учетом особенностей сферы деятельности.

2)ПД направлена на защиту права, а именно установленных в законе прав и свобод человека и гражданина, интересов общества и государства в целях обеспечения законности и правопорядка посредством борьбы с преступлениями и другими правонарушениями.

3)ПД осуществляется при неуклонном соблюдении установленного законом порядка. (должностное лицо осуществляющее правоохранительную деятельность при принятии какого-либо решения должен соблюдать установленные законом правила)

4)ПД осуществляется с помощью применения юридических мер воздействия

5)Законность юридических мер воздействия

Задачи:

Деятельность всех правоохранительных органов направлена на решение общих задач:

Охрана личности, ее прав и свобод

Охрана общества, его материальных и духовных ценностей

Охрана государства, его конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности

Однако каждому конкретному правоохранительному органному присуще свои специфические задачи, которые закреплены в соответствующем нормативном акте, регламентирующем деятельность этого правоохранительного органа.

Вопрос 2. Функции(виды) пд

Функция- это направление деятельности правоохранительного органа, направленная на решение задач правоохранительной деятельности.

    Отправление правосудия- деятельность суда, основанная на демократических принципах судопроизводства по рассмотрению присущих ему дел в рамках установленного процессуального порядка и применении на этой основе мер государственного принуждения.

    Конституционный контроль- осуществляется в целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечение верховенства и прямого действия конституции РФ на всей территории РФ и направлен на обеспечение соответствия конституции РФ действующих НПА

    Организационное обеспечение деятельности судов- деятельность специально- уполномоченных органов, призванных обеспечивать нормальное функционирование судебных органов.

    Прокурорский надзор- осуществляется от имени государства за соблюдение конституции и исполнение законов действующих на территории РФ

    Предупреждение, выявления и расследование преступлений. Данная функция направлена на установление событий преступления, лиц виновных в совершении преступления, привлечение их к ответственности, а также установление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступления.

    Обеспечение юридической помощи, которая осуществляется в виде консультаций по правовым вопросам, защиты в ходе уголовного судопроизводства, либо представления интересов в гражданском судопроизводстве.

Все функции находятся во взаимосвязи друг с другом (например правосудие по уголовному делу не может быть осуществлено законно, обоснованно и справедливо, если это дело не было предварительно расследовано специально уполномоченными органами)

Если не можешь стать внешне, кем хочешь, стань внутренне тем, кем должен стать.

Понятие и содержание правоохранительной деятельности, организационные принципы ее осуществления

Правоохранительная деятельность - это осуществление специально уполномоченными государственными органами, должностными лицами и уполномоченными негосударственными организациями правоохранительных функций на основании и в порядке, определенном законом, для обеспечения защиты прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц, духовных и материальных ценностей общества, конституционного строя, суверенитета, территориальной целостности и государственной безопасности.

Правоохранительная деятельность находится в ведении Российской Федерации.

К основным признакам правоохранительной деятельности относится следующее:

  • 1) субъектами правоохранительной деятельности являются специально уполномоченные государственные органы, их должностные лица, а также негосударственные организации, осуществление правоохранительной деятельности которыми санкционировано (разрешено) государством на основании и в порядке, определенном законом;
  • 2) субъекты правоохранительной деятельности наделяются государственно-властными полномочиями, действуют от имени государства или специального правоохранительного органа на основании и в порядке, определяемом законом, негосударственные правоохранительные органы и их должностные лица осуществляют делегированные им государством полномочия на основе устава, зарегистрированного в определенном законодательством порядке;
  • 3) в сфере правоохранительной деятельности правоотношения чаще возникают по инициативе властных субъектов правоохранительной деятельности, иногда - по инициативе подвластных субъектов (например, подача жалобы на неправомерные решения (действия) властного субъекта правоохранительной деятельности);
  • 4) в целях защиты прав, свобод и законных интересов физических лиц властные субъекты правоохранительной деятельности уполномочены применять меры государственного принуждения к правонарушителям;
  • 5) деятельность властных субъектов правоохранительной деятельности основана на конституционных принципах и должна отвечать требованиям законности и справедливости;
  • 6) деятельность субъектов правоохранительной деятельности в целях обеспечения законности и укреплении дисциплины подконтрольна субъектам права в порядке, определяемом законом.

Деятельность правоохранительных органов осуществляется не только на основании конституционных принципов, в ней также используются научно обоснованные организационные принципы в целях упорядочения и согласованности этой деятельности и повышения ее эффективности.

К организационным принципам правоохранительной деятельности относятся:

  • 1) принцип плановости в деятельности правоохранительных органов. Правоохранительные органы разрабатывают комплексные программы борьбы с особо опасными преступлениями, организованной преступностью, по борьбе с терроризмом. Координация деятельности по реализации этих программ возлагается на прокуратуру;
  • 2) принцип объективности требует анализа и учета фактического состояния и развития состояния преступности, причин и условий ее существования и развития, а также определения комплексных государственных мер по ее предупреждению и профилактике;
  • 3) принцип дифференциации (разделения) и фиксации функций и полномочий каждого из правоохранительных органов и их должностных лиц. Данный принцип крайне важен для правильного подбора и расстановки кадров в зависимости от их профессиональной подготовки и опыта работы, а также разработки организационных структур управления в соответствии с имеющимися объективными функциями;
  • 4) принцип научности выражается в применении научных методов и средств сбора, обработки, обобщения и анализа информации о состоянии объекта управления, ее обработки с применением количественных методов на базе электронно-вычислительных машин, а также в выявлении актуальных проблем, формировании приоритетных целей, постановки задач, определения эффективных способов и средств их решения. Этому способствует рациональное правовое закрепление функциональных обязанностей работников, совершенствование структуры служб и подразделений и научная организация труда;
  • 5) принцип рациональности заключается в том, что цели и задачи организации управления правоохранительными органами должны достигаться при наименьших финансовых, ресурсных (силах и средствах) и временных затратах. Цель определяют силы и средства, затрачиваемые на ее достижение. Управление должно быть оптимальным. Критериями эффективности могут быть: время решение задач, затраты, сроки окупаемости, минимум негативных издержек и др. Рациональность управления базируется на разработке научно обоснованных вариантов решений, их сравнении и выборе наилучшего. Основное требование к разработке вариантов решений - обоснование степени вероятности достижения результата в заданных пределах и ответственность за их реализацию. Это обеспечивается правовым регулированием отношений по применению количественных методов при оценке характеристик различных вариантов управленческих решений ;
  • 6) принцип ответственности правоохранительных органов и их должностных лиц за результаты своей работы в целом. Данный принцип обеспечивается нормативно-правовым закреплением полномочий, задач, функций, форм и методов работы. За ненадлежащее исполнение служебных обязанностей должностные лица правоохранительных органов могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности. Должностные лица подлежат административной ответственности за административные правонарушения, связанные с несоблюдением установленных правил в сфере охраны порядка управления, государственного и общественного порядка, природы, здоровья населения и других правил, обеспечение выполнения которых входит в их служебные обязанности;
  • 7) принцип сочетания единоначалия с коллегиальностью. Смысл данного принципа заключается в том, что в правоохранительных органах чаще всего приходится разрешать комплексные проблемы и руководитель органа принимает управленческие решения с учетом мнения большинства членов коллегии. Решение коллегии, оформленное соответствующим образом, носит рекомендательный характер. Текущее оперативное управление осуществляется руководителем путем принятия единоличных решений, например министром, директором и др.;
  • 8) принцип линейности заключается в том, что руководитель в пределах своих полномочий реализует по отношению к своим подчиненным все полномочия, которыми он наделен в соответствии с законодательством, и персонально несет ответственность за результаты работы своих подчиненных;
  • 9) принцип двойного подчинения обеспечивает сочетание начал централизации в руководстве с учетом местных условий, например управление муниципальной полицией. В организации управления подразделениями криминальной полиции этот принцип неприемлем, особенно в организации управления подразделениями по борьбе с организованной преступностью и коррупцией. Чтобы исключить влияние органов местного самоуправления, а также органов власти субъектов РФ, созданы региональные управления по борьбе с криминальной преступностью, которые финансируются только из федерального бюджета и подчиняются только по вертикали соответствующему ведомству МВД России;
  • 10) организационный принцип единства и централизации характерен, например, для органов прокуратуры, органов внутренних дел, органов Федеральной службы безопасности и др.

К специальным принципам организации деятельности правоохранительных органов, которые отражают специфику организации и деятельности отдельных правоохранительных органов (например, органов Федеральной службы безопасности), относятся: принципы конспирации; сочетание гласных и негласных форм деятельности в борьбе с особо опасными преступлениями.

  • По теме «Методологические и организационно-правовые основы применения количественных методов в управленческой деятельности (на примере органов внутреннихдел)» 20.04.1999 г. в Российской академии государственной службы при ПрезидентеРоссии автором была защищена докторская диссертация (на соискания ученой степени д-ра юрид, наук).

План

2. Военные суды в судебной системе РФ.

3. Право заниматься частной детективной и охранной деятельностью.

Признаки, задачи и цели правоохранительной деятельности.

План

I. Цели правоохранительной деятельности

II. Признаки правоохранительной деятельности

III. Задачи правоохранительной деятельности

Деятельность правоохранительных органов призвана решать проблемы государства:

Экономики,

Политики,

Развития культуры,

Образования,

Поддержание обороноспособности

и многие другие функции.

Одно из центральных мест в ней занимает выполнение задач по обеспечению правопорядка и законности, защите прав и свобод человека и гражданина. Охрана прав и законных интересов государственных и негосударственных предприятий.

Обеспечением правопорядка и законности специально занимается значительно меньший круг органов, те, которые существуют только или главным образом для выполнения такой роли.

Их принято именовать - органами охраны порядка

которые призваны охранять установленный Конституцией Р.Ф. другими законами жизнь и деятельность государства и общества, Российских граждан и других лиц проживающих в России.

Весьма близко к понятию органов охраны правопорядка понятие ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ .

ПРИЗНАКИ правоохранительной деятельности:

Один из них проявляется в том,что такая деятельность может осуществляться не любым способом, а лишь с помощью применения Юридических мер воздействия. К ним принято относить меры государственного принуждения и взыскания, регламентируемые Законом.

Вторым существенным признаком правоохранительной деятельности является то, что принятые в ходе ее осуществления

Юридические меры воздействия должны строго соответствовать

предписаниям Закона или иного правового акта.

Только Закон или иной правовой акт могут служить основанием

применения конкретной меры воздействия и четко определять ее содержание.

В-третьих , характерным для правоохранительной деятельности является и то, что она реализуется в установленном законом порядке с соблюдением определенных процедур.

Наконец существенным признаком является то, что ее реализация возлагается прежде всего на специально уполномоченные государственные органы, комплектуемые соответствующим образом подготовленными служащими-юристами, специалистами в других областях.

Как видно по приведенным признакам и их краткой характеристике

к ней следовало бы относить такую государственную деятельность,

которая осуществляется с целью охраны права специально уполномоченными органами путем применения юридических мер воздействия в строгом соответствии с Законом и при неукоснительном соблюдении установленного им порядка.

Вопрос о задачах правоохранительной деятельности как и вопрос о ее понятии и содержании, пока что в законодательном порядке специально не решен.

Но задачи есть:

Личность ее права и свободы;

Общество- его материальные и духовные ценности;

Государство -его конституционный строй;

Суверенитет и территориальная целостность.

Во всяком случае, в нем четко обозначены те ценности, которые должны охраняться.

По закону охрана названных ценностей возложена на все государственные органы, в том числе, и на правоохранительные.

Это и составляет суть задач последних.

2. ВОЕННЫЕ СУДЫ В СУДЕБНОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

План

I. Этапы развития военных судов

II. Судебная система РФ, место военных судов, их задачи, сходство с общими судами

III. Различие военных и общих судов

IV. Особенности организаций и основ военных судов

V. Основы организации подсудности военных судов

I. Этапы развития военных судов.

Современные военные суды не сразу приобрели тот вид, который имеют в наши дни. Было время, когда наделение воинских начальников теми функциями, которые сейчас относятся к функциям судебной власти, считалось как само собой разумеющимся. Они могли обеспечить дисциплину подчиненных, командовать ими и принимать решения о их виновности или виновности в совершении преступления или не применения к ним мер наказания в том числе самых суровых. Постепенно процесс правосудия от управленческой деятельности шел весьма осторожно. В армии стали появляться должностные лица с полномочиями, очень сходными с судейскими, а затем и военные судьи.

По Военно-судебному уставу 1867 года в Российской армии формировалась своя система судов, в которую входили полковые суды, военно-окружные суды и Главный военный суд. Судьи Главного военного суда назначались императором по представлению военного министра. После октября 1917 года система военных судов разделила участь всей российской судебной системы которую Декрет о суде № 1 объявил упраздненной.

Приказ Народного комиссариата по военным судам РСФСР « О фронтовых, полковых, местных судах » от 23.07.1918 предусматривал, что эти суды должны рассматривать все уголовные дела, « по которым обвиняемому угрожает наказание не свыше 5-ти лет лишения свободы » дела о более опасных преступлениях должны были передаваться в территориальные военные ревтрибуналы.

В середине 1918 года в армии стали возрождаться чрезвычайные суды, получившие наименование революционных военных трибуналов. Инициаторами их создания были военное командование и полит органы. К концу 1918 года произошло образование Революционного военного трибунала при Революционном военном совете Республики. В течении длительного времени военные трибуналы вершили суровые репрессии в отношении как военнослужащих, так и гражданских лиц, действовали, не имея никакой законодательной базы. В ноябре 1919 года ВЦИК принял Декрет, утвердивший первое Положение о реввоентрибуналах. Этот документ подтвердил их « ни чем не ограниченное право в определении меры репрессии» и поставил в более жестокую зависимость от командования, полит органов и военной контрразведки, С такими полномочиями реввоентрибунал существовал все годы войны и военной интервенции. В ходе реформы 1922 года они перестали называться революционными и вошли в состав общей судебной системы РСФСР. После образования в 1922 году Союза ССР военные суды стали судами СССР. Их активно использовали в качестве органов политических репрессий до 1953 года.

Им предписывалось разбирать дела о «преступлениях» как военных так и гражданских «врагов народа» пользуясь упрощенной процедурой без предоставления подсудимому иметь защиту, обжаловать приговор, просить о помиловании.

25 октября 1958 года состоялось принятие нового положения о военных трибуналах, которое полностью исключила из подсудности дела совершенных гражданскими лицами и предусмотрела при отправлении правосудия руководствоваться теми же законами, что и все остальные суды.