Финансы. Налоги. Льготы. Налоговые вычеты. Госпошлина

Food book. что ест наша семья

Я не понимаю, почему дети должны безоговорочно любить все то, что будет им предложено на обед или ужин . Мы же прощаем взрослому, что он не ест устрицы, или соленые арбузы, или миндальные пирожные. Как бы я ни старалась убедить детей в том, что брокколи безумно полезна, а кабачок изумительно вкусен, не поверят. Лучше занять выжидательную позицию: не навязывать и не нажимать. Это обычно работает - рано или поздно приоритеты меняются, спектр вкусов расширяется, и ненавистная брокколи становится любимым гарниром, а оладьи из кабачка - прекрасным полдником.

Большая семья и маленькие порции

Многодетным мамам приходится сталкиваться с одним стереотипом: ведерная кастрюля еды, приготовленной на неделю, - образ, закрепившийся в сознании большинства. Эта вечно бурлящая кастрюля позавчерашнего борща могла бы стать моим ночным кошмаром, не будь у меня чувства юмора. На самом деле все иначе. Я готовлю маленькими порциями и решаю проблемы по мере их поступления. Сразу скажу: все это возможно только благодаря тому, что я сама не покупаю продукты. Эта задача лежит на главе семьи, и он с ней блестяще справляется.

На практике это выглядит так. Я редко затеваю такие основательные блюда, как солянка или холодец. Практически все, что я делаю, готовится быстро, очень быстро или само по себе. Для этого есть бытовая техника: блендер, миксер, чуткая и послушная духовка. Можно запечь в ней, например, добрый кусок свиного окорока. Я трачу не более 10 минут на манипуляции с мясом: посолить, приправить паприкой, чесноком, тимьяном и лавровым листом, плотно обернуть двойным слоем пекарской бумаги и поставить в духовку, разогретую до 150 °С.

Больше делать ничего не нужно - через 3,5 часа раздастся сигнал о том, что замечательная буженина готова. Охладив, ее можно нарезать тонкими ломтиками и использовать для сэндвичей к завтраку. Так же можно запечь целую курицу, разобрать ее на небольшие кусочки и использовать в салате с кускусом, изюмом и фисташками, начинить ею блинчики или упрятать в роллы из тонкого лаваша, намазанного творожным сыром, вместе с овощами и мелко нарезанными травами.

Что ещё можно сделать заранее

То, что можно сделать заранее, конечно, лучше сделать заранее. Например, отбить филе индейки и убрать в холодильник в герметичном контейнере. Или подготовить фарш для гамбургеров, фрикаделек или котлет. Вынуть из морозильной камеры рыбу и разморозить правильно, без спешки, на нижней полке холодильника. Обязательно сварить суп или, точнее, два супа, не более чем по 1,5-2 литра. Это вовсе не потому, что я такая добрая, а просто для того, чтобы «отказники» все-таки поели: если не суп-крем из шампиньонов, то чечевичный, не минестроне, так тыквенный.

Дети всегда рады киселю или компоту. Их тоже лучше приготовить с утра, чтобы к обеду они «дошли ». Между делом можно испечь маффины, шоколадный кекс или чуть-чуть - всего один противень - печенья. Ведь не исключено, что кому-то захочется сладкого или потребуется утешение: детская жизнь - непростая штука. Все эти операции занимают не более полутора-двух часов, так что до начала активных действий, вызванных возвращением детей домой, остается масса свободного времени.

Как разнообразить стандарты

До фанатизма доходить не стоит. Смешно варить каждому отдельную горстку риса. А вот составлять из сваренного заранее риса индивидуальный пазл - это увлекательно.

  • Пазл №1: овощи (например, красный сладкий перец, черешковый сельдерей, морковь, чеснок, шпинат, шампиньоны ), нарезанные и быстро обжаренные в воке на оливковом масле, + рис - для двоих вегетарианцев. 15 минут!
  • Пазл №2: нарезанная узкими полосками куриная грудка + овощи, также быстро обжаренные в воке, + рис.
  • Пазл №3: креветки, тот же вок, капля кунжутного масла, лимон, чеснок + рис.

Аналогично с пастой. Варим пачку пенне, спагетти или фузилли - 15 минут, далее паста с мидиями, с томатным соусом, с беконом и соусом из сыра и сливок, с тунцом. Каждый вариант занимает еще по 10 минут - даже не успеваешь устать.

Полдник и ужин

Для перекуса между обедом и ужином прекрасно подходят осетинские пироги, хачапури, пицца или кулебяка с рыбой, шпинатом, грибами и рисом. Если после обеда я ставлю дрожжевое тесто, оно как раз доходит к этому времени до кондиции. Тесто я замешиваю из двух килограммов муки и половину сразу убираю в холодильник в плотно закрытом пакете. Там оно подходит очень медленно, не успевая перекиснуть, и к следующему дню приобретает иные вкус и структуру.

Из такого «медленного » теста можно печь хлебные палочки, обсыпанные семечками и овсяными хлопьями, жарить во фритюре пирожки с картошкой или тонко раскатать в круглой форме для пиццы, сверху плотно, как черепицей, покрыть ломтиками яблок, посыпать миндалем и сахарной пудрой или полить кленовым сиропом. При температуре духовки 200 °С пирог выпекается за 15-20 минут. Для большего эффекта неплохо на пару минут включить духовку в режиме гриль - тогда по краям яблочных ломтиков появляется аппетитная корочка.

Ужинают дети всегда с завидным аппетитом - никогда не откажутся от яичницы-болтуньи или омлета, салата из пасты и запеченных овощей или от творожной запеканки с консервированными ананасами, изюмом или персиками.

Скорее всего, моя тактика небезупречна. Мы редко садимся за стол всей семьей. В свое оправдание могу сказать одно: в нашем деревенском доме есть специально заказанный стол, за которым помещаются все. И за ним бывает очень весело и вкусно.

А кухня - это наш остров. Остров доверия, секретов, разговоров, принятия решений. Мне это нравится, и нам никогда не бывает скучно.

Что я ем и что ест наша семья - меню на неделю. Я готовлю для своей семьи простую еду и у нас общий стол с детьми. Наш завтрак, обед и ужин на каждый день. Приятного просмотра! Смотрите другие мои видео: ЭКОНОМНОЕ МЕНЮ НА СЕМЬЮ НА 200 РУБЛЕЙ, ДЕНЬ ВТОРОЙ https://www.youtube.com/watch?v=RN89CXBqRIw ЭКОНОМНОЕ МЕНЮ НА СЕМЬЮ НА 200 РУБЛЕЙ, ДЕНЬ ПЕРВЫЙ https://www.youtube.com/watch?v=qqui1V5DiBc КАК ЭКОНОМИТЬ НА ПРОДУКТАХ И МЕНЬШЕ ТРАТИТЬ НА ЕДУ https://www.youtube.com/watch?v=-NmfUEorSpo МОИ ЛАЙФХАКИ ДЛЯ КУХНИ. ХИТРОСТИ НА КУХНЕ https://www.youtube.com/watch?v=vxwYgQSAu_k ПОЧЕМУ НЕ ХВАТАЕТ ДЕНЕГ. КАК НЕ БРАТЬ В ДОЛГ. КАК ПЛАНИРОВАТЬ РАСХОДЫ НА МЕСЯЦ, ЧТОБЫ НА ВСЕ ХВАТАЛО https://www.youtube.com/watch?v=QECFPVJ9WO8 КАК ЭКОНОМИТЬ ДЕНЬГИ. КАК НАУЧИТЬСЯ КОПИТЬ ДЕНЬГИ https://www.youtube.com/watch?v=UUISLVVfda4 КАК КУПИТЬ КВАРТИРУ ЕСЛИ НЕТ ДЕНЕГ. ГДЕ ВЗЯТЬ ДЕНЬГИ НА КВАРТИРУ https://www.youtube.com/watch?v=IViy11moz8k ДОЛГ ПО КРЕДИТУ, ПЕНЯ, ШТРАФЫ, СУД. ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ЗВОНЯТ КОЛЛЕКТОРЫ? КАК УМЕНЬШИТЬ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ? https://www.youtube.com/watch?v=NOCYwvU_l8U БЕЗДРОЖЖЕВОЙ ХЛЕБ НА ЗАКВАСКЕ https://www.youtube.com/watch?v=-bGKGCYTjQk КАК СДЕЛАТЬ КОНФЕТЫ СВОИМИ РУКАМИ https://www.youtube.com/watch?v=fk6DLNo4pWg МОЕ МЕНЮ НА НОВЫЙ ГОД 2017 https://www.youtube.com/watch?v=ueI-UMsSvys МИНИМАЛИЗМ и РАСХЛАМЛЕНИЕ, МАГИЧЕСКАЯ УБОРКА МАРИ КОНДО https://www.youtube.com/watch?v=j6jwz8r8yVA ЛИШНИЙ ВЕС - ПРИЧИНЫ. ПИТАНИЕ ПРИ ЛИШНЕМ ВЕСЕ ТЕЛА. https://www.youtube.com/watch?v=wN5azxmOgDw ВЛОГИ https://www.youtube.com/watch?v=BZTymZ35Bo4&list=PLLl1brJIMmGAHU4Dl65tWmpAO45lKAqJk ВСЕ О ГРУДНОМ ВСКАРМЛИВАНИИ https://www.youtube.com/watch?v=6Qrkvq6KQzk&list=PLLl1brJIMmGDo2DR24SxANsbNBXF1Xlmv КАК ЗАБЕРЕМЕНЕТЬ, ОВУЛЯЦИЯ. ЖЕНСКОЕ ЗДОРОВЬЕ https://www.youtube.com/watch?v=87h3IK0_ea4&list=PLLl1brJIMmGDzvclSBWVOMttg-jiqKjUc ЧТО ЕСТ НАША СЕМЬЯ https://www.youtube.com/watch?v=ueI-UMsSvys&list=PLLl1brJIMmGDarBfDhdXiuY6jcSf7G1Hv БЕРЕМЕННОСТЬ И РОДЫ https://www.youtube.com/playlist?list=PLLl1brJIMmGBAg70X3OoaDkLqXkg5Nm5u КАК ПОХУДЕТЬ https://www.youtube.com/playlist?list=PLLl1brJIMmGAOZECkHqZ85Zo1mmFnalQ6 ДИСПЛАЗИЯ ТАЗОБЕДРЕННЫХ СУСТАВОВ У ДЕТЕЙ https://www.youtube.com/playlist?list=PLLl1brJIMmGDJLjCnPrIqcW770I9R9ew6 Подписывайтесь - видео каждые 1-2 дня!

Что я ем и что ест наша семья - меню на неделю. Я готовлю для своей семьи простую еду и у нас общий стол с детьми. Наш завтрак, обед и ужин на каждый день. Приятного просмотра!

Смотрите другие мои видео:
ЭКОНОМНОЕ МЕНЮ НА СЕМЬЮ НА 200 РУБЛЕЙ, ДЕНЬ ВТОРОЙ
https://www.youtube.com/watch?v=RN89CXBqRIw

ЭКОНОМНОЕ МЕНЮ НА СЕМЬЮ НА 200 РУБЛЕЙ, ДЕНЬ ПЕРВЫЙ
https://www.youtube.com/watch?v=qqui1V5DiBc

КАК ЭКОНОМИТЬ НА ПРОДУКТАХ И МЕНЬШЕ ТРАТИТЬ НА ЕДУ
https://www.youtube.com/watch?v=-NmfUEorSpo

МОИ ЛАЙФХАКИ ДЛЯ КУХНИ. ХИТРОСТИ НА КУХНЕ https://www.youtube.com/watch?v=vxwYgQSAu_k

ПОЧЕМУ НЕ ХВАТАЕТ ДЕНЕГ. КАК НЕ БРАТЬ В ДОЛГ. КАК ПЛАНИРОВАТЬ РАСХОДЫ НА МЕСЯЦ, ЧТОБЫ НА ВСЕ ХВАТАЛО
https://www.youtube.com/watch?v=QECFPVJ9WO8

КАК ЭКОНОМИТЬ ДЕНЬГИ. КАК НАУЧИТЬСЯ КОПИТЬ ДЕНЬГИ
https://www.youtube.com/watch?v=UUISLVVfda4

КАК КУПИТЬ КВАРТИРУ ЕСЛИ НЕТ ДЕНЕГ. ГДЕ ВЗЯТЬ ДЕНЬГИ НА КВАРТИРУ
https://www.youtube.com/watch?v=IViy11moz8k

ДОЛГ ПО КРЕДИТУ, ПЕНЯ, ШТРАФЫ, СУД. ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ЗВОНЯТ КОЛЛЕКТОРЫ? КАК УМЕНЬШИТЬ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ?
https://www.youtube.com/watch?v=NOCYwvU_l8U

БЕЗДРОЖЖЕВОЙ ХЛЕБ НА ЗАКВАСКЕ
https://www.youtube.com/watch?v=-bGKGCYTjQk

КАК СДЕЛАТЬ КОНФЕТЫ СВОИМИ РУКАМИ
https://www.youtube.com/watch?v=fk6DLNo4pWg

МОЕ МЕНЮ НА НОВЫЙ ГОД 2017
https://www.youtube.com/watch?v=ueI-UMsSvys

МИНИМАЛИЗМ и РАСХЛАМЛЕНИЕ, МАГИЧЕСКАЯ УБОРКА МАРИ КОНДО
https://www.youtube.com/watch?v=j6jwz8r8yVA

ЛИШНИЙ ВЕС - ПРИЧИНЫ. ПИТАНИЕ ПРИ ЛИШНЕМ ВЕСЕ ТЕЛА.
https://www.youtube.com/watch?v=wN5azxmOgDw

ВСЕ О ГРУДНОМ ВСКАРМЛИВАНИИ
https://www.youtube.com/watch?v=6Qrkvq6KQzk&list=PLLl1brJIMmGDo2DR24SxANsbNBXF1Xlmv

КАК ЗАБЕРЕМЕНЕТЬ, ОВУЛЯЦИЯ. ЖЕНСКОЕ ЗДОРОВЬЕ
https://www.youtube.com/watch?v=87h3IK0_ea4&list=PLLl1brJIMmGDzvclSBWVOMttg-jiqKjUc

ЧТО ЕСТ НАША СЕМЬЯ
https://www.youtube.com/watch?v=ueI-UMsSvys&list=PLLl1brJIMmGDarBfDhdXiuY6jcSf7G1Hv

БЕРЕМЕННОСТЬ И РОДЫ
https://www.youtube.com/playlist?list=PLLl1brJIMmGBAg70X3OoaDkLqXkg5Nm5u

КАК ПОХУДЕТЬ
https://www.youtube.com/playlist?list=PLLl1brJIMmGAOZECkHqZ85Zo1mmFnalQ6

ДИСПЛАЗИЯ ТАЗОБЕДРЕННЫХ СУСТАВОВ У ДЕТЕЙ
https://www.youtube.com/playlist?list=PLLl1brJIMmGDJLjCnPrIqcW770I9R9ew6

Подписывайтесь - видео каждые 1-2 дня!

Семейные традиции потихоньку теряют свою важность . В нашей динамичной жизни кажется, что от слова «традиции» пахнет нафталином. Однако многие из них - основа дружеских отношений и понимания в семье.

Рано или поздно мы начинаем скучать по возможности поговорить друг с другом, дает о себе знать дефицит исповеди. Сложно понимать, что ты кому-то нужен, если личное общение вытеснили короткие звонки на мобильный, смски и скайп.

Знакомая ситуация? Решением проблемы станет семейный ужин , которым когда-то в семьях очень дорожили и даже снимали о нем фильмы. Если у вас до сих пор такой замечательной традиции - предлагаем начать сегодня же.

Как начать

Семейный ужин - это не только еда. Поэтому не стоит думать, что ничего не получится, так как вы на диете или не едите после 18.00, а дети не будут сидеть голодными до прихода папы.

Каждый член семьи может покушать тогда, когда ему удобно, а усевшись за общий стол - общаться в непринужденной обстановке, кушая фрукты или пробуя новый сорт чая.

Чтобы в будний день не удивлять родных внезапно накрытым столом, попробуйте начать с семейного обеда или ужина в выходной день. Да-да, в наше время даже выходные семьи проводят порознь, занимаясь каждый своим делом.

Как подготовить

Семейный ужин или обед - способ , поэтому все, что касается его обсуждения, закупок и приготовления блюд важно делать вместе. Совместный труд объединяет, помните?

Начинаем подготовку с обсуждения меню . Уверены, этот пункт понравится вашим домочадцам. Учитывайте пожелания каждого члена семьи, ведь начинать лучше с позитива. Но без фанатизма, лучше выбирать легкие и полезные блюда, которые смогут попробовать все.

По дороге с прогулки зайдите в магазин, чтобы купить необходимые продукты.

Следующий шаг - начинайте готовить вместе . Не стоит трудиться на кухне в одиночестве, у вас есть отличный повод поболтать с мужем на любые темы в ненавязчивой атмосфере. А дети под вашим присмотром легко освоят элементарные азы кулинарии.

Главный фактор удачного семейного ужина - никаких телевизоров и телефонов ! Для фона можно включить расслабляющую музыку, чтобы не стучать приборами в тишине.

Нюанс для интеллектуалов : семейная традиция каждые выходные устраивать обед или ужин в определенных национальных традициях - итальянский французский, американский - отличный повод для того, чтобы самим узнавать интересные нюансы культуры других стран и знакомить с ними детей.

Как провести

Чтобы семейный ужин удался, все, что вам нужно делать - просто общаться .

Кстати, это кажется простым только на первый взгляд. Мы настолько отдалились друг от друга, что сразу найти общие темы для разговора вам может показаться довольно сложной задачей. Главное не сдавайтесь и продолжайте собираться за столом всей семьей - все получится.

Начните . Пусть даже сначала больше о работе. Как ни удивительно, но дети очень любят слушать разговоры мамы и папы - с их помощью они учатся понимать взрослую жизнь.

Слушайте . Для них важно знать, что родителям не все равно, что еще происходит в их жизни кроме уроков и состояния здоровья.

Не друг друга . Пусть семейный обед или ужин станет тем самым моментом, когда каждый сможет выговориться, высказаться, пожаловаться, и быть уверенным, что его поймут.

Для скептиков

Если вы все еще не уверены, нужны ли в вашем доме семейные традиции, мы подготовили для вас несколько серьезных аргументов «за».

Фактор психологии . Специалисты Иллинойского университета в Чикаго, США, недавно закончили 5-ти летнее психолого-социальное исследование и выяснили следующую воодушевляющую закономерность.

Дети, в семьях которых общие обеды и ужины проводились минимум два раза в неделю, получали лучшие отметки в школе, меньше страдали от депрессии, мало курили, не употребляли алкоголь и наркотики.

Фактор здоровья . Департамент здравоохранения США недавно обнародовал статистику, согласно которой, если члены семьи кушают все вместе, они употребляют намного меньше вредной пищи :

  • продуктов быстрого питания - на 38%;
  • сладких газированных напитков - на 23%;
  • жиров - на 28%.

Показатели полезных продуктов , напротив, возрастают. Так за год одна американская семья, собираясь за общим столом, кушает гораздо лучше и здоровее, чем если бы делали это в одиночку. Количество съеденных полезных фруктов, овощей, нежирной рыбы и соков увеличилось на 34%!

Ведь мама никогда не приготовит плохого, а значит, семенная трапеза - верный путь к формированию полезной привычки здорового питания у детей.

Согласитесь, тут есть ради чего стараться!

Достаточно долго, будучи мамой одного ребенка, я полагала, что никакой разницы в том, скольких детей кормить одного или нескольких нет, и проблема решается увеличением размеров кастрюли, однако, на практике все оказалось иначе. У каждого из моих детей, в силу возрастных особенностей , свой режим дня, свои потребности в питании , а также «люблю» и «не буду», между которыми приходится маневрировать.


Для меня стало необходимостью соблюсти баланс между удобством кухонного быта для меня , вкусом и пользой блюд для детей, а также особенным чувством для каждого члена моей семьи, что ты – дома, что здесь такая еда, которую ты любишь , и которой больше нигде нет.

И первым был взят на вооружение очень простой принцип : дети должны есть то же, что и взрослые, а взрослые должны готовить такую еду, чтобы её могли есть и дети.

Готовлю еду каждый день, маленькими порциями , при этом провожу на кухне не более полутора часов в день. Практически все, что я делаю, готовится быстро, очень быстро или само по себе. Главные мои помощники на кухне – это духовка и мультиварка .

Мультиварка помогает готовить каши для завтрака с вечера, к указанному времени, затратив на это не более 5 минут. К тому же, кашу очень удобно поддерживать теплой, если все члены семьи завтракают в разное время.

Сразу после завтрака для всех блюд сегодняшнего меню чищу и режу овощи. Те, что для ужина убираю в герметичный контейнер в холодильник. Трачу не более 10 минут на манипуляции с мясом, курицей или рыбой на вечер и также убираю полуфабрикат в холодильник. Обязательно варю маленькую кастрюльку супа только на сегодня. Иногда делаю заготовку для овощного салата.

Дети всегда рады киселю или компоту , между делом можно испечь немного печенья , шоколадный кекс, или замесить тесто для пирога. Все мои рецепты выпечки с минимальным временем приготовления . С замесом теста прекрасно справляется хлебопечка, а печенье люблю печь такое, которое выпекается как один пласт и разрезается на порционные куски после того, как остынет. Пекущиеся пироги, запах из кухни - делает дом живым и уютным, а дети очень любят выпечку. Все эти операции занимают не более 1 часа.

На полдник готовлю детям различные смузи и коктейли из творога, натурального йогурта, фруктов. В это же время отправляется в духовку или в мультиварку ужин , который готовится к назначенному времени без моего участия. Если в хлебопечке подошло тесто, делаю один пирог на противень среднего размера и также отправляю в духовку. В общей сумме у меня на это уходит не более 20-25 минут. Итого за день я провожу на кухне не более 1,5 часов.

К сожалению, мы редко садимся за стол всей семьей, из-за совершенно разных графиков работы, учебы и прочих дел моих домочадцев. Но когда мы все же оказываемся за одним столом, нам бывает очень весело и вкусно . У меня большая семья , мне есть, для кого стараться – и это главное!

От чего на 99% зависит здоровье вашей семьи?

Ответ прост и даже, можно сказать, банален.

Здоровье зависит от того, что и как семья есть. То есть от вида и формы питания. Правильное питание является одним из основополагающих факторов здорового и полноценного развития человека. Что и как мы едим в очень большой степени влияет на всю нашу жизнь.

Сегодня мы поговорим о правильном питании в семье.

Правильное питание: каким оно должно быть?

Правильное питание - это питание, организованное в соответствии с потребностями организма человека, способствующее тем самым сохранению и укреплению его здоровья.
В основе правильного питания лежат 5 принципов: регулярность, разнообразие, адекватность, безопасность, удовольствие. Основная задача формирования основ правильного питания в семье заключается в том, чтобы помочь ребенку усвоить эти принципы.

Рассмотрим подробно каждый из принципов.

I принцип - регулярность.

Все процессы, протекающие внутри нас (дыхание, биение сердца, деление клеток, сокращение сосудов, в том числе и работа пищеварительной системы), носят ритмичный характер, и регулярность - непременное условие эффективного функционирования сложной биологической системы.

Режим питания призван обеспечить равномерную нагрузку в системе пищеварения в течение дня, вот почему должно быть как минимум 4 приема пищи. В младшем школьном возрасте должно быть - 4-5 приемов через каждые 3-4 часа (именно столько времени требуется на то, чтобы пища переварилась). Именно такая система питания позволяет организму наиболее оптимально усваивать полезные вещества и витамины.

Дневная норма еды должна распределяться таким образом: легкий завтрак, равный примерно трети всей дневной нормы, плотный обед, полдник и ужин, составляющий четверть дневной нормы.

Распределение продуктов по часам приема очень сильно зависит от их состава и энергетического потенциала. Например: продукты с высоким содержанием белка - мясо, рыба, бобовые стоит употреблять на завтрак или обед. Такие продукты повышают активность центральной нервной системы. Перед сном стоит кушать кисломолочные продукты, фрукты и овощи. Они не нагружают пищеварительные органы.

Не стоит употреблять на ночь чай, кофе, острые приправы, и уж, тем более давать всё выше перечисленное ребёнку. Так вы можете активизировать нервную систему и нарушить сон.

Прием еды лучше всего начинать с салатов или овощей. Так вы активизируете деятельность желудка и увеличите выделение желудочного сока. При этом блюда стоит подавать не горячее 50-ти градусов и не холоднее 10-ти градусов.

Определенное значение имеет продолжительность отдельных приемов пищи. Считается, что для завтрака и ужина достаточно уделять 15 - 20 мин., для обеда - 20 - 25 мин.
Полезно заканчивать любой прием пищи не сладким десертом, а сырыми твердыми овощами или фруктами. Они усиливают слюноотделение, зубы частично очищаются от налета и остатков пищи. Для хорошей усвояемости пищи, ее необходимо тщательно пережевывать.

Еда "по часам" важна в любом возрасте, но ее значение особенно велико для детей и подростков, когда происходит активный рост и созревание организма. Нерегулярное питание создает дополнительные нагрузки и напряжение в этом процессе, и благоприятную почву для возникновения различного рода нарушений здоровья, причем не только физического, но и психического. Исследования ученых показали, что у детей, имеющих "вольный график" приема пищи, отмечается более высокий уровень тревожности, утомляемости, у них чаще возникают конфликты со сверстниками и педагогами, им сложнее учиться. Но согласитесь, мало, кто из взрослых, столкнувшись с подобного рода проблемами у собственного ребенка, задумается - а не режим ли питания (или, вернее, его отсутствие) тому причиной?

Привычка питаться регулярно должна воспитываться с раннего детства, и основа ее - организация питания в семье, позволяющая сформировать "рефлекс на время". Цель - появление у ребенка желания есть в "нужные" часы.

А что надо знать и уметь самому ребенку?

Уже у дошкольника должно быть сформировано представление о том, что ежедневная еда - это обязательно завтрак, обед, полдник, ужин. В 7-8 лет ребенка нужно научить самостоятельно определять по часам время основных приемов пищи. Кроме того в младшем школьном возрасте ребенок может принимать посильное участие в организации своего режима питания. Если в детском саду и дома ответственность за это полностью лежит на плечах родителей или воспитателей, то школьная жизнь предполагает большую самостоятельность. Поэтому хорошо, если ребенок привыкнет брать с собой в школу бутерброд или яблоко, будет знать, когда, на какой перемене его съесть, а, придя, домой, сумеет организовать себе обед, не дожидаясь родителей.

II принцип - разнообразие.

Наш организм нуждается в разнообразном пластическом и энергетическом материале. Белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества - все это мы должны получать из пищи. У каждого из перечисленных веществ свои функции: например белки - основной строительный материал, из которого формируется и "ремонтируется" (в случае возникающих неполадок) тело, углеводы и жиры участвуют в энергообеспечении систем и органов, витамины - важнейший регулятор биологических процессов, протекающих в организме и т.д. Нехватка любого из них способна привести к возникновению серьезных сбоев в работе организма.

Вот почему так важно формировать у ребёнка разнообразный вкусовой кругозор, чтобы ему нравились разные продукты и блюда. Широта вкусовых пристрастий - залог того, что во взрослой жизни человек сумеет правильно организовать свое питание.

В рацион ребенка необходимо включать все группы продуктов - мясные, молочные, рыбные, растительные. Одно и то же блюдо не следует давать ребенку в течение дня несколько раз, а в течение недели чаще 2 раз.

Нередко взрослые сталкиваются с проблемой необъяснимого на первый взгляд консерватизма ребенка в отношении еды. Ребёнок готов целый день питаться одной картошкой или макаронами, или, не прекращая, есть сосиски. Идти у них на поводу ни в коем случае не стоит (несмотря на то, что приверженность одному и тому же блюду в значительной степени облегчает жизнь маме), ведь такое питание никак нельзя назвать полноценным. Но вряд ли удастся решить проблему с помощью "диктаторских" мер, заставляя, ребёнка есть то, "что положено" (отмечу, что насилие в деле питания - прием запрещенный). Попытайтесь помочь ребенку "распробовать" вкус разных блюд. Как этого добиться?

Один из рецептов - предоставить ему возможность экспериментировать и самостоятельно создавать вкус и внешний вид блюда. Так, к примеру, в кашу (очень полезную, но не очень популярную у детей) можно добавлять варенье, сок (изменится цвет), сухофрукты, орехи, семечки… Картофельное пюре может быть выложено на тарелку скучной горкой, а может - в форме мишки. Такие эксперименты очень занимательны для ребенка, а практика показывает, что интерес эстетический в скором времени превращается в интерес гастрономический.

Рассмотрим подробно рацион питания ребёнка 6-11 лет (младший школьный возраст):

Рацион питания младшего школьника должен включать, как было отмечено ранее, все основные группы продуктов, а именно - мясо и мясопродукты, рыбу и рыбопродукты, молоко и молочные продукты, яйца, пищевые жиры, овощи и фрукты, хлеб и хлебобулочные изделия, крупы, макаронные изделия и бобовые, сахар и кондитерские изделия.

Мясо, рыба, яйца, молоко, кефир и другие кисломолочные продукты, сыр, творог являются основными источниками высококачественных животных белков, способствующих нормальному росту и развитию детей, их устойчивости к действию инфекций и других неблагоприятных внешних воздействий. Количество белка животного происхождения в рационе детей младшего школьного возраста должно составлять 60% от общего количества белка.

Для обеспечения белковой полноценности питания следует ежедневно включать в рацион младшего школьника:

  • молока 500 г,
  • творога 40-50 г,
  • сыра 10-15 г,
  • рыбы 40-60 г,
  • мяса -140 г,
  • одно яйцо.

Этим набором продуктов можно полностью удовлетворить потребность растущего организма в белках при условии поступления достаточного количества белков растительного происхождения (их содержат фасоль, орехи, зерновые культуры и некоторые овощи).

В питании детей младшего школьного возраста следует использовать нежирную говядину или телятину, крольчатину, нежирную свинину, курицу, индейку.

Из субпродуктов - печень, сердце, почки, мозги, язык. Субпродукты являются источником полноценных белков, фосфора, железа, меди, витаминов группы В. Блюда из субпродуктов нужно вводить в рацион младших школьников не менее 2 раз в неделю.

Мясные блюда следует сочетать с овощными гарнирами.

Рыбные деликатесы (икра, соленая рыба, консервы) по своей пищевой ценности не имеют преимуществ перед свежей рыбой, но содержат значительное количество соли и оказывают раздражающее действие на недостаточно зрелую слизистую желудка и кишечника детей младшего школьного возраста. Поэтому их рекомендуется включать в рацион питания детей этого возраста лишь изредка и в небольших количествах.

Мясо и рыба могут использоваться в виде самых разнообразных блюд - котлет, тефтелей, фрикаделек, гуляша, антрекотов - в зависимости от индивидуальных вкусов детей.

Для удовлетворения потребностей растущего детского организма в незаменимых аминокислотах целесообразно применять комбинации пищевых продуктов. Например, молочный белок наилучшим образом сочетается с белком зерновых, хлебных продуктов. Поэтому большое значение имеет введение в рацион младших школьников молочных каш, в которых белок молока, богатый лизином, восполняет природный недостаток этой незаменимой аминокислоты в зерновых продуктах.

Наибольшую биологическую ценность в питании детей имеют молочные белки. Поэтому молоко является обязательным, не подлежащим замене продуктом питания. Молочный жир включает биологически ценные ненасыщенные жирные кислоты, а также жирорастворимые витамины.

Кроме того молоко - источник минеральных солей, в том числе легкоусвояемых кальция и фосфора. Оно содержит микроэлементы: кобальт, медь, цинк, йод, алюминий

В питании младших школьников следует широко применять различные продукты, получение которых основано на молочнокислом брожении - творог, сметану, сыры, кефир, простоквашу, йогурт и др. В результате жизнедеятельности молочнокислых бактерий в молоке образуются витамины В1, В2 и ферменты. Микроорганизмы, содержащиеся в молочнокислых продуктах, создают в кишечнике кислую среду и подавляют жизнедеятельность гнилостных и патогенных бактерий. Кроме того молочнокислые продукты являются хорошим возбудителем пищеварительной секреции, способствуют регулярному опорожнению кишечника.

Большое значение в питании младших школьников имеет творог, который богат кальцием и фосфором, содержит незаменимые аминокислоты.

Важную роль в питании детей и взрослых играют сложные белки - фосфопротеиды, источником которых являются яйца, точнее желтки. Фосфопротеиды необходимы для нормального формирования и функционирования центральной нервной системы человека. Поэтому в рацион питания нужно ежедневно включать одно яйцо.

Значение жиров в питании младших школьников многообразно: они используются для пластических целей, особенно для построения нервной ткани, являются растворителями витаминов А, Д, Е, обеспечивая наиболее полное их усвоение. Кроме того, некоторые жиры сами служат источником этих витаминов, а также необходимых в детском возрасте полиненасыщенных жирных кислот. Наиболее ценные жиры - молочный жир, который входит в состав молока и молочных продуктов (сливочного масла, сливок, сметаны), а также жир, входящий в состав яичного желтка. Эти жиры хорошо усваиваются и содержат витамины А и Д, весьма важные для ребенка. Растительное масло, хотя практически и не содержит витаминов, также хорошо усваивается организмом ребенка.

Количество углеводов в питании младших школьников должно быть примерно в 4 раза больше, чем белков и жиров, т.е. 280 - 400 г. в сутки.

Рекомендуется использовать легко усвояемые углеводы (сахар, мед, варенье, кондитерские изделия, овощи и фрукты). Рекомендуемое количество сладостей следует давать после еды. Они являются специфическим пищевым раздражителем, нормализующим тонус нервной системы.

Основная потребность в углеводах покрывается за счет крахмала, содержащегося в хлебе, крупах, картофеле. Поэтому в питании младших школьников следует использовать большое количество хлебобулочных изделий (300 - 400 г) и круп (до 35 г) в день. Хлеб используется ржаной и пшеничный.

Крупы, особенно гречневая и овсяная, наряду с углеводами, обеспечивает детей растительными жирами, растительными волокнами, витаминами В1, В2, магнием.
Вместе с тем, преимущественно углеводное питание приводит к существенным нарушениям обмена веществ и снижению иммунитета. Наблюдается отставание в росте и общем развитии детей, ожирение, склонность к гнойничковым заболеваниям, развитие кариеса.

Младшие школьники должны получать ежедневно 250 - 300 г. картофеля и 300 - 400 г. овощей в виде салатов, винегретов, овощных супов, пюре, запеканок и др.; 200 -300 г фруктов и ягод в виде свежих плодов и различные плодоовощные соки - особенно с мякотью (яблочный, сливовый, абрикосовый, персиковый, томатный и др.).

Плоды и овощи, особенно свежие, являются важнейшим источником аскорбиновой кислоты, витамина Р, бета-каротина. Аскорбиновой кислотой особенно богаты черная смородина, зеленый перец, шиповник. Высоко ее содержание в цитрусовых, зеленом луке, цветной капусте. Витамин Р усиливает действие витамина С в организме. Удачное сочетание этих витаминов имеется в апельсинах, лимонах, мандаринах, черноплодной рябине. Этими витаминами, а также витамином Е и рядом других полезных витаминоподобных соединений богата облепиха. Бета-каротином, который в организме превращается в витамин А, особенно богата морковь. Немало его и в томатах, абрикосах, зеленом луке, сладком перце, облепихе, зелени.

Вода, не являясь продуктом питания, тем не менее составляет до 60% от общей массы человеческого организма и жизненно необходима, т.к. служит для растворения и доставки питательных веществ к активно функционирующим органам и тканям. Вода сохраняет необходимый объем крови и регулирует температуру тела. Вода поступает в организм с пищей и при употреблении напитков. Около 0,5 л воды в день образуется в организме за счет реакций обмена веществ.

Младшему школьнику ежедневно нужно потреблять до 1,5 - 2,0 л воды для возмещения ее потерь. При этом надо учитывать, что потребность в воде увеличивается с увеличением потребления углеводов с пищей.

Следует также отметить, что весной и летом необходимо увеличивать количество растительной пищи. Зимой, напротив целесообразно добавлять в рацион питания продукты, богатые белками и жирами.

III принцип - адекватность.

Пища, которую съедает в течение дня ребенок, должна восполнять энерготраты его организма. А они немалые - ведь ребенок растет, в нем происходят сложнейшие функциональные перестройки. Но в каждом конкретном случае цифра эта может меняться в зависимости от пола, условий жизни, вида деятельности, состояния здоровья. Так, очевидно, что рацион и режим питания ребенка, активно занимающегося спортом, должен отличаться от рациона и режима питания его менее подвижных сверстников. Питание во время болезни - от питания в обычное время. Летний стол - от зимнего стола и т.д.

В деле контроля адекватности питания ребёнка основная ответственность - на взрослых. Но не стоит здесь лишать самостоятельности и ребенка. Уже у дошкольника должно быть сформировано представление о том, какое количество пищи для него недостаточно, достаточно и избыточно. Важно, чтобы ребёнок понимал, что для здоровья опасно как недоедание, так и переедание, например, излишнее увлечение сладким. Ему можно предложить самостоятельно контролировать количество сладостей, которое он съедает в течение дня. При этом любимые лакомства не ставятся вне закона, их не относят к вредным продуктам, но их количество должно быть строго ограничено.

Однако любой взрослый знает, как нелегко остановить сладкоежку. В этом случае рекомендуется переложить контролирующие функции на самого ребенка (задача взрослого - придумать для этого занимательную и интересную форму самоконтроля). Практика показывает, что ребенок в роли контролера самого себя очень успешно справляется с поставленной перед ним задачей.

IV принцип - безопасность.

Безопасность питания обеспечивают три условия - соблюдение ребенком правил личной гигиены, умение различать свежие и несвежие продукты, осторожное обращение с незнакомыми продуктами.

О том, что нужно мыть руки перед едой, известно даже самым маленьким. Но, к сожалению, знать не значит всегда выполнять. Желудочно-кишечные расстройства - одно из самых распространенных заболеваний в детском возрасте, основная причина - несоблюдение элементарных гигиенических правил. Вот почему обучение правильному питанию должно включать и задачу формирования основных гигиенических навыков. Причем, подчеркну, именно навыков, а не знаний о том, как это важно и полезно.

К 7-8 годам ребёнок получает некоторую самостоятельность в отношении собственного питания - может самостоятельно достать из холодильника и съесть йогурт, взять из вазочки печенье, яблоко и т.д. А значит, уже к этому возрасту у него должно быть сформировано представление о признаках, свидетельствующих о несвежести продукта (изменение запаха, цвета). Важно, чтобы ребенок знал: если есть даже небольшие сомнения в свежести продукта, есть его нельзя.

Такое же осторожное отношение должно быть сформировано и к незнакомым продуктам. Сегодня, когда в магазинах очень широкий ассортимент продуктов, порой трудно удержаться от соблазна попробовать что-то новенькое. В самом по себе желании нет ничего плохого. Но дело в том, что новые, нетрадиционные для нашей культуры питания продукты могут содержать незнакомые для нашего организма вещества, которые могут стать для ребёнка аллергенами. Поэтому важно, чтобы он запомнил, что знакомство с новым продуктом или блюдом должно происходить только в присутствии взрослого.

И ещё несколько советов, обеспечивающих безопасность питания:

  1. Не следует сильно обжаривать пищу, лучше использовать отваривание и тушение, т.к. возникающие при обжаривании продукты окисления жиров раздражают слизистую желудка и кишечника, могут вызвать изжогу, боли в животе не только у ребёнка, но и у взрослого.
  2. Как можно реже используйте в рационе питания семьи, и особенно детей, различные виды колбас, сардельки, сосиски - помимо того, что в них очень много жира, обычно эти продукты, часто производятся из мяса "второй свежести" или субпродуктов и содержат большое количество консервантов.
  3. Для питания семьи выбирайте сыры светло-жёлтого цвета, ярко-жёлтые сыры очень жирные.
  4. Как можно реже используйте плавленые сыры и сырки - они содержат не только много жира, но и всевозможных красителей, плавителей, загустителей и прочих пищевых добавок. Постарайтесь не очень часто использовать продукты, в которых сочетаются жиры и "быстрые углеводы" - сдобную выпечку, пирожные, торты, шоколад, мороженое. Это сочетание приводит к полноте.
  5. Серьёзный вред здоровью наносят сладкие газированные напитки.

V принцип - удовольствие.

Почему-то, когда говорят о роли и значении питания, часто забывают о весьма важной функции еды - доставлять удовольствие. А ведь приятные ощущения, которые возникают во время еды, имеют и глубокий физиологический смысл, являясь показателем безопасности продукта (неприятный вкус воспринимается нашим организмом как сигнал тревоги - это есть нельзя!). Поэтому чем выше уровень развития вкусовой чувствительности человека, тем выше уровень защиты его организма.

Призыв к получению удовольствия от еды - это не призыв к перееданию. Ведь удовольствие возникает не от количества съеденного (скорее, здесь обратная зависимость - переедание "убивает" приятные ощущения), а от умения различать, дифференцировать вкусы и запахи, оценивать гармоничность их сочетания, внешний вид блюда и т.д.

Сформированность таких умений зависит от того, насколько разнообразна пища, которую ест ребенок и насколько вкусно она приготовлена. Важно, научить ребёнка описывать запах, вкус блюда, не ограничиваясь простым «вкусно-невкусно». А для этого нужно, чтобы за обеденным столом взрослые вместе с ним обсуждали достоинства блюда. Ведь только так ребенок сможет понять, какой вкус называют "мягким", "кисло-сладким", "горько-сладким" и т.д.

Удовольствие от еды также напрямую зависит от атмосферы, царящей за столом. Во время приёма пищи должно быть наложено табу на ссоры, выяснения отношений и воспитательные беседы! Пусть с самого раннего возраста у ребенка сформируется представление - семейный стол - это место, где всем уютно, тепло, и, конечно, вкусно!
Соблюдение перечисленных принципов и правил питания является залогом здоровья и нормального развития ваших детей, а также их хорошей учебной работоспособности.

Как же организовать процесс формирования навыков правильного питания у вашего ребёнка?

Как вы уже знаете, правильное питание должно быть регулярным, разнообразным, адекватным, безопасным и приносить удовольствие. Но как убедить ребенка в важности и необходимости соблюдения этих принципов?

Традиционный воспитательный прием взрослых, стремящихся сформировать у ребенка те или иные полезные привычки - объяснение их пользы для здоровья. «Будешь есть кашу - вырастешь и станешь сильным и крепким» или, наоборот, «Не будешь есть фрукты (заниматься физкультурой, закаляться и т.п.) - заболеешь…». Но является ли этот довод убедительным для ребенка? Нет! Ведь ему сейчас, в данный момент нужно отказаться от того, что приятно и вкусно, для того, чтобы когда-то в будущем получить «награду» (силу, рост, красоту). Как правило, здоровье для ребенка - это то, что дано ему от рождения, ему сложно осознать, почему нужно заботиться и укреплять его, если оно и так есть. Что же делать?

Рекомендуется организовать этот процесс в виде игры, т.к. игра - эта наиболее действенный для младших школьников способ познания и взаимодействия с окружающим миром. Но пусть правила в этой игре будут особенные, связанные с выполнением ребенком тех или иных . Вариантов тут множество - вести дневник, где ставить себе «улыбки» каждый раз, когда без напоминаний вымыл руки; организовать конкурс на самую необычную кашу; провести соревнование знатоков фруктов и овощей и т. д. Здесь можно использовать разные виды игр.

Так сюжетно-ролевая игра, основанная на каких-то знакомых ребенку эпизодах из жизни, может быть связана с отработкой навыков поведения за столом (Например, к хозяевам пришли гости, нужно накрыть стол и занять гостей).

Игра с правилами предполагает соревновательный характер взаимодействия ее участников: кто быстрее соберет овощи для салата, выберет блюдо для завтрака и т.д.
Эффект таких нехитрых с точки зрения взрослого, приемов оказывается очень высок, то что, не удавалось добиться за счет бесконечных напоминаний и нотаций, легко достигается в игре.

Формирование основ культуры питания предполагает и знакомство ребенка с народными традициями и обычаями, народной кухней. И это не просто дань уважения истории.

Традиции, прошедшие многовековую проверку временем, всегда выполняли функцию социокультурных регуляторов питания с позиции его рациональности и целесообразности.

Блюда народной кухни обычно оптимально соответствуют условиям жизни народа и структуре пищевых ресурсов территории, на которой он проживает. На протяжении столетий у различных народностей вырабатывалась определенная адаптация к конкретным продуктам и способам их приготовления.

Конечно, сегодня наш стол становится все более и более универсальным. Чизбургеры и гамбургеры, чипсы, суши, пицца - все это постепенно теряет статус иностранного блюда.

Вряд ли можно и стоит препятствовать процессу взаимопроникновения различных кулинарных традиций. Однако при этом глупо и неразумно забывать о собственной национальной кухне.

Вот почему так важно, чтобы у ребенка было сформировано представление о традиционной кулинарии, ее роли и значении для сохранения здоровья.

При этом, кстати, решаются воспитательные задачи, непосредственно не связанные с формированием основ правильного питания. Знакомство с традициями и обычаями расширяет представления ребёнка о культуре и истории народа вообще, а значит, может рассматриваться как элемент патриотического воспитания. А обсуждение кулинарных традиций разных народов - прекрасный вариант организации интернационального воспитания.

Обучение основам рационального питания должно отвечать принципу практической целесообразности. А именно, все сведения, сообщаемые ребенку и формируемые навыки поведения, должны быть полезны ему в повседневной жизни. Конечно, информация о группах витаминов и их значении для тех или иных физиологических функций организма важна, но вряд ли необходима для 7-11 летнего ребёнка. А вот представление о продуктах, являющихся источниками витаминов, безусловно, полезно, так как помогает понять - почему каждый день нужно есть фрукты или овощи, пить соки, молоко и т.д.

Нужно ли рассказывать младшему школьнику о технологии приготовления борща, если понятно, что пока ему рано вставать у плиты? Пока он может помогать маме на кухне, расставляя посуду на столе, и, значит, освоение правил сервировки будет иметь реальное практическое значение.

Излишнее наукообразие, необоснованно большой объем сведений, связанный с воспитанием здорового образа жизни, не только бесполезны, но и зачастую приводят к тому, что у ребёнка снижается интерес к данному воспитательному процессу. Формирование основ правильного питания у ребенка - это, прежде всего, овладение полезными навыками, а степень их освоения напрямую зависит от того, востребованы ли они в повседневной жизни. Вот почему, при выборе содержания обучения правильному питанию, родителю следует задуматься - насколько необходимо то, чему он собирается учить, его ребёнку.

Традиционно основы культуры питания закладывались в семье. Именно здесь ребенок знакомился с традициями питания, здесь происходило формирование его вкусовых пристрастий, осваивались правила поведения за столом и т. д. К сожалению, сегодня роль семьи в этой сфере воспитании снижается. Из нашей жизни постепенно уходят традиции семейных застолий (ужин, когда вся семья собирается за столом, воскресные завтраки), нередко получается, что 5 раз в неделю ребенок завтракает, обедает, а то и ужинает вне дома. Таким образом, семейное воспитание существенно дополняется и корректируется воспитанием в школьном коллективе. Но обойтись без поддержки родителей в этой сфере воспитания школа, безусловно, не может. Поэтому формирование культуры питания ребёнка - это всегда сотрудничество родителей и педагога.
Поэтому мы, педагоги, надеемся на плодотворное сотрудничество с вами, родителями, и надеемся, что подобные встречи станут регулярными.

Подготовила Маркевич Елена Ивановна,
учитель начальных классов МКОУ «СОШ №3» г. Козельск