Финансы. Налоги. Льготы. Налоговые вычеты. Госпошлина

Уведомление о проведении организационно штатных мероприятий. Частноправовые основы организационно-штатных мероприятий


Распоряжение Совета министров Республики Крым «Об утверждении структуры и штатного расписания» (ст. 25 Закона РК 5-ЗРК) Приказ государственного органа о введении структуры и штатного расписания Приказ государственного органа о сокращении должностей На заметку! Возможно объединить оба приказа в один. Рекомендуется в течение 5 рабочих дней с момента издания приказа, предусматривающего проведение организационно-штатных мероприятий, влекущих частичное или полное сокращение должностей, в государственном органе составить: - перечень должностей государственных гражданских служащих, подлежащих сокращению; - план проведения организационно – штатных мероприятий ЭТАП 1 Правовая основа


ЭТАП 2 Уведомление о сокращении Уведомление о возможном расторжении служебных контрактов с гражданскими служащими Выборный профсоюзный орган данного государственного органа Персональное уведомление гражданских служащих под роспись Служба занятости не позднее чем за 2 месяца до сокращения соответствующей должности гражданской службы статья 38 Федерального закона 79-ФЗ пункт 2 статьи 25 Закона РФ часть 2 статьи 31 Федерального закона 79-ФЗ


ЭТАП 3 Письменное предложение вакантных должностей 3.1. В случае если в государственном органе имеются вакантные должности (часть 5 статьи 31 Федерального закона 79-ФЗ) Решение гражданского служащего, оформленное в виде Письменного отказа от предложенной должности (ч.6 ст.31 Федерального закона 79-ФЗ Увольнение гражданского служащего и выплата ему компенсации (ч.3.1 ст. 37 Федерального закона 79-ФЗ) Письменного согласия с предложенной должностью Назначение на иную должность (п.4 ч. 2 ст. 22 Федерального закона 79-ФЗ) На заметку! При наличии нескольких претендентов на одну должность и в целях достижения объективности при принятии решений представитель нанимателя может проводить внеочередную аттестацию (ч. 3 ст. 31 Федерального закона 79-ФЗ)


ЭТАП 3 Письменное предложение вакантных должностей 3.2. В случае отсутствия в государственном органе вакантных должностей (часть 5 статьи 31 Федерального закона 79-ФЗ, Правила 822) Вручает под роспись уведомление о предложении гражданскому служащему вакантных должностей с приложением списка этих вакантных должностей не позднее чем за 25 дней до дня предстоящего увольнения в связи с сокращением (п.4 Правил 822) Осуществляет поиск вакантных должностей в иных государственных органах в т.ч. посредством федеральной государственной информационной системы «Федеральный портал управленческих кадров» не позднее чем за 30 дней до дня предстоящего увольнения гражданского служащего (п. 2 Правил 822) Кадровая служба государственного органа, в котором проводятся организационно-штатные мероприятия Образец 1 (стр.13) Образец 2 (стр.14)


ЭТАП 3 Письменное предложение вакантных должностей 3.2. В случае отсутствия в государственном органе вакантных должностей (Продолжение) Требует у гражданского служащего в течение 2 рабочих дней со дня ознакомления с уведомлением о предложении гражданскому служащему вакантных должностей в иных государственных органах (п.5 Правил 822) Кадровая служба государственного органа, в котором проводятся организационно-штатные мероприятия Письменный отказ от предложенной должности Увольнение гражданского служащего и выплата ему компенсации Письменное заявление о направлении анкеты в государственные органы Кадровая служба направляет письмо в государственные органы


ЭТАП 3 Письменное предложение вакантных должностей 3.2. В случае отсутствия в государственном органе вакантных должностей (Продолжение) Доводит до гражданского служащего информацию, поступившую от государственных органов, имеющих вакантные должности Направляет письмо в государственные органы о рассмотрении кандидатуры на замещение вакантной должности с приложением анкеты гражданского служащего не позднее 2 рабочих дней со дня получения заявления (п.6 Правил 822) Кадровая служба государственного органа, в котором проводятся организационно-штатные мероприятия в течение 1 рабочего дня, следующего за днем поступления информации (п.8 Правил 822) Приглашение на собеседование Собеседование с гражданским служащим Отказ в рассмотрении кандидатуры Рассмотрение иной вакансии См. стр.12


ЭТАП 3 Письменное предложение вакантных должностей 3.2. В случае отсутствия в государственном органе вакантных должностей (Продолжение) Кадровая служба доводит под роспись до гражданского служащего информацию о результатах собеседования в течение 1 рабочего дня, следующего за днем поступления информации (п.10 Правил 822) Решение, принятое представителем нанимателя государственного органа по итогам собеседования с гражданским служащим, направляется в государственный орган, направивший запрос о вакантных должностях не позднее 3 дней со дня проведения собеседования (п.10 Правил 822) Решение о представлении гражданскому служащему вакантной должности Перевод гражданского служащего с его согласия в государственном органе Отказ в предоставлении гражданскому служащему вакантной должности Рассмотрение иной вакансии




Увольнение оставшихся лиц, которым не были представлены для замещения иные должности гражданской службы в силу отсутствия таковых или по результатам внеочередной аттестации ЭТАП 5 Примечание: Представитель нанимателя с письменного согласия гражданского служащего вправе расторгнуть с ним служебный контракт до истечения 2 месячного срока, выплатив ему дополнительную компенсацию в размере сохраняемого денежного содержания, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении (ч.7 ст. 31 Федерального закона 79-ФЗ).


Сокращения: 1Федеральный закон 79-ФЗ-Федеральный закон от ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» 2Закон РФ Закон РФ от «О занятости населения в Российской Федерации» 3Правила 822-Правила предоставления государственному гражданскому служащему в случае отсутствия вакантных должностей в государственном органе, в котором сокращаются должности государственной гражданской службы, или государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантной должности государственной гражданской службы в иных государственных органах (утвержд. Постановлением Правительства Российской Федерации от) 4Закон РК 5-ЗРКЗакон Республики Крым от ЗРК «О системе исполнительных органов государственной власти Республики Крым» 5 гражданский служащий-государственный гражданский служащий 6 гражданская служба-государственная гражданская служба


В случае готовности представителя нанимателя государственного органа или уполномоченного им лица рассмотреть кандидатуру гражданского служащего на замещение вакантной должности в ответе также указывается информация о месте, дате и времени проведения собеседования. ответ о готовности рассмотрения кандидатуры гражданского служащего, претендующего на замещение вакантной должности Кадровая служба государственного органа, не позднее 3 рабочих дней со дня получения письма от государственного органа, в котором проводятся организационно-штатные мероприятия, направляет с использованием средств связи: (п. 7 Правил 822) отказ в рассмотрении его кандидатуры с обоснованием причины или



Организационно-штатные мероприятия (ОШМ) представляют собой комплексные меры, которые предусматривают оправданные в законном порядке процессе реорганизации и ликвидации, которые ставят своей целью совершенствование организационной структуры. В итоге служебно-должностной статус работников конкретного учреждения меняется.

Итогом ОШМ выступает изменение численности персонала или количества званий и должностей. Следовательно, не исключено, что в трудовых книжках и личных делах служащих будет отмечено «уволен по ОШМ».

Законная ли такая практика? Вполне законна, поскольку ее предопределяют Трудовой кодекс и отдельные отраслевые законы (в отношении военнослужащих – Положение о порядке прохождения военной службы).

Увольнение военнослужащих по организационно-штатным мероприятиям происходит в полном соответствии с общими правилами, а именно:

  • Издается приказ руководства;
  • Работника под роспись знакомят с документом;
  • Оформляются все необходимые бумаги и осуществляются необходимые выплаты.

Расторжение контракта с работником по причине ОШМ является одним из оснований его увольнения в досрочном порядке (ст. 51 №53-ФЗ). Более того, такие служащие, как офицеры, так и солдаты, имеют право рассчитывать на особые льготы и выплаты (ст. 23 №306-ФЗ).

Существуют конкретные причины, по которым военным приходится покидать занимаемое ими место службы, в том числе:

  1. Сокращение занимаемой должности, отсутствие альтернативных, равных по положению должностей, отказ от занятия более низкой должности;
  2. Истечение периода пребывания под командованием конкретного руководящего лица, при условии, что альтернативная позиция отсутствует, а более низкие должники работника не интересуют.

Не исключена ситуация, при которой военнослужащего переводят на гражданскую должность в связи с проведением ОШМ. Однако его пребывание на невоенной позиции может продолжаться не более полугода (ст. 42 №53-ФЗ).

Если военнослужащий не был обеспечен жильем до проведения ОШМ, то при досрочном увольнении его обязаны будут наделить жилой площадью соответствующей квадратуры (ст. 23 №53-ФЗ).

Следует добавить, что процедура увольнения по факту проведения организационно-штатных мероприятий затрагивает исключительно тех военнослужащих, которые осуществляют свою деятельность на основании контракта. При этом нередко работники сами ходатайствуют об увольнении по причине ОШМ. В этой ситуации важно соблюдение таких нюансов:

  • Если военнослужащий был «выведен за штат» (должность сократили), то он имеет право написать рапорт на увольнение с военной службы;
  • Они имеет право отказаться от предложенной ему более низкой должности.

При этом, если работнику будет предложена равная по положению должность, то он уже не будет вправе увольняться по собственной инициативе с военной службы.

Как проводится процедура увольнения по ОШМ?

Как уже было определено выше, увольнение по ОШМ военнослужащего может происходить только в том случае, если служба осуществляется на основании контракта. При этом важно учитывать ряд условий увольнения:

  • Во-первых, должность сократили, а похожую ей – не создали;
  • Во-вторых, сам военный отказывается занять предложенную ему более низкую должность (в связи с этим он готовит письменный отказ);
  • В-третьих, солдат или офицер отслужил под началом командира 6 месяцев без занятия конкретной должности.

Если одно из указанных условий окажется соблюдено, то работнику выдают на руки письменное уведомление об увольнении по причине ОШМ. При этом таковое может быть предоставлено только после получения от самого военнослужащего письменного отказа от занятия более низкой должности.

Почему законодательство предусматривает необходимость обеспечения военнослужащих альтернативными должностями, а также компенсации и льготы? Дело в том, что организационно-штатные мероприятия пресекают нормальное течение воинской службы, начисление выслуги лет, выплату зарплаты, что делает работника социально незащищенным.

Крайне важно подчеркнуть, что увольнение ОШМ МО РФ осуществляется только в том случае, если в кромках конкретного органа военной службы реально проводятся мероприятия по изменению организационно-штатных аспектов (Указания МО РФ №180-3-339), а именно:

  1. Расформировываются органы военного управления;
  2. Переформируются (сливаются или разделяются) воинские части;
  3. Происходит изменение дислокации воинских частей;
  4. Вносятся изменения в штаты – упраздняются должности, меняются названия структурных подразделений, редактируются наименования должностей и специальностей, корректируются требования к образованию и др. исключительно по распоряжению МО ил Генерального штаба Вооруженных сил РФ);
  5. Издаются новые нормативно-правовые акты, касающиеся организационных или штатных вопросов венной службы.

Любое из указанных выше мероприятий требует предварительного уведомления работников, получения их письменного отказа от предложенных альтернатив. Только после этого возможно издание приказа об увольнении и досрочное расторжение контракта.

Остается добавить, что кадровые органы обязаны не только правильно оформить все документы работника, но также уведомить отделение Пенсионного фонда РФ по месту регистрации, поскольку по факту увольнения порядок аккумулирования обязательных платежей на счету военного будет приостановлен.

Выплаты при увольнении по ОШМ

Поскольку увольнение по причине организационно-штатных мероприятий предусматривает досрочное расторжение контракта с военнослужащим, то ему потребуется материальное обеспечение. Именно за счет него солдаты и офицеры, а также и семьи живут до момента занятия военным новой должности.

Увольнение по ОШМ предусматривает не только льготы и специальные выплаты, но также обеспечение отдельных военнослужащих жильем.

Что положено военнослужащему при увольнении по ОШМ в 2016 году? В данном случае все определяется величиной выслуги лет, а именно:

  • Если работник прослужил в рамках конкретной организации не менее 10 лет, то он имеет право на получение жилья или суммы средств на его приобретение. Это условие выполняется только в том случае, если ранее военному жилье еще не предоставлялось;
  • Если выслуга лет составляет более 20 лет, то в этом случае военнослужащий имеет право получить единовременное пособие в размере от 2 до 7 окладов работника (оклад военного состоит из двух частей – выплаты по званию и по должности);
  • Если военные имеют особые заслуги перед Отечеством, отмеченные медалями и иными знаками отличия, то им дополнительно будет выплачена компенсация, равная двум стандартным окладам;
  • При выслуге более 15 лет военнослужащие имеют право рассчитывать на ежемесячные выплаты, равные 40% их оклада. При этом ежегодно они будут возрастать ровно на 3%.

Стоит добавить, что все военнослужащие с выслугой свыше 15 лет, которые не имеют права на пенсию могут в течение целого года после их увольнения ежемесячно получать выплаты, равные их окладу по званию.

Существуют и льготы, которые помогают уволенным по ОШМ солдатам и офицерам в полной мере определиться на гражданке. Так, предоставляются компенсации оплаты за жилье по найму, которые варьируются в зависимости от региона, поскольку цены аренду недвижимости сильно разнятся в разных частях РФ.

Среди выплат при увольнении по ОШМ военнослужащих в большей степени интересует вопрос обеспечения их жильем. Каковы же условия предоставления его от государства при досрочном расторжении контракта?

  • Во-первых, военнослужащему необходимо отслужить не менее 10 лет;
  • Во-вторых, рассчитывать на помощь могут те солдаты и офицеры, которые ранее не получали жилье от государства;
  • Во-вторых, при расчете выплаты на приобретение недвижимости учитываются региональные коэффициенты и цена квадратного метра жилой площади в конкретном регионе;
  • В-третьих, к накоплениям прибавляются средства именного счета и сумма с квадратного метра – именно так выводится стоимость жилищного сертификата.

Все платежи в пользу военнослужащего ежегодно проходит процедуру обязательной индексации. Ее нормативы определяет Пенсионный фонд.

Как только военнослужащий вновь поступит на военную службу, устроиться в органы МВД, налоговые или таможенные структуры – выплата ему все причитающихся пособий сразу же прекращается. При этом его воинское звание и выслуга лет сохраняются, а общий стаж продолжается.

Увольнение по ОШМ – одна из центральных статей досрочного расторжения контракта с военнослужащими, а также причина временного приостановления военной службы. Уволиться на таком основании военный может по приказу командования или по собственной инициативе.

Наиболее частыми причинами досрочного увольнения военнослужащих из рядов ВС РФ является состояние здоровья или организационно-штатные мероприятия (ОШМ).

Порядок проведения процедуры увольнения регламентирован ФЗ №117 «О воинской обязанности и военной службе».

Увольнение военнослужащего по состоянию здоровья

Процедура начинается с прохождения военно-врачебной комиссии. Обращение в ВВК происходит по причине хронического заболевания, травм и ранений, полученных во время выполнения служебных обязанностей. Заключение ВВК выдается на основании медицинского обследования в стационаре и истории болезни военнослужащего. Если комиссия приняла решение о невозможности дальнейшего прохождения службы в армии, это отражается в соответствующем протоколе.

Имея на руках заключение врачебной комиссии, военный обязан написать рапорт об увольнении. В течение месяца со дня вынесения решения происходит освобождение от занимаемой должности, контракт прекращается с формулировкой «увольнение военнослужащего по здоровью». Увольняясь, гражданин имеет право на социальные льготы и единые выплаты, а также на , если ему присвоена группа по утрате здоровья.

Все финансовые расчеты определяются на . Уволенному выплачивается оклад жалования и все надбавки за отработанный срок. Выдается единое пособие в размере двух окладов, если срок службы составил менее 20 лет.

Если выслуга составляет 20 и более лет, то пособие исчисляется семью окладами. Обязательна выплата денежного содержания при замещении должности в размере одного месячного оклада. Если выслуга составляет 20 и более лет, то выплачивается компенсация, соответствующая вещевому и материальному обеспечению за последние 12 месяцев.

При определении группы инвалидности военнослужащим, получившим травмы и увечья во время выполнения служебных обязанностей, выплачивается медицинская страховая компенсация в размере от 500 тыс. рублей до 2 млн. рублей в зависимости от степени ущерба здоровью (1, 2, 3 группа инвалидности). При таких же поражениях военнослужащим срочной службы или гражданам, призванным на сборы, положены страховые выплаты 250 тыс. – 1 млн. рублей.

Следует учесть, что компенсация положена военнослужащим, получившим военную травму и признанными непригодными к несению службы (список Д). Если же гражданин признан ограниченно пригодным к службе, то он не подпадает под эти льготы (список В).

Единовременное пособие при определении группы инвалидности назначается независимо от иных выплат по увольнению. При отсутствии инвалидности и увольнению по заболеванию военнослужащему выплачивается страховая премия в размере 50 тыс. рублей. Увольнение военнослужащих по болезни, если была установлена инвалидность, сопровождается назначением ежемесячного пособия: 14 тыс., 7 тыс. и 2,8 тыс. рублей при 1, 2, 3 группе инвалидности соответственно.

Комиссовать по болезни допускается сразу же после постановления военно – врачебной комиссии, если военнослужащий не может по состоянию здоровья отработать положенный срок перед увольнением. Следует учесть, что подавать заявление в военкомат на получение страховых выплат следует не позднее месяца после увольнением (см. дату увольнения в военном билете).

Увольнение военнослужащих по ОШМ

Увольнение проводится при соблюдении ряда условий:

  • сокращение занимаемой должности, отсутствие соответствующей должности в новом штатном расписании;
  • отказ от перевода на высшую или низшую должность или изменение ;
  • военнослужащий имеет право служить в распоряжении командира без занимаемой должности 6 месяцев.

После истечения указанного срока военнослужащий получает приказ о досрочном увольнении из армии. Прекращение воинской службы в связи с организационно-штатными мероприятиями подразумевает ряд единовременных выплат и компенсаций. Законом предусмотрено, что при увольнении военнослужащий, прослуживший более 10 лет, имеет право на предоставление ему жилплощади или материальной компенсации на покупку.

Таким правом могут воспользоваться исключительно те граждане, которые не получили от МО РФ жилплощади в собственность во время службы. При выплате стоимости жилья учитывается районный коэффициент к средней стоимости квадратного метра. При этом к жилищным накоплениям прибавляется сумма с именного счета, таким образом уволенный по ОШМ получит полную компенсацию, равную жилищному сертификату.

Кроме того, не имеющие выслуги 20 лет, имеют право на единовременные выплаты и ежемесячные социальные пособия или выплату оклада, соответствующего званию. При исключении из списков служащих выплачивается единовременная компенсация, вычисляемая соответственно годам службы и званию на момент увольнения. Военным, имеющим награды, занесенные в послужной список (ордена или почетные звания), выдается дополнительно два оклада жалованья.

Ежемесячное социальное пособие гражданам, имеющим воинский стаж более 15 лет, составляет 40% от оклада на момент увольнения, каждый последующий год дает прибавку в 3%. Выплаты производятся в течение пяти лет с момента сокращения.

Имеющие выслугу менее 15 лет могут рассчитывать на выплаты, равные последнему окладу, в течение года после увольнения. Производится своевременная индексация пособий, согласно установленным пенсионным фондом нормативам. Если до истечения указанных сроков гражданин вновь устраивается на военную служб, в органы МВД, налоговую или таможенную службу с сохранением воинского звания, то социальные пособия выплачивать прекращают с момента трудоустройства.

После подписания приказа об увольнении, кадровый орган воинского подразделения предоставляет всю необходимую информацию в пенсионное отделение по месту регистрации гражданина. При обращении в ПФ РФ следует предоставить документы установленного образца и затем получать ежемесячные перечисления на свой расчетный счет.

Рекомендации

по проведению организационно-штатных мероприятий

при сокращении численности или штата

В целях соблюдения правомерности проведения процедуры сокращения необходимо учитывать следующее:

1. Издать приказ о сокращении численности или штата.

Сокращение численности – это уменьшение численного состава работников определенных должностей, а сокращение штата - исключение из штатного расписания отдельных штатных единиц (необходимо разграничить эти понятия). Если фактически произведено сокращение штата работников, а в приказе и в трудовой книжке записано, увольнение произведено в связи с сокращением численности, работник вправе просить изменить формулировку причин увольнения, в том числе и посредством обращения в суд на основании части 5 статьи 394 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ).

В преамбуле приказа о сокращении численности или штата необходимо указать: «В связи с оптимизацией численности или штата организации».

В приказе указать, какие должности и какое количество единиц подлежат сокращению.

В приказе о сокращении численности или штата указать: «Должности, указанные в пункте … настоящего приказа, исключаются из штатного расписания не позднее дня, следующего за днем перевода работника на другую работу, либо расторжения трудового договора с работником»! Должность, подлежащая исключению из штатного расписания, должна быть предусмотрена в штатном расписании до дня увольнения работника либо перевода на другую должность.

В период проведения процедуры увольнения в связи с сокращение численности или штата прием на работу на должности подходящие по квалификационным требованиям, в том числе нижестоящие должности, осуществлять нельзя.

2. Издать приказ о создании комиссии по сокращению численности или штата.

Комиссия будет регулировать вопросы, связанные с сокращением численности или штата, разъяснять работникам их права, вручать им уведомления, подбирать вакансии, разрешать споры и конфликты. В состав комиссии необходимо включать юриста и представителя профсоюза. Итоги заседаний комиссий необходимо отражать в протоколах или актах.

3. Проинформировать профсоюз о предстоящем сокращении (при его наличии в организации) и сообщить об этом в Центр занятости населения (часть 1 статьи 82 ТК РФ, пункт 2 статьи 25 Закона от 19.04.1991 г. № 1032-1«О занятости населения в Российской Федерации»).

Работодатель уведомляет профсоюз и Центр занятости населения о сокращении численности или штата в письменной форме не позднее чем за 2 месяца до начала проведения организационно-штатных мероприятий, при массовом сокращении – не позднее чем за 3 месяца.

Критерии массового увольнения:

50 и более человек в течение 30 дней;

200 и более человек в течение 60 дней;

500 и более человек в течение 90 дней;

1 процент общего числа работающих в течение 30 дней в регионах с численностью населения менее 5000 человек.

Указанные критерии установлены Постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 05.02.1993 № 99. Ими нужно руководствоваться, если иные не определены в отраслевых и (или) территориальных соглашениях (часть 1 статьи 82 ТК РФ).

Перед подачей сведений о высвобождаемых работниках необходимо уточнить о форме их предоставления в Центре занятости населения.

В случае если работник имеет регистрацию в другом городе или Ставропольском районе Самарской области, необходимо направить сообщение о предстоящем увольнении работников в связи с сокращением численности или штата в Центр занятости населения другого города или соответственно в Центр занятости Ставропольского района Самарской области.

4. Составить сравнительный анализ работников.

Преимущественное право на оставление на работе имеют работники с более высокой производительностью труда и квалификацией (часть 1 статьи 179 ТК РФ)

Оценка производительности и квалификации работника, принятие решения о преимущественном праве на оставление на работе при сокращении численности или штата работников организации производится работодателем.

Критерии, позволяющие определить производительность труда законодательством не установлено. Вопрос определения уровня производительности труда относиться к исключительной компетенции работодателя. Выработанная позиция должна быть обоснована документально. Например, это могут быть служебные записки или характеристики на работников от непосредственного руководителя о выполнении плановых показателей и выполнении большого объема работы, по сравнению с другими работниками; о наличии поощрений или получении премий за высокие показатели в работе; о знании специфики работы, о стаже работы по специальности или в должности, о повышении квалификации работником. Помимо этого, подтверждением профессионализма могут послужить и результаты аттестации.

5. Провести заседание комиссии для определения преимущественного права оставления на работе и определении лиц, которым будет вручено уведомление о предстоящем увольнении в связи с сокращением численности или штата.

Необходимо составить протокол о решении оставить на работе конкретного работника в связи с наличием у него преимущественного права.

6. Определить преимущественное право работников оставления на работе.

При равной производительности труда и квалификации преимущество имеют следующие работники (часть 2 статьи 179 ТК РФ):

Семейные, которые содержат двух и более нетрудоспособных членов семьи, находящихся на их полном содержании (например, у работника двое несовершеннолетних детей);

Работники, в семье которых нет других людей с самостоятельным заработком;

Работники, получившие в этой организации трудовое увечье или профзаболевание;

Инвалиды Великой Отечественной войны и инвалиды боевых действий по защите Отечества;

Работники, повышающие свою квалификацию по направлению работодателя без отрыва от работы;

Работники, пострадавшие в результате аварии на ЧАЭС (Закон Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»);

Работники, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне (Федеральный закон от 10.02.2002 № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне»);

Герои Советского Союза, РФ, полные кавалеры ордена Славы (Федеральный закон от 15.01.1993 № 4301-1 «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы);

Военнослужащие, впервые поступившие на работу после увольнения с военной службы (Федеральный закон от 27.05.1998 № 76-Ф «О статусе военнослужащих»);

Должностные лица, допущенные к государственной тайне на постоянной основе (Закон Российской Федерации от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне»);

Изобретатели (Закон СССР от 31.05.1991 № 2213-1 «Об изобретениях в СССР».

При сокращении численности или штата не могут быть уволены категории работников, предусмотренные статьей 261 ТК РФ:

Беременные женщины;

Женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет;

Одинокие матери, воспитывающие ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет или малолетнего ребенка - ребенка в возрасте до четырнадцати лет, работник, воспитывающий указанных детей без матери, родитель (иные законные представители ребенка), являющиеся единственным кормильцем ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет либо единственным кормильцем ребенка в возрасте до трех лет в семье, воспитывающей трех и более малолетних детей, если другой родитель (иной законный представитель ребенка) не состоит в трудовых отношениях.

При сокращении несовершеннолетних работников необходимо направить обращение в трудовую инспекцию и обращение в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, чтобы получить от них согласие на увольнение (статья 269 ТК РФ).

В случае увольнения в связи с сокращением численности или штата работников из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей (лица в возрасте от 18 до 23 лет), на организацию возлагаются дополнительные обязанности. За свой счет работодатель должен обеспечить профессиональное обучение работника с последующим трудоустройством в данной или другой организации (Закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

7. Сформировать список сокращаемых работников (должностей).

8. Уведомить работника о предстоящем увольнении (часть 2 статьи 180, часть 2 статьи 292 ТК РФ).

Уведомить работника в письменной форме под роспись с указанием им даты получения уведомления (часть 2 статьи 180 ТК РФ). Датой отсчета двухмесячного срока предупреждения является дата вручения уведомления работнику, а не дата составления уведомления работодателем!

С письменного согласия работника и в случае заинтересованности работодателя, трудовой договор может быть расторгнут и до истечения двухмесячного срока, с выплатой ему дополнительной компенсации в размере среднего заработка работника, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении (часть 3 статьи 180 ТК РФ).

9. Предложить работнику другую вакантную должность (часть 3 статьи 81, часть 1 статьи 180 ТК РФ).

Трудовой кодекс содержит обязательное требование о необходимости предложения работнику при его сокращении вакантной должности или работы, в том числе нижеоплачиваемой, которую он может выполнять по состоянию здоровья. Вышестоящую вакантную должность работодатель предлагать не обязан.

Необходимо предлагать как вакантные должности, так и временно свободные должности (например, должности работников, находящихся в отпуске по уходу за ребенком или в отпуске по беременности и родам).

Работодатель обязан предлагать не только названия имеющихся у него вакантных должностей, но и представлять для ознакомления характеристики этих должностей и квалификационные требования к ним, режим работы, размер заработной платы.

Работодатель обязан предлагать имеющиеся вакансии (появившиеся вакансии) в течение всего периода проведения процедуры сокращения численности или штата работников и в день увольнения!

10. В случае, если на вакантную должность выразили письменное согласие несколько работников, то работодатель самостоятельно определяет работника, которому будет предложен перевод на соответствующую вакантную должность.

11. Оформить перевод тех работников, которые согласились занять другие должности, в том числе на временно свободные должности, на условиях срочного трудового договора (ст. 72.1 ТК РФ).

Осуществлять увольнение в порядке перевода к другому работодателю в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 77 ТК РФ необходимо при наличии гарантийного письма другого работодателя!

12. Согласовать с профсоюзом (при его наличии в организации) решение об увольнении работников, являющихся членами профсоюза (статья 373 ТК РФ).

Работодатель имеет право расторгнуть трудовой договор не позднее одного месяца со дня получения мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации. В указанный период не засчитываются периоды временной нетрудоспособности работника, пребывания его в отпуске и другие периоды отсутствия работника, когда за ним сохраняется место работы (должность).

Статьями 374, 376 ТК РФ установлен особый порядок увольнения в связи с сокращением численности или штата руководителей (их заместителей) выборных органов первичной профсоюзной организации.

13. Выплатить выходное пособие и причитающиеся компенсации (статья 128, статья 178, часть 3 статьи 180 ТК РФ).

Увольняемому работнику в связи с сокращением численности или штата выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).

В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.

Работник, проработавший в организации более одного года и увольняемый в связи с сокращением численности или штата, вправе получить полную компенсацию за неиспользованный отпуск за последний рабочий год при условии, что он имеет в этом периоде 5,5 и более месяцев стажа, дающего право на отпуск (Рекомендации Роструда по вопросу соблюдения норм трудового законодательства при расчете компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении в связи с ликвидацией и сокращением штата работника, утв. Протоколом от 19.06.2014 № 2).

14. Оформить приказ о расторжении трудового договора. Ознакомить работника с приказом о расторжении трудового договора под роспись (часть 2 статьи 84.1 ТК РФ).

Увольнение работника в период его временной нетрудоспособности и пребывания в отпуске запрещено (часть 6 статьи 81 ТК РФ).

15. Оформить личную карточку работника.

В личную карточку (унифицированной формы Т-2) вносится запись о прекращении трудового договора в связи с сокращением численности или штата по основаниям пункта 2 части 1 статьи 81 ТК РФ.

При получении трудовой книжки работник должен расписаться в личной карточке и в книге учета движения трудовых книжек и вкладышей в них (пункт 41 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.04.2003 № 225 «О трудовых книжках»).

16. Внести в трудовую книжку работника запись об увольнении .

Запись о расторжении трудового договора заверяется подписью работника, ответственного за ведение трудовых книжек, печатью работодателя и подписью увольняемого работника (пункт 35 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.04.2003 № 225 «О трудовых книжках»).

17. Выдать трудовую книжку об увольнении, копию приказа об увольнении (часть 4 статьи 84.1 ТК РФ).

В случае, когда в день прекращения трудового договора выдать трудовую книжку работника невозможно в связи с его отсутствием либо отказом от ее получения, необходимо направить работнику уведомление о необходимости явиться за трудовой книжкой либо дать согласие на отправление её почтой. Без письменного согласия работника трудовую книжку отправлять почтой нельзя!

18. Выдать документы, связанных с работой (часть 4 статьи 84.1 ТК РФ).

В день прекращения трудового договора работодатель обязан выдать работнику по его письменному заявлению заверенные надлежащим образом копии документов, связанных с работой. Кроме того, в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 4.1 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» работнику должна быть выдана справка о сумме заработка за два календарных года, предшествующих году прекращения работы (службы, иной деятельности).

С просьбой выдать указанную справку может обратиться и ранее уволенный работник. В этом случае работодатель должен выдать ее не позднее трех рабочих дней со дня подачи письменного заявления. Заявление работник может подать лично, через своего законного представителя (доверенное лицо) или направить по почте. Если заявление подается через доверенное лицо, то необходимо представить документы, удостоверяющие личность и полномочия данного лица. Работодатель несет ответственность за достоверность сведений, содержащихся в справке (статья 15.1 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»).

19. Письменно проинформировать работников о сроках постановки на учет в Центр занятости и последующих компенсационных выплатах.

Уволенному работнику необходимо не позднее двух недель, после увольнения, встать на учет в Центр занятости населения по месту жительства, расположенных по адресам: Автозаводский район – ул. Свердлова, 45 «а», Центральный район – ул. Советская, 63, Комсомольский район – ул. Коммунистическая, 36. Для постановки на учет в Центр занятости работнику необходимо с собой взять паспорт, трудовую книжку, а также ксерокопию первой страницы сберегательной книжки (для перечисления пособия по безработице).

В случае если работник не трудоустроиться, по истечение двух месяцев со дня увольнения ему необходимо обратиться к работодателю с трудовой книжкой для получения компенсации в размере средней заработной платы (часть 1 статьи 178 ТК РФ). По истечении трех месяцев после увольнения, если работник не трудоустроиться, ему необходимо обратиться к работодателю со справкой, выданной в Центре занятости, и трудовой книжкой, для получения компенсации (часть 2 статьи 178 ТК РФ).

Право на получение вышеуказанных компенсаций за второй и третий месяц после увольнения имеют пенсионеры (ограничений в отношении каких-либо категорий работников законодательством не установлено)!

20. Выдать справку для определения размера пособия по безработице (статья 62 ТК РФ).

После расторжения трудового договора работник может обратиться в службу занятости для получения пособия по безработице. Для постановки на учет он должен представить в том числе справку о среднем заработке за последние три месяца (пункт 2 статьи 3 Закона от 19.04.1991 г. № 1032-1«О занятости населения в Российской Федерации»). Такую справку работодатель выдает не позднее трех рабочих дней, с даты обращения к нему работника (статья 62 ТК РФ). Форма справки на федеральном уровне не утверждена. Поэтому работодатель может ее заполнить по форме, утвержденной органами государственной власти субъектов РФ и используемой в работе территориальных органов службы занятости. Если же региональная форма не установлена, то справка может быть составлена в произвольной форме с указанием сведений о среднем заработке, рассчитанном в соответствии с Постановлением Минтруда РФ от 12.08.2003 № 62.

Работодатель обязан в течение двух недель сообщить в военкомат и (или) органы местного самоуправления об увольнении работника, подлежащего воинскому учету. Сведения об увольняемом подаются по форме, указанной в Приложении № 9 к Методическим рекомендациям по ведению воинского учета в организациях, утвержденным Генштабом Вооруженных Сил РФ (пп. "а" п. 29 Рекомендаций).

За неисполнение этой обязанности виновному (руководителю организации или работнику, ответственному за военно-учетную работу) предусмотрен штраф от 300 до 1000 рублей (часть 3 статьи 21.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

22. Направить информацию в Центр занятости населения пофамильный список о фактически уволенных работниках в связи с сокращением численности штата и трудоустроенных работников на вакантные должности вашей организации.

В среде военнослужащих нередко поднимается вопрос, касающийся оснований, которые могут стать поводом к увольнению контрактника по оргштатным мероприятиям. Соответственно, возникает вопрос выплат, на которые он может рассчитывать после увольнения. Поэтому рассмотрим эту тему и проанализируем весь спектр возможных нюансов.

Организационно-штатные мероприятия

При проведении в воинской части организационно-штатных мероприятий (аббревиатура - ОШМ), командир подразделения чаще всего занимается штатными сокращениями контрактников. Поэтому следствием таких мер могут стать следующие шаги:

  • возможно на 6 месяцев выведение военного в распоряжение;
  • возможно предоставление должности выше или ниже рангом (разумеется, при согласии контрактника).

При этом армейский служащий вправе отреагировать на ОШМ по-разному:

  • можно согласиться на перевод в другую воинскую часть с повышением или понижением должности;
  • можно отказаться от перевода с повышением или понижением должности;
  • разрешено уволиться на основании сложившихся условий.

Судебные разбирательства в таких случаях чаще всего заканчиваются согласием судебной инстанции с решением назначения контрактника на равносильную должность и его переводом в другую военную часть.

В каких случаях военнослужащего могут уволить?

Решение об увольнении контрактника по оргштату осуществляется по приказу его командира. Подать рапорт на выход в запас можно в следующих случаях:

  1. Срок нахождения в распоряжении (не более 6 месяцев) истек.
  2. Наличие организационно-штатных мероприятий при сокращении штатной единицы.
  3. Отсутствие равнозначной должности.
  4. Несогласие военного на переход на другую повышающую или понижающую должность.

Увольняясь из воинской части, военнослужащий может рассчитывать на следующие преференции:

  1. Начисляется военному денежное довольствие с учетом премиальных доплат до даты, когда он был исключен из воинской части.
  2. Насчитывается увольнительное пособие размером в два оклада офицера.
  3. Предоставляется компенсация за вещевое имущество с учетом прослуженного срока до момента выхода в запас.
  4. Предоставляется отпуск на 15 суток в случаях, если:
  • военнослужащий принимал участие в боевых действиях;
  • исполнял воинские обязанности, подвергая свое здоровье и жизнь постоянному риску.
  1. Предоставляется основной отпуск в соответствии с отслуженным временем.

Выплаты военнослужащим при увольнении из армии по оргштатным мероприятиям

В начале 2012 года в силу вступили изменения по порядку предоставления денежной помощи контрактникам, уволившимся из рядов армии. Теперь в перечень денежных компенсаций входят следующие выплаты:

  1. Единовременная компенсация.

Она может быть представлена в разном размере:

  • если служба осуществлялась меньше 20 лет - размер компенсации составит два довольствия;
  • если служба проходила более 20 лет - размер компенсации составит семь довольствий.

При наличии у гражданина, служащего Родине, государственных наград или почетных званий размер всех денежных поступлений увеличивается на сумму одного денежного пособия.
Единовременная компенсация не выплачивается в случаях:

  • лишения звания;
  • осуждения армейского служащего;
  • условного лишения свободы из-за неосторожности;
  • с переходом в противопожарную структуру, в уголовно-исполнительную структуру, в структуру по борьбе с наркотиками;
  • несоблюдения требований контракта.

Часто возникают вопросы по поводу предоставления контрактникам единовременной компенсации. Поэтому есть смысл перечислить особенности этой выплаты. Итак:

  • оплата пособия после исключения из военной службы выполняется с учетом полного количества отслуженных лет;
  • при увольнении военнослужащего и переводе его на гражданскую должность расчет компенсации выполняется по окладу последней должности.
  1. Премиальные начисления за качественное выполнение обязанностей.

Премиальные выплачиваются одновременно с довольствием и насчитываются до момента исключения из состава подразделения.
Размер премии устанавливается приказом командира и может иметь разные суммы:

  • не более 25% от довольствия контрактника;
  • если месяц до выхода в запас отслужен не полностью, то размер премии будет соответствовать отслуженному времени.

Премиальные выплаты не полагаются при таких обстоятельствах:

  • если воинская часть имеет свою систему премирования;
  • если служба проходит за пределами Российской Федерации и оплата довольствия выполняется в других валютах;
  • если контрактник находился в распоряжении командного состава.

Не смогут получить премиальные государственные отчисления:

  • контрактники, имеющие дисциплинарные нарушения;
  • служащие Родине граждане, получившие неудовлетворительную оценку по результатам проверки профессиональной деятельности и физической подготовки;
  • контрактники, совершившие на протяжении месяца финансовые и хозяйственные нарушения, от которых государство получило ущерб.
  1. Материальная помощь.

Начисление материальной помощи производится один раз в году. Ее размер определяется размером довольствия гражданина, служащего Родине. То есть, начисление материальной помощи зависит от должности контрактника.
Материальную помощь по оргштату не начисляют в случаях, если:

  • армейский служащий лишен статуса военного;
  • произошло лишение свободы контрактника по постановлению суда;
  • имело место условное лишение свободы по постановлению суда за умышленное преступление;
  • имело место условное лишение свободы по постановлению суда за преступные действия, совершенные непреднамеренно;
  • произошло лишение воинского звания на некоторый срок по решению суда;
  • было нарушение требований контракта;
  • произошло лишение допуска к гостайне или состоялся отказ в предоставлении такого допуска.
  1. Выплата оклада.

Данная денежная выплата насчитывается до момента исключения контрактника из рядов воинской части.

Внимание! Лицам, служившим Отечеству по контракту, служившим в системе внутренних дел, в противопожарной структуре, в уголовно-исполнительной структуре со сроком службы меньше двадцати лет и ушедшим в запас из-за ОШМ, назначается выплата в сумме оклада на протяжении года. При этом должна отсутствовать возможность перевода военнослужащего в другое место прохождения службы.