Финансы. Налоги. Льготы. Налоговые вычеты. Госпошлина

Опус Деи — дело Божие. Око планеты информационно-аналитический портал Члены «Opus Dei»

09.06.2012

Опус Деи (Opus Dei - Дело Божие – лат.) – католическая организация (полное название – Прелатура Святого Креста и дела Божьего), подчиняющаяся непосредственно Римскому папе. Не афиширует своих целей и методов. По оценкам католических и светских исследователей, в трактовках вероучения имеются еретические моменты. По методам своей работы аналогична тоталитарным сектам. В настоящее время отделения «Opus Dei» действуют в 87 странах мира и насчитывают 1654 прихода и центра пастырской опеки, 1734 священника, 344 семинариста и 81954 мирянина. С 2007 г. Официально действует в Российской Федерации (некоторые источники со ссылкой на представителя организации А. Хаварда указывают, что эта организация присутствует в России с 1992 г.). С 90-х гг. прошлого века работает в Литве, Латвии и Казахстане.

Штаб-квартира Прелатуры находится в Риме. Председателем организации является епископ Хавьер Эчеваррия Родригес. Региональный викарий в РФ – Хосе-Антонио Сеновилья Гарсия.

Организация основана в Испании в 1928 г. Священником Хосе Марией Эскрива де Балагер (канонизирован Иоанном Павлом II как католический святой до истечения положенного срока). Она должна была стать движением духовенства и мирян, объединившихся в рамках католической церкви с целями религиозного обновления и организации общества в соответствии с положением папских энциклик. Для этого члены организации должны были проникать в структуры государственной власти на всех ее уровнях и добиваться влияния в сферах политики и экономики. Режим Франко способствовал распространению этого движения в Испании, а с середины 40-х гг. ХХ века оно начинает активно действовать по всей Европе и на других континентах.

Хосемари́я Эскрива́ де Балаге́р (исп. Josemaría Escrivá de Balaguer, — родился 9 января 1902 года в семье марранов (евреев-христиан) в городе Барбастро, в провинции Уэска, что наложило отпечаток на всю его дальнейшую деятельность. В возрасте 15 или 16 лет он почувствовал призвание к служению Господу и решил стать священником. С 1918 года учился в семинарии в Логроньо, а затем, с 1920 - в Сарагосе. В 1923 году с разрешения церковных властей занимался в Сарагосском университете на факультете гражданского права. 20 декабря 1924 года был посвящён в диаконы, а 28 марта 1925 года стал священником.

Он начал своё служение в маленьком приходе Пердигера, принадлежащем к сарагосской епархии. Затем исполнял обязанности священника в Сарагосе. Весной 1927 года, с разрешения архиепископа, переехал в Мадрид, где развернул неустанную священническую работу в различных социальных группах, уделяя особое внимание бедным жителям городских окраин, а также неизлечимо больным и умирающим в больницах и приютах. Он стал капелланом Фонда помощи больным - благотворительного учреждения при Апостольских женах Священного Сердца Иисусова. В то же время он, профессор Университетской академии, продолжал работу над докторской диссертацией по гражданскому праву, которая могла быть закончена только в Мадридском университете.

2 октября 1928 года святой Хосемария Эскрива основал организацию «Opus Dei». В 1934 году основатель Opus Dei был назначен ректором Фонда святой Елизаветы. Когда в Испании началась гражданская война, он с большим риском для жизни исполнял свой долг в Мадриде, а позднее в Бургосе.

14 февраля 1943 года он основал Священническое общество Святого Креста, неразрывно связанное с «Opus Dei» и позволившее рукополагать священников из мирян - членов «Opus Dei». В дальнейшем Священническое общество Святого Креста позволяло священникам, инкардинированным в разные епархии, разделять духовность и аскетику «Opus Dei» и искать святости в исполнении своего священнического долга, завися при этом исключительно от своего епархиального епископа.

В 1946 году отец Эскрива избрал своей резиденцией Рим, где и оставался до конца жизни. Из Рима он воодушевлял и направлял распространение «Opus Dei» по миру. К моменту кончины своего Основателя «Opus Dei» насчитывал более 60 тысяч членов 80 национальностей.

Хосемария Эскрива был советником Папской комиссии по правильному толкованию Кодекса Канонического Права и Святой конгрегации семинарий и университетов, почётным прелатом Его Святейшества и почётным академиком Папской римской теологической академии. Он был также главным канцлером Наваррского университета (Памплона, Испания) и Пьюрского университета (Пьюра, Перу).

Хосемария Эскрива умер 26 июня 1975 года. Он был погребен в склепе церкви Пресвятой Богородицы - Владычицы Мира (Regina Pacis), в Риме. 15 сентября 1975 года преемником основателя был единодушно избран отец Альваро дель Портильо, его ближайший сотрудник в течение многих лет.

После смерти Хосемарии на имя Папы было получено множество писем со всех пяти континентов. Среди отправителей - 69 кардиналов и около 1300 епископов (более трети католического епископата), которые просили Папу открыть дело по беатификации и канонизации отца Хосемарии Эскрива. 30 января 1981 года Конгрегация по вопросам канонизации признала, что для открытия процесса нет никаких препятствий. Иоанн Павел II ратифицировал это решение 5 февраля 1981 года.

Между 1981 и 1986 годом были проведены два процесса по расследованию дела - в Мадриде и в Риме, - посвящённые жизни и добродетелям отца Хосемария Эскрива. По результатам обоих процессов, а также принимая во внимание благоприятствующее мнение Съезда теологических советников и Комиссии кардиналов и епископов - членов Конгрегации по вопросам канонизации, 9 апреля 1990 года Папа провозгласил героичность добродетелей отца Хосемарии Эскрива и присвоил ему титул досточтимого. 6 июля 1991 года Папа приказал обнародовать декрет, объявлявший чудесным излечение болезни благодаря заступничеству Хосемарии Эскрива. Таким образом, была завершена юридическая стадия, предшествующая беатификации основателя «Opus Dei».

17 мая 1992 Хосемария Эскрива был причислен к лику блаженных, а 6 октября 2002 - к лику святых, во время Божественной Литургии, отслуженной папой римским Иоанном Павлом II на площади Святого Петра в Риме. С 21 мая 1992 года тело отца Хосемарии Эскрива покоится в штаб-квартире прелатуры «Opus Dei», в алтаре церкви Пресвятой Богородицы. В изданном РИСИ справочнике «Зарубежные неправительственные некоммерческие и религиозные организации в России» объединение «Opus Dei» оценивается как не миссионерская или благотворительная организация, ограничивающаяся проповедью Евангелия или социальной работой, и не монашеский орден. Это мощная разветвленная структура, состоящая в основном из мирян, чья главная обязанность – осуществление воли папы в тех областях, в которых они работают, и прежде всего в политике. В период понтификата Иоанна Павла II движение стало одним из главных инструментов международной политики Ватикана, исполнителем его не столько духовной, сколько политической воли.

В 1982 г. Папа присвоил организации «Opus Dei» статус «персональной прелатуры», выведя ее таким образом из-под юрисдикции епархиальных управлений. Для вступления в «Opus Dei» необходимо заключить с Организацией особый договор, форма которого едина для всех. Процедура присоединения довольно сложна, а процесс завершается не ранее, чем через 6 лет. Заключившие договор принимают на себя ряд обязанностей: «оставаться в юрисдикции прелата в том, что касается целей Прелатуры; соблюдать юридические нормы Прелатуры и исполнять другие обязанности членов «Opus Dei». Они активно действуют на и всей территории России.

Так московская штаб-квартира организации, имеющая статус прелатуры, разместилась в частной квартире на углу Садового кольца и Старой Басманной. Изначально в штате московского представительства было 5 человек, приехавших из разных стран, но община постоянно увеличивается, что, учитывая сектантскую направленность организации, вызывает серьезное беспокойство. Там же проходят собрания, на которые приглашают всех желающих «для духовных бесед».

Критики «Opus Dei», среди которых есть и католические священники, считают эту организацию опасной. В начале своего существования ее даже называли «новой ересью» из-за призыва к всеобщей святости, однако этот призыв позднее одобрил Второй Ватиканский собор. Опасность, по мнению многих, представляет прежде всего закрытость «Opus Dei». В печатных изданиях и электронных СМИ встречаются публикации, в которых говорится, что «Opus Dei» применяет многие практики, свойственные сектам. Существует мнение, что именно благодаря поддержке таких движений, как «Opus Dei» и «Communione e Liberazione», Йозеф Ратцингер так легко занял папский престол.

"Мы не секта, мы только лишь хотим быть святыми"

Если мусульманский фундаментализм уже давно занимает первые полосы газет, то о деятельности правохристианских движений слышать приходится гораздо реже. Такая скрытность у многих вызывает беспокойство и тревогу тем, что она ускользает от традиционных механизмов демократического контроля. Примером такой незаметной, но целеустремленной активности служит восхождение Опуса Деи - католического "ополчения" сектантского толка, обладающего экономической и политической властью, и влияющей как на римскую церковь, так и на светскую власть, в которую она стремиться проникнуть любым путем.

Предлагаем совершить небольшую прогулку по Опусу Деи и составить впечатление о роли этой организации в современном западном обществе.

Идейная основа движения и его цели

Начнем с целей движения, и обратимся к католическим источникам. Справочник по христианским движениям сообщает следующее.

Прелатура Опуса Деи нацелена, в первую очередь, на обеспечение своих приверженцев, а также и любых других людей, средствами духовного просвещения и пасторской помощи. Пользуясь этой поддержкой, они вдохновляются на распространение Евангелия, практикуя христианские добродетели и освящая свой труд. Освятить свой труд означает для тех, кто себя связал с Прелатурой, трудится в духе Иисуса Христа, т.е. с максимальным совершенством, принеся этим славу Господу, служа ближним, внося свой вклад в делание мира святым, внося дух Евангелия во все сферы земной деятельности и бытия.
Плодами совместной апостольской деятельности тех, кто трудится вместе с Опусом Деи могут быть названы колледжи, университеты, женские центры, медицинские диспансеры в развивающихся странах, сельские школы, центры профессиональной подготовки, студенческие общежития, культурные центры и т.п.

Такой апологетический текст создает идеальный образ рыцарского союза, связанного благородной целью нести в мир свет духовного просвещения. Тем не менее, для человека, далекого от религии, такое разъяснение оставляет ощущение неясности В дебрях церковной риторика, с ее постоянным смещением значения обычных слов непросто уловить смысл речи. Именно это и происходит с фразой "освятить свой труд". На помощь, как это ни парадоксально, приходит другой церковный текст, на этот раз речь Карола Войтылы, более известного как папа Иоанн Павел II, на церемонии канонизации Хосемарии Эскривы де Балагера, основателя Опуса Деи, прошедшей 7 октября 2002 г. на Площади Святого Петра в Риме:

...Святой Хосемария был избран Богом для провозглашения всеобщего призыва к святости; для свидетельства о том, что обычные занятия, составляющие ткань повседневной жизни, – это путь к святости. Можно сказать, что Святой Хосемария – святой повседневности. В самом деле, он был убежден, что для человека, глубоко верующего в Бога, любое событие его жизни – это повод к встрече с Богом, стимул к молитве. Когда мы смотрим на повседневную жизнь с этой точки зрения, мы открываем в ней величие, неведомое раньше. Мы понимаем, что святость доступна всем людям.
Эскрива поддерживает идею евангелизации мира ”изнутри”. Он показывает, что не может быть конфликта между Божиим Законом и потребностями подлинного человеческого прогресса. Этот святой священник научил нас, что Христос должен быть вершиной любой человеческой деятельности (ср. Ин. 12,32). Его послание побуждает христианина действовать в тех местах, где вырабатывается будущее общества. Деятельное присутствие мирян во всех профессиях и на самых передовых рубежах развития неизбежно способствует укреплению гармонии между верой и культурой, в чем так нуждается наша эпоха...

Итак, цель - христианское присутствие везде и во всем, как дорога к святости. "Мы не секта, мы всего лишь хотим быть святыми" Нельзя сказать, что основатель движения "открыл" принцип - "освятить повседневность". Он столь же древний как само Евангелие, и его проповедовали многие святые. Вместе с другим принципом - углубленной внутренней работы, уходом от мира - составили костяк истории христианства. Что же нового внес основатель Опуса Деи? Мысль о том, что необходимо переломить постепенную дехристианизацию мира путем активного, хотя и незаметного, вмешательства во все сферы жизни. Жизнь общества должна быть преломлена через призму христианских представлений. "Ты позволяешь, чтобы тебя вели? Ты?... Значит ты из стада? Хотя ты рожден, чтобы командовать! Среди нас нет места для теплых. " - писал Эскрива. Кризисное состояние - а именно так он рассматривал мир и церкви в нем - требуют решительных действий. И Опус Деи возник как способ провести в жизнь эти идеи. Как сказал Йозеф Ратцингер, выступающий теперь как папа Бенедикт XVI, "...этот удивительный союз абсолютной верности великой традиции церкви, ее вере, ее безусловной открытости вызову мира, будь это в академической среде, в труде, в экономике и т.д. Человек, привязанный к Богу, ведущий с ним непрекращающийся диалог, может осмелиться ответить на этот вызов. "

Рассмотрим вкратце историю возникновения и становления Опуса Деи.

Основатель движения Хосемария Эскрива де Балагер

Католический источник сообщает следующее об основателе Опуса Деи.

Хосемария Эскрива де Балагер родился в Барбастро (Уэска, Испания) 9 января 1902 года. У родителей Хосемарии, кроме него было еще пятеро детей. Супруги Эскрива дали своим детям истинно христианское воспитание. В 1915 году отец Хосемарии вынужден был переехать в Логроньо. В этом городе Хосемария впервые почувствовал свое призвание: увидев на снегу следы босых ног монаха, он догадался, что Бог ждет от него чего-то, хотя в чем именно заключается его миссия, он еще не знал. Хосемария приходит к выводу, что, став священником, он скорее постигнет Божию волю о себе. Он готовится к принятию сана.

28 марта 1925 года рукоположен в священники. Сначала Эскрива работает в деревенском приходе, затем в Сарагосе. а с 1927 года - в Мадриде. Там, 2 октября 1928 года, во время молитвенного уединения, он в откровении постигает волю Божию, и основывает Оpus Dei. Он находится в Мадриде, когда вспыхивает гражданская война (1936 г.). Гонение на Церковь заставляет его скрываться, непрестанно меняя убежища. Эскрива совершает свое служение подпольно, пока ему не удается бежать из Мадрида. После перехода через Пиренеи он обосновывается в Бургосе. По окончании войны в 1939 году возвращается в Мадрид.

В 1946 году он обосновывается в Риме. Он назначен консультантом двух Ватиканских конгрегаций, почетным членом Папской Академии Теологии и почетным прелатом Его Святейшества. Из Рима он часто ездит по всей Европе, закладывая основания для деятельности Оpus Dei или содействуя его процветанию.

Хосемария Эскрива умирает в Риме 26 июня 1975 года. Тысячи людей, среди которых множество епископов из разных стран (более трети епископов всего мира), приступают к Святому Престолу с просьбой начать процесс канонизации Хосемарии Эскривы. 17 мая 1992 г. Иоанн Павел II причисляет отца Хосемарию к лику блаженных на площади святого Петра в Риме в присутствии собравшихся по этому поводу 300.000 человек. 6 октября 2002. Иоанн Павел II причисляет отца Хосемарию к лику святых.

Когда имеешь дело со святым, то в его биографии обязательно найдутся мистические события, которые прорезают в его жизни линию божественной миссии, с которой они пришли в этот мир. Это было, как мы видим, и в случае Балагера. Поскольку жестокая судьба лишила многих из нас дара духовного видения, приходится довольствоваться свидетельством тех, кто заверяет, что оно у них есть. Вот свидетельство Йозефа Ратцингера: "Основатель Опуса Деи сказал: "Я не тот, кто изобрел что-то; есть Другой, кто действует. а я лишь нахожусь в готовности служить ему инструментом." Отсюда и название. Та реальность, которую мы называем Опус Деи, глубоко связана с внутренней жизнью основателя. Он дал нам понять, оставаясь очень сдержанным на эту тему, что был в постоянном диалоге, в настоящем контакте, с тем, Кто создал нас и трудился через нас вместе с нами. Книга Исхода (33:11) говорит о Моисее, что Господь говорил с ним "лицом к лицу, как друг говорит с другом". Я думаю, что если вуаль скромности и скрывает от нас детали, по разным высказываниям мы можем с полным правом применить к Хосемарии Эскриве эти слова "говорил так, как друг говорит с другом", что открывает двери мира настолько, что Бог становится постоянно присутствующим, чтобы действовать и все преобразовывать. " Вот так, ни много ни мало. Уверенность в своем предназначении рождала, разумеется, решимость в действиях и отметала какие-либо сомнения в собственной правоте.

Во время гражданской войны основатель Опуса сначала скрылся во Францию, затем вернулся в Испанию, где присоединился к путчистам в Бургосе и стал духовником супругов Франко. С ними он участвует в реконкисте - "седьмом крестовом походе", и с ними он устраивается в Мадриде. Он мечтает о возврате монархии, в которой король явится помазанником бога. Его амбиции таковы, чтобы сделать свое движение при франкистском режиме тем, чем была инквизиция при Филиппе II.

Свои реакционные взгляды Эскрива никогда не скрывал, и, его канонизация в 1992 году, несмотря на все усилия Карола Войтылы, вызвало серьезное недоумение у общественности, и иначе как скандальным его не называли.

Мария дель Кармен Тапья, ушедшая из Опуса после отданных ему двадцати лет жизни, пишет в своей книге "За порогом" о том, что конгрегации, занимавшейся подготовкой беатификацией Эскривы, не были представлены никакие документы критического характера, что полностью противоречило принятому порядку. Конгрегация не провела расследования по факту всем известного конфликта между Эскривой и иезуитами, его профашистские заявления и наклонности, связи Опуса Деи с франкистским правительством. Совершенно невероятно, но 40% свидетельств, принятых к рассмотрению исходили только от двух человек: Портильо и его помощника, Эчеварриа, двух прелатов Опуса Деи.

Имея опыт непосредственной работы с Эскривой, Мария Талья рисует земной портрет основателя Опуса. Образ святого, исполненного доброты и милости, который преподносят статьи, вышедшие в момент беатификации де Балагера, рассеялся рядом с другим портретом, на котором был представлен человек тщеславный, гневный, любящий роскошь, и мало заботящийся о своих "чадах". Этот портрет - не плод поспешного суждения, а вывод из наблюдений за повседневной жизнью, размышлениями основателя и его действиями в тех или иных ситуациях.

Добавим еще свидетельство иного плана. Католичка, ушедшая из Опуса Деи, пишет о культе его основателя, который очень силен в среде участников движения. "Мои товарищи входили в экстаз, разглядывая его фото. В Опусе имеются праздничные даты по всем важным событиям жизни де Балагера. Многие приезжали к могиле основателя и прикладывали к ней разные предметы, чтобы унести часть его "ауры", и все это еще задолго до его беатификации. "Это должно понравится Отцу" - эти слова так часто звучат, что неизбежно рождается вопрос, а не важней ли Основатель самого Господа? "

Многие читатели заинтригованы обвинениями в отношении христианской истории и богословия, представленными в книге «Код Да Винчи». Мы хотели бы напомнить им о том, что «Код Да Винчи» относится к произведениям из ряда исторических фикций, и не является надёжным источником информации по данным вопросам.

Книга вызвала общественный интерес к истокам Библии и основополагающих богословских доктрин Христианства, таких как Двуединство Сущности Иисуса Христа. Эти темы являются весьма важными и ценными для изучения, и мы надеемся, что это даст мотивацию заинтересовавшиеся читателям для изучения более серьёзных исследований по данным вопросам, которые они нашли бы на этот раз уже в отделе научной литературы библиотеки.
Те читатели, которые проделают более глубокое исследование и подойдут к анализу книги более критично, откроют для себя, что утверждения, сделанные в книге «Код Да Винчи» об Иисусе Христе, Марии Магдалине и истории Церкви испытывают недостаток поддержки среди уважаемых ученых. Например, книга проводит идею о том, что в четвёртом веке римский император Константин Великий ввёл доктрину о Двуединстве Сущности Христа по политическим причинам. Свидетельства истории, однако, ясно показывают, что Новый Завет и наиболее ранние христианские тексты отображают христианскую веру в Двуединую Сущность Христа.
Другие примеры дискредитирующих обвинений представленных в книге «Код Да Винчи» могут быть найдены в этой статье из журнала «Crisis» или этом FAQ от «Catholic Answers». Читателям, желающим уделить время тому, чтобы до конца разобраться в вопросах, поставленных в «Коде Да Винчи», мы рекомендуем прочесть книгу Эми Вэлборн (Amy Welborn), «De-Coding Da Vinci», или книгу «The Da Vinci Hoax», написанную Карлом Олсоном (Carl Olson) и Сандрой Миезел (Sandra Miesel).
Мы так же хотим отметить то, что описание Opus Dei, данное в «Коде Да Винчи» некорректно, как в общем плане так и во многих деталях, и было бы безответственным формировать какое бы то ни было мнение об Opus Dei на основе «Кода Да Винчи». Те, кого интересует более подробная информация о различных искажённых представлениях об Opus Dei, возникающих из прочтения книги, пожалуйста, дочитайте этот материал до конца.

1. Opus Dei и монахи
В «Коде Да Винчи», члены Opus Dei представлены как монахи (или, скорее, карикатуры монахов). Как и все католики, члены Opus Dei очень ценят монахов, но фактически в Opus Dei нет монахов. Opus Dei – это институт Католической Церкви для мирян и приходских священников, а не монашеский орден.
Подход Opus Dei к вере не влечёт уход из мира в так называемую «монашескую жизнь». Скорее, Opus Dei помогает людям возрастать в своей любви к Богу через их обычные мирские занятия.
Члены Opus Dei, называемые «нумерариями» – меньшинство – выбравшее призвание безбрачия, чтобы иметь возможность организовывать деятельность Opus Dei. Однако они не принимают обетов, не носят монашеских одеяний, не спят на циновках, не проводят всё своё время в молитвах и умерщвлении плоти, не делают вообще ничего из того, о чём говорится в описании, данном в «Коде Да Винчи» с целью подчеркнуть монашеский характер Opus Dei.
В противоположность тем, кто призван к монашеской жизни, нумерарии имеют обычную мирскую профессиональную работу. Фактически, «Код Да Винчи» описывает Opus Dei с точностью до наоборот. Монашеские ордена существуют для людей, которые имеют призвание обрести святость, порвав свои связи с миром; Opus Dei существует для людей, которые имеют призвание претворять свою Христианскую Веру живя в миру.

2. Opus Dei и преступление
В «Коде Да Винчи», члены Opus Dei подвергаются обвинениям как люди, совершающие убийства, постоянно лгущие, и совершающие иные неэтичные действия, которые при этом полагают, что это оправдано благими намерениями в отношении Бога, Церкви или Opus Dei (стр. 13, 29, 58-9, и т.д.).
Opus Dei является структурным подразделением Католической Церкви и придерживается Католической доктрины, которая чётко осуждает аморальное поведение, включая убийство, ложь, воровство и вообще причинение людям любого вреда. Католическая Церковь учит, что никто не должен творить зло, даже ради благой цели. Миссия Opus Dei заключается в том, чтобы помочь людям интегрировать их веру в повседневность их жизни, таким образом, это духовное образование и руководство помогает членам поступать как раз более этично. Члены Opus Dei, как и все люди, иногда бывают неправы, но это скорее отклонение от того, чему учит Opus Dei, нежели проявление оного.

3. Opus Dei и умерщвление плоти
«Код Да Винчи» утверждает, что члены Opus Dei практикуют кровавые умерщвления плоти (см. стр. 12, 14, 29, 31, 73, 89, 127-28, 195, 276-79, 293). Несмотря на тот факт, что история показывает, что некоторые католические святые поступали так, члены Opus Dei не делают этого.
Католическая Церковь советует людям практиковать умерщвление плоти. Тайна страданий Иисуса Христа показывает, что добровольная жертва имеет трансцендентную ценность и может принести духовные блага другим. Добровольная жертва также приносит личные духовные блага, предоставляя силы для сопротивления соблазну ко греху. По этим причинам Церковь предписывает соблюдение поста в определённые дни и также рекомендует другие виды благочестивых практик умерщвления плоти.
Умерщвление плоти никоим образом не стоит в центре христианской жизни, но никто не может приблизиться к Богу без него: «Нет святости без жертвы и духовной борьбы» (Катехизис Католической Церкви, № 2015).
В области умерщвления плоти, Opus Dei отдаёт предпочтение малым жертвам в сравнении с экстраординарными, придерживаясь духа интеграции веры в мирскую жизнь. Например, члены Opus Dei пытаются приносить малые жертвы, такие как сверхурочный труд на своей работе, тогда когда они устали; или они иногда специально пропускают какое-либо маленькое удовольствие; или оказывают помощь оказавшимся в нужде. Некоторые члены Opus Dei также ограниченно используют власяницу и розги, виды умерщвления плоти, которые всегда имели место в католической традиции из-за их символической связи со Страстями Христовыми. Церковь учит тому, что людям следует разумно заботиться о своём физическом здоровье, и любой человек с опытом в этой области знает, что эти практики ни в коем случае не вредят ничьему здоровью. Описание власяницы и розог во многом преувеличено: просто невозможно так навредить кому-либо, как это описано.

4. Opus Dei и сектантство
В различных местах, «Код Да Винчи» описывает Opus Dei как «секту» или «культ» (так см. стр. 1, 29, 30, 40, и 279). Факт состоит в том, что Opus Dei – полностью интегрированная часть Католической Церкви и не имеет доктрин или практик не предусмотренных Церковью. Нет определения или теории, академической или обиходной, которая давала бы основания для применения бранных по сути слов «секта» или «культ» в отношении Opus Dei. Opus Dei – это институт Католической Церкви, который пытается помочь людям интегрировать их веру в повседневную деятельность.
Как персональная прелатура (организационная структура Католической Церкви), оно дополняет работу местных католических приходов предоставляя людям дополнительное духовное образование и руководство. Opus Dei было основано в Испании в 1928 г. католическим священником, Св. Хосемария Эскривa, и стало там развиваться при поддержке местных епископов. Оно окончательно было одобрено Ватиканом в 1950 г. и начало распространяться во многих странах по всему миру. На сегодня Opus Dei насчитывает около 83000 членов (3000 из них в Соединённых Штатах) и 2000 священников. Несколько миллионов людей по всему миру участвуют в его программах и деятельности, которая проводится более чем в 60 странах.
«Код Да Винчи» также содержит мелодраматические утверждения, из которых следует, что Opus Dei применяет «промывание мозгов», «принуждение» и «агрессивное рекрутирование» (стр. 1, 29, 325, 415), нечестно пытаясь измазать Opus Dei ваксой той же щёткой, что используется против групп более заслуживающих подобные эпитеты.
Opus Dei предлагает людям отдать свои жизни Богу, следуя особому пути служения в Католической Церкви. Чья-либо жизнь может быть свободно посвящена лишь по решению, идущему из самого сердца, а не принятого под внешним давлением: давление было бы и не правильным и не эффективным. Opus Dei всегда уважает свободу и своих членов, и своих будущих членов, и всех с кем имеет дело. Демонстрируя свою веру в важность свободы, Opus Dei располагает методами обеспечения свободного и осознанного принятия решений о вступлении в эту организацию. Например, никто не может заключить соглашение о постоянном членстве в Opus Dei без предварительного прохождения в течение шести лет систематического и общеобязательного инструктажа относительно того, что влечет за собой членство. Более того, никто не может заключить ни временное соглашение до достижения 18 лет, ни соглашение о постоянном членстве до достижения 23 лет.

5. Opus Dei и женщины
«Код Да Винчи» говорит о штабе Opus Dei в США: «Мужчины входят в здание через главный вход на Лексингтон авеню. Женщины входят со стороны переулка» (стр. 28). Это не точно. Люди, будь то мужчины или женщины, пользуются входами, ведущими в каждую из секций того здания, которое они посещают. Здание состоит из отдельных секций, по той простой причине, что одна секция содержит в себе резиденцию для незамужних женщин, а другая для неженатых мужчин. Но эти секции не сегрегированы по половому признаку, и на Лексингтон авеню выходит как раз женская, а не мужская секция, в противоречие тому, о чём говорится в книге. (Заметьте: Книга часто так же неточно называет это здание Opus Dei «всемирным штабом»).
«Код Да Винчи» так же утверждает, что женщин-членов Opus Dei «принуждают бесплатно убираться в залах мужских резиденций» и что они имеют более низкий в сравнении с мужчинами статус (стр. 41, 415-16). Это не правда. Opus Dei, как и Католическая Церковь в целом, учит, что женщины и мужчины обладают равным достоинством и ценностью, и все его практики согласуются с верой в это. Женщины-члены Opus Dei заняты в самых разных профессиях, как в тех, которые общество воспринимает как престижные, так и в тех которые общество в наши дни недооценивает, таких как ведение домашнего хозяйства или работа по дому.
Opus Dei учит, что любая честная работа, сделанная с любовью к Богу, равноценна. Некоторые женщины-нумерарии Opus Dei сделали свободный выбор профессии заботясь о центрах Opus Dei, и женских и мужских. Они также обслуживают конференц-центры, где проводится деятельность в сфере культурного и духовного образования. Эти женщины профессионально подготовлены и получают плату за свои услуги, которые включают украшение интерьера и другую высоко квалифицированную работу. Многие тысячи людей, посещающих духовные образовательные мероприятия в центрах Opus Dei могут засвидетельствовать их профессионализм. «Код Да Винчи», однако, содержит инсинуацию, согласно которой эта работа якобы недостаточно достойна и ценима и унижает этих женщин.

6. Opus Dei и Банк Ватикана
В «Коде Да Винчи» говорится, что Opus Dei получил статус персональной прелатуры как награду за спасение Банка Ватикана от банкротства (стр. 40-41, 415-416). Ни Opus Dei ни кто-либо из его членов не помогал Банку Ватикана.
Церковные Власти сделали Opus Dei персональной прелатурой в 1982 так как они сочли эту новую каноническую категорию наиболее подходящей для миссии и структуры Opus Dei.
В любом случае, статус персональной прелатуры не представляет из себя ничего особенного: это просто одна из нескольких канонических категорий, которыми располагает Церковь для обозначения своих институтов, осуществляющих специальную пастырскую деятельность. В противоречие значению, приводимому в книге, статус персональной прелатуры ни коим образом не подразумевает особого расположения со стороны Папы, или того, что члены Opus Dei находятся не под властью своих местных епископов.

7. Канонизация основателя Opus Dei
«Код Да Винчи» утверждает, что Церковь пренебрегла своими положениями о канонизации для того, чтобы по «упрощённой схеме» признать святым основателя Opus Dei (стр. 40-41). Канонизация Св. Хосемария Эскрива в 2002 произошла через 27 лет после его смерти (а не через 20, как утверждается в книге). Он был одним из первых, кто подлежал канонизации после принятия Кодекса канонического права 1983 года, регулирующего процедуру канонизации, и поэтому всё прошло быстрее, чем это было обычно раньше. Мать Тереза была канонизирована даже быстрее, будучи беатифицированной всего лишь спустя 6 лет после своей смерти (Эскрива был беатифицирован через 17 лет). Даже по старым правилам, канонизация св. Терезы Малой длилась в течение 27 лет, примерно так же как и Эскрива.

»), основанная в Ис-пании в 1928 г. человеком по имени Хосемария Эскрива де Балагер, заявляет, что ее целью является «без устали призывать общество жить по евангелистским заветам, освящать свою работу, исполняемую со всей ответственностью и по доброй воле». Основатель группы умер в 1975 г. В 1992 г. Папа причислил его к лику святых и канонизиро-вал в октябре 2002 г. Это решение до сих пор вызывает оживленные дискуссии.

Членами организации могут стать как католические священно-служители, так и миряне, исповедующие католическую веру. По некоторым оценкам, сейчас по всему миру насчитывается около восьми тысяч членов общества. Большинство из групп «Опус Деи» располагаются в городах. Они существуют почти при всех крупных университетах. Наиболее активно агитационная работа и вербовка новых членов ведется именно среди студентов. Члены общества могут работать во внешнем мире, но их духовная жизнь находится под строгим контролем «Опус Деи». Все члены общества должны следовать так называемому «Плану жизни», который состоит из ряда духовных обрядов, куда входит ежедневная месса, чтение молитвы по четкам и духовное чтение.

Члены общества делятся на несколько классов. Наиболее суровые законы царят в группах, именуемых нумерариями. Члены общества, принадлежащие к этой категории, полностью посвящают свою жизнь «Опус Деи». Они живут в общежитиях, принадлежащих «Опус Деи», и дают обет безбрачия. Все их деньги переходят к «Опус Деи». Им не разрешается иметь собственный счет в банке, на повседневные нужды каждую неделю им выдается небольшая сумма. Вся входя-щая и исходящая почта членов просматривается управляющим отделения «Опус Деи». Эти же управляющие контролируют содержание того, что члены общества читают, слушают по радио или смотрят по телевизору. Существует почти трехсотстраничный список литературы, запрещенной в «Опус Деи». В число запрещенных книг входит протестантский вариант Библии и все книги, в которых встречаются упоминания о теории эволюции Дарвина .

На все передвижения вне территории организации нужно получить разрешение управляющего. Члены ордена причиняют себе телесную боль в наказание за грехи, а также, чтобы заглушить потребность в сексе. Причинение самому себе боли здесь называется «умерщвлением плоти». Члены ордена носят на ноге плетеный шнурок с шипами, называемую «cilice », и хлещут себя по спине плетью с узлами. «Cilice» они носят два часа каждый день, исключая вос-кресенье. Самобичеванием они занимаются один раз в неделю. Если члены общества хотят проделывать это чаще, они должны испросить разрешения. Членам общины предписывается принимать холодный, а не теплый душ.

По словам одного из бывших членов ордена, «cilice» и дисцип-лина настолько чужды большинству обычных людей, что они при-ходят к заключению, что «Опус Деи» слишком странная организация, чтобы к ней присоединяться.

Католическое руководство, взяв за основу слова апостола Петра: «Итак, как Христос пострадал за нас плотию, то и вы вооружитесь тою же мыслью; ибо страдающий плотию перестает грешить» (1Пет.4:1), истолковало данное место в отрыве от общего контекста. В данном Библейском стихе речь идет вовсе не о сознательном причинении себе телесных повреждений, а о перенесении жизненных трудностей.

А в «умерщвлении плоти», практикуемом «Опус Деи» существует лишь реальная опас-ность поддаться мазохизму, а вовсе не достичь святости. Само руководство это понимает, и потому традиционное католическое учение предписывает проводить обряды «умерщвления плоти» только под руководством управляющего. Такие наблюдатели есть, однако часто организация доверяет подобные обязанности людям, не обладающим необходимой для этого зрелостью суждений и благоразумием.

В каждом доме «Опус Деи» есть собственный священ-ник, который проводит мессы и принимает исповеди. Членам общества запрещается исповедоваться священнику, который не состоит, в «Опус Деи». Нумерариям помогают женщины, которые исполняют домашнюю работу в центрах прелатуры «Опус Деи».

Следующим классом организации являются супер-нумерарии. Членам, принадлежащим к этому классу, разрешается вступать в брак и заводить семьи. Они также следуют «Плану жизни», но обычно находятся в неведении относительно весьма экстремальных ритуалов, практикуемых их собратьями по обществу, нумерариями. Они живут в собственных домах, однако обязаны вносить большую часть своих доходов в кассу «Опус Деи». Все лидеры тайного общества являются священниками из класса нумерариев. Некоторые утверж-дают, что «Опус Деи» давно проникла в Ватикан, и многие из высо-копоставленных священнослужителей, служащих Папе Римскому, являются нумерариями из «Опус Деи».

Затем идет класс ассоциированных членов, которые живут дома, но приняли обет безбрачия. И, наконец, есть класс «помощников», которые официально не являются членами организации, но помога-ют обществу в финансовых вопросах. Помощникам совсем не обя-зательно быть католиками.

Как и многие другие культы, «Опус Деи» запрещает людям под-держивать контакты со своими семьями. Им говорят, что обсуждать «Опус Деи» со своими родными будет напрасной тратой времени, поскольку они «не поймут». Многим членам предписывается держать в тайне от своих семей то, что они вступили в «Опус Деи».

Члены общества формируют команды, которые разрабатывают агрессивную стратегию вербовки новых членов. Интересы и увле-чения потенциальных новичков анализируются, и членам общины с похожими склонностями предписывается использовать общие интересы, чтобы наладить контакт. Все собрания «Опус Деи» обя-зательно включают в себя подсчет потенциальных кандидатов на вступление и отчеты о проделанной работе по их вербовке. Всем членам общества рекомендуется иметь десять — двенадцать «дру-зей», которые могут впоследствии вступить в общество. Члены группы используют дружбу как приманку и прекращают отношения с людьми, которые не хотят вступить в «Опус Деи». Потенциальные кандидаты даже не подозревают, что их вербовка была заранее спланирована и подстроена. В некоторых колледжах и университе-тах данное общество проводит вербовку под прикрытием каких-нибудь организаций. Например, создаются клубы, которые полностью управляются «Опус Деи», но носят совсем другое название. В их число входят «Право на жизнь» и другие религиозные группы. Тех, кто вступает в эти клубы, потом весьма агрессивно начинают скло-нять к вступлению в «Опус Деи». Вербовка членов проводится также в римско-католических приходских общинах.

Поскольку в начале 80-х годов Ватикан принял решение о том, что «Опус Деи» является «персональной прелатурой» в составе Церкви, местные епархии не имеют права контролировать, что происходит в центрах «Опус Деи», которые функционируют на их территории. Посторонний человек не сможет определить, насколь-ко глубоко члены данного тайного общества успели проникнуть в приходскую общину, поскольку всю свою деятельность они держат в секрете. Давление с целью заставить присоединиться к «Опус Деи» часто проводится в тот момент, когда человек находится в кризисе и явля-ется наиболее эмоционально уязвимым.

С 1991 г. действует группа, которая называется «Общество опо-вещения об опасности «Opus Dei» (ODAN). Она старается предуп-редить мир о том, что они называют «сомнительными традициями» данной организации. В состав ODAN входят бывшие члены организации и раз-гневанные члены семей тех, кто состоит в этом обществе сейчас.

По словам ODAN, новые члены соглашаются посвятить себя группе до того, как им объясняют, в чем именно это будет заклю-чаться. Когда они узнают, в чем же будет заключаться их преданность, им говорят, что они уже дали слово, а не сдержать обещание — озна-чает «отвернуться от Бога». Тем, кто все-таки решается покинуть «Опус Деи», говорят, что они проживут жизнь без Божьей милости и могут быть прокляты.

Дело Божье

Власяница

Двигатель НЛО основан на вращении жидкости

Хижина Прейзера – аномальная зона

Птицы - вестники смерти

Шаровая молния

Каракас – столица Венесуэлы


Город Каракас - столица независимого государства Венесуэла, расположен на севере страны неподалеку от побережья Карибского моря, в долине между горными массивами...

Королевский замок Шамбор

Замок Шамбор, бесспорно, один из самых узнаваемых замков Луары. Этот архитектурный шедевр эпохи Ренессанса был построен по приказу Франциска I, ...

Надувные модули для лунной базы

Американское космическое агентство намерено заняться разработкой надувных орбитальных станций. Такая возможность предусмотрена в бюджете NASA на 2011 год. Краткое...

Предсказания Эдгара Кейси

Предсказания Эдгара Кейси на 2016год знать будущее интересно и страшно, ведь увидеть можно то, что не понравится. Однако, если...

41.921778 , 12.484056
Опус Деи
Opus Dei
Членство:
:
Тип организации:

Персональная прелатура

Руководители
Прелат
Основание
www.opusdei.org

Цель «Опус Деи» - помогать верующим обрести святость в повседневной жизни, занимаясь обычными земными делами, в частности - профессиональной деятельностью .

Штаб-квартира Прелатуры находится в Риме , на Viale Bruno Buozzi, 73.

История

«Опус Деи» с самого его основания стало распространяться среди студентов и рабочих, а также в других слоях общества.

В годы гражданской войны в Испании 1936-1939 гг. республиканцы подвергали жестоким гонениям все религиозные организации в стране. Жертвами этих преследований стали 12 епископов и более 6 тыс. священников и монашествующих. Напротив, установившийся затем режим Франко всячески благоприятствовал католицизму, предоставив возможность роста всем религиозным образованиям, в связи с чем новое правительство пользовалось определенной поддержкой среди католиков. В правительстве Франко было несколько членов «Opus Dei», что вызвало обвинения организации в симпатии к фашизму и стремлении к власти. Но основатель общества всегда подчеркивал, что члены «Opus Dei» обладают той же политической свободой, что и все прочие католики, и могут придерживаться тех политических убеждений, которые им больше по душе, поскольку «Дело» это религиозная, а не политическая организация" .

На 31 декабря 2008 года прелатура насчитывала 1654 центра пастырского попечения, 88 904 члена, 1972 из которых были священниками («Annuario Pontificio», Libreria Editrice Vaticana, 2009 г.). В Священническом обществе св. Креста, помимо клира прелатуры, состоит ещё около 2 тыс. епархиальных священников и несколько дьяконов, инкардинированных в различные епархии по всему миру (см. Справочник прелатуры «Opus Dei», с. 34 , Алматы, 2010 г., в http://multimedia.opusdei.org/pdf/ru/muller.pdf).

Иерархия

Руководство организацией осуществляют члены «нумерарии», берущие на себя различные обязательства, в том числе и обязательство безбрачия (члены Опус Деи обетов не дают, потому что они не монашествующие, а миряне). Многие из них живут в центрах прелатуры; некоторые впоследствии становятся священниками. Среди «нумерариев» выделяется особая группа с неопределенным четко количеством членов, называемых «инскрипти» (вписанные ). Из этой группы прелат организации назначает «электоров» (выборщиков), которые участвуют в выборе очередного прелата.

Наряду с членами-нумерариями организации в её состав входят и супернумерарии, которые берут на себя определенные обязательства. Они не обещают безбрачия и могут состоять в браке, но при этом являются полноправными членами «Опус Деи».

Присоединение к «Опус Деи» осуществляется путём заключения особого договора, форма которого едина для всех, между «Опус Деи» и верующим, решившим стать его членом. Порядок присоединения к организации довольно сложен, а процесс окончательно завершается не ранее, чем по истечении шести лет. Совершеннолетний кандидат в члены организации подает прошение в письменной форме, которое рассматривается в течение шести месяцев, затем, по истечении года посредством формальной декларации договорного типа (возобновляемой каждый год), лицо получает возможность исключительно временного присоединения. По истечении пяти лет наступает возможность постоянного присоединения к организации. Заключившее договор физическое лицо несет ряд обязанностей: «оставаться в юрисдикции прелата в том, что касается целей Прелатуры; соблюдать юридические нормы Прелатуры и исполнять другие обязанности членов Opus Dei.»

Руководители Опус Деи

  • Хосемария Эскрива де Балагер (2 октября 1928-26 июня 1975)
  • Альваро дель Портильо (1975-23 марта 1994)

Деятельность

Суть деятельности Opus Dei состоит в предоставлении своим членам и всем желающим средства духовного воспитания, чтобы они могли жить в миру как подобает добрым христианам.

Св. Хосемария

К этим средствам относятся занятия по углублению понимания истин веры, регулярные духовные упражнения, личное духовное руководство и т. д. Кроме того, члены Opus Dei организуют, как правило, в развивающихся странах различные воспитательно-образовательные, социальные и культурные инициативы, направленные на помощь местному населению. Среди таких инициатив могут быть университеты, школы, центры профессионального обучения, небольшие клиники, благотворительные организации и т. д. При этом члены прелатуры вносят свой вклад в дело распространения Евангелия среди своего окружения, подтверждая свое свидетельство примером собственной жизни.

Критика

«Opus Dei» подвергается критике. Критики, среди которых есть и католические священники, считают «Opus Dei» опасной организацией. В начале своего существования «Opus Dei» было названо «новой ересью» из-за призыва к всеобщей святости, принятого затем на Втором Ватиканском соборе (1962-1965 гг.). Опасность, главным образом, видят в секретности и закрытости «Opus Dei». В печатных изданиях и Интернет -СМИ присутствуют публикации, в которых говорится, что «Opus Dei» применяет многие практики, свойственные сектам . Однако свое одобрение «Opus Dei» не раз высказывали Римские Папы .

Примечания

Ссылки

  • Профиль организации «Опус Деи» - на портале Мир Религий .
  • История прелатуры «Опус Деи» на сайте «Иерархия восточных и католических церквей».

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Закс
  • Зак

Смотреть что такое "Опус Деи" в других словарях:

    «ОПУС ДЕИ» - (лат. дело божье) полуконспиративная политико религ. орг ция, ставящая перед собой цель более активной защиты политич. и экономия, интересов монополистич. капитала в связи с неспособностью либеральной бурж. демократии противостоять коммунизму,… … Атеистический словарь

    Опус Деи - (Opus Dei, лат. труд божий), рим. католич. орг ция, основанная в 1928 г. исп. священником Хоссмария Эскрива де Балагером. Ее членами, к рых в мире насчитывается 76 тыс., могут стать как священнослужители, так и миряне, причем руководство О.Д. не… … Народы и культуры

    Опус Деи - Личная прелатура Католическая энциклопедия

    Личная прелатура "Опус Деи" - История прелатуры: Божье дело (лат. Opus Dei) организация, основанная испанским священником Хосемария Эскрива де Балагер в Мадриде 2 октября 1928 года во время молитвенного уединения, он в откровении постигает волю Божию. 14 февраля 1930 года… … Католическая энциклопедия

    Опус (значения) - Опус (лат. opus «работа»): Музыкальное произведение в широком смысле всякая музыкальная пьеса Произведение искусства не имеющее определённого названия, девиза, надписи, темы или сюжета Опус (музыка) термин, использующиеся для… … Википедия

    Эрранс Касадо, Хулиан - Кардинал Хулиан Эрранс Касадо Cardenal Julián Herranz Casado Кардинал дьякон с дьяконством церкви Святого Евгения … Википедия

    Хулиан Эрранс Касадо - Его Высокопреосвященство кардинал Хулиан Эрранс Касадо (исп. Julián Herranz Casado), (род. 31 марта 1930, Баэна, Испания). Опусдеист. Испанский куриальный кардинал. Титулярный епископ Вертары с 15 декабря 1990 по 14 декабря 1994. Титулярный… … Википедия