Финансы. Налоги. Льготы. Налоговые вычеты. Госпошлина

Православная вера кафолическая католическая церковь. Православное исповедание кафолической и апостольской церкви восточной

Понимаемое как её пространственная, временна́я и качественная универсальность.

Кафолическая означает «по всему целому», то есть во всей полноте, целостности. Часто сближается с термином Вселенская (греч. οἰκουμένη , ойкумена - «заселённая земля, Вселенная»). Термин кафолическая может прилагаться как ко всей Церкви, так и к её частям. В последнем случае имеется в виду, что каждая часть Церкви обладает той же полнотой, что и вся Церковь. Понятие Вселенская подразумевает именно «количественную» характеристику всей Церкви и не относится к каждой её части .

История термина

Первым христианским богословом, использовавшим термин «кафолическая церковь» (др.-греч. καθολικὴ Ἐκκλησία ), был священномученик Игнатий Богоносец . В своём Послании к Смирнской Церкви он так и заявляет: «Где будет епископ, там должен быть и народ, так как где Иисус Христос, там и кафолическая церковь» . Слово (др.-греч. καθολικὴ ) (вселенская, католическая, кафолическая) передаётся в церковно-славянской традиции как «соборная» . В основе учения св. Игнатия Богоносца о Церкви, как и апостола Павла, о существовании или пребывании Церкви Божией в каждой местной Церкви лежит евхаристическая экклезиология: Церковь Божия пребывает в местной Церкви потому, что в её Евхаристическом собрании пребывает Христос во всей полноте и во всём единстве Своего тела. Поскольку св. Игнатий Богоносец , употребляя этот термин, его не объясняет, можно предположить, что он уже был понятен его современникам.

Термин «кафолический» происходит от греческих слов - «каф олон» - по всему целому (согласно целого) . Что обозначает полную церковь. Полная церковь - это церковь, в которой есть хотя бы один епископ и один христианин-мирянин. Иными словами кафолическая церковь - это епископальная церковь. Необходимость возникновения термина «кафолическая церковь» показывает нам наличие проблемы во 2-м веке н. э. среди наследников апостолов. Постапостольские епископы настаивали на епископальном устройстве церкви , некоторые пресвитеры на пресвитерианской - на том основании, что они являются последователями и преемниками апостолов. До нашего времени от этого противостояния дошли только термины - кафолическая (епископальная) и пресвитерианская церкви.

В самой же кафолической Церкви особенно должно заботиться нам о том, чтобы содержать то, чему верили повсюду, всегда, все ; ибо истинно и в собственном разуме кафолическое, как показывает значение и смысл наименования сего, - то, что все вообще объемлет.

Оригинальный текст (лат.)

In ipsa item catholica ecclesia, magnopere curandum est ut id teneamus quod ubique, quod semper, quod ab omnibus creditum est ; hoc est etenim uere proprieque catholicum, quod ipsa uis nominis ratioque declarat, quae omnia fere uniuersaliter conprehendit .

Памятные записки Перегрина о древности и всеобщности кафолической веры против непотребных новизн всех еретиков

Существительное καθολικότης (рус. кафоличность ) появилось значительно позже.

В Русской Православной Церкви в церковно-славянском тексте Символа веры в качестве славяноязычного эквивалента термина καθολικὴν используется термин Соборная .

Понятие кафоличности (соборности) в России

Русское школьное догматическое богословие XIX века давало вполне консервативное и корректное толкование термина:

…она [Церковь] не ограничивается никаким местом, ни временем, ни народом, но заключает в себе истинно верующих всех мест, времен и народов.
Соборной, Кафолической или Вселенской Церковь называется и есть:

См. также

Напишите отзыв о статье "Кафоличность церкви"

Примечания

Литература

Отрывок, характеризующий Кафоличность церкви

Вверх и влево по этому амфитеатру, разрезывая его, вилась большая Смоленская дорога, шедшая через село с белой церковью, лежавшее в пятистах шагах впереди кургана и ниже его (это было Бородино). Дорога переходила под деревней через мост и через спуски и подъемы вилась все выше и выше к видневшемуся верст за шесть селению Валуеву (в нем стоял теперь Наполеон). За Валуевым дорога скрывалась в желтевшем лесу на горизонте. В лесу этом, березовом и еловом, вправо от направления дороги, блестел на солнце дальний крест и колокольня Колоцкого монастыря. По всей этой синей дали, вправо и влево от леса и дороги, в разных местах виднелись дымящиеся костры и неопределенные массы войск наших и неприятельских. Направо, по течению рек Колочи и Москвы, местность была ущелиста и гориста. Между ущельями их вдали виднелись деревни Беззубово, Захарьино. Налево местность была ровнее, были поля с хлебом, и виднелась одна дымящаяся, сожженная деревня – Семеновская.
Все, что видел Пьер направо и налево, было так неопределенно, что ни левая, ни правая сторона поля не удовлетворяла вполне его представлению. Везде было не доле сражения, которое он ожидал видеть, а поля, поляны, войска, леса, дымы костров, деревни, курганы, ручьи; и сколько ни разбирал Пьер, он в этой живой местности не мог найти позиции и не мог даже отличить ваших войск от неприятельских.
«Надо спросить у знающего», – подумал он и обратился к офицеру, с любопытством смотревшему на его невоенную огромную фигуру.
– Позвольте спросить, – обратился Пьер к офицеру, – это какая деревня впереди?
– Бурдино или как? – сказал офицер, с вопросом обращаясь к своему товарищу.
– Бородино, – поправляя, отвечал другой.
Офицер, видимо, довольный случаем поговорить, подвинулся к Пьеру.
– Там наши? – спросил Пьер.
– Да, а вон подальше и французы, – сказал офицер. – Вон они, вон видны.
– Где? где? – спросил Пьер.
– Простым глазом видно. Да вот, вот! – Офицер показал рукой на дымы, видневшиеся влево за рекой, и на лице его показалось то строгое и серьезное выражение, которое Пьер видел на многих лицах, встречавшихся ему.
– Ах, это французы! А там?.. – Пьер показал влево на курган, около которого виднелись войска.
– Это наши.
– Ах, наши! А там?.. – Пьер показал на другой далекий курган с большим деревом, подле деревни, видневшейся в ущелье, у которой тоже дымились костры и чернелось что то.
– Это опять он, – сказал офицер. (Это был Шевардинский редут.) – Вчера было наше, а теперь его.
– Так как же наша позиция?
– Позиция? – сказал офицер с улыбкой удовольствия. – Я это могу рассказать вам ясно, потому что я почти все укрепления наши строил. Вот, видите ли, центр наш в Бородине, вот тут. – Он указал на деревню с белой церковью, бывшей впереди. – Тут переправа через Колочу. Вот тут, видите, где еще в низочке ряды скошенного сена лежат, вот тут и мост. Это наш центр. Правый фланг наш вот где (он указал круто направо, далеко в ущелье), там Москва река, и там мы три редута построили очень сильные. Левый фланг… – и тут офицер остановился. – Видите ли, это трудно вам объяснить… Вчера левый фланг наш был вот там, в Шевардине, вон, видите, где дуб; а теперь мы отнесли назад левое крыло, теперь вон, вон – видите деревню и дым? – это Семеновское, да вот здесь, – он указал на курган Раевского. – Только вряд ли будет тут сраженье. Что он перевел сюда войска, это обман; он, верно, обойдет справа от Москвы. Ну, да где бы ни было, многих завтра не досчитаемся! – сказал офицер.
Старый унтер офицер, подошедший к офицеру во время его рассказа, молча ожидал конца речи своего начальника; но в этом месте он, очевидно, недовольный словами офицера, перебил его.
– За турами ехать надо, – сказал он строго.
Офицер как будто смутился, как будто он понял, что можно думать о том, сколь многих не досчитаются завтра, но не следует говорить об этом.
– Ну да, посылай третью роту опять, – поспешно сказал офицер.
– А вы кто же, не из докторов?
– Нет, я так, – отвечал Пьер. И Пьер пошел под гору опять мимо ополченцев.
– Ах, проклятые! – проговорил следовавший за ним офицер, зажимая нос и пробегая мимо работающих.
– Вон они!.. Несут, идут… Вон они… сейчас войдут… – послышались вдруг голоса, и офицеры, солдаты и ополченцы побежали вперед по дороге.
Из под горы от Бородина поднималось церковное шествие. Впереди всех по пыльной дороге стройно шла пехота с снятыми киверами и ружьями, опущенными книзу. Позади пехоты слышалось церковное пение.
Обгоняя Пьера, без шапок бежали навстречу идущим солдаты и ополченцы.
– Матушку несут! Заступницу!.. Иверскую!..
– Смоленскую матушку, – поправил другой.
Ополченцы – и те, которые были в деревне, и те, которые работали на батарее, – побросав лопаты, побежали навстречу церковному шествию. За батальоном, шедшим по пыльной дороге, шли в ризах священники, один старичок в клобуке с причтом и певчпми. За ними солдаты и офицеры несли большую, с черным ликом в окладе, икону. Это была икона, вывезенная из Смоленска и с того времени возимая за армией. За иконой, кругом ее, впереди ее, со всех сторон шли, бежали и кланялись в землю с обнаженными головами толпы военных.
Взойдя на гору, икона остановилась; державшие на полотенцах икону люди переменились, дьячки зажгли вновь кадила, и начался молебен. Жаркие лучи солнца били отвесно сверху; слабый, свежий ветерок играл волосами открытых голов и лентами, которыми была убрана икона; пение негромко раздавалось под открытым небом. Огромная толпа с открытыми головами офицеров, солдат, ополченцев окружала икону. Позади священника и дьячка, на очищенном месте, стояли чиновные люди. Один плешивый генерал с Георгием на шее стоял прямо за спиной священника и, не крестясь (очевидно, пемец), терпеливо дожидался конца молебна, который он считал нужным выслушать, вероятно, для возбуждения патриотизма русского народа. Другой генерал стоял в воинственной позе и потряхивал рукой перед грудью, оглядываясь вокруг себя. Между этим чиновным кружком Пьер, стоявший в толпе мужиков, узнал некоторых знакомых; но он не смотрел на них: все внимание его было поглощено серьезным выражением лиц в этой толпе солдат и оиолченцев, однообразно жадно смотревших на икону. Как только уставшие дьячки (певшие двадцатый молебен) начинали лениво и привычно петь: «Спаси от бед рабы твоя, богородице», и священник и дьякон подхватывали: «Яко вси по бозе к тебе прибегаем, яко нерушимой стене и предстательству», – на всех лицах вспыхивало опять то же выражение сознания торжественности наступающей минуты, которое он видел под горой в Можайске и урывками на многих и многих лицах, встреченных им в это утро; и чаще опускались головы, встряхивались волоса и слышались вздохи и удары крестов по грудям.
Толпа, окружавшая икону, вдруг раскрылась и надавила Пьера. Кто то, вероятно, очень важное лицо, судя по поспешности, с которой перед ним сторонились, подходил к иконе.

Кафоли чность Це ркви в христианском богословии - одно из существенных свойств Церкви Христовой, понимаемое как её пространственная, временна я и качественная универсальность, вселенскость.

Кафолическая (от греч….

Верую во едину святую, соборную и апостольскую Церковь, - возвещает символ нашей веры.

Но как может быть едина Церковь, когда так много самых разнообразных обществ и организаций, взаимно друг друга исключающих, претендуют на это название? Когда мы знаем Православную, Католическую, Лютеранскую, Англиканскую, Армянскую и другие церкви?

Потому, ответим мы, что только одна из этих Церквей имеет полное право действительно называться Церковью, все же прочие именуются церквами лишь по своей на то претензии, или по принятому, но не имеющему за собой основанию обычаю, вроде того, как в письмах именуют того, к кому пишут, «милостивым государем», а себя - «покорным слугой», хотя оба выражения ни мало не соответствуют действительности.

Церковью по настоящему может быть только одна, потому что с Церковью неразрывно звание носительницы полной и совершенной истины, а полная и совершенная истина может быть только одна. Если в вещах важных и точных высказывается два или…

О термине «соборность» в Символе веры и истории

Соборы - это институт церковного управления, освященный двухтысячелетней историей христианства. Но часто говорят о «соборности» как о непреложном законе церковного устройства. Что это такое, кто придумал этот термин и что он должен значить для нас сегодня?
Объясняют протоиерей Александр Задорнов, проректор Московской духовной академии, специалист в области канонического права; протоиерей Георгий Ореханов, доктор богословия, доцент кафедры истории РПЦ ПСТГУ; Александр Кырлежев, научный сотрудник Синодальной библейско-богословской комиссии Русской Православной Церкви.

Соборной была названа Церковь в Никео-Цареградском символе веры (IV век). Однако само понятие «соборность» мы встречаем лишь в XIX веке. Значит ли, что учение о соборности - новое? Как связаны между собой понятия соборность и соборная церковь?

Протоиерей Александр…

На этом основании примет и должна нас принять в общение с собою Православная Церковь. Полная церковь - это церковь, в которой есть хотя бы один епископ и один христианин-мирянин. Термин кафолическая может прилагаться как ко всей Церкви, так и к её частям. Но это великое, славное, вселенское единство Церкви злобно и нагло было нарушено. Где Иисус Христос, там и кафолическая Церковь» (Игнатий Богоносец.

Кафолическая означает «по всему целому», то есть во всей полноте, целостности. В последнем случае имеется в виду, что каждая часть Церкви обладает той же полнотой, что и вся Церковь. Понятие Вселенская подразумевает именно «количественную» характеристику всей Церкви и не относится к каждой её части. В своём Послании к Смирнской Церкви он так и заявляет: «Где будет епископ, там должен быть и народ, так как где Иисус Христос, там и кафолическая церковь».

Православная кафолическая Церковь

Что обозначает полную церковь. Постапостольские епископы настаивали на…

Вопрос:

Я в Интернете нашел текст отлучения Льва Толстого и, читая вводную часть, обнаружил такую формулировку: «Божиею милостью, Святейший Всероссийский Синод верным чадам Православной Кафолической Греко-Российской Церкви о Господе радоватися». Поясните, пожалуйста, как это «Кафолической Греко-Российской Церкви»? Ведь сейчас, по-моему, такой формулировки нет.

Это одно из названий Русской Православной Церкви, которое нередко встречается до 1917 года. В мае 1823 года святитель Филарет Московский напечатал катехизис, который имел такое название: «Христианский катехизис Православной Кафолической Восточной Греко-Российской Церкви».

Кафолическая (от греч….

25-29 сентября 1972 года в Свято-Владимирской Духовной Академии близ Нью-Йорка состоялась Вторая Международная конференция Православного Общества в Америке. Общей темой конференции была кафоличность Церкви в ее различных аспектах. Мы печатаем ниже вступительный доклад председателя конференции профессора протоиерея о. Иоанна Мейендорфа.

Само слово «кафоличность» сравнительно недавнего происхождения. Предание, отраженное в писаниях отцов Церкви и текстах Символов веры, знает только прилагательное «кафолический» и провозглашает нашу веру в «кафолическую Церковь». Понятие «кафоличность» отражает озабоченность абстрактными идеями, тогда как настоящим предметом богословствования является сама Церковь. Может быть, если бы св. отцы разработали особую ветвь богословской науки под названием «экклезиология» (как это сделало современное богословие), то они стали бы употреблять термин «кафоличность» как абстракцию или обобщение прилагательного «кафолический»,…

Кафоличность церкви

Тем не менее факт тот, что святоотеческая мысль избегает говорить о свойствах Церкви in abstracto. У святых отцов также отсутствует стремление ипостасировать или объективировать…

Плюрализм в государстве — это демократия, а плюрализм в голове — это шизофрения.

Верую во едину, святую, соборную и апостольскую церковь.

Понятие соборности по существу.

Почему мы называем Церковь — соборной? Ну не потому ведь, что она соборами управляется. И не потому, что самые крупные здания храмов так же называются соборами. А почему тогда?
Словом «соборная» перевели греческое понятие «кафолическая», т.е. католическая, вселенская — это один и тот же греческий термин, но переведенный и понимаемый православной и католической церквями по-разному. Причем по-разному настолько, что и захочешь, а ничего общего не найдешь.

Католическая церковь понимает свою кафоличность, свою вселенскую роль, в смысле собственного общемирового распространения: католическая церковь должна охватить весь мир, а все население должно стать её членами. Ни больше, ни меньше. Это очень поверхностное понимание церкви, направленное вовне, в окружающий мир.

Православное…

Кафоличность Церкви

Архиепископ Нафанаил (Львов)

Что такое “кафоличность”? Насколько важно для христианина решить этот вопрос, показывают слова «Исповедания веры святителя Афанасия Великого», высоко почитаемого в христианском мiре.

Это исповедание говорит: «Человек, который желает спастись, прежде всего должен держаться кафолической веры. Если же кто не соблюдет эту веру целой и непорочной, то без всякого сомнения он во веки погибнет».

Слово “кафолический” на славянский язык переведено было святыми и богодухновенными нашими первоучителями Кириллом и Мефодием словом “соборный”. Это показывает, что они, в полном согласии с пониманием всей Православной Церкви, вкладывали в это слово не тот смысл, который ему обычно придает современный Запад, толкуя слово “кафолический” как “всеобщий, всемiрный”. Так, например, толковал значение этого термина Тридентский собор римо-католической церкви, который, между прочим, постановил: «Третьим признаком Церкви является…

Профессор протоиерей Иоанн Мейендорф

КАФОЛИЧНОСТЬ ЦЕРКВИ

Само слово „кафоличность» сравнительно недавнего происхождения. Предание отцов Церкви и символических текстов знает только прилагательное „кафолический» и про возглашает нашу веру в „кафолическую Церковь»(кафолики экклисия — греч.). Понятие „кафоличность» отражает озабоченность абстрактными идеями, тогда как настоящим предметом богословствования является сама Церковь. Может быть, если бы св. отцы разработали особую ветвь богослов ской науки под названием „екклезиология» (как это сде лало современное богословие), то они стали бы употреблять термин „кафоличность» как абстракцию или обобщение прилагательного „кафолический», так же как они говорили о „Божестве» (феотис — греч.) и „человечестве» (анфропотис — греч.) и т. д., определяя ипостасное единство.

Тем не менее факт тот, что святоотеческая мысль из бегает говорить о „свойствах» Церкви in abstracto. У св. отцов также отсутствует стремление…

КАФОЛИЧНОСТЬ

Архиепископ Нафанаил (Львов)
КАФОЛИЧНОСТЬ

Что такое кафоличность? Насколько важно для христианина решить этот вопрос, показывают слова “Исповедания веры святителя Афанасия Великого”, высоко почитаемого во всем христианском мире.

Это исповедание говорит: „Иже хощетъ спастися, прежде всех подобаетъ ему держати каоолическую веру, ея же, аще кто целы и непорочны не соблюдетъ, кроме всякаго недоумения, во веки погибнет».

Слово кафолический на славянский язык переведено было святыми и богодухновенньши нашими первоучителями Кириллом и Мефодием словом соборный. Это показывает. что они, в полном согласии с пониманием всей Православной Церкви, вкладывали в это слово какой-то иной смысл, нежели тот. который ему обычно придает современный Запад, толкуя слово кафолический, как всеобщий, всемирный.

Однако, и понятие соборный требует разъяснения.

Что такое собор, что такое соборность?

Для правильного разумения этого слова, нам надо…

27. Кафоличность (или соборность) Церкви

В символических текстах, пользовавшихся известностью и авторитетом в Русской Православной Церкви, а также в курсах догматического богословия, предназначенных для ее духовных школ, очень часто понятия «Соборная» или Кафолическая» Церковь отождествлялись с понятием «Вселенская» Церковь.

Так в «Православном Исповедании» говорится: «Церковь есть Единая, Святая, Кафолическая (Соборная, всеобщая) и апостольская».

В «Послании Восточных Патриархов» говорится: «Мы веруем, что свидетельство Кафолической Церкви не меньшую имеет силу, как и Божественное Писание. Поелику Виновник того и другого есть один и тот же Святый Дух: то все равно, — от Писания ли научаться или от Вселенской Церкви… Вселенская Церковь… никак не может погрешить, ни обманывать, ни обманываться; но, подобно Божественному Писанию, непогрешительна и имеет всегдашнюю важность» (член II).

В «Пространном христианском катихизисе» читаем:

«Вопрос: Почему…

Иосиф ОВЕРБЕК

Протест против папской церкви и возвращение
к основанию кафолических национальных Церквей

И.И.Овербека, доктора богословия и философии

Ныне убо восстани, и изыди от земли сея, и иди в землю рождения твоего.

Кафолическая Церковь, основанная Спасителем нашим, должна была объять всю землю. И действительно, ее православное, истинно правое учение стало распространяться со дня первой пятидесятицы, со дня ее основания, и скоро объяло собою всю образованную часть света. Страны Востока и Запада исповедывали одну и туже веру, молились у одних и тех же престолов, принимали одни и те же таинства,- словом, великий мощный союз объединял весь христианский мир.

Так тому и надлежало бы оставаться. Тогда не подавляли бы нас собою разные секты и неверие; тогда не привелось бы нам слышать о той или другой науке, враждебно относящейся к вере, и о том или о другом государстве, отрешающемся от христианства. Тогда не было бы…

Кафоличность церкви

Протопресв. Иоанн Мейендорф

Само слово «кафоличность» сравнительно недавнего происхождения. Святоотеческое и вероисповедное Предание знает только прилагательное «кафолический» и провозглашает нашу веру в Кафолическую Церковь (katholike ekklesia). Понятие «кафоличность» отражает озабоченность абстрактными идеями, тогда как настоящим предметом богословствования является сама Церковь. Может быть, если бы святые отцы разработали особую ветвь богословской науки под названием «экклезиология» (как это сделало современное богословие), то они стали бы употреблять термин «кафоличность» как абстракцию или обобщение прилагательного «кафолический», так же как они говорили о Божестве (theotes), человечестве (anthrwpotes) и т. д., определяя ипостасное единство.

Тем не менее факт тот, что святоотеческая мысль избегает говорить о свойствах Церкви in abstracto. У святых отцов также отсутствует стремление ипостасировать или объективировать саму Церковь….

Архиепископ Михаил (Мудьюгин)

Летом 1975 года гостем Русской Православной Церкви был тогдашний глава Евангелическо-Лютеранской Церкви архиепископ Финляндский Маррти Симойоки. Когда он в сопровождении русских и финских церковных деятелей выходил из храма Киевского Покровского женского монастыря, его внимание пыталась привлечь одетая во все черное средних лет женщина. Стоя в монастырском дворе, она с горящими от возбуждения глазами, указывая на выходящего высокого представителя одной из протестантских Церквей, воскликнула: «Не слушайте его, он католик и приехал сюда, чтобы поработить нас Римскому Папе!» Как выяснилось позднее, финский гость, не знающий русского языка, принял фанатичный демарш «усердной не по разуму» прихожанки за восторженное приветствие. Когда же ему разъяснили истинный смысл «приветственных» слов, он смеялся до слез, узнав, что его, «ортодоксального лютеранина», приняли за паписта, за «агента» той Церкви, в антагонизме к которой возникла и развивалась та Церковь, к…

Краткая история церкви

Образована примерно в 1992 году, объявляет себя преемницей "даниловской" ветви ИПЦ. Имеется две истории основания церкви, одна декларируется самой церковью, вторую озвучивают ее противники. Приведу обе.

1) Противники: Реально церковь основал Викентий (Чекалин), бывший "секачевский" священник, который в 1988 году был поставлен епископом, однако в том же году от секачевцев ушел. В 1991 получил признание тайного украинского униатского архиепископа Владимира (Стернюка), и уже 10 января 1991 г. Стернюк подписал грамоту о поставлении Чекалина первоиерархом "Российской Православной Кафолической Церкви" (можно считать эту дату основанием церкви). На 1991 г. его паства, по его словам, насчитывала ок. 1000 чел. Имелись общины в Вост. Латвии, Самаре, Туле, Москве, Ставрополе. Московскую общину возглавлял о. Алексий Власов (эти данные являются не проверенными и сомнительными), Вскоре с униатами Викентий порвал, а потом и вовсе ушел из своей церкви, оставив ее Михаилу. Приемник Викентия - Михаил Анашкин в молодости он был прихожанином римско-католического храма Св. Людовика в Москве, затем учился в католической семинарии в Риге, где его рукоположили в диаконы. В 1992 году ему было отказано в посвящении в католические священники, с чем и был связан его уход из римской церкви и присоединение к "катакомбникам" Викентя, где он быстро "возвысился" до митрополита, главы церкви, сместив Викентия.

2) Церковь: В 1993 году два "даниловских" епископа, находящихся за границей - Maкcим (Харлампиев) (в 1995 году принял схиму с именем Михаил в возрасте 90 лет) и Никандр (Овсюк) (скончался в 1994 году во Франции) в Париже рукополагают епископом гражданина России Алексия (Лобазова), который вместе с епископом Ионой (Аракеловым) (третий и последний "даниловский" епископ, живший в начале 90-ых в Причерноморье, рукоположенный в 1948) хиротонисал в том же (1993) году в монастырском храме во имя св. муч. Василиска близ селения Команы (Новый Афон) нынешнего лидера "даниловцев" - митрополита Михаила (Анашкина).
Глава церкви связан с бизнесом и преступным миром (когда осенью 1997 года освобожденный из американской тюрьмы Таранцев, его компаньон по АО "Русское золото", возвратился в Россию, на аэродроме в числе встречавших был и гендиректор его фирмы в митрополичьем облачении. Поэтому Московской Патриархии пришлось опровергать сообщения журналистов, что Таранцева встречали ее представители). В ноябре 1993 г. Михаил в Управлении юстиции г. Москвы зарегистрировал 4 прихода: два в Москве (во имя 12-ти Апостолов и Софии, Премудрости Божией), Климовске и Дедовске. Сейчас церковь имеет в Москве два храма, всего около 12 приходов по всей России (в Серпуховской епархии 3 прихода и женский монастырь, во Владимирской 2 прихода и скит). По оценкам руководства РПКЦ, в каждой из существующих зарегистрированных общин насчитывается до 200 прихожан. РПКЦ занимает вполне доброжелательную позицию по отношению к РПЦ, богослужения в них совершаются на современном русском языке, духовенство не носит бород и длинных волос, ведет светский образ жизни. Предположительно в 1999 году от РПКЦ отделился один из ее иерархов архиепископ Алексий, в ведении которого находится домовый храм при Центральном доме литераторов на Большой Никитской улице в Москве. С сентября 2000 года епископ Мануил отбывает срок в Бутырках, из-за чего по прошению был отчислен за штат.

Иерархия

Викентий (Чекалин) (10 января 1991 - 1992)
Архиепископ Московский, Митрополит Всероссийский, Председатель Священного Синода РПКЦ Михаил (Анашкин) (1992-
Архиепископ Владимирский и Суздальский Алексий (Лобазов) (1993-2000)
Мануил (Платов) епископ Климовский, вик. Московской епархии (17 марта 1996 - 1998), епископ Серпуховский, вик. Московской епархии (1998 - сентябрь 2000)

В символических текстах, пользовавшихся известностью и авторитетом в Русской Православной Церкви, а также в курсах догматического богословия, предназначенных для ее духовных школ, очень часто понятия "Соборная" или Кафолическая" Церковь отождествлялись с понятием "Вселенская" Церковь.

Так в "Православном Исповедании" говорится: "Церковь есть Единая, Святая, Кафолическая (Соборная, всеобщая) и апостольская".

В "Послании Восточных Патриархов" говорится: "Мы веруем, что свидетельство Кафолической Церкви не меньшую имеет силу, как и Божественное Писание. Поелику Виновник того и другого есть один и тот же Святый Дух: то все равно, - от Писания ли научаться или от Вселенской Церкви... Вселенская Церковь... никак не может погрешить, ни обманывать, ни обманываться; но, подобно Божественному Писанию, непогрешительна и имеет всегдашнюю важность" (член II).

В "Пространном христианском катихизисе" читаем:

"Вопрос: Почему Церковь называется Соборной или, что то же, Кафолической, или Вселенской?

Ответ: Потому что она не ограничивается никаким местом, ни временем, ни народов, но заключает в себе истинно верующих всех мест, времен и народов".

Митрополит Макарий в своем "Православно-догматическом богословии" пишет: "Соборной, Кафолической или Вселенской Церковь называется и есть: 1) по пространству. Она предназначена обнимать собою всех людей, где бы они ни обитали на земле; 2) по времени. Церковь предназначена приводить к вере во Христа всех людей и существовать до скончания века..; 3) по своему устройству. Учение Церкви может быть принято всеми людьми... не будучи связано, подобно религиям языческим и даже самой иудейской, ни с каким гражданским устройством ("Царство Мое не от мира сего" - Ин. 18, 36)... Богослужение Церкви также может быть совершаемо, по предсказанию Господа, не в Иерусалиме только, но повсюду (Ин. 4, 21)... Иерархическая в ней власть отнюдь не усвоена, как было в Церкви иудейской, одному определенному колену определенного народа... а может сообщаться от одной частной церкви другой..." (Т. 2. - § 180).

Церковь, говорит Епископ Сильвестр, заповедала всем верующим "всегда исповедовать ее (в Никео-Цареградском Символе (не только единой, святой и апостольской, но вместе и Вселенской или Соборной Церковью" (Т. 4. - § 122).

"Церковь Христова, - пишет протоиерей Н.Малиновский, - есть Церковь Кафолическая (καθολική εκκλησία), Вселенская, или, по славянскому переводу Символа, Соборная" (Т. 3. - § 120).

Справедливо, конечно, что истинная, Православная, Христова Церковь есть и Кафолическая (по славянскому переводу Символа, Соборная) и вселенская. Но это не значит, что самые термины "Кафолическая" и "вселенская" выражают тождественные понятия.

"Надо решительно отказаться от простого отождествления понятий "соборный" и "всеобщий", - пишет В.Н.Лосский в своей статье "О третьем свойстве Церкви". - "Христианскую всеобщность", фактическую всеобщность или потенциальный универсализм следует отличать от соборности. Они - следствие, необходимо вытекающее из соборности Церкви и неотделимо с соборностью Церкви связанное, так как это есть не что иное, как ее внешнее, материальное выражение. Это свойство с первых веков жизни Церкви получило название "вселенскости" от слова η οικουμένη (вселенная).

"Экумена", в понимании древней Эллады, означала "заселенная земля", мир известный, в противоположность неисследованным пустыням, океану, окружающему населенный людьми orbis terrarum (круг земель), а также, может быть, и в противоположность неизвестным странам варваров.

"Экумена" с первых веков христианства была преимущественно совокуп-ностью стран греко-латинской культуры, стран Средиземноморского бассейна, территорией Римской империи. Вот отчего прилагательное οικουμενικός (вселенский) стало определением Византийской империи, "империи вселенской". Так как границы империи к эпохе Константина Великого более или менее совпадали с распространением Церкви, Церковь часто пользовалась термином "экуменикос". Он давался как почетный титул епископам двух столиц империи - Рима и позднее "нового Рима" - Константинополя. Главным же образом, этим термином обозначались общецерковные соборы епископов вселенской империи. Словом "вселенский" обозначалось также то, что касалось всей церковной территории в целом, в противоположность всему, что имело только местное, провинциальное значение (например, поместный Собор или местное почитание" (ЖМП. -1968, № 8. - С. 74 - 75).

Не следует думать, что слово "соборность" происходит от слова "собор". Прежде чем в истории Церкви появились Соборы (и даже первый из них - Апостольский, датируемый 48 - 51 годами), Церковь учеников Христовых, собравшихся в Сионской горнице в день Пятидесятницы, была, несомненно, Соборной. Напротив, Церковные Соборы являются проявлением и выражением соборности Церкви.

"Надо ясно понять разницу между "вселенскостью" и "соборностью". Церковь в целом именуется "Вселенской", и это определение не преложимо к ее частям; но каждая часть Церкви, даже самая малая, даже только один верующий, может быть названа "Соборной".

"Когда святой Максим, которого церковная традиция называет исповедником, ответил тем, кто хотел принудить его причащаться с монофелитами: "Даже если бы вся вселенная ("экумена") причащалась с вами, я один не причащался бы", - он "вселенной", которую считал пребывающей в ереси, противопоставлял свою соборность" (там же).

Известный мыслитель и богослов, глубоко верующий и преданный сын Православной Церкви, Алексей Степанович Хомяков (1804 - 1860), произведения которого оказали значительное влияние на развитие русской богословской мысли, считал не подлежащим сомнению, что славянский перевод Символа веры дошел до нас от святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Именно они "для передачи греческого слова καθολική избрали слово "Соборная"... "Слово καθολική в понятии двух великих служителей Слова Божия, посланных Грецией к славянам, происходило от κατά и ολον... Церковь Кафолическая есть Церковь по всему, или по единству всех верующих, Церковь свободного единодушия... та Церковь, о которой пророчествовал Ветхий Завет, и которая осуществилась в Новом Завете, словом - Церковь, как ее определил святой Павел... Она есть Церковь по разумению всех в их единстве".

Мысль, высказанную Хомяковым относительно перевода слова "Кафолическая" словом "Соборная", повторяет отец Павел Флоренский.

"Замечательно, - пишет он, - что словенские первоучители святые Мефодий и Кирилл перевели "καθολική" чрез "Соборная", конечно, разумея соборность не в смысле количества голосов, а в смысле всеобщности бытия, цели и всей духовной жизни, собирающей в себя всех, независимо от их местных, этнографических и всех прочих особенностей".

Отец Сергий Булгаков менял свою точку зрения по этому вопросу. В статье "Единая Святая Кафолическая и Апостольская Церковь" (на английском языке, 1931 г.) он писал, что слово "соборность" отсутствует в греческом тексте Символа веры, и что фактически его появление обязано "неточности славянского перевода, если не простой ошибке переводчика, - ошибке, которую мы, однако, должны считать провиденциальной".

Но в "Тезисах о Церкви" (на немецком языке, 1936 г.) написанных по случаю Первого конгресса православных богословов в Афинах, перевод словом "Соборная" отец С. Булгаков называет уже "аутентичным истолкованием гречес-кого слова "καθολική" (Тезис VI).

Термин "Кафолическая Церковь" входит в церковное словоупотребление в ранней святоотеческой литературе. Насколько известно, его впервые употребил святой Игнатий Богоносец. В Послании к Смирнянам он писал:

"Все последуйте епископу... Без епископа никто не делай ничего, относящегося до Церкви. Только та Евхаристия должна почитаться истинной, которая совершается епископом или тем, кому он сам предоставит это. Где будет епископ, там должен быть и народ, так же как, где Иисус Христос, там и Кафолическая Церковь".

Смысл же слова "Кафолическая" подробно объясняет святой Кирилл Иерусалимский в XVIII Огласительном слове:

"Церковь называется Кафолической, потому что она находится во всей вселенной, от пределов земли до пределов ее; что в полноте преподает все то учение, которое должны знать люди, - учение о вещах видимых и невидимых, - не-бесных и земных; что весь род человеческий подчиняется благочестию... и что врачует и исцеляет все вообще роды грехов, душою и телом содеваемых; и в ней создается все именуемое добродетелью, и в делах и в словах и во всяком духовном даровании" (Слово Огласительное // ЖМП. -1987, № 3. -С. 36).

Руководствуясь этим разъяснением, можно, по-видимому, третье существенное свойство Церкви, то есть ее кафоличностъ, охарактеризовать так:

Кафоличность (или соборность) Церкви - это полнота дарованного ей облагодатствования и целостность (не - ущербленность) хранимой ею истины, а следовательно, достаточность для всех членов Церкви сообщаемых и получае-мых в ней сил и дарований духовных, необходимых для свободного и разумного участия во всех сторонах ее жизни как тела Христова, включая все виды ее спасительной миссии в мире.

Кафоличность - это изначально присущее качество и признак Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви. Нет никаких оснований говорить о некоей внецерковной соборности или "секулярной кафоличности". И весь опыт свидетельства и служения, приобретаемый и осуществляемый Церковью в мире, как бы он ни совершенствовался с течением времени и под влиянием разных об-стоятельств, не может ни увеличить, ни уменьшить кафоличности Церкви. Церковь не перестает быть кафоличной во все времена.


Страница сгенерирована за 0.07 секунд!

Кафоли́ческая правосла́вная це́рковь Фра́нции (фр. Église catholique orthodoxe de France , сокращённо ECOF , ранее была известна как Православная церковь Франции , фр. l’Église Orthodoxe de France ) - неканоническая юрисдикция , использующая в богослужении модифицированный галликанский обряд . В разное время время пребывала в составе Московского патрирхата , РПЦЗ , Румынского патриархата .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 1

    ✪ Разведопрос: Клим Жуков про обретение славянской письменности

Субтитры

История

В юрисдикции Московского Патриархата

Появление и становление данной юрисдикции связано с именем Евграфа Евграфовича Ковалевского (впоследствии епископа Сен-Денийского Иоанна-Нектария (1905-1970)), который в 1937 году, будучи священником, возглавил общину умершего архимандрита Иренея (Винэра) , принятого незадолго до кончины в Русскую православную церковь с правом служить местным обрядом, пользоваться григорианским календарём , западными облачениями и т. д. Евграф Ковалевский, а также его брат Максим активно выступали с лекциями, много проповедовали, число общин росло.

В 1944 году Ковалевский создал , взяв за образец . Состав преподавателей достаточно представителен - члены Православной миссии Франции, созданной Евграфом Ковалевским и Владимиром Лосским , французские светские профессора различных христианских вероисповеданий.

В 1948 году объединение, возглавляемое Евграфом Ковалевским, стало называться «Православной Церковью Франции». Священнослужители обязаны были быть французскими гражданами. Богослужение совершалось на французском языке , литургию служили восстановленным галликанским обрядом . Стал издаваться журнал Contacts.

Тем не менее, множество ошибок и прежде всего легкомысленное отношение к церковной дисциплине - причастие инославных , неканонические венчания, вторичное рукоположение, использование эзотерических практик и многое другое - стали причиной критического отношения к детищу Евграфа Ковалевского со стороны священноначалия Московского Патриархата.

В юрисдикции Константинопольского патриархата

В 1953 году протоиерей Евграф Ковалевский вместе со значительной частью верующих общин западного обряда вышел из-под омофора Московской Патриархии и образуют «Французскую Кафолическую Православную Церковь» («Eglise catholique orthodoxe de France (ECOF)»). Примечательно, что ещё за несколько лет до ухода в раскол протоиерей Евграф тайно зарегистрировал Устав религиозной организации и саму организацию под названием «Французская Православная Церковь». Вместе с Ковалевским из юрисдикции Московского Патриархата вышел и Богословский Институт святого Дионисия.

До 1956 года протоиерей Евграф находился в юрисдикции Русского Западно-Европейского экзархата Константинопольского Патриархата , а затем в течение нескольких лет общины, подчинявшиеся протоиерею Евграфу, оставались независимыми.

В юрисдикции Русской зарубежной церкви

В 1960 году «Французская Православная Церковь» вошла в состав Русской Православной Церкви Заграницей , где получила наименование «Православная Кафолическая Церковь Франции». Присоединение к РПЦЗ осуществлял епископ Брюссельский и Западноевропейский Иоанн (Максимович) , который с большим пиететом относился к древней галликанской литургической традиции и усматривал в её возрождении не только возврат к богослужебному многообразию древней нераздёленной Церкви, но и видел огромный потенциал для православной миссии в западном мире.

11 ноября 1964 года протоиерея Евграфа Ковалевского с согласия Синода РПЦЗ рукополагают в Скорбященском соборе Сан-Франциско во епископа Сен-Денийского. Хиротонию совершили архиепископ Иоанн (Максимович) и епископ Феофил (Ионеску) . Епископ Иоанн-Нектарий возглавил 5-тысячную паству православных французов западного обряда .

После кончины архиепископа Иоанна (Максимовича) в 1966 году, Архиерейский Синод РПЦЗ в сентябре 1966 года поручил руководство делами Французской Православной Кафолической Церкви архиепископу Канадскому Виталию (Устинову) . 9 октября архиепископ Виталий присутствовал на Генеральной ассамблее ФПКЦ, где он заявил о необходимости прекращения совершения западного чина литургии и настаивал на полном принятии византийского обряда . В знак протеста 19 октября епископ Иоанн-Нектарий заявил о выходе из РПЦЗ. Часть общин ФПКЦ отказалась покинуть РПЦЗ, они были оформлены как Французская миссия РПЦЗ, при этом галликанский обряд сохранялся в них при условии совершения византийского обряда как основного. В 1986 году часть этих приходов во главе с архимандритом Амвросием (Фонтрие) присоединилась к одной из неканонический старостильный Авксентиевский Синод, другие полностью перешли на восточный обряд.

В конце того же года епископ Иоанн-Нектарий обратился к предстоятелям Православных Поместных Церквей с просьбой о принятии ECOF с сохранением галликанского обряда . По докладу епископа Виталия (Устинова), епископ Иоанн-Нектарий «за несоответствующее поведение» был лишён сана, чего не признал. В 1967 году он был отлучён от Церкви Архиерейским собором РПЦЗ.

В юрисдикции Румынского патриархата

По предложению румынского священника-эмигранта Виргиля Георгиу, епископ Иоанн-Нектарий Ковалевский предпринял новые попытки урегулирования канонического статуса своей юрисдикции и в 1967 году начал переговоры с Румынским патриархом Юстинианом , но не успел их завершить, скончавшись в 1970 году. Присоединение «Православной Католической Церкви Франции» к канонической Румынской Православной Церкви состоялось только в 1972 году.

11 июня 1972 года для ПКЦФ был рукоположён епископ Герман (Бертран-Харди) с титулом Сен-Денийский .

В 1988 году из-за позиции Константинопольского патриархата возник конфликт с Румынским патриархатом, в марте 1993 года отозвавшим своё благословения на деятельность ECOF, и большинство приходов последней вышли из состава Румынской церкви. Приходы, которые не пожелали уходить в раскол, были организованы в особый деканат галликанского обряда, во главе которого встал протоиерей Григорий Бертран-Харди, брат низложенного епископа Германа. Эти приходы фактически стали биритуальными - по галликанскому обряду им разрешено служить только шесть раз в году. .

Независимое существование

3 апреля 1997 года Ассамблея православных епископов Франции специальным постановлением выразила отрицательное отношение к ECOF.