Финансы. Налоги. Льготы. Налоговые вычеты. Госпошлина

Высокооплачиваемый педагог. Система оплаты труда педагогов

«Учительская газета» опубликовала статистику средних заработных плат школьных учителей в Москве, данные, которые приводит издание, основаны на официальных цифрах столичного департамента образования. В ведомстве проанализировали зарплаты в 590 образовательных учреждениях, и статистика получилась достаточно интересная.

Несмотря на то, что оплата труда учителей в Москве достойная, если рассматривать общую картину, то можно заметить, что в некоторых школах зарплата отличается на 20%.

Так, например, в школе №1518 среднемесячная заработная плата в минувшем году составила 115 тысяч 289 рублей, причем доля педагогов, чей заработок превышает 60 тысяч, составила 100% от всего педагогического состава. Примерно аналогичная картина в школе №1252, там педагоги получают 109 тысяч 679 рублей. Но зарплату выше 60 тысяч получают не все, а только 98% в общей численности учителей.

Средняя заработная плата в школе №2036 — 97 тысяч 356 рублей, все учителя получают больше 60 тысяч. В общеобразовательной школе №625 в среднем представители одной из самых уважаемых профессии зарабатывают 86 тысяч 923 рубля, все зарабатывают больше 60 тысяч.

В школе №1552 педагоги зарабатывают около 75 тысяч рублей, заработок 95% педагогов превышает 60 тысяч.

И, наконец, самая скромная, но тем не менее, объективно достойная средняя заработная плата в школе №1708. Там педагоги получают 69 тысяч 177 рублей, больше 60 тысяч получают 84% учителей.

Руководитель департамента образования города Москвы Исаак Калина неоднократно отмечал, что подход, который применяется при формировании средней заработной платы в столице, является одним из самых эффективных и справедливых в стране.

«Важно, чтобы вектор финансирования был направлен на ученика, то, что сегодня заложено в московской системе образования. Когда я слышу про бухгалтерский подход к образованию, души нет, то как раз нет, подушевое финансирование, каждую душу поддерживает финансирование, а без поддержки финансирования душе всегда плохо. Это человеческий, гуманитарный подход», — подчеркивал Калина.

В настоящий момент в московских школах 50% наименее оплачиваемых педагогов получают заработную плату, достаточную для того, чтобы обеспечить себе комфортный уровень жизни.

Согласно статистике, которую приводит территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по г. Москве, средняя заработная плата в столице в III квартале составила 69 тысяч 847 рублей. А глава департамента экономической политики и развития Москвы Владимир Ефимов в октябре заявлял, что в среднем по 2017 году зарплата должна составить 63 тысячи рублей.

К слову, тот же Мосгорстат приводит среднюю заработную плату в сфере образования в столице за октябрь, она составила 77 тысяч 294 рубля, что значительно превышает среднюю зарплату по Москве.

Учителя — государственные служащие в системе общественного образования. Они представляют одну из самых массовых профессиональных групп и имеют право на страховое и пенсионное обеспечение. На сегодняшний день, учительский труд в России один из самых низкооплачиваемых.

Расчет заработной платы педагога

С 1 сентября 2013 года введена новая система начисления заработной платы учителей. До этого времени в расчеты были включены компенсационные и стимулирующие выплаты вместе с окладом. При этом оклады педагогов различались и зависели напрямую от стажа и квалификации. Теперь оклады всех педагогов равны и из них исключена категория учителя. Получается, что учителей со значительным стажем и высшей категорией приравняли к начинающим специалистам.

Доплаты учителям теперь зависят от начисления премий из специального фонда. Для этого формируется общая картина рейтинга из различных показателей:

  • Участие в региональных, общешкольных, межрегиональных учебных и социальных проектах. Здесь подразумевается участие в олимпиадах, соревнованиях, учебных проектах и экскурсиях.
  • Успеваемость учащихся и их достижения.
  • Взаимодействие с родителями.
  • Работа с детьми из неблагополучных семей.
  • Оформление кабинета.

На основании оценки вышеперечисленных показателей будут начисляться баллы и, соответственно, премии. Также прямое влияние на заработную плату оказывает количество учеников, количество часов, разряд и районный коэффициент.

Средняя заработная плата на сегодняшний день по регионам разнится (для сравнения):

  • В Москве и близлежащих регионах она составляет от 35-37 тысяч рублей.
  • В Иркутске и Иркутской области заработная плата составляет около 18 тысяч
  • В Калининграде этот показатель колеблется на уровне 16 тысяч рублей.
  • В Ростове-на -Дону средняя заработная плата не превышает 20 тысяч рублей.
  • В республике Саха Якутия средний показатель равен 32 тысячам рублей.
  • В Тюменской области и Чукотском автономном округе средняя заработная плата составляет 50 — 54 тысячи рублей.

Конечно, все приведенные данные усреднены и не имею четких границ, поскольку зависят от различных факторов. Вышеприведенные показатели приоткрывают только край «занавеса». Надо сказать, что последняя индексация зарплата работников в сфере образования индексировалась несколько лет назад. Учитывая рост цен и уровень инфляции, можно смело говорить о том, что все повышения заработных платы учителей обесцениваются.

Заработная плата учителей в разных странах

Страна Минимальная зарплата учителя в месяц, руб.
США 143200
Великобритания 132500
Канада 206700
Бельгия 147800
Франция 100160
Швеция 278700
Германия 148500
Польша 34900

Если сравнивать мировые показатели заработных плат, то самая большая зарплата у учителя в Люксембурге (). Она составляет 4182 евро для начинающего педагога ежемесячно, а максимальная оплата — 7377 евро.

Если не брать в расчет показатели зарплаты российских педагогов, то самая низкая оплата труда в Польше и Словакии. Для начинающего специалиста она составляет 611 евро ежемесячно, а для педагога со стажем — 1015 евро.

Заработная плата российских учителей в цифрах

по поручению Президента Российской Федерации до конца 2013 года учителям должны повысить заработную плату до среднего по экономике. Считается, что этому будет способствовать новая методика расчета оплаты труда, о которой мы говорили выше.

Максимальное начисление баллов устанавливается органами местного самоуправления в каждом регионе отдельно. И говорить о том, насколько повысят зарплату учителей сложно, поскольку в 34 регионах просто не хватает средств на эти цели, в связи, с чем они вынуждены брать кредиты.

По данным Министерства образования и науки, повышение уровня оплаты труда педагогов составило ориентировочно 18,5% по России. Средняя заработная плата учителя теперь составляет около 25 тысяч рублей. При этом оклад учителя в среднем должен составить 26 тысяч рублей по стране, а денежные средства на выплаты местные органы власти должны искать самостоятельно.

Конечно, за прошедшее десятилетие заработная плата работников образования выросла, но с учетом редких индексаций сложно судить об уровне ее действительного повышения.

Средняя заработная плата в месяц
2003 год 3133 руб.
2004 год 3842 руб.
2005 год 4876 руб.
2006 год 6061 руб.
2007 год 7748 руб.
2008 год 8743 руб.
2009 год 12800 руб.
2010 год 17436 руб.
2011 год 20532 руб.
2012 год 21200 руб.
2013 год 25100 руб.

В России самую большую заработную плату получают учителя в Москве, Тюменской области и Ханты-Мансийского автономного округа (42300 рублей, 38200 рублей и 36800 рублей соответственно), самая низкая заработная плата в Карачаево-Черкесской республике — 11400 рублей.

Системы оплаты труда работников определяются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами, разработанными в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. При этом локальные акты, устанавливающие системы оплаты труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников. Оплата труда работников учреждений устанавливается на основе должностного оклада и выплат компенсационного, стимулирующего характера. В статье представим информацию по системе оплаты труда педагогических работников (за исключением должностей высшего и дополнительного профессионального образования), а также разберемся, какие виды компенсаций и других доплат им положены.

Согласно ч. 1 ст. 129 и ч. 1 ст. 135 ТК РФ заработная плата устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у работодателя системами оплаты труда в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой им работы.

Трудовые договора с педагогическими работниками согласно п. 1 Постановления N 583 должны предусматривать такие обязательные условия оплаты труда, как:

— размер оклада (должностного оклада), ставки заработной платы, конкретно установленный за исполнение работником трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности (квалификации) за календарный месяц либо за установленную норму труда (норму часов педагогической работы в неделю (в год) за ставку заработной платы);

— размеры выплат компенсационного характера (при выполнении работ с тяжелыми вредными и (или) опасными, иными особыми условиями, в условиях, отклоняющихся от нормальных, и др.);

— размеры выплат стимулирующего характера либо условия для их установления со ссылкой на локальный нормативный акт, регулирующий порядок осуществления выплат стимулирующего характера, если их размеры зависят от установленных в организации показателей и критериев.

Пунктом 2 Постановления N 583 предусмотрено, что при введении систем оплаты труда следует учитывать:

— Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих;

— Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих (далее — ЕКС);

— государственные гарантии по оплате труда (ст. 130 ТК РФ);

— перечень видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях, утверждаемый Минздравсоцразвития;

— перечень видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях, утверждаемый Минздравсоцразвития;

— примерные положения об оплате труда работников учреждений по видам экономической деятельности, утверждаемые федеральными государственными органами и учреждениями — главными распорядителями средств федерального бюджета;

— мнение представительного органа работников.

Оклад и ставка

Оплата труда педагогических работников складывается из размера должностного оклада или ставки заработной платы, являющейся фиксированным размером оплаты труда за исполнение должностных обязанностей за календарный месяц либо за норму часов педагогической работы в неделю (в год) за ставку заработной платы, без учета компенсационных и стимулирующих выплат.

При этом под фиксированными размерами оплаты труда педагогических работников, продолжительность рабочего времени которых составляет 30 или 36 часов в неделю, следует понимать размеры должностных окладов, устанавливаемых за исполнение должностных обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных и стимулирующих выплат.

Под фиксированными размерами оплаты труда педагогических работников, для которых предусмотрена не продолжительность рабочего времени, а норма часов педагогической работы в неделю (в год) за ставку заработной платы, понимаются размеры ставок заработной платы за календарный месяц, предусмотренные по должностям за норму часов преподавательской работы (нормируемую часть педагогической работы), составляющую соответственно 18, 24 часа в неделю или 720 часов в год, либо норму часов педагогической работы, составляющую 20, 24, 25, 30, 36 часов в неделю.

Должностные оклады педагогическим работникам образовательных учреждений устанавливаются с учетом требований к профессиональной подготовке и наличия квалификационной категории, необходимой для соответствующей профессиональной деятельности, а также на основе отнесения должностей к профессиональной квалификационной группе.

К сведению. Профессиональные квалификационные группы должностей работников образования утверждены приказами Минздравсоцразвития РФ N 216н и N 217н.

Ставка заработной платы определяется с учетом утвержденной Приказом Минобрнауки РФ от 24.12.2010 N 2075 продолжительности рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогического работника в зависимости от того, какую должность он занимает и каковы особенности труда на этой должности.

То есть оклады (должностные оклады), ставки по квалификационным уровням рассчитываются на основе дифференциации должностей, включаемых в штатные расписания учреждений. Дифференциация осуществляется на основе оценки сложности трудовых функций, выполнение которых предусмотрено при занятии соответствующей должности, по профессии или специальности.

Отметим: необходимо, чтобы должности отвечали уставным целям учреждений и содержались в разд. "Квалификационные характеристики должностей работников образования" ЕКС.

Обратите внимание! Согласно Приказу Минфина РФ от 30.10.2008 N 120н "О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений, находящихся в ведении Министерства финансов Российской Федерации, по виду экономической деятельности "Образование", п. 10 Постановления N 583 штатное расписание учреждения утверждается его руководителем и включает в себя все должности работников учреждения.

Здесь следует обратить внимание на основное отличие оплаты труда на основе ставок от оплаты труда исходя из оклада. Дело в том, что при выполнении с согласия работника педагогической работы сверх установленной нормы оплата его труда производится пропорционально количеству часов работы и установленной ему ставке в одинарном размере. Если же педагогическому работнику установлен оклад за определенную продолжительность рабочего времени, то привлечение его к работе сверх этой продолжительности нужно рассматривать как сверхурочную работу и оплату производить по соответствующим правилам.

Минобрнауки в Письме от 22.11.2011 N АФ-538/18 указало, что согласно примечанию о продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников, утвержденной Приказом Минобрнауки РФ от 24.12.2010 N 2075, рост зарплаты путем увеличения учебной нагрузки сверх установленной нормы часов за ставку заработной платы возможен только с согласия педагогических работников. Учителя общеобразовательных учреждений должны быть поставлены в известность об уменьшении учебной нагрузки в течение учебного года и о догрузке другой педагогической работой не позднее чем за два месяца. Кроме того, отмечено, что повышение средней заработной платы учителей общеобразовательных учреждений за счет увеличения педагогической нагрузки недопустимо.

Повышающий коэффициент

Положением об оплате труда работников учреждения может быть предусмотрено установление повышающего коэффициента к окладу (должностному окладу), ставке работников, имеющих ученую степень (кандидат, доктор наук), ученое звание (доцент, профессор), а также персонального повышающего коэффициента. Решение об установлении повышающих коэффициентов и их размерах принимается руководителем учреждения в отношении конкретного работника с учетом обеспечения указанных выплат финансовыми средствами.

Персональный повышающий коэффициент к рекомендуемым окладам (должностным окладам), ставкам устанавливается работнику с учетом уровня его профессиональной подготовки, сложности, важности выполняемой работы, степени самостоятельности и ответственности при выполнении поставленных задач и других факторов. Такой коэффициент может быть установлен только на определенный период времени.

Компенсационные выплаты

В соответствии с п. 4 Постановления N 583 выплаты компенсационного характера устанавливаются педагогическим работникам по соответствующим профессиональным квалификационным группам в процентах к окладам (должностным окладам), ставкам или в абсолютных размерах, если иное не установлено федеральными законами или указами Президента РФ.

К сведению. Компенсационные выплаты не учитываются при исчислении иных стимулирующих или компенсационных выплат, устанавливаемых в процентном отношении к окладу.

Приказом Минздравсоцразвития РФ N 822 утверждены перечень выплат компенсационного характера и разъяснения о порядке их установления. К выплатам компенсационного характера относятся:

1) выплаты лицам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда (ст. 147 ТК РФ). При этом необходимо провести аттестацию рабочих мест по условиям труда в порядке, утвержденном Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.04.2011 N 342н. Напомним, что минимальный размер повышения оплаты труда за работу в таких условиях по результатам аттестации рабочих мест определен Постановлением N 870 — не менее 4% тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда;

2) выплаты за работу в местностях с особыми климатическими условиями (ст. 146, 148 ТК РФ, Закон РФ от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях"). Особенности оплаты труда в таких районах и местностях регламентируются ст. 313-317 ТК РФ;

3) выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных) (ст. 149-154 ТК РФ, Постановление Правительства РФ от 22.07.2008 N 554 "О минимальном размере повышения оплаты труда за работу в ночное время"). К выплатам за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, наряду с перечисленными выше могут относиться выплаты за дополнительные трудозатраты, непосредственно связанные с обеспечением выполнения основных должностных обязанностей, в частности, по классному руководству, проверке письменных работ, заведованию отделениями, филиалами, учебно-консультационными пунктами, кабинетами, отделами, учебными мастерскими, лабораториями, учебно-опытными участками, руководству предметными, цикловыми и методическими комиссиями и другими видами работ, не входящими в должностные обязанности работников (Письмо ЦК профсоюза работников народного образования и науки РФ от 19.09.2008 N 216 "О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных образовательных учреждений").

Напомним, что согласно п. 66 Типового положения об общеобразовательном учреждении, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 N 196, на педагогического работника общеобразовательного учреждения с его согласия приказом учреждения могут возлагаться функции классного руководителя по организации и координации воспитательной работы с обучающимися в классе. За выполнение этих функций Постановлением Правительства РФ N 850 установлено ежемесячное вознаграждение в размере 1 000 руб.

Субсидия предоставляется бюджету субъекта РФ из расчета выплаты педагогу 1 000 руб. в месяц за классное руководство в классе с наполняемостью не менее установленной для учреждений соответствующими типовыми положениями либо в классе с наполняемостью не менее 14 человек. Для классов, наполняемость которых меньше установленной, размер финансирования (субсидии) уменьшается пропорционально численности обучающихся.

Напомним, что вознаграждение за выполнение функций классного руководителя включается в выплаты, учитываемые при расчете среднего заработка (пп. "м" п. 2 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 N 922).

Нормативными актами субъектов РФ могут устанавливаться повышенные надбавки. К примеру, согласно Постановлению администрации Красногорского муниципального района МО от 05.09.2012 N 2021/9 "Об утверждении Положений по оплате труда работников отраслей бюджетной сферы Красногорского муниципального района" за счет средств, предусмотренных на доплаты компенсационного характера за выполнение дополнительных работ, связанных с образовательным процессом и не входящих в круг основных обязанностей работника, устанавливаются доплаты в образовательных учреждениях, подведомственных управлению образования:

1) за классное руководство:

а) учителям 1-4-х классов — 15%;

б) учителям 5-11-х классов — 20%.

Доплата устанавливается в процентах к должностному окладу с учетом его повышения;

2) за проверку тетрадей:

а) учителям 1-4-х классов — 10%;

б) учителям 5-11-х классов за проверку письменных работ:

— по русскому языку и литературе — 15%;

— по математике и иностранному языку — 10%;

— по истории, химии, физике, биологии, географии, черчению — 5%.

Решением Совета депутатов Наро-Фоминского муниципального района МО от 26.12.2011 N 461/32 "Об установлении системы оплаты труда работников муниципальных образовательных учреждений Наро-Фоминского муниципального района" установлены доплаты и надбавки в размере 15% фонда оплаты труда педагогических работников, в том числе:

— за проверку тетрадей;

— за заведование кабинетом;

— за классное руководство;

— за заведование мастерскими;

— за внеклассную работу по физкультуре;

— за каждый рабочий компьютер;

— за заведование пришкольным участком;

— иные выплаты, установленные локальным актом учреждения.

К компенсационным выплатам также относятся надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну (Постановление Правительства РФ от 18.09.2006 N 573 "О предоставлении социальных гарантий гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны"), но педагогическим работникам они не выплачиваются.

Кроме того, следует знать, что помимо компенсационных выплат, предусмотренных федеральными законами, нормативными правовыми актами, работодатели в рамках указанного выше перечня вправе устанавливать в коллективных договорах, соглашениях, локальных нормативных актах иные виды выплат компенсационного характера (п. 6 Разъяснений N 822). При этом размеры и условия осуществления таких выплат должны быть конкретизированы в трудовых договорах работников.

Стимулирующие выплаты

В соответствии с п. 5 Постановления N 583 размеры и условия осуществления выплат стимулирующего характера устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами с учетом разрабатываемых в учреждении показателей и критериев оценки эффективности труда работников. При этом стимулирующие выплаты вводятся для обеспечения решения задач, связанных с совершенствованием кадрового потенциала, повышением эффективности педагогического труда и качества образования. Такие выплаты осуществляются в пределах стимулирующей части фонда оплаты труда.

— за интенсивность и высокие результаты работы;

— за качество выполняемых работ;

— за стаж непрерывной работы, выслугу лет;

— премиальных по итогам работы.

Стимулирующая надбавка за интенсивность и высокие результаты работы устанавливается педагогическим работникам, в частности, за достижение учащимися высоких показателей в сравнении с предыдущим периодом, стабильность и рост качества обучения; подготовку призеров олимпиад, конкурсов различного уровня; проведение уроков высокого качества; участие педагога в методической работе (конференции, семинары, методические объединения); снижение (отсутствие) пропусков учащимися уроков без уважительной причины; высокий уровень исполнительской дисциплины (подготовка отчетов, заполнения журналов, ведения личных дел); отсутствие дисциплинарных, административных взысканий.

Стимулирующая надбавка за качество выполнения работ может быть установлена работникам за наличие почетного звания. Такая надбавка устанавливается работникам учреждений по основной должности при условии соответствия почетного звания профилю учреждения или педагогической деятельности работника и выплачивается за фактически отработанное время. При наличии у работника двух почетных званий стимулирующая выплата устанавливается только по одному основанию.

Премирование работников учреждения производится в пределах средств, предусмотренных на оплату труда за общие результаты труда по итогам работы за установленный период. Периодичность выплаты (месяц, квартал, полугодие, год) устанавливается коллективным договором или иным локальным нормативным актом учреждения.

При премировании по общему правилу учитываются успешное и добросовестное исполнение работником своих должностных обязанностей в соответствующем периоде (отсутствие замечаний со стороны руководителя); достижение и превышение плановых и нормативных показателей работы; инициатива, творчество и применение в работе современных форм и методов организации труда; своевременность и полнота подготовки отчетности. Конкретный перечень критериев оценки деятельности работников устанавливается коллективным договором или локальным нормативным актом учреждения.

Выплаты стимулирующего характера производятся по решению руководителя образовательного учреждения в пределах бюджетных ассигнований на оплату труда работников, а также в пределах средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, направленных учреждением на оплату труда работников.

Материальная помощь

Работникам образовательных учреждений может оказываться и материальная помощь. Условия ее выплаты должны быть установлены локальными нормативными актами таких учреждений. При этом решение об оказании материальной помощи работнику и ее конкретных размерах принимают руководители образовательных учреждений на основании письменного заявления работника.

В конце 2018 года Госдума утвердила обновленную версию рекомендаций по поводу установления обновленной системы оплаты труда работников бюджетных учреждений, в том числе и педагогических работников. Данное решение было определено трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений. При этом правила, которые действовали до этого, утратили свою силу, и в 2019 году использоваться не будут. Сегодня поговорим об изменениях в системе оплаты труда педагогических работников и о том, как поменяется подход к данному вопросу.

В 2019 с новыми показателями и без понижения заработной платы

Начиная с 2019 года, оплата труда педагогических работников будет рассчитываться с учетом нового показателя. Отныне при формировании дохода учителей и преподавателей в обязательном порядке учитывается среднемесячный заработок наемных сотрудников частных компаний и индивидуальных предпринимателей. С текущего года данный критерий обязательно должен учитываться при разработке планов затрат, направленных на увеличение размера оплаты труда педагогических работников и сотрудников других бюджетных сфер. В июле 2018 года правительством Российской Федерации издано постановление, в соответствии с которым Росстат был обязан подготовить вышеуказанные данные до 15.04.2019.

При обсуждении трехсторонней группой нового регламента в документ был внесен пункт о недопустимости понижения заработной платы сотрудников детских садов, школ и государственных университетов. В соответствии с данной нормой, в 2019 году уровень оплаты труда педагогических работников будет не ниже, чем в 2018. Соответственно, педагоги из детских садов получат зарплату не ниже средней по России (в прошлом году – чуть более 28 000 рублей).

Еще одной важной новостью для педагогов стал учет показателя минимального размера оплаты труда. В прошлом году данный показатель находился на уровне 6 200 рублей. Новыми рекомендациями определено, что работник образовательного учреждения не может получить заработную плату ниже установленного показателя, при условии, что он полностью выполнил установленную норму и отработал достаточное количество часов. Однако никто не застрахован от ситуаций, при которых педагог отработает меньше времени, чем ему положено. Если работнику пришлось столкнуться с такой неприятностью, расчет оплаты труда будет осуществляться исходя из фактически отработанного времени, отталкиваясь от МРОТ.

Для того чтобы обеспечить полноценное внедрение рекомендаций в учреждении, работодателю, а также представителям властей необходимо обратить внимание на некоторые аспекты. В частности, к таковым относятся:

  1. Установление размеров оклада заработной платы должно осуществляться в соответствии с квалификационной группой работника.
  2. Если сотрудник бюджетного учреждения работает на должности, которая не имеет отношения к профессиональным категориям, ставка его заработной платы рассчитывается исходя из трудности возложенных на него обязанностей.
  3. Следует обязательно учитывать необходимость использования стимулирующих выплат и всевозможных компенсаций. Данный вопрос должен быть отражен в региональных и муниципальных нормативно-правовых актах.
  4. Утверждать штатное расписание имеет право исключительно руководитель детского сада, школы, ВУЗа, иной бюджетной организации.
  5. После внедрения новых рекомендаций в образовательном учреждении доход педагога должен быть не меньшим, чем был до этого. Данная норма применяется ко всем без исключения сотрудникам, чья норма трудовой деятельности осталась на прежнем уровне или повысилась.
  6. Норма оплаты труда должна определяться исходя из выполнения работником собственных профессиональных обязанностей на протяжении определенного промежутка времени (недели, месяца, года).

Что касается нормы труда педагогов, теперь ее изменение в ту или иную сторону непосредственно скажется на итоговом заработке. Поэтому рекомендациями предусмотрено отражение фактической нагрузки педагога в трудовом соглашении. Данная норма коснется таких работников, как:

  • школьные учителя;
  • университетские преподаватели;
  • тренеры детских спортивных секций;
  • лица, ведущие деятельность в сфере дополнительного образования.

С учетом данных нововведений, любые изменения в рабочем времени педагога также должны отражаться в трудовом соглашении. При этом следует помнить об условиях, при которых такое может стать возможным:

  • по соглашению сторон договора;
  • в исключительных случаях – в одностороннем порядке со стороны руководителя образовательного учреждения. Данная норма может быть использована в случае, если уменьшилось количество рабочего времени по учебному плану, образовательная организация не набрала достаточного количества учеников и т. д.

Еще одним немаловажным новшеством является дополнительное внимание к педагогам, имеющим среднее специальное образование. Рекомендациями предусмотрена невозможность ущемления трудовых прав сотрудников, которые не имеют высшего образования. Соответственно, больше не могут использоваться понижающие коэффициенты по специальности, на которую требуется работник с дипломом о получении высшего образования. Таким образом, отсутствие необходимого документа больше не позволит работодателю экономить на оплате труда сотрудника учебного заведения. В этом плане он уравнивается в правах с педагогами, имеющими высшее образование.

Сегодня данные рекомендации одобрило немалое количество педагогических работников. Действительно, новый документ существенно расширил их возможности в плане оплаты труда и повысил их защищенность от неправомерных действий руководителя образовательной организации. Ожидается, что данные рекомендации будут действовать в ближайшие несколько лет и постепенно дорабатываться, чтобы доход педагогов дорос до достойного уровня.

Какой самый востребованный и оплаченный педагог в России сейчас и на что ориентироваться абитуриентам педагогических ВУЗов и уже работающим учителям? Зарплаты учителей в школах и образовательных учреждениях в ближайшем будущем падать не будут, но и серьезного роста не ожидается. Наоборот, скорее всего, возникнет тенденция к сокращению персонала и увеличению норм выработки. Соответственно, самые высокооплачиваемые и востребованная педагоги - это те, которые смогут вычитывать большое количество часов и совмещать сразу несколько предметов. Наверное, наиболее перспективным направлением в школе является русский язык и литература, а также математика.

Абитуриентам, которые мечтают работать в школе, стоит посоветовать ориентироваться на частные учебные заведения. Они наиболее перспективные в том плане, что государственное образование на фоне падающей нефти и экономического кризиса может остаться без финансирования. Сегодня все помнят, как выживали учителя в 90-е годы, когда нефть стоила 25-30 долларов за баррель. Сейчас стоимость сырья, от которого напрямую зависит экономика России, вплотную снова приближается к этой отметке. Очевидно, что власти будут тратить деньги не на преподавателей (в ВУЗах уже идут сокращения), а на полицию, армию и структуры безопасности, которые им позволят остаться у должностей. На фоне этого обязательно возникнет потребность в альтернативном образовании, что уже видно по большому количеству частных детских садов. Причем российский менталитет имеет одну очень яркую особенность - на детей наши соотечественники готовы тратить последние деньги.

Так что, какие самые востребованные и оплаченные педагоги в России изначально ясно - те, которые работают в частных школах. В крупных городах также есть государственные школы, где учатся преимущественно дети чиновников и предпринимателей, там учитель работает за стандартную зарплату, но нередко имеет всякого рода «бонусы». Конечно, такая система вызывает целый ряд нареканий, но это реалии современной жизни. Например, если в крупном городе учитель высшей категории мог получать 30-40 тысяч рублей (в центральных федеральных округах даже выше), то сегодня этой суммы мало для нормального проживания. По сравнению с другими специальностями зарплата кажется высокой, но сколько нужно всего сделать, чтобы ее добиться…и это своеобразный потолок.

В то же время, если идти работать учителем исключительно за деньги, то хорошего педагога из вас не получится, как не достигнете вы и удовольствия от работы. Учителя в России всегда стояли наравне с солдатами, пожарниками и медиками - очень скромная жизнь, но зато всеобщее уважение и понимание, что ты приносишь пользу своим ближним.

Поэтому вопрос какой самый востребованный и оплаченный педагог в России хотя и важен, вряд ли кто-то приходит в эту профессию ради карьеры.