Финансы. Налоги. Льготы. Налоговые вычеты. Госпошлина

Занятие для подготовительной группы по теме деньги. Конспект занятия по математике Экономический калейдоскоп

Тема: «Ориентировка по знаковым обозначениям»

Задачи:

1. Учить детей ориентироваться по знаковым обозначениям.

2. Расширять знания об элементарной экономике.

3. Совершенствовать классификацию геометрических фигур.

4. Развивать логическое мышление в логических играх.

Демонстрационный материал: 6 обручей двух цветов; геометрические фигуры; логические квадраты (3 штуки); иллюстрация или фотография семьи; 8 кошельков с деньгами; 2 корзины; круг, разделенный на 4 части; денежные купюры.

Раздаточный материал: набор геометрических фигур.

Ход занятия

Дети садятся за столы, на которых лежат наборы с геометрическими фигурами разного размера и цвета.

— Давайте поиграем с вами в игру «Найди нужные фигуры». Я показываю вам схемы тех фигур, которые вы должны положить перед собой. Работать будете парами.

1-е задание

2-е задание

— А сейчас я предлагаю вам волшебные квадраты. Вы внимательно посмотрите на них и определите, какие фигуры нужно положить в пустые квадраты.

Дети работают с логическими квадратами.

Затем воспитатель благодарит детей за выполненные задания и приглашает их пройти за 2 стола, предварительно разделившись на 2 подгруппы. Воспитатель показывает иллюстрацию или фотографию семьи.

— Как этих людей можно назвать одним словом? (Семья.)

— У каждого из вас тоже есть семья. Из скольких человек состоит ваша семья? Кто в нее входит? (Ответы детей.)

— Сегодня я вам предлагаю самим поиграть в семью. Вы разделились на 2 команды — это у нас будут 2 семьи. Кто кем будет в вашей семье, вы решите сами.

На столах находятся пустые корзинки и по 4 кошелька (на кошельках лица, чтобы можно было догадаться, где чей). У мамы с папой один кошелек на двоих.

— Давайте посмотрим, что у вас на столе.

— Что лежит в корзинке? (Пока пустая.)

— Что находится в кошельке? (Деньги.)

— Как деньги попали в кошелек к маме с папой? (Они получили зарплату за свой труд.)

— Как оказались деньги у бабушки и дедушки? (Они получили пенсию.)

— А у студента откуда деньги? (Получил стипендию.)

— А почему же у малыша кошелек оказался пустым? (Потому что малыш еще маленький и не может сам зарабатывать.)

— Ребята, а как вы считаете, может ли малыш в чем-то другом быть полезен своей семье? (Помогать по дому.)

На доске на магните - круг, разделенный на 4 части.

— Давайте с вами еще раз повторим: папа и мама работают и получают за это заработную плату. (Помещает на сектор круга, где изображены лица папы и мамы, купюру.)

— Бабушка и дедушка уже не могут работать и получают пенсию, у них тоже общий кошелек. (На их сектор помещается купюра.)

— Студент учится в институте и получает стипендию за хорошую учебу, потому что учеба — это тоже труд. (На его сектор помещается купюра.)

На сектор малыша кладется пустая карточка, так как у него нет заработка.

— А как можно одним словом назвать все деньги, которые поступают в семью? (Варианты ответов детей.)

— Все деньги, которые получают члены семьи, называются доходом семьи.

— Посмотрите на круг и скажите, из скольких частей состоит доход ваших семей? (Из трех.)

— А сколько частей не приносят дохода? (Одна часть.)

— А теперь выньте деньги из ваших кошельков и посчитайте общий доход вашей семьи.

— А как вы считали — деньги из всех кошельков или каждый из своего? Почему?

Дети объясняют, как они считали и почему именно так.

— Как вы считаете, какая семья поступила верно? Вы правы. Если люди живут вместе и называются одной семьей, они должны пользоваться одним кошельком.

Воспитатель предлагает детям сложить все деньги в одну корзинку, если они сами этого не предложат.

— Как мы можем назвать деньги, которые лежат в корзинке? (Доход семьи.)

— А еще эти деньги принято называть бюджетом семьи.

— Так из чего же состоит бюджет вашей семьи? (Из зарплаты мамы и папы, пенсии бабушки и дедушки и стипендии студента.)

— Представьте такую ситуацию: к вам приехала жить тетя. Увеличится или уменьшится бюджет вашей семьи?

— Итак, мы с вами выяснили, что такое семейный бюджет и из чего он состоит.

Воспитатель благодарит детей за работу и заканчивает занятие.

Современные дети с раннего детства так или иначе сталкиваются с экономическими вопросами. Они слышат, как родители обсуждают повышение зарплаты, рост цен в магазинах. Желание обладать дорогостоящей игрушкой, которую мама и папа не могут приобрести - также соприкосновение с миром финансов. Именно поэтому в дошкольной педагогике не так давно появилось инновационное направление - экономическое воспитание. Педагог поможет создать у малыша правильное представление о деньгах, семейном бюджете, производстве, потреблении и прочих важных понятиях.

Зачем и как заниматься с детьми экономикой

Экономические занятия проводятся в дошкольном учреждении (далее - ДОУ) в рамках образовательной деятельности по познанию окружающего мира (блок «Социализация»). Они преследуют следующие цели:

  1. Дать понятие о деньгах, научить бережно относиться к ним.
  2. Сформировать понимание значения труда в жизни человека.
  3. Рассказать о процессе производства товаров и их потреблении.
  4. Познакомить с термином «реклама».
  5. Научить полезным бытовым привычкам.
  6. Способствовать развитию разумных потребностей.

Таким образом, экономическое воспитание в ДОУ включает в себя следующие основные блоки:

  • труд и его продукт;
  • деньги;
  • реклама;
  • экономика в быту.

Задачи и приёмы, актуальные для детей разного возраста

Экономические занятия в детском саду целесообразно начинать со средней группы:

  1. Четырёхлетние малыши узнают, откуда берутся разнообразные товары в магазинах.
  2. Дети узнают, что каждый товар имеет свою цену.
  3. Расширяется знание о профессиях, воспитывается уважение к трудящимся людям.
  4. Ребята знакомятся с понятием семейного бюджета, его составляющими:
    • зарплата родителей;
    • пенсия бабушки с дедушкой;
    • стипендия старшей сестры или брата.
  5. Вводится понятие «потребности человека».
  6. Дошкольники получают начальное представление о рекламе - способе донести информацию о товаре до потребителя.

На занятиях с детьми пятого года жизни будут эффективны следующие приёмы:

  1. Обязательное присутствие игрового компонента. Например, на каждое занятие к ребятам приходит один и тот же сказочный персонаж, к примеру, гномик Экономик или игрушечный мальчик Вася Экономкин.
  2. Работа по экономическому воспитанию будет проходить успешнее при подключении к ней родителей. Воспитатель должен донести до их понимания важность проблемы (например, если педагог говорит ребёнку о разумном потреблении, а мама с папой исполняют любую его прихоть, то о какой эффективности занятий может идти речь?). Интересная идея - провести аукцион «товаров», которые малыши сделают дома со своими родителями. Другой вариант - обменяться ими с одногруппниками (вводится понятие «бартер»). Мама и папа должны объяснять детям особенности своей работы, рассказывать, довольны ли они зарплатой. Эти старые истинные понятия о труде и его оплате помогут воспитать в малыше самостоятельность и бережливость.

На каждом занятии по экономике может фигурировать один и тот же сказочный герой, например, гном Эконом

В старшем дошкольном возрасте расширяется круг экономических понятий, с которыми знакомятся дети. Полученные ранее знания углубляются:

  1. Ребята знакомятся с профессиями, которые имеют связь с экономикой и бизнесом: предприниматель, менеджер, маркетолог, рекламодатель, рекламный агент.
  2. Педагог учит дошкольников правильно воспринимать рекламу, умению разбираться в ней, соизмерять свои желания и возможности.
  3. Усложняется понятие производства и потребления.
  4. Вводится понятие экономики в быту, ребята осваивают полезные привычки, которые помогают сохранять природные ресурсы, а также семейный бюджет (например, не оставлять включёнными свет и воду, бережно относиться к одежде, обуви и пр.).
  5. Воспитатель знакомит детей с понятием «валюта», они рассматривают альбом, где изображены купюры и монеты разных стран.

На занятиях с воспитанниками старшей и подготовительной группы актуально использование следующих приёмов:

  1. Индивидуальное заполнение таблички семейных расходов (дошкольник ставит плюсы в необходимых разделах: продукты, одежда, лекарства, крупные покупки, игрушки, транспортные расходы и т. д.). Это позволит ребёнку понять, из чего складываются расходы в семье, с пониманием воспринимать временное отсутствие денег.
  2. Поощрение детей за активную работу на занятии, правильные ответы (например, это могут быть изготовленные воспитателем медали).
  3. Обязательный анализ занятия, развитие у детей самооценки. Этот момент можно интересно обыграть. Например, на доске вывешиваются белая и голубая тучка. Если ребёнок считает, что получил полезные знания, которые ему пригодятся в жизни, то он приклеивает голубую каплю под голубую тучку. Если же что-то осталось непонятным или дошкольнику было неинтересно на занятии, то он помещает белую каплю под белую тучку.
  4. Продолжается работа с родителями. Можно заинтересовать их конкурсом презентации собственной «фирмы»: ребёнок совместно с членами своей семьи придумывает логотип, изучает рыночный спрос и предложение своего товара и продумывает рекламные ходы.
  5. В подготовительной группе можно практиковать экономические шарады и кроссворды.

Виды экономических занятий в ДОУ

Чтобы экономика стала для дошкольников интересной и понятной, педагог выбирает интересные формы занятий. В первую очередь это подразумевает включение в их структуру игрового компонента.

Игровое занятие

Игра - наиболее приемлемый способ обучения для дошкольника. Знания ему не навязываются: путём проб и ошибок ребёнок делает для себя выводы, а педагог его незаметно направляет. Игровые занятия могут иметь форму «путешествия» (в город Экономинск, по известным сказкам), викторины, соревнования.

Сюжетно-ролевые игры

Сделать экономику доступной поможет сюжетно-ролевая игра. Так, уже в средней группе малыши с удовольствием играют в магазин, кафе, воспроизводя действия взрослых, - примеряют на себя функцию продавца и покупателя. Также экономическую направленность имеют игры в парикмахерскую, такси (продажа услуг). Все эти действия можно включать в занятие. При этом крайне важно, чтобы воспитатель проговаривал все манипуляции, обогащая словарный запас детей экономическими терминами. Можно также использовать условные деньги - разноцветные бумажки.

Усвоение новой информации успешно проходит в виде сюжетно-ролевой игры

В старшем дошкольном возрасте педагог предлагает ребятам новые игры – «Аптека», «Банк», «Аукцион». Традиционная игра «Магазин» усложняется: ассортимент продуктов расширяется, их уже нужно взвешивать, вводится роль не просто продавца, а кассира, выдающего чеки, к бумажным купюрам присоединяются монетки. Детям будет интересно поиграть и в супермаркет, где продавец рассказывает покупателям о выгодных акциях. Пусть магазин будет предлагать не только продукты, но и одежду, игрушки, спортивные и канцелярские товары и пр. Чтобы сюжетно-ролевая игра максимально была приближена к реальности, воспитатель вместе с детьми может изготовить ценники для товаров.

В ходе такой игры важно периодически создавать для детей проблемную ситуацию, требующую выбора: например, потратить в магазине все имеющиеся деньги или отложить часть и постепенно накопить на более крупную покупку? Потратить определённую сумму на лекарства или на новую одежду? И т. п.

Настольные игры

В свободное время дошкольники могут поиграть в настольные игры экономического содержания («Менеджер», «Монополия», «Денежный поток»), закрепляя тем самым экономические понятия (лучше, если они будут играть с воспитателем или под его присмотром: это довольно сложные игры, правила которых часто требуют дополнительных объяснений и комментариев). Такие игры подойдут скорее для старшей группы.

Настольная игра «Монополия» поможет закрепить экономические понятия

Дидактические игры

В занятия также стоит активно включать дидактические игры. Это многочисленные пособия на установление последовательности действий для изготовления какого-то продукта («Откуда хлеб пришёл?», «Как появляется книга?», «Строительство дома», «Как появляется платье?» и пр.). Другие же игры заключаются в том, чтобы подбирать атрибуты для различных профессий («Кому что требуется для работы», «Пятый лишний»). В зависимости от сложности их можно использовать с детьми разных возрастных групп.

Игра «Профессии» познакомит дошкольников с различными видами труда и его атрибутами

Познавательное занятие

В старшем дошкольном звене можно проводить традиционные познавательные занятия. В процессе такой деятельности воспитатель доносит до детей интересную информацию, сочетая свой рассказ с мини-беседами. Такой подход актуален при знакомстве с денежными единицами разных стран и крупными предприятиями родного края. На подобных занятиях очень важна наглядность - красочные картинки и фотографии.

На познавательном экономическом занятии большую роль играет наглядность

Интересная тема для познавательного занятия - история появления денег. Старшим дошкольникам будет интересно узнать, что когда-то давно люди обходились без этого, потому что каждая семья имела всё необходимое для жизнедеятельности, не было разделения на профессии. Но со временем возникло разделение труда: при этом одни стали заниматься только разведением скота, вторые - шить одежду, третьи - молоть зерно и т. д. Возникла проблема бартера, обмена, и было очень трудно решить, сколько же мешков зерна нужно выручить за лошадь. Так и придумали деньги.

Бартер, или натуральный обмен, поначалу представлял собой проблему

Коммуникативное занятие-беседа

Экономика - замечательная тема для развития у дошкольников коммуникативных навыков. Такие занятия проходят в форме диалога. Воспитатель формулирует чёткие вопросы, а ребята учатся корректно высказывать своё мнение. При этом совершенствуется объяснительная и доказательная речь.

Постигать основы экономики можно и в ходе коммуникативных занятий

Эффективный приём для работы - разрешение проблемных ситуаций, требующих от ребят размышления. Вот некоторые примеры:

  1. Педагог просит ребят представить, что в их городе пропала наука экономика. Поэтому на хлебозаводе вместо хлеба по желанию детей стали изготавливать игрушки. К каким последствиям это приведёт?
  2. На молочном комбинате не знают точное количество детей, проживающих в городе. И для детского праздника изготовили так много мороженого, что на каждого ребёнка пришлось по 10 кг. Хорошо ли это и к чему может привести?
  3. Что случится, если все взрослые перестанут трудиться? (Интересно, что на этот вопрос многие дошкольники отвечают, что будет плохо, так как не будет денег. Однако педагог должен донести до детского понимания то, что в этом случае людям станет нечего есть - все продукты закончатся, одежду сносят и жить со временем будет негде).

Дети всегда с интересом и энтузиазмом воспринимают проблемные ситуации на основе известных сказок:

  1. Однажды Мальвина встретила Буратино, который сидел на пенёчке, разглядывая монеты. Он признался, что у него не хватает денег на покупку букваря. Мальвина сообщила Буратино, что неподалёку есть интересный дом, где можно вложить свои денежки, а через некоторое время забрать уже большую сумму. Вопросы к детям:
    • О каком доме идёт речь?
    • Что такое сберегательный банк?
  2. Карабас-Барабас решил открыть свой магазин одежды. В первый день пришли покупатели (Буратино, Мальвина, Пьеро, Артемон) и приобрели несколько вещей. На другой день никто ничего не купил. И тут Карабас-Барабас заметил, что одежда имеет непривлекательный внешний вид - где-то оторвана пуговица, где-то есть пятно и пр. И тогда он придумал ход: зачеркнул цену товара и написал новую - меньшую. На витрине же появилось объявление о скидках. Скоро все товары раскупили. Вопросы:
    • Что придумал Карабас-Барабас?
    • Выгодно ли продавать товар со скидкой?
  3. Три поросёнка заспорили, из чего можно выстроить самый прочный домик. Ниф-Ниф утверждает, что из соломы - это самый дешёвый материал. Нуф-Нуф хочет строить из прутьев - они подороже, но прочнее. А Наф-Наф выбирает кирпич, хотя он и самый дорогостоящий. Вопросы:
    • Какой материал самый дешёвый?
    • Какой самый прочный?
    • Из чего можно было бы ещё построить дом, если бы герои жили на севере, юге?
  4. Семеро козлят захотели помочь своей маме управиться по хозяйству. Они решили сварить суп из капусты, картофеля, орехов и яблок - всё сложили в кастрюлю, добавили воды и поставили на плиту. Чтобы почистить ковёр, они стали по нему бегать, прыгать и кувыркаться. Конечно же, мама Коза не обрадовалась, когда увидела такую «помощь», ведь козлята не знали правил ведения домашнего хозяйства. Вопросы:
    • Почему Коза огорчилась?
    • Какие вы знаете секреты домашнего хозяйства?
  5. Крёстная фея открыла для Золушки собственный салон красоты. Принц приказал слугам разнести весть об этом по всему королевству. Одни громко рассказывали о салоне на улицах и площадях, зазывая посетителей, другие разместили объявление в газете. Сама Золушка разослала всем своим знакомым открытки-приглашения, где указывались услуги и цены. Вопросы:
    • Как жители королевства узнали о новом салоне?
    • Что такое реклама?

В ходе бесед воспитатель прививает дошкольникам уважение к представителям разным профессий, ценности любого труда. Уже в 5–7 лет дети начинают мечтать стать врачами, парикмахерами, машинистами и пр., - педагог просит их аргументировать свой выбор. Кроме того, важно рассказывать ребятам о богатых людях, которые всего добились именно своим трудом, подчёркивая, что для этого необходимо прилежно учиться в школе, техникуме, институте. Наряду с этим нужно воспитывать в детях сострадание к людям, попавшим в тяжёлую жизненную ситуацию.

Чтение художественной литературы

Знакомить дошкольников с азами экономики можно средствами художественной литературы. Например, многие народные сказки воспитывают в дошкольниках такие черты характера, как хозяйственность, трудолюбие и бережливость, практичность и расчётливость. Это:

  • «Лисичка со скалочкой»;
  • «Каша из топора»;
  • «Мена»;
  • «Выгодное дело» и др.

Есть произведения, которые наглядно демонстрируют процесс производства (например, «Петушок и бобовое зёрнышко», «Колосок»), сущность рекламы («Лиса и козёл»). Погружение в волшебную атмосферу способствует активизации собственной деятельности, освоению знаний и умений в непринуждённой форме.

Для обучения экономике можно успешно использовать также авторские сказки:

  • Липсиц И. В. «Удивительные приключения в стране «Экономика»;
  • Попова Т. Л., Меньшикова О.И. «Сказка о царице Экономике, злодейке Инфляции, волшебном компьютере и верных друзьях»;
  • Успенский Э. «Бизнес Крокодила Гены»;
  • Чуковский К. И. «Муха-Цокотуха», «Федорино горе» (полезные привычки в быту);
  • Катаев В. «Дудочка и кувшинчик»;
  • Андерсен Г.-Х. «Огниво», «Новое платье короля»;
  • Перро Ш. «Кот в сапогах», «Мальчик с пальчик»;
  • Михалков С. «Как старик корову продавал»;
  • Аксаков С. Т. «Аленький цветочек».

Герой произведения - Кошелёк, в котором лежат разные купюры, крупные и мелкие. Обычно он не был очень толстым. Но иногда наступали дни, когда он так наполнялся деньгами, что его замочки и кнопочки еле выдерживали. В такой период кошелёк открывали очень часто. Но наступало и грустное время: внутри было пусто, и героя просто бросали с одного места на другое. И вот однажды у Кошелька появилась соседка - блестящая пластиковая Карточка. Она сообщила, что теперь она является хранительницей семейного бюджета. Несмотря на то, что она маленькая и тоненькая, Карточка хранит секретный цифровой код, известный только её хозяину. Поэтому он может купить всё, что хочет, даже снять купюры и поместить их в свой кошелёк. Кошелёк обрадовался, что и о нём не забудут, и предложил позаботиться о Карточке - положить её в одно из своих отделений. Карточка, подумав, согласилась и почувствовала тепло и уют в карманчике Кошелька.

Игры и сказки на экономическую тематику помогут детям научиться обращению с деньгами

Также хороший материал для занятий - стихотворения:

  • Михалков С. «А что у вас?»;
  • Родари Д. «Чем пахнут ремёсла»;
  • Маршак С. «Откуда стол пришёл?», «Как печатали книгу?».

Помимо того, при обучении дошкольников экономике можно использовать пословицы и поговорки. Каждая из них - это маленький рассказ, аккумулирующий многовековую народную мудрость.

  1. Копеечка к копеечке - рубль набегает.
  2. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
  3. Денежки труд любят.
  4. Делано наспех - и сделано на смех.
  5. Деньги дело наживное.
  6. Приобрёл вещь - умей обращаться с ней.
  7. Каждую крошку в ладошку.

Экскурсии

Занятие по экономике можно провести в форме экскурсии . Например, воспитатель приглашает дошкольников посетить магазин или банк. Ещё один вариант - отправиться на ближайшие улицы, чтобы рассмотреть рекламные баннеры или соответствующие вывески на витринах магазинов. Можно познакомить детей поближе с профессиями сотрудников детского сада, показав их рабочие места.

Экономическое занятие можно провести в форме экскурсии

Трудовая деятельность

Экономическое воспитание имеет тесную связь с трудовой деятельностью дошкольников. Она воспитывает в детях такие важные качества, как ответственность, хозяйственность, бережливость. При этом педагог способствует формированию у ребят полезных бытовых привычек, эффективному расходованию ресурсов (например, напоминает выключать воду при мытье игрушек).

Педагог постоянно обращает внимание детей на испорченные вещи - сломанные игрушки, порванные книги, показывает, как их можно починить (например, можно совместно заклеить книги с помощью скотча).

Трудовая деятельность - важная составляющая экономического воспитания

Нужно добиваться у дошкольников стремления продлевать срок службы окружающих предметов - тогда они научатся беречь свои и чужие вещи.

Дошкольникам с детства нужно внушать ценность вещей: ведь каждый предмет кто-то создал своим трудом. Следует искоренять в детях привычку думать, что всё, что ломается, тут же легко заменяется новым.

Как провести занятие по экономике

Занятие на экономические темы по структуре не имеет принципиальных отличий от других, но у него есть свои особенности.

Мотивирующее начало занятия

Поскольку экономика - довольно сложная тема, то особенно важно создать у детей мотивацию к образовательной деятельности, заинтриговать их. Для этой цели традиционно привлекаются сказочные персонажи. Например, в группе появляется Буратино с золотыми монетами. Он хочет приобрести себе Букварь и новую куртку для своего папы Карло, но не представляет, в каких магазинах всё это продаётся.

В средней группе беседу о работе родителей можно начать с истории про гнома Эконома, живущего в лесу. Его так зовут потому, что он очень много работал и накопил много денег. На эти средства гном построил собственный магазин и трудится там. Его жена по имени Гномелла работает доктором, лечит всех лесных гномов и за свою службу получает зарплату. Вместе с Экономом ещё живут бабушка с дедушкой, но они уже старые, не работают, а получают пенсию. Гном Эконом может пригласить ребят в путешествие, а за выполненные по пути задания он будет премировать ребят жетонами.

Другой вариант - воспитатель увлечённо рассказывает детям, что есть на земле сказочная страна Экономика, где живут необычные жители, и приглашает туда отправиться. Занятие в старшей и подготовительной группе можно начать с беседы о родном городе, а затем сообщить ребятам, что есть такой город - Экономинск. Далее следует виртуальная экскурсия по нему.

Варианты тем для экономических занятий в ДОУ

В соответствии с основными целями экономического образования в ДОУ воспитатель продумывает темы занятий.

  1. Про финансы:
    • «Для чего нужны деньги»;
    • «Как появились деньги»;
    • «Доходы и расходы семьи» (как вариант «Семейный бюджет», «Семейные сбережения и их использование»);
    • «Что такое банк».
  2. Про труд и профессии:
    • «Все профессии важны»;
    • «Зачем нужно работать».
  3. Про товары и магазины:
    • «Какие бывают магазины»;
    • «Производство и потребление»;
    • «Что такое товар и услуга».
  4. «Реклама: желания и возможности».
  5. Обобщающие занятия:
    • «Финансовая грамотность»;
    • «Путешествие по экономическому воспитанию»;
    • «Путешествие в страну Экономика»;
    • «Экскурсия по Экономинску».

Фрагменты конспектов занятий по экономике в ДОУ

Как оформить уголок экономического воспитания в группе

Для лучшего освоения дошкольниками финансовых понятий воспитатель оформляет в группе экономический уголок. Он наполняется:

  • дидактическими играми соответствующего содержания;
  • атрибутами для сюжетно-ролевых игр («Магазин», «Кафе», «Банк», «Аукцион»);
  • книгами, энциклопедиями соответствующего содержания;
  • здесь же можно поместить экономическую карту для путешествий;
  • здесь же могут быть альбомы с изображениями валюты разных стран, фотографиями крупных предприятий родного города или посёлка и их продукции;
  • если во время занятий по экономике воспитатель постоянно задействует определённого игрушечного персонажа, то он также должен находиться в этой зоне.

Оформить уголок экономики можно книгами, поделками и дидактическими играми экономического содержания

Видео: фотопрезентация «Экономика для дошкольника»

Экономическое воспитание - актуальное направление в современной дошкольной педагогике. И это не дань моде, а возможность с раннего детства приобщить детей к миру финансов и его закономерностям. Задача педагога - на доступном уровне рассказать ребёнку о сложных понятиях, проявить творческий и индивидуальный подход. Для этого воспитатель выбирает интересные и эффективные формы занятий, включающие игровой компонент и разные виды деятельности.

СВЕТЛАНА
Конспект НОД в подготовительной группе по финансовой грамотности «Деньги. Монета. Банкнота. Пластиковая карта»

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития воспитанников №1 «Теремок»»

Конспект НОД в подготовительной группе

по финансовой грамотности

Тема: «Деньги. Монета. Банкнота. Пластиковая карта»

Составила: воспитатель высшей квалификационной категории

Рейн Светлана Ивановна

Цель: раскрыть сущность понятия «деньги», «монета», «банкнота», «пластиковая карта»; наличные и безналичные деньги; закрепить знания детей о внешнем виде современных денег.

Задачи:

Образовательная: познакомить с деньгами.

Развивающая: расширять представление об элементах экономики (деньги их история); формировать умения в исследовательской деятельности (делать выводы)

уделять внимание эффективности источников информации; (самостоятельно находить источник информации); формировать представление о весе предметов, путём взвешивания на ладонях.

Воспитательная: воспитывать дружеские взаимоотношения в коллективной работе, умение распределять обязанности в соответствии с общим замыслом, не мешая друг другу; воспитывать уважение к труду и бережному отношению к деньгам.

Форма проведения: непосредственно образовательная деятельность.

Педагогические средства: беседа, дидактическая игра, изобразительная деятельность, просмотр мультфильма, презентация.

Оборудование:

Кошелек с набором разных монет и банкнот;

Изображение пластиковой карты;

Бумага и цветные карандаши;

Ноутбук, проектор.

Предварительная работа: следует предложить рассмотреть детям до занятия банкноты и монеты, чтобы в дальнейшем дети могли свободно называть отличительные и сходные черты между монетой и банкнота.

Организация детской деятельности.

1. Организационный момент

Воспитатель: Ребята, наш кот Белобок нашёл интересный предмет и принёс его нам.

Воспитатель демонстрирует кошелек.

Воспитатель: Что это такое?

Воспитатель: Для чего же нужна эта кошелек?

Воспитатель: Правильно, чтобы складывать деньги. Но мне очень интересно узнать, а зачем людям деньги?

2. Игра «Для чего нам нужны деньги?»

Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Для чего нам нужны деньги?». Я бросаю мяч ребёнку и называю, для чего нам нужны деньги, а вы продолжаете. Отвечают дети.

Воспитатель: Итак, деньги нам нужны:

для покупки продуктов питания;

для оплаты бытовых услуг;

для оплаты развлечений (воспитатель уточняет у детей, для каких развлечений нам нужны деньги);

для оплаты услуг (уточнить, каких именно);

для оплаты проезда на транспорте;

для покупки подарков;

для оказания помощи бедным (воспитатель уточняет, что такая деятельность называется благотворительностью) и т. д.

Воспитатель опрашивает всех детей по очереди. Если дети указывают не все значения денег, можно предложить решение данного вопроса в виде проблемных ситуаций.

Воспитатель: Если мы едим на автобусе, мы платим?

Воспитатель: Если мы захотели кушать и пошли в магазин, за что мы платим? И т. д.

3. Беседа о деньгах (просмотр презентации)

Воспитатель: А, что лежит в кошельке?

Дети: деньги, деньги.

Воспитатель: Надо проверить. Открываю. И правда денежки.

Воспитатель: Какие у нас тут деньги? И ракушка ещё есть.

Дети: Пять рублей, 10 рублей. 5 копеек.

Воспитатель: Ребята, почему среди денег оказалась ракушка?

Воспитатель: Подумайте. Может потому, что она почти круглая? Вам интересно?

Воспитатель: Мне тоже интересно. Почему ракушка здесь?

Давайте отправимся в прошлое денег и узнаем откуда появились деньги. На чем можно попасть в прошлое.

Дети: самолет, ракета, машина времени.

Воспитатель: Правильно на машине времени. Я открою вам секрет, машина времени перед вами. Дети заходите в машину времени (звучит музыка). Вот вам палочка «перемещалочка» передавайте ее друг другу. Вот мы и оказались в прошлом.

Воспитатель: Прошлое денег началось с древнего мира. (презентация 2слайд).

У первобытного человека денег не было, он в них не нуждался, а всё что ему было надо, давала природа. Кто то из древних людей хорошо рыбачил, а кто-то лучше всех выращивал пшеницу (презентация 3слайд).

Поэтому люди стали обмениваться. Они меняли рыбу на зерно, шкуры на овощи, или другие товары. Деньгами древнему человеку служили: мех животных. Зёрна, соль, орехи, ракушки (презентация 4 и 5слайд).

Затем появились металлические деньги – это были не такие деньги которые есть сейчас. А кольца, брусочки, бусинки (презентация 6 слайд).

Затем появились деньги похожие на современные (презентация 7,8 слайд).

После металлических появились бумажные деньги (презентация 9 слайд).

Воспитатель: Так были ли у древних людей деньги?

Воспитатель: Какие они были?

Дети: Кости, брусочки, ракушки.

Воспитатель: А можем, мы сейчас ответить на вопрос. Почему в кошельке оказалась ракушка?

Дети: Это древняя денежка.

Воспитатель: Совершенно верно. Ракушку использовали как средство обмена.

4. Просмотр мультфильма

Воспитатель: Совершенно верно. А теперь на нашей машине времени отправляемся в гости к тетушке Сове. (Просмотр мультфильма «Уроки тетушки Совы» «Что такое деньги 1 серия»)

5. Рассматривание денег

Воспитатель: Заходим в машину времени и отправляемся в настоящее. Вот мы в настоящем. Присаживаемся за столики. Для вас на столиках лежат кошельки, давай-те посмотрим что в них. Что это?

Дети: монеты, банкноты.

Воспитатель: Правильно. Давайте рассмотрим монеты. Какие они?

Если дети не называют все признаки монет, то воспитатель помогает им.

Воспитатель: Круглая, металлическая, звенит (можно взять в руки несколько монет и позвенеть ими, после этого дети смогут назвать данный признак).

Воспитатель: Какие монеты вы знаете? (дети называют монеты разного достоинства).

Воспитатель: Давайте рассмотрим бумажные деньги - банкноты. Какие они?

Дети: Бумажные, прямоугольные, шуршат.

(можно продемонстрировать шуршание банкнотой).

Воспитатель: Какие банкноты вы знаете?

Дети называют банкноты, воспитатель демонстрирует их детям, затем проговаривают хором.

5. Игра «Дополни»

Воспитатель: Итак, ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Дополни». Я называю признак монеты, а вы называете противоположный признак банкноты и наоборот.

Монета круглая, а банкнота …

Банкнота бумажная, а монета …

Монета звенит, а банкнота …

Монета металлическая, а банкнота…

Воспитатель: Где мы носим деньги, монеты и банкноты? (в кошельке). Они у нас в наличии и называются они «наличные деньги». Ещё бывают безналичные деньги. Их у нас нет в кошельке, а хранятся они на пластиковой карте (показать пластиковые карты). Вы видели такие карточки у родителей? Расскажите о них. (пластиковую карту нужно вставлять в банкомат и знать пароль)

6. Физ. минутка

7. Изготовление денег.

Воспитатель: Ребята давайте изготовим деньги для сказочного леса, в котором живут Белобок и его друзья. Вам нужно будет раскрасить банкноты и придумать номинал (стоимость) монет и банкнот, которыми можно оплатить покупки в сказочном лесу.

После выполнения задания детьми презентуют (представляют) результаты работы, рассказывая об этом.

Воспитатель: Что вы придумали: монету или банкноту?

Какой она формы?

Как она называется?

Что и почему на ней изображено?

8. Заключительная часть.

О чем мы сегодня говорили?

Какие бывают деньги?

Чем отличается монета от банкноты?

Как можно назвать монеты и банкноты одним словом? (Наличные деньги).

А безналичные деньги где у нас хранятся? (на пластиковых картах).

Публикации по теме:

Всероссийская неделя финансовой грамотности для детей и молодежи - это серия информационно-просветительских мероприятий для школьников и.

От первых шагов финансовой грамотности к экологическому воспитанию дошкольников 2 слайд Цель 3 слайд Задачи 4 слайд Актуальность 5 слайд Проект состоит из 3 этапов: Подготовительный этап проекта. 1. Подбор.

«Деньги». Конспект занятия по формированию основ финансовой грамотности детей Тема: «Деньги» Цель: формирование основ финансовой грамотности детей Задачи: Познакомить детей с назначением и использованием денег, вспомнить.

В ГБОУ школа 2057 прошел квест для дошкольников в честь ДНЯ Финансовой грамотности. Ниже представлен краткое описани как это было. Ход.

Светлана Буханкова
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе по ФЭМП по теме «Деньги»

Цель : закрепить с детьми роль денег в повседневной жизни.

Задачи :

1. Познакомить детей с деньгами , их предназначением;

2. Упражнять в ориентировке на листе бумаги;

3. Учить ставить точки на пересечении линий (соединять точки по прочерченным линиям) ;

4. Упражнять детей в ориентировке в пространстве;

5. Активизация словаря : деньги , рубль, монета, купюра, штампуют, металл.

Предварительная работа : чтение сказки «Золотой ключик» , рассматривание денежных купюр, поход в магазин.

Приоритетные образовательные области : «Познание»

Интеграция образовательных областей : «Социализация» , «Коммуникация» , «Познание» .

Виды деятельности : игровая, коммуникативная, двигательная, продуктивная.

Материалы :

Для воспитателя : деньги -монеты достоинством 1,2,5 рублей; купюры достоинством 10, 50 рублей; копейки, простые предметы : ручка, карандаш, ластик (ценой до 10 руб.) .

Для детей : тетрадь, карандаш, насадка на карандаш.

I ЧАСТЬ. Работа в тетради

Воспитатель : Дети :

Дети, откройте тетради. Посмотрите, как нарисовать квадрат по клеткам : Поставьте точку на пересечении линий, отсчитайте две клетки вниз и поставьте еще одну точку. Соедините точки линией. Теперь отсчитайте от верхней точки две клетки вправо и поставьте точку, снова соедините точки линией. Отсчитайте 2 клетки вниз, поставьте точку и соедините точки линией. Теперь соедините линией 2 точки внизу, получится квадрат. Дети выполняют работу по образцу воспитателя

Какая фигура получилась? Квадрат получился

У вас черточками нарисован квадрат. Обведите его карандашом Дети обводят карандашом

Отсчитайте 2 клетки вправо и нарисуйте еще один квадрат. Дети выполняют работу.

Теперь отступите еще 2 клетки вправо и нарисуйте еще 2 квадрата. Правильно держите карандаш Дети рисуют самостоятельно квадраты

Физминутка :

Мы шли, шли, шли,

Белый гриб нашли,

Раз грибок, два грибок,

Положили в кузовок

И присели на пенек Дети шагают, присели, встали, 2 наклона, присели

II ЧАСТЬ. Сейчас мы поиграем «Найди игрушку» .

Амир выйдет за дверь, а мы спрячем игрушку, потом объясним, как ее найти : «Иди от стола до ковра, от ковра поверни направо, сделай 5 шагов и там ищи».

Что ты нашел?

Игра проводится 3 раза. Ребенок выходит, затем возвращается и ищет по объяснению товарища

III ЧАСТЬ. Беседа с детьми.

Кто из взрослых в вашей семье работает?

Кем они работают?

Что взрослые получают за свой труд?

Что такое деньги ?

Какие российские деньги вы знаете ?

Зачем они нужны?

На что расходуют деньги ? Ответы детей

Делать покупки, платят за квартиру, покупают продукты, одежду, вещи, откладывают на отдых

Правильно, значит деньги нам необходимы в жизни. Давайте рассмотрим бумажные купюры и монеты.

Сравним их и скажем, чем они похожи и чем отличаются? Что есть на сторонах и купюр и монет? Дети отвечают : с одной стороны денежного знака указана его стоимость, есть цифры, слова, а с другой стороны- герб нашей страны.

Отличаются деньги материалом , из которого их изготавливают. Купюры печатают на специальной бумаге, а монеты штампуют из металла.

Купюры бывают разных цветов, а монеты изготавливают из разного металла.

Посмотрите и скажите, сколько может стоить карандаш? А сколько стоит линейка? Видите, каждая вещь имеет свою цену, поэтому вещи нужно беречь. 3 или 4 рубля, линейка может стоить пять рублей

Сегодня на занятии мы узнали много нового. Расскажите, пожалуйста, об этом. Дети перечисляют, с чем познакомились на занятии .

Анализ занятия по формирован

«Что такое деньги?»

Образовательная область - Познавательное развитие.

Подготовительная группа.

Цель: содействие финансовому просвещению дошкольников.

Задачи:

  • расширить знания детей о возникновении денег
  • закрепить понятие «купюра» и «монеты» и их номиналы
  • развивать умение подбирать предметы для игры;

Материал и оборудование: деньги разным номиналом (монеты: 10, 50 копеечные; 1, 2, 5 и 10 рублевые; бумажные: 10, 50, 100, 200, 500, 1000 рублевые), карточки, кошельки, мультфильм, презентация «Возникновение денег» мультимедийное оборудование, коробка в виде банкомата, парикмахерская и магазин

Ход образовательной деятельности.

Звучит песня про деньги из мультфильма «Приключение Буратино»

Воспитатель : Ребята, а пока вас не было к нам в группу зашел Буратино и оставил нам большой мешок. Смотрите ребята, а здесь записка. И что же здесь написано.

Дети: Деньги для группы № 10

Воспитатель: А вы знаете, что такое деньги?

Дети: Деньги - это…

Воспитатель : Правильно.

А вы знаете как появились деньги?

Давайте посмотрим презентацию «Возникновение денег» и все с вами узнаем.

Воспитатель (после просмотра презентации):Теперь мы с вами узнали историю появления денег.

Мы совсем забыли про мешок Буратины. (Воспитатель открывает мешок, достает кошелки и деньги. Каждый ребенок берет по кошелку, в котором находятся деньги)

Воспитатель : Маша у тебя в кошелке бумажные деньги или монеты?

Маша : Монета.1 рубль.

Воспитатель : А какие деньги вы еще знаете?

Дети (открывают кошелки смотрят на свои деньги и отвечают):2, 5, 10 рублей…

Воспитатель : А у меня в кошелке есть бумажные деньги. Смотрите это 50 рубле, 100 рублей, 500 рублей. А несколько лет назад у нас в стране появилась и 200-рублевая купюра.(Дает их детям)

Воспитатель : А давайте мы с вами нарисуем свои деньги?

Дети в мастерской художника.

Дети штампами украшают бумагу, рисуют номинал своей купюры.

Воспитатель : Мы с вами хорошо потрудились, а теперь давайте отдохнем. (Физкультминутка).

Буратино потянулся-

Раз нагнулся, два нагнулся,

Руки в стороны развёл-

Видно денег не нашёл:

Чтобы монетку нам достать-

Нужно на носочки встать.

Воспитатель : А что можно сделать деньгами?

Дети : Купить, потратить…

Воспитатель : Правильно. А что можно купить на наши деньги?

Дети : Конфеты, игрушки…

Воспитатель : Правильно. За деньги можно купить товары и услуги.

Воспитатель с детьми подходят к уголку парикмахера.

Девочка Даша – парикмахер:

Парикмахер - это чудо!

Это славная причуда.

Это стильные прически,

Лаки, краски и расчески.

Девочек и мальчиков парикмахер причесывает, вдевает заколки.

Воспитатель : За свою работу парикмахер должен получить деньги.

(Дети платят парикмахеру за услугу и вместе с воспитателем подходят к магазину).

Мальчик Саша – продавец :

Я сегодня продавец

В магазине для детей.
У меня полно товаров,
Заходите поскорей.

Дети покупают товары (игрушечные овощи и фрукты) и расплачиваются с продавцом.

Воспитатель : А как вы думаете, ребята, откуда у пап и у мам появляются деньги? (Дети отвечают). Правильно. За свою работу ваши родители получают заработную плату. И многие из них получают зарплату на карточке. А как же они снимают деньги со своих карт?

Дети : В банке, через банкомат.

Воспитатель вместе с детьми подходят к банкомату (коробке) и учатся пользоваться им.

Воспитатель : Мы сегодня с вами молодцы. Много поиграли и узнали. Продолжите фразу: «Сегодня я узнал…». Мне очень понравилось с вами играть. Давайте снова положим ладошки друг на друга и скажем:

«Мы ребята просто класс,

Знания дались на раз!»