Финансы. Налоги. Льготы. Налоговые вычеты. Госпошлина

Карьеры по добыче. Расчет стоимости питания рабочих на карьере

А.А. МИРОНЕНКО

Карьеры - уникальные географические объекты. Это места добычи тех или иных полезных ископаемых открытым способом, они созданы искусственно и существуют лишь до тех пор, пока человек их поддерживает. Как правило, экологи рассматривают карьер лишь как отрицательное явление. При его создании нарушается почвенный покров, вырубаются деревья, нарушается режим подземных вод. Взрывы и шум техники распугивают зверей и птиц. Пыль оседает на листьях деревьев в окрестных лесах, что приводит к угнетению растительности.

Но заброшенные отвалы карьера, особенно известнякового, становятся домом для многих видов живых существ. В щелях между камнями гнездятся птицы, живут ящерицы. На известняке и песке процветают редкие виды растений. Они плохо переносят конкуренцию со стороны других растений в обычных условиях, но прекрасно растут там, где другие не могут существовать. Отвалы карьеров редко посещаются людьми, и если их не превращают в помойку, то они вполне могут стать убежищем для многих представителей флоры и фауны.

Но в первую очередь карьеры интересны как геологические объекты. С их помощью можно увидеть геологическое строение территории и ее древнейших обитателей. Естественные обнажения для этого подходят далеко не везде, да и глубина карьеров обычно больше, чем оврагов и обрывов рек, а значит, вскрыты более древние слои. По сути карьер - это окно в древний мир Земли, приоткрывшееся лишь на короткий срок.

Самые интересные карьеры в Московской области - известняковые и фосфоритовые. Они вскрывают отложения каменноугольного периода палеозойской эры и юрского периода мезозойской эры. Добыча известняка в Подмосковье ведется уже несколько веков. Это и есть тот камень, благодаря которому Москву стали называть Белокаменной. Сейчас известняк добывают в основном не для строительства и облицовки зданий, а в качестве сырья для производства цемента и на щебенку для дорог. Поэтому блоки известняка не выпиливают, как раньше, а взрывают и дробят.

Возраст отложений известняка - около 300 миллионов лет. Это каменноугольный период палеозойской эры. Иначе этот период называют «карбон». В это время на суше росли густые леса, климат был теплый и влажный; стволы упавших деревьев образовали огромные залежи угля. Так было на суше, например, в районе, где теперь Республика Коми и угольные шахты Воркуты. А на территории Московской области все было иначе - здесь находилось море, неглубокое, довольно теплое и насыщенное жизнью. Многочисленные окаменелости, которые можно найти в карьерах Подмосковья, позволяют нам представить себе экосистемы того времени. Здесь медленно росли коралловые рифы, ползали по дну морские ежи, колыхались в воде морские лилии, плавали рыбы и головоногие моллюски - наутилусы. На дне можно было увидеть брюхоногих моллюсков - гастропод, моллюсков-камнеточцев, зарывающихся в ил и мягкий камень дна, брахиопод (плеченогих), похожих на моллюсков раковинных животных, относящихся к совершенно другому типу - щупальцевым. Иногда попадались трилобиты; эти членистоногие, доминировавшие в морях ордовика и силура, в карбоне уже вымирали. Ни млекопитающих, ни динозавров на Земле в те времена еще не было.

Во время экскурсии в известняковый карьер можно без труда найти множество раковин брахиопод, иголок морских ежей и члеников морских лилий. Сохранность образцов очень разная. Обломки буквально валяются под ногами, а вот чтобы найти целый и крупный образец, нужно постараться. Сложнее найти целые раковины крупных гастропод - беллерофонов, головоногих моллюсков - наутилусов и роющих двустворок рода конокардиум. Самые редкие представители палеофауны Подмосковья - трилобиты, - видимо, дело не только в сохранности окаменелостей, но и в том, что в морях каменноугольного периода они были уже редки. Эти представители палеофауны, пожалуй, самое интересное, что можно обнаружить в карьерах нашего региона. За день на карьере можно собрать неплохую коллекцию окаменелостей.

К сожалению, в действующих сейчас известняковых карьерах практически невозможно найти окаменевшие кости рыб или древнейших рептилий - предков динозавров. По-крайней мере, нам они ни разу не попадались. Но раньше в карьере около Подольска неоднократно находили окаменевшие отпечатки рыб, теперь их можно увидеть в Палеонтологическом музее. Сейчас эти карьеры частично рекультивированы, частично заросли, и для геологических экскурсий не представляют никакого интереса.

Крупный, но разбитый аммонит,
юрский период

Фосфоритовые карьеры, расположенные в районе города Воскресенска, совершенно не похожи на белокаменные известняковые карьеры. Здесь доминирует черный цвет. Похожие на горы черного песка отвалы привлекают коллекционеров окаменелостей. Залежи фосфоритов образовывались в морях юрского периода мезозойской эры. Их фауна очень сильно отличается от фауны палеозойских морей. Здесь доминируют головоногие моллюски - аммониты и белемниты. Спирально закрученные раковины аммонитов, часто с сохранившимся перламутром, могут стать украшением любой палеонтологической коллекции. Их диаметр может достигать двух метров, но в Московской области, как правило, встречаются экземпляры от 3 до 20 см. Однако красота их не зависит от размеров. На фосфоритовых карьерах можно найти огромное количество ростров белемнитов, в народе именуемых «чертовыми пальцами». Внешне белемниты были очень похожи на кальмаров, но у кальмара от раковины осталась только тоненькая пластинка на спинной стороне тела, а у белемнитов это была заостренная и довольно массивная внутренняя раковина. В юрских морях белемниты обитали в изобилии, и сейчас их ростры можно без труда найти на любом фосфоритовом карьере. Как правило, их длина около 5-10 см, но попадаются и гиганты в 20-25 см длиной.

Кроме головоногих моллюсков на карьерах юрского периода можно найти окаменевшие раковины двустворок, брахиопод, иглы морских ежей, но их количество по сравнению с аммонитами и белемнитами очень незначительно.

Юрский период - время расцвета динозавров на Земле. Гигантские рептилии царствовали не только на суше, но и в воздухе, и в морях. Впрочем, не все они были гигантскими. Например, среди летающих ящеров были как питающиеся рыбой гиганты с размахом крыльев в десяток метров, так и насекомоядные крошки размером с воробья.

Моря Московского региона были населены настоящими гигантами. Это ихтиозавры, морские хищники, внешне похожие на дельфинов. Они достигали 5-7 м в длину. Подобно современным кашалотам, охотящимся за кальмарами, ихтиозавры ловили белемнитов. Скелеты ихтиозавров неоднократно находили в карьерах Воскресенска. Так что во время экскурсии на карьер вполне реально найти окаменевшую кость древнего ящера. Вынутые ковшом роторного экскаватора, обломки костей динозавров иногда попадаются в отвалах карьеров. Как правило, это позвонки и фрагменты конечностей - ласт. Найти целый скелет, наверно, уже не удастся, добыча фосфоритов там приостановлена, и карьеры рекультивируются.

Краткая информация о самых интересных карьерах Московской области

Станция Гжель

В Гжельском карьере добывают глину для местного кирпичного и керамического завода. Именно из этой глины делается знаменитая гжельская керамика. Глина имеет красный и серо-зеленый цвет. Время образования этих залежей - каменноугольный период палеозойской эры. Судя по всему, они образовывались в эстуарии крупной реки, то есть в месте ее впадения в море. Но что странно - никаких окаменелостей, следов животных или растений в глине не обнаружено, хотя река должна выносить с суши какие-то ветки, листья, тела животных. Версию, что эти глины на самом деле образовывались на больших глубинах, опровергли явные отпечатки волн на поверхности слоев. Так что, видимо, это была заиленная дельта реки. Потом море прошло вглубь суши: более поздние, лежащие ближе к поверхности слои сложены уже не глиной, а известняком. В известняке во множестве встречаются отпечатки раковин двустворок и брахиопод, причем двустворок больше, что в общем не типично для карбоновых отложений Подмосковья.
А морские лилии и ежи в этом карьере очень редки. Зато здесь встречаются одиночные кораллы рода «гжелия», названные так в честь этой местности. Местами в известняке на карьере видны остатки карстовых воронок, образовавшихся в юрском периоде. Выше лежит слой юрских глин, в нем окаменелостей мало, изредка находят крошечные зубы рыб и небольшие куски окаменевшего дерева, замещенного минералом пиритом.

Карьер очень интересен тем, что на его склонах можно увидеть практически все возможные геологические процессы, связанные с обрывами и скалами - оползни, обвалы, размывы поверхности. Можно найти окаменелости и красивые многоцветные кремни. При посещении карьера надо помнить, что после дождя глина очень сильно размокает, и кажущаяся твердой поверхность запросто может провалиться и затянуть ботинок неосторожного исследователя. А отдает добычу и отмывается такая глина с большим трудом!

Между станциями «55 километр» и «Гжель» расположен так называемый стратотип гжельского яруса каменноугольного периода. Отложения, образовавшиеся в течение геологического периода, составляют систему. Системы делятся на ярусы, а стратотип - это классический разрез, по которому был описан данный ярус. Этот стратотип официально считается памятником природы, но, к сожалению, не охраняется и постепенно замусоривается.

Горки Ленинские (близ Домодедово)

Этот карьер хорош тем, что расположен очень близко от Москвы. В нем добывается известняк. Карьер очень красив, стенки состоят из нескольких уступов. В нем можно найти довольно много окаменелостей каменноугольного периода палеозойской эры. Самые интересные местные окаменелости - раковины брюхоногих моллюсков - беллерофонов. Названы они так в честь древнегреческого героя, носившего шлем по форме похожий на эту раковину. Здесь попадаются также брахиоподы, морские лилии и морские ежи, иногда наутилусы, хотя целых раковин этих моллюсков я не находил, только осколки. Довольно много колониальных кораллов. Причем некоторые колонии перевернуты, что свидетельствует о формировании этих отложений в зоне штормов и приливов. Старые отвалы медленно зарастают, и можно видеть, как природа постепенно затягивает эту рану поверхности земли, нанесенную человеком.

Коломна (Щуровский карьер)

Это самый интересный карьер Подмосковья. Но и добираться до него сложнее всего. Расположен он почти в 120 км от Москвы, от электрички надо ехать автобусом, а потом еще и идти пешком. Но карьер того стоит. Такого количества и разнообразия окаменелостей нет ни в одном другом месте. Здесь ближе к поверхности лежат юрские глины, окаменелостей в них немного, но иногда попадаются очень интересные аммониты и юрские двустворки. Аммониты хрупкие, глинистые, зато один раз удалось найти образец размером с хорошую тарелку.

Самое интересное в этом карьере - окаменелости каменноугольного периода. Огромное количество брахиопод, иногда совершенно целых, морские лилии с чашечками, наутилусы, камнеточцы и даже трилобиты встречаются в известняке. Некоторые слои известняка такие мягкие, что после дождей их можно крошить руками, высвобождая окаменелости. Карьер активно разрабатывается, и отвалы постоянно пополняются. Кроме того, на карьере можно наблюдать за рекультивацией отработанной части и увидеть растения, нетипичные для нашей местности, растущие на камнях и песке.

Главная опасность в этом карьере - взрывы, при помощи которых добывают известняк. Так что не стоит приближаться к подготовленным для подрыва участкам поверхности.

Воскресенск (Лопатинский фосфоритовый рудник)

Около города Воскресенска расположены карьеры Лопатинского фосфоритового рудника. На них велась добыча фосфоритов юрского периода мезозойской эры. Карьеров много, но в основном они заброшены и частично рекультивированы. Тем не менее это уникальные для нашего региона места. Здесь расположена единственная в Подмосковье антропогенная пустыня. Правда, благодаря рекультивационным мероприятиям она сокращается и зарастает.

Один из сохранившихся в относительно хорошем состоянии карьеров находится около деревни Елкино. В этом карьере можно собрать неплохую коллекцию юрской палеофауны. Спиральные раковины аммонитов, часто с сохранившимся перламутром, ростры белемнитов, двустворки и даже кости ихтиозавров можно найти в отвалах. К сожалению, сама стенка карьера частично затоплена, частично осыпалась, так что для поисков фауны пригодны только отвалы.

Безопасность при посещении карьеров

Во время экскурсии в карьер ни на минуту нельзя забывать о мерах безопасности. Карьер, особенно активно разрабатываемый, - система весьма нестабильная. В нем довольно часто случаются обвалы, оползни, единичные падения обломков породы, представляющие опасность для посетителей карьера. Но если соблюдать основные правила и не совершать необдуманных поступков, то экскурсия по карьеру будет не опаснее обычной прогулки по городской улице.

Первая и основная заповедь исследователей карьера - не стой на краю . Очень часто камень, который с верхнего уступа карьера кажется прочным и надежным, на самом деле имеет толщину в пару сантиметров и висит над десятиметровой пропастью. Достаточно одного шага, чтобы стать частью грандиозного обвала. Нельзя не глядя бросать камни с края карьера , даже если думаешь, что внизу никого нет. За бортом карьера можно не заметить других исследователей, мирно ковыряющих известняк у основания стенки.

Соответственно, изучая известняк в коренном залегании в стенке карьера, не забывайте посматривать вверх - не бродят ли там другие любители геологии и не нависает ли там камень, которому надоели миллионы лет неподвижности.

Надо быть осторожным не только у стенки карьера, но и на отвалах . Камни там, как правило, лежат относительно недавно и не успевают слежаться в прочную конструкцию. Камни часто шатаются, проваливаются и крошатся. А падать среди острых обломков ох как неприятно.

Еще одна опасность, на этот раз исходящая от людей, - это взрывы. Известняковые карьеры часто разрабатываются с помощью взрывов. В Подмосковье взрывы регулярно гремят, например, в Щуровском и Домодедовском карьерах. По правилам, над карьером должны звучать сирены, предупреждающие об опасности за некоторое время до взрыва. Но в реальности все, как обычно, немного не так, как в инструкции. Мое первое знакомство со взрывным способом разработки известняка произошло в Щуровском карьере. На первую сирену, прозвучавшую на пределе слышимости, мы просто не обратили внимания. В карьере постоянно шумит техника, взвывают механизмы, гудит поезд, перевозящий руду. А сирена тихонько взвывает на пару секунд - куда тише, чем вся эта карьерная техника. Прошло около часа. И вдруг, одновременно с новым слабеньким звуком сирены, над карьером с грохотом поднялось облако желто-белой пыли. Земля дала нам хорошего пинка, а над головой засвистели осколки известняка. К счастью, гряда отвалов защитила нас от этих осколков. Но впечатление мы получили сильное.

Что же делать, если от предупреждающих сирен нет никакого толку, а сигнальные ракеты, если они, конечно, вообще еще применяются на карьерах, днем при ярком солнце вообще не видны? Надо просто внимательно смотреть и слушать. Первый и основной признак - уход карьерной техники и рабочих. Когда на карьере наступает тишина, а техника стремительно отступает, это повод задуматься. И отойти подальше от «минных полей». Именно «минные поля» - свидетельство того, что скоро на карьере будет взрыв. Для взрыва выравнивается довольно большая площадка. На ней в шахматном порядке бурятся скважины. Затем в них закладывается взрывчатка, техника удаляется на безопасное расстояние и производится подрыв. Если на «минном поле» бродят рабочие, стоит техника - опасаться нечего. А если нет - лучше отойти подальше.

Ну и кроме того, в карьерах вообще не стоит приближаться к технике, как работающей, так и брошенной. Во-первых, с проезжающего самосвала или разворачивающегося экскаватора запросто может свалиться прямо на макушку исследователю нехилый булыжник. Во-вторых, карьерным рабочим совершенно все равно, сколько килограммов камня, пусть даже в виде брахиопод и наутилоидей, вы вынесете с карьера. Карьер от этого не обеднеет, а с рабочих никто не спросит за пару рюкзаков камней. Но вот если им покажется, что вы хотите открутить пару килограммов цветного металла от стоящего в уголке карьера экскаватора, то разговор будет другой. С них за это очень даже спрашивают. Один раз мне пришлось пережить несколько неприятных минут, убегая от карьерного сторожа, который решил, что я покушаюсь на обломки роторного экскаватора. Меня интересовали лишь ростры белемнитов возле обломков техники, но спорить со сторожем я не стал. На его стороне была тяжелая металлическая палка и весьма большое количество принятого с утра 40-градусного напитка. Впрочем, отогнав нас метров на сто от техники, сторож потерял к нам всякий интерес.

Так что лучше зря рабочих не провоцировать. По моему опыту, в подмосковных карьерах очень спокойно относятся к посетителям. В Щуровском, Домодедовском известняковых карьерах, в Воскресенских фосфоритовых карьерах Лопатинского ГОКа и у станции Цемгигант рабочие вообще не обращают внимания на исследователей.
В Гжельском карьере с недавних пор стали интересоваться целью посещения, но препятствий экскурсантам не чинят. И только в карьере возле станции Пески необходимо сначала зарегистрироваться в управлении карьера, а после этого начинать экскурсию.

Обычно при поиске окаменелостей возникает вопрос: где лучше искать - в коренном залегании, то есть в стенке карьера, или в отвалах? Оба варианта имеют свои достоинства и недостатки. Искать в отвалах безопаснее - сверху ничего не упадет, окаменелостей попадается больше и извлечь их из породы целыми значительно проще. Из стенки выбить образец труднее, зато есть небольшой шанс найти большой и хрупкий образец, который может быть очень интересен для коллекции, а в отвалах такие давно превратились в пыль.

Ну и само собой, экскурсию в карьер надо проводить летом или ранней осенью - в сентябре-октябре. Зимой, как и в дождливый сезон, там делать нечего. Несколько часов дождя - и по карьеру можно передвигаться только на бульдозере. Интересно ходить по карьеру после сильного, но непродолжительного летнего дождя, который смывает пыль и вымывает из песка и глины окаменелости, а под жарким солнцем все быстро высыхает.

Так что выбирайте солнечный день, не забывайте об осторожности. И удачи вам в знакомстве с необычными ландшафтами карьеров и с частичкой древнего мира, ненадолго появившейся на поверхности земли.

Компания «Элит Строй-ВНВ» имеет многолетний опыт, занимает лидирующие позиции на рынке добычи полезных ископаемых, реализовывает проекты любой сложности, является многофункциональной компанией и надежным партнером для Вашего бизнеса. Основным направлением деятельности нашей компании является разработка карьеров по добыче глины и песка.

Открытый способ добычи полезных ископаемых и нерудных материалов на сегодняшний день является самым распространенным по целому ряду причин. Главная из них – низкая стоимость карьерного метода добычи. Разработка карьеров представляет собой сложный процесс, требующий от исполнителя большого опыта проведения подобных работ, наличия собственного парка грузового транспорта и спецтехники, квалифицированных кадров как рабочих, так и инженерных специальностей. Всем этим требованиям мы соответствуем в полной мере.

Разработка карьера начинается с комплекса подготовительных работ. На этом этапе необходимо собрать и проанализировать информацию о геологических характеристиках объекта: свойствах основной породы, расположению водоносных слоев и т.д. Исходя из собранных данных, разрабатывается проект карьера, включающий в себя информацию о его максимальной проектной глубине, углах откосов бортов, высоте уступов и многих других нюансах. План карьера согласовывается в Госгортехнадзоре. После того как план составлен и все необходимые разрешения получены, начинается работа на земле.

Разработка карьеров по добыче глины

Глина обычно добывается из земли в местах, где когда-то проходили реки. Она является продуктом земной коры и осадочной горной породой, вымытой и образовавшейся из-за разрушения скал в процессе выветривания. Залегание глины бывает монотонным и селективным.

Перед добычей глины проводится маркшейдерская съемка как самого карьера так и основания складов глины. Маркшейдеры также ставят отметки границ земельного и горного отводов, где в дальнейшем будет проходить добыча и формироваться подъездные пути.

Добыча глины производится при помощи экскаваторов. Чтобы добыть глину необходимо экскаваторами либо бульдозерами снять ПРС (почвенно растительный слой), сложить его в отдельный гурт для последующей рекультивации им же отработанного участка в карьере.

Следующий этапом работ является вскрыша — снятие песка, гравия и иных примесей. Вскрыша снимается для того, чтобы полезное ископаемое (глина) было более чистым.

Вскрышу автосамосвалами вывозят в отвалы либо также гуртуют для последующей рекультивации.

После того как проведены вскрышные и подготовительные работы, а именно — подъездные пути к месторождению, дороги для транспортировки глины и вскрыши, а также подготовка площадок для складирования глины (конус), начинается процесс добычи. Экскаваторы снимают глину послойно так, чтобы ее можно было укатать на конусе, и грузят в автосамосвалы для дальнейшей транспортировки на склад. На складе ее принимает бульдозер или виброкаток после чего укатывает в конус.

Добыча глины на добычном участке заканчивается тогда, кода под глиной начинает проступать песок либо гравий. После этого комплекс переезжает на другой подготовленный участок. В такой последовательности и ведется добыча глины.

Важно знать, что в неосвещенных карьерах, а также складах глины, работа в темное время суток запрещена!

Глиняные карьеры, как правило, обводнены, поэтому необходимо использовать мотопомпы для откачки воды, а также окапывать карьер водоотводными канавами, так как в противном случае может последовать затопление полезного ископаемого и потеря значительных объемов глины!

В зимнее время добыча не останавливается. Для исключения промерзания грунта карьер утепляют при помощи опилок, торфа и других материалов, имеющих низкий уровень теплопроводности. Иногда толщина утеплителя достигает 70 см. Транспортируемая глина накрывается брезентом, чтобы в процессе доставки до места производства она не промерзла. В закрытых карьерах северных районов, где зимой земля серьезно промерзает, оборудуются тепляки – сооружения закрытого типа с оборудованными обогревательными приборами.

На примере можно рассмотреть задействованную технику для разработки участка в 6 га мощностью 90000 м3 глины и 200000 м3 вскрыши на период 7 месяцев работы карьера.

Процесс включал в себя следующие единицы техники: 2 экскаватора с объемом ковша 1.8 м3., 4 сочлененных самосвала грузоподъемностью 30 тонн, а также 2 бульдозера весом по 25 тонн каждый на плече до 400 м.

По окончанию добычных работ в карьере производится рекультивация, которая включает в себя обратную засыпку отработанных участков вскрышей и расстилкой почвенно-растительного слоя. Рекультивацию можно делать как бульдозерами так и экскаваторами, если позволяют плечи.

Разработка карьеров по добыче песка

Песок является одним из наиболее востребованных материалов в любом строительстве, и самый распространенный способ его добычи — карьерная разработка. Для разработки песочных карьеров применяются экскаваторы, скреперы, подвесные канатные дороги и другое оборудование.

Первым этапом разработки песочного карьера являются вскрышные работы, в ход которых предотвращается попадание в песок различных примесей. Далее прокладываются траншеи для рабочих уступов и организуются транспортные пути. Для эффективного выполнения этих работ мы обладаем обширным собственным парком бульдозеров Komatsu, CAT, ЧТЗ, Shantui и других марок. После того как все подготовительные работы завершены, можно приступать к добыче и транспортировке песка.

Для выполнения работ по непосредственной разработке карьера мы применяем собственные гусеничные и колесные экскаваторы марок CAT, JCV, Hitachi, John Deere и Hyunday. Модели, представленные в нашем парке, показывают отличную производительность и способны выполнять большой объем работ в сжатые сроки. Любое необходимое навесное оборудование также имеется в собственности компании.

Разработка карьеров по добыче известняка

Известняк представляет собой горно-осадочную породу органического или хемогенного происхождения. Известняк является одним из наиболее востребованных строительных материалов и широко применяется для производства негашеной извести и известнякового щебня.

Добыча известняка, как правило, осуществляется методом карьерных разработок. Вдоль по простиранию карбонатных пластов нарезают уступы высотой 10 — 15 м. и производят буро-взрывные работы. Добыча сырья, как и удаление верхних наносных пород (вскрышные работы), производятся экскаваторами. Полученная масса вывозится с карьера грузовым автотранспортом.

Для погрузки грунта и добытой породы применяются фронтальные и телескопические погрузчики JCB, XCMG и других марок. Все модели, имеющиеся в парке компании «Элит Строй-ВНВ», отличаются маневренностью, высокой скоростью перемещения, большой вместимостью ковшей и неоднократно доказали свою эффективность в условиях карьерной разработки. Для транспортировки грунта и добытой породы компания «Элит Строй-ВНВ» обладает собственным парком самосвалов большой вместимости и повышенной проходимости.

Разработка карьеров по добыче торфа

Торфяные карьеры относятся к карьерам с поверхностным типом разработки и характеризуются небольшой глубиной. Подготовка к разработке месторождения заключается в удалении поверхностного растительного слоя с корчевкой пней, осушении участка, подготовке полей для высушивания торфа, устройстве дорог и мостов через осушительные каналы. При работе на заболоченной почве используются специальные машины вездеходного типа с невысоким удельным давлением на грунт.

Торфяные экскаваторы производят выемку торфа на глубину до 5 метров. После этого торф поступает в переработку на пресс, прессуется в виде ленты и должен быть высушен естественным путем (разрезанные ленты выкладываются на поля для просушки). Ширина разработки зависит от размеров болота, на котором производится добыча торфа.

Разработка карьеров по добыче диорита

Диориты представляют собой горную магматическую породу. В качестве строительного материала диорит широко применяется для изготовления щебня, а также облицовки зданий, изготовления постаментов, ваз, столешниц и т.д. Диорит является прочным и тяжелым материалом и по своим механическим свойствам близок к граниту.

Разработка карьеров по добыче флюорита

Флюорит — это минерал, встречающийся главным образом в гидротермальных рудных жилах, доломитах и известняках. Этот материал широко применяется в металлургии (в качестве плавня), в химической промышленности и керамическом производстве. Добывается в том числе методом карьерной разработки в составе флюоритовых и комплексных руд.

«Элит Строй-ВНВ» – ваш надежный партнер

В компании «Элит Строй-ВНВ» вы можете заказать комплекс услуг по разработке карьера под ключ. Вся техника поставляется с опытными и высококвалифицированными машинистами, прошедшими обучение и инструктаж по технике безопасности. Для оперативного ремонта спецтехники и грузового автотранспорта мы обладаем собственной сервисной базой.

Наш опыт и материально-техническая база позволяют нам успешно справляться с работами по разработке карьеров любого объема и сложности.

К числу удивительных явлений природы наверняка можно отнести периодически разверзающиеся в разных местах земного шара дыры.

1.Кимберлитовая трубка "Мир" (Mir diamond pipe), Якутия.


Кимберлитовая трубка «Мир» - карьер, расположенный в городе Мирный, Якутия. Карьер имеет глубину 525 м и диаметр 1,2 км, является одним из крупнейших в мире карьеров. Добыча алмазоносной кимберлитовой руды прекращена в июне 2001 года. В настоящее время на борту карьера ведётся строительство подземного рудника с одноимённым названием, для отработки оставшихся подкарьерных запасов, выемка которых открытым способом нерентабельна.


Самый большой в мире карьер по добыче алмазов поражает воображение.

2.Кимберлитовая трубка "Большая дыра" , ЮАР.


Большая дыра - огромный недействующий алмазный рудник в городе Кимберли (ЮАР). Считается, что это наибольший карьер, разработанный людьми без применения техники. В настоящее время является главной достопримечательностью города Кимберли.

Начиная с 1866 по 1914 год около 50 тыс. шахтёров вырыли шахту с помощью кирок и лопат, разработав при этом 2,722 тонн алмазов (14,5 миллионов карат). В процессе разработки карьера было извлечено 22,5 млн тонн грунта.Именно здесь были найдены такие знаменитые алмазы, как "Де Бирс" (428,5 карата), голубовато-белый "Портер-Родс" (150 карат), оранжево-желтый "Тиффани" (128,5 карата). В настоящее время это месторождение алмазов исчерпано.Площадь "Большой дыры" составляет 17 гектаров. Её диаметр составляет 1,6 км. Дыра была вырыта на глубину 240 метров, но затем был засыпана пустой породой до глубины 215 метров, в настоящее время дно дыры заполняет вода, её глубина составляет 40 метров.


На месте шахты раньше (примерно 70 - 130 миллионов лет назад) находилось жерло вулкана.Почти сто лет назад – в 1914 году, разработки в “Большой дыре” были прекращены, но зияющее жерло трубки остается по сей день и теперь служит разве что приманкой для туристов, выполняя роль музея. И… начинает создавать проблемы. В частности, возникла серьезная опасность обрушения не только ее краев, но и проложенных в непосредственной близости от нее дорог.Дорожные службы ЮАР давно уже запретили проезд в этих местах тяжелого грузового транспорта, а теперь настоятельно рекомендуют и всем прочим водителям избегать проезда по Бултфонтейн-Роад в районе Big Hole.Власти собираются полностью перекрыть опасный участок дороги. А крупнейшая алмазная компания мира “Де Бирс”, владевшая этой шахтой с 1888 года, не нашла ничего лучшего, как избавиться от нее, выставив на продажу.

3. Карьер Kennecott Bingham Canyon Mine , штат Юта.


Самый большой действующий карьер в мире - разработка меди началась в 1863 году и идет до сих пор. Около километра в глубину и три с половиной километра в ширину.


Является крупнейшим в мире антропогенным образованием (выкопаным человеком). Представляет собой рудник разработка которого ведётся открытым способом.

Имеет по состоянию на 2008 год размеры: 0,75 милю (1,2 км) глубиной, 2,5 мили (4 км) в ширину и охватывает площадь 1900 акров (7,7 кв.км).

Руда были впервые обнаружены в 1850 г., с 1863 началась разработка карьера которая продолжается по сей день.


В настоящее время в карьере работают 1400 человек, которые ежедневно извлекают 450000 тонн (408 тыс. т) породы. Руда загружается в 64 больших самосвалов, которые способны перевозить по 231 тонн руды, эти грузовики стоят около 3 млн долл. США каждый.

4. Карьер "Дьявик" (Diavik) , Канада. Добывают алмазы.


Канадский карьер “Diavik” – пожалуй, одна из самых молодых (по разработке) алмазных кимберлитовых трубок. Впервые она была исследована только в 1992 году, инфраструктура создана к 2001 году, а добыча алмазов началась с января 2003. Предположительно шахта прослужит от 16 до 22 лет.
Место ее выхода на поверхность земли само по себе уникально. Во-первых это не одна, а сразу три трубки, образовавшиеся на острове Las de Gras, - примерно в 220 км южнее Полярного круга, у берегов Канады. Поскольку дыра огромная, а остров посреди Тихого океана небольшой, всего 20 кмІ


а короткий срок алмазная шахта Diavik стала одной из важнейших составляющих экономики Канады. Из этого месторождения добывается до 8 миллионов каратов (1600 кг) алмазов в год. На одном из соседних с ней островов построен аэродром, способный принимать даже громадные Боинги. В июне 2007 года консорциум семи компаний горнодобывающей промышленности объявил о своем намерении спонсировать экологические исследования и приступить к строительству на северном берегу Канады крупного порта для приема грузовых судов водоизмещением до 25 000 тонн, а также – 211 км подъездной дороги, которая соединит порт с заводами консорциума. А это значит, что дыра в океане будет расти и углубляться.

5. Great Blue Hole , Белиз.


Всемирноизвестная Great Blue Hole (“Великая голубая дыра”) – основная достопримечательность живописного, экологически идеально чистенького Белиза (бывший Британский Гондурас) – государства в Центральной Америке, на полуострове Юкатан. Нет, на сей раз это не кимберлитовая трубка. Из нее “добывают” не алмазы, а туристов – любителей дайвинга со всего мира, благодаря чему она кормит страну не хуже трубки алмазной. Наверное, ее лучше было бы назвать не “Голубой дырой”, а “Голубой мечтой”, поскольку такое может привидеться разве что в грезах или во сне. Это подлинный шедевр, чудо природы – идеально круглое, сумеречно синеющее пятно посреди Карибского моря, окруженное кружевной манишкой атола Lighthouse Reef.




Вид из космоса!

Ширина 400 метров, глубина 145 - 160 метров.



Будто над бездной проплывают…

6. Отверстие водостока в резервуаре плотины Monticello.



Большая рукотворная дыра находится в Северной Калифорнии, США. Но это не просто яма. Отверстие водостока в резервуаре плотины Монтичелло - самый большой гидрослив в мире! Его соорудили примерно 55 лет назад. Этот воронкообразный выход просто незаменим здесь. Он позволяет быстро сбрасывать излишки воды из резервуара, когда ее уровень превышает допустимую норму. Этакий защитный клапан.




Визуально воронка выглядит, как гигантская бетонная труба. Она способна пропускать через себя в секунду аж 1370 куб. м воды! Глубина эдакой дыры - около 21 м. Сверху донизу она имеет форму конуса, диаметр которого на вершине достигает почти 22 м, а книзу сужается до 9 м и выходит с другой стороны плотины, выводя при переполнении водохранилища излишки воды. Расстояние от трубы до пункта выхода, который расположен немного южнее, приблизительно 700 футов (около 200 м).



7. Карстовый провал в Гватемале.


Гигантская воронка глубиной 150, а диаметром 20 метров. Вызван подземными водами и дождями. Во время образования провала погибло несколько человек и уничтожено с десяток домов. По словам местных жителей, примерно с начала февраля в районе будущей трагедии ощущались подвижки почвы, а из-под земли слышался приглушенный гул.




В статье рассказывается о том, что такое карьер, какие они бывают, как ведется их разработка и для чего они вообще нужны.

Добыча сырья

Еще в древние времена люди обратили внимание на то, что в недрах земли сосредоточена масса различного сырья, которое при необходимой обработке может дать много полезных материалов. Естественно, на первом месте всегда стоял металл, из которого производили орудия труда и войны. Из-за несовершенства методов обработки долгое время люди использовали такие металлы, как олово, медь и свинец. Но из-за их пластичности инструменты быстро изнашивались, а позже были придуманы различные сплавы, которые отличались более высокой твердостью и устойчивостью. Но с началом промышленного производства стали необходимость в них отпала.

Однако кроме металлов в недрах земли есть и иные полезные материалы, в частности, песок и различные породы камня. Добывают их чаще всего в карьерах. Так что такое карьер? И что в нем добывают? В этом мы и разберемся. Но для начала определимся с терминологией.

Определение

Карьер - это совокупность выработок полезных ископаемых, которые производятся открытым способом, то есть на самой поверхности земли, а не в шахтах. Слово это имеет французские корни, и в оригинале оно звучит как carrière, что означает «разрез». Так что теперь мы знаем, что такое карьер. Но почему их разработка ведется именно на поверхности и что в них чаще всего добывают?

Технология

Большинство полезных ископаемых и прочих материалов, имеющих ценность, сосредоточены под землей. Глубина залегания обычно зависит от конкретного участка, материала, его формы и т. п. К примеру, уголь скрыт толщей земли потому, что образовался из останков древних растений, которые под давлением постепенно минерализировались. Есть, конечно, и наземные выходы, они получились из-за разломов земной коры. Но не все вещества скрыты глубоко, некоторые находятся на самой поверхности или же залегают недалеко от нее, и потому для их добычи нет никакой необходимости строить глубокие шахты, гораздо проще производить добычу открытым способом.

Чаще всего карьер выглядит как большая воронка, на склонах которой по мере углубления делается спиралевидная дорога для техники.

Так, мы разобрали вопрос о том, что такое карьер. Но что же в них добывают чаще всего?

Песок

Песок - одно из самых распространенных веществ на планете, и уж недостатка в нем точно никто не ощущает. Однако чем может быть полезен песок, зачем вообще он нужен?

Как ни странно, песок весьма ценен. Конечно, не так, как железо, и уж тем более золото с серебром. Из некоторых изготавливают стекло, песок добавляют в бетон при строительстве, используют как дренаж при прокладке тоннелей, и в конце концов ни одна детская площадка не обходится без песочницы. И кстати, песчаный карьер после окончания выработки часто затапливается и становится местом купания.

Камень

Без камня человечество тоже не может обойтись. Естественно, ценны далеко не все камни, а его определенные разновидности. Чаще всего это мрамор и гранит. Поскольку залегают они обычно у самой поверхности, для их добычи шахты не строят, а применяют все те же карьеры. В отличие от песка, камень добывать несколько сложнее - нельзя просто грузить его экскаваторами. Потому, в зависимости от типа, его или сначала дробят или взрывами, или же применяют специальные машины для резки. Происходит это тогда, когда нужны монолитные и ровные глыбы, которые в дальнейшем обрабатывают дополнительно.

Каменный карьер обычно разрабатывается долгие годы, и запасы его практически неисчерпаемы.

Вот и все. Теперь мы знаем, для чего нужен карьер.

Дополнительная обработка сеянием или намыванием осуществляется непосредственно на месте или на специальных предприятиях. Данная разновидность нерудного материала остается наиболее распространенной. Она востребована в строительстве, производстве стройматериалов и изготовлении стекла. На территории Московской области официально функционирует свыше 30 предприятий, ведущих карьерную добычу песка. Каждое из них обладает месторождениями разного размера.

Песчаные карьеры Московской области

  • ЗАО «ГЕОДОР»
    141895, область Московская, район Дмитровский, село Озерецкое,
  • ЗАО «БОГАЕВСКИЙ КАРЬЕР»
    143122, Московская область, Рузский район, пос.Орешки
  • ООО «ОБЛНЕРУДПРОМ»
  • ООО «СЫЧЕВСКИЙ ПТК»
    143611, область МОСКОВСКАЯ, район ВОЛОКОЛАМСКИЙ, СЫЧЕВО, улица ПЕСОЧНАЯ, 1,
  • ООО «РУЗСКИЙ КНМ»
    143121, область МОСКОВСКАЯ, район РУЗСКИЙ, СЕЛО ПОКРОВСКОЕ, улица МИРА, 3,
  • ООО «Богаевский карьер»
    , Богаевский Карьер
  • ООО «ПОЛИГОН»
    141801, область МОСКОВСКАЯ, ДМИТРОВ, ШОССЕ КОВРИГИНСКОЕ, 7
  • ЗАО «КВАРЦИТ»
    140241, Московская обл., Воскресенский р-н, п. Хорлово
  • ООО «СТРОЙИНДУСТРИЯ-В»
    140478, область Московская, район Коломенский, деревня Игнатьево, д. ЗДАНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОЕ
  • ЗАО «ОБЪЕМ»
    143122, область Московская, район Рузский, деревня Орешки
  • ЗАО «Торговый дом «Козловский карьер»
    141340, область Московская, район Сергиево-Посадский, деревня Козлово,
  • ООО » Карьер Душеново»
    141135, область Московская, район Щелковский, деревня Огуднево, д. 25/1, оф. ПОМЕЩЕНИЕ 1
  • ООО «КОРСАР»
    143103, область Московская, Руза, улица Социалистическая, д. 78
  • ООО «Стройконтракт»
    142304, область Московская, Чехов, улица Комсомольская, 11, 2,
  • ООО «СЕРПУХОВСКАЯ НЕРУДНАЯ КОМПАНИЯ»
    142210, область Московская, Серпухов, переулок Краснофлотский, д.
  • ООО «ПОИСК-2»
    141100, область Московская, район Щелковский, Щелково, переулок Советский 1-й, д. 25, оф. 317
  • ЗАО «НЕДРЫ»
    142300, область Московская, Чехов, улица Молодежная, 1,
  • ООО «ПСК «ЭКОСТРОМ»
    141305, область Московская, Сергиев Посад, шоссе Скобяное, д. 13
  • ООО «ВИШЕНКОВСКИЙ ГОК»
    143122, область Московская, район Рузский, деревня Орешки
  • ООО «ГПК «ГОРСКИЙ»
    140560, область Московская, Озеры, улица Юрия Сергеева, д. 1
  • ООО «Серебряно-Прудский Кварцит»
    142970, область Московская, Серебряные Пруды, площадь Советская, д. 6
  • ЗАО «МОСОБЛСТРОЙЭКОЛОГИЯ»
    141052, область Московская, район Мытищинский, село Марфино, д.
  • ООО «КИМОВСКИЙ КАРЬЕР»
    140209, область Московская, Воскресенск, улица Цесиса, д. 11, оф. ПОМЕЩЕНИЕ 11
  • ЩУРОВСКИЙ КАРЬЕР ООО
    140413, область Московская, Коломна, улица Димитрова, д.
  • ОАО «ХОТЬКОВСКОЕ КАРЬЕРОУПРАВЛЕНИЕ»
    141354, Московская область, Сергиево-Посадский район, поселок Мостовик
  • ООО «НЕРУДРЕСУРС»
    141505, область Московская, Солнечногорск, улица Революции, д. 3А
  • Общество с ограниченной ответственностью «СОЛНЕЧНОГОРСКАЯ НЕРУДНАЯ КОМПАНИЯ».
    141580, область Московская, район Солнечногорский, поселок Лунево
  • ООО «КАРЬЕРОУПРАВЛЕНИЕ №1»
    141650, область Московская, район Клинский, деревня Раздолье, д. 12
  • Общество с ограниченной ответственностью «ВЕСТА-1».
    141801, область Московская, Дмитров, шоссе Ковригинское, д. 7
  • ЗАО «ИКША-СТРОЙДЕТАЛЬ»
    141860, область Московская, район Дмитровский, Икша, улица Рабочая, д. 30
  • ОАО «ВИТА»
    142155, область Московская, район Подольский, рабочий поселок Львовский
  • ООО «РЕМИКС»
    142400, область Московская, Ногинск, шоссе Электростальское, д. 29 А
  • ООО «ОКА РЕСУРС»
    142800, область Московская, Ступино, улица Жданова, д. 4А
  • ООО «КВАРЦ»
    142918, область Московская, район Каширский, поселок Зендиково, улица Октябрьская, д. 4, оф. 65
  • ООО «ПОЛИГОН»
    143121, область Московская, район Рузский, село Покровское, улица Комсомольская, д. 10, оф. 7
  • ОАО «ТУЧКОВСКИЙ КСМ»
  • ОАО «ТУЧКОВСКИЙ КСМ»
    143130, Московская область, Рузский район, пос. Тучково, ул. Кирова, д. 2
  • ОАО «ВОЛОКОЛАМСКОЕ»
    143400, Московская обл.,Красногорск, ул. Почтовая, д. 39
  • ЗАО «Мансуровское карьероуправление»
    143523, Московская обл., Истринский р-н, д. Мансурово
  • ООО «СЫЧЕВСКИЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ»
    143611, область Московская, район Волоколамский, поселок городского типа Сычево, улица Нерудная, д. 15, оф. 18
  • МУНИЦИПАЛЬНОЕ УНИТАРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ «КАРЬЕР».
    141601, область Московская, Клин, улица Красная, д. 48
  • Общество с ограниченной ответственностью «ТРАНСПОРТНАЯ НЕРУДНАЯ КОМПАНИЯ».
    143131, область Московская, район Рузский, Тучково, улица Восточная, д. 1
  • Общество с ограниченной ответственностью «ОКСКОЕ КАРЬЕРОУПРАВЛЕНИЕ».
    142200, область Московская, район Серпуховский, станция Ока
  • Общество с ограниченной ответственностью «РОСНЕДРА».
    143406, МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ, Г КРАСНОГОРСК, ТУП ИЛЬИНСКИЙ, Д 9
  • Общество с ограниченной ответственностью «НЕВЕРОВСКИЙ КОМБИНАТ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ».
    143103, область Московская, район Рузский, город Руза, территория микрорайон, д. 4Б
  • Общество с ограниченной ответственностью «МОСОБЛНЕДРА».
    142450, область МОСКОВСКАЯ, район НОГИНСКИЙ, СТАРАЯ КУПАВНА, УЛИЦА ОКТЯБРЬСКАЯ
  • ОАО «Вяземское карьероуправление»
    215110, Россия, Смоленская область, Вяземский район, Степаниковское сельское поселение, Промышленная база ГОКа, квартал 5
  • ОАО «Сильницкий карьер»
    152131, Россия, Ярославская область, Ростовский район, п. Хмельники
  • 171133, Тверская область, Вышневолоцкий район, д. Кожино, д.34
    ООО «Инерт». ОАО «Национальная нерудная компания»
  • ООО «Литвиновский карьер»
    Россия, Московская область, Солнечногорский район, с. Литвиново
  • ООО «Верхневолжские карьеры»
    152916, Ярославская область, г. Рыбинск, ул. Гайдара, д.3, офис 7
  • ОАО «Пятовское карьероуправление»
    Калужская область, Дзержинский район, п. Пятовский
  • Карьер «Хомяковский». ООО «464 Комбинат нерудоископаемых»
    Россия, Тульская область, Ленинский район, п. Восточный
  • Карьер «Дертники». ООО «Вита»
    152137, Ярославская область, Ростовский район, п/о Любилки, д. Дертники
  • (ЗАО «РЕМИКС»)
    142410, Московская область, Ногинск г., Электростальское шоссе, 29А
  • ООО «ИСТРИНСКИЙ КАРЬЕР»
    143514, МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ, ИСТРИНСКИЙ РАЙОН, Д БУЖАРОВО, УЛ ЦЕНТРАЛЬНАЯ, Д 1 А
  • ОАО «РАМЕНСКИЙ ГОК»
    140125, МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ, РАМЕНСКИЙ РАЙОН, П/О ЧУЛКОВО, С ЕГАНОВО
  • ЗАО «НЕДРЫ»
    142300, МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ, Г ЧЕХОВ, УЛ МОЛОДЕЖНАЯ, Д 1
  • ООО «СТРОЙКОНТРАКТ»
    142304, МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ, Г ЧЕХОВ, УЛ КОМСОМОЛЬСКАЯ, ВЛАДЕНИЕ 11, СТР 2
  • Люберецкие песчаные карьеры
    Московская область, Люберецкий район, г.Котельники, ул.Малая Колхозная
  • ЗАО «КВАРЦИТ»
    140241, МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ, ВОСКРЕСЕНСКИЙ РАЙОН, РП ХОРЛОВО, ПРОМПЛОЩАДКА
  • ООО «КАРЬЕР-М ГОРА»
    141892, МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ, ДМИТРОВСКИЙ РАЙОН, С ХРАБРОВО, УЛ КАРЬЕРНАЯ, Д 3
  • ООО «Квазар»
    Калужская обл., Малоярославецкий район, 0.4 км западнее д. Потресово
  • ООО «Полигон ПГС»
    Калужская обл., Боровский район, д. Кириллово
  • Карьер Купрово
    Московская область, Можайский район, д. Купрово

Объем добытого материала измеряется миллионами кубометров в год. Большая его часть используется в крупном и частном строительстве. Изъятие материала осуществляется на протяжении 12 месяцев с разной интенсивностью. Это обусловлено спадом спроса в зимнее время. Часть изъятого минерала транспортируют в другие области, где его добыча менее рациональна, чем закупка в соседних регионах.

Песок используется на большинстве этапов строительства. Поэтому карьерные разработки – стабильный, постоянно расширяющийся бизнес. Совершенствование технологий повышает результативность добычи и оптимизирует расходы. Это предоставляет возможность устанавливать доступные цены для оптовых и розничных покупателей.
Основной тип песка, добываемый на территории Московской области, – строительный. Он может быть сеяным , мытым и поставляться без дополнительной очистки. В больших объемах добывается песчано-гравийная смесь , которая активно используется в строительстве.

Производство силикатного и стекольного песка на территории столичного региона наладило несколько предприятий. Первый тип востребован в ходе изготовления кирпича и других изделий. Второй предназначен для стеклянной продукции. Малое количество производителей обусловлено меньшим спросом и высокими требованиям государственных стандартов к нерудным материалам. Большинство компаний предпочитает добывать строительную разновидность, поставляя ее застройщикам и розничным реализаторам.

Существующая инфраструктура обеспечивает оперативную транспортировку материалов к месту хранения и продажи. Ее наличие обусловлено стремлением сократить затраты в рамках производства.
На территории Московской области работают официальные и нелегальные карьеры. Они наносят ущерб бюджету и экологии. Результатом отсутствия элементарных норм, которых необходимо придерживаться при добыче нерудных материалов, становится появление стихийных мест изъятия, не подвергающихся последующей рекультивации.

Закрытые карьеры

С начала прошлого века на территории столичного региона ведется активная добыча песка. Ее объемы постоянно растут. При современных темпах разработки одного месторождения среднего или крупного размера хватает на 4-6 лет. Это позволяет понять, почему на территории Московской области находится множество иссякших карьеров.

Судьба закрытых месторождений существенно различается. Согласно требованиям государства, они должны подвергаться рекультивации. Изъятый песок надлежит заменять промышленными отходами и неподдающимися вторичной переработке материалами. Необходимо проводить процедуры экранирования, предотвращающие попадание загрязняющих веществ в грунтовые воды. После заполнения карьера должна осуществляться засыпка грунта, в том числе плодородного.
Лучший способ рекультивации – высадка зеленых насаждений и сельскохозяйственная деятельность. Но количество прошедших данную процедуру карьеров существенно ниже числа закрытых объектов.

Помимо нарушений норм действующего законодательства и отсутствия средств на проведение, следует учесть одну из самых главных проблем Москвы – ежегодное производство более 7 млн. тонн мусора. Вследствие этого карьеры переопределяют под полигоны захоронения ТБО.

Самые крупные и опасные для окружающей среды объекты:

  • «Дмитровский». Один из крупнейших полигонов. Находится на территории бывшего Марфино-Дьяковского карьера;
  • «Щербинка». Выработанные в 50-х стихийные песчаные карьеры в 3 км от Подольска без экранирования и других средств противодействия загрязнению;
  • «Алексинский карьер». Расположен в выработанной части данного месторождения.

Аналогичная ситуация с глиняными карьерами. Многие стихийные песчаные выработки и официальные месторождения используются для несанкционированного сброса мусора. Это становится существенным препятствием для рекультивации и несет значительную угрозу для экологической обстановки столичного региона.

Зоны отдыха и проекты на выработанных карьерах

По стечению обстоятельств или вследствие удачного расположения, некоторые выработанные песчаные месторождения обретают новую, относительно безопасную для окружающей среды жизнь. Наиболее значимый пример – Люберецкие карьеры. Они заполнились водой вследствие воздействия природных факторов. На данный момент здесь отдыхают москвичи.
Каскад карьеров между Люберцами и Дзержинским с песчаным пляжем и чистой водой окружен смешанными лесами. На территории присутствует инфраструктура, которая находится в зачаточном состоянии. Это позволяет насладиться отдыхом на природе.
Еще один карьер, превратившийся в туристический пляж, находится Лыткарино. Расположенный вблизи Томилинский лесопарк станет хорошим местом для прогулок. Здесь присутствует платная стоянка, кафе и волейбольная площадка. В Волкушинском карьере чистый белый песок, свежий воздух и пригодная для купания вода.

Крупные строительные компании хотят подарить новую жизнь песчаному карьеру в Котельниках. Они планируют открыть многофункциональный жилой комплекс «Новые Котельники». Бизнес-кластер будет располагать парком, школой, несколькими детскими садами и развитой инфраструктурой. По предварительным оценкам, строительство начнется в 2024 году. Правительство поддержало этот проект, так как он обеспечит 6 тысяч рабочих мест.