Финансы. Налоги. Льготы. Налоговые вычеты. Госпошлина

Могут ли православные крестить католиков. Может ли католик быть крестным? Я решил сам перейти в католичество, когда моему другу-католику не разрешили крестить моего ребенка

Когда проходят первые недели после рождения ребенка, а может, и того раньше, верующие родители начинают задумываться о крещении своего малыша. В этой статье мы расскажем о том, как проходит крещение в католической конфессии. Давайте ответим на вопросы, которые наиболее часто возникают у родителей-католиков при подготовке к крещению ребенка.

Зачем крестить ребенка?

Крещение - это религиозный ритуал, которого в католической конфессии придерживаются уже многие сони лет. Главным его предназначением является очищение ребенка от первородного греха, а также принятие малыша в католичество и объединение с Костелом. Считается, что крещение не просто смывает с ребенка первородный грех, но и дает малышу силу для жизни и защиту, которой у него нет при рождении. Если первородный грех - считают католики - не очистить с помощью крещения, ребенок не будет иметь покровительства Святого Духа, поэтому зачастую верующие родители до крещения даже стараются не выносить ребенка из дому, чтобы лишний раз не подвергать малыша опасности.

В каком возрасте крестить ребенка?

Крестить младенца принято через 4-6 недель после рождения. Однако достаточно часто бывает, что дети проходят этот ритуал и позже - это не запрещено, но по причинам, которые упоминались выше, верующие родители с крещением малыша стараются не затягивать. В более раннем возрасте ребенка крестят обычно лишь в крайних случаях, например, если новорожденный болеет или ослаблен, и родители считают, что крещение может помочь ему обрести божью защиту и вместе с ней - более крепкое здоровье.
С формальной же точки зрения обозначить день крещения ребенка не составляет никакой трудности. Чаще всего достаточно за 2-3 недели до желаемой даты поставить в известность ксендза (так называют католических священников) того костела, где собираетесь крестить ребенка, и обсудить с ним не только время проведения, но и все нюансы будущего ритуала. Нужно, однако, принять во внимание тот факт, что иногда дату крещения малыша, которую выбрали вы, ксендз может перенести на более поздний срок в зависимости от того, насколько, по его мнению, сами родители и будущие крестные готовы к таинству Крещения.


Как выбрать дату с учетом религиозных постов и праздников?

Католическое костельное право позволяет крестить детей в течение всего года, в том числе во время постов и праздников. Однако перед крещением все же не лишним будет узнать, какие обычаи существуют именно в вашем костеле. В некоторых пара́фиях (так называется приход), например, принято организовывать крещение детей раз в месяц. Однако это скорее исключение, нежели правило.
Среди родителей-католиков популярны для крещения периоды рождественских и пасхальных праздников . Учтите этот факт, потому что чем больше малышей вместе с родителями, крестными и гостями прибудет на крещение, тем дольше и многолюднее будет процедура, от чего устанете и вы, и ваш ребенок.

В какой обстановке проходит обряд?

Будет ли крещение вашего малыша многолюдной церемонией или пройдет камерно, решать вам. Часто детей крестят во время святой имши́ (так называется основное литургическое действие в католичестве, аналогично службе в православной церкви), на которую в костел собирается много людей со всей парафии. Однако можно организовать крещение и в более скромной и тихой атмосфере - зачатую это происходит в сакри́стии, комнате рядом с основным залом костела, где обычно хранятся предметы культа. Единственное обязательное условие для проведения ритуала - это присутствие в помещении распятия.




Фото с сайта www.parzuchowscy.com

Кто может быть крестными родителями?

Крестными родителями могут быть те, кто:
- являются верующими и практикующими католиками ;
- уже прошли обряд бежмова́ния (так у католиков называется ритуал миропомазания, который проходит, в отличие от православия, в зрелом возрасте и служит подтверждением того, что вера принята осознанно);
- не являются малышу прямыми родственниками, например, родным братом или сестрой;
- являются зрелыми сознательными людьми, которые смогут справиться с ролью крестных родителей. Обычно, хоть и не обязательно, это люди совершеннолетние.
Требования к крестным родителям в разных парафиях могут быть более или менее строгими, например, не в каждом костеле требуют, чтобы оба крестных родителя были католиками или прошедшими обряд бежмования.



Фото с сайта www.parzuchowscy.com


О подготовке, а также документах и прочих формальностях
.

Как мы уже говорили, после того, как выбрали дату будущего крещения своего малыша, вы должны пойти в тот костел, где должна будет пройти церемония, а именно в костельную канцелярию или, что часто бывает, напрямую к ксендзу . Здесь вы должны установить точную дату крещения , обговорить необходимые организационные моменты и внести оплату (сумму вы устанавливаете сами, так как это скорее пожертвование костелу, чем обязательная плата за услугу). Здесь же вы должны зарегистрировать будущих крестных родителей.
Возьмите с собой следующие документы:
- свидетельство о рождении ребенка;
- паспорта обоих родителей;
- акт венчания в костеле, если такой есть (если родители не венчались при браке, но декларируют себя в качестве верующих католиков, костельное право не запрещает им крестить ребенка);
- свидетельства, информирующие о том, что крестные родители соответствуют требованиям костела, где будут крестить малыша. Такие свидетельства будущие крестные берут в своих костелах, если относятся к другой парафии (эти документы часто не требуются - нужно уточнять в парафии, где пройдет крещение).
Перед тем, как состоится крещение, обычно ксендз предлагает родителям и крестным посетить несколько подготовительных занятий при костеле. Эти занятия полезны не столько информационной подготовкой к организации крещения, сколько познанием сути таинства, разучиванием необходимых молитв и подготовкой к дальнейшему воспитанию малыша согласно католической вере.
В зависимости от подготовленности родителей и крестных, а также от костельных традиций, занятия могут состояться как один-два раза, так и все семь. Например, если один из родителей или будущих крестных является православным и совершенно не знает католических канонов, придется посетить больше занятий, чем в случае, если бы все они были практикующими католиками.

Как одеть ребенка и одеться самим?

Традиционно для малыша выбирают наряд в светлой гамме . Белый цвет и пастельные тона - то, что нужно, ведь они ассоциируются с чистотой и непорочностью, светом и радостью. Однако каких-то четких правил насчет одежды нет - все зависит от традиций вашего костела. Например, во многих парафиях ту одежду, которая соприкасается с кожей малыша, принято выбирать чистого белого цвета . Так или иначе, необходимо одеть ребенка по погоде, а также подумать о том, будет ли малышу комфортно не только на улице, но и в помещении костела.
Что касается одежды взрослых в этот день, то здесь премудростей еще меньше, чем при выборе наряда для младенца. Просто соответствуйте мероприятию, времени и месту.






Фото с сайта www.parzuchowscy.com

Как подготовить малыша к событию?

День крещения всегда выдается не из легких, однако в первую очередь нужно подумать о том, чтобы все потребности ребенка были удовлетворены, а сам малыш как можно меньше был вовлечен в праздничную суету.
Не лишним будет взять с собой в костел то, что обычно сопровождает ребенка, например, на длительной прогулке: одноразовую пеленку, влажные салфетки, запасные ползунки или колготки, нешумные любимые игрушки, бутылочки с молоком и водой и так далее. К слову, никто не будет против того, что, например, во время имши перед крещением мама с младенцем отлучатся в сакристию, чтобы сменить пеленки или покормить ребенка грудью.
После крещения, когда гости, как это обычно бывает, собираются дома, чтобы отпраздновать событие, не желательно оставлять ребенка в одной комнате со взрослыми. Все-таки для младенца все это торжество скорее стресс, чем приятное времяпрепровождение.

Как проходит церемония крещения?

Крестная мать, по традиции, покупает и приносит на крещение чистую белую сорочку-распашонку , а крестный отец - купленную при костеле белую свечу . Однако часто родители сами покупают эти предметы - тут уж как договоритесь.
Перед обрядом крещения и родители, и крестные обязательно должны исповедаться и причаститься. Хорошо, если это сделают и все присутствующие при ритуале гости.



Фото с сайта www.foxo.com.ua

Обряд крещения вне имши занимает примерно полчаса, а если вы решили, что крещение будет во время литургии, будьте готовы к часу. Поскольку более распространено крещение во время имши, рассмотрим именно его.
Во время крещения родители стоят перед алтарем, за ними или рядом с ними - крестные родители. Ребенка держит обычно мама, но здесь определенных правил нет. Родители и крестные произносят молитву , которая свидетельствует об их вере, и публично обязуются воспитывать ребенка в католической вере . Далее происходит непосредственная церемония крещения, при которой ксендз читает над малышом специальную молитву, после чего обряд может развиваться, в зависимости от костела (есть отличия между восточным костелом и латинским), по двум сценариям.
1. Лоб ребенка обозначают символом креста и трижды поливают его головку водой, прикладывают к малышу святой крест, после чего прикрывают новой белой сорочкой или распашонкой, предварительно принесенной крестной мамой. В это время крестный отец должен зажечь принесенную им свечу от свечи костельной.
2. Лоб младенца, его ладони и грудь смазывают миррой и святой водой, а в это время читают совместную молитву и зажигают принесенную свечу.
В белорусском костеле чаще можно встретить второй вариант обряда. В этом варианте, к слову, тоже присутствует белая распашонка, однако ее просто нужно принести с собой на крещение для окропления освященной водой. После - верят католики - эта распашонка сможет помочь при болезни малыша. Если случается серьезный недуг, ребенка одевают в крестильную сорочку или укрывают ею. Также часто в распашонку с крещения одного ребенка, если она так и осталась новой, одевают следующего младенца, родившегося в этой семье. Считается, что дети от этого непр еменно будут дружными.






Фото с сайта www.parzuchowscy.com

Слухи о крещении, которые являются просто слухами.

Со времен существования ритуал крещения оброс невероятным количеством слухов и заблуждений. Вот некоторые из них.
- Крестная мать не может во время крещения быть беременной, потому что еще не родившийся ребенок может забрать здоровье у маминого крестника.
- Крестные родители не могут быть супругами.
- Первым крестником женщины может быть только мальчик, а мужчины - только девочка. В противном случае своего потомства крестные родители могут не дождаться.
- Тот, кто видит малыша при крещении впервые, должен положить рядом с ним деньги, чтобы ребенок был здоров.
- Свечу при крещении нужно зажигать непременно правой рукой, чтобы ребенок не вырос левшой.
- Если свеча при крещении погасла - долгую жизнь малышу не прожить.
Таких поверий существует великое множество, однако, напомним, все они являются заблуждениями. Не верите? Спросите у ксендза!

Первые подарки для малыша от крестных. Что дарить?

Хорошим решением в ситуации с подарком было бы предварительное обсуждение того, кто и что будет дарить, потому что обязательными подарками являются крестик или медальончик , а также обра́з (икона). Остальные подарки можно выбрать на свое усмотрение, однако было бы хорошо подарить что-то памятное, то, что ребенок сможет сохранить если не на всю жизнь, то на долгие годы как символ духовной связи со своими вторыми родителями.




Фото с сайта www.storegift.ru

И напоследок.
Планируя и организуя крещение ребенка, помните: несмотря на то, что событие это важное и памятное, обязательным оно не является. Не стоит крестить малыша только потому, что на этом настаивают родители или знакомые. Но если вы решили, что крещение состоится, пусть этот день будет для вас и вашего ребенка действительно особенным. Добра и мира вашей семье!

Оля Самардак

27.03.2015

сайт

Перепечатка и копирование текста и фотографий без разрешения редакции запрещены

Обратите внимание: комментарии читателей сайта отражают только их личную позицию. Она может отличаться от мнения администрации сайта. В соответствии с законодательством Республики Беларусь ответственность за содержание комментария несет лицо, его опубликовавшее. Если вы заметили комментарии, нарушающие белорусское законодательство, сообщите об этом

В данной статье речь пойдет от том, что такое католичество и кто такие католики. Данное направление считается одной из ветвей христианства, образовавшейся из-за большого раскола в данной религии, который произошел в 1054 году.

Кто такие во многом схож с православием, но имеются и отличия. От остальных течений в христианстве католическая религия отличается особенностями вероучения, культовыми обрядами. Католицизм пополнил «Символ веры» новыми догмами.

Распространение

Католицизм распространен в западноевропейских (Франция, Испания, Бельгия, Португалия, Италия) и восточноевропейских (Польша, Венгрия, отчасти Латвия и Литва) странах, а также в государствах Южной Америки, где его исповедует подавляющая часть населения. В Азии и Африке также имеются католики, однако влияние католической религии здесь несущественно. по сравнению с православными составляют меньшинство. Их насчитывается около 700 тысяч. Католики Украины более многочисленны. Их насчитывается около 5 миллионов человек.

Название

Слово «католицизм» имеет греческое происхождение и в переводе означает универсальность или всеобщность. В современном понимании данным термином именуют западную ветвь христианства, которая придерживается апостольских традиций. Судя по всему, церковь понималась как нечто всеобщее и универсальное. Об этом говорил ещё Игнатий Антиохийский в 115 году. Термин «католицизм» был официально введен на первом Константинопольском соборе (381 год). Христианская церковь была признана единой, святой, соборной и апостольской.

Происхождение католицизма

Термин «церковь» начал встречаться в письменных источниках (письма Климента Римского, Игнатия Антиохийского, Поликарпа Смирнского) со второго века. Это слово было синонимом муниципалитета. На рубеже второго и третьего веков Ириней Лионский применял слово «церковь» к христианству в целом. Для отдельных (региональных, местных) христианских общин оно употреблялось с соответствующим прилагательным (например, Александрийская церковь).

Во втором веке христианское общество было разделено на мирян и духовенство. В свою очередь, последние делились на епископов, священников и диаконов. Остается неясным, как осуществлялось управление в общинах - коллегиально или единолично. Некоторые специалисты считают, что власть сначала была демократической, но со временем стала монархической. Духовенством управлял Духовный совет во главе с епископом. Данная теория подтверждается письмами Игнатия Антиохийского, в которых он упоминает епископов как руководителей христианских муниципалитетов в Сирии и Малой Азии. Со временем Духовный совет стал всего лишь консультативным органом. А реальной властью в отдельно взятой провинции обладал лишь епископ.

Во втором веке желание сохранить апостольские традиции способствовало появлению и структуры. Церковь должна была охранять веру, догматы и каноны Священного Писания. Все это, а также влияние синкретизма эллинистической религии привело к формированию католицизма в его древней форме.

Окончательное формирование католицизма

После разделения христианства в 1054 году на западную и восточную ветви они стали именоваться католической и православной. После Реформации шестнадцатого века все чаще и чаще в повседневном обиходе к термину «католическая» стали добавлять слово «римская». С точки зрения религиоведения понятие «католицизм» охватывает множество христианских общин, которые придерживаются той же доктрины, что и Католическая церковь, и подчиняются власти Папы Римского. Существуют также униатские и восточно-католические церкви. Как правило, они вышли из-под власти Константинопольского патриарха и перешли в подчинение Папе Римскому, однако сохранили свои догматы и обряды. Примерами являются греко-католики, Византийская католическая церковь и другие.

Основные догматы и постулаты

Чтобы разобраться, кто такие католики, нужно обратить внимание на основные постулаты их вероучения. Главным догматом католицизма, который отличает его от других направлений христианства, считается тезис о том, что Папа Римский непогрешим. Однако известно множество случаев, когда Папы в борьбе за власть и влияние вступали в бесчестные союзы с крупными феодалами и королями, были одержимы жаждой наживы и постоянно приумножали свое богатство, а также вмешивались в политику.

Следующим постулатом католицизма является догмат о чистилище, утвержденный в 1439 году на Флорентийском соборе. Данное учение зиждется на том, что человеческая душа после смерти отправляется в чистилище, которое является промежуточным уровнем между адом и раем. Там она может при помощи различных испытаний очиститься от грехов. Родственники и друзья умершего могут помочь его душе справиться с испытаниями при помощи молитв и пожертвований. Из этого следует, что судьба человека в загробном мире зависит не только от праведности его жизни, но и от финансового благосостояния его близких.

Немаловажным постулатом католицизма считается тезис об исключительном статусе духовенства. Согласно ему, не прибегая к услугам духовенства, человек не может самостоятельно заслужить Божью милость. Священник у католиков имеет серьезные преимущества и привилегии по сравнению с рядовой паствой. Согласно католической религии, лишь духовенство имеет право читать Библию - это его исключительное право. Остальным верующим это запрещается. Каноническими считаются лишь издания, написанные латынью.

Католическая догматика обуславливает потребность в систематической исповеди верующих пред священнослужителями. Всякий обязан иметь собственного духовника и постоянно отчитываться ему о собственных мыслях и действиях. Без систематической исповеди спасение души невозможно. Это условие позволяет католическому духовенству глубоко проникать в личную жизнь своей паствы и контролировать каждый шаг человека. Постоянная исповедь позволяет церкви оказывать серьезное влияние на социум, а особенно на женщин.

Католические таинства

Основной задачей Католической церкви (общины верующих в целом) является проповедовать Христа в мире. Таинства считаются видимыми признаками невидимой благодати Божией. По сути, это установленные Иисусом Христом действия, которые нужно выполнять для блага и спасения души. В католичестве есть семь таинств:

  • крещение;
  • миропомазание (конфирмация);
  • евхаристия, или причащение (первое причастие у католиков принимают в возрасте 7-10 лет);
  • таинство покаяния и примирения (исповедь);
  • елеосвящение;
  • таинство священства (рукоположение);
  • таинство брака.

По мнению некоторых специалистов и исследователей, корни таинств христианства восходят к языческим мистериям. Однако данная точка зрения активно критикуется богословами. По мнению последних, в первых веках н. э. язычниками были заимствованы из христианства некоторые обряды.

Чем отличаются католики от христиан православных

Общим в католицизме и православии является то, что в обеих этих ветвях христианства церковь является посредником между человеком и Богом. Обе церкви соглашаются, что Библия является основным документом и доктриной христианства. Однако между православием и католицизмом имеется много различий и разногласий.

Оба направления сходятся на том, что существует один Бог в трех воплощениях: Отец, Сын и Святой Дух (триединство). Но происхождение последнего трактуется по-разному (проблема Филиокве). Православные исповедуют «Символ веры», который провозглашает исхождение Святого Духа лишь «от Отца». Католики же добавляют в текст «и Сына», что меняет догматический смысл. Греко-католики и другие восточно-католические конфессии сохранили православный вариант «Символа веры».

И католики, и православные понимают, что есть разница между Творцом и творением. Однако по католическим канонам мир имеет материальный характер. Он создан Богом из ничего. В материальном мире нет ничего божественного. В то время как Православие предполагает, что божественное творение является воплощением самого Бога, оно происходит от Бога, и поэтому он незримо присутствует в своих созданиях. Православие считает, что можно прикоснуться к Богу через созерцание, т. е. приблизиться к божественному через сознание. Этого не приемлет католичество.

Ещё одно отличие католиков от православных состоит в том, что первые считают возможным вводить новые догматы. Также существует учение о «добрых делах и заслугах» католических святых и церкви. На его основании Папа Римский может прощать грехи своей пастве и является наместником Бога на Земле. В вопросах религии он считается непогрешимым. Данный догмат был принят в 1870 году.

Отличия в обрядах. Как крестятся католики

Имеются отличия и в обрядах, оформлении храмов и т. п. Даже молитвенную процедуру православные совершают не совсем так, как молятся католики. Хотя на первый взгляд кажется, что разница в каких-то мелочах. Чтобы почувствовать духовное отличие, достаточно сравнить две иконы, католическую и православную. Первая больше напоминает красивую картину. В православии иконы более сакральные. Многих занимает вопрос, католикам и православным? В первом случае крестятся двумя перстами, а в православии - тремя. Во многих восточно-католических обрядах складывают вместе большой, указательный и средний пальцы. Как крестятся католики ещё? Менее распространенным способом является использование открытой ладони, пальцы которой плотно прижаты, а большой несколько подогнут к внутренней стороне. Это символизирует открытость души для Господа.

Судьба человека

Католическая церковь учит, что люди тяготятся первородным грехом (за исключением Девы Марии), то есть в каждом человеке от рождения имеется зерно Сатаны. Поэтому людям требуется благодать спасения, которое можно получить, живя по вере и совершая хорошие дела. Знание о существовании Бога является, несмотря на людскую греховность, доступным человеческому разуму. Это означает, что люди ответственны за свои действия. Каждый человек любим Богом, но в конце его ожидает Страшный Суд. Особо праведные и богоугодные люди причисляются к Святым (канонизируются). Церковь ведет их список. Процессу канонизации предшествует беатификация (причисление к лику блаженных). В православии также есть культ Святых, однако большинство протестантских течений отвергает его.

Индульгенции

В католичестве индульгенция - это полное либо частичное освобождение человека от наказания за его грехи, а также от соответствующего искупительного действия, налагаемого на него священником. Первоначально основанием для получения индульгенции было совершение какого-нибудь благого деяния (например, паломничество к святым местам). Затем им стало пожертвование определенной суммы в пользу церкви. В эпоху Возрождения наблюдались серьезные и повсеместные злоупотребления, которые заключались в раздаче индульгенций за деньги. В результате это спровоцировало начало протестов и реформационного движения. В 1567-м Папа Пий V наложил запрет на выдачу индульгенций за деньги и материальные средства вообще.

Целибат в католичестве

Ещё одним серьезным отличием православной церкви от католической является то, что все духовенство последней дает Католические священнослужители не имеют права жениться и вообще вступать в половую связь. Все попытки вступить в брак после получения диаконского сана считаются недействительными. Данное правило было анонсировано во времена Папы Григория Великого (590-604 гг.), а окончательно утверждено лишь в ХІ столетии.

Восточные церкви отвергли католический вариант целибата на Трулльском соборе. В католичестве обет безбрачия касается всех священнослужителей. Изначально малые церковные чины имели право вступать в брак. В них могли быть посвящены женатые мужчины. Однако Папа Павел VI упразднил их, заменив должностями чтеца и аколита, которые перестали быть связанными со статусом клирика. Также он ввел институт пожизненных диаконов (не собирающихся продвигаться дальше в церковной карьере и становиться священниками). В их числе могут быть женатые мужчины.

В виде исключения в священный сан могут быть рукоположены женатые мужчины, которые перешли в католичество из различных ветвей протестантизма, где они имели чины пасторов, клириков и т. п. Однако Католическая церковь не признает их священства.

Сейчас обязательность целибата для всех католических священнослужителей является предметом бурных дискуссий. Во многих европейских странах и США некоторые католики считают, что обязательный обет безбрачия нужно отменить для немонашествующего духовенства. Однако Папа не поддержал проведения такой реформы.

Целибат в православии

В православии священнослужители могут быть женатыми, если брак был заключен до рукоположения в священнический или дьяконский сан. Однако епископами могут стать лишь монахи малой схимы, священники-вдовцы или безбрачные. В Православной церкви епископ должен быть монахом. В данный сан могут быть рукоположены исключительно архимандриты. Епископами не могут стать просто безбрачные и представители женатого белого духовенства (немонашествующего). Иногда, в виде исключения, для представителей данных категорий возможно архиерейское рукоположение. Однако перед этим они должны принять малую монашескую схиму и получить сан архимандрита.

Инквизиция

На вопрос, кто такие католики средневекового периода, можно получить представление, ознакомившись с деятельностью такого церковного органа, как инквизиция. Она являлась судебным институтом католической церкви, который предназначался для борьбы с ересью и еретиками. В XII столетии католичество столкнулось с ростом различных оппозиционных движений в Европе. Одним из основных было альбигойство (катары). Папы возложили обязанности по борьбе с ними на епископов. Они должны были выявлять еретиков, судить их и передавать светским властям для приведения приговора в исполнение. Высшей мерой наказания стало сожжение на костре. Но епископская деятельность была не слишком эффективной. Поэтому Папа Григорий IX создал для расследования преступлений еретиков особый церковный орган - Инквизицию. Первоначально направленная против катаров, она вскоре обратилась против всех еретических течений, а также ведьм, колдунов, богохульников, иноверцев и проч.

Инквизиционный трибунал

Инквизиторов набирали из членов различных в первую очередь из доминиканцев. Инквизиция подчинялась непосредственно Папе. Первоначально трибунал возглавляли двое судей, а с 14-го столетия - один, но при нем состояли юристы-консультанты, которые определяли степень «еретичности». Кроме того, в число служащих суда входил нотариус (заверял показания), понятые, врач (контролировал состояние подсудимого во время экзекуций), прокурор и палач. Инквизиторам отдавали часть конфискованного имущества еретиков, поэтому о честности и справедливости их суда говорить не приходится, так как им было выгодно признать человека виновным в ереси.

Инквизиционная процедура

Инквизиционное расследование было двух типов: общее и индивидуальное. При первом опрашивалась большая часть населения какой-либо местности. При втором определенному человеку делали вызов через кюре. В тех случаях, когда вызванный не являлся, его отлучали от церкви. Человек давал клятву искренне рассказать все, что ему известно о еретиках и ереси. Ход следствия и разбирательства хранили в глубочайшей тайне. Известно, что инквизиторы широко применяли пытки, которые были разрешены Папой Иннокентием IV. Порой их жестокость осуждалась даже светскими властями.

Обвиняемым никогда не сообщали имена свидетелей. Нередко ими были отлученные от церкви, убийцы, воры, клятвопреступники - люди, показания которых не принимали в расчет даже светские суды того времени. Подследственный был лишен права иметь адвоката. Единственной возможной формой защиты была апелляция к Святому Престолу, хотя она формально и запрещалась буллой 1231. Люди, некогда осужденные инквизицией, могли в любой момент снова быть привлечены к ответственности. От расследования не спасала даже смерть. Если виновным признавали уже умершего, то его прах доставали из могилы и сжигали.

Система наказаний

Перечень наказаний для еретиков был установлен буллами 1213, 1231, а также постановлениями Третьего Латеранского собора. Если человек признавался в ереси и раскаивался уже в ходе процесса, его осуждали на пожизненное заключение. Трибунал имел право сократить срок. Однако такие приговоры были редкостью. Заключенные при этом содержались в крайне тесных камерах, нередко заковывались в кандалы, питались водой и хлебом. В период позднего средневековья данный приговор заменялся каторгой на галерах. Упорствующих еретиков приговаривали к сожжению на костре. Если человек являлся с повинной до начала процесса над ним, то на него налагали различные церковные наказания: отлучение, паломничество в святые места, пожертвования в пользу церкви, интердикт, различные виды епитимий.

Пост в католичестве

Пост у католиков заключается в воздержании от излишеств, причем как физических, так и духовных. В католичестве существуют следующие постные периоды и дни:

  • Великий пост у католиков. Он длится 40 дней перед Пасхой.
  • Адвент. Четыре воскресенья до Рождества верующие должны размышлять о его предстоящем приходе и быть духовно сосредоточенными.
  • Все пятницы.
  • Даты некоторых больших христианских праздников.
  • Quatuor anni tempora. Переводится как «четыре времени года». Это особые дни покаяния и поста. Верующий должен один раз в каждое время года поститься среду, пятницу и субботу.
  • Пост перед причастием. Верующий должен воздерживаться от пищи за час до причащения.

Требования к посту в католичестве и православии в большинстве своем схожи.

Кратко:

Крестным, или восприемником, должен быть православный христианин.Крестным не может быть католик, мусульманин или очень хороший атеист, потому чтоглавная обязанность крестного - помогать ребенку вырасти в православной вере.

Крестный должен быть церковным человеком, готовым регулярно водить крестника в храм и следить за его христианским воспитанием.

После того, как совершено крещение, крестного нельзя поменять, но если крестный сильно изменился к худшему о нем должны молиться крестник и его семья.

Беременная и незамужняя женщины МОГУТ быть крестными и мальчиков и девочек - не слушайте суеверные опасения!

Крестными не могут быть отец и мать ребенка, а также муж и жена не могут быть крестными у одного ребенка. остальные родственники - бабушки, тети и даже старшие братья и сестры могут быть крестными.


Многие из нас были крещены во младенчестве и уже не помнят, как это происходило. И вот однажды нас приглашают стать крестной или крестным, а может, еще радостнее — у нас рождается собственный ребенок. Тогда мы еще раз задумываемся о том, что такое Таинство Крещения, можем ли мы стать кому-то крестными и как нам выбрать восприемников для своего ребенка.

Ответы прот. Максима Козлова на вопросы об обязанностях крестных с сайта “Татьянин День“.

- Меня пригласили стать крестным. Что я буду должен делать?

Быть крестным - и почетно, и ответственно.

Крестные мать и отец, участвуя в Таинстве, принимают на себя ответственность за маленького члена Церкви, поэтому они обязательно должны быть православными людьми. Крестным, конечно, следует становиться человеку, который к тому же обладает некоторым опытом церковной жизни и поможет родителям вырастить младенца в вере, благочестии и чистоте.

Во время совершения Таинства над младенцем крестный (того же пола, что и ребенок) будет держать его на руках, произносить от его лица Символ веры и обеты отречения от сатаны и соединения со Христом.

Главное, в чем может и должен помочь крестный и в чем он берет на себя обязательство, - это не в том только, чтобы присутствовать на Крещении, но и потом помочь воспринятому от купели возрастать, укрепляться в церковной жизни, и ни в коем случае не ограничить свое христианство только фактом Крещения. По учению Церкви, за то, как мы позаботились об исполнении этих своих обязанностей, с нас так же спросится в день последнего суда, как и за воспитание наших собственных детей. Поэтому, конечно, ответственность очень и очень большая.

- А что подарить крестнику?

Безусловно, вы можете подарить крестнику крестик и цепочку, при этом неважно, из чего они сделаны; главное, чтобы крест был традиционной формы, принятой в Православной Церкви.

В старые времена был традиционный церковный подарок на крестины - это серебряная ложечка, которая называлась «подарок на зубок», она была первой ложечкой, которая употреблялась при кормлении ребенка, когда он с ложки начинал есть.

- А как мне выбрать крестных для своего ребенка?

Во-первых, крестные должны быть крещеными, воцерковленными православными христианами.

Главное, чтобы критерием вашего выбора крестного или крестной было то, сможет ли этот человек впоследствии помогать вам в добром, христианском воспитании воспринятого от купели, а не только в практических обстоятельствах. И, конечно, важным критерием должна быть степень нашего знакомства и просто приязненность наших отношений. Подумайте о том, будут ли выбранные вами крестные церковными воспитателями ребенка или нет.

- Можно ли, чтобы у человека был только один крестный родитель?

Да, это возможно. Важно только, чтобы крестный родитель был того же пола, что и крестник.

Если один из крестных не может присутствовать на Таинстве Крещения, можно ли провести обряд без него, но записать его в крестные?

До 1917 года существовала практика заочных крестных, но она применялась только по отношению к лицам императорской семьи, когда они в знак монаршей или великокняжеской милости соглашались считаться крестными того или иного младенца. Если речь идет о сходной ситуации, поступайте так, а если нет, то, пожалуй, лучше исходить из общепринятой практики.

- А кто не может быть крестным?

Разумеется, не могут быть крестными нехристиане - атеисты, мусульмане, иудеи, буддисты и так далее, сколь бы близкими друзьями родителей ребенка и сколь бы приятными в общении людьми они ни были.

Исключительная ситуация - если нет рядом близких людей, расположенных к Православию, а в добрых нравах инославного христианина вы уверены - тогда практика нашей Церкви разрешает одному из крестных быть представителем другого христианского исповедания: католического или протестантского.

По мудрой традиции Русской Православной Церкви муж и жена не могут быть крестными одного и того же ребенка. Поэтому стоит подумать, если вас и человека, с которым вы хотите создать семью, приглашают стать восприемниками.

- А кто из родственников может быть крестным?

Тетя или дядя, бабушка или дедушка могут стать восприемниками своих маленьких родственников. Следует только помнить, что муж и жена крестными одного ребенка быть не могут. Однако стоит подумать и вот о чем: наши близкие родственники все равно будут заботиться о ребенке, помогать нам воспитывать его. Не обделяем ли мы в таком случае маленького человека любовью и заботой, ведь у него могли бы быть еще один или два взрослых православных друга, к которым он мог бы обращаться в течение всей жизни. Особенно это важно в тот период, когда ребенок ищет авторитета вне семьи. Крестный в это время, ни в коем случае не противопоставляя себя родителям, мог бы стать тем человеком, кому доверяет подросток, у кого спрашивает совета даже о том, о чем не решается сказать своим близким.

- Можно ли отказаться от крестных родителей? Или перекрестить ребенка с целью нормального воспитания в вере?

Ребенка в любом случае перекрещивать нельзя, ибо Таинство Крещения совершается единожды, и никакие грехи ни крестных, ни родных его родителей, ни даже самого человека не отменяют всех тех благодатных даров, которые даны человеку в Таинстве Крещения.

Что касается общения с крестными, то, безусловно, измена вере, то есть отпадение в те или иные инославные конфессии - католицизм, протестантизм, тем более отпадение в те или иные нехристианские религии, безбожие, вопиюще неблагочестивый образ жизни - по сути дела говорят о том, что человек не справился со своей обязанностью крестной матери. Духовный союз, заключенный в этом смысле в Таинстве Крещения, можно считать расторгнутым со стороны крестной или крестного, и можно попросить другого воцерковленного благочестивого человека, чтобы он взял благословение у своего духовника на несение попечений крестного отца или крестной матери о том или ином ребенке.

Меня пригласили быть крестной мамой у девочки, но мне все говорят, что первого обязательно надо крестить мальчика. Так ли это?

Суеверное представление о том, что девушка первым крестником должна иметь мальчика и что воспринятая от купели девочка-младенец станет препятствием для ее последующего замужества, не имеет никаких христианских корней и является абсолютным измышлением, которым православная христианка руководствоваться никак не должна.

- Говорят, что один из крестных должен обязательно состоять в браке и иметь детей. Так ли это?

С одной стороны, мнение о том, что один из крестных обязательно должен состоять в браке и иметь детей, является суеверием, так же как идея, что девушка, воспринявшая девочку от купели, либо сама замуж не выйдет, либо это на ее судьбу наложит какой-то отпечаток.

С другой стороны, в этом мнении можно увидеть и определенного рода трезвость, если не подходить к нему с суеверной трактовкой. Конечно, будет разумно, если в крестные младенцу будут выбраны люди (или хотя бы один из крестных), которые обладают достаточным жизненным опытом, которые сами уже имеют навык воспитания детей в вере и благочестии, которым есть чем делиться с физическими родителями младенца. И поискать такого крестного было бы весьма желательно.

- Может ли крестной матерью быть беременная женщина?

Уставы церковные не препятствуют беременной женщине быть крестной матерью. Единственное, я призываю вас подумать: хватит ли у вас сил и решимости разделить любовь к собственному ребенку с любовью к воспринятому младенцу, останется ли у вас время для попечений о нем, для советов родителям младенца, для того, чтобы иной раз потеплей за него помолиться, довести до храма, каким-то образом быть добрым старшим другом. Если вы более или менее уверены в себе и обстоятельства позволят, то ничто не мешает стать крестной, а во всех иных случаях, может быть, лучше семь раз отмерить, прежде чем один раз отрезать.

Институт восприемничества (крестных) возник в элинской среде. Он закрепился следующим образом: религиозные знания и опыт передавался от учителя к ученику.
Церковь вручала ученика в руки учителя, который получал права и обязанности пастыря для человека. Некоторые видят в запрете иметь учителем своих биологических родителей индоарийскую ведическую традицию, которая соблюдалась у элинов в обучении философии (точнее всякой книжной премудрости).

Восприемник получает от церкви того, кто готовится к крещению. Восприемник должен передать свои религиозный и духовно-аскетический опыт и знания воспринимаемому. Восприемник - главный участник оглашения. В классический период восприемником могли быть только диаконы и диаконисы (или выше по иерархической лестнице).
Крещение совершалось над оглашенным только тогда, когда восприемник свидетельствовал о том, что он всему научил, и веру испытал.
Если крестят младенца, то обещанием восприемника является воспитать младенца к первой исповеди, когда крещенный сам, сознательно, произнесет за себя обеты крещения.

добавлено: 19 дек 2014

К религиозному опыту в первую очередь относится вера. Плоть веры - хранение правил веры (догматов).
Если бы католик имел православную веру, он бы назывался православным.
Дело в том, что мы человека крестим не в абстрактное христианство "со всем хорошим", а приживляем ветвь к Лозе - Телу Христову - Церкви.

Если крестится младенец, то его восприемник (крестный) видится как строитель Храма Святого Духа. В Библии же описан эпизод, как евреи отказали самарянам допутить их к строительству Иерусалимского храма. Самаряне отличались от иудеев "некоторыми деталями богопочитания". Приблизительно так, как мы отличаемся от католиков и протестантов.

добавлено: 19 дек 2014

Если восприемник принимается осознано, для дела, то таким может быть только человек, опыту и знанию которого Вы можете доверять.
Признаки того, что Ваш кандидат в восприемники не годится: он не верит Христу, что необходимо причащаться, исследовать Писания, и не оставлять молитвеннго собрания. Свое мировоззрение он может продемонстрировать делом. Кроме того он совсем не годится, если он не слушает Церкви в ее правилах веры. Например, в учении о Троице или Церкви (то есть в том, в чем у нас наибольшие противоречия с католиками, что отражено в Символе веры и в катехизисе - нашем и ихнем).
Признаком того, что католик принимает учение Церкви, является Чин воцерковления католика, где тот твердо отрекается от всех заблуждений Рима.

Если Вы хотите пригласить друга в качестве декоративного персонажа в Вашем семейном кругу, то Вы можете избрать любого, кто сможет прочесть без ошибки Символ веры, и твердой рукой продержать Вашего ребенка 15 минут.
Надеюсь, Вы соответственно не доверите слепому вести Вашего, еще не зрячего младенца, к его яме, и будете воспитывать в православной вере своего ребенка сами. Перечеркнем ведические традиции брахмачарьи (кажется так)!

С тех пор, как восприемники стали свадебными генералами на Брачном пире Агнца, с тех пор можно приглашать в качестве восприемника кого хотите. У нас крестными бывают и мусульмане, и атеисты. Так что тихий добрый католик в наше славное время - это уже благо (к примеру, свт. Луку Войно-Ясенецкого к Богу привел его добрый мягкий католик-поляк - его отец Феликс, мать же его была слишком либеральна в религиозных вопросах).

добавлено: 19 дек 2014

Если Вы все-таки пожелаете избрать крестным католиком, поищите себе очень начитанного и диалектически подвижного священника. Я, например, знакомился с Церковным правом по учебнику Одесской семинарии, где черным по белому написано "НЕЛЬЗЯ" (и указано обоснование). Весьма уважаемая книга Ципина мне, ригористу, говорит, что тоже нельзя. Но далее указывается, что в некоторой уважаемой многими литературе с неизвестным автором, говорится, что иногда можно. То есть произнесен сначала ясный запрет, а потом, в качестве научного дискурса, предоставлено иное мнение, с высказыванием большого сомнения в его качестве.
Мне подобный прием видится так: открываем учебник по Терапии, и читаем: человек ест через рот. Но если очень нужно, то можно... Я могу перечислить десяток методов введения пищевой или питательной смеси не через рот. Так что будьте рассудительнее.

добавлено: 19 дек 2014

А выбор "по любви" - вообще странно. Обычно приглашают по соответствию: поваром того, кто хорошо готовит, машину ремонтировать - автослесаря, лечить - врача, крестить - верующего той церкви, в которую крестят (Церковь - Тело Христово, поэтому в нее верят, и в нее крестят).
Навряд ли будет правильным, если Вы будете врача выбирать не по квалификации, а по дружбе с ним: уролога в лечении глазных болезней. А в случае с католиком, Вы позовете шахматиста учить боксу.

У меня много друзей неправославных: мусульман, католиков, сектантов. Иудеев. Я их люблю и дружу с ними не ради общности веры. Поэтому не обижусь, если меня не позовут "восприемником" в мечеть, синагогу, костел. Я даже обязательно приду на домашний праздник "по поводу", а вот становиться учителем юного католика в его катехизисе, я не смогу. Или мне придется лицемерить, уча о том, во что я не верю.

А поминание католиков в церкви - это сфера традиций, а не знак принадлежности к Церкви. Например, на каждой литургии я поминаю "власти и воинства", будучи уверенным, что часть наших властей и воинств - сектанты, мусульмане, атеисты, униаты, сатанисты. И такая коллизия появилась не сегодня, а при апостолах.

Ирина, Москва

Где крестить ребенка, если мать католичка, а отец православный?

Добрый вечер. У меня с мужем возник спорный вопрос: где крестить сына. Помогите, пожалуйста, разобраться. Я родилась в Житомире и до 29 лет жила там, а чуть больше года назад вышла замуж за россиянина и переехала жить в Москву. 2 месяца назад у нас родился сын, и мы задались целью его крестить, но у нас возникают большие разногласия. Кратко о нас: мы с мужем христиане, но исповедуем разные веры, и до женитьбы вопрос о будущем крещении детей и венчании (имеем намерение повенчаться) мы не поднимали. Я католичка, и меня воспитывали в любви к Богу. Бабушка и мама занимались нашим религиозным воспитанием (у меня ещё 2 сестры), я верю в Бога, ходила в костёл (сейчас я делаю это реже, потому что на всю Москву всего 3 костёла и не всегда есть время, чтобы добраться туда и побыть на мессе), ходила на крестный ход в Бердичев и др. Также я почитаю православных святых. Мой муж - православный, и вся его семья тоже. Он верит в Бога, носит крестик, но в церковь ходит очень редко (на большие праздники и только поставить свечку). А в семье у них к церкви никто не приучен, люди туда не ходят и, по-моему, не считают нужным. Вот я и говорю мужу, что хочу, чтобы сын принял католическую веру, так как заниматься воспитанием, в том числе религиозным, буду я, а он ни в какую, говорит: «Сын родился на православной земле, значит православным будет». Я ему говорю, что если он и мама его будут водить сыночка в церковь (потому что я не знаю, какие там правила, я даже молитв их не знаю), то я не против крестить его там, но делать это они не будут! А начинать «двойную жизнь» - крестить в одном месте, а водить к Богу в другое - это неправильно. На этой почве мы ссоримся, а здесь ещё и мама его категорически заявила, что она против крещения в католичестве. Посоветуйте, пожалуйста, как правильно поступить, чтобы и сыну было хорошо, и мы все не разругались.

Всё в вашей ситуации очень сложно. Понимаю, что могу быть не понят, но вы обратились к священнику Русской Православной старообрядческой Церкви, постараюсь, как смогу, объяснить ситуацию с моей точки зрения.

«Православие » — не географический термин, дело в вероисповедании, т.е. не в названии, а сознательном подходе к вере! Догматы христианства и церковные законы не могут быть чем-то внешним для человека. Христианин либо живет христианской жизнью, т.е. старается соблюдать свою душу в чистоте, в готовности предстать перед Богом, либо он уже и не христианин вовсе. 80-е правило 6-го Вселенского Собора гласит:

«Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или кто-либо из сопричисленных к клиру, или мирянин, не имея никакой настоятельной нужды, или препятствия, которым бы надолго устранен был от своея церкви, но, пребывая во граде, в три воскресные дни в продолжении трех недель не придёт в церковное собрание, то клирик да будет извержен из клира, а мирянин да будет отлучен от общения».

В Москве совершенно замечательно ходит метро и другой транспорт. Живя в этом городе, можно ссылаться на что угодно в качестве оправдания за непосещение церковных служб, но, согласитесь, скорее всего, причина в нерадении вашем и семьи мужа. Они, называя себя «православными », имеют меньше оправданий, т.к. домашняя молитва и посещения храмов при желании не составят сложностей. И для них и для вас же при желании появится и возможность.