Финансы. Налоги. Льготы. Налоговые вычеты. Госпошлина

Стратегия развития современной банковской системы российской федерации. Стратегические направления развития региональной банковской системы россии Стратегическое развитие банковской системы в рф


Введение

1 Понятие, история развития, структура и принципы банковской системы РФ

2 Общая характеристика и классификация банковских услуг

3 Основные виды банковских услуг

4 Электронные банковские услуги

5 Основные цели, функции и операции ЦБ РФ России как главного звена банковской системы РФ

Глава 2.Анализ современного состояния банковской системы РФ

1 Анализ состояния банковской системы РФ в 2010-2011 гг.

2 Организационно-экономическая характеристика Россельхозбанка

3 Анализ услуг, предоставляемых Россельхозбанком населению

Глава 3. Проблемы и направления развития банковской системы РФ

1 Проблемы развития банковской системы РФ

2. Основные направления развития российской банковской системы

3 Пути совершенствования организации, предоставляемых банковских услуг населению

Заключение

Список использованной литературы


Введение


Актуальность курсовой работы вызвана тем, что для современной российской экономики повышение эффективности функционирования банковского сектора - основной фактор расширения инвестиционной базы развития и обеспечения прогрессивных структурных преобразований. Банковский сектор как совокупность коммерческих банков и объект анализа представляет собой центральное звено банковской системы.

В настоящее время деятельность Центрального банка России приобретает огромное значение, поскольку от его эффективного функционирования и правильно выбранных методов, посредством которых он осуществляет свою деятельность, зависит стабильность и дальнейший рост экономического потенциала страны, отдельных секторов экономики, а также укрепление позиций на международном рынке. Коммерческие банки, действуя в соответствии с денежно-кредитной политикой государства, регулируют движение денежных потоков.

Целью работы является исследование теоретических аспектов построения банковской системы, роли Банка России в современной банковской системе и анализ проблем и перспектив развития банковской системы России.

Поставленная цель определяет следующие задачи:

рассмотреть теоретические аспекты построения банковской системы;

показать роль Банка России в современной банковской системе РФ;

проанализировать развитие банковского сектора в 2010-2011 г. и рассмотреть основные проблемы развития банковского сектора и пути их решения;

выработать направления совершенствования банковского сектора РФ.

Объектом изучения является банковская система РФ, проблемы и перспективы развития.

Предмет исследования: стратегия развития банковского сектора России в условиях интеграции страны в мировую экономику.

Теоретической основой являются труды отечественных и зарубежных специалистов в области банковского дела. Информационной базой послужили официальные данные Центрального Банка России, Федеральной службы государственной статистики, банковское законодательство, сайт ЦБ РФ, РБК, периодические печатные издания.

Особую актуальность данная работа имеет в условиях продолжающегося мирового финансового кризиса, серьезно отражающегося на состоянии экономики и банковской системы России.


Глава 1. Теоретические основы построения банковской системы РФ


1.1 Понятие, история развития, структура и принципы банковской системы РФ


Банковская система представляет собой включённую в экономическую систему страны единую и целостную совокупность кредитных организаций, каждая из которых выполняет свою особую функцию, проводит свой перечень денежных операций, в результате чего весь объём потребностей общества в банковских продуктах(услугах) удовлетворяется в полной мере и максимально возможной степенью эффективности.

В действующем законодательстве закреплены основные принципы организации банковской системы России, к числу которых относятся:

принцип двухуровневой структуры банковской системы;

принцип универсальности банков.

Принцип двухуровневой структуры банковской системы реализуется путем четкого законодательного разделения функций центрального банка и всех остальных банков.

Центральный банк Российской Федерации (Банк России) как верхний уровень банковской системы выполняет функции денежно-кредитного регулирования, банковского надзора и управления системой расчетов в стране. Он может проводить банковские операции, необходимые для выполнения данных функций, только с российскими и иностранными кредитными организациями, а также с Правительством Российской Федерации, представительными и исполнительными органами государственной власти, органами местного самоуправления, государственными внебюджетными фондами, воинскими частями.

Банк России не имеет права осуществлять банковские операции с юридическими лицами, не являющимися кредитными организациями, и с физическими лицами. Он не может прямо выходить на банковский рынок, предоставлять кредиты непосредственно предприятиям и организациям и не должен участвовать в конкуренции с коммерческими банками.

Коммерческие банки и другие кредитные организации образуют второй, нижний уровень банковской системы. Они осуществляют посредничество в расчетах, кредитовании и инвестировании, но не принимают участия в разработке и реализации денежно-кредитной политики, а ориентируются в своей работе на установленные Банком России параметры денежной массы, процентных ставок, темпов инфляции и т.п. В процессе функционирования они должны выполнять нормативы и требования Банка России по уровню капитала, созданию резервов.

Принцип универсальности российских банков означает, что все действующие на территории РФ банки обладают универсальными функциональными возможностями, т.е. имеют право осуществлять все обусловленные законодательством и банковскими лицензиями операции: как краткосрочные коммерческие, так и долгосрочные инвестиционные. Законодательство не предусматривает специализации банков по видам их операций. Универсальный статус банков позволяет снижать риски за счет диверсификации услуг, обеспечивает комплексное обслуживание и максимальный учет специфики каждой группы клиентов при разработке новых банковских продуктов. Вместе с тем этот принцип таит в себе опасность консервации неэффективной структуры банковского продуктового ряда, компенсируя низкую рентабельность одной группы услуг высокой доходностью других.

Сочетание в рамках одного банка коммерческих и инвестиционных услуг, обостряет так называемый конфликт интересов между банком и его клиентами, что повышает значение систем внутреннего контроля в банках универсального типа. Однако в настоящее время признано, что универсальный статус банков отвечает базовым потребностям российской экономики и обеспечивает благоприятные условия для развития банковской системы, адекватной потребностям экономического роста.

Итак, современная банковская система России включает в себя Банк России, кредитные организации, филиалы и представительства иностранных банков.

Центральный банк России, занимая верхний уровень банковской системы, обладает монопольным правом на выпуск в обращение банкнот. Он хранит официальные золотовалютные резервы. Проводит государственную политику, регулируя кредитно-денежную сферу и валютные отношения. Банк России участвует в управлении государственным долгом и осуществляет кассово-расчётное обслуживание бюджета государства.

Центральный банк играет также роль «банка банков», т.е. хранит обязательные резервы и свободные средства коммерческих банков и других учреждений, предоставляет им ссуды, выступает в качестве «кредитора последней инстанции», организует национальную систему взаимозачётов денежных обязательств либо непосредственно через свои отделения, либо через специальные расчётные палаты. Важной функцией Банка России является лицензирование, т.е. выдача разрешений на различные виды деятельности коммерческих банков.

Являясь «банком банков» и организатором всей кредитной системы в стране, Центральный банк в целях поддержания надёжности и обеспечения стабильности банковской системы имеет право при обнаружении нарушений коммерческими банками применять соответствующие меры воздействия.

Кредитные организации образуют нижний (второй) уровень банковской системы.

Кредитная организация - это юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Банка России имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные законодательством.

Банковское законодательство Российской Федерации выделяет два вида кредитных организаций:

· небанковские кредитные организации.

Банк - кредитная организация, которая имеет исключительное право в совокупности осуществлять следующие банковские операции:

· привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц;

· размещение этих средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности и срочности;

· открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

В соответствии с принципом универсальности все российские банки могут развиваться как универсальные. Несмотря на то, что некоторые из банков закрепили в своём названии «инновационный банк», «ипотечный банк», «сельскохозяйственный банк», «муниципальный банк», в настоящее время все они подчиняются единым нормам банковского законодательства, Банк России предъявляет к ним одинаковые требования. Универсальный статус не исключает возможности добровольной специализации банков на отдельных продуктах, операциях или видах деятельности. Добровольная специализация в рамках универсального статуса предполагает, что всю ответственность за решения по выбору сфер деловой активности несут сами банки и их учредители.

Небанковская кредитная организация - это кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные законодательством. Пользуясь предоставленными ему полномочиями, Банк России в настоящее время выделил три типа небанковских кредитных организаций:

расчетные;

депозитно-кредитные;

небанковские кредитные организации инкассации.

Среди коммерческих банков необходимо выделить специализированные банки, деятельность которых имеет относительно узкопрофильный характер. К таким банкам относятся инвестиционные, сберегательные, ипотечные, внешнеторговые и другие.

Инвестиционные банки - специальные кредитные институты, мобилизующие долгосрочный ссудный капитал и представляющие его заемщикам (предпринимателям и государству) посредством выпуска и размещения облигаций и других видов заемных обязательств. Помимо осуществления посреднических функций между заемщиками и инвесторами инвестиционные банки выступают в роли гарантов эмиссий ценных бумаг и организаторов их рынка, что позволят им покупать и продавать крупные пакеты акций и облигаций за свой счет, а также предоставлять кредиты для приобретения ценных бумаг.

К инвестиционным банкам примыкают инвестиционные компании, которые аккумулируют денежные ресурсы частных инвесторов путем эмиссии собственных ценных бумаг и помещают их в акции и облигации предприятий как в своей стране, так и за рубежом. Занимая промежуточное положение между заемщиками и инвесторами, они в противоположность инвестиционным банкам полностью выражают интересы инвесторов. Основной их целью является получение не столько процента, сколько прибыли на вложенный капитал. В отличие от холдинг-компаний они не контролируют деятельность корпораций.

Сберегательные учреждения (сберегательные банки и кассы)- разновидность кредитных учреждений, специализирующихся на привлечении денежных сбережений и временно свободных средств населения в виде сберегательных вкладов, по которым выплачиваются проценты. При этом использование привлеченных ресурсов регламентируется законодательством страны и направляется на обеспечение интересов вкладчиков. Они являются также учреждениями по обеспечению безналичных расчетов и кассового обслуживания населения, кредитования потребительских нужд граждан. Сберегательные банки ведут счета по сберегательным книжкам, могут выдавать чековые книжки, предоставлять частные ссуды. Функционируют в форме сберегательных касс, ссудно-сберегательных ассоциаций, взаимно-сберегательных банков, кредитных союзов. Сберегательные банки участвуют в размещении и реализации государственных ценных бумаг, в том числе в их покупке у владельцев за счет привлекаемых ресурсов. Они действуют в пределах конкретных территорий, под контролем местных органов власти и под их гарантии. Сберегательные банки воздерживаются от вложения средств в рискованные кредитные операции. В России широкая сеть таких учреждений имеет тенденцию к укрупнению за счет объединения мелких банков и касс, превращению их в коммерческие банки универсального типа. В таком виде они являются центром сосредоточения денежных ресурсов и важнейшим средством накопления денежных масс государством, направляемых на решение важных народнохозяйственных задач. В большинстве государств мира Сберегательные банки - это учреждения, в которых аккумулируется внутренняя задолженность населению, так называемый государственный долг.

Ипотечные банки - кредитные учреждения, специализирующиеся на выдаче долгосрочных ссуд под залог недвижимого имущества - земли и строений. Ресурсами ипотечных банков являются собственные ипотечные облигации. Ссуды используются для строительства жилых домов и других сооружений, расширения производственных мощностей предприятий. За предоставленную ссуду взимается процент. В случае неуплаты задолженности в срок недвижимость переходит либо к другому собственнику, либо в собственность банка. Постепенно ипотечные банки переходят к страховым компаниям, коммерческим и сберегательным банкам и правительственным кредитным учреждениям.

Особое место занимают внешнеторговые, или экспортно-импортные банки, которые призваны осуществлять кредитование экспорта, страхование экспортных кредитов. Основная их задача заключается в поощрении экспорта в целях стимулирования экономического роста. Они гарантируют и учитывают векселя по экспортным кредитам, предоставленным частными банками, участвуют вместе с ними в среднесрочном и долгосрочном кредитовании экспорта машин и оборудования.

По принадлежности капитала все действующие в Российской Федерации банки можно разделить на три группы:

банки, основанные на частной собственности;

банки с государственным участием;

банки с участием иностранного капитала.

В группе частных банков можно выделить банки, контролируемые одним собственником или группой связанных между собой собственников, и банки с диверсифицированной структурой собственности.

Особенность современной банковской системы России заключается в преобладании в ней мелких и средних банков, в то время как в основных отраслях национальной экономики по-прежнему господствуют крупные предприятия, требующие больших объемов внешнего финансирования. Одним из возможных путей преодоления противоречия между структурой банковской системы и структурой реального сектора является создание банковских групп и банковских холдингов, что предусмотрено действующим банковским законодательством.


1.2 Общая характеристика и классификация банковских услуг


Согласно статье 2 Федерального закона РФ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», услугами признается «предпринимательская деятельность, направленная на удовлетворение потребностей других лиц, за исключением деятельности, осуществляемой на основе трудовых правоотношений». В работах отечественных ученых встречаются различные определения банковских услуг.

О.И. Лаврушин определяет банковскую услугу как одну или несколько операций банка, удовлетворяющих определенные потребности клиента, и проведение банковских операций по поручению клиента в пользу последнего за определенную плату .

Головин Ю.В определяет банковскую услугу как совокупность операций, представляющую законченный комплекс услуг, удовлетворяющих какую-либо потребность клиента .

Количество услуг, предоставляемых банками, особенно зарубежными, исчисляется сотнями, однако все они могут быть подразделены на ряд крупных групп.

Банковская услуга по своим свойствам схожа с другими услугами. Она обладает следующими характеристиками:

несохраняемость;

неосязаемость, абстрактность;

непостоянство качества услуг и неотделимость услуг от квалифицированных людей, их представляющих.

Несохраняемость услуг предполагает наличие действующего механизма баланса спроса и предложения. Услуги не хранятся как товары на полках магазина, они потребляются одновременно с моментом их получения.

Неосязаемость услуг означает невозможность материального их ощущения, увидеть и оценить их до момента получения результатов их предоставления. Главной и ключевой характеристикой банковской услуги является ее эффективность, иными словами, конкретная выгода и польза, получаемые потребителем от банковской услуги .

Непостоянство качества и неотделимость услуг от квалификации людей требует постоянного обучения персонала. Служащие банка должны иметь опыт работы не только с основными видами банковских операций, но и хорошо знать психологию взаимоотношений людей.

По российскому законодательству к банковским операциям относятся:

1.Привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц;

Рост доверия к банкам со стороны кредиторов и вкладчиков, по нашему мнению, является одним из наиболее важных признаков стабильного функционирования банковской системы. Особенно важно это в кризисный период, поэтому главным тормозом развития банковской системы становятся значительные риски.

Банковские риски различаются по характеру воздействия. В связи с этим существуют несколько категорий рисков: специфические и системные. Специфические риски относятся к отдельным видам банков и отдельным операциям, тогда же как системным рискам подвергаются все банки в разной степени. Поэтому особое внимание мы уделим именно системным рискам.

К системным рискам относят риски принятия законодательными и регулирующими органами решений, существенно меняющих условия деятельности банков: новые законы, нормативные акты, изменение правоприменительной практики. Имеют существенное значение и международные соглашения страны. Также одним из видов постоянного системного риска является риск, связанный с темпом инфляции и изменением курса национальной валюты. Локальные риски тоже часто относятся к системным рискам, они угрожают не всей банковской системе, а ее части. Они часто связаны с принципом «домино», возникают внутри банковской системы, когда у одного банка концентрируются кредитные или расчетные риски для кредитных учреждений. В связи с этим концентрацией рисков должны заниматься специализированные межбанковские организации.

Таким образом, и риски отдельных банков, и риски банковской системы - это риски потенциально опасные для всех ее элементов, но фактически затрагивающие их неопределенную часть. В связи с этим возникаю два вопроса:

1) Что представляет собой современная национальная система предотвращения этих рисков?

2) Каким образом риски и система предупреждения и предотвращения рисков преломляются в стратегии развития национальной банковской системы?

Попробуем ответить на эти вопросы, проанализировав сначала современную систему предотвращения рисков. Функционирование банковской системы во всех странах находится под повышенным государственным контролем, что связано с общественным и социальным значением банков в экономике. Государственный контроль осуществляется принятием соответствующих законодательных и исполнительных актов. Функция банковского регулирования тесно связана с проведением денежно-кредитной политики и организацией системы расчетов. Поэтому банковское регулирование исторически осуществлялось центральными банками.

Современное банковское регулирование в России носит комплексный характер и представляет собой систему мер воздействия, которая может быть структурирована (приложение 9). Проведя анализ структуры, мы можем сделать вывод, что государственное регулирование может быть условно подразделено на косвенное и прямое, а также каждое из направлений государственного воздействия несет в себе несколько составляющих.

Когда идет речь о методах прямого воздействия на деятельность коммерческих банков, то предлагается наличие системы специальных нормативных актов по вопросам осуществления банковской деятельности и надзора за соблюдением банковского законодательства. Прежде всего, это обязательные для банков и банковских групп правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности, организации внутреннего контроля, составления и представления бухгалтерской и статистической отчетности, а также другой информации, предусмотренной законами.

Следующим элементом банковского регулирования является установление для кредитных организаций специальных нормативов их деятельности, направленных на ограничение их рисков и защиту интересов клиентов и вкладчиков, а также общества в целом. К таким нормативам обычно относят минимальный размер рисков на одного заемщика, нормативы ликвидности, достаточности собственных средств, максимальный размер крупных кредитных рисков.

Третьим важным элементом направленного воздействия государства на деятельность коммерческого банка является возможность проводить проверки кредитных организаций на предмет соблюдения ими существующих правил поведения и установленных нормативов, а также получение банковской отчетности и иной необходимой информации о деятельности кредитной организации.

Четвертым элементом представляется система мер административного воздействия, применяемых к банкам - нарушителям банковского законодательства и финансово неустойчивым банкам. Она включает в себя систему штрафов, ограничений (запретов) на осуществление отдельных операций, а также введение индивидуальных обязательных нормативов, замену руководителя банка, систему требований по снижению рисков банковской деятельности. В случае, когда ситуация выходит из-под контроля, либо финансовое положение становится неблагополучным, центральный банк, может принять решение о назначении специальной временной администрации по управлению банком, либо в качестве крайней меры прекратить функционирование, отозвав у него лицензию на осуществление банковской деятельности.

Таким образом, выстраивается система, называемая банковским надзором, включающая совокупность мер по установлению и проведению в жизнь требований к кредитным организациям, направленных на обеспечение стабильного функционирования всей банковской системы.

Описание системы предотвращения кризиса будет не полным, если не охарактеризовать и ту систему, которая выстраивается самим банковским сообществом в процессе обсуждения на международном уровне проблем развития банковского сектора. Глобализация финансовых рынков способствовала дерегулированию банковской деятельности. Отмене законодательных ограничений, защищающих банки от чрезмерных рисков. Необходимость преодоления или минимизации рисков и обеспечения роста доходности банков привела к развитию банковских инноваций. Начала развиваться концепция риск-менеджмента, заключающаяся в выборе банком допустимых объемов и видов рисков, а также в соблюдении определенных принципов управления ими в условиях конкуренции, инфляции и меняющейся политической и экономической обстановки.

По мере накопления опыта в странах с рыночной экономикой периодически обострялись проблемы банковских рисков, особенно кредитных. Возникла потребность в обобщении этого опыта и выработке оптимальных требований к системе банковского кредитования. В 1988 г. Под эгидой Базельского комитета по банковскому регулированию и надзору было заключено «Соглашение о международной унификации расчета капитала и стандартам капитала» (Базель - 1), установившее общие критерии достаточности капитала, приемлемые для банков, независимо от их страновой принадлежности. Первоначальные Базельские критерии стали важным шагом в направлении создания системы резервирования капитала на основе оценки риска и реализованы почти во всех странах, что способствовало укреплению международной финансовой стабильности.

Современный вариант Базельских соглашений (Базель - 2) концептуально меняет подход к контролю над рисками (в первую очередь кредитными), где основная нагрузка ложиться на коммерческие банки. Базель - 2 состоит из 3 элементов: количественные требования к капиталу, надзор регулирующих органов и рыночная дисциплина. Охарактеризуем вкратце роль надзорных органов, которая зафиксирована этим соглашением.

Базель - 2 принципиально меняет подход к функциям органов банковского надзора (в России эти функции возложены на Центральный банк). Оценка и контроль над достаточностью капитала полностью возлагается на банки. Надзорные институты призваны осуществлять контроль за тем, насколько эффективно осуществляются внутренние контрольные процедуры по оценке рисков в банке. Прописываются следующие принципы осуществления государственного надзора за деятельностью коммерческих банков:

1) Банки обязаны иметь в наличии отработанный метод оценки достаточности капитала в зависимости от рискованности операций. Помимо расчета минимального размера резервного капитала банки обязаны отслеживать риски концентрации, риски присущие отдельным областям, по которым не рассчитывается резервный капитал;

2) Данный процесс должен оцениваться надзорными органами, которые будут предпринимать меры в отношении тех аспектов внутреннего процесса, которые не отвечают установленным критериям;

3) Банки при проведении операций будут оперировать капиталом не менее величины уставного капитала;

4) На надзорные органы возлагается обязанность вмешательства на ранних стадиях в случае снижения капитала ниже уровня, необходимого с учетом рискованности операций конкурентного банка.

Таким образом, формируемый механизм функционирования и развития национальных банковских систем включает в себя не только блок государственного регулирования, но и такие структурные элементы, как международные профессиональные внутренние системы оценки, предотвращения и регулирования угроз развития.

Стратегическим направлением развития банковской системы России является геополитическая направленность ее движения в мировое банковское сообщество. Важная роль в обеспечении конкурентоспособности страны на мировых рынках принадлежит эффективной банковской системе. Только в такой системе работают стабильные банки, владеющие современными приемами риск-менеджмента.

В системе оценки деятельности российских банков сегодня отсутствует важный компонент - качество менеджмента банка, особенно риск-менеджмент. По нашему мнению, проблема заключается в том, что до сих пор не созданы условия развития такой ситуации, когда управление риском используется для улучшения деятельности банка, появления новых возможностей для него и его клиентов, создания динамичного процесса управления риском.

В отчете Центрального банка Российской Федерации «О развитии банковского сектора и банковского надзора в 2008 году» уточнена цель современного этапа развития банковского сектора, формулируемая как: «усиление роли в экономике страны и повышения качества предоставляемых услуг». Одновременно очерчиваются и перспективы дальнейшего развития банковского регулирования в России.

В планах Банка России - в ближайшей перспективе произвести целый ряд изменений. Можно выделить следующие направления.

В сфере принятия решений о государственной регистрации кредитных организаций и лицензирования банковской деятельности:

1) Повышение требований к профессиональной компетенции и деловой репутации руководителей кредитных организаций;

2) Признание опыта руководства микрофинансовыми организациями для согласования кандидатов на должности в небанковских кредитных организациях;

3) Решение обязать номинальных держателей представлять кредитной организации ежеквартально информацию о владельце акций кредитной организации (если доля превышает 1%), в отношении которых он является держателем, в интересах данного владельца;

4) Уточнение процесса принятия решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдачи лицензий на осуществление банковских операций в части: особенностей государственной регистрации изменений, вносимых в устав; соблюдение антимонопольного законодательства; уточнение порядка расчета стоимости имущества в неденежной форме, направляемого на оплату акций; упрощение формы уведомления о приобретении свыше 1% акций кредитной организации.

В сфере регулирования банковской деятельности стратегическим направлением выбрано развитее системы регулирования банковской деятельности на базе внедрения международно признанных норм международного опыта с учетом особенностей организации и функционирования российского рынка финансовых услуг и деятельности на нем кредитных организаций:

1) Продолжить развитее риск-ориентированных подходов, базирующихся на оценке деятельности кредитных организаций, применении мер надзорного регулирования, исходя из содержания и реальной оценки рисков банковской деятельности;

2) Продолжить совершенствование методологической базы функционирования кредитных организаций;

3) Продолжить совершенствование методологии и расчетов: определение капитала; обязательных нормативов кредитной организации и надзора за их соблюдением; формирования резервов под возможные потери;

4) Продолжить создание системы взаимодействия Банка России и внешних аудиторов кредитных организаций;

5) Разработать подходы к урегулированию на законодательном уровне вопроса создания кредитными организациями общих фондов банковского управления.

В сфере инспектирования деятельности кредитных организаций планируется дальнейшее развитее деятельности по следующим направлениям:

1) Обеспечить получение значимой надзорной информации о состоянии кредитных организаций;

2) Обеспечить повышенное внимание к кредитным организациям, оказывающим существенное влияние на финансовую устойчивость банковского сектора;

3) Развивать правовое обеспечение инспекционной деятельности.

В целях дальнейшего укрепления доверия к банковской системе в спектре внимания Банка России будут находиться также: страхование вкладов физических лиц; мероприятия, направленные на поддержку и финансовое оздоровление кредитных организаций; контроль за ликвидацией кредитных организаций и противодействие легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Таким образом, можно сделать ряд выводов. Перспективным направлением развития государственного регулирования деятельности коммерческих банков в России является формирование системы, основывающейся на постоянном аналитическом обследовании банков. Выстраиваемая система аналитического обследования, во-первых, базируется на методах, аналогичных используемым частным аналитиками, и, во-вторых, нацелена на установление взаимосвязи между анализом банковского риска и процессом банковского надзора. Целью реализации указанных направлений является обслуживание общественных потребностей как ключевой фактор поддержания стабильности и надежности национальной финансовой системы.

Бесспорно, банковская система нуждается в совершенном регулировании и надзоре. Единственное, о чем не стоит забывать при реализации запланированных мероприятий, о том, что помимо эффективного надзора другими факторами, способствующими стабильности банковской системы и финансовых рынков, являются эффективная и последовательная макрополитика, развитая инфраструктура финансового сектора, эффективная рыночная дисциплина и адекватная система обеспечения стабильного функционирования банковской системы.

Банковская система (БС)– закрепленная законами форма организации и функционирования в стране специализированных кредитных учреждений. Понятие БС предполагает определение ее составляющих: банки и система.

Банки представляют собой кредитные организации, которые привлекают свободные денежные средства у физических и юридических лиц, аккумулируют и размещают их на основе возвратности, срочности, платности. Банки рассматриваются как посредническая организация, торговое предприятие, владение, субъект финансового рынка, объект надзора и регулирования.

Система – совокупность разных видов взаимосвязанных банков и других кредитных учреждений, действующих в рамках единого финансово-кредитного механизма. БС – понятие неоднозначное, она может быть рассмотрена с ряда позиций – как организационная и как институциональная схема.

Организационная схема объединяет функционирующие в России виды и формы кредита.

Институциональная схема включает совокупность определенных элементов – учреждений и организаций, прямо или косвенно участвующих в банковской деятельности, их задачи, функции и операции (более подробно см.в. 52)

Современная банковская система России двухуровневая. На первом уровне функционирует центральный банк, страны, на­деленный эмиссионной, надзорной, законотворческой функция­ми, а на втором уровне осуществляют свои операции коммерче­ские банки и др. кредитные организации.

Двухуровневая банковская система имеет связи по горизонта­ли и вертикали. Вертикальные взаимосвязи - это отношения под­чинения между управляющим центром (центральным банком) и низовыми звеньями (коммерческие банки и специализированные банки), а горизонтальные отношения характеризуют равноправ­ное партнерство между субъектами низового уровня. В условиях двухуровневого варианта построения банковской системы проис­ходит дифференциация функций на административно-управлен­ческие (выполняются центральным банком); по обслуживанию хозяйства (осуществляют коммерческие банки).

Центробанк РФ опубликовал экспресс – выпуск «Обзора банковского сектора РФ» № 97 ноябрь 2010 года. Согласно этому документу весной 2010 года банковская система России вышла из кризиса, но темпы ее роста были минимальные. Около 14% «игроков» в октябре 2010 года продолжают испытывать финансовые трудности, а с января 2009 года по октябрь 2010 года количество банков уменьшилось на 7%. Москва продолжает оставаться финансовым центром России – здесь сконцентрирована половина всех банков.



Если по состоянию на 1 января 2009 года на российском рынке действовало 1106 кредитных организаций, то до 1 октября 2010 года дожило всего лишь 1030. За первые шесть месяцев 2010 года с рынка ушли 20 коммерческих организаций, в июле – августе 2010 года – 2, в сентябре 2010 года – 6.

Не все из выживших банков с оптимизмом смотрят в будущее. Если в январе 2009 года о положительном или «нулевым» показателе финансовой прибыли заявили 1050 банков, то в сентябре 2010 года – всего лишь 883. В сентябре 2010 года 147 банков ушли в «минус», а в августе того же года - 197. Для сравнения – на 1 января 2010 года количество «убыточных» банков – 120.
Удельный вес просроченной задолженности в общей сумме кредитов, депозитов и прочих размещенных средств банковского сектора снизился с 5,4% (1 сентября 2010 года) до 5,2% (1 октября 2010 года). С апреля по октябрь 2010 года ежемесячный прирост активов банков колебался в пределах от 0,5 до 2,5% демонстрируя существенную волотильность. За аналогичный период 2009 года этот показатель находился в «коридоре» от 33,8 до 17,9%.

Для банков самым популярным регионом остается Москва и Московская область – здесь находятся 534 кредитных организаций (51,8%). На втором месте Приволжский федеральный округ - 118 (11,5%). На третьем месте – Северо-Западный федеральный округ – 71 (6,9%). На четвертом месте – Северо-Кавказский федеральный округ – 58 (5,6%). Меньше всего банков в Дальневосточном федеральном округе – 29 (2,8%).

1 декабря 2010 года в Госдуме РФ прошло заседание по Стратегии развития банковского сектора до 2015 года.

Стратегия предусматривает действия по четырем основным направлениям:
1. Развитие конкурентной среды в секторе, в том числе с помощью небанковских финансовых посредников (кредитная кооперация, микрофинансовая деятельность). Очевидно, российские банки не в состоянии покрыть спрос населения на кредиты в силу различных причин (как внутренних, так и внешних). А без развития кредитования экономика не получает стимул для роста за счет внутреннего спроса. Я предполагаю, что именно эти факторы повлияли на решение развивать другие формы деятельности по кредитованию. К слову, этим летом был подписан закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях", который должен поспособствовать реализации первого пункта Стратегии.



2. Развитие инфраструктуры и технологий, которые позволят Москве отвечать требованиям современного международного финансового центра. Сюда же входит задача по созданию национальной платежной системы.

3. Качественное изменение подходов к банковскому надзору и регулированию, приведение их в соответствие с международными стандартами и требованиями. Здесь, по-видимому, подразумевается расширение практики по вынесению мотивированного суждения сотрудниками ЦБ на различные аспекты деятельности банков, в первую очередь - о связанности заемщиков и оценки концентрации рисков на заемщика. Об этом недавно говорил глава ЦБ Сергей Игнатьев. Из его слов также можно сделать вывод о движении в сторону повышения ответственности руководителей кредитных организаций и введения уголовных наказаний за преднамеренные банкротства и вывод активов.

4. Меры по консолидации сектора. При концентрации 94% активов в 200 банках при их общем количестве свыше 1000, эти меры очевидны. По моей оценке, в перспективе 2-5 лет количество банков в России сократится как минимум на 20%.

Теоретически, реализация данных мер должна привести к следующим показателям:

Это единственная таблица в Стратегии. На заседании практически все отметили, что из-за отсутствия конкретных цифр, оценок и мер, документ больше напоминает не стратегию, а декларацию.

Остались в стороне вопросы учетной политики, которые были в предыдущих двух стратегиях. Сейчас, например, данные в отчетностях по МСФО и РСБУ иногда полностью противоположны, нужно двигаться к их гармонизации. Директор управления стратегического планирования Сбербанка Дмитрий Тарасов отметил необходимость внедрения электронно-цифровой подписи и электронного документооборота, так как Сбер и другие банки несут огромные расходы по хранению, пересылке, архивированию документов.

Представитель Банка Москвы отметил, что данная Стратегия не согласована со стратегией развития России до 2020 года. По его словам, Стратегия-2015 предусматривает умеренный рост банковского сектора, тогда как в Стратегии-2020 предусмотрен его форсированный рост.

Представитель Агентства по страхованию вкладов сказал, что в Стратегии недостаточно внимания уделено развитию агентства. Помимо сохранения за АСВ функций по санации банков на постоянной основе, оно хотело бы получить право по санации ПИФов и ОФБУ и право по созданию и выводу на организованный рынок ценных бумаг депозитных сертификатов. Ричард Хейнсворт, глава РусРейтинга отметил, что повышение конкуренции в сфере платежей и денежного обращения (пусть и электронного) предусматривает появление новых игроков на рынке - небанковских организаций. Из Стратегии неочевидно, кто будет заниматься их регулированием и контролем. Он также отметил недостаток конкретики относительно мер по повышению ответственности руководителей банков. Например, до сих пор отсутствует правовой статус у кредитного комитета, добавил Дмитрий Мирошниченко из фонда экономических исследований "Центр развития".

Неравноправная конкуренция в банковской системе. Присоединение России к ВТО и предоставление свободного доступа иностранным банкам на наш рынок банковских услуг создаст серьезную конкурентную угрозу для российских банков. По сути, не будет соблюдаться принцип равных конкурентных возможностей, который проповедуют международные финансовые организации. До последнего времени в силу имеющейся нестабильности финансово-кредитной системы страны крупнейшие мировые банки воздерживались от интервенции на российский банковский рынок, ограничиваясь так называемым "стратегическим присутствием" и не выбирая своей квоты в 12 % в совокупном капитале банковской системы. Однако теперь, когда в экономике России наметилось оживление, картина может резко измениться: следует ожидать повышения привлекательности российского рынка для иностранных банков. И наших партнеров сейчас не устраивает даже 25%-я квота иностранных банков в совокупном банковском капитале, предусмотренная нашими обязательствами. Например, представители Европейской комиссии говорят уже о необходимости 30% - и доли при вступлении, 50% - и через 3 года, и вообще, о снятии всяких ограничений через 5-7 лет. Некоторые банки со 100%-ным иностранным капиталом уже начали активно осваивать столичный рынок частных вкладов, работая исключительно с крупными вкладчиками. Можно предположить, что в зарубежные банки перейдет наиболее серьезная клиентура. Российским же банкам придется только наблюдать за течением событий. И вопрос о существовании самостоятельной, независимой отечественной банковской системы вновь останется открытым.

Примеры давления на российский бизнес через кредитную политику можно привести и сейчас. Например, сдерживание российского экспорта тарифными методами и антидемпинговыми расследованиями дополняется и дискриминационными мерами западных банков, которые фактически препятствуют поставкам российских товаров на западные рынки. Иностранные банки охотно выдают кредиты, когда необходимо профинансировать поставки в Россию партий товаров народного потребления и крайне сдержанно подходят к поставкам высокотехнологичного оборудования. Такая ситуация уже сложилась вокруг контракта по техническому перевооружению Магнитогорского комбината, хотя гарантом по всей сумме выступил Сбербанк России, который всегда сам считался на международных финансовых рынках первоклассным заемщиком.

Чего же следует ожидать российской банковской системе от присоединения к ВТО?

Вступление в ВТО без установления соответствующих защитных мер может обернуться крахом всей банковской системы страны, поскольку российские банки, в первую очередь самостоятельные региональные, находятся в заведомо неравных условиях. К неравным условиям, помимо низкой капитализации, можно отнести высокие ставки отчисления в ФОР, отсутствие системы рефинансирования, более жесткие условия банковского надзора. При сохранении нынешних условий функционирования российские банки не выдержат конкуренции даже с банками Восточной Европы. В результате крупнейшие корпоративные клиенты неизбежно будут обслуживаться в иностранных банках, а отечественные, потеряв свои активы и значительную долю ресурсов, будут сокращать капитализацию, как в относительном, так и абсолютном выражении.

Сегодня необходимо кардинально изменить стратегию развития банковского сектора, которая, по мнению банковских специалистов, нацелена преимущественно на иностранные банки и на либерализацию условий для них, а не на поддержку отечественных банков. В противном случае в России может сложиться ситуация подобная странам Восточной Европы, где доля иностранного банковского капитала составляет 60-80 %, т.е. национальная банковская система почти полностью отсутствует.

Необходимо сохранить ограничения на открытие филиалов зарубежных банков, на максимальную долю инобанков в совокупном капитале отечественной банковской системы. Кроме того, необходимо законодательное ограничение, препятствующее уходу средств юридических и, что более важно, физических лиц за границу.

Имеются два базисных типа развития банков, - или два пути, на которых можно в сравнительно короткие сроки "поднять" банковскую систему России. Первый из них основан на предоставлении соответствующим институтам монопольного права на использование тех или иных источников дешевых денежных ресурсов, как, например, в Японии. Второй тип институтов развития опирается на их непосредственный доступ к кредитам эмиссионного центра. Подобные механизмы функционируют, в частности, в Китае и Индии. Их важными элементами выступают балансирование приростов денежного предложения через государственные банки развития с производственными возможностями освоения капиталовложений, а также прогнозирование спроса на прирост продукции, получаемой в результате инвестиционных проектов. Несомненным преимуществом данной системы является ее способность обеспечивать высокие темпы наращивания инвестиций независимо от объема сбережений, накапливаемых в экономике, и в отсутствие развитой рыночной инфраструктуры, обслуживающей инвестиционные процессы. Подобного рода функция позволит замедлить инфляционные процессы хотя бы потому, что в электроэнергетике и на транспорте, если они будут получать долгосрочные инвестиционные кредиты (на срок 10-15 лет), не придется столь резко повышать тарифы на их услуги, как это происходит в настоящее время.

Сценарные расчеты, представленные в рамках промежуточного доклада экспертных групп «Стратегия-2020: Новая модель роста – новая социальная политика» предполагают развитие российского банковского сектора по двум сценариям форсированного роста и сбалансированного развития . Вариант форсированного роста предполагает использование банковского кредита в качестве заметного вклада в расширение внутреннего спроса, ожидаются (при прочих равных условиях) более высокие темпы экономического роста, но расплатой выступит меньшая устойчивость финансового сектора. Напротив, реализация сценария сбалансированного развития предполагает последовательную ликвидацию структурных диспропорций в банковском секторе, введение макрорегулирования со стороны Центрального банка, большее развитие финансовых рынков. Финансовый сектор становится более устойчивым, но в жертву приносятся определенные

развития банковской системы до 2020 г. ожидают инерционный сценарий. Данный сценарий предполагает отсутствие кардинальных изменений как в банковском секторе, так и в финансовой сфере в целом. В банковском секторе ожидается постепенное укрупнение кредитных организаций (но число банков, согласно ожиданиям подавляющего числа опрошенных, будет превышать 300 к 2020 г.). Однако укрупнение будет инициировано регулятором (67% ответов). При этом постепенное увеличение минимального уставного капитала («оставить 3 все как есть») предлагают лишь 44% респондентов, остальные поддерживают увеличение минимального уставного капитала до 1 млрд. руб. (44%) и до 3 млрд. руб. (12%) с 2013 г.. Коммерческие банки однозначно оценивают рынок банковских услуг – государственные банки будут более успешными (72%), но приватизация банков улучшит конкуренцию (66%). Крупнейшие банки понимают свой стратегический проигрыш мировому рынку капитала и крупнейшим госбанкам в борьбе за крупных корпоративных заемщиков – данный сегмент видят для себя перспективным лишь 21%, тогда как наиболее перспективными выступают кредитование среднего и малого бизнеса (43%) и населения (33%). При этом 88% банков признают, что основными целями банковских кредитов выступают финансирование оборотных средств и рефинансирование старых долгов (но не инвестиции, инновации и модернизация производств). 87% признают, что качество кредитного портфеля снижается в силу ухудшения финансового состояния заемщиков. Среди кредитов населению наиболее перспективными направлениями выступают ипотечные кредиты, автокредиты и кредитные карты (в сумме 75% ответов), тогда как кредиты на неотложные нужды, образовательные кредиты, потребительские кредиты составляют незначительный процент ответов. С точки зрения расширения долгосрочных ресурсов рассматриваются преимущественно депозиты населения. Предполагается, что доступ к внешним ресурсам будет весьма ограниченным. Крупнейшие банки, согласно опросу, не ожидают принципиальных изменений в основных характеристиках проводимой денежной политики в текущем десятилетии. Наиболее предпочтительной валютной политикой представляется режим управляемого плаванья рубля, проводившийся в прошедшее десятилетие (71% ответов). Переход к инфляционному таргетированию вызывает опасения с точки зрения рисков колебаний обменного курса рубля и его влияния на финансовую стабильность. Банки рассматривают ЦБ РФ как кредитора последней инстанции, а его кредиты как фактор сглаживания колебаний ликвидности (66% ответов). Аналогично, 93% респондентов рассматривают межбанковский рынок как источник краткосрочной ликвидности. 60% банкиров оценивают попытки ограничить наличные расчеты как тщетные. При этом низкое развитие инфраструктуры (35%) и опасность мошенничества (19%) – те области, где банки могли принять участие. Но большее доверие населения к наличным деньгам отмечают 35% банков, равно как 16% - спрос на анонимные операции. Финансовые рынки, согласно ответам, будут развиваться постепенно, увеличение объемов основных сегментов будет соответствовать расширению банковских активов. Развитие долгового рынка позволит увеличить ликвидность банковских активов (что важно в условиях сохранения сравнительно низкой дюрации банковских пассивов). Корпоративные облигации выступят заметным дополнением банковского кредитования в 4 качестве финансовых ресурсов предприятий, однако доминирующая роль банковских кредитов сохранится. Банки достаточно скептично относятся к возможности замещения кредитов облигациями – замещение кредитного портфеля облигациями на 10% считают возможным 70% банков, на 25% – 24% респондентов, на 50% - лишь 7%. Более того, покупку долговых ценных бумаг в качестве перспективного развития бизнеса рассматривают лишь 6% банков и это наименее популярный ответ. Развитие синдицированных кредитов сдерживается сегментацией банковского сектора – 38% ответов и это наиболее популярный ответ.


3. Баланс как форма отчетности кредитной организации

Баланс КБ- бухг.баланс,который отражает состояние собств.и привлеченных средств банка и их размещение в кред. и др.активные операции.

Активы: Касса Корсчет Кредит Инвестиции в цб Имущество и фонды

Пассивы ДезитыР/счет МБК

Кредиты рефинансирвоания Эмиссионные долговые бумаги СК

Бухгалтерский учет в банках строится на общих принципах:

· оформление операций с применением способа двойной записи по балансовым и внебалансовым счетам;

· документарности операций;

· денежной оценки имущества, обязательств и операций;

· полноты и непрерывности учета.

Баланс банка, как и любого другого учреждения состоит из двух частей: актива

(показывает стоимость всего имущества) и пассива (обязательств банка и его

капитала). Счета подразделяются на балансовые и внебалансовые.

На балансовых счетах отражаются наличные и безналичные денежные средства,

расчеты, привлеченные средства, фонды, доходы и расходы, прибыли и убытки. Учет по счетам ведется в мультивалютном выражении.

На внебалансовых счетах отражаются:

· средства и ценности, не принадлежащие банку, но находящиеся у него на хранении и в управлении (в том числе по доверительному управлению);

· не наступившие по срокам обязательства и требования (срочные сделки);

· отстроченные и просроченные платежи;

· ценные бумаги (депозитарная деятельность) в штуках.

Балансовые счета бывают активными и пассивными. Они группируются в разделы по их экономическому содержанию. В одном разделе могут быть активные и пассивные счета.

На активных счетах учитывают наличные средства, средства у других банков (в т.ч. и в Центральном банке РФ), кредиты, затраты на капитальные вложения и

хозяйственные затраты, дебиторскую задолженность, расходы и убытки. На активных счетах увеличение отражается по дебету, а уменьшение по кредиту.

На пассивных счетах учитывают средства организаций, учреждений и граждан,

депозиты, кредиторская задолженность, фонды банка, доходы и прибыль. Увеличение пассивного счета отражается по кредиту, а уменьшение по дебету.

операций, требующих изменения остатков с активного на пассивный или наоборот, введен режим парных счетов.

Режим парных счетов предусматривает открытие одновременно сразу двух лицевых счетов - активного на активном балансовом счете и пассивного на пассивном балансовом счете.

Перечень счетов, по которым могут возникать переходящий как активный, так и

пассивный остатки приведен в приложении к Правилам No 61.

Банковский баланс – источник, содержащий синтезированные данные, которые характеризуют деятельность коммерческого банка. Баланс коммерческого банка – это бухгалтерский баланс, в котором отражено состояние собственных и привлеченных средств банка и их размещение в кредитные и другие активные операции. Анализ банковского баланса позволяет определить такие финансовые показатели, как ликвидность, доходность, степень риска отдельных операций банка и их источники.

Балансы банков строятся по унифицированной форме. Степень детализации операций ограничена коммерческой тайной, характерной для практики коммерческих банков, которые работают в условиях конкуренции. Обычно в балансах не выделены сомнительные и убыточные операции, страховые резервы, используемые для покрытия этих операций. Одновременно должна быть обеспечена достоверность и наглядность баланса, чтобы не подорвать конкурентоспособность банков и доверие к ним.

Банковский баланс относится к средствам коммерческой информации. Он отвечает таким основным ее требованиям, как оперативность, конкретность и солидность. Оперативность банковского баланса проявляется в его ежедневном составлении. Баланс является источником конкретной информации о наличии денежных средств в банке и платежеспособности его клиентов, кредитных ресурсах и их размещении, надежности и устойчивости самого банка. Солидность баланса заключается в его достоверности, подтвержденной аудиторскими проверками.

Бухгалтерский баланс в полной мере должен отражать операции, проводимые банком, служить базой для принятия управленческих решений, отражать реально получаемую прибыль