Финансы. Налоги. Льготы. Налоговые вычеты. Госпошлина

Указ о курортных сборах. Федеральный закон о курортном сборе

Госдума приняла в третьем, окончательном чтении закон о введении курортного сбора. Документ предусматривает введение в экспериментальном режиме в 2018-2022 годах платы с туристов за пользование курортной инфраструктурой в Крыму, Алтайском, Краснодарском и Ставропольском краях.

Введение в действие региональных законов, регулирующих взимание курортного сбора, переносится на полгода относительно срока в принятой в первом чтении редакции документа - до 1 мая 2018 года.

Согласно закону, курортный сбор будет зачисляться в бюджет субъекта РФ, на территории которого проводится эксперимент. Для сбора и распределения этих средств предлагается создать фонд развития курортной инфраструктуры, который будет частью средств бюджета субъекта РФ. При этом в 2018 году в бюджеты муниципальных образований будет направлено 70% прогнозируемых доходов от уплаты сбора на территории соответствующего муниципального образования. В последующие годы 100% средств фонда будут распределены между муниципалитетами.

Инициатором введения курортного сбора может быть только муниципалитет. Если муниципалитет счел эксперимент неудачным, он направляет главе региона письмо с просьбой прекратить его, сообщал ранее глава комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров.

Использование доходов от курортного сбора будет исключительно целевым. В частности, направление средств от курортного сбора на дорожное строительство и объекты коммунальной инфраструктуры не допускается. В субъектах РФ предлагается создать общественные советы, которые будут осуществлять контроль за целевым расходованием ассигнований фонда.

В 2018 году предельный размер курортного сбора не может превышать 50 рублей в сутки, далее предельная величина сбора составит 100 рублей. Курортный сбор взимается не позднее момента выезда гражданина из объекта размещения. Доходы от курортного сбора не учитываются при расчете бюджетной обеспеченности субъектов Федерации для назначения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности.

В законе прописывается, что плательщиками курортного сбора могут быть только совершеннолетние граждане, пребывающие в регионе эксперимента более 24 часов.

К льготным категориям граждан, освобожденным от уплаты курортного сбора, добавляются лица, сопровождающие инвалидов первой группы и детей-инвалидов. От уплаты сбора планируется освободить федеральных льготников - Героев Советского Союза, Героев России, Героев Социалистического Труда, Героев Труда РФ, ветеранов войн, инвалидов первой и второй группы, инвалидов войн, а также малоимущие семьи.

У регионов есть право добавлять свои льготы по курортному сбору. Муниципалитеты получат право предоставлять региону свои рекомендации по льготам на уплату курортного сбора.

19 июля Госдума на пленарном заседании в среду приняла в третьем чтении закон «О проведении эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в республике Крым, Алтайском крае, Краснодарском крае и Ставропольском крае», внесенный правительством РФ.

Документ предусматривает проведение эксперимента по введению платы за пользование курортной инфраструктурой (курортного сбора) в Крыму, Алтайском, Краснодарском и Ставропольском краях.

Каждый из этих регионов сможет создать фонд развития курортной инфраструктуры, средства которого могут быть направлены лишь на финансирование работ по проектированию, строительству, реконструкции, содержанию, благоустройству и ремонту объектов такой инфраструктуры.

Законом устанавливаются сроки проведения эксперимента - до 31 декабря 2022 года. Законы субъектов РФ о введении курортного сбора должны быть приняты не позднее 1 декабря 2017 года, а взимание курортного сбора должно начаться не ранее 1 мая 2018 года.

Проведение эксперимента обосновывается необходимостью сохранения, восстановления и развития курортов, формирования единого туристского пространства, создания благоприятных условий для устойчивого развития сферы туризма.

Размер сбора и оплата

Закон предусматривает, что размер курортного сбора не может составлять более 100 рублей за сутки фактического пребывания в объекте размещения. Максимальный размер сбора в 2018 году устанавливается на уровне 50 рублей.

При этом размер сбора может быть дифференцирован, в том числе снижен до нуля, в зависимости от сезонности, времени пребывания плательщика в объекте размещения, значения курорта, местонахождения территорий муниципальных образований, входящих в территорию эксперимента. Конкретные ставки сбора будут устанавливаться законом соответствующего субъекта РФ.

Согласно закону, плательщиками сбора являются физические лица, достигшие совершеннолетнего возраста, проживающие в объектах размещения более 24 часов.

Сумма курортного сбора, подлежащая уплате, определяется как произведение количества дней фактического проживания плательщика курортного сбора в объекте размещения, за исключением дня заезда, и соответствующего размера курортного сбора. При этом сумма сбора, подлежащая уплате, не включается в стоимость проживания. Кроме того, сбор взимается не позднее момента выезда из объекта размещения.

Полномочия субъекта

Курортный сбор вводится законом субъекта РФ в муниципальных образованиях, входящих в территорию субъекта.

Субъект РФ утверждает порядок и сроки предоставления муниципальными образованиями заявок о включении территорий муниципальных образований в территорию эксперимента или об исключении из территории эксперимента, предложений по определению размера курортного сбора и (или) по определению иных категорий лиц, освобождаемых от уплаты курортного сбора.

Взимание курортного сбора может быть прекращено на территории муниципального образования законом субъекта РФ на основании заявки соответствующего муниципального образования об исключении из территории эксперимента.

Законом закрепляется создание общественного совета при субъекте РФ, целью которого является осуществление общественного контроля за целевым расходованием средств, полученных в результате реализации законопроекта о курортном сборе.

Глава комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров ранее уточнял, что такой орган будет также готовить, анализировать предложения по подготовке законодательных актов регионов, нормативных актов муниципалитетов и соглашений между муниципалитетами и регионами.

Объем бюджетных ассигнований, полученных в результате реализации данного закона и направляемых в бюджет муниципального образования, должен составлять в 2018 году не менее 70% прогнозируемого объема доходов бюджета субъекта РФ от уплаты курортного сбора на территории этого муниципального образования. В последующие годы эксперимента данный объем должен составлять 100%.

По оценке правительства, суммарный дополнительный объем поступлений в период с 2018 по 2022 год в Ставропольском крае превысит 2,02 миллиарда рублей, в Краснодарском крае - 8,3 миллиарда рублей, в Крыму - 16,4 миллиарда рублей.

Прогнозируемые доходы от введения курортного сбора рассчитывались исходя из общего туристического потока (за исключением льготных категорий граждан и с учетом 5%-ного ежегодного роста), среднего числа дней, проведенных гражданами на территории курортов (14 дней), ставки курортного сбора 50 рублей за сутки.

В среду, 19 июля, в третьем чтении приняла закон о введении курортного сбора. Документ предусматривает взимание специального налога с туристов, которые посещают Алтайский и Краснодарский край, Ставрополье, а также Крым. оценила значение и перспективы нововведения.

Суть вопроса

В соответствии с новым законом, с 1 января 2018 года каждый, кто приезжает на отдых в один из четырех российских регионов, должен уплатить курортный налог. Размер выплаты зависит от сезона, расположения курорта, продолжительности проживания в конкретном месте и других факторов. Конкретную сумму субъекты РФ вправе устанавливать самостоятельно, но она не должна превышать 50 рублей в сутки с человека в 2018 году и 100 рублей в последующие годы. От налога освобождаются инвалиды I и II групп, ветераны, блокадники, герои СССР и России, лица, прибывшие на курорт для специализированного лечения, несовершеннолетние и некоторые другие льготные категории граждан. Их окончательный список также остается прерогативой региональных властей.

Право взимать курортный сбор предоставлено любому объекту размещения (гостиницам, санаториям, хостелам, гостевым домам, кемпингам, частным апартаментам и т.д.), оказывающему соответствующие услуги на легальной основе.

Фото: Артем Креминский / РИА Новости

По прогнозам, за четыре года сумма поступлений в местный бюджет будет довольно значительной. Она составит от 2,02 миллиарда рублей в Ставропольском крае до 16,4 миллиарда рублей в Крыму.

Все собранные средства планируется направить на развитие объектов региональной туристической инфраструктуры. К таковым относятся объекты лечебно-оздоровительного, спортивного, социально-культурного и рекреационного назначения, включая леса, парки, пляжи и набережные. Пока нововведение объявлено временной мерой. Эксперимент продлится пять лет - до 31 декабря 2022-го. После оценки его экономической целесообразности будет принято решение, сохранять ли его в нынешнем виде и распространять ли на другие регионы.

Мировой опыт

Существуют две основные модели курортного сбора: либо турист платит фиксированную сумму в сутки или процент от стоимости оказываемых услуг непосредственно отельеру, либо курортный сбор сразу включается туроператором в стоимость тура. В последнем случае деньги делятся в заранее оговоренной пропорции между туроператором, региональными властями и конкретным отельером.

Курортный сбор - обычная практика во многих странах мира, и ее эффективность не вызывает сомнений. Только в Европе туристический налог ввели у себя 14 государств. Его сумма зависит от множества факторов - от страны, города, типа размещения, уровня гостиницы и даже стоимости конкретного номера. Например, в разных частях Италии курортный сбор колеблется от 0,5 до 7 евро, во Франции - от 1 до 3 евро, в Испании - от 0,7 до 2,5 евро, в Австрии - от 1 до 2,5 евро, в Бельгии - от 2,15 до 8,75 евро, в Болгарии - от 0,5 до 1,5 евро, в Хорватии - от 0,25 до 1 евро. В Париже - 0,99 евро за ночь в отеле от трех звезд и ниже, в четырех- и пятизвездочных - от 1,5 до 4,4 евро. В Гааге с постояльца кемпинга возьмут 1,27 евро, а с обитателя пятизвездочного отеля - 4,76 евро. В Берлине, Кельне и Амстердаме сбор привязан исключительно к номеру и составляет 5 процентов от его стоимости. В Будапеште эта сумма не превышает 4 процентов.

В других уголках планеты туристический сбор еще больше. Так, в Нью-Йорке он состоит из двух частей - фиксированной и плавающей. Первая составляет 2 доллара за ночь с человека. Вторая привязана к стоимости номера в сутки и равна 13,25 процента. В Египте туристы платят 7 долларов, в Таиланде - 12 евро, в Доминиканской Республике - 20 долларов, на Кубе - примерно 22 евро. В Марокко сумма туристического сбора зависит от стоимости авиабилета. Пассажиры бизнес-класса платят 400 дирхамов (около 36 евро), а прибывающие в страну эконом-классом - в четыре раза меньше.

Фото: Сергей Мальгавко / РИА Новости

Вырученные средства поступают в местный бюджет и расходуются на поддержание туристической инфраструктуры в широком смысле слова - не только на благоустройство, но также на проведение различных фестивалей и реставрацию памятников. А в Барселоне знаменитый храм Саграда Фамилия достраивается именно на деньги туристов.

В некоторых странах, например, в эмирате Рас-эль-Хайм, действует прогрессивная шкала налогообложения, благодаря которой бюджетные туристы не платят за богатых.

С 1991 по 2004 годы курортный сбор существовал и в России. Он был установлен в размере 5 процентов от минимальной месячной зарплаты. Для гостей из дальнего зарубежья сумма была выше. В середине 2000-х, в рамках общего курса на резкое сокращение налогов для вывода бизнеса из тени, от сбора отказались.

Чего ждать

Участники отечественного туристического рынка в целом позитивно оценили данное постановление.

«Введение курортного сбора - это правильный путь», - полагает гендиректор холдинга «Випсервис» и советник главы . - Однако в первый год было бы правильней сделать его фиксированным и взимать единую сумму за всю поездку».

По мнению председателя комитета Госсовета Республики Крым по санаторно-курортному комплексу и туризму Алексея Черняка, это решение положительно скажется на развитии отрасли. «Новый закон поможет легализовать деятельность многих объектов размещения, - заявил Черняк «Ленте.ру». - Кроме того, доходы от сбора пойдут на развитие курортной инфраструктуры, которая стремительно изнашивается из-за колоссального притока туристов в высокий сезон».

С ним согласен директор по развитию OneTwoTrip Аркадий Гинес. «Эта мера - на пользу отечественным курортам. Улучшение инфраструктуры приведет к развитию въездного и внутреннего туризма. При этом важно, чтобы полученные средства шли исключительно на развитие туризма в тех регионах, где они были собраны», - отметил Гинес.

Напротив, директор по связям с общественностью компании Tez Tour Лариса Аханова считает, что курортный сбор было бы логичнее вводить только после того, как вся туристическая инфраструктура страны будет приведена к общему знаменателю. «В среднем россияне отдыхают на российских курортах 7−10 дней. Причем бюджетным отдых внутри страны назвать нельзя. Для семьи из нескольких человек курортный сбор может представлять существенную сумму. А значит, есть опасность, что туристы отреагируют уходом в нелегальный сектор», - сказала Аханова.

С ней согласна PR-директор компании BSI Group . «Стоимость отдыха - одно из главных преимуществ российских курортов. Поэтому вводить дополнительный сбор необходимо максимально продуманно и осторожно, иначе последствия могут быть негативными», - прокомментировала Баранова.

Остается добавить, что во всех четырех регионах, перечисленных в новом законе о введении курортного сбора, в 2017 году отмечен рост турпотока по сравнению с аналогичным периодом 2016 года. По данным компании Biletix, объем продаж авиабилетов в Горно-Алтайск увеличился на 34 процента, в Сочи - на 20 процентов, в Минеральные Воды - на 75 процентов. Что касается Крыма, то полуостров продолжает оставаться наиболее востребованным туристическим направлением на летний сезон.

Налог на отдыхающих будет экспериментом в четырёх регионах, он должен пойти на развитие инфраструктуры курортов

Правительство России рассмотрело и одобрило на своём заседании законопроект о проведении эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в ряде субъектов Федерации. Конкретно речь идёт о введении с 1 января 2018 года по 31 декабря 2022 года курортного сбора в Республике Крым, Алтайском, Краснодарском и Ставропольском краях. По итогам эксперимента будет решено, вводить ли курортный сбор на всей территории страны или отказаться от его введения. Скоро законопроект будет направлен в Госдуму.

Возвращение к прошлому

Проект федерального закона был подготовлен Минкавказом России в соответствии с поручением президента по итогам заседания президиума Госсовета о повышении привлекательности российских курортов, которое прошло в августе 2016 года. Документ одобрила комиссия по законопроектной деятельности Правительства 17 апреля 2017 года. Сбор с курортников должен пойти на сохранение, восстановление и развитие объектов лечебно-оздоровительного, социально-культурного, физкультурно-спортивного и рекреационного назначения.

Такой сбор в нашей стране существовал, он был установлен законом РСФСР от 12 декабря 1991 года, утратившим силу в 2004 году.

Курортный сбор - это дополнительный налог на туристов. Владимир Путин попросил на президиуме Госсовета с осторожностью подходить к его взиманию. «Если это делать, то очень аккуратно, не задирая платежи, незаметно для окружающих».

Законопроект о проведении эксперимента отдаёт на откуп субъектам Федерации размер курортного сбора, порядок и сроки его исчисления, уплаты и перечисления в бюджет субъекта, перечень лиц, освобождённых от его уплаты.

Платить курортный сбор должны будут как россияне, так и иностранцы. От него освобождаются организации и индивидуальные предприниматели, ведущие бизнес в курортных зонах. Предполагается, что в стоимость путёвки этот сбор вноситься не будет, его отдыхающие заплатят при заезде или выезде с курорта.

Имей лишних сто рублей

Так на сколько же придётся раскошелиться дорвавшимся до отдыха гражданам? На эту тему шли дискуссии, звучали разные цифры. Министр финансов Антон Силуанов говорил о 50-100 рублях в день. Губернатор Ставропольского края Владимир Владимиров приемлемой суммой называл 100 рублей, заместитель министра РФ по делам Северного Кавказа Андрей Резников таковой считает 150 рублей, а министр курортов и туризма Крыма Сергей Стрельбицкий думает, что сбор должен быть единовременным и не превышать 300 рублей с физического лица.

В законопроекте предусматривается, что размер курортного сбора не может составлять более 100 рублей за сутки фактического пребывания в объекте размещения. Он может быть дифференцирован в зависимости от сезонности (в том числе снижен до 0 рублей), времени пребывания человека на отдыхе, значения курорта и местонахождения территорий муниципальных образований, входящих в территорию эксперимента.

Говорится в проекте закона и о создании Фонда развития курортной инфраструктуры, который будет финансировать работы по проектированию, строительству, реконструкции, содержанию, благоустройству курортных объектов

Курортный сбор, по словам замминистра по делам Северного Кавказа Андрея Резникова, не будет распространяться на детей до 18 лет, инвалидов и сопровождающих их лиц, ветеранов, Героев СССР и России, Героев Социалистического Труда, чернобыльцев и тех, кто приехал в регион учиться или работать. Регионы также могут по своему усмотрению вводить дополнительные льготные категории граждан.

Туристы уйдут к бабушкам?

Как считает член Комитета Совета Федерации по социальной политике Игорь Фомин, регионы должны строго отвечать за расходование средств, полученных с курортного сбора. А если он себя не оправдает, не докажет эффективность, то ничто не мешает по итогам эксперимента его отменить.

Крым на сегодняшний момент не совсем готов к введению курортного сбора, заявил глава республики Сергей Аксёнов. Потому что на полуострове пока ещё много находящихся «в тени» мини-отелей и квартир.

Сторонником дополнительной платы за отдых является депутат Госдумы Виталий Милонов, предлагавший ввести курортный сбор ещё в 2015 году. Он хотел бы, чтобы эти деньги взимались не только на курортах, но и в туристических городах. Они помогут навести порядок в гостиничном бизнесе.

Член Комитета Совета Федерации по экономической политике Михаил Щетинин против того, чтобы допналог на туриста шёл, например, на уборку мусора - это дело местных властей и владельцев отелей. Но поддержку технической и медико-организационной работы на курортах можно усилить за счёт сборов с отдыхающих.

Представители турбизнеса скептически относятся к курортному сбору. Сейчас, как говорит директор по связям с общественностью компании «Tez Tour Россия» Лариса Аханова, туристы готовы уйти к другому агентству из-за разницы в цене тура в 1 тысячу рублей. А сбор за всю семью из нескольких человек может составить приличную сумму. «Люди в целях экономии предпочтут ехать отдыхать самостоятельно, снимая койко-место у бабушек. Доля организованного туризма может начать снижаться», - говорит гендиректор «Интуриста» Виктор Тополкараев.

Однако курортный сбор - мировая практика. Например, в Египте он составляет 7 долларов, а в Каталонии (Испания) - 0,75-2,50 евро с каждого постояльца за сутки проживания. Во Франции размер сбора определяют муниципалитеты, он также зависит от звёздности отеля. Отели ниже трёх звёзд берут 0,9 евро, а пятизвёздные - 3 евро. Но в других туристических странах - Болгарии, Турции, Индии - такого налога нет.

Эксперимент по взиманию с туристов платы за пользование курортной инфраструктурой пройдет с 1 мая 2018 года по 31 декабря 2022 года в Республике Крым, Алтайском, Краснодарском и Ставропольском краях. За принятие соответствующего закона в третьем и окончательном чтении проголосовали сегодня депутаты Госдумы.

Установлено, что сумма сбора не должна будет превышать 100 руб. с человека в сутки, а в 2018 году она составит максимум 50 руб. в сутки. Также определено, что средства от налога будут направлены на развитие курортов, за исключением объектов системы коммунальной инфраструктуры и автомобильных дорог. При этом размер сбора может быть дифференцирован в зависимости от сезона (в том числе снижен до 0 руб.), времени пребывания плательщика, значения курорта в соответствии с законодательством.

Размер курортного сбора, порядок и сроки его уплаты, перечень лиц, освобожденных от его уплаты участвующие в эксперименте субъекты Федерации должны установить до 1 декабря текущего года.

В каком случае туроператор должен информировать туриста об эпидемиологически неблагополучных странах и риске инфекционных заболеваний в планируемой для посещения местности? Ответ – в "Энциклопедии решений. Договоры и иные сделки"
Получите бесплатный доступ на 3 дня!

Определен также круг лиц, которые освобождаются от уплаты сбора. Среди них:

  • удостоенные званий Героя Советского Союза, Героя РФ или являющиеся полными кавалерами ордена Славы;
  • удостоенные звания Героя Социалистического Труда или Героя Труда РФ либо награжденные орденом Трудовой Славы трех степеней;
  • участники Великой Отечественной войны;
  • ветераны боевых действий;
  • награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда";
  • инвалиды 1 и 2 группы;
  • малоимущие семьи;
  • прибывшие на территорию эксперимента с целью получения специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи;
  • лица в возрасте до 24 лет, обучающиеся по очной форме обучения в образовательных учреждениях, расположенных на территории эксперимента;
  • постоянно работающие на территории эксперимента на основании трудового договора или служебного контракта;
  • имеющие место жительства на территории эксперимента и др.

Напомним, правительство внесло законопроект о курортном сборе в Госдуму в начале мая . Эта инициатива широко обсуждалась экспертами на различных площадках. Так, общественники предлагали ограничить размер сбора определенным процентом от , а также предоставить его плательщикам . Кроме того, ряд экспертов выступал за .

Кроме того, проведенный порталом ГАРАНТ.РУ опрос показал, что большинство респондентов эту идею также . Одни респонденты опасаются коррупции, другие – повышения размера сбора в дальнейшем, а третьи уверены, что развивать курорты нужно за счет привлечения частных инвесторов. И только 5% опрошенных не пожалеют эту сумму на улучшение качества курортного сервиса.