Финансы. Налоги. Льготы. Налоговые вычеты. Госпошлина

Сценарий театрализованного представления, посвященного годовщине полного снятия блокады Ленинграда – «Да будет мерой чести Ленинград». Открытое внеклассное мероприятие

Блокада Ленинграда(сценарий)

« И помнит мир спасённый…» (к годовщине снятия блокады Ленинграда).

Песня « Слушай, Ленинград!» (слова А.Чуркина, музыка В. Соловьёва-Седого), 1-ый куплет. (Слайды № 1- 3)

- …Чтоб снова на земной планете

Не повторилось той зимы,

Нам нужно, чтобы наши дети

Об этом помнили, как мы!(Юрий Воронов)

Ленинград! Для всех людей на планете этот город стал символом стойкости, мужества, самоотверженной любви к Родине, удивительной силы духа русского народа. (Слайды № 4-5)

Ленинград! Этот город стал также символом неисчислимых бед и страданий, которые принесла человечеству вторая мировая война.

По «плану Барбаросса», утверждённому Гитлером в декабре 1940 года, фашисты хотели захватить Ленинград раньше, чем Москву. Они ненавидели Ленинград и боялись его. Бои под Ленинградом шли больше двух с половиной месяцев. (Слайд № 6)

В августе 1941 года кольцо блокады вокруг Ленинграда сомкнулось. Начались суровые 900 дней блокады. Ужасную участь готовил Гитлер Ленинграду. Он хотел стереть этот город с лица земли. (Слайд № 7)

Фашисты окружили Ленинград, обстреливали его из артиллерийских орудий всех калибров и беспрерывно бомбили город с воздуха. На защиту родного города поднялись все его жители. В короткий срок он был превращён в город-крепость. (Слайд № 8)

Но Ленинград стоит, к победе кличет,

И все слова бессильны и пусты.

Чтобы потомкам передать величье

Его неповторимой красоты.

И люди шли, чтоб за него сражаться,

Тот, кто не трус, кто честен был и смел, -

Уже бессмертен. Слава ленинградцам!

Честь – их девиз. Бессмертье – их удел. (А.Гитович)

Зимой 1941-1942 годов в городе не было топлива и электричества. Истощенные, голодные, измученные непрерывными бомбёжками и артобстрелами, ленинградцы жили в неотапливаемых домах. Замёрзли водопровод и канализация. За водой приходилось ходить на реку Неву. (Слайд № 9)

Смерть входила во все дома. 20 ноября 1941 года норма выдачи хлеба в Ленинграде достигла своего минимума: рабочим выдавалось 250 граммов хлеба в день, всем остальным – 125 граммов. 125 граммов – это кусочек хлеба размером со спичечный коробок…и это была норма на весь день. (Слайды № 10-11)

Это было трудно назвать хлебом. Это была тёмно-коричневая липкая масса, отдававшая горечью. Она на 40 процентов состояла из различных примесей, в число которых входила целлюлоза, получаемая из древесины. (Слайд №12)

Пытаясь заглушить муки голода, люди ели домашних животных и птиц. Варили суп или студень из столярного клея. Употребляли в пищу лекарства. Многие ездили на Бадаевские склады, собирали комья мёрзлой земли. Правда, сахар, превратившийся во время пожара в густой сироп, ещё раньше организованно собрали и переработали. Но «бадаевская» земля считалась ценным продуктом. Её глотали, запивая кипятком, или вымачивали и пили чуть сладковатую мутную воду.

Голодная смерть косила людей. Свыше 640 тысяч ленинградцев погибли от голода. Весь мир знает историю семьи ленинградской девочки Тани Савичевой. (Слайд № 13). Это была обычная большая ленинградская семья. Во время блокады все члены этой семьи умерли от голода. Об этом стало известно из дневника, который вела Таня Савичева. На последней странице своего дневника Таня написала: « Савичевы умерли все. Осталась одна Таня». (Слайды №14-17).

Фашисты думали, что голодные, мёрзнущие люди перессорятся между собой из-за куска хлеба, из-за полена дров, перестанут защищать город и в конце концов сдадутся. (Слайды № 18-21)

Враг силой не мог нас осилить, (Слайды № 22-23)

Нас голодом хочет он взять,

Отнять Ленинград у России,

В полон ленинградцев забрать.

Такого во веки не будет

На невском святом берегу,

Рабочие русские люди

Умрут, не сдадутся врагу. (Николай Тихонов)

Но гитлеровцы просчитались. Люди, переживающие блокаду, не потеряли человечности, доверия и уважения друг к другу.

Вспоминает тимуровка блокадного Ленинграда Милютина Заря Александровна (Слайд № 24): « Страшная зима 1941 года. В уголке булочной стоит маленькая девочка лет семи. Люди, едва держащиеся на ногах от голода, все до единого, проходя мимо девочки, отламывали от своего скудного пайка маленький кусочек хлеба, по пять-десять граммов, - хотя для каждого это был кусочек жизни. Они думали, что девочка начнёт его тут же жадно есть, но этого не случилось. Она рассказала, что вчера умерла мама, а дома осталась маленькая сестрёнка. Она плачет и просит есть, и вот этот хлеб для неё ».

Другая тимуровка блокадного Ленинграда, Тюлева Ольга Николаевна, вспоминает другой случай: « Однажды в булочной в очереди за хлебом мне стало плохо от голода. Я потеряла сознание. Меня бережно подняли, посадили, вложили в руку упавшие на пол хлебные карточки».

Осаждённый город продолжал жить. В Ленинграде работали фабрики и заводы, работали театры и музеи. В первую блокадную зиму в городе работало 39 школ. Местом учёбы стали и некоторые бомбоубежища. В жутких условиях, когда не хватало еды, воды, дров, тепла и одежды, многие ленинградские дети учились. Многие шатались от голода, сильно болели. Случалось, что ученики умирали – не только дома, на улице по дороге в школу, но и прямо в классе.

Девчушка руку протянула

И головой – на край стола.

Сначала думали – уснула

А оказалось – умерла.

Ленинградские школьники не только учились, но чем могли, помогали взрослым. (Слайд №25)

В далёком тревожном военном году,

Под гром батарей, у страны на виду

Стояли со взрослыми рядом

Ребята у стен Ленинграда.

И мы никогда не забудем с тобой,

Как наши ровесники приняли бой,

Им было всего лишь тринадцать,

Но были они ленинградцы. (А.Коростылёв)

Песня «Слушай, Ленинград!»(2-ой куплет)

Ленинградские мальчишки и девчонки создавали тимуровские команды и помогали взрослым в борьбе против фашистов. (Слайд № 26)

Они дежурили на крышах и тушили зажигательные бомбы. Они работали в госпиталях: мыли полы, кормили раненых, давали им лекарства.

Они обходили квартиры, помогали ослабевшим от голода ленинградцам выкупать хлеб по хлебным карточкам, приносили им воду с Невы и дрова.

В двенадцать-пятнадцать лет они становились станочниками, сборщиками, выпускали боеприпасы и оружие для фронта.

Они рыли окопы и работали на первых ленинградских огородах. А ведь сами они едва держались на ногах от голода.

Сотни юных ленинградцев были награждены орденами, тысячи – медалями « За оборону Ленинграда». (Слайд № 27)

Правительство делало все, чтобы помочь Ленинграду. 21 ноября 1941 года по тонкому льду Ладожского озера начала действовать дорога, которую ленинградцы назвали « Дорогой Жизни ». (Слайд № 28)

Дорогой жизни шёл к нам хлеб

Дорогой дружбы многих к многим

Ещё не знают на земле

Страшней и радостней дороги. (Надпись на памятнике)

- « Дорога Жизни» спасла от голодной смерти многих ленинградцев. Шофёры вели свои машины по льду с открытыми дверями. Фашисты бомбили « Дорогу Жизни», и машины проваливались под лёд вместе с водителями. Многие водители погибали, но никто не отказывался от опасных рейсов.

Вся страна узнала о подвиге шофёра Филиппа Сергеевича Сапожникова. Из-за поломки машины Филипп Сапожников отстал от своей колонны. Произошло это чуть ли не сразу после выезда колонны с базы снабжения, и поэтому весь остальной путь ему пришлось совершать в одиночку.

На озере Сапожникова настигла метель. Она лезла во все щели старенького «газика», шумела и бесновалась вокруг одинокой машины и, что особенно неприятно водителю, засыпала снегом ветровое стекло. Проще было остановить машину и терпеливо дождаться конца непогоды. Но мёрзнуть Сапожникову не хотелось. Позади осталась дальняя дорога, а впереди, в каких-нибудь десяти километрах, лежал заветный западный берег. Хоть и медленно, но Сапожников продвигался к конечной цели рейса.

Больше всего беспокоила опасность сбиться с пути. Он часто выскакивал из кабинки и, протирая рукавицей ветровое стекло, старался разглядеть хоть какие-нибудь признаки грузовой трассы. Кругом виднелись одни сугробы. Над Ладогой опускалась ночь.

Так Сапожников проехал ещё несколько километров…И вдруг случилось самое худшее, что может подстеречь шофёра в подобных условиях: жалобно чихнув, замолчал мотор.

Встревоженный Сапожников выскочил из кабины. Он понимал, что обязан действовать как можно расторопнее – иначе мотор остынет, и потом никакими силами его не заведёшь. Окоченевшими, негнущимися пальцами он перебрал карбюратор, продул шланг, но мороз, видно, действовал ещё быстрее. Все попытки завести мотор ни к чему не привели.

Как поступать в таких случаях? Выход, который нашёл Сапожников, возможно, и не предусмотрен в служебных наставлениях для шофёров, но ничего другого он придумать не смог. Сапожников облил бензином свою меховую рукавицу, чиркнул спичкой и, поддев пылающую рукавицу на заводную ручку, стал разогревать мотор.

Ветер раздувал пламя, и, как ни ловчи, оно доставало пальцы, причиняя мучительную боль. Стиснув зубы, Сапожников решил потерпеть. В конце

концов цель была достигнута: мотор загудел. Теперь оставалось проехать несколько последних километров, чтобы сдать товар на складе и отправиться к себе в роту, где его ждал отдых. Эти последние километры оказались самыми тяжёлыми.

Пальцы Сапожникова, в особенности на правой руке, покрылись волдырями. Всякое прикосновение к ним вызывало настолько острую боль, что он невольно вскрикивал. И всё же надо было добраться до берега…

Сапожников забрался в кабину. Зажмурив глаза, он огромным усилием воли заставил себя взяться за баранку, но удержать её не смог. Тогда он упёрся в баранку локтями и повёл машину.

Его «газик», который шарахался из стороны в сторону, первыми заметили регулировщики, дежурившие у Вагановского спуска к озеру. Подбежав к «газику», регулировщики увидели в кабине бледного водителя с перекошенным от боли лицом. Локтями он упирался в баранку, а растопыренные осторожно пальцы держал перед собой.

« Позовите кого-нибудь из шофёров,- прохрипел он, - мне самому машину в гору не поднять…»

Когда к «газику» Сапожникова подбежала медсестра и, взглянув на обожжённые пальцы пострадавшего, сразу же велела ему идти в медсанчасть, Филипп Сергеевич медленно покачал головой.

« Обожди, сестричка, не торопись, - сказал он тихо, с трудом преодолевая боль. – Успеем ещё полечиться…»

Сапожникову хотелось прежде всего сдать на склад доставленный им хлеб. Так он и поступил, упрямая душа.

Герой не тот,

Кто шествует на плаху

С улыбкой беззаботной на губах.

Не тот,

Кто никогда не знает страха,

А тот, кто первым побеждает страх.

И если он однажды скажет:

« Надо!» -

То люди знают –

Рядом будет он…

Я говорю спасибо Ленинграду,

Что он людьми такими

Наделён. (Юрий Воронов)

На подступах к Ленинграду советская армия вела тяжёлые бои, чтобы прорвать вражеское кольцо. 18 января 1943 годаЛенинград вновь и навсегда соединился с Большой землёй. (Слайды № 29-30)

Но ещё целый год гитлеровцы бомбили и обстреливали Ленинград, каждый день несли смерть и разрушения. И вот настал момент решительного удара. (Слайды №31-33)

27 января 1944 года блокада Ленинграда была окончательно снята. Впервые за 28 месяцев ленинградцы, не опасаясь бомб и снарядов, вышли на израненные, но прекрасные и праздничные улицы, площади, набережные. Город праздновал своё освобождение. (Слайды № 34-35)

За своё освобождение Ленинград заплатил дорогой ценой. 640 тысяч ленинградцев погибло от голода. Более 500 тысяч солдат погибли под Ленинградом, защищая город и участвуя в прорыве блокады. (Слайды № 36-37)

Под шелестом опущенных знамён

Лежат бок о бок дети и солдаты.

На пискарёвских плитах нет имён,

На пискарёвских плитах только даты.

Год сорок первый…

Год сорок второй…

Полгорода лежит в земле сырой. (Вольт Суслов)

Безгранична наша скорбь о погибших в блокаду. Но силу, а не слабость рождает она. Силу восхищения подвигом ленинградцев. Благодарность людям, отдавшим свою жизнь во имя нашей.

Наш долг – любить Родину так, как они, сделать для Родины всё, что они не успели.

Герои не умирают. Они и сегодня зовут вперёд.

Спасибо же вам, живущим в нашей памяти, в наших делах!

Люди! Через века, через года

Помните о тех, кто уже не придёт никогда!

Люди! Пока сердца стучатся!

Помните, какою ценой завоевано счастье!

Люди! Заклинаю вас! Помните!

Отряд! Равняйсь! Смирно! Защитникам города-героя Ленинграда – вечная память!

Песня « Слушай, Ленинград» (слова. А.Чуркина, музыка В.Соловьёва-Седого, 3-ий и 4 ый куплеты) (Слайды № 38-44)

Сценарий ко Дню снятия блокады Ленинграда

1. Ведущий: Российское правительство 27 января объявило Днем воинской славы России. В этот день в 1944 году была снята блокада города Ленинграда (ныне Санкт-Петербурга).

2. Подвигу советских людей в Великой Отечественной войне против фашистских захватчиков посвящается наше выступление.

На экране презентация.

1. С тех пор прошло много лет, но ленинградцы очень хорошо помнят каждый из 900 дней блокады, так как каждый день был битвой за собственную жизнь с голодом, холодом и битвой за Ленинград - символ свободы, равенства, независимости для всех людей мира.

2.В метельной ночи Ленинграда,

Померк Петропавловский шпиль.

С твоими ветрами, блокада,

Клубится морозная пыль.

3.Склонившись под мглой снеговою,

Девчонка с ведерком пустым,

Чуть движется, а за Невою,

Клубится пожарища дым.

Ролик:Группа:Сплин»Тикали тихо часики»

1.Враги надеялись, что тяжелые лишения заглушат в ленинградцах все человеческие чувства.

2.Они думали, что голодающие, мерзнущие люди перессорятся между собой из-за куска хлеба, из-за полена дров, перестанут защищать город и в конце концов сдадут его.

3.Но фашисты просчитались. Плохо знали они советских людей. Те, кто пережил блокаду, до сих пор помнят глубокую человечность безмерно страдавших ленинградцев, доверие и уважение друг к другу.

Мальчишки и девчонки Ленинграда,

Война у вас детство украла.

Лишила родных и близких.

Мы вам поклонимся низко.

Вы повзрослели так рано.

Работали ночью и днём.

За ваши душевные раны

Низкий от всех поклон.

И голод, и холод вас сковывал,

Пронзала жгучая боль.

Игрушки отброшены в сторону,

А цель лишь одна - фронт!

Спасибо, спасибо, ребятам,

За вашу отвагу и труд.

И эта скорбная дата

Запомнится нам вокруг.

начало инсценировки: «Письмо Гитлеру»участники: Журналисты, массовка

2 ведущих журналиста. Галина Ивановна

Звонов в редакцию: Диалог? Редакция?

Да, слушаю вас

Приезжайте

У меня есть письмо к Гитлеру?

Диалог между журналистами:

Но что ещё можно написать? Они, блокадники, уже всё рассказали - хотя нам ведь этого никогда не понять... Как это - стоять в очереди за хлебом с 5 утра до 11 вечера в минус 34? И уйти, так и не дождавшись даже крошки... Как это - не чувствовать уже даже боли, когда тот, с кем ты спал под одной грудой наваленных одеял, с утра больше не просыпается, и ты просто кладёшь его поближе к окну, туда, где похолоднее…

Чего ещё мы не знаем и что мы можем понять?..

(Сцена закрывается. Елка. скромный быт.)

Журналистки идут вдоль сцены, размышляя:

1.«Может, это сенсация, как думаешь?»

2.- Я думала, что Галине Ивановне просто нужно кому-то это всё рассказать - в стотысячный раз. 1.Тем более что конец января - а в январе прорвали блокаду... Фантомные боли - по зимним холодам.

Уходит. на сцене квартира Галины Ивановны.

Комментарий журналиста(на сцене сидит с письмом Галина Ивановна.)

1.У неё до сих пор не разобрана ёлка. Под ней - письмо. Нет, ей письмо - от президента

Что президент пишет, Галина Ивановна?

Г.И:- Пишет: «Берегите себя»… Ой, да это всё не то... Я же вам про главное хотела рассказать!

1.- Про войну?

Г.И.- Да, про войну…

Про то, что важнее даже, чем письмо от президента.

на экране фото Ленинграда

- …В июне 1941-го мне исполнилось 11 лет. Я ровесница Тани Савичевой, чьи блокадные дневники читал мир.

а- 17 июля отец ушёл на фронт. Прощались на Поцелуевом мосту - у него и название такое, что издавна многие там расставались.

Мы писали папе письма: Мама велела папу не расстраивать и не говорить, как Ленинград день за днём, с каждым градусом ниже нуля и с каждым сокращением норм выдачи хлеба превращается в город призраков. И Галя писала: «У нас всё хорошо, я тебя очень люблю, дорогой папулечка». А потом обводила чернилами уголок клетчатого листа: «Это место я поцеловала».

К тому времени мы стали выковыривать заплесневелые крошки, кусочки еды, которые в хорошие времена запихивали в щели деревянного стола, снизу, чтобы мама не видела. Скоро попробовала хозяйственное мыло. Выплюнула. Пропала кошка - она жалела любимую мурку. Потом стала жалеть, что не съела её сама.

1.- Галина Ивановна, а как же письмо Гитлеру, вы забыли…

Она снова развязывает тесёмки на папке. пока ищет письмо…

Чтец: перед сценой:

Как жить без мамы и отца,

Без хлеба, дома и тепла?

Всё это отняла война.

Не хлюпали, не плакали, не ныли

Ребята ленинградские, а - жили!

В них теплилась едва душа.

Подкашивались ноги от бессилья.

Всё отняла у них война…

Г.И.- Да, да… Его написала Марина, моя двоюродная сестра. Ей было 5 лет, она хотела есть, боялась воздушных тревог... Как и все мы. Её мама объяснила Мариночке, что во всём виноват Гитлер. И тогда Марина решила написать ему... Вот это письмо.

«Гитлер, ты нас обижаешь, - написано на листочке в клеточку, выдранном из тетради. - Мы сидим в коридоре. Мы не кушаем саечки. Гитлер, до свидания. Марина».

Вы знаете, что такое саечки? Это такая ленинградская белая булка… Самый вкусный на свете хлеб. Марина не умерла в блокаду, она жива и сейчас. А письмо её я хотела отдать в музей в Санкт-Петербурге. Не взяли. Поругали. А я думаю: ведь писали же дети Бармалею, а он ведь тоже отрицательный герой. Помните: «Милый-милый Бармалей, смилуйся над нами…» Хорошо, что вот теперь хоть вам рассказала.

Про самое главное.

на экране хлеб, карточка

Коптилка – мой фонарик.- сделать коптилку

Лица не различишь.

Да здравствует сухарик!

Но он мне сниться лишь.

Я – хлеб. У меня есть душа.

Я – хлеб. И мне больно бывает.

С березы листва опадает, шурша,

А хлеб каждый день оживает.

Я слышу осколков удушливый свист.

Я – ломтик, прозрачен и тонок.

И держит меня на ладони, как лист,

Голодный блокадный ребенок.

Я – хлеб. У меня есть душа.

Выходит ведущий- или учитель в образе тех лет.

Вы знаете, как едят блокадный хлеб? Нет? Я раньше тоже не знала… Я научу вас. Надо положить пайку на ладонь и отломить крохотный кусочек. И долго-долго жевать его, глядя на оставшийся хлеб. И снова отломить. И снова жевать. Надо как можно дольше есть этот крохотный кусочек. А когда весь хлеб будет съеден, подушечками пальцев соберите на середину ладони крошки и прильните к ним губами, словно хотите поцеловать их… Чтобы ни одна крошка не пропала… ни одна крошечка.

Песня- ролик: Блокадный хлеб (презентация) стоп кадр. или песня:Хлеб всему голова

на фоне песни: хлеб всему голова(текст в приложении)

в зал вносят на подносе хлеб раздают детям-по норме-100гр кусочки в салфетках

видеоряд

Молодежь и школьники наравне со взрослыми боролись за победу. Девушки-комсомолки обошли 282 000 квартир и обнаружили там 70 тысяч беспомощных больных. Их доставляли в больницы. За другими - ухаживали на дому. 10 тысяч детей были устроены в дома малюток и детские сады.

У станков стояли подростки. Чтобы дотянуться до станка, подростки становились на подставки. Они наравне со взрослыми работали без отдыха, делали снаряды, оружие. Город боролся.

Тот, кто меня слушает, должен понять,

Что это серьезное дело:

Мальчишка, как ты, не хотел умирать,

А чтобы рабочий паек получать,

Вставал он к станку неумело.

Рядом стояли такие же, как он.

Но дело не только в краюхе,

А в братстве, и в чести, и в духе.

Даниил Гранин писал:(презентация:фотоГранин,блокадная книга)

Забота, любовь к ближним своим, - она делала чудеса.

Спасались большей частью люди, которые спасали других, которые стояли в очередях за хлебом, которые ходили разбирать деревянные дома, чтобы было чем топить буржуйки, те, кто таскал воду, помогал своим близким.

Возникало особое чувство взаимопомощи, еще и тем объясняемое, что Ленинград был городом-фронтом.

Он был частью фронта. А на фронте было обязательное правило - помогать друг другу, выручать друг друга.

А ещё поддерживали письма:

Весной сорок второго года

множество ленинградцев

носило на груди жетон -

ласточку с письмом в

Маленькую ласточку из жести

я носила на груди сама.

Это было знаком доброй вести,

это означало: "Жду письма".

Этот знак придумала блокада.

Знали мы, что только самолет,

только птица к нам, до Ленинграда,

с милой-милой родины дойдет.

(текст внизу)

Кадры прорыв блокады или звуки бомбёжки и кадры финала

Мы ждали прорыва блокады

Полтысячи дней и ночей

В мученьях блокадного ада,

Средь тысяч и тысяч смертей.

Сплоченные общим страданьем,

Без света, тепла и еды,

Мы жили, крепясь ожиданьем,

Единою верой тверды.

И днем, и глухими ночами,

В жару и метельную муть.

Ну, где же вы там, волховчане?

Ещё поднажмите чуть-чуть!

И врезавшись в память глубоко,

В ней ранами ноют с тех пор

Поповка, Усть-Тосно, Дубровка,

Синявино, Мга, Красный Бор…

Мы ждали прорыва блокады

Полтысячи дней и ночей,

Ловя дальний гул канонады,

Тревожась и радуясь ей.

В январе 1943 года войска Ленинградского и Волховского фронтов получили приказ – прорвать блокаду! ролик:прорыв блокады

Чтец Во имя Родины и долга –

На бой! Сегодня наш черед.

Мы ждали молча, ждали долго

И слово сказано: «Вперед»!

И, как всегда, у Ленинграда

Простое, строгое лицо.

Вперед, орлы, ломай блокаду,

Ее железное кольцо!

За залпом залп гремит салют,

Ракеты в воздухе горячем на экране-ролик:салют в Ленинграде

Цветами пёстрыми цветут,

А ленинградцы тихо плачут.

Ни успокаивать пока,

Ни утешать людей не надо:

Их радость слишком велика -

Гремит салют над Ленинградом!

чтец: кадр -заставка

Прошло 70 лет. Выросло не одно поколение, которое никогда не знало ужасов войны. Но подвиг, совершенный ленинградцами и защитниками Ленинграда в годы блокады, навсегда останется в нашей памяти, в названиях улиц и площадей, в величественных и мемориальных комплексах нашего удивительного города.

Неугасима память поколений

И память тех, кого так свято чтим,

Давайте, люди, встанем на мгновенье

И в скорби постоим и помолчим

(Минута молчания)метроном

Ролик О Бергольц:нам от тебя не оторваться

выходят чтецы и хор

Несокрушим – ты смог в года лихие

Преодолеть все бури и ветра!

С морской душой,

Бессмертен, как Россия,

Плыви, фрегат, под парусом Петра!

Санкт-Петербург, оставайся вечно молод!

Грядущий день озарен тобой.

Так расцветай, наш прекрасный город!

Высокая честь – жить единой судьбой

Песня:Санкт –Петербург

Исполняют участники

Текст песни

Олег Кваша - Город наш Санкт- Петербург

Город проснулся с утра

Полупрозрачным и светлым.

Тысячи просек Петра

Вымыты ливнем и ветром.

Встали на место мосты,

Вспыхнули острые шпили...

И закружили, и закружили

Город петровской мечты.

Санкт-Петербург - Гордая белая птица.

Санкт-Петербург - Бронзовый царь и царица.

Санкт-Петербург - Славы российской столица.

Это частица, сердца частица,

Город наш, Санкт-Петербург.

Мимо людей и машин,

Вдоль островов и каналов

Мы всё куда-то спешим

Между великим и малым.

Любим и здесь же грешим.

Верим и рвемся к спасенью...

От поколения к поколенью

В городе нашей души.

Песня: «Хлеб всему голова» Музыка - Н.Кудрин, слова - В.Гундарев.

На весенней заре

Воздух свежий и синий.

Постаревший отец,

Седину шевеля,

Провожая его в

Первый раз на поля.

Ты запомним, сынок,

Золотые слова -

Хлеб - всему голова,

Хлеб - всему голова.

Ты запомни, сынок,

Золотые слова -

Хлеб всему голова,

Хлеб - всему голова.

Сын пошел, пошагал

По отцовскому следу,

Но война началась -

Боль огня и свинца.

В годы бед и потерь.

Добывая победу,

Нес боец по земле

Завещанье отца:

Но случилась беда -

На земле незнакомой

Был он ранен в бою

По холодной зиме.

Пайку хлеба свою

Передал он другому,

А домой написал

В треугольном письме:

На весенней заре

Воздух свежий и синий.

На страде посевной

Гул моторов и шум,

У родного крыльца

Сын погибшего сына

Говорил на заре

Внеклассное мероприятие, посвященное дню снятия блокады города Ленинграда. Сценарий

Сценарий внеклассного мероприятия "Дневник памяти"

Гарастюк Марина Станиславовна, учитель истории и обществознания МБУ СОШ № 49, г. Тольятти
Описание материала: Предлагаю Вашему вниманию сценарий для внеклассного мероприятия, посвящённого дню снятия блокады города Ленинград. Данная разработка поможет в подготовке к мероприятию классным руководителям, заместителям директора по УВР.

Цель мероприятия: способствовать формированию патриотического сознания, сохранению исторической памяти
Задачи:
1) приобщить учащихся к пониманию ценности человеческой жизни и значению подвига советского народа в Великой Отечественной войне;
2) воспитать уважение к подвигу народа в годы Великой Отечественной войны, старшему поколению.
Форма мероприятия: патриотический «Огонек»
В основе мероприятия - страницы дневника Веры Инбер
Использованы произведения: О. Бергольц, Ю. Воронова, А. Гейнца и С. Данилова, Т. Зыковой, А. Розенбаума, Д. Эстрина.
Оборудование : мультимедийная презентация - аудио и видио сопровождение, фото блокадного Ленинграда.
Участники : учащиеся 9 - 11 классов
Ход мероприятия:
Учитель: Сегодня наше мероприятие проходит в форме «Дневника памяти», мы вспоминаем одну из самых трагических страниц в истории Великой Отечественной войны – Блокаду города Ленинграда. 27 января 1944 г. - день снятия блокады, стал памятным днем нашей истории.
Звучит фрагмент из песни М. Бернеса «Слушай Ленинград»
Ученик № 1: В календаре много разных памятных дат, но для любого жителя Петербурга 8 сентября - день памяти, день скорби, день начала блокады. Сегодня, через десятилетия, мы хотим рассказать о том, как это было. Рассказать тем, кто, к счастью, этого не испытал. Мы привыкли говорить 900 дней. Но подвиг города не нуждается в преувеличениях. Запомните это число - 872 дня.
Звучит фрагмент «Священная война»
Ученик № 2 :
1941 год. На второй день войны в городе была объявлена первая воздушная тревога. А уже 10 июля - началась битва за Ленинград. В августе рухнул последний, Лужский рубеж обороны. Части вермахта вышли на западе к станции Лигово, на юге - вошли в Чудово. 8 сентября пал Шлиссельбург. Кольцо замкнулось.

Запись в дневнике от 8 сентября 1941 года:
«Удивительная, редкостная осень. Дождей нет. И в сухом и тихом тепле деревья желтеют сохранно, не теряя листьев. Так и стоят - пурпурные, янтарные, лимонно-желтые...»
Ученик № 3 : 8 сентября в 7 часов вечера на город упали первые бомбы. Шесть с половиной тысяч зажигательных бомб - и это только в первую бомбежку. На командный пункт городского штаба противовоздушной обороны начали поступать первые сообщения о разрушениях, пожарах, жертвах, В первый день бомбежки было зарегистрировано 178 пожаров.
Фрагмент артиллерийского обстрела
Автор : Запись от 17.сентября 1941 года:
«Как-то странно сделалось на душе, когда свежий женский голос сказал кратко: «До конца войны телефон выключен» Я попыталась что-то возразить, протестовать, но сама поняла, что бесполезно. Через несколько минут телефон звякнул и умолк... до конца войны».
Ученик № 1 : Планы Гитлера в отношении Ленинграда были бесчеловечны.
Ученик № 4 : Гитлер заявлял «Ленинград мы не штурмуем сейчас сознательно. Ленинград выжрет самого себя… не позднее чем через 3 - 4 недели Ленинград, как спелое яблоко, упадет к нашим ногам».
Ученик № 5 : Из дневника начальника германского Генштаба генерала Франца Гальдера:"...Непоколебимо решение фюрера сровнять Москву и Ленинград с землей, чтобы полностью избавиться от населения этих городов…… Блокировать город Ленинград кольцом. Требований о капитуляции не выдвигать.
Ученик № 2 : Согласно директивам германского командования, блокада была направлена именно против гражданского населения Ленинграда. Ни город, ни его жители нацистам были не нужны. Ярость нацистов по отношению к Ленинграду была ужасающа.
Ученик № 5 : Из дневника начальника германского Генштаба генерала Франца Гальдера: «…Проблемы, связанные с пребыванием в городе населения и его продовольственным снабжением, не могут и не должны нами решаться. В этой войне, ведущейся за право на существование, мы не заинтересованы в сохранении хотя бы части населения».
Ученик № 6 : Характерный комментарий к этим планам дал Гейдрих в письме к рейхсфюреру СС Гиммлеру: «…Четкие распоряжения касательно городов Петербург и Москва не могут быть реализованы в действительности, если они изначально не будут исполняться со всей жестокостью».
1-й чтец:
В глазницы обугленных окон
Глядится холодный восход,
Молчат на проспекте широком
Автобусы, вмерзшие и лед,
Не сдавшиеся воле судеб
Застывшие автофургоны
С голодной надписью «Хлеб»... (М. Дудин)
Автор : Запись от 10.-11.09.41
«Когда машина обогнула площадь, внезапно нам открылись черные клубящиеся горы дыма, подсвеченные снизу пламенем. Все это громоздилось в небе, взбухало, пускало страшные завитки и отроги. Шофер повернулся и сказал глухо:
- Немец бомбы бросил и поджег продовольственные склады
.. Сгоревшие Бадаевские склады - центральная кладовая Ленинграда, его «продовольственное сердце». Зловещий дым, жирный, смолистый и тяжелый, - это были горящий сахар, мука, масло..»
2 - 3 чтец (читают по очереди).
Начинается проигрыш песни «Блокадный вальс»
Кто не был там, тот, слава Богу, не был.
Не видел сквозь рассвета пелену
Беззвучно умирающее небо
И город, распахнувшийся в войну.
Не страшен страх, рождающий удушье,
Клинком мороза жалящий поддых.
Страшней, когда привычно равнодушно
Проходишь мимо не своей беды.
Когда душа надорвалась, устала,
Когда глаза устали без конца
Смотреть, как надает с небес начало
Чьего-то неизбежного конца.
Кто не был там, тот не поймет, поверьте,
Как росчерк гари, вспухший в небосвод,
Срывает с неба маску тихой смерти.
И слава Господу, что не поймет.
Песня «Блокадный вальс»
Ученик № 2 : Не успели ленинградцы оправиться от первого испытания, как на следующий день немецкая авиация повторила массированную бомбардировку города. В этот налет наблюдателями было отмечено падение 1790 зажигательных и 35 крупных фугасных бомб. Затем в ход пошла дальнобойная артиллерия
Ученик № 3 :
12 сентября - первое сокращение норм выдачи населению продуктов. Первое, но не последнее... 11 сентября 1941 гола был произведен первый полный учет продовольствия. Результаты - более чем плачевные. Над городом в полный рост поднялся бледный цриарак голода. 20 ноября нормы достигли своего минимума: рабочим выдавалось 250 граммов, остальным 125. Но даже в том кусочке хлеба, который получал ленинградец, почти половину составляли заменители.
Метроном На экране появляется рецептура блокадного хлеба.
Ученик № 4 : И вдруг - по радио поздравление:
Ученик № 5 :
«Дорогие товарищи! Послезавтра мы будем встречать Новый год. Год тысяча девятьсот сорок второй.
Ещё никогда не было в Ленинграде такой новогодней ночи, как нынешняя. Мне незачем рассказывать вам, какая она. Каждый ленинградец знает об этом сам, каждый чувствует сейчас, вот в эту минуту, её небывалое дыхание... И все-таки, вопреки всему, да будет в суровых наших жилищах праздник.
Ведь мы встречаем тысяча девятьсот сорок второй в своем Ленинграде - наша армия и мы вместе с ней не отдали его немцу, не дали ему вторгнуться в город. Мы остановили врага. Наш город в кольце, но не в плену, не в рабстве. Это уже безмерно много.
Да, нам сейчас трудно… Вот уже пятый месяц враг пытается убить в нас волю к жизни, сломить наш дух, отнять веру в победу. Но мы верим.. нет, не верим, - знаем - она будет! Может быть, товарищи, мы увидим наш сегодняшний хлебный паек, этот бедный, черный кусочек хлеба, в витрине какого-нибудь музея...»
Савченко Автор: Запись от 29 января 1942 года:
«Хлебозавод все же не прекратил работу, как мы этого боялись. Когда водопровод перестал работать, восемь тысяч комсомольцев - так же, как и все, ослабевшие от голода, озябшие, - стали конвейером от Невы до пекарских столов завода и подавали туда воду недрами из рук в руки.
Вчера у булочных очереди были громадные, хлеб привезли -только к вечеру Но всё же он был...»
Чтец :
Нет лекарств, чтоб голод укрощали
И пока он в городе везде,
Мы себе негласно запрещаем
Говорить друг с другом о еде.
А начнешь, - недобрый взгляд заметя,
Тут жс смолкнешь, будто шел на грех
К этому привыкли даже дети,
Хоть сегодня им труднее всех.
В разговорах я храню запреты
На еду, которой не забыл,
На супы, на каши и котлеты.
Но о них не думать - выше сил.
Ученик № 1 :
Пытаясь заглушить муки голода, люди ели домашних животных и птиц. Варили суп или студень из столярного клея. Употребляли в пищу лекарства. Многие ездили на Бадаевские склады, собирали комья мёрзлой земли. Правда, сахар, превратившийся во время пожара в густой сироп, ещё раньше организованно собрали и переработали. Но «бадаевская» земля считалась ценным продуктом. Её глотали, запивая кипятком, или вымачивали и пили чуть сладковатую мутную воду.
Ученик № 2 :
Голодная смерть косила людей. Свыше 640 тысяч ленинградцев погибли от голода. Весь мир знает историю семьи ленинградской девочки Тани Савичевой. Это была обычная большая ленинградская семья. Во время блокады все члены этой семьи умерли от голода. Об этом стало известно из дневника, который вела Таня Савичева. На последней странице своего дневника Таня написала: «Савичевы умерли все. Осталась одна Таня».
Звучит фрагмент Era
Ученик № 3 :
Фашисты думали, что голодные, мёрзнущие люди перессорятся между собой из-за куска хлеба, из-за полена дров, перестанут защищать город и в конце концов сдадутся. Но гитлеровцы просчитались. Люди, переживающие блокаду, не потеряли человечности, доверия и уважения друг к другу.
Ученик № 6 :
Вспоминает тимуровка блокадного Ленинграда Милютина Зоя Александровна: « Страшная зима 1941 года. В уголке булочной стоит маленькая девочка лет семи. Люди, едва держащиеся на ногах от голода, все до единого, проходя мимо девочки, отламывали от своего скудного пайка маленький кусочек хлеба, по пять-десять граммов, - хотя для каждого это был кусочек жизни. Они думали, что девочка начнёт его тут же жадно есть, но этого не случилось. Она рассказала, что вчера умерла мама, а дома осталась маленькая сестрёнка. Она плачет и просит есть, и вот этот хлеб для неё ».
Ученик № 7 :
Вспоминает тимуровка блокадного Ленинграда, Тюлева Ольга Николаевна, вспоминает другой случай: « Однажды в булочной в очереди за хлебом мне стало плохо от голода. Я потеряла сознание. Меня бережно подняли, посадили, вложили в руку упавшие на пол хлебные карточки».
Звучит фрагмент песни Матусовского
Ученик № 2 :
Осаждённый город продолжал жить. В Ленинграде работали фабрики и заводы, работали театры и музеи. В первую блокадную зиму в городе работало 39 школ. Местом учёбы стали и некоторые бомбоубежища. В жутких условиях, когда не хватало еды, воды, дров, тепла и одежды, многие ленинградские дети учились. Многие шатались от голода, сильно болели. Случалось, что ученики умирали – не только дома, на улице по дороге в школу, но и прямо в классе.
Чтец
- Девчушка руку протянула
И головой – на край стола.
Сначала думали – уснула
А оказалось – умерла.
Ученик № 5 :
Не хватало досок на гробы, не было сил, чтобы похоронить родного человека, товарища, друга. Промерзшая земля не поддавалась ни кирке, ни лому. В январе горком партии принял постановление «О производстве земляных работы. На Волконском и Пискаревском кладбище появились первые братские могилы.
Общие ямы... Зима была жестокая, морозы доходили до 30 и 40 градусов, 25 января из-за нехватки топлива, торфа замерли машины последней электростанции.
И в эту стужу город горел, горел от бомб и снарядов, от печек-буржуек.
Ученик № 3 :
Норма - «125 блокадных грамм с огнем и кровью пополам» - продолжала действовать до 25 декабря, когда хлебный паек начат потихоньку расти.
Чтец :
Скрипят, скрипят по Невскому полозья
На детских санках, узеньких, смешных,
В кастрюльках воду голубую возят,
Дрова и скарб, умерших и больных.
А девушка с лицом заиндевелым,
Упрямо стиснув почерневший рот,
Завернутое в одеяло тело
На Охтинское кладбище везет.
Везет, качаясь, - к вечеру добраться б.
Глаза бесстрастно смотрят в темноту
Скинь шапку, гражданин.
Провозят ленинградца,
Погибшего на боевом посту.
Нет, мы не плачем. Слез для сердца мало.
Нам ненависть заплакать не дает.
Нам ненависть залогом жизни стала:
Объединяет, греет и ведет
О том, чтоб не прощала, не щадила,
Чтоб мстила, мстила, мстила, как могу,
Ко мне взывает братская могила
На Охтинском, на правом берегу. (О. Бериольц)
Метраном.
Чтец :
Я к ним подойду. Одеялом укрою,
О чем то скажу, но они не услышат.
Спрошу - не ответят …
A в комнате - трое,
Нас в комнате трое, но двое не дышат.
Я знаю: не встанут.
Я все понимаю …
Зачем же я хлеб натри части ломаю? (Ю. Воронов)
Звучит грустная мелодия.
Ученик № 6 :
Правительство делало все, чтобы помочь Ленинграду. 21 ноября 1941 года по тонкому льду Ладожского озера начала действовать дорога, которую ленинградцы назвали « Дорогой Жизни ».
Чтец :
Дорогой жизни шёл к нам хлеб
Дорогой дружбы многих к многим
Ещё не знают на земле
Страшней и радостней дороги. (Надпись на памятнике)
Ученик № 1 :
«Дорога Жизни» спасла от голодной смерти многих ленинградцев. Шофёры вели свои машины по льду с открытыми дверями. Фашисты бомбили « Дорогу Жизни», и машины проваливались под лёд вместе с водителями. Многие водители погибали, но никто не отказывался от опасных рейсов.
Ученик № 2 :
Первая блокадная весна входила в город медленно. Морозы держались долго. Улицы города не убирались всю зиму они были покрыты снежно-ледяным панцирем. Страшно выглядели дворы домов, заваленные золой, мусором, нечистотами.
Автор : Запись от 30 03.42:
«Сейчас, в эти дни, решается весенняя участь города: быть эпидемии или не быть". Вспыхнет какая-нибудь инфекция или нег? Дух замирает при мысли, что на Ленинград могут обрушиться тифы, дизентерии. У кого хватит сил перенести все это? И кто будет ухаживать за больными?
Весь город - все, кто только в силах держать лопату или лом, чистят улицы. А это все равно что привести в порядок загрязненный Северный полюс: глыбы льда, торосы мусора, сталактиты нечистот. Есть много добровольцев.»
Ученик № 1 :
Ленинградские школьники не только учились, но чем могли, помогали взрослым.
Звучит песня «В далеком, тревожном году»
Ученик № 3 :
Ленинградские мальчишки и девчонки создавали тимуровские команды и помогали взрослым в борьбе против фашистов.
- Они дежурили на крышах и тушили зажигательные бомбы. Они работали в госпиталях: мыли полы, кормили раненых, давали им лекарства.
Ученик № 8 :
- Они обходили квартиры, помогали ослабевшим от голода ленинградцам выкупать хлеб по хлебным карточкам, приносили им воду с Невы и дрова.
- Сотни юных ленинградцев были награждены орденами, тысячи – медалями « За оборону Ленинграда».
Ученик № 9 :
- В двенадцать-пятнадцать лет они становились станочниками, сборщиками, выпускали боеприпасы и оружие для фронта.
Ученик № 7 :
- Они рыли окопы и работали на первых ленинградских огородах. А ведь сами они едва держались на ногах от голода.
Чтец :
В блокадных днях мы так и не узнали:
Меж юностью и детством где черта? ..
Нам в сорок третьем выдали медали
И только в сорок пятом - паспорта
И в этом нет беды, но взрослым людям,
Уже прожившим многие года,
Вдруг страшно оттого, что мы не будем
Ни старше, ни взрослее, чем тогда. (Ю. Воронов)
Метроном
Звучит фрагмент песни «Дети войны»

Ученик № 2 :
И вот в Ленинграде, в тяжелейших условиях блокады, русский человек остался человеком, продолжал жить духовной, культурной жизнью.
Седьмую симфонию Дмитрий Шостакович писал в Ленинграде и в один из сентябрьских дней рассказал об этом по радио.
Фрагмент радиопередачи
29 марта 1942 года объединенный оркестр Большого театра и Всесоюзного Радиокомитета исполнял Седьмую симфонию.
Звучит фрагмент Седьмой симфонии Д. Шостоковича.
Ученик № 1 :
И народ, пришедший слушать Ленинградскую симфонию, встал и стоя рукоплескал композитору, сыну и защитнику Ленинграда. Все глядели на него, маленького, хрупкого человечка в больших очках, и думали «Этот человек сильнее Гитлера...»
Чтец:
Им холод
Кровавит застывшие губы,
Смычки выбивает из рук скрипачей.
Но флейты поют,
Надрываются трубы,
И арфа вступает,
Как горный ручей.
Хамзина
И пальцы
На лёд западающих клавиш
Бросает, не чувствуя рук, пианист…
Над вихрем
Бушующих вьюг и пожарищ
Их звуки
Победно и скорбно неслись…
Татарникова
А чтобы всё это
Сегодня свершилось,
Они
Сквозь израненный город брели.
И сани
За спинами их волочились –
Они так
Валторны и скрипки везли.

Чтец:
И тёмная пропасть
Концертного зала,
Когда они всё же добрались сюда,
Напомнила им
О военных вокзалах,
Где люди
Неделями ждут поезда:

Чтец:
Пальто и ушанки,
Упавшие в кресла,
Почти безразличный, измученный взгляд…
Так было.
Но лица людские воскресли,
Лишь звуки настройки
Нестройною песней
внезапно обрушили свой водопад…

Чтец:
Никто не узнал,
Что сегодня на сцену
В последнем ряду посадили врача,
А рядом,
На случай возможной замены,
Стояли
Ударник и два скрипача.
Чтец:
Концерт начался!
И под гул канонады –
Она, как обычно, гремела оркестр –
Невидимый диктор
Сказал Ленинграду:
«Вниманье!
Играет блокадный оркестр!..»
И музыка
Встала над мраком развалин,
Крушила
Безмолвие тёмных квартир.
И слушал её
Ошарашенный мир…
Вы так бы смогли,
Если б вы умирали?..
Запись от 24 мая 1942:
«В одноэтажном здании студенческой столовой теперь открыта «столовая усиленного питаниям». В каждом районе их несколько. Бледные, истощенные, слабые люди (дистрофия II степени) медленно бредут сюда, щурясь от весеннего света, как бы сами дивясь тому, что остались жить. Порой они садятся отдохнуть, подставив под солнечные лучи обнаженную до колена ногу или засучив по локоть рукав: солнце лечит цинготные язвочки.
Но среди ленинградцев есть и такие, которые уже не ходят, не в состоянии двигаться (дистрофия III степени). Они неподвижно лежат в своих промерзших за зиму квартирах, куда не в силах пробиться весна. В такие квартиры идут молодые врачи, студенты медвузов, медсестры…»
Ученик № 4 : 1943 год.
12 января началась операция «Искра». Операция по прорыву блокады.
Чтец :
О дорогая, дальняя, ты слышишь?
Разорвано проклятое кольцо!
Ты сжала руки, ты глубоко дышишь,
В сияю ш их слезах твое лицо.
Пусть эти слезы сердце успокоят …
А на врагов - расплавленным свинцом
Пускай падут они в минуты боя
За все, за всех, задушенных кольцом.
За девочек, по-старчески печальных,
У булочных стоявших, у дверей,
За трупы их в пикейных одеяльцах,
За страшное молчанье матерей... (О. Берггольц)

Звучит фрагмент «Адажио»

Ученик № 5 : Такого Ленинград еще не видел и не переживал за всю предшествующую историю блокады... Если по отношению к обстрелу употребимо слово «рекорд», то можно сказать, что летом 1943 года фашистская артиллерия побила все рекорды обстрелов. В июле продолжительность обстрела составляла 9 часов 14 минут в день. И так месяц за месяцем.
Ученик № 1 :
В октябре служба противовоздушная оборона была вынуждена нанести на стены Ленинградских домов 1300 надписей: «При артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна».
Ученик № 4:
Тихим и хмурым утром 14 января жители города были ошеломлены мощьным гулом, доносившимся с юго-запада. В это время на позиции фашистов обрушились артиллерийские залпы 14 тысяч стволов. В воздух поднялись больше 1200 самолетов. Части второй ударной армии, взламывали вражескую оборону.
Звучит фрагмент из передачи по радио Левитан о прорыве
Автор : Запись от 27 января 1944:
«Величайшее событие в жизни Ленинграда полное освобождение его от блокады. И тут у меня, не хватает слов. Я просто говорю: Ленинград свободен. И это все»
Звучит стихотворение в исполнении Воронова
Учитель :почтим минутой молчания всех тех, кто погиб во время блокады Ленинграда (Звучит Реквием)

Сценарий мероприятия, посвященного блокаде Ленинграда

Звучит «Гимн великому городу» из балета Глиэра «Медный всадник». Видеоряд «Виды Петербурга».

Ведущий 1

Санкт- Петербург - один из красивейших городов мира. Недаром его называют Северной Венецией.

Ведущий 2

Но у этого города есть и другое имя - Ленинград. Оно сохранилось в памяти народа как символ стойкости, непокорённости.

На сцену выходят юноша и девушка.

Девушка: Когда я приезжаю в Ленинград,

Перед закатом солнца чайки стонут.

Ночь. Звёзды прямо в душу мне глядят,

Плывут в Неве и никогда не тонут.

Юноша: Из неба, из воды они глядят,

Напоминая мне и Ленинграду,

Что эти звёзды - слава всех солдат,

Прорвавших ненавистную блокаду.

Ведущий 1 Тебе, Великий город!

Ведущий 2 Тебе, Великий Ленинград, посвящается!

Ведущий 1

С начала войны в городе было объявлено военное положение. 10 июня 1941 г. немецко-фашистские войска вошли на территорию Ленинградской области , а 8 сентября 1941 г. немецкие, финские и испанские армии отрезали город от суши, прекратилось сухопутное сообщение Ленинграда с Большой землей. Началась блокада, которая продлилась 871 день.

Ведущий 2

История человечества не знала такой самоотверженности, такого беспримерного мужества, какие проявили в годы воины и жители блокадного Ленинграда

Ведущий 1

В Берлине Гитлер громогласно заявлял: «Через 3 недели мы будем в Ленинграде». Был даже намечен день банкета в гостинице «Астория» и отпечатаны специальные пропуска.

Ведущий 2

К началу блокады в городе были мизерные запасы продовольствия и топлива. Введенные по карточной системе нормы продовольствия снижались много раз. Прекратилась подача электроэнергии. Дерево для растопки печки стоило почти как человеческая жизнь. Остановились трамваи и троллейбусы, вышли из строя водопровод и канализация . Зимой снежные сугробы перекрывали улицы. Жестокий голод и свирепый холод обрушились на город.

Ведущий 1

В декабре 1941 г. ситуация резко ухудшилась. Смертность от голода стала массовой. Стала обычной скоропостижная смерть прохожих на улицах – люди шли куда-то по своим делам, падали и мгновенно умирали. Специальные похоронные службы ежедневно подбирали на улицах около сотни трупов.

Ведущий 2

Сохранились бесчисленные рассказы о людях, просто падавших от слабости и умиравших – дома и на работе, в магазинах или на улицах.

Чтец 1 «В школе» Ю. Воронов

Девчонка руки протянула

И головой –

На край стола…

Сначала думали –

А оказалось – умерла.

Ее из школы на носилках

Домой ребята понесли

В ресницах у подруг слезинки

То исчезали, то росли.

Никто не обронил ни слова

Лишь хрипло сквозь метельный стон,

Учитель выдавил, что снова

Занятья – после похорон.

Факты (выходят и читают по очереди ученики)

1. На строительстве оборонительных рубежей под Ленинградом работало свыше 475 тысяч человек. Вырыто 626 километров противотанковых рвов, 35 километров баррикад в городе, 635 километров проволочных заграждений, 935 километров ходов сообщений, 15 тысяч дотов и дзотов, 22 тысячи огневых точек в городе.

2. 4 сентября 1941 года в 11 часов дня над Ленинградом впервые просвистел вражеский снаряд. Фашисты обстреляли заводы «Большевик», «Красный нефтяник». 6 сентября 1941 года на город упали первые бомбы, которые упали на Охтинский химкомбинат, фабрику «Пятилетка».

3 . За годы блокады на каждый квадратный километр города упало 16 фугасных бомб, 320 зажигательных бомб, 480 снарядов. Разделите дни блокады на эти взрывы, и получится, что на каждый день приходилось по 300 упавших на дома и улицы бомб и снарядов.

4 . Повреждено 7 тысяч 143 здания, разрушено и сожжено снарядами и бомбами 3 тысячи 174 здания, свыше 9 тысяч деревянных домов пришлось разобрать на дрова, разрушено и повреждено более 3 тысяч 900 промышленных зданий.

5 . Во время артобстрела и прямого попадания бомб в городе было разрушено 22 школы. Пострадали 393 школы. Уничтожено и повреждено 195 зданий детских яслей и детских садов.

Чтец 2

Я в госпитале мальчика видала.
При нем снаряд убил сестру и мать.
Ему ж по локоть руки оторвало,
А мальчику в то время было пять.

Он музыке учился, он старался.
Любил ловить зеленый круглый мяч…
И вот лежал – и застонать боялся.
Он знал уже: в бою постыден плач.

Лежал тихонько на солдатской койке,
обрубки рук вдоль тела протянув…
О детская немыслимая стойкость!
Проклятье разжигающим войну!

Проклятье тем, кто там за океаном,
За бомбовозом гонит бомбовоз,
и ждет невыплаканных детских слез,
и детям мира вновь готовит раны.

О, сколько их, безногих и безруких!
Как гулко в черствую кору земли,
не походя на все земные звуки,
стучат коротенькие костыли.

И я хочу, чтоб, не простив обиды,
везде. где люди защищают мир,
являлись маленькие инвалиды,
как равные с храбрейшими людьми.

Пусть ветеран , которому от роду
двенадцать лет,
когда замрут вокруг,
за прочный мир,
за счастие народов,
подымет вверх обрубки детских рук.

Пусть уличит истерзанное детство
тех, кто войну готовит, - навсегда,
чтоб некуда им больше было деться
от нашего грядущего суда.

Ведущий 1

В январе 1942 года Красная армия предприняла первую попытку прорыва блокады. Войска двух фронтов в районе Ладожского озера разделяло всего 12 км. Однако немцы сумели создать здесь непроходимую оборону, а силы Красной армии были еще очень ограничены. Советские войска понесли огромные потери, но так и не сумели продвинуться вперед.

На экране карта "Невского пятачка"

Ведущий 2

Основные бои велись на так называемом "Невском пятачке" – узкой полосе земли шириной 300-500 метров и длиной около 1 км на левом берегу Невы. Весь пятачок простреливался врагом, и советские войска несли тяжелые потери. Всего за гг. на "Невском пятачке" погибло более 300 тысяч советских солдат.

Чтец 3

В последний раз во сне тревожном,
Перекосив от боли рот,
Я прокричу неосторожно
Свое последнее: "Вперед!"

И ты запомни: я не умер,
Я в бой ушел в последний раз.
В солдатском сердце замер зуммер,
И с миром связь оборвалась.

На экране карта Дороги жизни.

Ведущий 1

Навсегда вошла в сознании каждого ленинградца Ладожская Дорога жизни. 22 ноября 1941 года толщина льда на Ладожском озере достигла 13 см., а по ледовой трассе пошли первые машины. Эта трасса в донесении называлась скромно "Военно-автомобильная дорога "101". Но ленинградцы дали ей имя, в которое вложили всю свою надежду и благодарность - Дорога жизни. Фашисты непрерывно бомбили и обстреливали дорогу. Гибли люди. Машины проваливались в полыньи. На трассе погибло 1004 автомашины - многие с людьми и грузом. Но легендарная дорога жизни действовала бесперебойно.

Ведущий 2

В январе 1943 г. Красная армия прорвала блокаду Ленинграда. Советские войска преодолели 12 км. вдоль Ладожского озера. Однако дальнейшие попытки расширить коридор закончились провалом. На освобожденной территории была сразу же сооружена железная и шоссейная дороги. К моменту прорыва блокады в городе оставалось не более 800 тысяч человек гражданского населения.

Чтец 4

Друг, товарищ, там, за Ленинградом,
Ты мой голос слышал, за кольцом,
Дай мне руку! Прорвана блокада.
Сердце к сердцу – посмотри в лицо.
Кровь друзей взывавшая к отмщенью,
На полотнах полковых знамен.
На века убийцам нет прощенья.
Прорвана блокада. Мы идем!
Мы сегодня снова наступаем,
Никогда не повернем назад…
Мой малыш-сынишка – спит, не зная,
Как сегодня счастлив Ленинград.

Ведущий 1

Вечером 27 января 1944 года в честь Победы – разгрома фашистских войск под стенами Ленинграда – над Невой прозвучали залпы торжественного салюта – 24 залпа из 324 орудий

За залпом залп

Гремит салют.

Ракеты в воздухе горячем

Цветами пестрыми цветут.

А ленинградцы

Тихо плачут.

Ни успокаивать пока,

Ни утешать людей не надо.

Их радость

Слишком велика -

Гремит салют над Ленинградом!

Их радость велика,

Заговорила и прорвалась:

На праздничный салют

Пол-Ленинграда не поднялось.

Рыдают люди, и поют,

И лиц заплаканных не прячут.

Сегодня в городе

Сегодня ленинградцы плачут…

Ведущий 2

За участие в боях по прорыву блокады около 19 тысяч солдат и офицеров были награждены орденами и медалями, 25 воинам присвоено звание Героя Советского Союза.

Чтец 6 «Мертвые» Ю. Воронов

Мне кажется:

Когда гремит салют,

Погибшие блокадники встают

Они к Неве

По улицам идут,

Как все живые,

Только не поют.

Не потому,

Что с нами не хотят,

А потому, что мертвые молчат.

Мы их не слышим,

Мы не видим их,

Но мертвые

Всегда среди живых.

Идут и смотрят,

Будто ждут ответ:

Ты этой жизни

«900 дней блокады»
Сценарий, посвященный снятию блокады
Ленинграда.

«Запомни, этот город – Ленинград,
Запомни, эти люди – ленинградцы!»
Цели:
­воспитать духовную культуру учащихся;
­ воспитать гражданственность, уважение к истории своей страны;
­воспитать чувство патриотизма;
­привить чувство гордости, желание пережить сердцем то, что пережили их
сверстники в годы войны;
­донести до ребят мысль о связи поколений, о том, что мы один народ, что
история у нас общая;
­дать представления о блокаде Ленинграда, причинах ее возникновения, о
героизме жителей блокадного города;
Оборудование: книжная выставка: “Говорит Ленинград”. На столе –
блокадный хлеб – 125 граммов
Цитата:
Был дом – ни света, ни воды.
Был хлеб – довесочек беды.
Была одна судьба на всех.
Мы растеряли светлый смех.
Мы умирали…
Город жил – исполнен малых наших сил.
Ход мероприятия:
Ведущий: Войну мы вспоминаем не затем
Чтоб лишний раз Победой похвалиться
Мы просто повторяем вся и всем.
Подобное не может повториться.
Ведущий: Сегодня мы будем говорить о Ленинграде. Нам кажется, в
его судьбе отразились самые характерные черты той войны, победу
которой мы празднуем вновь и вновь.
­ Ранней осенью 41­ого в городе разорвались первые снаряды.

­ Ленинградцы были настоящими бойцами, хоть и не все они
встречались гитлеровцами лицом к лицу.
­ Их противниками были смерть и ее союзники: голод, жажда, холод,
тьма… блокада.
1­ый: Я помню ту осень и стужу
Во мраке бугры баррикад
И отблеск пожарища в лужах.
И грозный, как ночь, Петроград!
Ведущий: Начались бои у стен Ленинграда. В короткий срок
Ленинград превратился в город­крепость. Фашистские войска
понесли большие потери и перешли к обороне. И тогда Гитлер
уготовил ужасную участь городу. Вот выдержка из секретной
документации немецкого военно­морского штаба от 22 июня 1941
года.
«Фюрер решил стереть с лица земли город Ленинград…. После
поражения Советской России нет никакого интереса для
дальнейшего существования этого большого населенного пункта.
Предложено блокировать город и путем обстрела из артиллерии всех
калибров и беспрерывной бомбежки с воздуха сравнять его с
землей».
Фашистские войска охватили 200­км кольцом осады непокорной
город. Началась блокада.
3­ий: Враг силой не мог нас осилить,
Нас голодом хочет он взять,
Отнять Ленинград у России,
И в плен ленинградцев забрать.
4­ый: Да, мы не скроем – в эти дни
Мы ели клей, потом ремни,
Но, съев похлебку из ремня,
Вставал к станку упрямый мастер,
Чтобы точить орудий части,
Необходимые войне.
Но он точил, пока рука
Могла производить движенья.
А если падал у станка –
Как падает солдат в сраженье

5­ый: А там, меж сугробов горбатых,
Где трудно и взрослым шагать,
На саночках узких ребята
Везут свою мертвую мать…
Ведущий: Смерть входила во все дома. Свыше 640 тысяч
ленинградцев погибло от голода. Многие знают печальную историю
12­летней ленинградской девочки Тани Савичевой. Блокада отняла у
девочки родных. В те же жуткие дни Таня сделала в записной книжке
такие короткие трагические записки.
6­ый: Да, Ленинград остыл и обезлюдел,
И высятся пустые этажи,
Но мы умеем жить, хотим и будем,
Мы отстояли это право – жить
Здесь трусов нет, здесь не должно быть робких,
И этот город тем непобедим,
Что мы за чечевичную похлебку
Достоинство свое не продадим
Есть передышка – мы передохнем,
Нет передышки – снова будем драться
За город, пожираемый огнем
За милый мир, за все, что было в нем,
За милый мир, за все, что будет в нем,
За город наш, испытанный огнем,
За право называться ЛЕНИНГРАДЦЕМ!
Ведущий: В первый год тяжелой блокадной зимы работало 39 школ.
Местом учебы стали и некоторые бомбоубежища жилых зданий.
Даже в жутких условиях дети учились. Это был подвиг. Опасен и
тяжел путь в школу. На улицах часто рвались снаряды. В
помещениях стоял такой мороз, что замерзали чернила. Ученики
сидели в пальто, шапках, рукавицах. Руки коченели, а мел
выскальзывал из пальцев. Ученики шатались от голода. У всех была
общая болезнь – дистрофия. Ученики умирали не только дома, на
улице, по дороге в школу, но и прямо в классе.

7­ый: Девочка руки протянула, уснула.
А оказалось – умерла…
Никто не проронил ни слова,
Лишь хрипло, сквозь метельный стон,
Учитель выдавил, что снова
Уроки после похорон…
Ведущий: Ольга Бергольц писала: «…сто двадцать пять блокадных
грамм с огнем и кровью пополам…» Город не только жил, он давал
фронту танки и самолеты. Промышленность города за 900
героических дней дала фронту более 2000 танков, 1500 самолетов,
150 тяжелых орудий, 12000 минометов и пулеметов, 10 миллионов
снарядов и мин.
Требовались рабочие. На заводы и фабрики пришли мальчишки и
девчонки. Многие из них становились на подставки, чтобы достать
рычаги своих станков. Подростки­рабочие работали в невыносимых
условиях. Голодные, они по 12­14 часов не выходили из промерзших
цехов и вносили свой вклад в разгром врага.
900 дней и ночей Ленинград находился во вражеской блокаде.
Фашисты окружили город по суше, но Ладожское озеро оставалось
советским. Страна помогала Ленинграду в его героической борьбе.
По воде и льду Ладожского озера проложили ленинградцы дорогу,
соединившую город с Большой землей, не занятой врагом. Эта
дорога названа ДОРОГОЙ ЖИЗНИ.
22 ноября 1941 года по еще неокрепшему льду пошли первые
грузовики с мукой.
(слайд №26)
8­ой: «Дорогой жизни» шел к нам хлеб,
«Дорогой жизни» многих к многим.
Еще не знают на земле
Страшней и радостней дороги.
Ведущий: Больше двух лет, днем и ночью, шли «Дорогой жизни»
корабли и машины, спасая Ленинград от голодной смерти. Все, кто
обслуживал ледовую трассу, ­ водители, дорожники, связисты,
зенитчики, регулировщики – работали в необычайно сложных
условиях: в стужу, в буран, под непрерывными бомбежками и
обстрелами.

9­ый: О, да, иначе не могли
Ни те бойцы, ни те шоферы,
Когда грузовики вели
По озеру в голодный город.
Холодный ровный свет луны,
Снега сияют исступленно,
И со стеклянной вышины,
Врагу отчетливо видны
Внизу идущие колонны.
10­ый: И было все на том году
Машина задняя осела
Шофер вскочил, шофер на льду.
Ну, так и есть, мотор заело.
Ремонт на пять минут – пустяк,
Поломка эта не угроза,
Да рук не разомкнуть никак:
Их на руле свело морозом.
Чуть разогнешь – опять сведет.
11­ый: Стоять? А хлеб? Других дождаться?
А хлеб – две тонны?
Он спасет 16000 ленинградцев.
И вот в бензине руки он смочил,
Поджег их от мотора,
И быстро двинулся ремонт
В пылающих руках шофера.
12­ый: Вперед! Как ноют волдыри,
Примерзли к варежкам ладони.
Но он доставит хлеб,
Пригонит к хлебопекарне до зари.
Шестнадцать тысяч матерей
Пайки получат на заре.
Сто двадцать пять блокадных грамм
С огнем и кровью пополам.

Ведущий: Вплоть до 23 апреля 1942 года по Ладожскому озеру
непрерывно двигались автоколонны с продуктами, а обратно на
Большую землю вывозили детей, раненых, истощенных людей.
Сколько людей спасла эта дорога. Народ очень точно назвал ее
«дорогой жизни».
Наконец наступила весна 1942 года. Но с весной в город пришли
новые заботы. Зимой город не очищался. Людям угрожала эпидемия.
Голодные, измученные за зиму, они приводили в порядок дворы и
улицы.
22 декабря 1941 года была учреждена медаль «За оборону
Ленинграда». 1500000 ленинградцев были представлены к награде, из
них 15249 детей.
13­ый: Кто в город не пустил врага,
Кто в смертной схватке одолел блокаду,­
Тому, как высший орден, дорога
Медаль «За оборону Ленинграда»
Ведущий: Ленинградцы выстояли и победили. 27 января 1944 года –
день великого ликования ленинградцев, которого упорно ждали все
его защитники 900 долгих дней и ночей. Радио объявило: «Город
Ленинград освобожден от вражеской блокады!» Все выбежали на
улицу, кричали: «Ура!»,­ поздравляли друг друга. В честь
выигранного сражения над Невой прогремели 24 залпа
торжественного салюта.
14­ый: Такого дня не видел Ленинград!
Нет, радости подобной не бывало…
Казалось, что все небо грохотало,
Приветствуя великое начало
Весны, уже не знающей преград.
Гремел неумолкаемо салют
Из боевых прославленных орудий,
Смеялись, пели, обнимались люди…
Ведущий: Прошло 66 лет. Выросло не одно поколение, которое
никогда не знало ужасов войны. Но подвиг, совершенный
ленинградцами в годы блокады, навсегда останется в нашей памяти,

в названиях улиц и площадей, в величественных и мемориальных
комплексах
(звучит песня «Ты же выжил солдат»)
Священное место для каждого ленинградца – Пискаревское
мемориальное кладбище. Здесь похоронены сотни тысяч защитников
и жителей города, погибших в годы блокады. Скорбная тишина
стоит над длинными холмами братских могил. Горит вечный огонь.
15­ ый: Ленинградец душой и родом,
Болен я сорок первым годом.
Пискаревка во мне живет.
Здесь лежит половина города
И не знает, что дождь идет…
16­ый: Мы чашу горя выпили до дна.
Но враг не взял нас никаким измором,
И жизнью смерть была побеждена
И победили человек и город!
17­ый: Неугасима память поколений
И память тех, кого так свято чтим,
Давайте, люди, встанем на мгновенье
И в скорби постоим и помолчим.
(минута молчания)
Ведущий: ­ Люди,
Покуда сердца стучатся,­
Помните!
Какою ценой завоевано счастье,
Пожалуйста, помните!
О тех, кто уже никогда не споет,
Помните!
Детям своим расскажите о них, чтобы запомнили!
Детям детей расскажите о них,
Чтобы тоже запомнили!
Во все времена бессмертной Земли
Помните!
Люди Земли!
Мечту пронесите через года
И жизнью наполните!..

Но тех. Кто уже не придет никогда,
Заклинаю:
Помните!
(Звучит «Гимн городу – герою Ленинграду», муз.Г.Свиридова)