Финансы. Налоги. Льготы. Налоговые вычеты. Госпошлина

Социальные нормы при первобытнообщинном строе. Понятие «мононорма»

Лекции по истории древневосточного права

© Насибуллин Рафиль Ахнафович

Лекция № 1. Социальные нормы первобытного (догосударственного) общества. Происхождение права.

1. Социальные нормы первобытного (догосударственного) общества. Происхождение права

Право как совокупность норм, общеобязательных правил поведения, установленных или поддержанных государством, появляется только с возникновением государства, так как право обеспечивается государственным принуждением. До образования государства права не существовало. Социальные нормы, правила общежития существовали задолго до превращения их в нормы права, но нормами права они становятся лишь тогда, когда возникло государство, которое обеспечивает их исполнение государственным принуждением.

Однородность социальных норм первобытного общества

В догосударственный период, в котором не было государства и права, а люди жили общинами, поведение людей регулировали такие социальные нормы как табу, мораль, обряды, миф, обычай. Социальные нормы первобытного (догосударственного) общества носили однородный, недифференцированный характер и были едиными для всех членов первобытного общества, для всех членов общины. Они получили название мононормы (от монос “единый”, норма – “правило”) - нормы, соединяющей в себе правило поведения общесоциального, религиозного и бытового характера; обязательное правило поведения, в котором еще не дифференцировались различные нормы социальной регуляции; единые правила, неразделенные на религиозные, морально-этические и иные. Например, запрет убийства члена своего коллектива объяснялся с религиозной точки зрения как запрет богов, нарушение которого будет прегрешением и повлечёт за собой божьи кары. Одновременно, такое деяние считалось с морально-этической точки зрения нехорошим делом. Одновременно, существовал обычай - пищевой запрет на употребление в пищу мяса людей своей общины; кроме того, существовала угроза мести со стороны родичей за убийство.

Социальные нормы поддерживались самопомощью, самоуправством (тот, кому был причинён вред, сам должен был позаботиться об охране своих интересов с помощью родственников), моральными санкциями (это божья кара, осуждение общественного мнения, угрызения собственной совести), третейским судом старейшин. Третейский суд был судом добровольным, который ставил своей целью сохранить мир и согласие в общине, а значит примирить стороны, предотвратить перерастание конфликта в состояние постоянной вражды внутри общины. Примирение означало компромиссное соглашение враждующих сторон.

Многие споры и конфликты в общине разрешались самими спорящими сторонами в порядке саморегуляции. Члены общины были жизненно заинтересованы в сохранении внутреннего мира, в объединении усилий, во взаимопомощи. Санкция за нарушение норм поведения в условиях саморегуляции была такова: кто не соблюдает правила, тому не помогут в работе.

Табу

Самыми древними социальными нормами являлись табу. Табý - это совокупность особого рода запретов тех действий, которые, как верили люди, неотвратимо навлекали на них непонятную, но грозную опасность. Для табу характерно отсутствие всякого обоснования. Люди должны были слепо подчиняться этим запретам. Человек, нарушивший табу, причинял вред всему обществу.

Запретными становились опасные для коллектива действия. Например, запрещались убийство сородичей, телесные повреждения, кровосмешение (инцест), общение с чужими (не членами рода) как потенциальными носителями «зловредной магии», способной нанести вред тем, кто соприкасается с ними и др.

Соблюдение табу было обеспечено карой, неминуемо поражающей нарушителя. Кара могла быть религиозная или общественная. Общественная кара заключалась в смертной казни, изъятии имущества нарушителя, изгнании из общины. Религиозная кара наводилась на нарушителя сверхъестественными существами и мистическим путем. Она выражалась, например, болезнью, смертью от удара молнии и пр. Этнографами были записаны случаи, когда туземец умирал от одного ужаса, что им нарушено табу.

Например, как-то один из племенных вождей в Новой Зеландии оставил остатки обеда, которые подобрал и съел член его племени. Когда последний узнал, что он употребил в пищу остатки трапезы вождя, что было табуировано, запрещено, он стал корчиться в мучительных судорогах и вскоре умер. Остатки от трапезы вождя были табу, и съевший их, даже по неведению, должен был заболеть и умереть.

Мораль

Мораль (нравственность) - это совокупность взглядов, идей, представлений о добре и зле, справедливости и несправедливости и складывающихся на их основе норм поведения. Для морали характерна оценка поведения людей с помощью понятий добра и зла. Тем самым действия людей подразделялись на одобряемые и осуждаемые обществом. Добро - это действия людей, по данным опыта, совпадающие с интересами общества и служащие интересам его самосохранения и благополучия. Эти действия одобряются обществом. Зло - это действия людей, идущие вразрез с интересами общества, наносящие ему ущерб, разрушающие общество. Подобного рода действия осуждаются обществом и влекут за собой санкции (неблагоприятные последствия) для нарушителя. Моральными санкциями являются божья кара, угрызения собственной совести и осуждение общественного мнения.

Нормы морали выражаются или в отрицательной форме запретов или в положительной форме повелений. Основные нравственные правила таковы: «Не делай другим того, что ты не хочешь, чтобы они тебе делали» и «Делай другим то, что ты хочешь, чтобы они тебе делали». Другими словами: как ты относишься к людям, так и они будут относиться к тебе. Отсюда двоякое требование: не вредить другим или не делать зла и делать другим добро или помогать ближнему, нуждающемуся.

Табу и мораль регулировали отношения между членами одного коллектива - общины, рода. Люди в первобытном обществе делились на своих и чужих. К чужим был возможен другой подход, прямо противоположный: «Если наши украли лошадь у чужих - это добро, если у наших чужие украли лошадь - это зло».

Различие между моралью и правом проявляется в характере санкций (неблагоприятных последствий для нарушителя) и способе их осуществления. Нормы морали обеспечиваются моральными санкциями: Божья кара, разного рода неодобрение, порицание со стороны общественного мнения и угрызения совести (совесть - это внутренний судья). Все эти санкции могут одинаково распространять свое действие и на обеспечение осуществления права. Особенность права состоит в том, что независимо от общих моральных санкций оно устанавливает еще свои специфические юридические санкции. Отличительными признаками юридической санкции являются точная определенность страдания, причиненного нарушителю нормы права, а также определенность правоохранительных органов, предназначенных для приведения санкций в исполнение. Ни одного из этих признаков нет в моральных санкциях.

Создаваемое религиозной верой представление о каре Божьей по самому своему существу чуждо внешней определённости. Реакция совести зависит от индивидуальных особенностей человека, хотя предполагается, что когда окружающие человека люди осуждают его поступки, у него возникает чувство вины и стыда перед ними за свои действия. Реакция общественного мнения, хотя и проявляется в известном внешнем давлении на нарушителя моральной нормы, но не отличается определенностью. Нарушающий моральную норму не знает наперед, в чем выразится реакция общественного мнения, - она разнообразна: начинаясь с простого словесного выражения порицания, она может доходить до кровавой расправы. Общественное мнение не обладает определенными, заранее установленными органами для выражения общественного порицания.

Обряды и миф

К социальным нормам первобытного общества можно отнести также обряды и мифы. Обряды - это правила поведения, заключающиеся в символических действиях. Например, обряды похорон и поминок умерших, свадебный обряд, обряд вступления в должность вождя и др.

Важным регулятором поведения людей были мифы. . В обиходной речи «миф» - это выдумка. В философии под мифом понимают особую форму мысли, наиболее простую, наиболее всеобщую, присущую человеку на всех ступенях развития - и на первоначальной, и на нынешней. Миф - это нечто, основанное на действительных событиях, но приукрашенное и изменённое. Миф - это предание, сказание, повествование о происхождении мира, в которых боги творят мир, а герои обустраивают его, о первопредках, от которых пошёл народ. Например, миф о братьях Каине и Авеле, Рόмуле и Реме (основатели Рима), Кие, Щеке и Хориве (основатели Киева). У каждого народа есть исторические мифы - это мифы о своей истории, географические мифы - о соседях и о других народах. Мифы нужны для объяснения мира. Исторические мифы необходимы народу, потому что в них заложены его коренные национальные ценности. В мифах истории живёт коллективная память народа, которая объясняет - кто мы, что с нами происходило, как мы реагировали на различные обстоятельства. В мифах сконцентрирован опыт поведения, разные варианты ответов, что нужно делать в тех или иных случаях. Миф является побуждением к действию. Он представляет собой набор хороших и дурных примеров, руководство к действию или воздержанию от действий, способы поведения, которым должны следовать люди в своих взаимоотношениях с природой и друг с другом. Почитание предков предполагает: если они вели себя так, то мы не можем, не утратив достоинства, вести себя хуже. Происхождение обязывает.

Вот, к примеру, миф о том, как к Петру I привели пленных шведских офицеров после Полтавской битвы 1709 г. Офицеры смущены, напряжены: откуда они знают, что с ними будет теперь? Пётр же обнимает их, кричит: «Пировать будем!». И во время пира шведы сидят среди русских, с такими же бокалами в руках, перед ними тарелки, полные еды. И Пётр поднимает тост: «За наших учителей!». Было? Не было? В любом случае в этом предании урок: будь великодушным к побеждённому врагу. Не мсти. Не злобствуй. Умей учиться у врага, и если научился чему-то, признай это вслух. Уклонись от ненависти, от сведения счётов. В средине XX века русские вели себя с поверженным врагом, как в начале XVIII -го. Пленные немецкие солдаты не стали ответчиками за преступления, совершённые армией нацистов в России. Они привлекались к восстановительным работам, жили в условиях, которые не были хуже условий жизни русских, их даже сытнее кормили, одевали в трофейную немецкую форму и лечили, если заболеют. В войнах в горячих точках конца XX - начала XXI веков русские проявили то же отношение к вчерашним вооружённым врагам, взятым в плен.

Современными аналогами мифа являются кинофильмы, политические идеи построения на земле идеального общества, земного рая - коммунизма, правового государства, свободного рынка и др.

Обычай

На первое место среди социальных норм выдвинулись обычаи. Обычаи - устойчивые правила поведения, нормы, возникшие путем продолжительного соблюдения людьми. Обычай обязателен независимо от того, признается он или не признается государством. Сила обычая основана не на предписании государственной власти, а на привычке к ней народа, на долговременном применении его на практике. Авторитет обычая был основан на старине : «так поступали отцы и деды», «чем старей, тем правей», «повальный обычай, что царский указ».

Обычаи существовали в устной традиции, передавались от поколения к поколению. В общине были знатоки обычаев, к которым в случае спора обращались спорящие стороны за консультацией. Они говорили, что надо делать так-то, потому что именно так делали предки. Обычаи регулировали типичные отношения: брак, обязанности мужчины и женщины, кары за обиду и причиненный вред (кровная месть), обычай почитать старших как хранителей опыта поколений, передача имущества умершего роду, семье.

Формой человеческого общежития в то время был род (первобытная родовая община), который представлял собой объединение людей на основе кровного родства, совместного коллективного труда, общей собственности на орудия труда и продукты деятельности.
Для системы нормативного регулирования в первобытном обществе характерны следующие черты:
1. Естественно-природный (как и у организации власти) характер, исторически обусловленный процесс формирования.
2. Действие на основе механизма обычая.
3. Синкретичность, нерасчлененность норм первобытной морали, религиозных, ритуальных и др. норм. (Отсюда их название - «мононормы», которое ввел российский этнограф А.И. Першиц.)
4. Предписания мононорм не имели предоставительно-обязывающего характера: их требования не расценивались как право или обязанность, ибо были выражением социально необходимых, естественных условий жизнедеятельности человека.
5. Доминирование запретов. Преимущественно в форме табу, то есть непререкаемого запрета, нарушение которого карается сверхъестественными силами. Предполагается, что исторически первым табу был запрет инцестов - кровнородственных браков.
6. Распространение только на данный родовой коллектив (нарушение обычая - «родственное дело»).
7. Нормативно-регулятивное значение мифов, саг, былин, сказаний и иных форм художественного общественного сознания.
8. Специфические санкции - осуждение поведения нарушителя со стороны родового коллектива («общественное порицание»), остракизм (изгнание из родовой общины, в результате которого человек оказывался «без роду и племени», что практически было равносильно смерти). Применялись также телесные повреждения и смертная казнь.
Современные авторы в объяснении генезиса права используют понятие неолитической революции (от слова «неолит» - новый каменный век), которая происходит примерно в VIII-III вв. до н. э. и заключается в переходе от присваивающей экономики к производящей. Возникает необходимость регулирования производства, распределения и обмена товаров, согласования интересов разных социальных слоев, классовых противоречий, то есть установления общего порядка, соответствующего потребностям производящего хозяйства.
Формирование права проявляется:
а) в записи обычаев, становлении обычного права;
б) в доведении текстов обычаев до всеобщего сведения;
в) в появлении специальных органов (государственных), отвечающих за наличие справедливых всеобщих правил, их официальное закрепление в ясных и доступных формах, обеспечение их реализации.
В санкционировании обычаев и создании судебных прецедентов важную роль сыграла судебная деятельность жрецов, верховных правителей и назначаемых ими лиц.
Самоорганизация, иные самопроизвольные процессы - вот главное, что характеризовало в целом взаимодействие человека и природы в присваивающей экономике на протяжении многих тысячелетий.
Возникали правила, направленные на смягчение агрессивных столкновений между группами, организацию семейно-брачных отношений, взаимопомощи, совместных охот, рыболовного промысла, распределение пищи, соблюдение определенных санитарно-гигиенических установлений, функционирование потестарных органов управления, процедуры разрешения споров и т.п.
Эти регулятивные начала осуществляются в разных формах, но суть их одна - они направлены на поддержание присваивающих экономик, на гармоничное существование человека в природной среде, на его воспроизводство как биологического вида.
Возникает необходимость регламентировать сельскохозяйственное производство, хранение, распределение и обмен прибавочного продукта и возникающих на этой основе отношений собственности. Появляется объективная необходимость нормировать, а следовательно, и учитывать, трудовой вклад каждого члена общества, результаты его труда, его участие в создании общественных фондов, выдачи ему из общественных фондов. Без такого нормирования и учета общества производящей экономики попросту не смогли бы существовать. Эта экономика объективно ведет к дальнейшему разделению труда.
В структуре регулятивной системы первобытного общества- социальных норм присваивающей экономики - можно выделить следующие элементы.
Содержание. Социальные нормы, как отмечалось, были направлены на обеспечение присваивающей экономики, гармоничного существования и воспроизводства конкретных общин в природной среде.
Важнейшим вопросом существования человечества является его воспроизводство как биологического вида. Для воспроизводства конкретных групп, кланов необходимо было наличие в них определенного количества женщин, детей. Социальные нормы регулировали в этой связи брачно-семейные отношения, способы приобретения женщин в других группах, в некоторых ситуациях - их похищение.
Способы регулировния. Здесь можно выделить три основных способа - запреты, дозволения и (в зачаточной форме) позитивное обязывание.
Запреты существовали, главным образом, в виде табу,
Дозволения (разрешения),
Дозволялось также охотиться и собирать пищу на отведенных участках, отдавать для распределения среди членов общины и для подарков членам других общин туши больших животных, распределять туши самим добытчикам согласно установленному порядку, участвовать в коллективных акциях мщения за вред, причиненный члену общины.
Запрещалось: нарушать разделение функций в общине между мужчинами и женщинами, взрослыми и детьми; убийство; телесные повреждения; каннибализм; кровосмешание; колдовство (им могли заниматься лишь специальные лица - колдуны); похищение женщин и детей; недозволенное применение оружия на стоянках; воровство; нарушение правил супружеского союза, в том числе эквивалетности между общинами при обмене женщинами для брака; систематическая ложь; нарушение супружеской верности и т.п.
Позитивное обязывание имело своей целью организовать необходимое поведение в процессах приготовления пищи, строительства жилищ, разжигания костров и поддержания огня, изготовления орудий, средств передвижения (например, лодок).
Формы выражения. Социальные нормы присваивающей экономики находили свое выражение в мифологических системах, в традициях, обычаях, ритуалах, обрядах, в иных формах.
Мифологическая нормативная система - одна из древнейших и очень мощных форм социального регулирования.
В единстве с обрядами, «связанными» предметами, ритуалами, местностями мифы играли основную социально-нормативную и информационную роль: в них закреплялись способы изготовления орудий, сведения о маршрутах кочевий, местах для стоянок, о всех географически значимых местах, о нормах семейно-брачных отношений, о классах родства, тотемическая идеология, половые, пищевые и возрастные табу, имевшие важное экологическое и медициеское значение. Множество способов - от обрядового воспроизводства мифов до наказания «нарушителей» в соответствии с установленными и закрепленными в
Формой выражения социальных норм в первобытном обществе выступали, однако, не только мифы. Такой формой было и классификационное родство, когда конкретные люди включались в определенные конкретные группы (классы) родственных отношений. От этих родственных отношений, основой которых являлись брачно-семейные нормы, зависели властные отношения (отношения подчинения одних групп, одних индивидов другими), распределительные отношения. Классификационное родство, характерное для присваивающего общества, регулировало таким образом социальные связи людей, демографические процессы и даже пользование земельными участками, в частности, охотничьими угодьями.
Формой выражения социальных норм были также самопроизвольно складывающиеся традиции, обычаи, в связи с чем эти общества называют в литературе традиционными обществами.
Процедуры.
В доклассовом обществе имелись дополитические властные органы (потестарные органы), которые тоже вырабатывали нормы. По объекту регулирования последние можно условно подразделить на нормы земельные, имущественные, уголовные, а по субъектам - на нормы родственных отношений, брачно-семейные, групповые, межгрупповые. Были в этом обществе и своеобразные «процессуальные» нормы. Так, нарушение разбиралось и наказание назначалось самим коллективом, причем не только в лице старейшин и вождей, но и ближайшими родственниками виновного или пострадавшего.
В западной политической антропологии, не стремящейся провести различие между разными нормативными системами, сделан вывод, что можно говорить всего лишь о «двоичных» и «троичных» процедурах таких разбирательств. При «двоичных» - споры решаются и наказание определяется самими враждующими и спорящими сторонами, а также их родственниками. При «троичных» - этим занимается специально назначенное лицо либо выделенный для этих целей орган, словом, внешняя, посторонняя для конфликтующих сторон или нарушителя сила.
Санкции имели свою структуру: общественное порицание, изгнание из общины, нанесение телесного повреждения, смертная казнь - наиболее типичные их формы.
Однако правила (нормы) поведения в доклассовом, догосударственном обществе не могут быть отнесены ни к категории правовых, ни к категории моральных норм. Они, по выражению известного историка первобытности и этнографа А. И. Першица, имеют характер «мононорм», т.е. единых еще нерасчлененных специфических норм первобытного общества. Эти «мононормы» отличаются от права, которое как иное состояние регулятивной системы появляется лишь на следующем этапе развития общества, в его классовой, государственной организационной форме. Отличаются они и от морали. В частности, их исполнение обеспечивается не только общественным порицанием, что характерно для морали, но и наказанием на основе твердо фиксированных санкций.
Нельзя мононормы делить и на институциональные,т.е. выработанные и санкционированные особыми органами, и неинституциональные, т.е. выработанные и выполняемыми одними и теми же общностями. Появление мононорм основывается как на том, так и на другом, тогда как право - продукт в основном институционального, а мораль - неинституционального происхождения.
Мононормы находятся в органичной связи с экономикой и идеологией присваивающего общества, в котором человек еще является частью природы. Он присваивает готовые естественные формы, и именно это закрепляется прежде всего идеологически и в социально-регулятивной системе.

35.место и роль морали в культуре. Мораль-совокупность норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям, исполнение которых является следст­вием внутреннего убеждения человека или воздейст­вия на него силы общественного мнения

Мораль воз­никла задолго до раскола общества на классы и до возникновения политического и правового сознания.Мораль опирается на авторитет общественного мнения и нравственные убеждения личностиМоральное (нравственное) сознание включает два ви­да нормативов - нормы морали и принципы морали.Нормы морали - это правила поведения людей в кон­кретных жизненных ситуациях.(гуманизм, добро, долг, совесть, стыд, честность и прочие)Принципы морали – понятия более широкого диапазона, чем нормы. Они носят общечеловеческий характер и обычно формируются как девизы, под знаком которых необходимо вести себя не только в конкретной жиз­ненной ситуации, а в целой системе общественных от­ношений.(«чти отца своего», «не укради» и иные.)

Моральная культура -- это исторически сложившая­ся система традиционных, устоявшихся фикси­рованных, нормативных отношений между людьми. Элементы моральной культуры - обычаи, правила по­ведения, нравы данной культуры.

К основным понятиям морали (нравственности) относятся: добро и зло долг совесть и гума­низм.

Целью моральной деятельности является объе­динение человеческих усилий, направленных на гума­низацию всей социальной системы.

36. аномия в культуре. Суть аномии в том, что когда невозможно достичь определяемых культурой целей законными, одобряемыми обществом средства­ми, тогда их осуществление реализуется незаконным образом.По Талконту Парсонсу аномия -- явление фрустрации, возни­кающее в ситуации, когда не выполняются ожидания человека, оказывается невозможным удовлетворить значимую для него потребность и тогда возникает разрыв между мотивом деятельности и его результа­том.По Роберту Мертону аномия на уровне общества -- это конфликт между социальными подсистемами, а индивид -- это элемент данных подсистем, иллюстрирующий законо­мерности общесоциологического плана.Понятие аномии рассматривается и в историческом аспекте. Любому обществу свойственна некоторая сте­пень аномии, разброс в истолковании норм и правил поведения, т. к. в противном случае резко ограничива­ется индивидуальная свобода (К. Бэй)

37. формы и механизмы приобщения к культуре. Социализация культуры -- это процесс нарабатывания и усвоения культурных норм, умений, знаний и освоения соци­альных ролей. В результате социализации человек культурно взрослеет, превращаясь в социокультурную личность.



Воспитание является важной частью процесса социализации. Воспитание -- целена­правленная передача интеллектуально-мировоззренческих (этических) норм, правил и технологий достой­ного поведения, орудийно-хозяйственной деятельности от старших поколений младшим.Семья -- институт первичной социализации, так как она первое, с чем сталкивается ребенок при ро­ждении, и основное место, где формируются довери­тельные личные отношения.

Школа -- главный агент (институт) вторичной социализации, дающий детям систематическое образование, подготовку к трудовой жизни и участию в общественных и гражданско-политических процессах.

Важное место в социализации личности выполняет и искусство, развивая в личности творческий потенциал, художественное восприятие и оценку самой себя и окружающей среды – природы и социума.

Школа как феномен культуры.

Школа – второй, после мифа, социальный вид и институциональный механизм сохранения социокультурной памяти предков и передачи их знаний и опыта потомкам. Она составляет основу современной культуры и жизнедеятель­ности общества, и в то же время отражает в себе основные про­тиворечия общества.Школа, выступая воспитывающим передатчиком молодёжи социальных знаний и опыта старших поколений, этим обеспечивает обществу развитие. Дети, воспитанные школой, являются творцами, распространителями, носителями того или иного стиля культуры, носителями активной или пассивной, нравственной или безнравственной гражданской позиции, что во многом зависит не только от учителей, преподавателей, но и от семьи, и от идеологии и практики действий должностных лиц системы образования.

Культурная динамика. Культурная динамика - это всегда целостный, упорядоченный процесс, имеющий направленный характер. Культурная динамика может реализовываться в следующих основных видах: постепенно-линейном и циклическом. В линейной концепции можно выделить две основные эволюционные модели: однолинейную и многолинейную. Согласно однолинейной концепции Э. Б. Тэйлора, Л. Моргана, Дж. Фреэзера и др., в процессе эволюции человека и его культуры можно выделить три последовательно сменяющих друг друга периода: дикость, варварство и цивилизацию. Развитие идёт по пути усовершенствования человеческого рода путём усложняющейся организации общества и человека. В рамках многолинейной эволюционной модели признаётся множественность путей социокультурного развития, отказ от всеобщих законов эволюции. Основное внимание уделено изучению и обобщению эмпирических данных, полученных при изучении региональных культур, фиксацией исторических параллелей и повторов. Основное внимание уделено изучению проблем культурной адаптации. Концепции линейного развития культуры противопоставляется идея цикла - обобщённого представления об универсальной форме внутренней динамики культуры в период существования от возникновения до распада. Каждая культура, с точки зрения этого подхода, проходит определённый жизненный цикл от рождения до смерти, двигаясь по замкнутому кругу.



40.Время как формообразующий фактор культуры. Время в культуре выражает определенные ритмы и по­следовательность действий, закрепляет ориентации на определенный модус времени, превалирующий в данной культуре.

Время -- то посредствующее звено, через кото­рое передается информация о способах социальной жизни и ценностях определенной культуры. время в культуре -- это:

последовательность действий, которая переписыва­ется через традиции и задается через имя (в архаической формации) или через схемы технологий (в позднейших формациях);

смена поколений, через которую осуществляется разрыв непрерывной традиции, опыта, способа деятель­ности. значение, которое приписывается определенным моментам времени. Формообразующая роль време­ни в культуре проявляется в том, что каждая культура самоопределяет себя во времени, создавая свой календарь и обозначая дату своего рождения.

41. Искусство – специфический вид человеческой культуры. Оно призвано удовлетворять универсальную потребность человека, воссоздавать и изменять окру­жающую действительность в области человече­ской чувственности и логической абстрактности. И вполне закономерно, по данным современной науки, что успехи в области искусства, развития чувственности и абстрактного мышления сопровождаются у субъектов культуры развитием математической логики. В самом широком смысле категория «искусство» отождествляется с мастерством творческого процесса (речь идет об искусно исполненной профессиональной деятельности, будь то работа учёного, врача, управленца, актера или рабочего). Искусство -- явление социальное. Оно участвует в со­циальном преобразовании общества оказывая эстетиче­ское воздействие на личность. Многогранна и практика искусства. Но главной его це­лью является социализация личности и утверждение ее самоценности. Искусство вовлекает человека в круг соци­альной жизни, влияя на самые личные стороны человече­ского существа. Во всем вышесказанном и заключается общественная (социальная) зна­чимость искусства, как вида человеческой культуры.

42.виды искусства. Изобразительное искусство раскрывает многооб­разие мира с помощью пластических и колористических материалов -- красок, мрамора, глины и т. д.

Литература включает в себя все оттенки твор­чества, реализуемые в слове.

Музыка имеет дело не только со звучанием человеческого голоса, но и с раз­нообразными тембрами, созданными природными и техническими приспособлениями (музы­кальными инструментами).

Архитектура и прикладное ис­кусство реализуется через существующие в пространстве матери­альные конструкции и вещи, выражающие и удовлетворяющие практи­ческие и духовные нужды людей.

Каждый из видов искусства сложно и мно­гообразно выражает свою видовую определенность, имеют свои особые роды и жанры, закономерности развития, свой язык и научный аппарат исследования.

43. Социальные функции искусства Эстетическая функция -- искусство как формирование творческого духа и ценностных художественных ориентаций: искусство строит ценностные нормы в созна­нии человека, учит его ощущать и осмысливать жизнь через художественную образность. Гедонистическая функция -- искусство, как художественное наслажде­ние и объяснение: помимо наслаждения, оно развивает органы ощущений личности, а сюжетом образов формирует в сознании осмысленность значимости предлагаемых зрителю, читателю, публике художественных образцов.

Общественно-преобразующая функция -- искусство как деятельность проявляется в идейно-эстетическом художественном воздействии на людей через включение их в ценностно-ориентированную художественно-творческую и иную деятельность и, таким образом, искусство участ­вует в социальных преобразованиях всех субъектов культуры.

Компенсаторная функция -- искусство как утеше­ние имеет три основных аспекта -- отвлекающий (гедонистически-игровой и развлекательный), утешающий и собствен­но компенсаторный (способствующий духовной гармонии человека). Искусство своей гармонией влияет на внутрен­нюю гармонию личности, способствуя сохранению и вос­становлению психического равновесия.Познавательно-эвристическая функция -- искусство как знание и просвещение. Художественно-концептуальная функция -- искусство как анализ состояния мира, заключается в его стремлении и к самопознанию личности, и к расширению его глобального мышления в решении обще­мировых проблем, например экологических. Прогностическая функция -- искусство как предсказание,предвосхищение. Коммуникативная функция -- искусство как обще­ние, состоит в том, что оно является средством художественного обще­ния. Информационная функция -- искусство как сооб­щение, состоит в том, что искусство слу­жит обобществлению индивидуального опыта отношений и личному присвоению и выражению общественного опыта.

Воспитательная функция -- искусство как катар­сис (очищение): искусство формирует строй мироощущений, отношений (чувств) и мировоззрение людей.

Катарсическая (очищающая) функция является важнейшим аспектом вос­питательного воздействия искусства на личность. Внушающая функция -- искусство как суггестия заключается во внуше­нии и структурировании определенного строя мыслей и чувств, в гипнотическом воздействии на подсознание разума и на всю человеческую пси­хику.

44.наука и искусство . В гносеологическом плане есть определенная близость науки и искусства, но все же художественное познание отличается от теоретического, инаука никогда не сможет заменить искусство в области абстрактного, эмпирического (на уровне интуиции подсознания) познания и восприятия, что связано со спецификой искусства и субъектов культуры.

Специфика искусства, в отличие от науки в том, что оно отражает действительность в форме художественных об­разов, а наука -- в форме теоретических закономерностей, проверяемых экспериментом, и конкретных понятий. В осно­ве специфики искусства -- его специфический объект от­ражения, обусловливающий социальную необходимость, незаменимость искусства, и все особенности способа, формы отражения жизни.

Законы науки не могут содер­жать непосредственного соотношения прошлого, настоя­щего и будущего, ибо законы отражают качество, сущность. Законы могут быть поняты как моменты относительного покоя, выделенные из массы движущихся явлений и случайностей действительности.

Искусствожеспособно воспроизводить конкретную динамику жизни, связь времен, фактов, явлений и процессов. Эта его способность обусловлена специфиче­ским объектом – художественным творчеством, что является особой частью духовно-прагматического исследования в составе культурологических научных знаний.

46 Концепция культуры И. Г. Гердера. В своем фундаментальном четырёхтомном сочи­нении «Идеи философии истории» (1784-1791) он представил свое видение об­щей истории развития человечества, как органичный эволюционный процесс.

По Гердеру, человеческая история берет свое начало из истории развития природы, являетсяеепродолжением, постепенно достигая более высокихступеней. Высшее звено в этой эволюции -- человек. Именно наработка социокультуры отличает его от животного. Формирование социокультуры -- это второе рождение человека. В феномене культуры проявляют себя два начала: надприродная сущность культуры и историче­ские причины развития основных элементов культуры – языка, государств, семейных, трудовых и иных социокультурных от­ношений: религии, искусств, наук и т. д. При этом культура «захватывает человека и фор­мирует его голову и члены его тела». Более того, именно она (культура) выступает тем началом, которое объединяет людей, делает их участниками единого че­ловеческого сообщества.

Гердер рассматривает общественное развитие в историко-географическом ключе. Он считал, что каждый регион обладает специфическими культурными чертами, которые, с одной стороны, подчеркивают его оригинальность, а с другой стороны - представляютегокак этап развития человеческой культуры вообще.

Наиболее обстоятельно Гердер анализирует евро­пейскую культуру

Различные типы культуры, утверждал Гердер, не должны разделять людей на «просвещенные» и «непросвещен­ные» народы.

Постоянно подчеркивая единство челове­ческой (мировой) культуры, Гердер объясняет его об­щей целью всего человечества, которая состоит в стремлении обрести «истинную гуманность».

По Гердеру, ис­тория развития культуры крайне неравномерный процесс, который может состоять из динамичных и статичных периодов. Культуре свойственны взлеты, падения и состояние инерции.

47 Концепция культурно-историчес­ких типов Н. Я. Данилевского В своем науч­ном труде «Россия и Европа» сторонник течения славянолюбов Н. Я. Данилевский противопоставляет свою позицию теориям европоцентристского и однолинейного развития мировой культуры.

Создатель философско-исторической системы типологии культур, Н.Я.Данилевский выдвинул пять законов «культурно-исторического движения» и детально проанализировал два культурно-исторических типа: славянский и германо-романский.Общечеловеческого в действительности нет, считал он. Каждая из отдельно разви­вающихся цивилизаций вносит свой вклад в общую куль­туру человечества. Он ввёл понятие «культурно-исторический тип», который характеризуется своей собственной спецификой религиозного, социального, бытового, промышленного, по­литического, научного, художественного и исторического развития.Данилевский назвал 10 народов-творцов, народы разрушители, а так же племена составляющие этнографический материал.

Данилевский выделял в исторической культурной жизни народов три периода: этнографический политический цивилизационный,

Философ называет пять основных законов возникновения, развития и заката цивилизации:

1. Семейство народов, принадлежащих к одной языковой группе, составляет культур­но-исторический тип, если они духовно способны к истори­ческому развитию и прошли стадию детства. 2. Для рож­дения и развития культуры народ должен достичь полити­ческой независимости. 3. Основные принципы цивилиза­ции одного культурно-исторического типа не передаются наро­дам другого типа, каждый тип вырабатывает их для себя, испытывая влияние чуждых ему предшествующих цивили­заций.

4. Цивилизаций достигает своего расцвета, когда народы, составляющиеее, образуют федерацию или по­литическую систему государств.

Россия, по Данилевскому, не является европейской страной. Она представитель иного, славянского, мира. Философ выступал с идеей славянского единения, консолидации славян и создания Всеславянского союза

45 Возникновение искусства Зарождение искусства восходит к перво­бытной эпохе, когда человек впервые попытался отра­зить свои представления об окружающем мире в художественном творчествеОсновные виды изобразительного искусства -- скульптура, живопись, графика, появились в эпоху палеолита (древнекамен­ного века) в разных регионах много десятков тысяч лет назад.В первобытном обществе художественная деятельность человека была неразрывно связана со всеми существовав­шими формами духовной и материальной культуры: мифологией, религией, бытовым укладом.Несмотря на примитивизм ранних рисунков, в на­скальном изображении животного уже было заложено все необходимое для будущего художественного восприятия. Наскальные изображения, не являясь собственно искусством по прису­щим им функциям и задачам для своих создателей и их соплеменников, в истори­чески более позднее время, втягиваясь в систему эсте­тических отношений, оказались восприняты как худо­жественные творения.

Лишь в XIX в. эти изображения посте­пенно начинают восприниматься в качестве искусства и входят в арсенал художественной культуры человечества.

Палеолитическое искусство выступает как индика­тор возникновения нового мощного фактора человече­ской эволюции. Именно в искусстве четко проявляется образность мышления человека.Вопрос о возникновении искусства и его роли в об­щей системе поведения очень сложен и не нашел в науке однозначного объяснения.

48 Культурологическая концепция Ф. Ницше Фридрих Ницше (1844 --1900) - немецкий философ и культуролог из основоположников «философии жизни». Центральное место в концепции Ницше занимает понятие «жизнь», основу кого образует воля.

Взгляды Ницше на протяжении творческой деятельно­сти претерпевали эволюцию. На раннем этапе для немец­кого мыслителя была характерна эстетизация жизни и воли.Понять импульсы воли, выразить ее характер возможно только с помощью искусства, которое представляется Ниц­ше как дополнение и завершение бытия.

В искусстве Ниц­ше различает два начала: аполлоническое (рациональное, упорядоченное и критическое) и дионисийское (чувствен­ное, вакхическое, опьяненное). При этом Ницше исходит из того, что в греческом пантеоне боги Аполлон и Дионис - противопо­ложные символические типы.

По мнению Ницше борьба аполлонического и дионисийского начал, позволила древним грекам добиться огромных успехов. Рационализация же культуры, связан­ная с эпохой Просвещения, уничтожила истоки ее процве­тания. Отсюда, задача современного искусства восстановить тра­гический миф для того, чтобы дать мощный заряд жизни творчества.

Позднее во взглядах Ницше на жизнь и культуру происходит усиле­ние социально-нравственного аспекта. Жизнь истолковы­вается им по преимуществу как воля к власти, а смысл культуры он видит в формировании носителя этой воли к власти -- сверхчеловека («белокурой бестии»).

Философско-культурологическая Ницше трактуется как атеистическая.

49 Философия культуры О. Шпенглера, ее влияние на культурологию. Предметом философско-культурологических исследований Шпенглера была «морфология всемирной истории»: своеобразие мировых культур (или «духовных эпох»), рассматриваемых, как неповторимые органические формы, понимаемые с помощью аналогий. Решительно отвергая общепринятую условную периодизацию истории на «Древний мир - Средние века - Новое Время» Шпенглер предлагает другой взгляд на мировую историю - как на ряд независимых друг от друга культур, проживающих периоды зарождения, становления и умирания.Шпенглер предлагает циклическую историю возникновения, расцвета и гибели многочисленных самобытных и неповторимых культур. Уникальность каждой культуры обеспечивается своеобразием её «души»: в основе античной культуры лежит «аполлоновская» душа, арабской - «магическая», западной - «фаустовская» и т. д.
Умирание всякой культуры характеризуется переходом от культуры к цивилизации. Отсюда ключевое в его концепции противопоставление на «становящееся» (культура) и «ставшее» (цивилизация).
Последовательно проводимый Шпенглером тезис об уникальности культур, их сменяемости (не преемственности) вел к признанию их ценностной эквивалентности: все они равны по своему историческому значению и должны сопоставляться вне всяких оценочных категорий.
Сравнительный анализ культур, как считает Шпенглер, обнаруживает единство их судьбы: каждая культура проходит одну и ту же последовательность фаз развития, и основные черты каждой фазы тождественны во всех культурах; все культуры сходны по длительности существования (около 1000 лет) и темпам своего развития; исторические события, относящиеся к одной культуре, имеют соответствия (гомологии) во всех других.
«цивилизация», по Шпенглеру, есть кризисный исход, завершение любой культуры.

50 Культурологическое учение Альфреда Вебера. Основные проблемы его работ - кризис ев­ропейской культуры и кризис Германии. Он продолжает характерное для послегегелевской философии истории отмежевание от спекулятивного рассмотрения истории и акцентирует внимание с вопросов о смысле истории на проблему ее бытия. Его работы - «История культуры как социология культуры», «Третий или четвертый человек», «О смысле исторического бытия», «Германия и кризис евро­пейской культуры».

Для творчества Вебера характерно единое понимание духовной жизни и культуры, тревога за судьбы европейской культуры (он говорит о германо-романском Западе), преодоление кризиса которой он свя­зывает с возрождением ее европейского центра - Герма­нии. Он считал, что именно немцами накоплен огромный потенциал внут­реннего развития, который позволит им преодолеть склон­ность к внешней экспансии и дать Европе огромное про­странство для развития духовной жизни.

Вебер, как и ранее Шпенглер, отвергает исторический оптимизм, так как человеку, как свободному и интегрированно­му (3-ему человеку), грозит уничтожением 4-ый - дезинтегрированный человек, появление которого означает дегу­манизацию общественной жизни вследствие развития бю­рократии, господства техники и разложение человеческой личности.

Вебер выделял 3 основных антропологических типа - допримитнвный, хтонически-магический, прометеев­ский, на смену которым приходит человек 4-ого типа. Этот пе­реход характеризует кризис современной Европы, выход из него А. Вебер видит в возрождении немецкой духовно­сти, которая составляет характерный способ созидания культуры. Культуру создают гении как посредники ирра­ционального мира в мире реальном.

Вебер возвращается к идее «души культуры», а фено­мены культуры выступают неповторимыми символами ее исторического самовыражения. Эмпирическое существо­вание культуры выводится из трансцендентного. А. Вебер отводит культурно-преобразующую роль духовной жизни, придающей упорядоченность тем свойствам и силам, ко­торые характеризуют исторические образования Европы.

А. Вебер отмечает несколько этапов развития европейского духа после того, как он высвободился из средневе­кового единства, через призму которого он рассматривает образование европейских государств и под их эгидой - формирование капиталистических производительных сил. В этот период освобождается человеческая индивидуаль­ность, но одновременно открывается путь к противостоя­нию и борьбе. В экономике это вырождается в грубое раз­грабление мира, а в политике и религии - в кровавую рез­ню.

51 Культурологическое учение Макса Вебера. Труды немецкого социолога, историка, экономиста Макса Вебера представляют интерес не только в социально-экономическом плане, но и в культурологическом аспекте. В кризисное время, когда ра­зум уже не казался всемогущим, когда на место «фи­лософии мысли» пришла «философия жизни», став­шая очень популярной, М.Вебер с позиции рациональ­ности обращается следовать трудным путем интеллектуальной честности и добросовестности.

Он, в своих исследованиях, проводил мысль о рациональности как определяющей черте современной европейской культуры и считал, что рационализация социального действия - это не просто методологиче­ский прием, а тенденция развития исторического про­цесса. А то, что помимо европейцев на путь индуст­риализации стали и другие народы свидетельствует о том, что рационализация есть всемирно-исторический процесс. Им рационализируется буквально весь способ ведения хозяйства, управление всеми сферами жизни, образ мышления людей и образ жизни в целом. В этой ситуации возрастает социальная роль науки. Человек уже потерял веру в богов, авторитеты, идеалы и ос­тался наедине с самим собой и наука должна помочь человеку выжить в этом «земном» мире.

По Веберу смысл современного социокультурного развития со­стоит в «расколдовании» мира, то есть освобождении человечества от «магических суеверий и предрассудков».

Предпосылкой для формирования современного индустриального общества, по М.Веберу, был протестан­тизм. В этой религии упор делается не на догматиче­ские занятия, а на моральную практику, включающую воспитание таких черт личности, как трудолюбие, бе­режливость, честность и расчетливость. Протестан­тизм стимулировал возникновение специфических форм поведения в быту и хозяйственной жизни.По М.Веберу всякая «культура» представляется выхо­дом человека из органически предначертанного ему цикла естественной жизни. Косвенное влияние соци­альных отношений, институтов и групп людей, испыты­вающих давление «материальных» интересов, распро­страняется на все области культуры без исключения на события повседневной жизни, на «исторические» события, на искусство, различные массовые движения и тому подобное.

52 Культурфилософская концепция Э. Гуссерля. В творчестве Э.Гуссерля основной темой является тема культурного декаданса(культурного кризиса).

Э.Гус­серль с философской позиции рассуждает о причине кри­зиса европейской культуры и возможностях его преодоле­ния, развивает идеи феноменологии (проблема сознания, утверждение его бытийной самоценности) и приходит к развитию проблематики европейского рацио­нализма, который он определяет как основу европейской духовности, европейской культуры.

Э.Гуссерль рассматривает культурологическую проблему с точки зрения раскрывающегося в историческом развитии евро­пейской культуры и ее «телеса» - внутренне присущей исто­рии разумность цели.

Важную роль в судьбе европейской культуры, «европейского человечества» он отводит наукам (в том числе - философии), подвергшимся трансформации.

Задача философа - рассмотреть европейскую культуру с точки зрения не натурализма, который утверждает укорененность проявлений духа в телесном, а универсальность «науки о духе».

Феноменология по Гуссерлю является чистой, замкнутой в себе «наукой о духе». При рассмотрении европейского ду­ха, обнаруживается присущая лишь Европе врожденная «телеология», внутренне связанная с историей филосо­фии и ее ответвлений - наук в древнегреческом духе. Натурализм же вынес духовность за рамки теоретического рассмотрения.

Культура, вмещающая в се­бя и духовный, и материальный элемент, не интересует Гуссерля. Его задача - построить чистую «науку о духе», его истории. Философ обращается к понятию «духовного образа», не соотносящегося ни с чем материальным, а черпающим свое содержание в стихии чистого духа.

53 Концепция культуры Ясперса Карл Ясперс - немецкий философ, представитель экзистенциализма. Исходное понятие экзи­стенциализма - экзистенция (существование), которое в истории философии соотносилось с понятием «сущность». Только в коммуникации человек может познать свою подлинную сущность. Подлинное понимание человека заключается в его свободе и историчности, которое способно дать, по Ясперсу, только экзистенциальная философия.

Феномен культуры раскрывается у Ясперса в рамках его философско-исторической концепции, развернутое изложение которой дано в работе «Истоки истории иеецель».

По Ясперсу мир истории культуры для евро­пейского (христианского) сознания заключен между грехопаде­нием человека и наступлением «гармонического созву­чия душ» «в царстве вечных духов». Центральным со­бытием истории считалось «явление Сына Божьего», названное Г. Гегелем «осью» мировой истории.

Ясперс выступил со своей философией истории в эпоху «разбожествления мира». Он предложил вариант ее экзистенциального постижения на основе эмпириче­ских фактов. В качестве центрального события в истории, реально осуществившейся «в течение примерно 6000 лет», фи­гурирует «осевое время». Самая ост­рая проблема, обсуждаемая в философии истории Яс­перса, - проблема соотношения «осевого времени» и современной исторической ситуации. В концепции Ясперса культура и история -- сино­нимы. «Доистория» -- это «немая культура», а собственно история -- «говорящая культура».В этом контексте определялосьосевоевремя, в котором выделялись следующие черты - уни­версализм, рефлективность, гуманистичность. В осевое время, по Ясперсу, «полностью формируется подлинный человек в его духовной открытости миру». К осевым народам Ясперс относит те народы, «которые, последовательно продолжая свою историю, совершили скачок, как бы вторично родились в нем, тем самым, заложив основу духовной сущности человека и его подлинной исто­рии», а осевой эпохой называет эпоху «духовной осно­вы нашего человеческого бытия».

Таким образом, в концепции Ясперса выделяются три формы культуры, обла­дающие исторической спецификой - архаическая куль­тура, культура цивилизаций доосевого пе­риода и уни­версалистская культура осевого времени.

54 Психологическая интерпретация культуры (концепция 3. Фрейда) Психологическая теория культуры начинаетсвоетеоретическое оформление со 2-ой половиныXIX в. Основоположником философского обобщения психоанализа и создателем психологической школы в исследовании культуры стал австрийский врач-психиатр и философ ЗигмундФрейд

Проблемам культуры посвящены следующие работы 3 Фрейда «Сон и миф», «Тотем и табу», «Психология масс и анализ человеческого «Я»и др. Предмет культурологического анализа Фрейда - феномен личности в культуре, выразивший себя в психологических характеристиках личности, в определенных стереотипахее поведения, во взаимодействии лично с окружающей средой.

Основа культурологической концепции Фрейда - гипотеза о том, что пространство человеческой психики составляют 3 слоя - сознательное, разумное «Я», стремящееся приспособить индивида к реальным условиям жизни, бессознательное «Оно», исходящее из природных, биологических ин­стинктов и влечений человека, социокультурная среда « сверх- Я», являющаяся внутренним цензором сове­стью личности и содержащаявсебе общественные правила, нормы, законы).

Между <Я» и «Оно» неизбежно возникает борьба. В прямом столкновении культура (то есть - «Я») не может победить «0но», так как в нем сосре­доточена вся психическая энергия человека. Чтобы подчинить примитивные влечения «Оно», культура реализует свои цели в жизни с помощью сублимации, с помощью определенных «культурных лишений», которые являются преобладающими в сфере социальных взаимоотношений между людьми.Центральное понятие культурологической концепции Фрейда - суб­лимация (от лат sublimare - возносить) – преобразование и переориентация сосредоточенной в «Оно» сек­суально-биологической энергии в сферуразума и куль­туры.

55 Культурологические идеи К. Юнга Ярким наследником фрейдов­ских принципов был основоположник «аналитической психологии» Карл Густав Юнг Основные культурологические идеи изложены им в работах «Архетип и символ», «Феномен духа в культуре и науке» и др. К. Юнг предложил психоаналитический метод изучения человека. Центральное место в «глубинной психологии» Юнга занимает теория бессознательного, которое реально существует и всегда активно проявляется как внутри индивида, так и в отношениях между людьми.

Особую роль он отводил «кол­лективному бессознательному», которое, идентично у всех людей и образует тем самым всеобщее основание душевной жизни каждого, будучи по природе сверхлич­ным. «Коллективное бессознательное», считал Юнг, передается по наследству и является основанием для формирования человеческой психики.

Анализируя культуру, К.Юнг считал, что главным вееразвитии является взаимодействие бессознательно-архетипических и сознательных компонентов психики. Обособление какой-то части психики ведет к утрате энергетического равновесия и гармонии.

Бессознательное воспроизводит символы, значение которых шире индивидуального опыта. Эти схемы-символы Юнг называет архетипами, они представляют собой образцы поведения, или символические образы, на основе которых оформляются конкретные, напол­ненные содержанием образы, соответствующие сте­реотипам сознательной деятельности человека.

Архе­типы нельзя полностью осмыслить и адекватно выра­зить в языке. Их можно только писать.

Бессознатель­ное - это совокупность архетипов, осадок всего, что было пережито человечеством, но этоне мертвый осадок, а живая система реакции, которая невидимо опре­деляет всю нашу жизнь.Юнг считал, что именно культура, основанная на гармонии сознания и бессознательного, поможет чело­веку адаптироваться как к внешнему, так и к собствен­ному внутреннему миру, духовно его обогатит.

56 Концепция «круговорота локальных цивилизаций» А. Тойнби Ученый из Великобритании Арнольд Тойнби в своем фундаментальном сочинении «Постижение ис­тории» культурологическим объектом анализа ставил бытие людей в процессе исторического обновления и в контексте меняющегося исторического времени.

Тойнби расчленяет историю человечества на так называемые «локальные цивилизации», каж­дая из которых - это определенная веха времени, имеющая в пространстве протяженность большую, чем национальные государства, и замкнутая в независимый от других мир.

Тезис о "единстве цивилизации», по Тойнби, - ложная концепция, которая имеет давнюю европейскую традицию и порождена христианством.

Тойнби выделял двадцать одну цивилизацию, из которых ныне, как утверждают его последователи, якобы осталось семь: западная, православная, индуистская, китайская, дальневосточная (Корея и Япо­ния), иранская, арабская.

Основными содержательными моментами в жизни цивилизации являются политика, культура и экономика. Каждая цивилизация в своем развитии проходит ста­дии возникновения (генезиса), роста, надлома и рас­пада. После гибели цивилизации ее место занимает другая, т. е. происходит процесс своеобразного истори­ческого круговорота цивилизаций.

По Тойнби, в основе истории лежит взаимодей­ствие мирового закона -- Бога («вызов») и Человечест­ва («ответ»).

развитие религиозного сознания людей является главной основой их духовного совершенства.Цивилизации же являются лишь эта­пами, преодолевая которые человечество вступает в диалог с Богом и постигает волю Божию. Вэтом за­ключается подлинная социальная история, понимае­мая А.Тойнби как единственный шанс спасения человечества и выявление своего высшего предназначения.

57Структуралистские исследования культуры Структурали

Публичная (общественная) власть и нормы поведения в первобытном обществе

Определение. Социальная власть – это организованная сила, обеспечивающая способность той или иной социальной общности – рода, группы, класса, народа (властвующего субъекта) – подчинять своей воле людей (подвластных), используя различные методы, в том числе и метод принуждения.

Особенности социальной власти . В догосударственный период социальная власть отличалась тем, что она:

1. распространялась только в рамках рода, выражая его волю, и базировалась на кровных связях;

2. была непосредственно общественной, строилась на началах первобытной демократии, самоуправления (т.е. объект и субъект власти здесь совпадали);

3. органами власти выступали родовые собрания, старейшины, военачальники и т.п., которые решали все важнейшие вопросы жизнедеятельности первобытного общества;

4. покоилась на традициях;

5. подчинение носило естественный характер, вытекало из единства интересов всех членов рода;

6. носила личностный характер, в том отношении, что распространялась на определенные личности, членов рода, не имела территориального характера.

Социальные нормы первобытного общества . Социальные нормы – это правила поведения, регулирующие отношения между людьми. Существовавшие в первобытном обществе социальные нормы называют мононормами. Мононормы – это природообусловленные правила жизни, соединяющие в себе религиозные, нравственные, эстетические, экологические начала, т.е. обязательное правило поведения, в котором еще не дифференцировались различные нормы социальной регуляции.

Особенности социальных норм . Систему нормативного регулирования в первобытном обществе отличает:

1. естественно-природный характер формирования;

2. действие на основе механизма обычая;

3. синкретность, нерасчлененность норм

4. мононормы не имели представительно-обязывающего характера: их требования не расценивались как право или обязанность;

5. доминирование запретов.;

6. распространение только на данный родовой коллектив (нарушение обычая – «родственное дело»);

7. нормативно-регулятивное значение мифов, саг, былин, сказаний и иных форм художественного общественного сознания;

8. специфические санкции – осуждение поведения нарушителя со стороны родового коллектива (общественное порицание, остракизм), изгнание из родовой общины. Применялись телесные повреждения и смертная казнь.

Обычаи – исторически сложившиеся правила поведения, которые в результате многократного повторения вошли в привычку.

Нормы первобытной морали – правила поведения, регулировавшие отношения между людьми на основе первобытных представлений о добре и зле.


Нормы морали возникают гораздо позже обычаев, а именно на этапе развития человеческого общества, когда у людей появляется способность оценивать свои собственные поступки и поступки других людей с точки зрения добра и зла.

Религиозные нормы – правила поведения, регулирующие отношения между людьми на основе их религиозных представлений.

Мифология – совокупность мифов (рассказов, повествований о богах, героях, природных явлениях и т.п.), отражающих представления людей о мире, природе и человеческом бытие. В мифах закреплялись способы изготовления орудий, сведений о маршрутах кочевий, местах для стоянок, о нормах семейно-брачных отношений, половые и возрастные запреты и целый ряд других правил поведения

Табу – религиозный запрет, налагаемый на какой-либо предмет, действие, слово и т.п. нарушение которого будто бы неминуемо влечет жестокую кару (болезнь, смерть) со стороны фантастических духов и богов.

Агрокалендари – система наиболее целесообразного ведения сельскохозяйственных работ и распределения их результатов.

Он пробирался сквозь густые заросли, беспокойно озираясь по сторонам. Он чувствовал, как что-то неуклонно приближалось, что-то готовое поглотить его, и унести туда, откуда не возвращаются. Острая боль внезапно пронзила сердце, и он упал замертво. - Обряды и обычаи надо соблюдать - сказал старый шаман, и бросил сломанную фигурку в костёр. - А что он сделал? - полюбопытствовал человек, сидящий рядом с ним. - Произнёс имя нашего погибшего брата...

Вера в табу оказывает очень на человека, в сознании которого прочно закреплена некая установка. Так, например, у некоторых народов под запретом табу - произносить имя умершего человека. Вера в этот запрет, как и во множество других обрядов и обычаев сформировывалась на протяжении многих столетий. Поэтому нет ничего удивительного в том, что нарушителя - ведь он знает, что за ним "явится" дух умершего.

Обряды и обычаи друидов. Что запрещено "повелителям леса"

Всемогущие кельтские жрецы и мистики - друиды - также были должны подчиняться определённым законам. К примеру, им запрещалось записывать свои знания на бумаге - ведь друиды обладали Истинным Могуществом, и если бы такие сокровенные знания попали в руки невежд, то это привело бы к глобальной катастрофе.

Для друида власть - это в первую очередь искусство владеть собой. Друиды считали бессмысленной жестокостью причинять страдания живым существам, но, тем не менее, довольно сурово относились к нарушителям табу. Для нарушителя порядка исполнялась "злая песня" - своего рода на друидский манер. В зависимости от тяжести проступка эта "песня" могла иметь различные последствия - от заболевания жертвы до её смерти. У друидов существовал некий кодекс поведения, названный законом трёх требований, он включал в себя следующие непреложные Истины:

Три сущности человека:

Каким он себя считает.

Каким его считают другие.

Каков он на самом деле.

Три духовных правила, направляющих человека:

Владение собой (самоконтроль).

Владение миром.

Владение неведомым (магией).

Три вещи, которые всегда нужно контролировать:

Три признака жестокости:

Пугать без нужды животное.

Обрывать без нужды растения.

Гнаться без нужды за привилегиями и милостями.

Три ключа власти друида:

Обладать знанием

Хранить молчание.

Множество обрядов и обычаев друидов были связаны с натуральной магией. Поэтому "хранители леса" трепетно относились к природе, и человека, причиняющего ей вред, ждало наказание.

Обычаи и обряды Африки - вера в табу

Строжайше запрещалось охотиться на тотемных животных. У разных племён были разные тотемы - быки, крокодилы, львы, голубые антилопы. В некоторых случаях запрещалось не только убивать и есть тотемное животное, но даже и смотреть на него. В Африке живёт племя арара, его территория расположена северу от племён аравете и паракана. Мужчины этого племени охотятся только на обезьян. Интересный факт - название каждого из трёх племён можно перевести, как "настоящие люди" или просто "люди", а, следовательно, своих соседей они считают не совсем людьми.

Нубийцы, проживающие в восточной Африке, верят, что они умрут, если войдут в дом королевского священника. Избегнуть этой опасности можно одним способом - для этого нужно обнажить левое плечо при входе, и склонить короля прикоснуться к нему рукой. Отсюда пошло суеверие, что прикосновение королей обладает целебной силой, и . Большинство аналогичных обрядов и обычаев также было сформировано под воздействием суеверных представлений.

Следует отметить, что больше всего дикари опасаются колдовства, поэтому зачастую новоприбывшим европейцам строго запрещается контактировать с местными жителями, вступать с ними в общение. Сначала африканские колдуны должны исполнить все обряды и обычаи, чтобы чужеземцы не смогли принести с собой болезни и бедствия.

У некоторых племён существовали любопытные табу на убийства. В соответствии с ритуалом, они приносили головы убитых на войне врагов в своё поселение. Но чтобы духи убитых не мстили, у голов следовало попросить прощения. При этом произносился примерно следующий текст: "Не обижайся, ведь и наши головы могли сейчас находиться в твоей деревне, будь мы менее удачливы. Зачем ты стал нашим врагом? Нам следовало оставаться друзьями, и тогда твоя кровь не была бы пролита".

Человечество нелегко расстаётся с древними обрядами и обычаями. Одни традиции полностью изживают себя, а другие трансформируются в причудливые . И всё же вера в табу - совершенно неприемлемый пережиток прошлых времён, ограничивающий свободную волю человека.