Финансы. Налоги. Льготы. Налоговые вычеты. Госпошлина

Философия как важнейшая часть духовной культуры. Философия как форма духовной культуры

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ФИЛОСОФИЯ КАК ВАЖНЕЙШАЯ СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ДУХОВНОЙ КУЛ Ь ТУРЫ

Специфика философии

философия предмет духовная культура

Философия воспроизводит мир в максимально возможной глубинности и взаимосвязности. Она опирается на предельно универсальные закономерности и принципы, а также на наиболее фундаментальные ценностные ориентации.

Философская культура - это культура в о прошающая .

Она бьется над самыми магистральными вопросами:

Откуда и куда идет род человеческий?

Гамлетовское «быть или не быть»?

И сократовское «что есть благо?»

Присуща ли людям врожденная агрессивность?

Правит ли ими страсть к наслаждению?

Философия - разведчица того, что лежит за горизонтом любого познания и пережив а ния.

Она чаще ставит проблемы, чем решает их. Причем, как правило, проблема, поставленная философией, вообще не имеет окончательных решений. Беспокоя пытливые умы, философия увлекает их за собою в неведомое.

Философия изучает предельные («пограничные») ситуации, самое универсальное и самое уникальное, сокрове н ное...

У нее самая высокая степень общности (и абстрактности), а также уникальности (и конкретности).

Ее предмет - это фундаментальные осн о вы субъект-объектных и субъект-субъектных отнош е ний.

Философия поднимает человека на такую метафизическую высоту и подводит к таким пределам, что порою захватывает дух. Но о философских проблемах можно рассуждать только так: мучительно пробираясь через кажущиеся непреодолимыми загадочные сложности бытия, гибко соизмеряя безграничность онтологических универсалий с бездонностью человеческой уникальности.

Связь философии с другими сферами ду ховной культуры

Не только наука, но и мораль, искусство, религия, язык, миф определяют духовную культуру.

Вот почему философия и мировоззрение ориентируются на культуру в целом.

Роль философии в развитии духовной культуры общества и человека чрезвычайно велика.

Философия испытывает плодотворное влияние со стороны всех основных сфер духовной культуры и сама влияет на них.

Б. Рассел в «Истории западной философии», говоря о традиционной философии, уподобил ее н и чейной земле между наукой и религией.

Однако современная мировая философия в какой-то мере воспо л няет «пустоты» не только между наукой и религией, но между всеми сферами культуры. Она помогает «перекидывать мостики» между н и ми.

Сама философия испытывает плодотворное влияние со стороны крупнейших писателей, художников, ученых, прогрессивных политических и общественных деятелей.

Многообразие пониманий предмета философии

Философия (philo) - любовь к мудрости. А разве кто-нибудь любит глупость? Значит, любя мудрость, все мы любим философию.

Однако философией можно заниматься как любительски, так и профессионально. Соответственно существуют профессиональная и житейская (обыденно-практическая) философия.

Философия обыденно-практического опыта . Аристотель говорил, что тот, кто хорошо что-то понимает сам, сможет объяснить это ребенку.

Но как объяснить ребенку, что такое философия?

Философия стремится дать ответы на последние “почему” в длинной их цепочке.

Герой М. Горького “Скуки ради”: “Философом может быть всякий, кто родится с привычкой думать и во всем искать начало и конец... при этом он может даже служить на железной дороге”.

Обыденно-практическая философия позволяет приподняться над суетой каждодневного бытия, воспользоваться мудростью прошлого, пристальней всмотреться в будущие перспективы.

Профессионально-теоретическая фил о софия

На этом уровне философия существует уже в форме учений и теоретических систем. И судить о них могут лишь философски образованные люди.

К сожалению, так бывает далеко не всегда. В рассказе Достоевского «Бобок» читаем: «Штатские лица любят судить о предметах военных и даже фельдмаршальских, а люди с инженерным образованием судят больше о философии и политической экономии…» Ф.М. Достоевский. «Бобок»

Экзистенциализм . Предмет философии - это сокровенные таинства человеческого существования, жизни и смерти, высшего смысла или полного абсурда бытия. Стоит ли жить дальше, если мир абсурден, а жизнь ничтожна? Главное - это духовно помочь человеку выстоять во враждебном и абсурдном бытии.

Согласно Хайдеггеру, предмет философии - это «бытие», а предмет науки - «сущее». Под сущим он подразумевает всё, что относится к эмпирическому миру, от которого следует отличать истинное бытие. Оно постигается непосредственно, а не через рассудочное мышление. Это подлинное бытие открывается человеку благодаря особому личностному существованию - экзистенции.

Религиозная философия

Теологию и богословие прежде всего интересует проблема бога, а религиозную философию - проблема человека в божьем мире. Теология занимается сверхрациональным. Одна из важных задач католической теологии - доказать существование Бога.

Неопозитивизм .

Неопозитивисты считают, что современная философия прежде всего должна быть «философией науки».

Если философы намерены приносить реальную пользу наукам, они должны сосредоточить свои усилия, стараясь:

а) интегрировать знания, полученные отдельными специальными науками, в единое синтетическое знание;

б) упорядочивать язык науки, а также изучать глубоко скрытые языковые смыслы Рассел: философ - это "полицейский" языка. Витгенштейн. Человеку только кажется, что он говорит с помощью языка. На самом деле язык говорит с помощью человека. Клубок нитей, играющий с кошкой. .

Признавая определенные ценности прошлой философии, неопозитивисты им отводят такое же место в духовной культуре, как религии, искусству и другим ненаучным формам человеческой деятельности.

Обобщим многообразные подходы к философии, добавив к вышеприведенным диалектико-материалистически ориентированный подход.

Можно сказать, что предмет философии - это:

предельные проявления человека в мире и м и ра в человеке ;отношение сознания - к бытию, духо в ного - к материальному, субъекта - к объекту и другому субъекту, пережив а ния - к миру;

это наиболее универсальные законы, принципы и понятия, выр а жающие развитие природы, общества и мышления; это судьбоносные ценностные ориентации, жизненные смыслы и мировоззренческие поз и ции .

Знание философии приведет к меньшему количеству роковых жизненных ошибок и к лучшей ориентации как в личной, так и в профессиональной деятельности.

Наука ли философия?

Так как существует множество самых разных философских учений, то ответ не может быть однозначным. Говоря о мировой философии в целом, можно сказать, что она и наука , и ненаука , и метанаука (хотя бы в том смысле, что философия может делать объектом своего изучения и саму науку) .

Научно -ориентированные философы изучают прежде всего универсальное, закономерное, используя в большей мере рациональные методы познания.

Подобная философия стремится к фундаментальному обоснованию знаний с позиций социально-исторического, культурологического и общенаучного контекстов. Это и есть одна из важнейших з а дач философии науки.

Ценностно -ориентированные философы пытаются постигать уникальное, трансцендентное. Здесь философия предстает как н е наука .

Метанаучно -ориентированные философы: а) либо занимаются научно-философским исследованием наук (т.е. примыкают к философии науки);

б) либо выходят за пределы научного исследования и занимаются рассмотрением чисто метафизических проблем (т.е. примыкают к ненаучной разновидности философии).

В то же время все эти по-разному ориентированные философии дополняют друг друга и нуждаются др у г в друге .

Решая свои проблемы, философия стремится объяснять (как естественные науки), понимать (как науки гуманитарные), с о страдать (как искусство), взывать (как мораль), проповедовать (как вероучение).

Структура философии и ее основные функции

Основные разделы философии:

онтология (учение о бытии);

аксиология (учение о ценностях);

гносеология (учение о познании);

философская методология (учение о мет о дах);

философская антропология (учение о ч е ловеке);

социальная философия (учение об общ е ственной жизни);

история философии и панорама современных философских уч е ний.

А теперь остановимся на функциях философии.

Интегративная (синтетическая) функция. Она напрямую связана с философией науки.

Аристотель: “Философ - это тот, кто обладает по мере возможности ц е лостностью знания”.

Иногда эту функцию называют онтологической. Она состоит в том, что философия изучает наиболее общие закономерности и принципы действительности, ищет универсалии, стремится построить целостную картину мира (т.е. познает мир по возможности в его целостности). Она интегрирует и систематизирует духовную культуру. В частности, философия соединяет две культуры - естественнонаучную и общественно-гуманитарную, помогает им взаимно понимать и взаимно обогащать друг друга.

История о слепых и слоне.

Наиболее уникальное способно оборачиваться универсальным. Несколько упрощенный пример: у каждого - своя боль, но боль - у каждого.

Аксиологическая функция .

Она связывает философию с системой ценностей и мировоззрением.

«Пусть боги смотрят безучастно

На жизнь Земли - их вечен век.

Но только страстное прекрасно

В тебе, мгновенный человек!» (В. Брюсов)

Как уже говорилось, философия - это мир и эпоха, однако не только «схваченные в мысли» (Гегель), но и пережитые в чувстве.

Философия осмысливает исходные нравственные основы существования, фундаментальные ц е ли и ценности .

Она помогает разобраться в сложном переплетении событий, оценив ситуацию, найти свой смысл и свое место в жизни, выработать активное отношение ко всему, что происходит в мире.

В отличие от науки философия позволяет себе быть пристрастной.

А. Камю сказал примерно так:

было время, когда философ мог жить в башне из слон о вой кости; но сейчас, когда на карту поставлена судьба всей последующей истории челов е чества, само неучастие или молчание становятся преступными.

Каждый виновен не только в том, что он сд е лал не так, но и в том, что он не сделал, хотя мог сделать…

Высшие ценности и принципы одержали больше побед, чем все армии мира.

Философия по самой своей природе ориентирована на высшие духовные ценности, на интимно личные и глобальные проблемы. Нередко философ выступает как проповедник (причем его проповедь исповедальна). Не показывай, куда надо идти, а иди сам, причем так, чтобы за тобой пошли другие.

Любую тему философ явно или неявно пронизывает высшими смыслы и ориентациями. Иначе это не философия.

В наибольшей степени с ф илосо фией науки связаны аксиологические проблемы этики науки.

Методологическая функция :

она связана с необходимой разработкой наиболее оптимальных форм человеческой деятельности (в том числе научной).

Уточним понятие метода. Метод - это тоже теория, но теория особая.

Метод - это, прежде всего, теория получения новых результатов о реальности, в то время как обычная теория - это воспроизведение самой реальности.

“А не то дорого знать, что Земля круглая, а дорого знать, как дошли до этого” (Л. Толстой).

Еще Лихтенберг говорил, что когда людей станут учить прежде всего не тому, что они должны думать, а тому как они должны думать, то тогда исчезнут многие недоразумения.

Гносеологическая функция.

«Так и в жизни иные, подобные рабам, рождаются жадными до славы и наживы, между тем как философы - до единой только истины» Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. -- М.: Мысль, 1979. - С. 334. .

Реализуя гносеологическую функцию, философы изучают само знание и фундаментальные принципы познания.

Познает любая сфера духовной культуры. Но сам процесс познания фундаментально и целостно изучает только философия. Она решает важнейшую проблему - как взаимодействует мышление и бытие. Философское познание стремится к предельной универсальности и уникальности.

Философия ищет фундаментальные основания достоверности человеческих знаний.

Поэтому важное место в ней занимает учение об истине , о бесконечном пути познания «…Для нас раз и навсегда утрачивает всякий смысл требование окончательных решений и вечных истин… все приобретаемые нами знания по необходимости ограничены и обусловлены теми обстоятельствами, при которых мы их приобретаем» (Энгельс). .

Одна из задач философии крайне необычна. Она изучает историю человеческих заблужд е ний , чтобы в будущем лучше избегать их. По словам Монтеня, любую глупость до нас уже высказал тот или иной философ, считая ее истиной… Впрочем, любая мудрость имеет долю глупости (и наоборот).

Наряду с проблемой истинного и ложного существует проблема истинного и фальшивого . Всестороннего анализа требуют процессы, связанные с обманом , ложью , дезинфо р мацией .

Важно мыслить «без гнева и пристрастия» (Тацит).

Важнейшая задача философии - быть колебательницей привычных смыслов, рождать сомнения, разрешать их, но рождать при этом н о вые.

Мы уже говорили, что Вопросы в философии не менее важны, чем ответы. . «Бернард Шоу о науке и религии».

Философско-антропологическая фун к ция

Эта функция в особой мере связана со всеми остальными. Она нацеливает на изучение целостного человека, его судьбы, назначения, личностных смыслов.

Протагор: человек мера всех вещей .

3 вопроса Канта и его 4-й вопрос.

По Вл. Соловьеву, философии принадлежит особая роль в духовном освобождении и пробуждении свободы . Ее освободительная деятельность объясняется коренным свойством человеческой души «в силу которой она не останавливается ни в каких границах, не мирится ни с каким извне данным определением, ни с каким внешним ей содержанием, так что все блага и блаженства на земле и на небе не имеют для нее никакой цены, если они не ею самою добыты…» Соловьев В.С. Собр. соч. в 10-ти томах. 2-е изд. Т. 2, с. 412 (лекция «Исторические дела философии»).

Философия стремится проникнуть в сокровенные глубины человеческого существования, приоткрыть его высшие, «запредельные» смыслы. Так, экзистенциализм старается постигнуть таинственное уникальное человеческое существование, благодаря которому человек обретает свою подлинность, становясь абсолютно свободной личностью.

Достоевский: «Человек - это тайна, которую надо разгадать. Если ты разгадываешь ее всю жизнь - не считай, что ты прожил ее напрасно. Я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком».

Связь философии с жизнью человека и общества

В многовековой истории философии можно отыскать немалое число философов, избравших путь бесстрастного смирения и отрешения от су етной земной жизни (они словно …"закрыть глаза, заткнуть уши" своей души…).

Но было много и таких, которые видели свое предназначение в страстном служении философски осмысленным целям и идеалам , причем не только своим, но и общественным.

За философские идеи отдавали жизнь, выпивая чашу с ядом (Сократ) или сгорая на инквизиторском костре (Бруно).

Во имя философских идей философы отказывались от интимных наслаждений Кант никогда не имел интимных отношений с женщинами… и мужчинами. На склоне лет он говаривал: - Очень рад, что избежал однообразных механических телесных движений, лишенных глубокого метафизического смысла. или расставались навсегда со своими бесценно любимыми избранницами (Кьеркегор - Регина Ольсен - Шлегель).

Во имя философских идей философы порывали со своим социальным кругом, высшим светом и богатством (Энгельс, Толстой), пробуждали революционный дух, считая, что философ должен не только объяснять мир, но и переделывать его в соответствии с идеалами социальной справедливости (Герцен, Ленин).

Но одна из главных жизненных целей философа во все времена - быть свободомыслящим.

"Волхвы не боятся могучих владык и княжеский дар им не нужен…"

Киплинг о человеке.

В 399 г. до новой эры шел суд над Сократом, обвиненным в распространении общественно опасных идей. Мудрец пояснил, что занимается философией прежде всего потому, что «жить, не разобравшись в жизни, не стоит». По его наблюдениям, большинство сограждан посвящают всю свою деятельность достижению славы, богатства, удовольствий. Но они нисколько не задумываются, насколько всё это для них ценно.

Далее см. по Платону.

Философ всегда словно борется с течением, плывя против него или обгоняя его.

Он чем-то напоминает Иванушку-дурачка, который навзрыд плакал на свадьбах и весело смеялся на похоронах.

Его задача - предостерегать от односторонних крайностей.

Когда жизнь течет благостно и умиротворенно, философ должен будить общество от самозабвенной спячки.

Если все существующее кажется бесспорным и стабильным, философия призвана будоражить умы, расшатывать устоявшиеся смыслы.

Но если почва начинает уходить из-под ног, если трещат и расползаются по швам вековые нормы, традиции и не видно света в конце туннеля, философия призвана, нет, не успокаивать, убаюкивая красивым обманом...

Она призвана помогать вновь находить достойные жизненные ориентиры и обретать мужественную уверенность в себе и окружающих.

(Речь идет не о стремительных катастрофах чернобыльского типа, в такой ситуации не до философии; впрочем даже в этих случаях наступает “вечер”, и сова Минервы отправляется в свой полет: ведь в связи с подобными катастрофами тоже встают философские “почему” и “во имя чего”?)

Особая роль у философии в такие времена, как наше.

Невольно вспоминаются строки: «Блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые…». Когда цивилизация переживает глубокий кризис, многие люди вынуждены искать выход из него.

Неизбежно задумываясь над самыми фундаментальными проблемами, они невольно обращаются к философии.

Аристотель говорил, что «философия начинается с изумления», с понимания того, что мы живем в очень странном, неистощимо многообразном мире… Она даёт неожиданный ракурс на мир Учитель, герой фильма «Клуб умерших поэтов», неожиданно влез на стол перед опешившими учениками, чтобы продемонстрировать диковинный ракурс на аудиторию. .

Философия не меньше, чем физика, нуждается в «безумных идеях». Но как непохоже философское безумие на безумство мартовского кота, обуреваемого нестерпимой страстью, или воспаленное воображение наркомана…

Ведь философия просветляет мир, она подсказывает наиболее оптимальный и гуманный путь к желаемым целям.

Добротная философская подготовка позволяет избежать непродуманных решений, кем бы они ни принимались, - капитаном дальнего плавания, президентом страны или зубным техником.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Определение структуры философского знания: диалектика, эстетика, познание, этика, философия культуры, права и социальная, философская антропология, аксиология (учение о ценностях), гносеология (наука о познании), онтология (первоначало всего сущего).

    контрольная работа , добавлен 10.06.2010

    Биография Николая Онуфриевича Лосского и его философская система, определенная как наука "о мире как целом". Диапазон интересов: гносеология, онтология, философская антропология, этика, аксиология (учение о ценностях). Гносеологический индивидуализм.

    реферат , добавлен 22.03.2009

    Предмет, структура и функции философии. Основные этапы развития философии: ранний эллинизм, Средневековье, эпоха Возрождения и Новое время. Характеристика немецкой классической философии. Онтология, гносеология, социальная философия, учение о развитии.

    презентация , добавлен 24.09.2012

    Любовь к мудрости. Краткий очерк истории философии. Философская картина мира. Философия человека. Философия деятельности. Философский плюрализм, многообразие философских учений и направлений. Практическая философия.

    книга , добавлен 15.05.2007

    Структура философии: онтология, гносеология, методология, аксиология и ее функции. Мировоззрение как совокупность результатов метафизического мышления, исследования и познаваемости мира. Результаты сравнения философии с наукой, искусством и религией.

    курс лекций , добавлен 10.08.2009

    Цель настоящей работы - рассмотрение сущности философии, её предмета, места в культуре и жизни человека и общества. Место философии в системе общественной и духовной культуры. Предметом философии являются всеобщие связи в системе "человек - мир".

    реферат , добавлен 27.12.2008

    Система духовной культуры казахского народа, ее эволюция и современное состояние. Феномен казахской философии, значение в развитие общества страны, выдающиеся представители и направления их исследований. Национальная онтология бытия и ценности общества.

    реферат , добавлен 05.04.2013

    Философская антропология, выявление природы и сущности человека. Чувственное познание: память и воображение. Рациональное познание и мышление. Сознательное и бессознательное, надсознательное. Что есть истина. Аксиология - философское учение о ценностях.

    реферат , добавлен 28.01.2010

    Понятие мировоззрения. Его исторические типы. Философия в системе культуры. Функции и основной вопрос философии. Понятие материи. Философская мысль Древней Индии. Древнекитайская философия. Материализм древнегреческой философии. Средневековая схоластика.

    книга , добавлен 06.02.2009

    Специфика религиозной структуры и психологических особенностей мышления, духовной ориентации в Китае. Даосизм – важнейшая философская школа, возникшая во второй половине I тыс. до н.э. Видные представители средневековой даосской мысли, функция религии.

Философские вопросы в жизни современного человека.

Вопросы те же, что и сотни лет назад: Почему Мир устроен именно так? В чем смысл жизни? Что такое Хорошо и то такое Плохо, и почему так Можно, а так Нельзя? Неужели со смертью Всё заканчивается, или есть что-то после? Есть ли закономерность в этом бардаке и хаосе вокруг, и если есть - кому всё это нужно?... Философия - не в вопросах, а в той глубине, до которой способен дотянуться человек в поисках ответов.

Предмет философии.

Философия - это теоретически разработанное мировоззрение, система самых общих теоретических взглядов на мир, на место человека в нем, уяснения различных форм его отношения к миру. Две главные черты характеризуют философское мировоззрение - его системность, во-первых, и, во-вторых, теоретический, логически обоснованный характер системы философских взглядов.

Философия – форма деятельности человека направленная на осмысление основных проблем его бытия. Предмет изучения – мир в целом, человек, общество, принципы и законы мировоздания и мышления. Роль философии определяется прежде всего тем, что она выступает в качестве теоретической основы мировоззрения, а также тем, что она решает проблему познаваемости мира, наконец, вопросы ориентации человека в мире культуры, в мире духовных ценностей.

Предмет философии развивался и менялся каждую историческую эпоху вследствие различного уровня развития культуры и общества. Изначально он включал в себя знания о природе, человеке и космосе. Впервые как отдельную область теоретического знания философию выделил Аристотель. Он определял ее как знание, которое лишено чувственной конкретики, знание о причинах, о сущности, о сути.

В период научной революции (конец XVI - начало XVII в.) от философии начинают отделяться конкретные науки: механика земных и небесных тел, астрономия и математика, позже физика, химия, биология и т. д. В это время предметом философии является изучение об­щих законов развития природы и общества, человеческо­го мышления. Философия же становится методологией научного познания и практической деятельности.

Объектом изучения современной философии является окружающий мир, который представляется как многоуровневая система.

Выделяют четыре предмета осмысления окружающей действительности: Природу (окружающий мир), Бога , Человека и Общество. Данные понятия отличаются друг от друга специфическим способом существования в мире.

Природа представляет собой все, что существует само по себе, стихийно, спонтанно, . Природе свойственен естественный способ существования, она просто есть, была и будет.

Бог соединяет в себе представления о потустороннем мире, о мистических и волшебных существах. Сам Бог представляется вечным, всемогущим, вездесущим, всеведущим. Способ существования Бога –сверхъестественный .

Общество представляет собой социальную систему, состоящую из людей, вещей, знаков, институтов, которые не могут возникнуть сами по себе. Все это создано людьми в процессе их деятельности. Социальной действительности присущ искусственный способ существования.

Человек - это живое существо, однако его нельзя целиком и полностью отнести ни к природному, ни ко социальному, ни к божественному. В человеке есть и качества, которые заложены генетически, и те, которые формируются только в социальной среде, а также божественные - способность творить и создавать. Таким образом, человеку присущ синтетический (комбинированный) способ существования. Человек в некотором смысле является пересечением, фокусом, смысловым центром существования.

Философию можно разделить на три части в соответствие со специфическими ее «предметами»:объектом деятельности, субъектом деятельности и непосредственно самой деятельностью , ее методами и средствами осуществления. В соответствие с данной классификацией предмет философии также делится на три части:

1. Природа , сущностьмира в целом (объективная реальность).

2. Сущность и назначение человека и общества (субъективная реальность).

3. Деятельность - систему «человек-мир» , взаимодействие и взаимоотношения между субъектом и объектом, а так же направления, способы и характер деятельности.

1. При исследовании природы и сущности мира в целом внимание уделяется объективной реальности, общему представлению о мире, его категориальной структуре, принципах его существования и развития. Однако мир может восприниматься человеком по-разному: как существующий вечно, сам по себе, не зависимо от человека и общества, или как действительность, которая возникла в результате реализации некой идеи. На основании различных подходов к пониманию мира формируется основной вопрос философии: об отношении мышления к бытию (или духа к материи), который ставит своей задачей определить, что же первично: материя или создание. В зависимости от ответа на данный вопрос различают два основных философских направление – материализм и идеализм .

2. Исследуя сущность и назначение человека , философия рассматривает человека всесторонне, анализирует его возможности, ощущения, духовный мир, социальный аспект в человеке, направляет его на путь самопознания, самосовершенствования и самореализации, определяя направления деятельности человека и общества.

3. Рассматривая систему «человек-мир» , философия исследует взаимодействие человека с окружающим миром, их взаимное восприятие друг друга и влияние друг на друга. При этом основное внимание уделяется формам и методам деятельности человека, его способам познания и преобразования мира.

В целом, мы видим, что каждый из предметов философии исследует свою определенную область, в связи с чем выделается ряд специфических особенностей исследования того или иного направления, особый категориальный аппарат. Значительно отличаются взгляды философов по каждой исследуемой проблеме. В следствие возникает дифференциация философии, определяются отдельные течения и направления философской мысли.Таким образом, философия представляет собой теоретически разработанное мировоззрение, систему общих категорий и теоретических взглядов на мир, место человека в мире, определение различных форм отношения человека к миру.

Философия как форма духовной культуры.

Что такое духовная культура?

Новиков: Духовная культура человечества включает в себя массив опыта

человечества, отношение людей и общества к природе и жизни. Многообразие

форм жизнепроявления определяет многообразие форм сознания.

Духовная культура представляет собой лишь определенную сторону, "срез"

духовной жизни, в известном смысле ее можно считать ядром духовной жизни

общества. Духовная культура обладает сложной структурой, включающей

научную, философско-мировоззренческую, правовую, нравственную,

художественную культуру. Особое место в системе духовной культуры занимает

религия. В обществе духовная культура проявляется через процесс освоения

ценностей и норм предшествующих поколений, производство и развитие новых

духовных ценностей. Духовная культура общества находит свое выражение в

различных формах и уровнях общественного сознания.

Рассмотрим, каим образом происходило становление философии в системе

духовной культуры.

1) Ф. как теоретический уровень мировоззрения.

Мировоззрение – это совокупность взглядов, оценок, норм и установок,

определяющих отношение человекак к миру ивыступающих в качестве ориентиров

и регуляторов его поведения. Исторически первой формой мировоззрения

является мифология – образное синкретическое представление о явлениях

природы и коллективной жизни. Другая мировоззренческая форма,

существовавшая уже на ранних стадиях человеческой истории – религия. Эти

формы мировоззрения носили духовно-практический характер и были связаны с

низким уровнем освоения человеком действительности, а также с недостаточным

развитием его познавательного аппарата. По мере развития человеческого

общества, совершенствования познавательного аппарата стала возмодной новая

форма освоения мировоззренческих проблем, носящая не только духовно-

практический, но и теоретический характер. Философия зарождается как

попытка решить основные мировоззренческие проблемы средствами разума.

Первоначально она выступала на исторической арене как поиск мирской

мудрости. По сути дела, этот термин означал совокупность теоретических

знаний, накопленных человечеством. Философия – это теоретический уровень

мировоззрения.

2) Ф. как универсальное теоретическое познание.

По мере накопления эмпирического материала и совершенствования методов

научного исследования происходила дифференциация форм теоретического

освоения действительности, становление конкретных наук и вместе с тем

обретение философией нового облика, изменение предмета, метода и функций.

Философия утратила функцию быть единственной формой теоретического освоения

действительности. В этих условиях четко обнаружилась функция философии как

формы универсального теоретического познания. Ф. – это форма познания

наиболее общих, а точнее, всеобщих оснований бытия. Другая важная

особенность философии – субстанциализм – стремление философов объяснить

происходящее, внутреннее устройство и развитие мира не генетически, а через

единое, устойчивое начало. Основная проблема, с которой так или иначе

связаны различные проблемы философского мировоззрения – отношение мира и

человека.

3) Маркс: Ф. как форма социально-исторического знания.

В историко-философской традиции до Маркса прочно закрепилось

представление о философском разуме как носителе “высшей мудрости”, как

верховной интеллектуальной инстанции, позволяющей глубинно понять все

существующие, некие вечные его принципы. В свете новых материалистических

взглядов на общество, к которым пришел Маркс, представление об особом,

сверхисторической позиции философского разума стали принципиально

невозможны. В традиционном образе философии Маркса не удовлетворял

значительный отрыв от действительной жизни, от проблем современности.

Философия должна учитывать формы исторического развития и указывать пути,

идеалы, цели на основе анализа этого опыта. Философия в новой ее

интерпретации раскрылась как обобщенная концепция общественной жизни в

целом и различных ее подсистем – практики, познания, политики, права,

морали, искусства, науки. Историко-материалистическое понимание общества

позволило выработать широкий взгляд на философию как на явление культуры,

понять ее функции в сложном комплексе социально-исторической жизни людей,

осознать реальные сферы приложения, процедуры и результаты философского

мироуяснения.

Философия в системе культуры: Философские интересы обращены ко всему

многообразию общественно-исторического опыта. Так, система, Гегеля

включала:

Философию природы

Философию истории

Философию политики

Философию права

Философию искусства

Философию религии

Философию морали

Отражая открытый характер философского постижения мира культуры, этот

перечень может бесконечно расширяться, добавляя новые разделы философского

миропонимания.

При этом нельзя рассматривать какой-либо аспект философского исследования в

отвлечении от всего остального комплекса вопросов.

Основная роль философии заключается в том, что она объединяет науку и культуру, интегрирует все виды деятельности и способствует целостности мышления специалиста и целостности его культуры Недзвецкая Э.А. Философия и духовный мир личности // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. №3. 1997. С. 77 - 85.. Современная действительность настоятельно требует, чтобы целостный философский подход, объединяющий в себе как познание, так и поиски смысла жизни, основывался на приоритете идеи достоинства человека. И философское знание сегодня выступает необходимой составляющей как профессиональной культуры, так и профессиональной компетенции специалиста. Важным аспектом философии является то, что она в способна заполнить духовный вакуум мировоззренческими установками, ценностными ориентациями, высокими образцами духовной культуры.

Вопрос о соотношении философии и науки важен для более глубокого понимания смысла и назначения философии. Является ли философия наукой? Находится ли она в одном ряду с другими науками или занимает совершенно особое место, будучи самостоятельной формой культуры?

От ответа на эти вопросы зависит трактовка взаимосвязи философии и частных наук. Под частными науками понимаются науки, изучающие отдельные области реальности. Это такие науки, как физика, химия, биология, экономика, литературоведение, правоведение, языкознание и др.

Таким образом, наука сегодня - это семейство разнообразных дисциплин. Вместе с тем есть основания говорить о «науке вообще», т.е. об общих чертах, характерных для всякого научного познания - научного познания как такового. Очевидно, что и научное познание отличается от ненаучного - обыденного, художественного и т.д.

В наши дни наука пронизывает все сферы деятельности человека. Она стала мощным фактором достижений человечества в самых различных областях. Однако очевидно, что так было не всегда. Человечеству потребовалось пройти большой путь, чтобы перейти от донаучных форм познания к научным.

Философия возникла в синкретическом единстве с наукой и на протяжении всей своей истории сохраняет черты сходства с ней. Характерными общими чертами науки и философии являются следующие.

  • 1. Теоретический тип знания. Особенность такого знания состоит в том, что оно не просто описывает, а объясняет действительность. В его построении важнейшую роль играют размышления, рассуждения. Оно опирается на логические выводы и доказательства и выражается в абстрактных понятиях. Основные понятия философии и науки называются категориями. В каждой науке есть свои категории (например, в термодинамике - теплота, энергия, энтропия и пр.). К философским категориям относятся как понятия хорошо знакомые каждому (сознание, время, свобода, истина и др.), так и понятия малоупотребительные в обиходе, но играющие основополагающую роль в тех или иных философских системах (монада, вещь в себе, трансцензус, экзистенция и др.).
  • 2. Отношение к истине как к высшей ценности, на достижение которой нацелен труд ученого и философа. Во всех других видах человеческой деятельности истинное знание нужно ради какой-то другой цели, и к нему стремятся как средству достижения этой цели.

Только в науке и философии целью деятельности является истина сама по себе, истина как таковая. Истинное знание в сфере этой деятельности добывается ради него самого, и если уж используется в ней как средство, то лишь как средство получения нового истинного знания. Другое дело, что наука и философия нужны обществу, в конечном счете, потому, что служат средством удовлетворения каких-то общественных потребностей, и за пределами научного и философского познания их результаты используются в практических целях. Общность между наукой и философией породила традицию считать философское знание разновидностью научного. Философская мысль в отличие от науки всегда имеет предметом не мир сам по себе, а человеческий взгляд на мир, человеческое понимание мира. Человек - отправная точка философских суждений о мире.

Как же ответить на вопрос о том, каково соотношение между философией и наукой. По утверждению А.С. Кармина и Г.Г. Бернацкого Кармин А.С., Бернацкий Г.Г. Философия. - СПб., 2001. С. 29 - 34. возможно четыре различных варианта ответа:

  • ? А - Философия включает в себя науку. Такая ситуация сложилась в античности, когда все науки считались ветвями философии.
  • ? В - Философия входит в состав науки. Это традиционное представление об общности философии и науки. В соответствии с этим наука вышла за рамки философии, но философия сохранила за собой статус науки и стала одной из ее областей.
  • ? С - Философия и наука - это разные области знания. В этом случае игнорируется общность философского и научного знания и не учитываются реальные связи между ними.
  • ? D - Философия и наука - это различные, но частично совпадающие, пересекающиеся области знания. Согласно этому утверждению философское знание отличается от научного, но в то же время сохраняет связь с последним.

Различия не являются помехой для сотрудничества между философией и наукой. Наиболее полно сотрудничество реализуется в рамках особой отрасли философского знания, получившей название «философия и методология науки». Эта область находится на стыке философии и науки. Она широко привлекает данные из истории науки. Философия и методология науки анализирует проблемы, связанные с особенностями науки как явления духовной культуры и общественной жизни. Среди них понятие и образ науки, проблема возникновения науки, структура научного знания, функции научного исследования, научные революции, идеалы научности, нормы и ценности научного сообщества и др. Философия и методология науки существенно дополняет традиционную область философского знания, сложившуюся до нее, - теорию познания. Философия обобщает достижения науки, опирается на них. Игнорирование научных достижений привело бы ее к бессодержательности. Философия вписывает факты развития науки в широкий контекст культурного и социального развития. Совместно с другими формами гуманитарной культуры философия призвана способствовать гуманизации науки, повышению в составе научной деятельности роли нравственных факторов. Поэтому философия во многих случаях должна ограничивать непомерные притязания науки на роль единственного и универсального способа освоения мира. Она соотносит факты научного познания с идеалами и ценностями гуманитарной культуры.

Не только философия нуждается в науке, но и наука нуждается в философии для решения стоящих перед нею проблем. Один из величайших ученых ХХ в. А. Эйнштейн писал: «В наше время физик вынужден заниматься философскими проблемами в гораздо большей степени, чем это приходилось делать физикам предыдущих поколений. К этому физиков вынуждают трудности их собственной науки».

Сравнивая философию и религию как общественные явления, мы видим, прежде всего, что для философии наличие культовой стороны не является характерным признаком. Обрядам и таинствам не принадлежит значительная роль ни в науке, ни во многих других сферах человеческой деятельности. Вместе с тем факт наличия в составе большинства форм культуры, в том числе нерелигиозной, отдельных элементов культа общепризнан.

Культура как целостное явление предполагает наличие определенных процедур (ритуалов). В них запечатлеваются образцы поведения, признающиеся данным объединением людей в качестве положительных. Нарушения принятых образцов воспринимаются как проявления негативного свойства. На основе принятых образцов вырабатываются нормы и правила или стандарты определенного вида деятельности. В этом смысле не лишена культовой стороны даже такая сугубо рациональная сфера человеческой деятельности, как наука. Однако ни в науке, ни в культуре в целом культу, конечно, не принадлежит такой значительной роли, какую он играет в религии. По этому признаку сравнение религии с философией не представляет трудностей, поскольку культ для философии неспецифичен. По-иному обстоит дело, если сравнивать содержательную сторону религии и философии. В этом случае необходимо, прежде всего, сравнивать две доктрины, т.е. философию и теологию. Так В.Ф. Шаповалов Шаповалов В.Ф. Основы философия. От классики к современности. - М., 1999. С. 28 - 30. полагает, что можно выделить несколько вариантов решения вопроса об отношении теологии и философии.

Первый вариант может быть охарактеризован краткой формулой: «философия - сама себе теология». Наиболее ярко он представлен античной философией. Античные философы в большинстве случаев строят самостоятельную религиозно-философскую систему, отличную от современных им народных религий. Это рациональные системы, стремящиеся обосновать абстрактное понятие о Боге. Элемент веры в философии, например, Платона и Аристотеля играет значительно меньшую роль по сравнению с верованиями греков. Античные философы создают особую теологию, рассчитанную на немногих, на образованную часть общества, на тех, кто способен и желает мыслить и рассуждать. Здесь Бог - весьма абстрактное понятие. Он существенно отличен от антропоморфных, т.е. человекоподобных богов религиозно-мифологических представлений: Зевса, Аполлона и т.д.

Второй вариант отношений философии и теологии складывается в средние века. Его можно охарактеризовать как «философствование в вере». Философия здесь существует «под знаком» веры. Она непосредственно отправляется от догматов теологии. Истины откровения рассматриваются в качестве незыблемых. На их основе развивается философское знание, более всеохватное по своему характеру и более абстрактное по сравнению с богословским. Христианского Бога-Личность «философствование в вере» наделяет абстрактно-философскими характеристиками. Он есть символ бесконечного, вечного, единого, истинного, доброго, прекрасного и т.д.

Третий вариант связан с направленностью философского знания на обнаружение таких универсальных характеристик бытия, которые не зависят от религиозного мировоззрения. Такая философия религиозно нейтральна. Она учитывает факт многообразия религиозных конфессий, но ее теоретические положения строятся так, чтобы были приемлемы для всех людей, без различия вероисповеданий. Она не строит своего Бога, но и не отвергает Бога религий. Вопрос о Боге она целиком передает на усмотрение теологии. Этот тип характерен для ряда направлений западноевропейской философии XVIII в. и широко распространен и в наше время.

Четвёртый вариант есть открытое признание непримиримости философии и религии. Это атеистическая философия. Она принципиально отвергает религию, рассматривая ее в качестве заблуждения человечества.

В современной философии представлены все названные варианты. Возникает вопрос о том, какой из приведенных вариантов наиболее «правильный». Предпочтение зависит от самого человека. Каждый из нас вправе самостоятельно решить, какой вариант предпочесть, какой из них наиболее соответствует характеру личного мировоззрения. Чтобы наметить подходы к решению этого вопроса, необходимо, в частности, выяснить, что такое вера, не религиозная только, а вера вообще. Осмысление феномена веры входит в задачу философии.

Вера - это незыблемая убежденность человека в чем-либо. Такая убежденность основывается на особой способности души человека. Вера как особая способность души имеет самостоятельное значение. Она не находится в прямой зависимости ни от разума, ни от воли. Нельзя принудить себя поверить во что-либо; волевое усилие не формирует веры и не способно породить веры. Точно так же нельзя поверить во что-либо, полагаясь лишь на доводы разума. Вера требует посторонних подкреплений, когда иссякает энтузиазм веры. Та вера, которая нуждается во внешних подкреплениях, - слабеющая вера. Понятно, что нежелательно, чтобы вера противоречила доводам разума. Но это бывает далеко не всегда. Следует различать слепую и осознанную веру. Слепая вера имеет место тогда, когда человек во что-то верит, но не отдает себе отчета, во что именно и почему. Осознанная вера - это вера, тесно связанная с пониманием объекта веры. Такая вера предполагает знание того, во что следует верить, а во что верить не следует и даже опасно для благополучия человека и сохранения его души.

Познавательное значение веры невелико. Было бы легкомысленным сохранять незыблемую убежденность в абсолютности тех или иных научных положений вопреки данным эксперимента и логическим доводам. Научное исследование предполагает умение сомневаться, хотя и оно не обходится без веры. И всё же, познавая, мы не можем делать ставку на веру. Гораздо большую важность здесь имеют обоснованность и логическая убедительность. Но если познавательное значение веры невелико, то исключительно велико ее жизненное значение. Без веры невозможен сам процесс жизни человека. В самом деле, чтобы жить, мы должны верить в то, что нам суждена какая-то более или менее значительная миссия на земле. Чтобы жить, мы должны верить в собственные силы. Мы доверяем нашим органам чувств и верим, что в большинстве случаев они поставляют нам верную информацию о внешнем мире. В конце концов, мы верим и наш разум, в способность нашего мышления находить более или менее приемлемые решения сложных проблем. Впрочем, в жизни существует множество ситуаций (их большинство), исход которых заранее просчитать с абсолютной точностью мы не в состоянии. В таких ситуациях вера выручает нас. Безверие ведет к апатии и унынию, которые могут перейти в отчаяние. Отсутствие веры рождает скепсис и цинизм.

Философия так или иначе признает роль веры в широком смысле. Немецкий философ К. Ясперс обосновал, например, понятие «философская вера». Аналогичные понятия можно встретить и у других философов. Философская вера не является альтернативой вере религиозной. С одной стороны, ее может принять любой верующий, независимо от конфессиональной принадлежности, не отказываясь при этом от своих религиозных убеждений. С другой - она приемлема и для людей религиозно индифферентных в вопросах религии. Философская вера противостоит суевериям. Суеверие - это необдуманная вера в приметы и предсказания произвольного характера. Она отвергает также поклонение кумирам. Такое поклонение возводит на недосягаемый пьедестал какое-либо лицо или группу лиц, наделяя их свойством непогрешимости. Наконец, философская вера отвергает фетишизм. Фетишизм есть поклонение вещам. Он неправомерно наделяет абсолютным значением то, что по своей природе является временным, условным, преходящим. Философская вера предполагает признание того, что обладает безусловным значением. Она ориентирует человека на вечные ценности. Это вера в то, что свято, что имеет непреходящее значение. В философской вере находит свое выражение вера в истину, добро и красоту, хотя их и трудно достигнуть, но они существуют и заслуживают того, чтобы к ним стремиться. Ориентируя на высшее, вера помогает лучше ориентироваться в мире земном, избегать его соблазнов и искушений. Поэтому ее, по словам К. Ясперса, «можно назвать также верой в коммуникацию. Ибо здесь имеют силу два положения: истина есть то, что нас соединяет, и - в коммуникации заключены истоки истины. Человек находит... другого человека как единственную действительность, с которой он может объединиться в понимании и доверии. На всех ступенях объединения людей попутчики по судьбе, любя, находят путь к истине, который теряется в изоляции, в упрямстве и в своеволии, в замкнутом одиночестве» Ясперс К. Смысл и назначение истории. - М., 1991. С. 442..

Для благополучия и процветания современного мира крайне важно найти путь налаживания полноценного диалога между верующими и неверующими, между людьми различной конфессиональной принадлежности. В решении этой задачи важная роль принадлежит философии.

Сходство философии и искусства состоит в том, что в их произведениях широко представлен личностно-эмоциональный компонент, переживания автора, субъективное видение автором той панорамы жизни, о которой он пишет. Произведения философии и искусства всегда индивидуальны, поэтому, знакомясь с их произведениями, мы не только воспринимаем правду жизни, но всегда выражаем свои симпатии и антипатии. В связи с этой особенностью философии само изучение истории философии идет через изучение творчества, мировоззрения, личной драмы философа в условиях конкретно-исторической эпохи. А произведения классиков философии всегда пленяют нас так же, как и произведения классиков искусства. Но есть, конечно, и существенные различия между философией и искусством. Философ выражает проблему с помощью понятий, абстракций, обращаясь к тонкости ума. Деятель искусства, как правило, выражает проблему через художественные образы, пробиваясь к нашему разуму через пробуждённые им чувства. И философия, и наука, и религия, и искусство создают свою картину мира. При всем своем различии они дополняют друг друга. Поэтому каждый культурный человек должен хорошо разбираться в этих картинах мира.

Философия в системе духовной культуры

Очевидно, что понятие «культура» более широкое. Помимо философии в сферу культуры входят религия, наука, искусство, мифология, политика и т.п. Культура представлена в различных продуктах материальной и духов­ной деятельности человека, в системе норм и учреждений, в духовных и материальных ценностях. Кроме того, культура - не только результат человеческой деятельности, но и сама эта деятельность. В понятии «культура» фиксируется отличие способов жизнедеятельности человека от функционирования животных. Культура - это именно то, что отличает человека от животных.

Философия – это особый тип мировоззрения.

Мировоззрение – система взглядов человека на мир, на себя и на свое место в мире; включает в себя мироощущение, мироотношение и миропонимание.

Мифология – это исторически первая форма целостного и образного мировоззрения. Функция мифа закрепление сложившихся традиций и норм.

Религия – тип мировоззрения, определяемый верой в существование сверхъестественных сил. Религия направлена на постижение сакрального мира. Религиозные ценности выражаются в заповедях. В жизни общества религия является хранительницей вневременных ценностей.

Философия – это системно-рационализированное мировоззрение, т.е. система рационально обоснованных воззрений на мир и место в нем человека. Философия возникла в VII-VI вв. до н.э. через преодоление мифа. Первоначально философия понималась как "любовь к мудрости". Европейская философия возникла в Древней Греции. Первым, кто употребил термин "любомудр", т.е. стал называть себя философом, был Пифагор. До середины XIX в. царило убеждение, что философия есть "царица наук".

Философия как учение о первых началах бытия называется метафизикой. Философия направлена на постижение всеобщих связей в действительности. Важнейшей ценностью в философии является истинное знание.

Философия теоретически обосновывает основные принципы мировоззрения. Философия является теоретическим ядром, сердцевиной духовной культуры человека и общества, выражением самосознания исторической эпохи. Философское знание, используемое в различных сферах жизни людей в качестве руководства для деятельности, выступает в роли методологии

Усвоение философского мышления способствует формированию такого качества личности как критичность и самокритичность.

.Философия и искусство. Реализуя личностный подход в осмыслении действительности, философия предстает в качестве искусства. Как и философия, искусство имеет личностный характер. В отличие от философии в искусстве опыт транслируется в образах (в философии – в понятиях и теориях).

Философия и наука . Как рациональное знание, в котором выявляются сущностные связи действительности, философия выступает в качестве науки. Роль философии в науке заключается в методологии научного познания. В отличие от науки, философия характеризуется тем, что большая часть философских утверждений недоказуемы эмпирически; философия постигает мир в его универсальной целостности. История взаимоотношения философии и науки складывалась не однозначно и тем не менее существуют следующие этапы их взаимоотношений: 1 .Синкретическое, т.е. неразличимое, единство науки и философии. Они не различаются ни предметом, ни методом, ни достигнутыми результатами (6 в. до н.э. – 17 в. н.э.). 2 .Начало различия предметной области философии и науки. Представление о том, что философия должна заниматься воспитанием человека, а изучение природы предоставить науке (17-19 в.). 3. Многообразие предложений о том, чем должна заниматься философия: а) ф-ия должна давать единую картину мира, основываясь на новейших достижениях естествознания; б) ф-ия должна представлять человека во всем ее многообразии проявлений; в) ф-ия есть теория познания, теория научного познания, теория науки; г) ф-ия может быть предварительным изучением, исследованием, постановкой проблем в исследовании любого явления (19-20 века). Сегодня разделяется мнение, что наука предпочитает браться за решение любых проблем, относительно которых возможна опытная проверка. В противном случае проблемы получают наименование ненаучных, и в этом своём качестве они остаются на рассмотрении ф-ии. В советский период такие проблемы получили название мировоззренческих. Сейчас ф-ия оказывает наукам многообразную помощь: Помогает формировать новые предметные области научных исследований. Помогает формировать объяснительные принципы и представления, осмыслять и анализировать полученные противоречия. Помогает критически осмыслить полученные результаты. Систематизирует научные знания, помогает наукам определить свое положение в познании мира, устанавливать контакты и взаимодействия. Обеспечивает процедуры распространения знаний, создает условия для понимания новых теорий, понятий, представлений и в этом заключается культурная функция ф-ии. Помогает оценить общественную значимость научных результатов.

Как учение о бытии и познании, философия - сво­ей онтологической и гносеологической стороной - тесно сближается с наукой, выступаяметодологией научного зна­ния. Каждая наука, опираясь на собственный опыт, раз­рабатывает, совершенствует систему общих правил и принципов познания. Это могут быть и технологические приемы организации наблюдений (астрономия, геология), и способы осуществления экспериментов (физика, хи­мия), математической обработки данных (социология), отыскания и оценки документов, свидетельств, первоис­точников (история, источниковедение, литературоведе­ние) и т. п. Но с философскими методами дело обстоит особо. Их отличительная черта состоит в том, что они универсаль­ны, т. е. имеют всеобщий характер. Высший уровень фи­лософской методологии - диалектика. Она помогает че­ловеку смотреть на мир (в том числе и на мир духовный) как на вечное развитие и становление, а корень развития искать во внутренних противоречиях предмета.

Известно, что в нашей литературе целые десятилетия господствовала точка зрения, считавшаяся "официальной" и "единственно верной", согласно которой, философия объявля­лась наукой о наиболее общих (всеобщих) законах развития природы, общества, познания и мышления. Правда, так характеризовался в основном диалектический материализм. Однако, здесь с помощью категории "закон" усиливается "научный" статус философии.

В 60-70-e годы у нас стали появляться работы, авторы которых в качестве предмета философии называют отношение человека к миру, мышления к бытию, всеобщее в системе "мир - человек". Так. П.В. Алексеев и А.В. Панин в своем учебном пособии писали "Предме­том философии является всеобщее в системе "мир - человек". Философия - это наука о мире в целом и об отношении человека к этому миру".

Философия - это наука. Конкретная наука, как определенный вид эмпирического и теоретического познания действительности имеет дело с определенными понятиями, сужде­ниями, выводами, принципами, законами, гипотезами, теориями. Любая наука, как в естест­венной, так и в гуманитарных областях знания, имеет свой особый предмет. Все это в ходе развития науки может изменяться, отвергаться, и на месте ограниченных и, тем более, оши­бочных теорий, возникают новые, более глубокие теории. В философии, как и в любой науке, люди ошибаются, заблуждаются, выдвигают гипотезы, которые могут оказаться несо­стоятельными, и т.п. Но все это не значит, что философия есть одна из наук в ряду других наук. У философии иной предмет - она есть наука о всеобщем, ни одна другая наука этим не занимается.

На страницах журнала "Философские науки" в 1989-1990 гг. шла оживленная дис­кус­сия относительно соотношения философии и науки. Одни авторы полагали, что филосо­фия является наукой, другие доказывали, что таковой она не является, ибо не отвечает мно­гим критериям научности, требованиям, предъявляемым к научному знанию, третьи харак­тери­зовали философию и как особую форму общественного сознания, и как науку.

Заметим, что не так просто провести отличительную черту между философией и нау­кой. И все же, к критериям научного знания обычно относят такие, как истинность, аргумен­тированность, доказательность, практическая, опытная, экспериментальная и фактологиче­ская проверяемость, системность и общепринятость.

Очевидно, что многие из этих признаков научности либо мало применимы, либо со­всем не применимы для характеристики философского знания. Оно непроверяемо экспериментально, а потому не может быть общеобязательным и общепринятым, что имеет место в физическом, химическом, математическом знании и пр. Другими словами, получа­ется, что философия не является наукой.

Вопрос о научности и ненаучности философии начал обсуждаться и в учебной лите­ратуре. В частности, в одном учебном пособии отмечается, что ряд философов отрицают её принадлежность к миру науки, выдвигая следующие аргументы: философские воззрения не нуждаются в подтверждении фактами наблюдениями, экспериментами, эмпирически непод­тверждены; в философии никогда не было положений, признаваемых всеми философами, для неё характерен плюрализм взглядов и каждый самостоятельный мыслитель создаёт свою собственную систему; ненаучность методов, проблем и языка философии. В пользу научно­сти философии называются такие её черты, как рационально-понятийная форма познания, логическая доказательность, аксиоматические построения и др. Отвергаются утверждения об эмпирической недоказательности и непроверяемости философских воззрений, одни из кото­рых опровергаются ходом мировой истории или открытиями естественных наук, другие раз­виваются и обогащаются.

В мировой и отечественной литературе широко представлена позиция, которая кате­горически не считает философию наукой, а относит её к феномену культуры, определяет её как особую форму общественного сознания, как своеобразный тип мировоззрения. Филосо­фия, как и религия, отвечает на самые общие мировоззренческие и смысложизненные во­просы. Однако делает она это в отличие от неё рациональным способом, опираясь на разум, а не на веру, авторитет и догмы. Словом, в этом плане философия похожа на науку. Однако важно подчеркнуть, что в центре философии стоит человек, мир как таковой её интересует гораздо меньше.

Философия - это, прежде всего, мировоззрение, выясняющее место человека в мире, его природу, смысл жизни, возможности и перспективы развития. С помощью философского познания достигается самосознание человеческого рода, осмысливается отношение людей к миру, характер и типы мировоззрения, мировосприятия и миропонимания.

Итак, философия и наука довольно сильно взаимосвязаны, у них есть много общего, но есть и существенные различия. Поэтому философию нельзя однозначно причислять к науке и, наоборот, нельзя отрицать ее научность.

Философия и религия. Отличие философии от религии состоит в том, что она является теоретической формой освоения мироздания, а также, что в философии познавательная функция для нее является ведущей.

4. Религия – форма мировозр. объясн. мир человека, через связь со сверх естеств. существами, в этом сходство мифологии и религии. Отличие заключается в том, что мифология просто предлагает свою картину мира, а религия предписывает верить ей  основной признак религии – вера в сверхестеств. Сущ. различные организации и учреждения для формирования и поддержания такой веры, якобы обеспеч. контакт со сверхест. (культовая практика) призван. обесп. религиозное воспитание, контроль над умом людей. Ф-я возникла как альтернатива мифологии и религии.

Религия - форма мировоззрения, основанная на вере в наличие фантастических, сверхъестественных сил, которые влияют на жизнь человека и окружающий мир. Религия исследует вопросы те же, что и миф: происхождение Вселенной, Земли, жизни на Земле, человека; объяснение природных явлений; поступки, судьба человека; нравственно-этические проблемы. Основными мировыми религиями являются: христианство; ислам; буддизм. Крупнейшие и наиболее распространенные в мире национальные религии: синтоизм; индуизм; иудаизм. Помимо мировоззренческих религия имеет ряд иных функций: объединительную (консолидирует общество вокруг идей либо ради идей); культурологическую (способствует распространению определенной культуры, влияет на культуру); нравственно-воспитательную (культивирует в обществе идеалы любви к ближнему, сострадания, честности, терпимости, порядочности, долга).

Отмечая сходство философии и религии, следует сказать, что в религии, как и в филосо­фии, речь идет о самых общих представлениях о мире, из которых люди должны исхо­дить в своей жизни; фундаментальные религиозные идеи - о Боге, о Божественном творении мира, о бессмертии души, о Божьих заповедях, которые человек должен выполнять, и т.д. - по своему характеру сходны с философскими . Подобно философии, религия также исследует первопричины мыслимого (Бог), является формой общественного сознания .

Г.В.Ф. Гегель, сравнивая религию с философией, обращал внимание на то, что "различие двух сфер не должно быть понимаемо так абстрактно, как будто мыслят лишь в философии, а не в религии; в последней также имеются представления, общие мысли". Более того, "рели­гия имеет общее содержание с философией, и лишь их формы различны".

Различие между религией и философией по Гегелю, в том, что философия зиждется на понятиях и представлениях, а религия - в основном на представлениях (т. е. конкретно-чувственных образах). Поэтому философия может понять религию, а религия философию - нет. "Философия, как постигающее мышление... - указывает он,- обладает перед представле­нием, являющимся формой религии, тем преимуществом, что она понимает и то и другое: она может понимать религию, она понимает также рационализм и супранатурализм, пони­мает также и себя, но обратное не имеет места; религия, опирающаяся на представления, по­нимает лишь то, что стоит на одной и той же точке зрения с нею, а не философию, понятие, всеобщие определения мысли". В религии делается упор на веру, культ, откровение, а в фило­софии - на интеллектуальное постижение. Тем самым философия дает дополнительную воз­можность постижения смысла и осмысления мудрости, заложенных в религии. В религии на первом плане вера, в философии - мысль и знание. Религия догматична, а философия антидог­матична. В религии есть культ в отличие от философии. Карл Ясперс писал: «Призна­ком философской веры, веры мыслящего человека, служит всегда то, что она существует лишь в союзе со знанием. Она хочет знать то, что доступно знанию, и понять самоё себя» .

Обратимся к другим мнениям. Н.А. Моисеева и В.И. Сороковикова отмечают особенности: 1) мировоззрения филосо­фии опора на рационально-теоретическое зна­ние, в религии - на веру, вера в сверхъестест­венное - основа религиозного мировоззре­ния); 2) мышления (философская мысль нуждается в свободе от догм, она не должна быть скована ника­ким авторитетом и может все подвергнуть сомнению, религия нуждается в автори­тете и признает некие истины на веру, не требуя доказа­тельств); 3) сознания (философия пытается дать целостное представление о мире, в религии же происходит раздвоение мира на «зем­ной», естественный, постигаемый органами чувств, и «небес­ный», сверхъестественный, сверхчувственный, трансцендентный) .

Подобные мысли и у А.С. Кармина: 1) религиозные идеи не обосновываются, а принимаются на основе веры и не подлежат никакой критике, философия же стремится аргументировать все свои ут­верждения; 2) в отличие от религии, философия постоянно подвергает критике свои собствен­ные выводы; 3) религия авторитарна, навязывает человеческому разуму определен­ные «сверхразумные» догматы, философия же требует самостоятельности мышления, в ней разум не подчиняется никаким авторитетам .

Диалектика взаимодействия философии и религии проявляется в: 1) религизации фило­софии : а) религиозности философии; б) учете в деятельности философа уровня и направ­ленности религиозности в обществе; 2) философизации религии : а) занятии филосо­фией служителей культа; б) создании философских школ (направлений) на религиозной ос­нове .

Религия сближается с философией при решении задачи доказательства бытия Божия, ра­ционального обоснования религиозных догматов. Образуется особое философское направле­ние - религиозная философия (теология, теоретическое богословие). Существуют различные религиозно-философские доктрины, в которых религиозное содержание подкрепля­ется философской аргументацией .

Роль теистической философии в жизни общества: 1) положительная : а) раскрывает об­щечеловеческие нормы морали; б) утверждает идеалы мира; в) приобщает людей к зна­ниям особого рода; г) сохраняет традиции; 2) отрицательная : а) формирует одностороннюю кар­тину мира; б) осуждает (преследует) людей за отказ от теистических взглядов; в) поддержи­вает устаревшие обычаи, нормы, ценности

Философия есть явление духовной жизни общества, его духовной культуры. Духовная культура представляет собой проявление человеческого духа или человеческой души, или души народа. Это культура человеческой мысли, интуиции, многогранных человеческий чувств. Духовная культура выражается в науке, исскустве, морали, религии, каждодневном духовном общении между людьми. Наука есть главным образом проявление рационального, строго логического мышления, хотя в ней и проявляется интуиция. В искусстве также проявляется логическое мышление, но в нем намного больше интуиции и чувств, чем в науке. Нередко это порыв человеческой души, который трудно выразить логически, и вообще в словах (музыка, живопись и т.д.). Проявлением духовоной культуры выступает мораль, как система нравственных чувств, убеждений и моральных ценностей, в качестве которых выступают представления людей о добре, совести, чести, смысле жизни и т.д. Всёэто проявления духовной культуры людей, их духовности, включая религиозную духовность и религиозную культуру. Философия занимает особое место в системе духовной культуры. Она воспроизвродит мир в его единстве и целостности и выступает как ядро мировоззрения личности.

То или иное философское мировоззрение: 1. В немалой степени направляет поиск ученого. 2. Лежит в основе творчески ориентированного художника. 3. Формирует систему моральных ценностей больших масс людей. Формируя у людей определенное миропонимание, философия направляет их духовную деятельность, и тем самым направляет развитие всех элементов духовной культуры, в том числе науки, искусства, морали, религии – всех видов духовного общения между людьми. Роль философии в развитии духовной культуры является основополагающей. По словам немецкого философа Гегеля «философия – это эпоха, схваченная мыслью. Вся эпоха». Другими словами, философия отражает в себе всю эпоху и влияет на ее духовное содержание. Само слово «философия» означает «любовь к мудрости». Философы как на Востоке, так и на Западе выступали в роли мудрецов. «Быть философом – значит быть мудрым» - говорил Пифагор. Русский философ 19 века Владимир Соловьев развил учение о Софии, как проявлении мировой души и мудрости. Человеческая мудрость – это не только знания. Мудрость – это способность глубоко видеть суть проблемы и принимать соответствующие решения на основе знаний, опыта и интуиции. Философия касается всех этих сторон духовной деятельности человека. Она учит мыслить и постигать человеческую духовность во всех ее проявлениях. Этим определяется ее роль в духовном развитии человечества и его духовной культуре.