Финансы. Налоги. Льготы. Налоговые вычеты. Госпошлина

Почему появились религиозные верования. Что такое религия? Когда появились первые религии? Древняя религия славян

Идете ли вы в мечеть по пятницам, посещаете синагогу по субботам или молитесь в церкви по воскресеньям, религия, так или иначе, коснулась вашей жизни. Даже если единственная вещь, которой вы когда-либо поклонялись – ваш любимый диван и лучший друг-телевизор, ваш мир был все равно сформирован религиозными убеждениями и практиками других людей.
Верования людей влияют на все, от политических взглядов и произведений искусства до одежды, которую они носят и пищу, которую они едят. Религиозные убеждения не раз ссорили народы и вдохновляли людей на насилие, они также играли не последнюю роль в некоторых научных открытиях.
Ни для кого не новость, что религия очень сильно влияет на общество. Каждая цивилизация, от древних майя до кельтов, имела своего рода религиозную практику. В своих самых ранних формах, религия предоставляла обществу систему взглядов и ценностей, в соответствии с которой оно могло воспроизводить и воспитывать молодёжь. Кроме того, это также помогало объяснять процессы и явления такого прекрасного и такого сложного и порой пугающего окружающего мира.
Свидетельства неких зачатков религии были обнаружены еще в артефактах эры неолита, и хотя религия очень развилась по сравнению с примитивными обрядами того времени, никакая вера в действительности не умирает. Некоторые, как например мировоззрение друидов, продолжают жить до настоящего времени, в то время как другие, типа древних греческих и римских религий, живут в качестве составляющей части и каких-то отдельных аспектов более поздних христианства и ислама.
Ниже мы сделали небольшой обзор из 10 религий. Несмотря на их древние истоки, во многих из них хорошо прослеживаются параллели с главными современными религиями.

10: Шумерская Религия


Хотя существуют отдельные свидетельства, указывающие на то, что люди, возможно, практиковали религию уже 70 000 лет назад, самое раннее достоверное доказательство сформировавшейся религии относится приблизительно к 3500 году до нашей эры. То есть, к тому времени, когда шумеры построили в Месопотамии первые в мире города, государства и империи.
Из тысяч глиняных табличек, которые находят в районах, где располагалась шумерская цивилизация, мы знаем, что у них был целый пантеон богов, каждый из которых «заведовал» своим сектором явлений и процессов, то есть, милостью или гневом конкретного бога люди объясняли для себя то, что не могли иначе объяснить.
Все боги шумеров имели «привязку» к конкретным астрономическим телам, они же управляли естественными силами: например, восход и закат солнца приписывались сверкающей колеснице бога солнца Уту. Звезды считались коровами Наннар, божества Луны, путешествовавшего по небу, а полумесяц был его лодкой. Другие боги представляли собой такие вещи и понятия, как океан, война, плодородие.
Религия была центральной частью жизни шумерского общества: цари утверждали, что действовали на воле богов и, таким образом, выполняли и религиозные и политические обязанности, а священные храмы и гигантские платформы в виде террас, известные как зиккураты, считались жилищами богов.
Влияние Шумерской религии прослеживается в большинстве существующих религий. Эпопея о Гильгамеше, наиболее раннее из уцелевших произведений древней шумерской литературы, содержит первое упоминание о великом потопе, которое также содержится в Библии. А семиярусный вавилонский зиккурат, вероятно, и есть та самая Вавилонская Башня, рассорившая потомков Ноя.

9: Древняя египетская Религия


Для того чтобы убедиться во влиянии религии на жизнь Древнего Египта, достаточно посмотреть на тысячи пирамид, расположенных в регионе. Каждая постройка символизирует собой веру египтян в то, что жизнь человека продолжается даже после смерти.
Правление египетских фараонов длилось приблизительно с 3100 по 323 года до н.э. и насчитывало 31 отдельную династию. Фараоны, имевшие божественный статус, использовали религию для поддержания своей власти и подчинения себе абсолютно всех граждан. Например, если фараон хотел заполучить расположение большего количества племен, все, что он должен был сделать, это принять их местного бога как своего собственного.
В то время как бог солнца Ра был главным богом и создателем, египтяне признали сотни других богов, примерно около 450. Причем, по крайней мере, 30 из них получили статус главных божеств пантеона. С таким количеством богов, египтяне испытывали неудобства в истинной последовательной теологии, однако они были связаны общей верой в загробную жизнь, особенно после изобретения мумификации.
Руководства, названные «гробовыми текстами», давали тем, кто мог позволить себе это руководство в похоронных мероприятиях, гарантию бессмертия. Гробницы богатых людей часто содержали драгоценности, мебель, оружие и даже слуг для полноценной жизни после смерти.
Флирт с Единобожием
Одна из первых попыток установить единобожие произошла в Древнем Египте, когда фараон Эхнатон пришел к власти в 1379 году до н.э. и объявил бога солнца Атона единственным богом. Фараон попытался стереть все упоминания о других богах и их разрушить их изображения. Во время правления Эхнатона народ мирился с этим так называемым «Атонизмом», однако, после смерти он был объявлен преступником, его храмы были разрушены, а само его существование было вычеркнуто из записей.

8: Греческая и римская Религия

Боги Древней Греции


Как и египетская, греческая религия была политеизмом. Хотя наиболее широко признаны 12 Олимпийских божеств, греки также имели несколько тысяч других местных богов. Во время римского периода Греции эти боги были просто адаптированы к римским потребностям: Зевс стал Юпитером, Венера Афродитой и так далее. Фактически, большая часть римской религии была заимствована у греков. Настолько, что эти две религии часто упоминаются под общим названием греко-римской религии.
Греческие и римские боги имели довольно скверные характеры. Им были не чужды ревность, гнев. Это объясняет, почему людям приходилось приносить так много жертв в надежде умилостивить богов, заставить их воздержаться от причинения вреда, вместо этого помогать людям, делать добрые дела.
Наряду с жертвенными обрядами, которые были первичной формой греческого и римского вероисповедания, в обеих религиях важное место занимали празднества и ритуалы. В Афинах, по меньшей мере, 120 дней в году были праздничными, да и в Риме не много дел затевалось без предварительного выполнения религиозных ритуалов, гарантировавших одобрение богов. Особые люди следили за знаками, посланными богами, наблюдая за птичьим щебетом, погодными событиями или внутренностями животных. Рядовые граждане могли также расспросить богов в священных местах, называвшихся оракулами.

Религия Обряда
Возможно, самой внушительной особенностью римской религии была важная роль ритуалов фактически в каждом аспекте повседневной жизни. Мало того, что ритуалы выполнялись перед каждым собранием сената, празднеством или другим общественным мероприятием, так они к тому же должны были быть выполнены безукоризненно. Если, например, обнаруживалось, что молитва была неверно прочитана перед правительственной встречей, то любое решение, принятое во время этой встречи, могло было быть признано недействительным.


Религия, основанная исключительно на природе, Друидизм появился из шаманских практик и колдовства в доисторические времена. Первоначально, он был распространен по всей Европе, но затем сконцентрировался в кельтских племенах с их продвижением в сторону британского побережья. Он продолжает практиковаться сегодня среди небольших групп.

Главная идея Друидизма состоит в том, что все действия человек должен совершать, не причиняя никому вреда, даже себе. Нет другого греха, кроме нанесения вреда Земле или другим, считают друиды. Точно так же нет никакого богохульства или ереси, так как человек неспособен нанести вред богам, и они способны себя защитить. Согласно верованиям друидов, люди — только маленькая часть Земли, которая в свою очередь является единым живым существом, населяемым богами и духами всех видов.

Хотя христиане пытались подавить Друидизм за его политеистические языческие убеждения и обвиняли его последователей в осуществлении жестоких жертвоприношений, друиды были фактически мирными людьми, которые практиковали скорее медитации, размышления и осознание, чем жертвенные действия. В жертву приносились только животные, которые потом употреблялись в пищу.
Поскольку вся религия Друидизма была построена вокруг природы, ее церемонии были связаны с солнцестояниями, равноденствиями и 13 лунными циклами.


Чем-то похожая на языческую веру Викка, Асатру – вера в дохристианских богов Северной Европы. Восходит к началу скандинавского Бронзового века приблизительно 1000 до н.э. Асатру взяла многое из древних скандинавских верований викингов, и многие последователи Асатру продолжают воспроизводить обычаи и традиции викингов, как например, сражения на мечах.
Главные ценности религии — мудрость, сила, храбрость, радость, честь, свобода, энергия и важность родовых связей с предками. Как и друидизм, Асатру основана на природе, и все вероисповедание завязано на смене сезонов.
Асатру утверждает, что вселенная разделена на девять миров. В их числе Асгард — царство богов и Мидгард (Земля) — дом всего человечества. Соединение этих девяти миров — Мировое Дерево, Иггдрасиль. Главный бог и создатель вселенной — Один, но также большим уважением пользовался Тор, бог войны, защитник Мидгарда: именно его молот викинги изображали на своих дверях, чтобы отгонять зло. Молот, или Mjollnir, многие сторонники Асатру носят таким же образом, как христиане носят крест.
Освобождение от налогов
Хотя некоторые аспекты Асатру могут показаться непосвященному неправдоподобными, она получает все большее распространение по всему миру. Кроме того, что это зарегистрированная религия в Исландии и Норвегии, она освобождена от уплаты налогов в Соединенных Штатах.


Справедливости ради, нужно уточнить, что, технически, индуизм — это не одна религия. Под этим понятием фактически объединено множество верований и практик родом из Индии.
Индуизм — одна из старейших существующих религий, корни которой прослеживаются приблизительно до 3000 до н.э. Хотя некоторые из ее сторонников утверждают, что учение существовало всегда. Священные писания религии собраны в Ведах, старейших из известных религиозных произведений на индоевропейских языках. Они были собраны приблизительно между 1000 и 500 годами до н.э. и почитаются индусами как вечная правда.

Всеобъемлющая идея индуизма — поиски «мокша», вера в судьбу и перевоплощение. Согласно представлениям индусов, люди имеют вечную душу, которая непрерывно рождается заново в разных воплощениях, согласно ее образу жизни и действиям в предыдущих жизнях. Карма описывает последствия, которые следуют из этих действий, и индуизм учит, что люди могут улучшить их судьбу (карму) через молитву, жертвы и различные другие формы духовных, психологических и физических дисциплин. В конечном счете, следуя праведными путями, индус может быть освобожден от возрождения и достигнуть «мокша».
В отличие от других главных религий, индуизм не заявляет ни о каком основателе. Не прослеживается его связь и с каким-либо определенным историческим событием. На сегодняшний день почти 900 миллионов человек во всем мире считают себя индусами, причем большинство из них живут в Индии.

4: Буддизм


Буддизм, зародившийся в Индии около 6 века до н.э., во многом подобен индуизму. Он основан на учении человека, известного под именем Будда, который родился как Сиддхартха Гаутама и вырос как индус. Как и индусы, Буддисты верят в перевоплощение, карму и идею достижения полного освобождения — Нирваны.
Согласно Буддистской легенде, Сиддхартха имел довольно закрытую молодость и был поражен, когда обнаружил, что люди вокруг, оказывается, испытывают такие вещи как горе, бедность и болезни. Встретив группу людей, ищущих просвещения, Сиддхартха начал искать способ закончить человеческие страдания. Он долгое время постился и медитировал, и, наконец, достиг способности вырваться из вечного цикла перевоплощений. Именно это достижение «бодхи», или «просвещения» привело к тому, что он теперь известен как Будда, или «Просвещенный».
Четыре Благородных Истины: (чатвари арьясатьяни), четыре истины Святого - одно из базовых учений буддизма, которого придерживаются все его школы.
1. Все существование — страдание.
2. Все страдания вызваны человеческими желаниями.
3. Отречение от желаний закончит страдания.
4. Существует путь к прекращению страданий – Восьмеричный путь.
Буддизм не оказывает слишком большое внимания божеству, гораздо большую важность имеет самодисциплина, медитация и сострадание. В результате буддизм иногда расценивается больше как философия, нежели религия.
Путь
Как и буддизм, даосизм и конфуцианство являются больше философией, чем религиями. Обе зародились в Китае в 5 – 6 веках до н.э. обе активно практикуются в Китае и сегодня. Даосизм, который является основанным на понятии «Дао», или «Путь», очень ценит жизнь и проповедует простоту и непринужденный подход к жизни. В основе конфуцианства — любовь, доброта и человечность.


Еще одна религия, происходящая из Индии. Джайнизм провозглашает в качестве главной цели достижение духовной свободы. Берет свое начало из жизней и учений Джайн, духовных учителей, которые достигли наивысшего уровня знания и понимания. Согласно учению Джайн, последователи религии могут достигнуть свободы от материального существования или кармы. Как и в индуизме, это освобождение от перевоплощения называют «мокша».
Джайны также учат, что время вечно и состоит из ряда восходящих или нисходящих движений, которые длятся в течение миллионов лет. В течение каждого из этих периодов, есть 24 джайн. Только два из этих учителей известны в текущем движении: Парсва и Махавира, жившие в 9 и 6 столетиях до н.э., соответственно. При отсутствии всяких высших богов или бога создателя, последователи джайнизма почитают Джайн.
В отличие от буддизма, который осуждает страдания, идея джайнизма — аскетизм, самоотречение. Образ жизни джайна управляется «Великими обетами», которые провозглашают отказ от насилия, честность, сексуальное воздержание, отрешение. Хотя эти клятвы строго соблюдаются отшельниками, джайны также следуют им соразмерно своим способностям и обстоятельствам, с целью саморазвития по 14-этапному пути духовного роста.


Хотя другие религии и имели короткие периоды монотеизма, иудаизм считается старейшей всемирной монотеистической верой. Религия основана на том, что Библия описывает как соглашения между Богом и некоторыми из отцов – основателей. Иудаизм — одна из трех религий, ведущих свое происхождение от патриарха Авраама, который жил в 21 веке до н.э. (Две другие — ислам и христианство.)
Пять Книг Моисея входят в начало еврейской Библии, образуя Тору (Пятикнижие), еврейский народ — потомки Авраама и однажды возвратятся в свою страну Израиль. Поэтому евреев иногда называют «избранным народом».
В основе вероисповедания — десять заповедей, представляющие собой священное соглашение между Богом и людьми. Наряду с 613 другими руководствами, которые содержатся в Торе, эти десять заповедей определяют образ жизни и мысли верующего. Следуя законам, евреи показывают их приверженность воле бога и укрепляют свои позиции в религиозном сообществе.
В редком единодушии, все три главные мировые религии признают десять заповедей основополагающими.


Зороастризм основан на учении персидского пророка Заратустры, или Зороастры, который жил между 1700 и 1500 годами до н.э. Его учения явлены миру в виде 17 псалмов под названием Гаты, которые составляют Священное Писание зороастризма, известное как Зенд Авеста.
Ключевым аспектом зороастрийской веры есть этический дуализм, постоянная борьба между добром (Ахура Мазда) и злом (Ангра Майнью). Личная ответственность имеет большое значение для зороастрийцев, поскольку их судьба зависит от выбора, который они делают между этими двумя силами. Последователи верят, что после смерти, душа приходит к Мосту Суда, откуда она попадает либо в рай, либо в место мучений, в зависимости от того, какие при жизни преобладали поступки: хорошие или плохие.
Поскольку положительный выбор не так сложно сделать, зороастризм в целом рассматривается как оптимистичная вера: Заратустра, якобы, единственный ребенок, который смеялся при рождении вместо плача. В настоящее время зороастризм одна из самых малочисленных среди основных мировых религий, но ее влияние ощущается широко. Христианство, иудаизм и ислам, все были сформированы на его постулатах.

30.09.2014

Многие люди благодаря вере в высшие силы имеют надежду в будущее. Во всем мире существует много различных религиозных течений. Каждое из них имеет собственные истоки и учения. Не смотря на это можно проследить некоторые основные закономерности возникновения религии.

Почему в жизни людей возникла необходимость в религии

Причины появления религии определить очень сложно, так как ее зарождение происходило много веков назад. Правда, специалисты уверенны, что люди, таким образом, стремились найти причину своего появления на свет, а также определить свое предназначение. Рассматривая эту точку зрения, можно считать религию философским фундаментом, который послужил толчком для дальнейшего формирования личности человека. Изначально люди, населявшие планету, объясняли свое существование мифами и сказаниями, но со временем этого стало мало. Поэтому и появилась целая система разъяснения мира и всего того, что в нем происходит. Благодаря религии у людей появилась возможность:

— урегулировать общественные отношения;

— сплотиться;

— найти смысл жизни.

Каким образом религия повлияла на существование людей

Религия – это своеобразный регулятор человеческих отношений. В те времена, когда религии еще только зарождались, общественный строй был совершенно другой и не имел практически ничего общего с тем, который существует сейчас. Для людей не существовало ни правил, ни законов, ни запретов. Целью человечества было формирование и моральных и нравственных убеждений, которые помогли бы регулировать отношения в обществе. Такие функции и возлагались на религию. Ведь если человек осознает, что за содеянные проступки он будет наказан, то это будет провоцировать его на соблюдение установленных правил и норм.

Второй причиной возникновения религии стало, то, что людям необходимо было сплочение. Даже незнакомые и чужие друг другу люди, имеющие одну веру, становятся одним целым. Таким образом, можно было избавиться от враждебности. Самым наглядным примером этому является возникновение христианства на территории Руси. Государство, которое было раздроблено, объединилось при помощи религии в одно целое.

Также религия имеет огромное значение и с точки зрения психологии. Ведь человеку намного прочее существовать с верой в то, что его жизнь имеет какую-то цель и ею что-то управляет. Тот, кто обращается к религии, непременно испытывает потребность в покровительстве и помощи.


Христианство является самой крупной мировой религией. Больше всего людей по всему миру приняли христианскую веру. Их количество превышает двух миллиардов. Около двух тысяч лет назад на палестинской земле стала...



Религия является неотъемлемой частью жизни для многих людей. Однако существуют такие религиозные учения, которые сложно понять здравомыслящему человеку. Иногда даже появляются сомнения в том, что последователи...



Религиозный человек всегда воспринимался обществом немного с опаской. Почему так происходит – ответить очень сложно. Но факт остается фактом – религия и общество это понятия трудносовместимые, сейчас мы разбереся...

Наука не знает такого народа, которому была бы совершенно не знакома религия. Ранние формы религиозных верований были очень примитивны. Древнейшим людям были свойственны какие-то магические и тотемические верования.

Под магическими верованиями понимают представления о возможности человека сверхъестественным путем влиять на других людей и природу

Тотемизм состоит в вере в сверхъестественное родство между какой-то группой людей, с одной стороны, и определенным видом животных или растений – с другой.

Для культуры некоторых народов характерен шаманизм – представление о том, что человек может, доведя себя до состояния экстаза, общаться с духами и использовать их силу для врачевания, вызывания дождя и других целей.

Для развитой родовой общины характерны также фетишизм – почитание неодушевленных материальных предметов; и аниматизм – вера в некую безличную силу, рассредоточенную во всей природе.

Одной из древнейших религий является иудаизм. Зачатки ее относятся ко II тысячелетию до н.э., когда древние евреи были кочевым народом.

К основным догматам иудаизма относится вера в единого бога Яхве, в приход Мессии – спасителя, который придет, чтобы совершить праведный суд, воздать людям по их заслугам, - в бессмертие души и существование загробной жизни. Священной книгой иудаистов является Танах, тождественный христианскому Ветхому Завету. Признается и Талмуд, в котором дается толкование содержащихся в Танахе религиозно-этических, правовых и бытовых предписаний.

Некоторые наставления Талмуда таковы: “Не прощай себе, и тогда легко будет простить другим”, “Кто гонится за славой, от того слава бежит, кто же ее избегает, за тем она вслед идет”, “Многому я научился у своих наставников, еще более – у своих товарищей, но более всего – у своих учеников”.

Этические нормы иудаистов – это заповеди Моисея. Насчитывается 613 библейско-талмудских предписаний, регламентирующих жизнь евреев. Иудаисты соблюдают обряд обрезания, пост, предписания о дозволенной (кошерной) и недозволенной (трефной) пище. Помимо Торы, преследующей цель нравственного совершенствования человека, евреи чтут Галаху – предписания, регламентирующие религиозную, семейную и гражданскую жизнь, и Агаду – книгу сказок, притч, мифов, сказок, басен и пословиц.

В первые века I тысячелетия до н.э. в Передней Азии возник зороастризм. Эта религия возникла в обстановке острой враждебности между соседними земледельческими и скотоводческими племенами. В ее основу легло положение о противоборстве светлого и темного начал. Доброе начало олицетворяет Ахура-мазда – создатель неба, земли, человека, полезных животных и т.д. Олицетворение злого начала – Анхра-Майнью, плоды творчества которого вредны для людей – пустыня, болезнь, смерть, вредные животные. Священной книгой зороастрийцев является Авеста, которая приписывается Заратуштре. Зороастрийцы почитают огонь, приписывают ему очищающую силу, поэтому их называют огнепоклонниками. Они очень специфично относятся к человеческим трупам, считая их чем-то нечистым. Своих покойников зороастрийцы не закапывают в землю и не кремируют, а хоронят на специальных “башнях молчания”, где помещенные в ниши трупы съедаются хищными птицами. Зороастрийцы верят в загробную жизнь и имеют представление о скором конце мира.

Зороастризм стал государственной религией Древней Персии и широко распространился на завоеванных ею территориях – Афганистан, Азербайджан, Средняя Азия и др. Однако границы зороастризма сузились благодаря арабским завоеваниям в седьмом веке.

Индуизм – не единая религия, а совокупность религиозных систем, для которых характерно отсутствие руководящих органов, хотя имеет храмы. Среди божеств выделяются: бог-хранитель Вишну, бог-разрушитель и созидатель Шива. Важное место в индуизме занимают положения:

О дхарме – порядок жизни, установленный для каждой касты;

О карме – воздаяние, которое получает человек в зависимости от выполнения или невыполнения дхармы;

О перерождении – воплощение души человека в ту или другую телесную оболочку в соответствии с принципом кармы.

Если человек вел праведную жизнь, его душа может воплотиться в тело представителя более высокой касты или даже в тело небожителя. При невыполнении дхармы душе грозит воплощение в тело человека, занимающего более низкое сословно-кастовое положение, животного или растения. В индуизме существуют положения об ахимсе (непричинении зла), аватаре (возможности воплощения бога в другом сверхъестественном существе, человеке или животном).

В VI-V веках до н.э. в Китае возникли два сильно отличающихся друг от друга философских учения, содержащих религиозные элементы: даосизм и конфуцианство.

Даосизм, созданный на основе философского учения Лао-цзы, считает основой возникновения, изменения и конца всех вещей Дао. Даосизм имеет многочисленное жречество, которое занимается гаданиями, выполнением магических обрядов, торговлей амулетами и т.п. Старшим даосским жрецом считается “тяньши” (даосский папа).

Конфуцианство, созданное на основе учения Кун-цзы, не имеет жречества. Религиозные обряды выполняют главы семей и старейшины родов. Одно из основных положений – требование безоговорочного подчинения вышестоящему, старшему, власти. Верховным божеством почитается небо, обожествлены также сам Конфуций, его ученики и верные последователи. Они верят в загробное существование душ и для их умилостивления совершаются жертвоприношения.


Ученые сходятся во мнении, что зачатки современной религии могли появиться около ста тысяч лет назад. Этот факт подтверждается многочисленными археологическими находками, а также теми наскальными рисунками, которые были сделаны первобытным человеком. Не понимая сути многих природных явлений, наши предки относили их к числу сверхъестественных. Солнце, луна, ветер, молния, огонь, гром, дождь, животные, реки, море и океан, по их глубокому убеждению, имели божественное происхождение, а значит, им нужно было поклоняться. По той же причине люди считали своими родоначальниками медведя и волка, а поэтому их чтили, и делать им жертвоприношения. Только в этом случае они могли быть благосклонны к людям. Если же человек заболевал, то считалось, что его душой овладели злые духи, и для их изгнания нужно обращаться за помощью к Богам.

Человек познавал мир в процессе длительной эволюции. Он научился добывать огонь, приручил животных, освоил науку земледелия, создал орудия труда, и т д. Но все это произошло не сразу. Вселенная неохотно открывала человеку свои тайны. И хотя современная наука смогла объяснить большинство природных явлений, та же тайна возникновения жизни, по сей день остается не разгаданной. На этот счет существуют лишь различные гипотезы, и не более того. Ну а все то, что не поддается объяснению, человек относит к высшим, божественным силам. Вот так и появляется религия, которая дает свои ответы на многие вопросы, интересующие человека.

Но вернемся к нашим предкам, которые жили в невероятно трудных условиях. Они не понимали, почему дающая им пищу река, вдруг выходила из берегов, и затапливала их жилище, почему ураган уничтожал посевы зерновых, почему летом выпадал град. Им была непонятна причина возникновения лесных пожаров. Они считали, что таким образом Боги наказывают их за совершенные грехи. Именно беспомощность и незнание сути происходящего заставили человека уверовать в сверхъестественные силы, что, в конечном итоге, и привело к появлению религии. Люди обращаются к Богам с молитвой и просьбой, веря в то, что они сумеют защитить их от злых духов и темных сил

Именно по этой причине и появились такие религиозные течения, как фетишизм, магия, колдовство, тотемизм. В их основе лежит возможность существования души человека отдельно от его тела. Ну а раз так, то человеку открыт путь к бессмертию.

И так, мы пришли к выводу, что своим возникновением религия обязана непониманию сути происходящих процессов, и бессилию человека перед природой. Произошло это в тот момент, когда люди стали мыслить отвлеченно. В процессе различных рассуждений и домыслов, они придумали объяснения тем или иным природным явлениям, которые, конечно же, были далеки от реалий. Вот так человек, не понимая того, создал для себя мир сверхъестественных существ, наделенных мифической силой, способных управлять миром. Он уверовал в то, что духи, Боги, и темные силы реально существуют. Ну а раз так, то им нужно поклоняться. Ведь они могут, как помочь человеку, так и навлечь на него беду. И хотя в современной религии нет ничего плохого, она воздействует на сознание человека, и мешает ему познавать мир. А всему виной страх перед Природой и происходящими в ней процессами.

Именно религия вселила в душу человека веру в Богов и духов. Со временем все это трансформируется и видоизменяется. Подобно людям, которые стали делиться на бедных и богатых, духи также начинают делиться на сильных и слабых. В результате от основной религии отпочковываются различные религиозные течения, которые по – своему трактуют те или иные природные явления. И хотя многие религиозные понятия со временем получили научное объяснение, большинство человеческих заблуждений по – прежнему имеют религиозный характер. Вот и получается, что религия становится нужной человеку лишь тогда, когда дает ему ответы на насущные вопросы, касающиеся основ мироздания, и только в том случае, если человек в таких объяснениях нуждается.

Подобная трактовка была поддержана многими христианскими мыслителями и получила свое дальнейшее развитие в различных богословских и философских трудах, в том числе и отечественных исследователей. Ощущение связи с миром духовным или, выражаясь словами протоиерея Сергия Булгакова, «переживание связи с Богом и опознание Бога» составляют суть религиозного опыта человека. При этом, как указывал мыслитель, «понятие “божество, бог” берется <...> в самом широком и неопределенном смысле, объемлющем различные религии, как формальная категория, применимая ко всевозможному содержанию. Существенным признаком, установляющим природу религии, является объективный характер этого поклонения, связанный с чувством трансцендентности божества» .

Итак, «религия, – продолжает данную мысль другой известный отечественный философ , – есть жизнь в общении с Богом, имеющая целью удовлетворение личной потребности человеческой души в спасении , в отыскании последней прочности и удовлетворенности, незыблемого душевного покоя и радости» . , давая определение религии, также отмечал, что «религия есть всежизненная (в смысле сферы охвата) и живая (по характеру действия) связь человека с Богом; или иначе: человеческого субъекта с божественным Предметом» .

Данного понимания религии, сформулированного цитированными выше христианскими авторами, мы будем придерживаться и в настоящем издании. Вместе с тем следует оговориться, что, примеряя такое понимание к буддизму, читатель может столкнуться с определенными трудностями и задаться вопросом, в какой мере возможно считать эту одну из мировых и наиболее многочисленных по количеству своих сторонников традицию религией в том смысле слова, о котором было сказано только что.

На этот вопрос протоиерей Сергий Булгаков предлагает следующий ответ: «Народный, экзотерический буддизм, которому, собственно, и обязана эта религия обширностью своего распространения, отнюдь не ограничивается одной “нетовщиной”, но содержит в себе элементы конкретного политеизма, даже фетишизма. Сверх того, – и это самое главное, – буддийское ничто, небытие, нирвана, всеединство безразличия <...>, отнюдь не представляет собой только отрицательного понятия, но вполне подходит под наше общее определение Божества. <...> Это положительное ничто и составляет подлинную, хотя и трансцендентную для нас действительность, по отношению к которой и установляется типически религиозное отношение» .

Данный образ, указывающий на пребывание Творца в непосредственном и постоянном диалоге с , является вместе с тем выражением подлинного боговедения, свойственного человеку в тот период.

Если применить к религиозному сознанию первых людей религиоведческую терминологию, то необходимо сказать, что их представления были монотеистичны. Впрочем, здесь необходимо сделать важное уточнение: этот монотеизм был не абстрактным философским построением, а живым ощущением, проистекающим из личного духовного опыта.

Драма греха не только сделала преступником Божественной заповеди, но и исказила его природу и помутила сознание. Один из величайших богословов Древней Церкви святитель Афанасий, архиепископ Александрийский, уподобляет произошедшее с внутренним состоянием человека после грехопадения зеркалу, которое перестало отражать Создателя. Душа, «закрыв в себе множеством столпившихся телесных вожделений, не видит уже того, чтó дóлжно умопредставлять душе, а носится повсюду и видит одно то, что подлежит чувству» .

Прямым следствием подобного искажения стало уклонение от богозаповеданных истин изначальной религии, возникновение политеистических культов, где Создатель Вселенной представал пред людьми в самых разнообразных и причудливых культовых образах. В результате произошло то, что замечательно описал апостол Павел в своем послании к римлянам: «Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки " ().

Форм политеизма (многобожия) на протяжении истории человечества существовало великое множество. Однако в данном случае наша задача будет состоять не в том, чтобы описать все имевшие место на земле религиозные феномены, а охарактеризовать наиболее распространенные и активные в своих проявлениях религии. И для того, чтобы иметь возможность дать представителям этих традиций ответ о своей вере с кротостью и благоговением (), необходимо ясно представлять основные вехи в истории религиозной традиции, а также содержание ее ключевых доктрин, ритуальных и этических норм.

Христиане, будучи наследниками и хранителями богозаповеданной веры, открытой во всей возможной для нас полноте Господом Иисусом Христом, вместе с тем не являются единственными представителями традиции, восходящей через Ветхий Завет к изначальному монотеизму. Прежде чем приступить к рассмотрению политеизма, следует сказать о двух ключевых религиях, вместе с м имеющих отчасти общий ветхозаветный корень. Это иудаизм и ислам. Об этих трех монотеистических религиях и пойдет речь в настоящем разделе.