Финансы. Налоги. Льготы. Налоговые вычеты. Госпошлина

Как называется египетский язык. Древний Египет: заблуждения и реальность

ДРЕВНЕЕГИПЕТСКИЙ ЯЗЫК, язык, на котором говорили древние египтяне, населявшие долину Нила к северу от первого из нильских порогов. Образует одну из ветвей афразийских языков, носящую название египетской. Имеет ряд схождений в фонетике и морфологии с семитской ветвью афразийской семьи, в связи с чем в свое время некоторые авторы относили его к семитским; другая достаточно популярная в свое время точка зрения заключалась в признании его промежуточным звеном между семитской, берберо-ливийской и кушитской ветвями; обе эти трактовки в настоящее время отвергнуты.

Древнейшие из известных нам документов на древнеегипетском языке относятся ко времени правления I династии и датируются концом 4 – началом 3 тыс. до н.э. Почти все каменные памятники этого периода покрыты иероглифическими словесно-слоговыми письменами, в которых сохранились черты пиктографического письма. В деловой документации со времен глубокой древности использовалась особого рода иероглифическая скоропись; после периода правления V династии (около 2500 до н.э.), к которому относятся древнейшие записи на папирусе, эта скоропись стала называться иератическим письмом. После 7 в. до н.э. на основе иератического письма сформировалась сверхскорописная форма – демотическое письмо, остававшееся в употреблении вплоть до конца 5 в. н.э. Монументальная (рисуночная) форма египетского письма после появления иератики использовалась редко.

В истории древнеегипетского языка принято выделять несколько периодов. Древнейший, называемый староегипетским языком, датируется 32–22 вв. до н.э.; он представлен в записанных в соответствии с их фонетическим звучанием гимнах и заклинаниях, найденных в пирамидах; в течение веков эти тексты передавались изустно. Следующий период истории древнеегипетского языка – среднеегипетский язык, который оставался литературным языком Египта с 22 по 14 в. до н.э.; для некоторых целей он продолжал употребляться и во времена римского правления. После примерно 1350 до н.э. среднеегипетский уступает место позднеегипетскому (или новоегипетскому) языку как в литературных текстах, так и в официальных документах. Позднеегипетский оставался в употреблении до тех пор, пока его приблизительно в 7 в. до н.э. не сменил демотический египетской – язык демотических текстов. Примерно во 2 в. н.э. для записи древнеегипетских текстов стал применяться греческий алфавит, и начиная с этого времени древнеегипетский язык стал называться коптским . Последняя известная запись иератическим письмом датируется 3 в. н.э.; демотическим – 5 в. н.э.; с этого момента древнеегипетский язык принято считать мертвым.

В период Средневековья древнеегипетские иероглифы были забыты, но с развитием науки стали предприниматься многочисленные усилия по их дешифровке. Все эти попытки, основывавшиеся главным образом на трактате Гораполло (ок. 5 в. н.э.), не имели успеха. В 1799 был обнаружен

В научной литературе как в нашей, так и в зарубежной иногда встречается термин «древнеегипетский язык», под которым подразумевается язык населения Древнего Египта.

Этот термин неточен, так как, называя какой-либо язык древним (например, древнекитайский древнегреческий), имеют в виду существование такого же нового, современного нам языка, иначе говоря, определение «древний» создает впечатление, что речь идет о древней стадии живого современного языка.

С египетским языком дело обстоит иначе. Египетский язык стал мертвым уже в начале нашей эры, когда на смену ему пришел коптский, представляющий собой последнюю стадию развития египетского языка и органически с ним связанный, но при этом отличающийся от него настолько, что в языкознании он считается самостоятельным языком. Коптский язык относится к египетскому языку поздней стадии его развития примерно так же, как итальянский к латинскому. Но и коптский язык тоже уже мертвый язык. В настоящее время жители Египта говорят на арабском языке. Поэтому египетским языком мы называем только тот язык, которым пользовалось население Древнего Египта с незапамятных времен до III в. н. э.

Так как памятники египетского языка сохранились за огромный период, исчисляемый не менее чем в три с половиной тысячелетия, вполне естественно предположить, что за это время египетский язык видоизменялся. И действительно, памятники языка показывают, что на протяжении тридцати пяти с лишним веков он прошел следующие стадии развития:

  • 1. Язык эпохи Древнего царства (XXXII--XXII вв. до н. э.; в английской научной литературе эта стадия развития языка называется Old Egyptian, во французской -- ancien йgyptien, в немецкой -- Altдgyptisch. Отлично подошел бы к обозначению этого периода русский термин «древнеегипетский», но поскольку его неправильно употребляют для обозначения всего египетского языка, было бы неясно, о чем идет речь: о древней стадии развития языка или о языке в целом. Поэтому для обозначения древнего периода истории языка целесообразно принять термин, предложенный крупнейшим советским египтологом Ю. Я. Перепелкиным, -- «староегипетский».
  • 2. Среднеегипетский, или классический, язык (XXII-XVI вв. до н. э.); в английской научной литературе -- Middle Egyptian, во французской -- moyen йgyptien, в немецкой --Mittelдgyptisch.
  • 3. Новоегипетский язык (XVI--VIII вв. до н. э.); в английской научной литературе --

Late Egyptian, во французской -- nйoйgyptlen, в немецкой -- Neuдgyptisch.

  • 4. Демотический язык (VIII в. до н. э. -- V в. н. э.)
  • 5. Коптский язык (с III в. н. э.)

История египетского народа, творца и носителя египетского языка, начинается очень рано -- в конце IV -- начале III тысячелетия до н.э. Столь раннему началу египетской истории (по сравнению, например, с историей европейских народов) способствовали благоприятные географические условия, т. е. климат, плодородие почвы, обилие растений, животных, рыбы и т. п. Это, по выражению К. Маркса "естественное богатство средствами жизни", ускорило развитие египетского общества на ранних ступенях его развития. Уже в конце IV тысячелетия до н.э. развитие производительных сил, увеличение производительности труда, а отсюда возможность получения и присвоения прибавочного продукта и его обмена привели к появлению частной собственности на средства производства и имущественному неравенству, к возможности присвоения чужого труда. Египетское общество делится на враждебные друг другу классы. Появляется первое классовое общество -- рабовладельческий строй. В начале III тысячелетия до н.э. в долине Нила возникают рабовладельческие государства, как "продукт и проявление непримиримости классовых противоречий". С этого времени история Древнего Египта -- это история трехтысячелетнего развития древнейшего рабовладельческого общества и государства и его гибели под ударами захватчиков. В своем развитии египетский народ создал величайшие культурные ценности, которые вошли в общую сокровищницу мировой культуры. К достижениям египтян следует отнести, например, создание первой в мировой истории письменности, душой которой явился звуковой, фонетический принцип. Без сомнения, египетский язык сложился задолго до эпохи рабства, т.е. задолго до III тысячелетия до н.э. Но язык этого древнейшего периода не представляется возможным изучить ввиду отсутствия письменных памятников. В отношении к литературе можно всецело присоединиться к мнению акад. Б. А. Тураева, назвавшего этот период временем создания "запаса народной словесности". Лишь с организацией государства и появлением письменности появляется возможность изучения египетского языка. В своем многотысячелетнем развитии он прошел ряд этапов: староегипетский, среднеегипетский, новоегипетский, демотический, коптский.

Язык в Египте изменялся на протяжении тысячелетней истории. Первые упоминания о письменных источниках - иероглифах, датируются примерно 3400 г. до н.э. Считается, что он возник после изобретения шумерского языка в Месопотамии.

Последний официальный документ был составлен на языке Древнего Египта в 394 г. н.э. Смена языковой группы на коптскую произошла после прихода к власти в государстве Римской империи и христианства. Построенные по указу фараонов храмы и молельни опустели, были забыты и . Сегодня коптский язык используется при проведении служб священнослужителями христианской церкви.

Какой язык считается официальным в Египте?

После прихода в Египет мусульманской армии (завоевание началось в 639 г. н.э.) в страну пришел арабский язык. В настоящее время название страны звучит как Арабская Республика Египет . Официальный государственный язык - арабский. Местное население говорит на египетском диалекте арабского языка, который несколько отличается от классического (фусха). На фусхе транслируются новости, печают газеты. Существенно отличается произношение жителей южной и северной части Египта. Самым чистым считается египетский диалект, на котором говорят в столице – .

Книги на арабском языке (египетский диалект)

«Калимни Араби»

Учебник состоит из семи уровней. Представлены аудиоматериалы, начитанные носителями диалекта и печатное пособие. Предлагает диалоги, упражнения по грамматике.

«Так говорят в Каире»

Современный курс египетского диалекта арабского языка. Содержит учебное пособие в форме PDF с записями носителей языка (20 уроков). Издание подготовлено кафедрой ближневосточных языков под ред. В.Е. Посухова.

Курс Пимслера

Языковые уроки в записях от носителей языка. Каирский вариант египетского диалекта. Состоит из 30 уроков.

Разговорный и литературный язык египтян менялся на протяжении почти 4-тысячелетней истории народа и прошел пять последовательных стадий своего развития. В научной литературе различают: язык Древнего царства-язык древнеегипетский; среднеегипетский - классический язык, называемый так потому, что именно на нем написаны лучшие литературные произведения, считавшиеся впоследствии образцами для подражания; новоегипетский язык (XVI-VIII вв. до н. э); демотический язык (VIII в. до н. э.- V в. н. э.); коптский язык (Ш-VII вв. н. э.). Несмотря на наличие преемственности между этими языками, каждый из них был особым языком с отличной друг от друга грамматической и лексической структурой. Соотношение между ними было приблизительно таким, например, как между древнеславянским, древнерусским и русским языками. Во всяком случае египтянин Нового царства с трудом мог понимать речь своего предка, живущего во времена Среднего царства, не говоря о более древних эпохах. Египетский язык был разговорным живым языком коренного населения долины Нила и за ее пределы практически не выходил даже при создании великой Египетской империи в эпоху Нового царства. Египетский язык стал мертвым (т. е. на нем не разговаривали) уже в Ш в. н. э., когда на смену ему пришел коптский язык. С VII в. н. э. коптский стал вытесняться языком завоевателей - арабов и постепенно стал забываться. В настоящее время в Арабской Республике Египет проживают около 4,5 млн. коптов (египтян-христиан), которые говорят на арабском языке, но богослужение проводят на коптском, последнем реликте древнеегипетского языка.

Письменность Египта

Для фиксации различных явлений многообразной жизни и хозяйственной деятельности древние создали своеобразную и сложную систему письменности, которая могла передавать разные оттенки мысли и сложные движения человеческой души. Письменность Египта зародилась в конце IV тысячелетия до н. э., прошла длительный путь формирования и как развитая система сложилась ко времени Среднего царства. Ее исходной основой было рисуночное письмо, пиктография, в которой каждое слово или понятие (например, «солнце», «дом» или «взятие в плен») изображалось в виде соответствующих рисунков (солнца, дома или людей со связанными руками).

С течением времени по мере усложнения управления, необходимости более частого применения письма для различных нужд рисуночные знаки стали упрощаться. Отдельные рисунки стали изображать не только данные конкретные понятия солнца, дома, быка и т. д., а звуковые сочетания, слоги,- с помощью набора которых можно было выражать и многие другие слова и понятия.

Египетская письменность составлялась из определенного набора знаков, передающих звуки произносимых слов, символов и стилизованных рисунков, поясняющих смысл данных слов и понятий. Такие письменные знаки получили название иероглифов, а египетская письменность - иероглифики . К середине II тысячелетия до н. э. наиболее употребительных иероглифов насчитывалось около 700, а в греко-римскую эпоху - несколько тысяч. Благодаря органическому сочетанию знаков, обозначающих слоги, идеограмм, поясняющих смысл слова, и детерминативов-рисунков, как бы окончательно проясняющих понятие в целом, египтянам удавалось точно и ясно передавать не только простые факты действительности и хозяйства, но и сложные оттенки отвлеченной мысли или художественного образа.

Материалом для написания иероглифов служили: камень (стены храмов, гробниц, саркофагов, стелы, обелиски, статуи и т. п.), глиняные черепки (остраконы), дерево (саркофаги, доски и т. д.), кожаные свитки. Широкое применение получил папирус . Папирусная «бумага» изготовлялась из специально приготовленных стеблей растения папирус, в изобилии произраставшего в заводях Нила. Отдельные листы папируса склеивались в свитки, длина которых обычно достигала нескольких метров, но нам известны свитки в 20 м и даже в 45 м длиной (так называемый Большой папирус Харрис). Писцы писали обычно кисточкой, изготовляемой из стебля болотного растения каламус, один конец которого писец разжевывал. Смоченную в воде кисть обмакивали в углубление с красной или черной краской (чернила).

Если текст наносили на твердый материал, писец тщательно выводил каждый иероглиф, но если запись делалась на папирусе, то иероглифические знаки деформировались и видоизменялись до неузнаваемости по сравнению с оригиналом-образцом. Так получился своего рода курсив иероглифического письма, который называется иератическим письмом или иератикой. Отношение иероглифики и иератики можно сравнить с разницей печатного шрифта и рукописного письма.

С VIII Б. до н. э. появился новый вид письма, при котором несколько знаков, ранее писавшихся раздельно, теперь сливаются в один знак, что убыстряло процесс написания текстов и тем самым способствовало распространению письменности. Этот тип письма получил название демотики, демотического (т. е. народного) письма.

Постепенное совершенствование письменности привело к выделению 21 простого знака, изображающего отдельные согласные звуки. По существу, это были первые алфавитные знаки. На их основе развилось алфавитное письмо в южном царстве Мерое. Однако в самом Египте алфавитные знаки не вытеснили более громоздкую, но более привычную иероглифическую систему. Алфавитные знаки употреблялись в этой системе как ее органическая часть.