Финансы. Налоги. Льготы. Налоговые вычеты. Госпошлина

Неверный кбм что делать. Заявление по восстановлению кбм по осаго

Основные принципы применения КБМ

Подход к определению и применению КБМ неоднократно менялся с момента его введения в 2003 году, и сейчас в связи с этими изменениями в целом ряде случаев появилась некоторая путаница в его значениях. Так, в 2013 году была запущена информационная система на базе Российского союза автостраховщиков (АИС ОСАГО), в рамках которой стал определяться КБМ. В процессе перенесения данных в эту систему многие водители потеряли данные о своих скидках из-за наличия технических проблем и внесения некорректных данных страховщиками.


Например, у многих водителей были утеряны данные о классе полиса. По правилам ОСАГО существует 15 классов, а именно М, 0 и 1-13 (см. таблицу). Из-за этого обнулились коэффициенты, определяющие стоимость полиса, и водители потеряли свои скидки.



Нужно отметить, что первоначально при заключении полиса водителю присваивается 3-ий класс, которому соответствует единичный КБМ. Впоследствии в зависимости от количества страховых случаев, участником которых был застрахованный автомобиль, данный коэффициент меняется в большую или меньшую сторону. Если водитель доходит до класса 13, то стоимость его полиса уменьшается вдвое, а если из-за плохого вождения он опускается до класса М, то стоимость полиса увеличивается в 2,45 раз. Достигнуть 13-го класса при идеальном вождении можно за 10 лет.


Сам процесс применения КБМ происходит при оформлении полиса на следующий год, и при этом обращаться можно в любую страховую компанию. Коэффициент не будет действовать только в том случае, если полис заключается на срок менее года, а также если объектом страхования является иностранный автомобиль.

Почему информация о КБМ может быть неверной

При перенесении информации в систему АИС ОСАГО для каждого водителя был оформлен отдельный профиль, который определялся его ФИО, датой рождения и паспортными данными (для водителей юридических лиц - данными водительского удостоверения). Если какие-либо данные были внесены в АИС ОСАГО некорректно или не полностью, то КБМ водителя не определяется.


Причинами возникновения такой ситуации может быть:


  • человеческий фактор (страховщик неправильно ввел данные водителя в систему или вообще не передал сведения о водителе);

  • изменения в документах (могут присутствовать как у водителя, так и у собственника автомобиля);

  • сбой в системе АИС ОСАГО;

  • использование водителем нелегального полиса;

  • наличие у водителя нескольких договоров с разными КБМ и т.п.

Проверить реальное значение КБМ в своем случае можно, воспользовавшись формулой из указания Банка России от 19 сентября 2014 года № 3384-У (приложение 4). Если рассчитанные данные не совпадают с коэффициентом, опубликованным на сайте РСА, нужно потребовать у страховщика применить корректный коэффициент. Если же страховая компания не идет навстречу по такому вопросу, лучше попробовать ее сменить и добиться своего в другой компании. При успешном разрешении вопроса также нужно настоять на передаче обновленного коэффициента в АИС ОСАГО.


Важно также обращаться к страховщику даже в том случае, если КБМ в информационной системе указан верно, но некорректно описаны другие данные из полиса. Если же в системе АИС РСА указаны верные данные о КБМ, но страховщик не соглашается оформить полис в соответствии с ними, есть смысл написать на него жалобу. Для этого нужно получить у предыдущего страховщика справку о наличии или отсутствии выплат по предыдущему договору ОСАГО и обратиться с ней к новому страховщику.

Подача жалобы: как точно получить результат

На страховщика ОСАГО также можно жаловаться в один из двух управляющих органов: Банк России или РСА. Пользователи полисов отмечают, что эффективней реализуются жалобы в Банк России, так как данный орган имеет право применять к страховым компаниям различные санкции и поэтому может более результативно на них воздействовать.


В случае с Банком России жалобу можно подать прямо в интернет-приемной организации, где можно найти специальную форму для таких обращений. В данной жалобе необходимо указать название страховщика, суть возникшей проблемы и номер полиса ОСАГО (в случае с КБМ лучше указать также номера предыдущих полисов). При наличии такой возможности лучше также приложить к жалобе копии указанных полисов, копию претензии к страховщику и его ответ на такую претензию.


В процесс рассмотрения такой жалобы Банк России проверит корректность поданной информации и в случае справедливости внесенных замечаний применит к страховщику необходимые меры. Обратившийся в Банк России страхователь получит официальный ответ от организации, который необходимо представить страховщику. В результате страховая компания должна внести в АИС ОСАГО исправленный коэффициент и возвратить страхователю излишне уплаченную премию.


Ситуация может усложниться в том случае, если некорректный КБМ был применен несколько лет тому назад, а у страховщика за это время отозвали лицензию. В таком случае ввиду отсутствия подтверждающих правоту страхователя документов Банку России или РСА будет сложно разобраться в ситуации, так как АИС ОСАГО включает в себя только информацию о договорах с 2011 года. Но даже при наличии подобной ситуации все же стоит обратиться с жалобой, так как она вполне может быть решена и в пользу страхователя.


Самое главное в вопросе общения со страховщиком - настаивать на своей правоте и вовремя представлять все подтверждающие документы. Это важно из-за того, что по техническим причинам вполне возможно возникновение ошибок в информационных базах, и бездействие страхователя попросту приведет к ненужным затратам.

и в Памятке Минфина для страхователей, определяет главные характеристики КБМ:

  • сведения о страховом случае, по которому произвели возмещение,
  • время совершения возмещения совпадает со сроком действия прошлого договора ОСАГО,
  • данные о выплате по страховке зафиксированы в АИС ОСАГО, которую курирует РСА.

При соблюдении все трех условий опыт водителя влияет на цену страхового полиса.

Где указывается в полисе

Законодательством не регламентировано фиксация КБМ в полисе ОСАГО. Типовая форма полиса, утвержденная Правительством, не содержит дополнительных полей для КБМ даже в разделе 3, где перечисляются лица, допущенные к вождению ТС.

Отсутствие КБМ в полисе вполне логично – иначе бы пришлось переписывать все коэффициенты, влияющие на расчет страховой премии. Некоторые страховые компании прописывают КБМ для всех водителей, ставя его в скобках после указания данных на лицо.

Первоначально заполняя заявление о заключении договора ОСАГО, страхователь вписывает все присвоенные в прошлые года коэффициенты в разделе 7. Этого достаточно для сверки с данными РСА.

Некоторые страховые компании все же предпочитают принцип гласности КБМ. И вписывают его либо напротив каждого водителя в раздел 3 полиса, либо в раздел 8 — «особые отметки».

От чего зависит

КБМ – коэффициент бонус-малус – понятие с буквальным переводом с латинского «хороший – плохой», «много – мало». КБМ – это одновременно система поощрения и наказания.

Если водитель управляет машиной аккуратно, не попадает в аварии, не причиняет материальный вред другим лицам – он экономит деньги страховой компании, потому что ей не приходится производить страховые выплаты. Соответственно его примерное правовое поведение надо поощрить, предоставив льготу (скидку, бонус) на оплату следующей страховки по программе ОСАГО.

Если же поведение водителя на дороге недобросовестное, противоправное, безразличное к жизни, здоровью и имуществу остальных участников дорожного движения – компания выполняет дополнительную работу и несет расходы на страховые возмещения по аварийным случаям. Цена страховки на следующий год возрастает соразмерно рискам выплат независимо от компании страховщика. Эта функция КБМ – карательно -воспитательная (малус).

На коэффициент кроме количества страховых выплат влияют:

  • Срок договора ОСАГО по закону КБМ рассчитывается только для договоров, заключенных на 1 год,
  • Число водителей, допущенных к вождению ТС. Договор ОСАГО с ограничениями означает, что машиной может управлять любой водитель из списка. Поэтому для расчета максимальный КБМ.

Таблица

Для корректного пользования таблицей КБМ необходимо знать:

  • количество страховых случаев с выплатами, в период действия предыдущего договора. При этом все выплаты по одному случаю суммируются.
  • класс, который был определен на начало предыдущего договора.

Применение КБМ

КБМ имеет привязку к водителю, а не к машине. Каждый последующий КБМ устанавливается на основании сведений о страховой истории водителя, взятых из документов либо из АИС ОСАГО.

При досрочном расторжении ОСАГО и заключении нового применяется КБМ, рассчитанный по прекращенному договору.

Расчет КБМ зависит так же от формы договора ОСАГО.

При ограниченном перечне водителей в полисе, КБМ прописывается (в договоре) для каждого из них. Но для формулы расчета страховой премии берется наихудший (наибольший) коэффициент. Если информация о классах вождения водителей неизвестна, то автоматически присваивается КБМ, равный 1.

Пример

В январе 2015 в полис вписывается 3 водителя. У двоих срок безаварийной езды 3 года. КБМ третьего на конец 2013 года – 0,95, а в 2014 зафиксировано 3 страховых случая с выплатой. Для расчета цены ОСАГО будет использован КБМ последнего водителя равный в 2015 — 1,55.

Если старый договор не ограничивал круг водителей, а новый да, то при условии, что

  • в прошлый период выплаты не производились,
  • страхователь – собственник,
  • страховая компания должна применить пониженный КБМ.

Если управлять автомобилем могут водители, круг которых неизвестен и не ограничен на момент заключения договора, то класс присваивается только владельцу ТС. Соответственно вся история выплат по страховым случаям «ложится» в полной мере на него. Выплаты по нарушениям других водителей испортят КБМ собственника на следующий год.

При заключении неограниченного ОСАГО КБМ присваивается по последнему договору. Если данных в АИС нет, то КБМ рассчитывается по классу 3 и равен – 1.

В случае если старый договор ограниченный, а новый нет, то КБМ присваивается по последнему классу страхователя ТС. Если класс выяснить невозможно, присваивается класс 3 и применяется полная тарификация по КБМ без скидок и надбавок равная 1.

Причина снижения КБМ

Важно

  1. Снижение КБМ – это применение льготных условий страхования, т.е. скидка по сравнению с прошлым периодом.
  2. Повышение КБМ – наоборот надбавка к последнему коэффициенту.

Сделать ОСАГО более выгодным можно в случаях:

  • Безаварийного вождения в течение года действия старого полиса. Скидка составит по 5 % за каждый год.
  • Заключения неограниченного договора, при котором у владельца ТС КБМ ниже, чем у водителя. Однако выгода ограничится только стоимостью полиса, данные в АИС ОСАГО.
  • Утери всей страховой истории ОСАГО, либо перерыве в вождении с 2011 года (с этого момента ведется централизованная фиксация в АИС ОСАГО), при условии КБМ выше 1.

Ситуаций, при которых при заключении нового договора страховщик может применить к водителю повышенный КБМ несколько:

  • При наличии страховых выплат по авариям за прошлый период,
  • При заключении договора на ограниченное число водителей, при этом пониженный КБМ – расчетный, т.е. применяется только при калькуляции цены полиса. Личный КМБ в этом случае не изменится.
  • При отсутствии данных в АИС ОСАГО о предыдущем классе водителя будет автоматом присвоен КБМ-1. Так что, если в предыдущий год КМБ был ниже и не было аварий, водитель потеряет скидку до 50% (при 12 классе).

Если КБМ неверный

С 2015 года упрощена процедура изменения КБМ в ОСАГО. Проверить страховую историю можно через сервисы на портале РСА. Если страхователь обнаружил, что расчетный КБМ неверен, то напрямую обращается в свою страховую компанию с заявлением об изменении коэффициента. Сотрудник проверяет сведения в системе и исправляет ошибку.

Стоит помнить, что РСА не обладает полномочиями по внесению данных в систему АИС ОСАГО, он только осуществляет техническую поддержку. Данные в системе актуальные: по закону страховщик обязан внести данные о заключении, продлении, изменении, прекращении и другие. Пропущенные данные так же вносятся, несмотря на давность. Утерянные не восстанавливаются.

Заявление на перерасчет

Заявление на перерасчет страховой премии подается непосредственно в страховую компанию (в офис продаж и копия с отметкой о принятии в головное отделение). Определенной формы нет, так что содержание свободное.

  • Необходимо отразить факт указания в полисе неверного КБМ,
  • приложить копию выписки из АИС ОСАГО с сайта РСА, где прописан верный КБМ.
  • Копию водительского удостоверения, СТС,
  • Указать паспортные данные и почтовый адрес.

Срок рассмотрения – 30 дней по закону о рассмотрении обращений. Если страховая отказывается пересчитывать премию и вносить изменение КБМ, следует обратиться в Центробанк.

Сколько действует КБМ

Установленный коэффициент бонус- малус действует

  • В течение срока действия договора ОСАГО, по которому присвоен очередной класс водителю,
  • При достижении 13 класса и условии безаварийной езды в дальнейшем – бессрочно.

Коэффициент бонус-малус — единственная возможность водителя правомерным поведением повлиять на стоимость ОСАГО. Возможно, в 2017 году по предложению РСА законодательная база и подзаконные акты изменятся в сторону улучшения для владельцев транспортных средств. Пока же этого не произошло, не нарушайте правила и отслеживайте свою страховую история через сервис АИС ОСАГО.

Применяют с момента введения ОСАГО. Изначально информацию о водителях аккумулировали страховые компании - и при расчете стоимости очередного полиса руководствовались своими же данными. Если страхователь не менял компанию, скидка за безаварийную езду каждый год увеличивалась. При смене компании страхователю приходилось брать справку о безубыточности по прежнему договору - иначе скидки не видать. Правда, этого почти никто не делал, поскольку в ту пору полис ОСАГО обходился недорого, а скидки были копеечные.

В 2013 году РСА запустил специальную информационную систему (АИС РСА), в которой стала накапливаться вся переданная страховщиками информация о страхователях, в том числе о произведенных выплатах. И обязал страховые компании с июля 2014 года при оформлении ОСАГО использовать только эти данные. Получилось так, что у многих водителей скидки за безаварийную езду пропали, и вот почему.

Как это работает

Когда действие полиса заканчивается, водителю (если количество допущенных к управлению ограничено) или собственнику (если полис без ограничений) присваивается определенный класс, в котором отражается, насколько аккуратно человек ездит. Каждому классу (всего их пятнадцать) соответствует свой КБМ. Чем выше класс, тем меньше страхователь заплатит за страховку (см. таблицу).

Существующая система откровенно грабительская. За каждый безаварийный год страховщики даруют нам лишь 5% скидки. Максимальная - 50%. Но для этого нужно одиннадцать лет не попадать по своей вине в аварии. Стоит хоть раз оступиться, и цена полиса ОСАГО на следующий год сильно вырастет. К примеру, вы пять лет проездили без аварий, а на шестой год стукнули другой автомобиль. Значит, при оформлении следующего полиса вместо скидки 30% (КБМ 0,7; класс 9) вы получите лишь 10% (КБМ 0,9; класс 5). А если по вашей вине случилось больше трех аварий, КБМ и вовсе будет 2,45. Если не страховали автогражданскую ответственность больше года, скидка аннулируется - КБМ становится равным единице.

Впишете в полис водителя с плохой историей - и стоимость ОСАГО будут рассчитывать с учетом именно его КБМ (то есть худшего). Повод задуматься, кого пускать за руль своего автомобиля. Если полис ОСАГО - без ограничения количества лиц, допускаемых к управлению, КБМ привязывается к собственнику. При заключении такого договора никаких вычетов не положено (КБМ равен единице), а рост скидок начнется только со следующего года при условии страхования того же автомобиля.

Даже в теории подобная система скидок выгодна в первую очередь страховщикам и в меньшей степени - водителям. А на практике вдобавок КБМ у большинства неправильный - причем не в пользу водителя.

Исправляем ошибки

Страховщики хотят побольше заработать, и вот как им это удается. К примеру, поменяли вы паспорт или права. Страховая компания вносит информацию в базу по новым документам и предлагает купить страховку… с КБМ, равным единице - как для новичка. Формально не придерешься, ведь данные о водителе в АИС РСА идентифицируются по нескольким критериям: ФИО, данные водительского удостоверения и паспорта. Добросовестный страховщик должен спросить у вас о замене документов, чтобы привязать вас к прежним данным, сохранив КБМ. Но кто откажется от лишних денег? И не отказываются, ссылаясь на плохую работу базы АИС РСА. Поэтому, поменяв документы, известите об этом свою страховую компанию. И обязательно проверьте, внесены ли новые данные и сохранился ли ваш коэффициент за безаварийность.

Другой вариант: при заключении договора ОСАГО неправильно написали вашу фамилию или номер водительского удостоверения. Система вас не узнает - и вновь никакой скидки вам не дадут. При заключении договора внимательно проверяйте данные: увидели ошибку - пишите заявление страховщику о внесении изменений. Не видать вам правильного КБМ и в том случае, если страховщик неверно внёс ваши данные в базу АИС РСА. Проверить КБМ несложно: вбейте на сайте РСА свои ФИО, дату рождения и номер водительского удостоверения.

Иногда страховщик, ссылаясь на неработающую систему, присваивает страхователю начальный КБМ, хотя никаких выплат по вине этого водителя не производилось много лет. Тут придется помучиться. Если ошибка в определении класса водителя сделана до введения АИС РСА, нужно в каждой страховой компании, где вы заключали предыдущие договоры, получить справку о без- аварийности, после чего написать заявление нынешнему страховщику о перерасчете цены полиса ОСАГО. Те, кому такие справки получить не удастся (страховая обанкротилась или данные не сохранились), не смогут восстановить справедливость. Если страховщик объявляет завышенный КБМ, а срок действия старого полиса ОСАГО на днях заканчивается - покупайте полис по предложенной цене, но требуйте от страховщика внести изменения. Если претензии обоснованны (к заявлению, например, можно приложить распечатку с сайта РСА), страховая компания обязана пересчитать стоимость страховки и вернуть переплату.

Виновных наказать!

Как нам пояснили в РСА, страховщиков за каждую ошибку наказывают. Но боюсь, что наказание чисто формальное. Иначе почему до сих пор схема работает в одни ворота? Почти два года систему обкатывают на страхователях и оплачивают ее отладку из наших с вами карманов - и пока безрезультатно. Мой коллега, например, добился положенной ему максимальной скидки по КБМ, но при заключении следующего договора выяснилось, что КБМ опять вырос, потому что другая страховая внесла в базу новые изменения. И что - опять всё по новой? Сколько будет продолжаться эта неразбериха?

За те деньги, которые уже переплатили и продолжают переплачивать (по разным причинам) автолюбители за ОСАГО, можно в кратчайшие сроки привести систему в нормальное рабочее состояние. Естественно, страховщикам это невыгодно. И вовсе не естественно, что РСА ведет себя столь пассивно. Видать, в Союзе автостраховщиков забыли, чьи интересы они призваны защищать.

Не все водители, столкнувшиеся с неверным расчетом стоимости страховки ОСАГО из-за неправильного применения коэффициентов, знают как делать возврат КБМ. В интернете сейчас много предложений об исправлении КБМ за деньги, но это можно сделать бесплатно в короткий срок и абсолютно законным путем. Как восстановить КБМ по ОСАГО бесплатно? Из-за чего страховщики применяют неверные значения КБМ? Как исправить класс и КБМ, если страховая компания отказывается это делать?

Причины появления ошибок

Цена на страховку гражданской ответственности владельца машины рассчитывается с помощью КБМ и других показателей. В зависимости от того, были ли у водителя случаи ДТП за предыдущий период страхования, КБМ может как предоставить скидку на полис, так и стать причиной необходимости доплаты за него. По ряду причин страховые компании могут неправильно рассчитать КБМ и требовать неверную сумму страхового взноса по ОСАГО. Все эти ситуации решаются довольно просто, так как вернуть КБМ может и сама страховая компания, и РСА, и Центробанк после написания жалобы или соответствующего заявления. К самым распространенным ошибкам относятся следующие:

  • Ошибка при вводе информации в автоматизированную единую информационную систему. Согласно Правилам ОСАГО страховая компания должна за 5 дней внести сведения о страхователе и новом страховом договоре в АИС РСА. Поскольку эту процедуру выполняют сотрудники страховщика в ручном режиме, возможны сбои и неточности при введении информации;
  • Невыполнение страхователем обязательства по уведомлению страховщика об изменении личных данных, в том числе о смене водительских прав. В базе РСА не найдут сведений, соответствующих новым документам владельца машины, и КБМ будет присвоен как новичку. Чтобы не столкнуться с такой ситуацией, необходимо либо во время действия полиса, либо при оформлении нового сообщить об изменениях страховой компании;
  • Банкротство страховой компании. В таком случае, страховщик не сможет или не успеет внести новые сведения о договоре и в базе РСА останутся старые сведения, дополнительная скидка начислена не будет.

В ряде случаев восстановление КБМ невозможно, поскольку изменение коэффициента осуществляется на законных основаниях. Первый случай - это перерыв в страховании. По законодательству скидка по ОСАГО сохраняется при беспрерывном страховании, то есть когда один договор ОСАГО заканчивает свое действие и сразу же заключается следующий. Если перерыв составляет больше одного года, то КБМ обнуляется и водителю присваивается 3 класс и коэффициент, равный 1. Такие же правила действуют в отношении неограниченной страховки. КБМ применяется не в отношении конкретного водителя, а в отношении транспортного средства, которое водитель с хорошим коэффициентом страхует впервые - будет применен базовый КБМ, равный 1.

Как бесплатно восстановить КБМ?

Если владелец машины при оформлении полиса «автогражданки» обнаружил, что его бонус-малус определен неверно, он может исправить КБМ несколькими путями. самый простой способ - подача заявления с соответствующей просьбой и данными владельца автомобиля в страховую компанию. Если страховщик откажется от выполнения процедуры или по другой причине не сможет восстановить верный коэффициент, страхователь может сделать это через сайт РСА или ЦБ, воспользовавшись электронной приемной.

Через страховую компанию

Так как восстановить скидку по ОСАГО может только специалист, имеющий доступ к автоматизированной базе РСА, владельцу автомобиля необходимо направиться в страховую компанию. Чтобы уточнить КБМ через страховщика нужно составить заявление в простой форме. На сайтах некоторых страховщиков предусмотрена возможность оставить онлайн-обращение. Вот ссылки на формы для запросов:

Сотрудник страховщика проверит по АИС РСА действительный КБМ. Если коэффициент из базы не совпадет с тем, который применила страховая компания для расчета цены полиса ОСАГО, то страховщик применит для перерасчета новые данные. Запрос страхователя будет обработан в кратчайшие сроки - процедура не может занять более 30 дней. Такая услуга будет оказана бесплатно.

Через страхового брокера

Восстановить КБМ по базе РСА сможет и страховой брокер. Для этого он пользуется специальным сервисом, который дает доступ к базе РСА. Срок восстановления составляет несколько дней, но могут быть задержки из-за недоступности АИС. Стоимость одного восстановления может составлять до 500 рублей. Некоторые брокеры гарантируют возврат денег, если процедуру не удается завершить успешно. Такая ситуация может сложиться, если сервис восстановления КБМ даст сбой.

Через Центробанк

Если страховая компания не смогла восстановить скидку КБМ, а обращаться к страховому брокеру и тратить деньги не хочется, можно подать жалобу регулятору страхового рынка - ЦБ РФ. Для этого нужно воспользоваться официальным сайтом Центробанка и зайти в раздел «Интернет-приемная» и выбрать пункт «Подать жалобу». На новой странице сайта появится список тем (см. рисунок 1), среди которых нужно выбрать «Неверное применение КБМ».

Рисунок 1 - Подача жалобы в Центробанк через интернет-приемную

Далее откроется форма, которую владелец автомобиля должен заполнить. На странице с описанием вопроса необходимо указать страховую организацию, с которой связано обращение в ЦБ, написать суть претензий, выбрать регион, указать день, когда произошли описываемые обстоятельства и прикрепить документы, являющиеся доказательством правомерности жалобы. Также потребуется указать свои личные данные, в том числе ФИО, день рождения, СНИЛС. Затем система попросит проверить все внесенные сведения (см. рисунок 2). После проверки можно отправлять жалобу.

Рисунок 2 - Проверка информации из жалобы в ЦБ РФ

После отправки на указанную в обращении электронную почту придет копия жалобы заявителя. В зависимости от того, какой вариант получения ответа выбрал автовладелец, результат рассмотрения обращения придет в течение 30 дней либо по почте в письменном виде, либо на e-mail в электронном. Отправить жалобу можно заказным письмом с описью всех вложений - документов, подтверждающих, что восстановление скидки по ОСАГО является правомерным требованием.

Через официальный сайт РСА

Восстановить КБМ бесплатно онлайн с помощью РСА не получится, поскольку с 2015 года процедура осуществляется в измененном порядке. Для начала страхователю нужно обратиться к страховщику, и если тот не сможет решить проблему, то нужно обратиться в Союз автостраховщиков. Для этого можно отправить письменную жалобу по почтовому адресу или воспользоваться e-mail - [email protected].

К обращению нужно обязательно приложить документы - копии при первом способе обращения и сканы при втором. Без копий документов РСА жалобы рассматривать не будет. В жалобе на восстановление КБМ необходимо указать ФИО заявителя и водителя автомобиля, для которого неверно рассчитан КБМ, его день рождения и реквизиты водительских прав (если договор оформлен на неограниченное количество водителей, то только данные паспорта собственника транспортного средства). Результат рассмотрения обращения также будет известен в течение одного месяца.

Как восстановить КБМ при замене прав?

Скидка по КБМ является накопительной. То есть, скидка увеличивается на 5% за каждый год, в котором у водителя автомобиля не было аварий и выплат страховки. Значение КБМ фиксируется в полисе ОСАГО и в базе данных РСА на основании ряда документов, в том числе водительского удостоверения, подтверждающего стаж вождения. Именно из базы берут сведения новые страховщики, у которых ранее данный страхователь не оформлял полиса.

Восстановление КБМ может потребоваться в том случае, если владелец авто заменил свои водительские права, но не поставил в известность своего страховщика. Система при запросе не найдет КБМ водителя по старому номеру водительских прав, и следовательно, коэффициент обнулится. Чтобы такой ситуации не произошло, необходимо сразу после замены водительских прав сообщить это в страховую компанию. Тогда страховщик в течение 5 дней внесет изменения в единую базу и скидка по ОСАГО не потеряется.

Если о замене водительских прав сообщено не было и стоимость страховки была рассчитана с применением неверного коэффициента, то водитель может написать заявление на изменение КБМ прямо в офисе страховой компании или воспользоваться одним из тех способов, которые были перечислены выше: через брокера, через Центробанк или через Союз автостраховщиков.

Заявление на восстановление КБМ

Бланк заявления законодательно не установлен, поэтому его можно написать в простой форме (от руки или напечатать). На сайте РСА есть рекомендованный бланк , в случае необходимости можно воспользоваться им. Только в шапке заявления указать ту организацию, в которую направляется обращение. В шапке указывается ФИО, почтовый адрес и телефонный номер заявителя. В самом заявлении должны быть следующие данные:

  • Номер страхового дела;
  • Номер полиса ОСАГО;
  • Причина обращения - изменение КБМ;
  • Подпись.

Бланк РСА не предполагает указания списка прилагаемых документов, но лучше его внести. К заявлению стоит приложить копии паспорта, документов о праве собственности на транспортное средство, полиса и договора ОСАГО, водительского удостоверения. Если в предыдущие периоды у страхователя были случаи ДТП, то стоит приложить копии протоколов ГИБДД и копии актов независимой экспертизы, если таковая проводилась. Результат рассмотрения запроса станет известен в течение месяца.

Заключение

Перед тем, как изменить КБМ, необходимо узнать причину применения неправильного коэффициента при расчете цены на страховку. Установленная процедура восстановления предполагает, что сначала автовладелец должен обратиться с заявлением в страховую компанию. Если она не сможет решить проблему, тогда стоит писать жалобу в другие инстанции. Каждый водитель должен понимать, что если КБМ был изменен на законных основаниях, то ни одна жалоба не позволит вернуть скидку обратно.

Восстановить КБМ через ЦБ РФ бесплатно. 4 способа восстановления КБМ для возврата скидки по ОСАГО. Решение вопроса через страховую и ЦБ РФ. Возможные проблемы при сборе информации и расчете.

Практически любой автолюбитель при оформлении полиса ОСАГО может столкнуться с тем, что страховщик не станет учитывать его безаварийный стаж, оперируя потерей данных или отсутствием реальных сведений, которые бы хоть как-то повлияли на конечную стоимость. В этом случае необходимо знать, как восстановить КБМ в базе РСА, чтобы убедить страховую в предоставлении более лояльных условий как для владельца авто, так и для людей, вписанных в полис. Сегодня мы рассмотрим этот вопрос наиболее подробно, постараемся озвучить способы законного давления на страховую компанию и в целом предупредить водителей о возможных трудностях.

(кликните, чтобы открыть)

Что из себя представляет КБМ

К оэффициент Бонус-Малус или простонародий КБМ был введен в нашей стране еще 14 лет назад, тогда это нововведение казалось значительно оптимизирует не только цены на тарифы по ОСАГО, но и в целом заставит водителей соблюдать правила и не рисковать на дороге.

Цель внедрения данного показателя заключалась в поощрении тех водителей, которые за все время вождения или в достаточно длительный период времени не пользовались услугами страховой компании по назначению, т.е не попадали в ДТП в качестве виновников.

Исходная скидка получалась в итоге после перемножения базовой стоимость полиса и специально рассчитанного показателя безаварийности. Данное значение бралось с учетом всех лет, за которые водитель не попадал в ДТП как виновник. Если все таки авария случалась, то все накопленные балы автоматически сгорали.

Самое интересное тут то, что условия учета идут также и в обратную сторону и водители, которые в силу своих особенностей неаккуратны на дороге и постоянно становятся «организаторами» ДТП, в итоге в следующем году будут платить значительно выше, чем лица только что получившие права или же значительный период времени не попадавшие в подобные ситуации.

Интересно

Примерно до 2012 года в России не было единой системы учета показателя КБМ.

Водитель мог прийти в страховую компанию А и получить там скидку 10 рублей, а потом перейти через дорогу к другому страховщику Б и рассчитывать на 30 рублей. Это шло на руку большинству водителей, которые таким образом постоянно меняли фирму и тем самым «обнуляли» свои заслуги. На то время также пользовались успехом сторонние страховые агенты, которые завлекали автовладельцев со стажем и местами обеспечивали их 50% скидкой.

Однако после указанного периода, все компании были объединены в единую базу данных, которая теперь называется -Российский союз автостраховщиков (далее РСА). И теперь, чтобы узнать все данные на владельца, необходимо пару кликов мышки. Данная ситуация не сильно отразилась на водителях, которые являются аккуратными участниками движения, однако значительно сократило пути отхода для тех, кто постоянно попадает в передряги.

Процедура расчета

В ажно понимать, что КБМ рассчитывается не для автомобиля. Данный показатель навсегда закрепляется за водителем и при оформлении другой машины, скидка останется в любом случае.

При учете коэффициента отдельно взятого водителя берется изначальный «Класс страхователя». Данный показатель определяет изначальный показатель КБМ для того или иного лица. Если водитель новичок и впервые оформляет ОСАГО, то его показатель берется равным 1 или 100%. За каждый год без аварий из исходного значения будет вычитаться 5% или 0.05. Таким образом максимально возможный показатель скидки будет 50% или 0.5. Набрать его можно при безаварийном вождении в течении 10-ти летнего срока.

Пример

Пример расчета: допустим у водителя нет стажа вождения, тогда его показатель КБМ = 1. И если страховой полис стоит 2000 рублей, то столько он и отдаст в первое время. Спустя год, в случае если он не стал виновником ДТП, указанный выше коэффициент уже будет равняться 0.95, а заплатить придется уже 2000 — (2000 * 0.05) = 1900 рублей.

Такая же процедура, только в обратном порядке будет применяться для аварийных водителей. Рассчитать свой показатель КБМ Вы можете по таблице, представленной ниже.

Если в полисе несколько водителей

Страховые компании не запрещают водителям вписывать в полис ОСАГО несколько человек. Также при дополнительной оплате можно добавить возможность на неограниченное количество лиц для управления.

В данном случае важно знать то, что в этом случае берется наибольший показатель КБМ. Например, если вписано 2-е водителей: у первого скидка 30% (КБМ=0.7), у второго 50% (КБМ=0.5). Страховая в этом случае возьмет коэффициент первого и будет его учитывать при конечном расчете цены.

В случае если в течении отчетного года, один из указанных в полисе водителей станет причиной ДТП, то изменению подвергнется только его показатель, остальных автовладельцев это не затронет.

Когда страховщик не находит данных

Н а практике можно стать свидетелем таким случаев, когда не смотря на серьезный водительский стаж и чистую репутацию, показатель КБМ берется страховщиком слишком завышенным, порой даже на уровне единицы, что справедливо только для новичков. В этом случае необходимо искать причины возникновения данных ситуаций и в дальнейшем по ним наметить способы восстановления.

В зависимости от ситуации, наиболее распространенными на практике случаями ошибочных данных могут быть ситуации, когда:

  • Автовладелец не совсем верно рассчитал показатель КБМ. Как его получить мы сказали выше, главное точно знать период безаварийной езды.
  • Ошибки в базе РСА. Сама по себе система начала работу еще с 2012 года, однако до сих пор поступают сообщения о возникновении неточностей. Вся причина в том, что до того периода, у каждой страховой компании были свои данные, которые в ходе смешивания с показателями других фирм, в итоге могут давать сбои и выдавать ошибки или же не соответствующие действительности цифры.
  • Страховой агент попросту ошибся. Данный момент не стоит упускать и лучше попросить все перепроверить.

Указанные выше случаи в большинстве вариантов возникают на практике. Рассмотрим ниже наиболее редкие примеры.

Обнуление показателя при неограниченном полисе ОСАГО

В данном случае важно знать, что показатель КБМ в случаях если страховой полис оформляется на неограниченно количество водителей, может быть приравнен к 1. Такое происходит при смене автомобиля.
Видите ли, но по условиям начисления безаварийного процента, страховые полиса на неограниченное количество водителей, разрешают начисление КБМ только в тех случаях, когда владелец не менял авто.

Например, если водитель оформил ОСАГО на неограниченное количество лиц. В данном документе будут вписаны все данные о автомобиле и его владельце, начиная с инициалов и заканчивая VINом. Если в последующем периоде указанное выше лицо сменит автомобиль, то при оформлении полиса его коэффициент будет приравнен к 1, как если бы он впервые его оформил.

Если водитель вписан в страховку нескольких транспортных средств

Также популярны на практике такие моменты, когда у автовладельца в полис вписано другое лицо, у которого тоже имеется автомобиль.

Пример

Например если у отца и сына имеются автомобили. У первого КБМ=0.5, а у второго 0.95. При этом сын вписан в страховой полис отца. Тогда согласно закона, отцу при приобретении полиса можно рассчитывать только лишь на скидку в 5%, т. к. в документе в учет берется максимальное значение.

Данное правило появилось благодаря появлению РСА, через который все автовладельцы стали доступны для любой страховой компании. И если ранее можно было просто сменить страховщика, то сегодня данная процедура ничего не изменит, т.к о водители можно узнать по данным из соответствующей базы.

Редко встречающиеся ошибки

В ряде моментом имеется вероятность того, что автолюбителю не учитывают показатель безаварийности по причинам:

  1. Смены водительского удостоверения. Любые действия, отмечающиеся внесение новых данных в водительские права, должны сопровождаться последующим уведомлением страховой компании. По закону страховщик имеет полное право отказать водителю в получении средств при наступлении страхового случая, если тот не уведомил его об изменениях в документе. Прецедентов в данном случае предостаточно и в большинстве моментов суд попросту признает правоту за компанией, разрешив ей расторгнуть договор с владельце авто. Следовательно и скидки на полис в этом случае можно не ждать.
  2. Банкротство страховой фирмы. Законодательно не утверждены сроки по которым должны вносится данные в РСА о количестве страховых случаев того или иного водителя. Следовательно, если страховщик признан банкротом, то все накопленные данные КБМ будут аннулированы, если до закрытия фирмы, сотрудники не внесли туда новых данных о водителе.
  3. Если имеются ошибки при заполнении персональных данных. По ряду причин могут возникнуть инциденты некорректного заполнения фамилии, имени и любых других данных о водителе. Следовательно этот факт должен быть проконтролирован лично, чтобы в дальнейшем не возникло неприятных ситуаций.

Процедура восстановления коэффициента

Восстановить КБМ через ЦБ РФ бесплатно ? В ажно понимать, что вне зависимости от причин по которым страховщик не станет предоставлять скиду, водителю заблаговременно следует собрать все документы необходимые для подтверждения своих слов и непосредственного заявления прав на оплату полиса по той или иной скидке.

Для начал необходимо будет сделать электронные копии следующих документов:

  • Паспорта. Впоследствии будут запрошены данные первой страницы.
  • Водительских прав.
  • Старые и новые экземпляры страховых полюсов. Если старых документов нет на руках, то получить их можно, обратившись с заявлением в страховую компанию. По закону указанные документы должны быть предоставлены не позже 3-х дней.

После того, как у Вас на руках будут страховые полюса за предыдущие года, следует приступить к самостоятельному поиску ошибок по наиболее популярным способам, а именно:

  1. Сверке персональных данных полюсов предыдущих лет. Зачастую ошибка именно в неправильном заполнении одного из полюсов.
  2. Проверке коэффициента КБМ по стоимости внесенной оплаты. Если например в 2013 году Вы заплатили за полис 2000 рублей, в следующем 1900 р., а в 2015 г. опять отдали 2000 р., то ошибка скорее всего кроется в периоде между 14-м и 15 годом. Возможны ошибки при внесении данных об авто или владельце. Опять же надо быть уверенным, что за этот период Вы не были виновником ДТП.

Данные действия практически в 100% случаев помогут найти первопричину. После ее нахождения можно идти дальше и проводить восстановление по известным способам.

Способы возврата скидки

Е сли причина изначальной ошибки при расчёте скидки на страховой полис была напилена, то процедура восстановления будет крайне простой и не займет у водителя много сил и времени.

В настоящий момент времени большинство конфликтных ситуаций с страховыми компаниями, решаются путем давления на них через ЦБ РФ. У данного органа имеется строго отработанная система наказания, вплоть до изымания лицензии и наложения штрафов, а следовательно связываться с подобными делами не одна компания не захочет, опять же если по закону она в любом случае не права.

Рассмотрим 4 наиболее действенным метода, которые в большинстве случаев решают проблему восстановления КБМ в кротчайшие сроки.

Решение через страховую компанию

Любая страховая компания должна иметь предоставление своих услуг в интернете. Там же должны содержаться и способы обращения клиентов, по которым страховщики обязаны отвечать в любом случае. Кроме того жаловаться на те или иные моменты гражданин имеет право непосредственно в офис компании и отказать ему не имеют право.

Важно

На то есть постановление Центробанка от 1 декабря 2015 года о том, что любая компания, предоставляющая услуги страхования, обязана обслуживать обращения граждан.

Таким образом начинать процесс решения проблемы следует именно с обращения в свою страховую. В случае если ответа не последует, обращение попросту проигнорируют, то необходимо писать заявление в свободной форме на имя директора, указанной фирмы, где изложить всю суть накопившихся вопросов. В случае такого же результата, можно отправить письмо с уведомлением о получении на зарегистрированный адрес фирмы, проигнорировать такое обращение они не смогут. В ином случае у вас будут веские доказательства, по которым можно смело идти в суд.

Обращение в ЦБ РФ

После написания соответствующего заявления, у страховщика будет примерно месяц на ответ. В случае игнорирования, необходимо писать обращение через сайт Цетробанка. Для этого:

  1. Необходимо перейти по соответствующему адресу сайта и нажать пункт, отвечающий за подачу жалоб.
  2. В предоставленной форме стоит выбрать раздел обращений для ОСАГО, гле выбрать интересующий Вас вопрос. В нашем случае о неправильном применении коэффициента КБМ.
  3. После этого переходи к подаче жалобы и указывает свои контактные данные.

На рассмотрение жалобы может потребоваться до 10 дней, после этого по указанным контактам будет получен ответ.

Важно

Данный способ стоит использовать только в том случае, когда страховщик намеренно избегает общения и не хочет решать проблему.

У ЦБ есть действенные рычаги, по которым он в принудительной форме заставит страховую ответить по предъявленным недовольствам.

Обращение в РСА

Так как данные на предмет установления соответствующего коэффициента КБМ содержатся в РСА, то и вполне действенным способом, после первых 2-х озвученных выше, станет написание заявления, для рассмотрения данных водителя по базе данных.

Для этого стоит перейти на официальный сайт РСА и заполнить специальную страницу для обращений. Если для жалобы есть основания и данные вправду были, но страховщик их попросту утаил или не захотел учитывать, то соответствующая инстанция применить все меры воздействия на него.

Обращение в суд

Когда все вышеуказанные методы не подействуют, единственным вариантом будет обращение в судебные органы. Для этого необходимо собрать все имеющиеся у водителя данные на предмет:

  • Противозаконных действий.
  • Фактов обращений во все возможные инстанции.

Если оснований достаточно, то решением вопроса уже займется государство, которые со 100% вероятностью найдет способы давления на компанию предоставляющую полюс.

В заключение хотелось бы сказать, что прежде чем начинать вести войну со страховой, необходимо попытаться решить проблему мирным путем. Недавние показательные санкции ЦБ в отношении некоторых крупных фирм показали и публично принудили их действовать в отношении своих клиентов. Поэтому на данный момент времени, львиная доля не состыковок, решается в стенах самой СК.

Подпишитесь на свежие новости