Финансы. Налоги. Льготы. Налоговые вычеты. Госпошлина

Георгиевская церковь в старой ладоге. Значение фрески в интерьере храма

Роспись стен церкви Ризположения была выполнена в 1644 году по заказу патриарха Иосифа иконописцами Сидором Поспеевым, Иваном Борисовым и Семеном Абрамовым. Вся церковь была расписана ими менее чем за три месяца. Известно, что при создании нового живописного убранства храма мастера обычно руководствовались предыдущей, более древней системой его росписи. Некоторые свидетельства о периоде работы Назария Истомина над иконостасом в Ризположенской церкви указывают на существование в храме старых росписей, выполненных до 1605 года. Не исключено, что церковь была впервые расписана вскоре после строительства, и система росписей ее стен в основных чертах восходит к концу XV века.

Расположение росписей храма строго канонично. В куполе помещено изображение Христа Вседержителя , в верхнем ярусе барабана выполнены образы ветхозаветных пророков, в нижнем — евангелистов. Своды и примыкающие к ним люнеты украшают сцены евангельской истории Христа от Рождества до Вознесения и входящая в этот цикл Троица (часть композиции находится за иконостасом).

Западные столпы церкви заняты росписью с образами святых русских князей и московских митрополитов. На восточных столпах, скрытых иконостасом, над арками, соединяющими их с восточной стеной, и в самих арках размещены изображения отцов церкви.

Церковь Ризположения посвящена Богородичному празднику, поэтому программу большей части стенной росписи составили композиции на тему «похвалы Богородице», запечатленные в двух сюжетных циклах. Выполненные в технике фрески и проработанные темперой росписи располагаются на стенах в четыре яруса, из которых два верхних занимает цикл Жития Богоматери, повествующий о жизни Девы Марии, а два нижних иллюстрируют прославляющий Ее торжественный гимн — Великий Акафист.

В верхней части столпов, в арках и на сводах храма расположены медальоны с полуфигурами избранных святых, в основном — небесных покровителей семьи первого царя из дома Романовых — Михаила Федоровича, в царствование которого была выполнена роспись храма. В откосах окон помещены фигуры преподобных (святых монахов) и изображения небесных сил — херувимов и серафимов.

Программа росписи алтарной части храма повторяет иконографические схемы росписи Успенского собора с торжественной композицией Великого входа в конхе (верхней части) центральной апсиды и композицией Собора всех святых, занимающую в церкви Ризположения всю стену апсиды.

Отдельного внимания заслуживают крупные декоративные фрески нижнего яруса храма. Известно, что нижний ярус внутреннего убранства церквей неизбежно страдал от прикосновений одежд молящихся, что сказывалось на состоянии фресок. В Византии сложилась традиция облицовывать эти участки стен мрамором или занавешивать их тканями. Со временем настоящие ткани были заменены декоративными фресками. В церкви Ризположения нижний ярус стен храма украшен светлой орнаментальной росписью, имитирующей тканевый декор, которая носит название «полотенца ». Фрески действительно напоминают висящие полотенца-ширинки, украшенные искусной орнаментальной вышивкой; узор наподобие решетки встречается в настоящих византийских и итальянских тканях XV в.

Реставрационные работы, проведенные в 1950-х гг., раскрыли фресковую живопись 1644 г. от позднейших прописей и поновлений, в том числе выполненных в XIX веке масляной краской. Современное состояние росписей позволяет в полной мере оценить художественную манеру мастеров, ее создавших, несмотря на имеющиеся поздние вставки и даже утраты живописи (например, в верхней части западной стены, в композиции «Вход в Иерусалим»). Цветовой строй фресок был, скорее всего, задан светлыми, гармоничными красочными сочетаниями икон иконостаса, уже установленного в храме к моменту начала работ по его росписи. Особую легкость и праздничность атмосфере в церкви Ризположения придает обилие белых, голубых, зеленых и вишневых тонов в трактовке фигур, а также розовых, охристых и бирюзовых — в изображении архитектурных фонов. Небольшой размер храма и насыщенность иконографической программы определили размер фресковых композиций, напоминающих небольшие клейма икон. В то же время в их строгом ярусном ритме, монументальном размахе композиций праздничного цикла на сводах и в люнетах храма, торжественном величии фигур на столпах прослеживаются традиции монументальной живописи предшествующей эпохи — конца XVI в., еще сохранявшиеся в русском искусстве первой половины XVII столетия.

равославный храм, по учению отцов Церкви, не является просто зданием, предназначенным лишь для богослужебной цели. В православном храме все имеет свое глубокое символическое значение. Каждая часть храма отвечает потребностям богослужения и в то же время заключает в себе особый таинственный смысл, что наиболее полно раскрывается в монументальной живописи, имеющей своей целью наглядно выразить в духовных образах догматическое учение Церкви. Священные изображения, находящиеся на стенах храма (иконы, мозаики, фрески), таинственно содержат в себе присутствие того, кого они изображают, и это присутствие тем теснее, благодатнее и сильнее, чем более изображение (образ) соответствует церковному канону.

Роспись храмов

Храм есть символ вселенской Церкви, "корабль" в безбрежном житейском море. Храм служит символом горних, Небесных обителей и воплощением видимого мира. Алтарь символизирует Небесный мир, т.е. Церковь торжествующую, и святилище с Животворящей Господней трапезой. Средняя часть храма есть место видимого мира - Церковь воинствующая.

Каждая часть храма имеет свое определенное значение, сообразно с которым усвояется ей и символическое значение; это значение наглядным образом выражается в монументальной живописи. Размещение изображений в храме связано с символикой его архитектурных частей. Однако в этом случае канон священных изображений не представляет собой шаблона, по которому все храмы должны расписываться одинаково. Канон дает широкий выбор, как правило несколько священных сюжетов для одного и того же места в храме.

По глубокому смыслу православного вероучения Солнце правды, Свет истинный, Иисус Христос является тем духовным центром и вершиной, к которой стремится в Церкви все. Глава Церкви - Христос; Ему отводится в системе росписей высшая точка - купол. Господь царит над всем миром; Он объединяет Церковь земную и Небесную. Чаще всего Христос изображается в куполе в виде Пантократора (Вседержителя) с Евангелием ("Аз есмь свет миру" (Ин. 8,12)), с благословляющей десницей. Нередко Христа окружают Небесные силы - Ангелы и Архангелы.

В барабане купола традиционно пишутся пророки или апостолы. Им не случайно отведено это место. Одни предвозвестили Христа, другие, став Его учениками, распространили во все концы вселенной христианское учение. Также в барабане купола видим восемь Ангельских - Небесных чинов, призванных блюсти землю и народы. Архангелы обычно изображаются со знаками, выражающими особенности их небесного служения.

На парусах, поддерживающих купол и барабан, представлены евангелисты, распространившие евангельское учение. Храм символизирует корабль, движение которого определяют паруса. Как корабль движется ветром посредством парусов, так Церковь утверждена на четырех Евангелиях, распространенных во все концы вселенной.

Монументальная живопись в храме

Главное место в системе храмовых росписей занимают композиции алтарной апсиды. Роспись алтаря идейно связана с изображениями в куполе. Центральное место в апсиде занимает изображение Богоматери ("Знамение" или "Нерушимая Стена"), вокруг Которой изображаются Херувимы. Богородица предстает как Царица Небесная, Заступница за род человеческий. Эта композиция является важной догматической и идейной частью всей храмовой росписи. В древних храмах алтарные преграды возводились невысокими, и потому изображения были видимы из храма. Богородица всегда является всем нуждающимся первой заступницей перед Своим Сыном. Нередко по сторонам Богоматери изображаются Архангелы. В верхней части свода алтарной апсиды иногда помещают композицию "Уготованный Престол" ("Этимасию").

Ниже изображения Богоматери в алтарной апсиде находится композиция "Евхаристия", которая состоит из двух частей. С одной стороны Христос преподает апостолам Евхаристический Хлеб, с другой стороны - Евхаристическую Чашу. Ниже нее в алтаре располагаются образы святителей и учителей Церкви. Образы святителей и учителей Церкви в алтаре неслучайны. Они - прямые преемники апостолов, на их учении утверждается Церковь. Из числа святителей наиболее часто встречаются изображения свтт. Иоанна Златоуста, Василия Великого и Григория Двоеслова, папы Римского как составителей текстов Божественной Литургии. Святители преимущественно изображаются в полный рост и обращены своими взорами к горнему месту.

Система росписей алтаря имеет важное вероучительное и догматическое значение. Здесь представлено величественное изображение Богородицы, Заступницы за весь род человеческий. Композиция "Евхаристии" наглядно представляет и вместе с этим связывает воедино события в Сионской горнице и совершающуюся в храме Литургию. Лики святителей и учителей Церкви, находящиеся в нижней части алтарной росписи, говорят о преемстве святительского служения, воедино связывая прославленный лик святых и служащих в храме епископов и пресвитеров, продолжающих дело евангельского служения.

В древности в алтаре жертвенника не было. Он устраивался в особом помещении, в древнерусских храмах - в северном приделе, соединенном с алтарем небольшой дверью. Подобные приделы с двух сторон от алтаря к востоку повелевалось устраивать Апостольскими постановлениями: северный придел предназначался для предложения (жертвенника), южный - для сосудохранилища (ризницы). Позднее для удобства жертвенник был перенесен в алтарь, а в приделах чаще всего стали устраиваться храмы, то есть ставили и освящали престолы в честь священных событий и святых. В архитектуре, если мы говорим о росписи в жертвеннике, имеется в виду - роспись в той части алтаря, где стоит жертвенник. Роспись диаконника - роспись той части алтаря или того места в храме, где находится ризница.

Каноны росписей боковых частей алтаря - жертвенника и диаконника - отличаются меньшей устойчивостью, их варианты отражают конкретное назначение данного храма. Наиболее часто в жертвеннике помещается изображение Богоматери и композиции из Новозаветной Истории, связанные с Рождеством Христовым, что напрямую связано с литургическим действием проскомидии. В диаконнике - образы святых архидиаконов или композиции из Новозаветной Истории, но часто здесь бывают и композиции из жития св. Иоанна Предтечи.

Средняя часть храма символизирует, прежде всего, горний, Ангельский мир, область Небесного бытия, где пребывают все праведники, но она же изображает и область земного бытия. Как нерасторжимы Церковь земная и Небесная, так нерасторжимо и все учение Церкви. Небесная Церковь связана с земной подвигом мучеников, исповедников, святителей, преподобных. Мученики - опора Церкви, и потому они всегда пишутся на столпах. Часто образы мучеников размещаются и на стенах центральной части храма.

Все стены центральной части храма имеют свои сложившиеся каноны росписей. Наиболее часто росписи храма показывают события из Священной Истории Ветхого и Нового Завета. Композиции размещаются в верхней части основного пространства в определенных рядах (от трех до пяти) и несут важный догматический и учительный характер. Это: "Праздники" (Рождество, Крещение, Благовещение и др.), композиции из жития Богоматери, святых и др. Если храм посвящен Богоматери, то большинство росписей изображают житие Пресвятой Богородицы.

Особое место в росписях храма занимает западная его часть, где часто встречается картина "Страшного Суда". Восток - Горний мир - противопоставляется миру греха и соблазна. Композиции западной части зачастую очень повествовательны и образны.

Украшаются росписями и мозаиками и входные ворота в храм (как изнутри, так и снаружи). Здесь часто изображается образ Богоматери как Покровительницы дома Божия. На откосах порталов видим Ангелов, стоящих на страже дома Господня.

Стенные росписи, как правило, не достигают пола. От пола до границы фресок (высотой в рост человека) идут панели, на которых нет священных изображений. С древнейших времен на этих панелях писали убрусы (полотенца), украшенные орнаментами, что придает особую торжественность стенным росписям, которые как великая святыня как бы преподносятся молящимся по древнему обычаю на украшенных полотенцах. Они же символизируют и чистоту храма, его незыблемость и вечность.

Общая система росписей наших храмов представляет собой разнообразную по масштабам и времени исполнения картину. В разное время происходили изменения в росписях, дополнялись или удалялись некоторые композиции, но в своей основе сюжет росписей и канон остались неизменными и по сей день. Все росписи, соединенные в единую догматическую систему, представляют собой важнейшую часть православного храма и находятся в неразрывной связи с архитектурой и литургическим действием. Они служат образным назиданием, своеобразным живописным Евангелием всего учения Церкви, помогая открыть каждому всю важность главнейшего события для людей - спасения.

Роспись храмов

Наша иконописная артель на протяжении многих лет занимается монументальной живописью в храмах и расценивает данную работу как основной вид деятельности местерской. Если вам нужна роспись в храме - обращайтесь к нам, и мы вам непременно поможем.



Древнерусская живописи играла в жизни общество очень важную и совсем иную роль, чем живопись современная и этой ролью был определен ее характер. Неотделима от самого предназначения древнерусской живописи и достигнутая ее высота. Русь приняла крещение от Византии и вместе с ним унаследовала, что задача живописи «воплотить слово», воплотить в образы христианское вероучение. Прежде всего это священное писание, затем многочисленные жития святых. Русские иконописцы разрешили эту задачу, создав невиданную ранее и никогда больше не повторявшуюся художественную систему, которая позволила необычайно полно и ярко воплотить христианскую веру в живописный образ. И поэтому во всех линиях и красках фресок мы видим красоту преимущественно смысловую-«Умозрение в красках». Все они полны размышления о смысле жизни о вечных ценностях и полны подлинно духовного смысла. Фрески волнуют, увлекают. Они обращены к человеку и только в ответном духовном труде возможно их постижение. С бесконечной глубиной передавали иконописцы соединение истинно человеческого и божественного в воплотившемся ради людей Сыне Божием, представляли свободной от греха человеческую природу его земной Матери. В нашем храме сохранились жемчужины древнерусской живописи. Остановимся на некоторых из них.

Грандиозен спасительный смысл Тайной вечери для всех, кто следовал и следует по пути Господнему.

Во время этой вечери Иисус Христос преподает ученикам свой Завет, предрекает свои страдания и скорую погибель, открывает искупительный смысл заключенной в них жертвы: в ней отдаст он плоть, изольет кровь и за них, и за многих во искупление грехов. Любовь друг к другу, любовь к людям, служение заповедал Иисус Христос ученикам на своей последней вечери. И как высшее проявление этой любви раскрыл им смысл своей скорой предназначенной смерти. Перед нами предстает полуовальный стол плоскостью развернутый на зрителя, и на нем чаша-знак свершившейся на ней трапезы. За столом по овальной стороне восседает, возглавляя ее благословляющий Учитель и отмеченные торжественным покоем, сидят его ученики. И эту гармонию не разрушает даже изображение Иуды. Глубина, с которой древнерусские художники раскрывали то светоносное спасительное начало, которое, согласно христианству действует в мире, глубина с которой могли они изобразить добро, позволяла им ясно и просто противопоставить ему зло, не наделяя его носителей чертами уродства и безобразия.

Замечательную свободу давала русским мастерам унаследованная древняя традиция. Стремясь передать, постичь столь важное для них содержание, художники не только сохраняли саму художественную систему в целом, но тщательно берегли все сделанное их предшественниками. И этот древний, используемый как незыблемая основа опыт позволял художникам легко и свободно идти дальше, обогащать образы новыми, невиданными ранее, тончайшими оттенками. Но может быть наиболее заметен результат развития собственно художественной системы в русской иконописи в том, как необычайно ясно дает она понять, что все изображаемое в ней столь велико и значительно, что предстает не свершившимся в какой-то момент времени, а живущим в вечной людской памяти. Об этом пребывании в вечности свидетельствуют на русских иконах и фресках и нимбы вокруг голов изображенных и окружающие их золотые, алые, серебряные фоны -символ негасимого вечного света. Об этом свидетельствуют и сами, выражающие небывалое духовное сосредоточение лики, не извне освещенные, а наполненные идущим изнутри светом. Это ощущение подтверждается и тем, что место действия не изображено, а как бы обозначено предельно емко и кратко, Чтобы добиться всего этого древнерусские мастера научились соединять воедино разделенные во времени движения и повороты людей, свободно использовать пропорции фигур, далекие от присущих им в обычной жизни, строить пространство по законам особой обратной перспективы.
Они добились виртуозного владения линией, оттачивали умение использовать яркие, чистые цвета и предельно точно гармонировать их оттенки. И что может быть всего важнее -подчинить гармонии все элементы, все изображение в целом. Те успехи, которых добились древнерусские мастера в разрешении задач, стоящих перед православной иконописью, безусловно рождались в напряженном духовном труде, в глубоком проникновении в христианское слово- и в тексты священного писания. Питала художников та общая духовная высота, которую знала средневековая Русь, давшая миру столь много знаменитых подвижников.

Словно изваянная, наполненная блистающим светом, непостижимая в своей совершенной красоте предстает Богородица. Величава ее стройная фигура. Но в лике с прекрасными печальными глазами и сомкнутым ртом молитвенное напряжение соединено с выражением почти мучительного сострадания к раскрывшейся бездне людского горя. И этим состраданием даруется надежда даже самым истерзанным душам. Прижимая к себе правой рукой младенца сына, она к нему же несет свою печаль, свое извечное заступничество за людей. И способным разрешить материнскую печаль, ответить на ее молитву изображен здесь младенец Сын: в его лике таинственно слились детская мягкость и глубокая неизреченная мудрость. И утверждая радостный смысл этого воплощения, делая зримой действенную силу молитвы Богородицы, младенец обеими широко распахнутыми руками будто благословляет весь этот мир.

Ангелы представлены на фресках посланниками Божиими, носителями ее воли и исполнителями ее на земле. Изображение их на фресках создает неповторимое чувство соприсутствия, небесного служения, возгревая в сердцах христиан чувства таинственной радости и близости к Горнему миру.

Но пожалуй самым непостижимым для людей является образ Троицы. Три ангела располагаются как бы полукругом. Ощущение их особой таинственной природы сразу же рождает их облик, так необыкновенно мягки, нежны и вместе с тем недоступны их окруженные нимбами лики. И, умножая ощущение таинственной сути ангелов, при взгляде на фреску возникает и постепенно укрепляется представление об их глубинном единении, о соединяющей их безмолвной, а потому чудесной беседе. Смысл этой беседы постепенно раскрывается в фреске, захватывает им, погружая в его глубину. Художественное совершенство фрески по-своему тоже таинственное, позволяет каждому находить в ней нечто свое, по-своему приобщаться к заключенной в ней гармонии.

Заключения специалистов о фресках и живописи в нашем храме

Относительно живописных росписей в интерьере храма Заключением Управления государственного контроля охраны и использования памятников истории и культуры установлено что: «Первоначально храм расписывался вскоре после постройки, но уже в 1813 году живопись подновлялась. Значительные работы по росписям проводились в середине и в конце ХIХ века. Констатировано наличие в храме росписей, выполненных на высоком профессиональном уровне и представляющих художест­венную ценность. Представление о достоинстве храмовой живописи подтвердили зондажные раскрытия, выполненные по заказу храма художником-реставратором В.Панкратовым, а также экспертное заключение кандидата искусствоведения, художника-реставратора С. Филатова. Настенная живопись каждого объема храма отражает эволюцию стиля церковных росписей на протяжении ХIХ века. Фрагменты наиболее ранней живописи, датируемые первой половиной ХIХ века, сохранились в Троицкой церкви, включающей в себя композицию «Ветхозаветная Троица «/Гостеприимство Авраама/, изображения Св. Елены и других мучениц, полотенца и разгранки в нижних частях, а также фрагменты орнамента на своде. Наиболее интересной представляется живопись трапезной Екатерининской церкви - композиция «Тайная вечеря» на западном склоне свода. Роспись выполнена маслом на золоченом фоне в палехской манере, имитирующей древнерусскую живопись. С ориентацией на «академическую манеру» росписи по образцам храма Христа Спасителя выполнена наиболее поздняя живопись в алтаре церкви св. Ирины. Принимая во внимание художественные достоинства раскрываемой живописи, следует отметить, что значение росписи не ограничивается декоративно-художественной функцией, но заключает духовно-символическую программу в сюжетах и сценах священной истории, воплощая идею храма, как образа мироздания. Проведенные раскрытия подтвердили то, что в храме сохра­нился живописный ансамбль, который должен быть восстановлен.». Предположительно авторство части живописи храма может принадлежать В.М. Васнецову и М. В. Нестерову.

Внутреннее убранство православных храмов, сложившееся в искусстве Византийской империи, получило свою стройную систему, поэтому роспись православных храмов осуществляется в соответствии с христианским каноном. Тем не менее каждый храм может быть расписан уникально, исходя из его архитектурных частей. Каждая часть дома Господня имеет свое символическое значение, которое и определяет тему изображаемого библейского сюжета. Для одного и того же места предполагается несколько священных сцен.

Роспись купола храма

В самой высокой точке храма – куполе, изображается Христос, как Глава Церкви и связующее звено между земной и Небесной Церковью. Чаще всего Христос изображается в куполе в виде Пантократора (Вседержителя) с Евангелием, с благословляющей десницей. Ближайшие последователи Иисуса, пророки и апостолы, пишутся в барабане наравне с восьмью Ангельскими чинами, стоящими на страже земли и людей. Паруса храма предназначены для евангелистов, распространивших учение Христа. Они движутся из пристани-Храма во все концы вселенной.

Роспись алтаря

Центральное место в апсиде занимает изображение Богоматери «Знамение» или «Нерушимая стена». В данном сюжете она выступает в роли заступницей за род человеческий.

Ниже этой композиции в алтаре изображается сюжет «Евхаристии», в котором Иисус передает Хлеб и Чашу апостолам для Причащения. Еще ниже в полный рост пишутся святители и учителя Церкви – преемники апостолов, на основании учения которых произошло утверждение Церкви.

Лики святителей символизируют преемственность святительского служения, а сцена «Евхаристии» связывает воедино события в Сионской горнице и совершающуюся в церкви литургию.

Роспись жертвенника и диаконника не имеет устойчивых канонов и воплощает назначение конкретного храма. Самые частые сюжеты на жертвеннике – изображение Богородицы, связанные с Рождеством Христовым. В диаконнике пишут образа святых архидиаконов или композиции из жития Святого Иоанна Предтечи.

Роспись основой части храма

В средней части храма находятся столпы или стены как символ опоры небесной церкви на дела людей. Поэтому на них всегда изображаются мученики в качестве образца святости христианского подвига.

Каноничность росписи центральной части предполагает создание сюжетов из Священной Истории Ветхого и Нового Завета: «Праздников», изображения жития Богоматери, святых и иные картины.

Восточная и западная часть храма противопоставляются друг другу. Если на западной стене изображен сюжет «Страшного суда», тогда восточная стена расписана изображением Горнего мира.

На восточной стене располагается иконостас, состоящий из нескольких рядов, упорядоченно размещенных , отделяющий алтарную часть православного храма от остального помещения.

Стенные фрески не достигают пола. От него их отделяют панели без изображения святых или христианских сюжетов. На этих панелях пишется убрус (полотенце), символизирующий чистоту и незыблемость и вечность. Он имитирует узорную ткань, над которой как величайшая ценность подносятся молящимся сцены христианского учения.

На входных воротах в храм зачастую изображают образ Богоматери. На откосах порталов присутствуют Ангелы, охраняющий Дом Господень.

Таким образом, в разное время происходили изменения в росписях, дополнялись или удалялись некоторые композиции, но в своей основе сюжеты росписей и канон остались неизменными и по сей день.

Роспись храма – это гармоничная и четкая система, которая складывалась на протяжении веков. Сложившейся её можно было назвать уже в VIII веке, каноны росписи утвердились в Византии при патриархе Фотии. В период средней Византии оформились основные принципы этой системы.

Во-первых, основное внимание уделено иерархичности расположения образов: центральной зоной всегда становится купольная часть.

Во-вторых, установился принцип причастия (евхаристии), центром которого является алтарный апсид.

В-третьих, сюжеты отражают принцип литургии, т.е. порядка ведения богослужения, взаимосвязи с календарными периодами. В-четвертых, важным является взаиморасположение сюжетов из Ветхого и Нового Заветов.

Расположение иконографических сюжетов в храме также не случайно: они четко распределены в соответствии со значением и смысловой нагрузкой в процессе богослужения. Четкий порядок позволяет создать единство и гармонию, четкую структурированность религиозного действа. При этом в каждом храме воссоздана своя неповторимая атмосфера, отражающая индивидуальность мастера. С примерами современной храмовой росписи, в которой ярко проявилась индивидуальность мастеров, можно познакомиться .

Средняя часть храма имеет зональность. Первая зона – это купола и верхний уровень сводов, включающий и конху апсиды. Вторая зона – это паруса и верхние части стен. Нижние части стен образуют третью зону. Первая зона – наиболее значима, здесь пишут лики Иисуса Христа, Богоматери, ангелов, а также сюжеты, в которых божественное начало проявляется на небесах, венчая все происходящее ниже. На куполе могут присутствовать изображения Христа Пантократора, Святого Духа, явившегося голубем, Крест, монограмма Агнца и Христа. Позднее стали изображаться образы Троицы Новозаветной, Господа Саваофа, Отечества. На периферийной части купола располагаются изображения апостолов, праотцев, пророков, а иногда и Богородицы, Иоанна Предтечи, Небесных Сил. Средняя зона храма повествует о жизни Иисуса Христа: по классическому циклу здесь упоминаются сюжеты Благовещения, Рождества, Сретения, Крещения, Преображения, Воскрешения Лазаря, Входа в Иерусалим, Распятия, Воскресения, Вознесения, Сошествия Святого Духа, Успения Богородицы. Эти сюжеты могут быть дополнены изображениями, напоминающими верующим о Страстях Христовых. Также нередко обозначается и история рождения Христа, его проповеди. По традиции расположение этих сюжетов также ориентировано по сторонам света. Следует отметить, что храм, посвященный определенному святому, будет чаще представлять имеющие к нему отношение сюжеты.

В нижней зоне, где обычно располагаются молящиеся, на стенах изображаются полотнища, которые словно связывают, подводят взоры вверх, к изображениям верхней части храма. Гармония и ощущение единства – все это достигается единой системой росписи, традиции которой не утрачены и по сей день.