Финансы. Налоги. Льготы. Налоговые вычеты. Госпошлина

Любовь — трудная душевная работа, её не каждый осилит. Любовь – трудная душевная работа, её не каждый осилит по Долининой(ЕГЭ Русский Язык) Н долина любовь трудная душевная работа

Проблема любви... Сочинение ЕГЭ по тексту Н.Г.Долининой

Данный текст был написан известным писателем и педагогом Натальей Григорьевной Долиной. Автор заостряет внимание читателей на проблеме любви. Наталья Долина в приведенном фрагменте размышляет над такими вопросами: когда рождается любовь, как растить её, чтобы она выжила?

Для того чтобы ответить на выдвинутые вопросы, писатель приводит в пример сказку «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери. В произведении король разрешал делать принцу то, что ему действительно хотелось и то, что было нужно для него. Мудрый правитель говорил о том, что с каждого нужно спрашивать по способностям и потребностям, он пояснял: «Власть должна быть разумной». Этим примером автор приоткрыла завесу тайн любви: не стоит требовать от человека то, что он не в силах дать. Ведь не может человек достать звезду с неба, какой бы близкой она не казалась с нашей точки зрения.

Кроме того, рассуждая о данной проблеме, Наталья Григорьевна Долина обращает наше внимание на то, что завоевать любовь - это лишь полдела, ведь очень сложно удержать ее. Автор приводит в пример непутевых жен, которые решив, что теперь владеют мужем, требуют от него «ничуть не меньше, чем знаменитая старуха требовала у золотой рыбки». Наталья Долина подчеркивает, что действительно важно в отношениях помнить о том, что никто никому ничего не должен, все-таки союз должен строиться на взаимном согласии. В тексте поясняется: мужчина не станет стоять у женщины под окнами, если она ему прикажет, а будет делать это только из-за сильной искренней любви к ней. Из вышесказанного мы можем сделать вывод о том, что принуждение ни к чему хорошему не приводит, и узы брака абсолютно не гарантируют того, что человек не сбежит при таком отношении.

В ходе размышлений автор находит ответ на поставленные вопросы: любовь начинается тогда, когда знаешь, что всё перетерпишь и выдержишь ради того, кого любишь; для сохранения отношений нельзя властвовать над человеком, а также не стоит требовать от него то, что он не в силах сделать. Также Наталья Долина приходит к выводу о том, что крепкий союз - это усиленная работа двоих партнеров.

Мне близка позиция автора по отношению к любви. Ведь любой человек хочет чувствовать себя самостоятельным и независимым, желает делать то, что ему действительно по душе. И уж точно никто не жаждет жить под чьей-то властью. Итак, прочитав данную статья, я серьезно задумалась над тем, что любовь - это трудная работа двоих партнеров, и очень важно не переходить грань личного пространства.

Текст Н. Г. Долининой: неполный

(1)Любовь - трудная душевная работа, её не каждый осилит. (2)Но каждый мечтает о ней, ищет её. (3)Чего мы ищем в любви? (4)Мы ищем в ней ухода от одиночества, душевной опоры. (5)Нам важно знать, что любящему человеку важно и дорого всё, что происходит с нами, всё, что касается нас. (6)И с другой стороны, этот человек нуждается в нас, в нашей заботе, помощи, в нашем понимании. (7)Друзья - даже самые близкие - могут только любить нас. (8)А мы ищем того, кто разделит нашу жизнь, с кем у нас будут общими не только радости, но и боли, и обиды…


Позиция автора, как это свойственно рассуждению, выражена достаточно определенно в тезисе, доводах и выводе. Автор считает, что относиться к искусству, особенно к музыке, как к развлечению, – это огромное заблуждение. Ведь музыка делает людей лучше, высекает огонь из их сердец, приносит утешение, пробуждает добрые чувства. Она, по мнению Кабалевского, могучее средство духовного обогащения.

С позицией автора нельзя не согласиться, так как существует множество подтверждений ее правомерности. В частности, многие художники слова тоже считают, что к искусству, в том числе к музыке, относиться как к развлечению нельзя.

Например, в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» главный герой относится к искусству как к развлечению. В театр он ездит не для духовного обогащения. Евгений Онегин – непостоянный обожатель очаровательных актрис, почетный гражданин кулис. Еще для него театр – возможность завести новые знакомства, посмотреть на дам, показать себя. То, что происходит на сцене, героя Пушкина интересует мало. Он приезжает в театр не к началу спектакля и уезжает, не дождавшись его окончания.

И Евгений Онегин в романе не одинок. Многие посещают театр, чтобы показать себя. Например, «обшикать Федру, Клеопатру, // Моину вызвать для того, // чтоб только слышали его».

Ф.М. Достоевский сказал: «Красота спасет мир!» Может быть, он имел в виду музыку.

7. Н.Г. Долинина. «Любовь – трудная душевная работа…»

(1)Любовь – трудная душевная работа, её не каждый осилит. (2)Но каждый мечтает о ней, ищет её. (3)Чего мы ищем в любви? (4)Мы ищем в ней ухода от одиночества, душевной опоры. (5)Нам важно знать, что любящему человеку важно и дорого всё, что происходит с нами, всё, что касается нас. (6)И с другой стороны, этот человек нуждается в нас, в нашей заботе, помощи, в нашем понимании. (7)Друзья – даже самые близкие – могут только любить нас. (8)А мы ищем того, кто разделит нашу жизнь, с кем у нас будут общими не только радости, но и боли, и обиды…

(9)Но когда рождается любовь, как растить её, чтобы она выжила? (10)Чем удержать себя, чем держать того, кого любишь, чтобы оставаться одной-единственной среди всех женщин, как роза Маленького принца осталась одной-единственной в саду, где было пять тысяч таких же роз?

(11)Много лет назад, когда я была ещё подростком, немолодая женщина открыла мне тайну: завоевать любовь нетрудно, трудно её удержать. (12)Тогда я не могла понять житейскую мудрость этого секрета: мне виделось что-то постыдное в слове «удержать». (13)Я ведь читала Пушкина: «Кто в силах удержать любовь?» и Блока: «О да, любовь вольна, как птица».

(14)А на самом-то деле есть, существуют тайны и законы любви, и Сент-Экзюпери был одним из тех, кто знает эти тайны.

(15)Когда Маленький принц только начал своё путешествие, он посетил планету, на которой жил старый король. (16)Увидев, что его гость устал и потому зевает, правитель не обиделся, а приказал ему зевать. (17)С каждого надо спрашивать то, что он может дать. (18)Власть должна быть разумной», – сказал король.

(19)В молодости мы не задумываемся о пределах нашей власти над любимым и любящим человеком и очень часто нарушаем мудрый закон старого короля: «власть должна быть разумной». (20)Молодые жёны, вчерашние девочки, ощутив на пальце кольцо – символ абсолютной власти, – вдруг начинают требовать от ошарашенных мужей ничуть не меньше, чем знаменитая старуха требовала у золотой рыбки.

(21)А в любви никто никому ничего не должен. (22)Главный и неоспоримый закон любви – её добровольность: я стою здесь, под твоими окнами, не потому, что ты мне приказала, а потому, что не могу иначе. (23)И с другой позиции: я варю тебе суп и глажу твои рубашки, потому что для меня радость служить тебе.

(24)Когда знаешь, что всё перетерпишь и выдержишь ради того, кого любишь, тогда и начинается любовь. (25)Когда знаешь, что твоя власть над ним терпелива, ты не станешь приказывать ему обернуться морской чайкой, ты будешь терпеливо приручать его, а он будет приручать тебя, пока вы не станете друг для друга единственными в целом свете.

(По Н.Г. Долининой)

Любовь! Эта тема одна из самых популярных в искусстве. О любви написаны стихи, рассказы, повести, романы, комедии и трагедии. Она везде: в музыке, в полотнах художников, в произведениях скульпторов. Казалось бы, о любви сказали всё. Тем не менее Н.Г. Долинина сочла нужным поговорить о ней в своей публицистической статье.

В целях привлечения внимания к указанной проблеме любви, доступности её решения автор прибегает к рассуждению с дедуктивным способом подачи мысли. Тезис о любви как трудной работе уточняется в вопросах второго абзаца и раскрывается в дальнейшем в четырёх доводах, соответствующим образом проиллюстрированных, и в заключении. В рассуждении Н.Г. Долинина исходит не только из жизненного опыта, но и ссылается на высказывания А.С. Пушкина и А.А. Блока, на содержание рассказа Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Пониманию комментируемой проблемы также способствует употребление в той или иной форме местоимения «мы» (предложение 1 – 8), придающее рассуждению характер всеобщности, и «ты» – своеобразное приглашение к совместным раздумьям.

Позиция автора, как это свойственно рассуждению, выражена достаточно определённо. Н.Г. Долинина считает, что любовь – это трудная душевная работа, а потому и не каждому по плечу. Завоевать любовь легче, по мнению автора статьи, чем её «удержать», что существуют законы любви, которые гласят, что власть должна быть разумной, что в любви никто никому не должен. Что любовь начинается с убеждения всё претерпеть во имя её, а любить – значит «стать друг для друга единственными в целом свете».

Например, стихотворение А. Блока «О доблестях, о подвигах, о славе…» как раз о том, что удержать любовь гораздо труднее, чем её завоевать. Любимая покинула лирического героя. Почему такое случилось? Автор об этом говорит так: «Твоё лицо в его простой оправе // Своей рукой убрал я со стола».

А.С. Пушкин тоже считает, что любовь и эгоизм несовместимы. В стихотворении «Я вас любил: любовь еще, быть может…» выражено удивительное по чистоте и подлинной человечности чувство. Даже неразделенная любовь лирического героя лишена всякого эгоизма. Он по-настоящему любит лирическую героиню, заботится о ней, не хочет тревожить и печалить ее своими признаниями, желает, чтобы любовь к ней ее будущего избранника была такой же искренней и нежной.

Таким образом, все хотят любить, мечтают о любви, поют о ней песни, но «иным открывается тайна».

8. К Паустовский. «Вдохновение – строгое рабочее состояние человека»

Вдохновение – строгое рабочее состояние человека. 2)Душевный подъём не выражается в театральной позе и приподнятости. 3) Так же, как пресловутые муки творчества.

4) Чайковский утверждал, что вдохновение – это состояние, когда человек работает во всю силу, как вол, а не кокетливо помахивает рукой.

5) Каждый человек, хотя бы несколько раз за свою жизнь, но пережил состояние вдохновения – душевного подъема, свежести, живого восприятия действительности, полноты мысли и сознания своей творческой силы.

6) Да, вдохновение – это строгое рабочее состояние, но у него есть своя поэтическая окраска, свой, я бы сказал, поэтический подтекст.

7) Вдохновение входит в нас, как сияющее летнее утро, только что сбросившее туманы тихой ночи, забрызганное росой, с зарослями влажной листвы. 8) Оно осторожно дышит нам в лицо своей целебной прохладой.

9) Вдохновение – как первая любовь, когда сердце громко стучит в предчувствии удивительных встреч, невообразимо прекрасных глаз, улыбок и недомолвок.

10) Тогда наш внутренний мир настроен тонко и верно, как некий волшебный инструмент, и отзывается на все, даже на самые скрытые, самые незаметные звуки жизни.

11) О вдохновении пишут много. 12) Тургенев называл вдохновение «приближением бога», озарением человека мыслью и чувством. 13) Толстой сказал о вдохновении, пожалуй, проще всех: «Вдохновение состоит в том, что вдруг открывается то, что можно сделать. 14) Чем ярче вдохновение, тем больше должно быть кропотливой работы для его исполнения». 15) Но как бы мы ни определяли вдохновение, мы знаем, что оно плодотворно и не должно исчезнуть бесследно, не одарив собою людей.

(По К.Г. Паустовскому)

Вдохновение! Действительно ли, что это и строгое рабочее состояние, и нечто подобное первой любви? Своё решение этого вопроса в предложенном для анализа тексте предлагает К. Паустовский.

В целях привлечения внимания к проблеме вдохновения, доступности её решения, придания тексту основательности автор прибегает к рассуждению с дедуктивным способом подачи мысли. Тезисы о вдохновении как строгом рабочем состоянии и его поэтичности Паустовский раскрывает посредством соответствующих доводов. Ссылки на мнения П.И. Чайковского, И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого делают позицию автора по исследуемой проблеме достаточно убедительной. В заключении Паустовский повторяет основную мысль в более расширенном и проблемном варианте, говоря уже о обязательной плодотворности вдохновения. Пониманию комментируемой проблемы также способствуют сравнения (предложения 7, 9, 10).

Позиция автора, как это свойственно рассуждению, выражена достаточно определённо в тезисах, доводах и заключении. К.Г. Паустовский считает, что вдохновение – это строгое рабочее состояние, выражающееся не в театральной позе и приподнятости. Это состояние, когда человек работает во всю силу, состояние свежести, душевного подъёма, сознание своей творческой силы. Но это и нечто подобное первой любви, дающее ощущение сияющего летнего утра. Но главное: вдохновение «плодотворно и не должно исчезнуть бесследно, не одарив собою людей».

Например, А.С. Пушкин высоко ценил именно поэтическое значение вдохновения в жизни творческого человека. Заканчивая шестую главу романа «Евгений Онегин», поэт говорит о вдохновении как о спасении от равнодушия, чёрствости, ожесточения:

А ты, младое вдохновенье,

Волнуй моё воображенье,

Дремоту сердца оживляй,

В мой угол чаще прилетай.

Не дай остыть душе поэта,

Ожесточиться, очерстветь…

Скромность А. Ахматовой не позволила говорить о собственном творчестве как о тяжёлой работе. В одном из стихотворений из цикла «Тайны ремесла», прибегая к самоиронии, она пишет:

Подумаешь, тоже работа, –

Беспечное это житьё:

Подслушать у музыки что-то

И выдать шутя за своё.

Но, без сомнения, надо обладать огромным трудолюбием таланта, чтобы «подслушать» это что-то в шуме жизни и оформить в виде поэтического текста.

Таким образом, вдохновение – это и награда за трудолюбие творческого человека.

9. Ю. Бондарев. « Можно ли без ощущения трагической утраты …»

1) Можно ли без ощущения трагической утраты представить современный мир, лишенный печатного знака?

2) На мой взгляд, эта утрата была бы более невосполнимой, чем исчезновение в нашей жизни электрического света, ибо потерян был бы важнейший механизм в передаче и научных знаний, и накопленных всеми эпохами чувств, а человеческий разум погрузился бы в пучину темноты и нравственного застоя. 3) Мир стал бы удручающе обеднен, прервались бы нити от одного человека к другому, и, надо полагать, наступило бы время невежества, подозрительности и отчуждения.

4) Подобно разговорному языку, книга в наши дни не только средство общения людей, не только проводник информации, но самое главное – это инструмент проникновения в окружающую действительность, взгляд человека на самого себя как на разумную частицу природы.

5) Вместе с тем книга – это и констатация вех истории, и одновременно верная память человечества. 6) Что знали бы мы о быте, нравах, умонастроении и характерах людей давно и не так давно ушедших эпох, если бы это прошлое не было сохранено в печатном знаке, способном волшебно восстановить биографию человечества во всех ее сложностях, поисках, заблуждениях, открытиях и попытках найти и утвердить смысл бытия? 7) Будущее рождается не только из непосредственного настоящего, оно рождается и из прошлого. 8) Ведь наше современное сознание и наше отношение к настоящему – это результат всего опыта миллионов живших до нас, предельно сжатая и трансформированная сумма их чувств.

9) Не будь возможности разумом и эмоциями пройти по дальним и ближним дорогам истории, мы оглядывались бы назад, будто в туман и пустоту, утратив начала, а стало быть, и концы, ибо ничего нет и не может быть без великих точек отсчета.

10) Книга – это безупречный хранитель духовных ценностей всех веков и всех народов. 11) Это негаснущий источник света, посланный еще из детства человечества к нам. 12) Это сигнал и предупреждение, боль и страдание, смех и радость, жизнеутверждение и надежда. 13) Это символ превосходства силы духовной над силой материальной, что является высшим достижением сознания.

14) Книга – это познание развития мысли, философских течений, национально-исторических условий общества, породивших на разных этапах веру в добро, разум, просветительство, свободу и справедливость.

15) Многое, неизмеримо многое может объяснить, открыть и подчинить наука, мыслящая категориями понятий, создающая вещи, системы и формулы, но по своей сути она все-таки не способна исследовать одно – чувства людей, творить образы людей во времени, что делает в силу предназначенной ей судьбы литература.

16) Они близки, наука и искусство. 17) Они познают даже близкие сферы – возможности человека в этом мире, и вместе с тем инструмент познания различен. 18) Конечно же, «Одиссею* Гомера, русскую одиссею Льва Толстого «Война и мир» или наши современные одиссеи «Тихий Дон» Михаила Шолохова, «Хождение по мукам» Алексея Толстого немыслимо заключить в формулу, подобно тому как это можно сделать в науке после открытия какого-либо закона Вселенной.

19) Искусство – это историческая энциклопедия человеческих ощущений, противоречивых страстей, желаний, взлетов и падений духа, самоотверженности и мужества, поражений и побед.

20) Человек, раскрывающий книгу, всматривается во вторую жизнь, как в глубинную сферу зеркала, ища собственного героя, ответы на собственные мысли, невольно примеряя, скажем, чужую судьбу и чужое мужество к личным чертам характера, сожалея, сомневаясь, досадуя, смеясь, плача, сочувствуя и соучаствуя – и здесь начинается воздействие книги. 21) Всё это и есть «заражение чувствами», по выражению Льва Толстого.

22) В судьбе почти каждого печатное слово сыграло неповторимую роль, и величайшего сожаления достоин тот, кто не был в плену серьезной книги. 23) Тем самым он оградил себя и укоротил дни своей жизни, отринув вторую действительность, второй опыт.

(По Ю. Бондареву)

Печатный знак! Книга! Какое место занимают они в жизни человечества вообще и в современном мире в частности? Своё решение этого вопроса предлагает Ю. Бондарев в предложенном тексте.

В целях привлечения внимания к проблеме роли печатного знака, книги, в жизни человечества, доступности её решения писатель прибегает к рассуждению с индуктивным способом подачи мысли. Содержание проблемного вопроса автор в дальнейшем раскрывает посредством доводов, в большинстве своём имеющих соответствующие пояснения, а также сравнивая художественную литературу с научной. Для усиления выразительности речи, выражения своего отношения к изображаемому автор прибегает к метафоре «в плену книги» и риторическому вопросу (6), объяснения одного явления с помощью другого – к сравнению (9, 20), фиксирования внимания на отдельных словах для усиления их роли – к анафоре (11 – 13, 16 – 17) и повторам (8, 10, 13, 15, 20), создания впечатления нарастания или ослабления – к градации (14,19, 20). Всё это важно для понимания комментируемой проблемы.

Позиция автора, как это свойственно рассуждению, выражена достаточно определённо в доводах и выводе. Ю. Бондарев убеждает, что утрата человечеством печатного слова была бы невосполнимой. Книга, по мнению писателя, это и средство общения людей, и проводник информации, и инструмент проникновения в окружающую действительность, и верная память человечества, и «хранитель духовных ценностей всех веков и всех народов», и познание развития мысли, философских течений, национально-исторических условий общества. «В судьбе почти каждого, делает вывод Ю. Бондарев, печатное слово сыграло неповторимую роль».


В предложенном для анализа тексте поднимается проблема истинной любви (1). Автор раскрывает данный вопрос, размышляя о природе любви (2). В своём повествовании о высоком чувстве Н.Долинина задается вопросом: "Как же удержать любовь?" и "Как стать такой же единственной, какой была роза для Маленького принца?"(3). Отсылка на повесть Антуана Сент-Экзюпери неслучайна, ведь именно в ней раскрывается тайна любви, которая состоит в том, что существуют границы власти, ведь как говорил герой книги- старый король: "Власть должна быть разумной"(4).

Проблема истинной любви также нашла свое отражение в художественной литературе(8).

В качестве первого аргумента приведу роман А.С.Пушкина "Капитанская дочка"(9). Главная героиня романа-Маша Миронова ради Петра Гринева отправляется к самой императрице за помощью для своего возлюбленного (10). Героиня совершила благородный поступок исключительно из-за своей сильной любви к герою и он, разумеется, не просил ее заступаться за него (11).

В качестве еще одного аргумента приведу психологический Роман Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание" (12). Любовь Сони Мармеладовой к Раскольникову заставила её не только помочь герою найти выход из сложившейся ситуации, но и даже поехать с ним на каторгу, чтобы быть рядом и поддерживать его (13). Соня Мармеладова безгранично любила Раскольникова и старалась сделать всё что было в её силах, несмотря на грубое обращение героя с героиней (14).

Таким образом, когда любовь искренняя, то любящему человеку не нужно приказывать что-либо сделать, ведь он сам старается делать всё возможное ради любимого (15).

Вариант 2

Что такое любовь? Важна ли любовь в жизни каждого человека? Эти и другие вопросы задаёт нам Наталья Григорьевна Долинина в своих книгах.

Автор поднимает вечную проблему: любовь в жизни человека. В небольшом по объему, но емком по содержанию тексте Долинина рассуждает о тайнах и законах любви. "Главный и неоспоримый закон любви – её добродетельность...", -вот один из законов любви по мнению автора. Также автор пишет о том, что любовь – трудная душевная работа. И не каждый человек осилит выполнить эту работу. "Завоевывать любовь не трудно, трудно её удержать."

Позиция автора однозначна и выражена довольно чётко. Автор утверждает, что в любви никто никому ничего не должен. Человек не должен пользоваться своей властью и отдавать указы тому, кого он любит. "...я варю тебе суп и глажу твои рубашки, потому что для меня радость служить тебе", – вот одна из основ любви.

Я полностью разделяю позицию автора. Действительно, любовь строится на доверии и добровольности. И важно, чтобы любимый человек был рядом не только когда тебе хорошо, но и когда тебе больно. Свою позицию я готова подтвердить аргументами из литературы. Во-первых, в произведении Проспера Мэриме "Кармен" затронута эта тема. Хозе влюбляется в Кармен. Кармен отвечает ему взаимностью, но через некоторое время она понимает, что разлюбила Хозе. Кармен уходит к Эскамильо. В один день Хозе встретился с Кармен и сказал ей, что убьет её, если она не возвратится снова к нему. Кармен отказывается возвращаться, аргументируя это тем, что её чувства к Хозе погасли раз и навсегда. Хозе не выдерживает и убивает Кармен. Во -вторых, Н. Лесков "Леди Макбет Мценского уезда". В ссылке, Катерина отдает Сереже свои тёплые чулки. Это была единственная тёплая вещь Катерины. Она не знает, что эти чулки Сергей отдаст другой женщине – своей любовнице. Катерина жертвует всем ради Сергея.

В заключении хочется сказать, что любовь – это не указы и власть. Любовь – самое прекрасное чувство на земле. Так давайте же оберегать это чувство от всего плохого.

Обновлено: 2017-03-05

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

(1)Любовь – трудная душевная работа, её не каждый осилит. (2)Но каждый мечтает о ней, ищет её. (3)Чего мы ищем в любви? (4)Мы ищем в ней ухода от одиночества, душевной опоры. (5)Нам важно знать, что любящему человеку важно и дорого всё, что происходит с нами, всё, что касается нас. (6)И с другой стороны, этот человек нуждается в нас, в нашей заботе, помощи, в нашем понимании. (7)Друзья – даже самые близкие – могут только любить нас. (8)А мы ищем того, кто разделит нашу жизнь, с кем у нас будут общими не только радости, но и боли, и обиды…

(9)Но когда рождается любовь, как растить её, чтобы она выжила? (10)Чем удержать себя, чем держать того, кого любишь, чтобы оставаться одной-единственной среди всех женщин, как роза Маленького принца осталась одной-единственной в саду, где было пять тысяч таких же роз?

(11)Много лет назад, когда я была ещё подростком, немолодая женщина открыла мне тайну: завоевать любовь нетрудно, трудно её удержать. (12)Тогда я не могла понять житейскую мудрость этого секрета: мне виделось что-то постыдное в слове «удержать». (13)Я ведь читала Пушкина: «Кто в силах удержать любовь?» и Блока: «О да, любовь вольна, как птица».

(14)А на самом-то деле есть, существуют тайны и законы любви, и Сент-Экзюпери был одним из тех, кто знает эти тайны.

(15)Когда Маленький принц только начал своё путешествие, он посетил планету, на которой жил старый король. (16)Увидев, что его гость устал и потому зевает, правитель не обиделся, а приказал ему зевать.

«(17)С каждого надо спрашивать то, что он может дать. (18)Власть должна быть разумной», – сказал король.

(19)В молодости мы не задумываемся о пределах нашей власти над любимым и любящим человеком и очень часто нарушаем мудрый закон старого короля: «власть должна быть разумной». (20)Молодые жёны, вчерашние девочки, ощутив на пальце кольцо – символ абсолютной власти, – вдруг начинают требовать от ошарашенных мужей ничуть не меньше, чем знаменитая старуха требовала у золотой рыбки.

(21)А в любви никто никому ничего не должен. (22)Главный и неоспоримый закон любви – её добровольность: я стою здесь, под твоими окнами, не потому, что ты мне приказала, а потому, что не могу иначе.

(23)И с другой позиции: я варю тебе суп и глажу твои рубашки, потому что для меня радость служить тебе.

(24)Когда знаешь, что всё перетерпишь и выдержишь ради того, кого любишь, тогда и начинается любовь. (25)Когда знаешь, что твоя власть над ним терпелива, ты не станешь приказывать ему обернуться морской чайкой, ты будешь терпеливо приручать его, а он будет приручать тебя, пока вы не станете друг для друга единственными в целом свете.

(По Н. Долининой*)

* Наталья Григорьевна Долинина (1928–1979) – филолог, педагог, писатель.

Информация о тексте

Проблемы

Позиция автора

1. Проблема поиска любви. (Почему каждый человек стремится обрести любовь?) Люди стремятся обрести любовь, чтобы уйти от одиночества и получить душевную опору, разделить с человеком свою жизнь: сделать общими не только радости, но и обиды, и огорчения.
2. Проблема отношения к любви. (Как нужно относиться к обретённой любви?) Обретённую любовь нужно сохранять, лелеять и бережно взращивать, а не разрушать, бездумно используя власть над любимым.
3. Проблема сущности любви. (Что такое любовь? Когда начинается любовь?) Любовь – это трудная душевная работа, которая не каждому под силу. Любовь начинается тогда, когда люди понимают, что всё выдержат и всё перетерпят ради любимых.
4. Проблема сохранения любви. (Нужно ли удерживать любовь? Как можно удержать любовь? Как можно использовать власть, которую люди обретают над теми, кто их любит?) В совете удерживать любовь заключается житейская мудрость. Чтобы удержать любовь, нужно разумно пользоваться той властью, которую человек имеет над тем, кто его любит, и не требовать от любящего невозможного, а постепенно приручать его и позволять ему приручать себя.
5. Проблема существования законов любви. (Существуют ли законы любви?) У любви есть свои законы, и главный и неоспоримый её закон – добровольность: люди делают для любимых что-то хорошее, потому что сами получают от этого радость, потому что они не могут жить иначе.

(1)Любовь – трудная душевная работа, её не каждый осилит. (2)Но каждый мечтает о ней, ищет её. (3)Чего мы ищем в любви? (4)Мы ищем в ней ухода от одиночества, душевной опоры. (5)Нам важно знать, что любящему человеку важно и дорого всё, что происходит с нами, всё, что касается нас. (6)И с другой стороны, этот человек нуждается в нас, в нашей заботе, помощи, в нашем понимании. (7)Друзья – даже самые близкие – могут только любить нас. (8)А мы ищем того, кто разделит нашу жизнь, с кем у нас будут общими не только радости, но и боли, и обиды…

(9)Но когда рождается любовь, как растить её, чтобы она выжила? (10)Чем удержать себя, чем держать того, кого любишь, чтобы оставаться одной-единственной среди всех женщин, как роза Маленького принца осталась одной-единственной в саду, где было пять тысяч таких же роз?

(11)Много лет назад, когда я была ещё подростком, немолодая женщина открыла мне тайну: завоевать любовь нетрудно, трудно её удержать. (12)Тогда я не могла понять житейскую мудрость этого секрета: мне виделось что-то постыдное в слове «удержать». (13)Я ведь читала Пушкина: «Кто в силах удержать любовь?» и Блока: «О да, любовь вольна, как птица».

(14)А на самом-то деле есть, существуют тайны и законы любви, и Сент-Экзюпери был одним из тех, кто знает эти тайны.

(15)Когда Маленький принц только начал своё путешествие, он посетил планету, на которой жил старый король. (16)Увидев, что его гость устал и потому зевает, правитель не обиделся, а приказал ему зевать. 
«(17)С каждого надо спрашивать то, что он может дать. (18)Власть должна быть разумной», – сказал король.

(19)В молодости мы не задумываемся о пределах нашей власти над любимым и любящим человеком и очень часто нарушаем мудрый закон старого короля: «власть должна быть разумной». (20)Молодые жёны, вчерашние девочки, ощутив на пальце кольцо – символ абсолютной власти, – вдруг начинают требовать от ошарашенных мужей ничуть не меньше, чем знаменитая старуха требовала у золотой рыбки.

(21)А в любви никто никому ничего не должен. (22)Главный и неоспоримый закон любви – её добровольность: я стою здесь, под твоими окнами, не потому, что ты мне приказала, а потому, что не могу иначе. 
(23)И с другой позиции: я варю тебе суп и глажу твои рубашки, потому что для меня радость служить тебе.

(24)Когда знаешь, что всё перетерпишь и выдержишь ради того, кого любишь, тогда и начинается любовь. (25)Когда знаешь, что твоя власть над ним терпелива, ты не станешь приказывать ему обернуться морской чайкой, ты будешь терпеливо приручать его, а он будет приручать тебя, пока вы не станете друг для друга единственными в целом свете.

(По Н. Долининой*)

* Наталья Григорьевна Долинина (1928–1979) – филолог, педагог, писатель.

Показать текст целиком

Наталья Григорьевна Долинина предлагает читателю подумать над проблемой злоупотребления властью в любви. Существует ли черта, за которой любовь и власть перестают быть неразлучными спутницами, и непомерные требования того, кто любим, способствуют угасанию прекрасного чувства в душе того, кто любит?

Рассуждая, автор говорит, что у любви есть свои тайны и законы, по которым она развивается. Поскольку любовь - это "трудная душевная работа", чтобы выполнять ее добросовестно и с удовольствием, стоит постичь эти законы. Тому, кого любят, следует начать с определения пределов своей власти над тем, кто любит, хоть эта власть и может сначала показаться безграничной. Автор предлагает обратиться к эпизоду из произведения "Маленький принц", в котором Сент-Экзюпери назвал основной закон власти: "С каждого надо спрашивать то, что он может дать". Коль скоро власть неразлучна с любовью, это правило должно учитываться людьми, которые любят друг друга и желают сохранить это чувство.

Наталья Григорьевна Долинина считает, что "в любви никто никому ничего не должен", любовь всегда добровольна, поэтому мудрый человек, имея возможность требовать у того, кто его любит, не станет требовать многого. Позиция автора кажется мне верной. Я думаю, как только требования превышают возможности, их выполнение становится мукой и насилием,

Критерии

  • 1 из 1 К1 Формулировка проблем исходного текста
  • 3 из 3 К2