Финансы. Налоги. Льготы. Налоговые вычеты. Госпошлина

Иудеи по возвращении из плена вавилонского. Возвращение иудеев из плена вавилонского и построение второго храма Сколько лет был плен вавилонский иудеев

Вавилонский плен, в котором оказались иудеи за свое отступничество от веры в истинного Бога, длился семьдесят лет. Такой срок был отпущен Господом еврейскому народу на покаяние и возвращение в истинную веру. Полные лишений, эти годы стали плодотворными для духовной жизни народа. Пошатнувшаяся вера иудеев окрепла, перенеся суровое испытание. Потеряв землю обетованную и лишившись свободы, еврейский народ понял, в чем причина этих несчастий. Раскаявшись в своих грехах, израильтяне обратились с верой и надеждой к Богу и вновь обрели то, что прежде утратили – землю своих отцов, благословенную Палестину.

Вавилон, это одно из могущественнейших царств древнего мира, в середине шестого века до Рождества Христова попало под владычество персидского царя Кира. В первый же год своего владычества царь Кир разрешил иудеям возвратиться из плена в свое отечество и восстановить в Иерусалиме разрушенный храм. Он вернул иудеям более пяти тысяч священных сосудов, которые были захвачены вавилонским царем Навуходоносором из разрушенного им иерусалимского храма.

Так исполнилось пророчество, высказанное за двести лет до этого пророком Исайей. Это знаменитое пророчество назвало царя Кира освободителем иудейского народа и восстановителем храма, разрушенного вавилонянами. Так языческий владыка стал выразителем воли Бога Вышнего. А воля эта заключалась в том, что истек срок пленения народа, ибо принесен достойный плод покаяния.

И вот около пятидесяти тысяч иудеев, малый остаток прежде многочисленного народа, двинулся на запад, где лежала их разоренная земля, где высились руины их городов. Первое, что сделали переселенцы – установили на развалинах иерусалимского храма жертвенник Богу Иегове и принесли Ему положенные по иудейскому закону жертвы. Израильтяне просили Господа благословения и помощи в предстоящих им трудных делах. И помощь Божия не оставила их. Несмотря на все трудности, на следующий же год новый храм был заложен, а через двадцать лет выстроен и освящен, после чего в нем совершилось первое богослужение.

Новый храм был не столь богат и великолепен, как первый храм, построенный в десятом веке до Рождества Христова царем Соломоном. Построенный по образцу первого, второй храм был на треть меньше прежнего святилища. Не столь ценные материалы были использованы в его отделке, ведь народ бедствовал и отказывал себе во всем необходимом. Но, несмотря на все тяготы этого времени, люди забывали о материальном и устремляли свои очи к небу, туда, где пребывал их Избавитель и Защитник.

В это трудное время восстановления земли обетованной, когда народу требовалась особая поддержка свыше, Господь воздвигал среди иудеев много пророков. Их пророчества укрепляли веру иудеев в том, что близки те времена, когда им и всему миру явится особая помощь Божия. Когда придет на землю Спаситель человечества.

Пророк Аггей, который жил в те времена, за несколько столетий до Рождества Христова, предсказал, что, несмотря на свою внешнюю скромность, второй храм прославится пуще прежнего. Ведь именно в него войдет ожидаемый всеми иудеями Божественный Спаситель мира, Господь Иисус Христос.

Тогда же, пророк Захария предсказал, что Христос въедет в Иерусалим на молодом осле. Это пророчество исполнилось в точности, когда за неделю до Своих крестных страданий и чудесного Воскресения Господь торжественно въехал на осле в город.

Пророк Малахия предсказал, что пришествию Спасителя на землю будет предшествовать явление Предтечи. Он будет послан Богом подготовить людей к принятию Спасителя. Призывая народ к покаянию, к очищению сердец, Предтеча поможет им узреть воплотившегося Бога. Ведь как сказано в Евангелии, только чистые сердцем могут увидеть и познать Бога. А, познав Его, люди смогут принять и спасение, уготованное им Богом.

Пророк Малахия был последним пророком в Иудее. После него четыреста с лишним лет не раздавалось пророческих слов среди еврейского народа. До того момента, пока не исполнилось возвещанное им, пока не явился среди иудеев Предтеча Господень, Святой Иоанн Креститель.

Ободренный этими пророчествами еврейский народ продолжал восстанавливать святой город Иерусалим, обустраивать и поднимать свою землю. Со временем в общее дело восстановления земли обетованной влилась вторая волна переселенцев из Вавилона.

Оставшиеся столетия до рождества Христова еврейский народ почти все время был под властью иноземных завоевателей, устанавливавших кто более мягкий, а кто и очень деспотичный режим правления. Оставалось совсем немного времени до того момента, когда на землю должен был прийти Тот, Кто принесет всем людям истинную свободу и спасение. Этим Спасителем будет возвещенный пророками Сын Божий - Господь Иисус Христос.

Плен В истории евреев упоминается 3 больших пленения: ассирийское, вавилонское и римское.

1. Ассирийский плен постиг десять колен израильских. Как более отдаленное от святыни Иеговы (храма), более подверженное нападению, влиянию окружающих языческих держав и управляемое целым рядом безбожных царей, – царство Израильское рано получило должное возмездие. Вскоре после того, как ассирийский царь Фул (около 770 г. до Р.Хр.) взял большую дань ( и дал.), пришел Феглаффеллассар (около 740 г. до Р.Хр.) и увел в плен народ из Неффалимскои земли, Галилеи, Галаада и других городов (, , ); наконец пришел Салманассар, покорил Самарию в 721 году и увел остаток десяти колен в Ассирию и Мидию ().

2. Вавилонский плен. После царствования набожного Езекии и после неудачного похода Сеннахирима, Иудейское царство быстро пришло в упадок. Идолослужение, испорченность нравов, нечестная политика привели народ к должному возмездию. Когда царь Иосия вмешался в борьбу между мировыми державами, представителями которых являлись Нехао и Навуходоносор и пал при Мегиддоне, то его страна подпала под власть Египта до битвы при Кархемисе (около 606 г. до Р.Хр.), в которой Навуходоносор остался победителем. После этого сражения начался семидесятилетний вавилонский плен (), который продолжался до 536 г. до Р.Хр. Одно переселение в Вавилон следовало за другим: первое было на третьем году царствования Иоакима (, и дал.), второе – на одиннадцатом году его царствования (), третье – во время царствования Иехонии ( и дал.), когда Иехония сам, вместе с 10.000 знати и тысячами воинов и ремесленников были отведены в Вавилон (Ср. ): четвертое последовало за падением Иерусалима в 588 г. до Р.Хр. (, , ), и пятое – через пять лет после четвертого (). Все сколько-нибудь годные люди были отведены в плен; «только несколько из бедного народа земли оставил начальник телохранителей в виноградниках и землепашцами» (). О положении евреев в плену мы мало знаем. Повидимому, с ними не поступали, как с узниками, а скорее, как с переселенцами, что усматривается из письма к ним Иеремии ( и дал.). В этом письме он советует им строить дома, разводить сады, вступать в брак и молиться о благосостоянии Вавилонской земли. Некоторые из переселенцев, например Даниил, даже занимали там высокие посты. В религиозном отношении им была предоставлена свобода, конечно, они могли собираться только для молитвы и чтения Слова Божия, так как жертвоприношений нельзя было совершать нигде, кроме Иерусалимского храма. При мысли о Сионе у них выступали на глазах слезы, что видно из . Однако, они не оставались без утешения и ободрения со стороны пророков, Иезекииля и Иеремии, которые выступали в то время среди них. Все же многие из них предавались разным порокам () и склонялись сердцем к речам ложных пророков ().

Вавилонский плен окончился через два года после падения Вавилона, в 538 г. до Р.Хр., когда Кир в 536 г. до Р.Хр. издал свое повеление (). Народ стал возвращаться на родину отдельными группами. Первое обратное переселение произошло сейчас же после разрешения, под предводительством Зоровавеля; вернувшихся было 42.360 человек, не считая рабов и рабынь ( и дал.); второе большое переселение состоялось позже, под предводительством Ездры ().

Вопрос о том, возвратились ли 10 колен Израилевых из плена, или остались там, решается различно. По сведениям из некоторые полагают, что между возвратившимися из колен Иудина и Вениаминова, под предводительством Зоровавеля, было много из остальных колен. «Весь Израиль стал жить в городах своих» (). И когда Ездра по возвращении из плена, торжественно праздновал Пасху, то заколол 12 козлов в жертву за грех всего дома Израилева по числу колен (, ). Остаток от 10 колен сохранился даже до времен Нового Завета; это видно, например, из сообщения, что пророчица Анна была из колена Асирова (). Евреи, которые присутствовали на празднике Пятидесятницы собрались из всякого народа под небесами (); ап. Иаков пишет свое послание 12 племенам ().

На это возражают, что 10 колен не возвратились полностью, а только частью. Те евреи, которые возвращались под предводительством Зоровавеля и Ездры, пришли из Вавилона (, ); и если между ними и находились израильтяне северных колен, то это не разрешает вопрос о том, возвратились ли также те, которые были отведены в Ассирию: ибо когда население Иудейского царства было отведено в Вавилон, то между ними находились, вероятно группы из северных колен, так как из , усматривается, что в Иерусалиме жили израильтяне из колена Вениаминова, Ефремова и Манассина после начала ассирийского пленения. Они вместе с иудеями последовали в Вавилон и возвратились оттуда с ними; – но где же 10 колен Израилевых, которые были отведены в Ассирию и Мидию? Некоторые исследователи предполагают, что их потомками являются индейцы северной Америки, другие ищут их между несторианами в Персии. Новый взгляд, защищаемый, так называемыми, англо-израильтянами, состоит в том, что англичане являются потомками 10 колен и наследниками обетовании.

Вне всякого сомнения, многие из евреев, живших в плену, постепенно слились с языческим населением. Часть же из них сохранила национальные особенности, не возвращаясь домой: впоследствии они встречаются под названием «находящихся в рассеянии»; в их среде и зародились первые христианские общины.

3. Последний плен иудеев в 70 г., после того, как они отвергли Христа и отказались от Евангелия, был самым ужасным из всех. По словам Иосифа Флавия, при осаде Иерусалима Титом погибло до 1.000.000 чел. и около 100.000 было выселено в Римскую империю, где они проливали свою кровь на гладиаторских играх, томились в рабстве, изнывая под игом победителей. С тех пор еврейский народ существует без царя, без жертвенника и без жертвоприношений ().

ПЛЕНЕ́НИЕ ВАВИЛО́НСКОЕ (גָּלוּת בָּבֶל , галут Бавел ), насильственное переселение Навуходоносором II значительной части населения Иудейского царства в Вавилонию (где уже находились потомки угнанного в 8 в. до н. э. ассирийцами населения Израильского царства, см. Пленение ассирийское); историческое событие, ставшее поворотным пунктом в развитии еврейского религиозно-национального сознания.

Пленение вавилонское - собирательное название серии изгнаний населения Иудеи в правление Навуходоносора; эти изгнания происходили на протяжении 16 лет (598–582 гг. до н. э.) и были карательными мерами в ответ на восстание Иудеи.

В 610 г. до н. э. вавилонские войска, действовавшие совместно с мидянами, овладели последним ассирийским оплотом - Хараном . В 609 г. до н. э. египетский фараон Нехо, опасавшийся усиления Вавилона, двинулся на помощь ассирийцам. На пути в Месопотамию он вторгся в Иудею, отложившуюся от Ассирии в 627 г. до н. э. Попытка иудейского царя Иошиях у помешать продвижению египетской армии окончилась неудачей, а сам царь был смертельно ранен. Возвращаясь после победы над вавилонянами, Нехо сверг с престола сына Иошиях у, Иех оахаза, и возвел на престол его старшего брата Иех оякима (Иоакима). Однако уже в 605 г. до н. э. вавилоняне взяли реванш, нанеся египетским войскам тяжелое поражение у Кархемиша в Северной Сирии (II Ц. 24:7; Иер. 46:2); преследуя египтян, Навуходоносор овладел Сирией и Иудеей. В 601 г. до н. э. вавилонская армия была разбита на египетской границе, что побудило Иех оякима, надеявшегося на поддержку египтян, отложиться от Вавилона. В 598/97 г. до н. э. Навуходоносор вторгся в Иудею; воцарившийся тем временем в Иудее сын Иех оякима, Иех ояхин (Иехония), сочтя сопротивление бесполезным, открыл перед вавилонянами ворота Иерусалима. Иудея была наказана массовыми насильственными переселениями; среди отправленных в Вавилонию был и царь с семьей и свитой, а также пророк Иехезкель , ставший одним из духовных руководителей изгнанников.

После ухода вавилонян, посадивших на иудейский престол дядю Иех ояхина, Маттанию, принявшего имя Цидкиях у , при дворе обнаружились разногласия между сторонниками египетской ориентации, призывавшими к новому восстанию, и сторонниками сохранения статус-кво; среди последних был пророк Иеремия , опасавшийся, что новое восстание приведет к полному уничтожению Иудейского царства. Проегипетская партия, ободрившаяся военными успехами фараона Псамметиха II в 591 г. до н. э., одержала верх: в 588 г. до н. э. Цидкиях у заключил союз с Египтом и отложился от Вавилонии. Навуходоносор выступил в карательную экспедицию; при его приближении египетские силы двинулись на помощь Иудее, однако, когда Навуходоносор повернул на юг и направился к египетской границе, египтяне отступили. После двухлетней осады Иерусалим был взят (586 г. до н. э.), Цидкиях у был схвачен и после того, как на его глазах были казнены его сыновья, ослеплен и отправлен в Вавилонию. Храм был разрушен, храмовая утварь увезена в Вавилонию, Иудейское царство перестало существовать, значительная часть его оставшегося населения была угнана в Вавилонию.

Появление армии персов под предводительством царя Кира у границ Вавилона (539 г. до н. э.) вызвало у изгнанников надежду на избавление. Эта надежда оправдалась, когда Кир, почти без боев овладевший Вавилоном, издал в начале 538 г. до н. э. декрет, позволявший изгнанникам вернуться в Иудею и восстановить Иерусалимский храм. Выдержки из декрета приводятся в книге Эзры в двух текстовых версиях - на иврите (1:2–3; ср. II Хр. 36:23) и на арамейском языке (6:3–5); в последней версии установлены размеры восстанавливаемого Храма и содержится распоряжение об оплате расходов на строительство и о возвращении захваченной Навуходоносором храмовой утвари. Декрет Кира (которого изгнанники воспринимали как посланного Богом избавителя) вызвал всеобщий подъем, ярко выраженный в пророчествах Второисайи (см. Исайя), завершившийся возвращением изгнанников на родину - шиват Цион (`возвращение в Сион`). Евреи были единственным народом из угнанных ассирийцами и вавилонянами, вернувшимся на свою родину. Первая группа в составе нескольких тысяч человек во главе с Шешбаццаром покинула Вавилон уже в 538 г. до н. э. (см. Зрубавел); за ней последовали другие (см. Эзра , Нехемия). Остались преимущественно те, кто не имел в Иудее земельной собственности или же пустил корни в Вавилоне. Они положили начало вавилонской диаспоре .

Пленение вавилонское сформировало глубокое национальное чувство и изоляционистскую концепцию, которая выразилась в резкой дифференциации между вернувшимися изгнанниками и остававшимся в Эрец-Исраэль еврейским населением, в значительной мере смешавшимся с самаритянами . Эзра повел по возвращении непримиримую борьбу против смешанных браков, что противоречило концепции, высказанной Второисайей и Зхарией . Очевидно, подход Эзры был следствием изменений, произошедших в сознании евреев в период пленения вавилонского. Как уже указывалось, изгнанники не только не подпали под влияние языческого политеизма, но, напротив, сумели изжить политеистические влияния, проявлявшиеся в их среде до пленения вавилонского. Во время изгнания сформировалось духовно-национальное единство, благодаря которому евреи смогли сохранить себя в странах диаспоры в качестве национально-религиозного меньшинства на протяжении 2,5 тысяч лет.

КЕЭ, том: 6.
Кол.: 536–542.
Издано: 1992.

Со времен окончания сорокалетнего странствования Израиля по пустыни существовало единое царство, состоящее из двенадцати колен. Но из-за внутренних конфликтов при царе Ровоаме, сыне царя Соломона, произошло разделение на два враждующих между собой царства. Но, ни одно из них не смогло выстоять самостоятельно против врагов.

В 722 году до Р. Х. Израильское (Северное) царство со столицей Самарией было разгромлено ассирийскими завоевателями. Просуществовать оно смогло едва ли двести лет. Население этого царства, которое составляло из десяти колен Израиля, было уведено из родного ареала и рассеяно по Ассирийской империи.

Иудейское (Южное) царство, состоявшее из двух колен, со столицей в Иерусалиме, просуществовало на сто тридцать три года больше. Но и это царство не избежало печальной участи: его жители были рассеяны победителями, но иудеи смогли сохранить свое религиозное самосознание, что и помогло им не смешаться с другими народами.

После смерти царя Иосии Иудейское царство попало под владычество Египта. Египет при фараоне Нехао был очень силен, но ему противовесом была Ассиро-Вавилония, поэтому фараону какое-то время была безразлична судьба маленького Иудейского царства. Воспользовавшись данным обстоятельством, иудеи выбрали нового царя, Египту не понравилась такая самодеятельность иудеев, и через послов фараон Нехао напомнил, что они Египту не понравилась такая самодеятельность иудеев, и через послов фараон Нехао напомнил, что они находятся по отношении к нему в вассальном положении.

Со временем равновесие сил поменялось, и на первое место вышел Вавилон, который быстрыми темпами стал могущественной империей. Навуходоносор II начал расширять свою империю, завоевывая новые земли, которые раньше находились под властью еще недавно могущественного Египта. Конечно же, на этом пути нового властителя встала и Палестина, которая должна была стать частью империи. Пророк Иеремия предсказал опасность завоевания, но его, как это часто бывало и ранее, царь и большая часть народа не пожелали слушать. Только тогда, когда царь Вавилона Навуходоносор оказался под стенами Иерусалима, все убедились в реальности пророчества. Народ с ужасом взирал на все происходящее, но царь все равно отказывался верить в падение города и в ответ на услышанное в стечении народа предсказание «в раздражении вырвал свиток из рук чтеца, сам его изрезал и бросил в топившуюся печь, желая этим обличит пустые бредни полоумных людей».

Вторгшись в Палестину, Навуходоносор потребовал от иудейского царя покориться Вавилону и разорвать все связи с Египтом. Но каждый новый царь продолжал тайно поддерживать отношение с Египтом и мечтать сбросить с себя ярмо Вавилона, тем самым ускоряя гибель своего отечества и грядущее завоевание.

Последний, двадцатый царь Иудейский, после которого Господь отнял милость от Своего народа, а тот был уведен в плен, был Седекия. Навуходоносор поставил его управлять жалкими остатками народа. В течение всех одиннадцати лет его правления народ был обложен огромными налогами, а сам царь не избежал печального опыта своих предшественников, отложившись от Вавилона и обратившись за помощью в Египет. Это привело к тому, что войско Навуходоносора II в очередной, но уже последний раз оказалось под стенами Иерусалима. Несмотря на мужественную и самоотверженную оборону, осада города продолжалась относительно недолго. Стены Иерусалима не выдержали, он был ограблен, разрушен, победители убили первосвященников, а большую часть населения увели в плен.

Подвергнув жестокому разорению Иерусалим, Навуходоносор не желал окончательно стереть его с лица земли. Эта местность по его замыслу должна была играть роль провинции, служащей заслоном против Египта.

Политические и религиозные причины пленения иудеев

1. У Вавилона, как единственной империи, не должно было быть сильных и не зависимых противников в лице свободных народов, которые могли нанести ему вред или угрозу.

2. Людьми, у которых нет своей родины, намного легче управлять и навязывать свои правила.

3. Чем больше завоеванных народов, тем больше Вавилон богател, наращивая финансовую структуру, армию, живую силу и т. д. Благодаря этому происходило укрепление на политической арене.

4. Попытка создать одно общество в единой империи с помощью политики ассимиляции, которая запускала процессы «однородного общества, которое становилось одинаковым как в языковом, так и в культурном отношении».

5. Уведенные в плен народы обеспечивали Вавилон не только экономическими ресурсами, но и живой силой. Также для империи были важны физические и умственные способности людей. В первую очередь уводили «родовитую знать, священников, воинов, квалифицированных рабочих вплоть до ремесленников и слесарей». Их задачей было поддержание своими талантами и силой могущества империи.

6. Одним из факторов пленения было то, что произошло разделение избранного народа на два враждебных между собою государства. Не было единства, не было братской любви и взаимопомощи, когда пришла беда. Сначала пало Северное царство, а потом и Южное.

7. Множество врагов, которые хотели взять вверх над своими соседями. Став беззащитной, Иудея не смогла препятствовать вторжению в ее пределы недоброжелателей. Пограничные земли были захвачены. «Амонитяне и моавитяне напали с востока, филистимляне с запада и самаритяне с севера. Довершили дело, в конце концов, вавилонские войска».

8. Сами Иудейские цари, за редким исключением, не заботились о своей стране. Они не укрепляли свое государство, а, наоборот, подтачивали государственную машину изнутри. Цари старались выжить из своих уже небогатых владений как можно больше ресурсов для своих нужд, облагая жителей большими налогами. Все это сильно подрывало финансовую структуру Иудеи и ускоряло ее гибель.

9. Кроме того, иудеи должны были уплачивать дань в «сто талантов серебра и один талант золота, - сумму, которая была невыносима».

10. Недальновидная внешняя политика, заключавшаяся в неоднократном возобновлении политических отношений против Вавилона с ослабевшим Египтом, что повлекло за собой сначала жесткие наказания, а потом уже разрушение Иерусалима. «Иудейское царство подверглось величайшим бедствиям от внешних завоевателей, и к этому именно привел союз с Египтом».

11. Неудачное месторасположение Палестины, которое привело к агонии между двумя мощными державами.

12. Господь хотел образумить свой народ, так как он совсем очер- ствел: «Должно было произойти духовное и национальное обновлени- е». «Ибо только Я знаю намерения, какие имею о вас, говорит Господь, намерения во благо, а не на зло, чтобы дать вам будущность и надежду» (Иер. 29:11).

13. Из-за упадка религиозно-нравственного чувства в народе храм отходит на второй план. Благочестие превращалось в мертвое исполнение обрядов. Духовная сторона все более и более теряла свое значение, поэтому нужен был радикальный выход из сложившейся ситуации.

«Пророки открыто высказывали превосходство дел милости и любви над обрядовыми делами».

14. У избранного народа была ясная цель - соответствовать своему призванию. Вместо того, чтобы быть светом для всех остальных народов и нравственно подготавливать их к приобщению к царству Божьему, Израильское и Иудейское царства с радостью и всецело предавались растлению. Произошло непоправимое, когда один из нечестивых царей поставил истукан в самом Храме Божьем. Люди говорили, что при множестве богов им жилось хорошо. «Будем им воздавать славу. Будем, кадить богине неба и возливать ей возлияния, как мы делали, мы и отцы наши, цари наши и князья наши, в городах Иудеи и на улицах Иерусалима; потому что, прибавляли они, тогда мы были сыты и счастливы, и беды не видели» (Иер. 44:17).

Освобождение и возращение в землю обетованную

Новый царь Кир, который завоевал Вавилон, обещал «многочисленным пленникам свободу или, по крайней мере, облегчение их положения, чем сумел обеспечить себе с их стороны сочувствие и содействие».

В числе пленных были и иудеи которые подверглись первой депор- тация которая произошла в 589 году после короткой осады и захватила Иерусалима Навуходоносором II второй депортации которая состоялась из-за неудачного восстания против Вавилона и союзничества с Египтом, которое поднял Седекия. Город пал и полностью был разрушен. Царь казнен, а жители за малым исключением, уведены в Вавилон». Произо- шло долгожданное освобождение.

После победы иудеи встретили Кира как своего освободителя. Расходы на этот проект полностью ложились на плечи персидской казны. Так же по его приказу возвращались «иерусалимскому храму золотые и серебряные храмовые сосуды, в свое время унесенные Навуходоносором II при разрушении Иерусалима». Этими действиями царь хотел поддержать свою славу освободителя, так же он хотел выразить признание тому народу, который был на его стороне еще до взятия Вавилона. В начальные годы существования Персидской державы Кир и его приемники принимали во внимание статус дома Давида. Не будем также забывать, что освобождение евреев связано и с тем, что новый правитель Вавилона заинтересовался историей этого народа. Древние пророчества ясно свидетельствовали о том, что именно ему надо быть освободителем иудеев из плена. «Так говорит Господь помазаннику Своему Киру: Я держу тебя за правую руку, чтобы покорить тебе народы» (Ис. 45:1).

Безусловно, Кир был язычником, и его манифест выказывает почтение Богу Израиля как обычным богам в пантеоне, поэтому не может быть подозрений, что он отойдет от своих заблуждений в вопросах веры, чему можно найти множество свидетельств. Он приносит обильные жертвы Мардуку, возвращает городам их любимых идолов.

Так закончилось семидесятилетнее пленение Вавилонское, в 538 году до Р. Х. евреи отправляются на свою родину под предводительством «знатного человека из царского рода, потомка Давидова Зерубабеля и первосвященника Иешуа». На милость царского указа откликнулись все иудеи, которые дорожили Богом и домом, который был потерян. Возвращались также и те, кто не смог ничего добиться, кого уже ничего не держало, за редким исключением эти люди были бедны.

Рассматривая состояние иудеев в плену, можно сказать, что оно было непростым, но именно такое положение требовалось для полного переосмысления отношений человека и Бога. Бог относится к Своему творению с любовью, но для спасении души он готов к суровым решениям, которые в последствие приведут к необходимой цели. Он всегда готов смягчить Свой приговор или же обратить его в милость. Целью всех наказаний служит покаяние народа, как блудливой жены ходящей вслед своих любовников (идолов) и возращение ее к своему любящему и ждущему мужу истинному Богу.

Вавилон сохранился как самое ненавистное имя в памяти иудеев. Впоследствии новозаветные писатели и позднейшие иудеи не находили ужасней имени, называя Рим.

Примечание:

Лопухин А. П. Библейская история Ветхого Завета. Монреаль, 1986. С. 318.

Там же. С. 319.

Там же. С. 321.

Теуш В. Л. Краткий очерк внутренней истории еврейского народа, В 2 т. Т. 1. - М., 1998. С. 78-79.

Ойербах М, р. История еврейского народа от разрушения Первого Храма до наших дней. Израиль., 1992. С. 2.

Тантлевский И. Р. История Израиля и Иудеи до разрушения первого Храма. СПб., 2005. С. 238.

Лопухин А. П. Библейская история Ветхого Завета. Монреаль., 1986. С. 318.

Сорокин В. Историко-культурный контекст Ветхого Завета. Вавилонский плен / Библия - Центр. [Электрон, ресурс]. URL: http://www.bible-center.ru/book/context/captivity/ (Дата обращения: (18.02.2017).

Там же. С. 323.

Лопухин А. П. Вавилонское пленение / Лопухина А. П. // Православная Богословская Энциклопедия, В 12 т. Т. 3. - СПб., 1902. С. 57.

Сорокин В. Историко-культурный контекст Ветхого Завета. Вавилонский плен / Библия - Центр. [Электрон, ресурс]. URL: http://www.bible-center.ru/book/context/captivity/ (Дата обращения: (18.02.2017).

Лопухин А. П. Вавилонское пленение / Лопухина А. П. // Энциклопедический сло- варь Брокгауза Ф. А и Ефрона И. А, В 86 т. Т. 5. - СПб., 1891. С. 328.

Там же. С. 79.

Сорокин В. Историко-культурный контекст Ветхого Завета. Вавилонский плен / Библия - Центр. [Электрон, ресурс]. URL: http://www.bible-center.ru/book/context/captivity/ (Дата обращения: (18.02.2017).

Теуш В. Л. Краткий очерк внутренней истории еврейского народа. В 2 т. Т. 1. С. 79

Источники и литература

1. Лопухин А. П. Библейская история Ветхого Завета. Монреаль., 1986.

2. Лопухин А. П. Библейская история Ветхого Завета. Монреаль., 1986. С. 318.

3. Лопухин А. П. Вавилонское пленение // Православная Богословская Энциклопедия. В 12 т. Т. 3. - СПб., 1902.

4. Лопухин А. П. Вавилонское пленение // Энциклопедический словарь Брок- гауза Ф. А и Ефрона И. А, В 86 т. Т. 5. - СПб., 1891.

5. Ойербах М, р. История еврейского народа от разрушения Первого Храма до наших дней. Израиль., 1992.

6. Сорокин В. Историко-культурный контекст Ветхого Завета Вавилонский плен / Библия - Центр. [Электрон, ресурс]. URL: http://www.bible-center.ru/book/ context/captivity/ (Дата обращения: (18.02.2017).

Вавилонский плен

На 586–537 года до Р.Х. приходится вавилонское пленение. В эту эпоху вообще большинство иудеев жили в Вавилонии, во всяком случае, оставшиеся и угнанные мало отличались по численности. Общее же число угнанных определяется от нескольких десятков тысяч до миллиона. Когда цифры так сильно расходятся, это свидетельствует об одном - никто ничего точно не знает.

Дальнейшие события опять связаны с действиями внешних сил. Усиливаясь, молодая Персидская империя двинула свои войска на Вавилон. Дряхлая Вавилония оказалась не в состоянии не только воевать и побеждать, но даже и трезво оценить меру опасности. Вавилонский царь пировал с приближенными в осажденном персами Вавилоне - так он был уверен в безопасности своей столицы. Тем более персы не шли на штурм, они занимались в стороне каким-то странным и, наверное, бессмысленным делом…

Персидская же армия прокопала огромный канал - новое русло для Евфрата. Река потекла в сторону, ее русло возле города обнажилось. Про пояс, по бедра и кое-где и по колено персидские солдаты прошли по руслу Евфрата, обогнули стены города и внезапно оказались прямо посреди Вавилона.

По библейской легенде, именно в эту ночь перед пирующими вавилонянами на стене зала вспыхнула горящая надпись: «Мене, текель, уфарсин». То есть «сосчитано, взвешено и разделено».

Объяснить этого не мог никто; только иудейский пророк Даниил (конечно же!) сразу понял, что бы это означало. «Сосчитаны дни твоего правления, царь, взвешены твои грехи, разделено твое царство между мидянами и персами».

Насчет горящей надписи ничего определенного сказать не могу: это один из тех случаев, когда библейское сказание не подтверждается никакими другими источниками. В Библии приводится даже какое-то никому больше неведомое имя пировавшего царя: Бельшацар. Такого вавилонского царя история не знает, хотя имя тогдашнего владыки Вавилона хорошо известно: царь Набонад.

Но вот что зимой 538 года до Р.Х. персы, отведя русло Евфрата, внезапно появились в городе и стремительно взяли его - это исторический факт. Иудеи были в таком восторге от этого, что вышли навстречу персидскому войску с пением и плясками, размахивая пальмовыми ветвями.

Персидский царь Набонад умилился такому энтузиазму и освободил иудеев из вавилонского плена. Всем евреям было разрешено вернуться, казна выдала деньги на восстановление Храма. Даже все захваченные в Храме вавилонянами золотые и серебряные сосуды персы вернули.

С 537 года началось возвращение иудеев в Иудею. В 516 году отстроили иерусалимский Храм - ровно через семьдесят лет после разрушения старого, как и предсказывали пророки.

С этого времени Иудея попала под владычество персов и двести лет входила в состав Персидской империи (537–332 годы до Р.Х.). Что характерно, она ни разу и не попыталась освободиться.

Как будто бы все возвратилось на круги своя… Но так только казалось.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Штрафбаты по обе стороны фронта автора Пыхалов Игорь Васильевич

Плен …Я в плену. Передо мной немцы. Они сдёргивают с меня ремень, срывают знаки различия с петлиц и толкают в общий строй, где я уже заметил почти всех офицеров минбатальона.Оказывается, нас окружили, незаметно подошли с противоположной стороны и забросали гранатами. Я ещё

Из книги Русь арийская [Наследие предков. Забытые боги славян] автора Белов Александр Иванович

Эа-бани – вавилонский человеко-зверь Однако истины ради все же надо сказать, что упоминание о диких людях встречается не только в «Авесте» и в индийских легендах и фольклоре, но и во многих древнейших памятниках письменности. Так, в вавилонском «Эпосе о Гильгамеше», 3 тыс.

Из книги 7 и 37 чудес автора Можейко Игорь

Вавилонский зиккурат. Была ли башня? Попробуйте провести несложный эксперимент: попросите кого-нибудь перечислить семь чудес света. Вернее всего сначала вам назовут египетские пирамиды. Потом вспомнят о висячих садах Семирамиды и почти наверняка назовут Вавилонскую

автора Волков Сергей Владимирович

III. Плен …Косой сноп ноябрьской зари неярко мигал в разбитых стеклах ларька, приплюснутого к каменному забору. Замысловатые пласты тумана шли медленно на запад. Весь комендантский двор, все прилегавшие к нему улицы, весь стремительно ограбленный Джанкой были залиты

Из книги Красный террор глазами очевидцев автора Волков Сергей Владимирович

А. Т-ий Плен И вот, я пленный… Без фуражки, с остатками соломы на одежде - иду… Сзади конвоиры переговариваются:- Так хозяйка, значит, и говорит мне, как только зашел в хату: «Там в сене у нас запрятался ктось из белых». Ну, мы вот, значит, и поймали сазана!Указывает, куда

Из книги Русь и Рим. Мятеж Реформации. Москва – ветхозаветный Иерусалим. Кто такой царь Соломон? автора

2. Западноевропейский император Карл V, ассиро-вавилонский Навуходоносор и Иван IV Грозный В начальный период Реформации императором Священной Римской империи был Карл V (1519–1558). Его имя означает просто «Пятый Король». Вот краткие сведения о нем из Колумбийской

Из книги Русь и Рим. Русско-Ордынская Империя на страницах Библии. автора Носовский Глеб Владимирович

2. Русский царь Иван Грозный и ассиро-вавилонский царь Навуходоносор Прежде чем перейти к отражениям царя Ивана IV Грозного в Библии, сделаем отступление от библейской темы и напомним о повторе, обнаруженном нами в русской истории. Оказывается, романовская история царя

Из книги Древний Восток автора Немировский Александр Аркадьевич

Вавилонский календарь и рождение астрологии Что касается собственно календарных потребностей, то еще в начале III тысячелетия до н. э. вся Месопотамия перешла на лунный календарь с продолжительностью года в 12 месяцев по 29 и 30 дней каждый. К лунному году в 354 дня

Из книги Книга 2. Освоение Америки Русью-Ордой [Библейская Русь. Начало американских цивилизаций. Библейский Ной и средневековый Колумб. Мятеж Реформации. Ветх автора Носовский Глеб Владимирович

2. Западноевропейский император Карл V - это ассиро-вавилонский Навуходоносор, он же - Иван IV Грозный В ту эпоху императором Священной Римской империи был Карл V (1519–1558). Его имя означает просто «Пятый Король». Вот краткие сведения о нем. «Карл был величайшим из

Из книги Иосиф Сталин. Отец народов и его дети автора Гореславская Нелли Борисовна

Плен Вероятно, скорее всего вот эта информация о «не таких хороших отношениях с отцом», бесхитростно подтвержденная во время допроса самим Яковом, и стала побудительной причиной всей провокации с ним. Но иметь «не такие хорошие отношения» и предать Родину, отца, всё, что