Финансы. Налоги. Льготы. Налоговые вычеты. Госпошлина

Из чего состоит воздух? Состав и свойства. Состав и строение атмосферы Схематический рисунок воздуха при охлаждении

КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

ДЛЯ 3 КЛАССА.

УМК «Школа России»

Тема: Воздух и его охрана.

Цель урока:

познакомить учащихся с составом и свойствами воздуха.

Задачи:

- обучающие:

    формировать знания о значении воздуха для всего живого на

Земле;

    в процессе опытов и практической работы формировать знания

об основных свойствах воздуха;

    формировать практические умения работать с лабораторным

оборудованием, ставить опыты, вести наблюдения;

    анализировать, обобщать и делать выводы по результатам наблю-

дений;

    учить работать с гипотезой (предположение через деятельный метод

и практический подход).

Развивающие:

    создать условия для личностного развития ученика; активизации

самостоятельной деятельности и работы в группе; развития способ-

ности к конструктивному творчеству, наблюдательности, умению срав-

нивать и делать выводы;

- воспитательные:

    создать условия для воспитания бережного отношения к окружающей

среде;

    создать условия для воспитания коммуникативной культуры, умения

работать в группах, выслушивать и уважать мнение других;

чувства взаимопомощи, поддержки.

Оборудование: у учащихся: учебник «Окружающий мир 3 класс» А.А.Пле-

шакова; рабочая тетрадь; лупы, лист дерева

у учителя: учебник, рабочая тетрадь, презентация, электронное приложение к

учебнику; полиэтиленовый пакет, лабораторное оборудование: колба, спиртовка,

тряпочка для опыта, лупа, лист дерева, компьютер, презентация, мультимедий-

ный проектор, экран.

ХОД УРОКА.

І. Организационный момент (2 мин)

Проверка посадки и готовности к уроку.

Сегодня на уроке вы будете работать по группам. Какие правила работы в группе нужно помнить и соблюдать?

(Работай в полную меру своих сил; слушай каж-

дого члена группы внимательно, не перебивая;

говори чётко и по делу; поддерживай товарищей;

если не согласен с кем- то,скажи об этом вежливо,

капитаном выбирай того, кто сможет выбрать

лучшее решение вместе со всеми; помни: высту-

пать от имени группы почётно)

ІІ. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания. (4 мин)

Цель: закрепление знаний, полученных на прошлых уроках

( Презентация ):

Итог по этапу.

ІІІ. Самоопределение к деятельности. (1 мин)

Отгадайте загадку:

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он невидимый, но всё же

Без него мы жить не можем.

(Воздух)

Как вы догадались?

(Воздухом мы дышим, без него не можем жить,

но его не видим)

Как вы думаете, о чём пойдёт речь сегодня на уроке?

(О воздухе, его составе и свойствах)

ІV. Работа по теме урока(20 мин)

    Беседа

На нашей планете есть 5 океанов. Как они называются?

(Северный Ледовитый, Тихий, Атлантический, Индийский и Южный) - Есть на свете ещё один очень важный океан- самый большой, и мы каждый день, каждый час, каждую минуту, не замечая этого, « купаемся» в нём. Как называется этот океан? (Воздушный)

Воздушный океан имеет своё научное название. Подробнее об этом расскажут наши ученики…

Выступление учеников . Заранее подготовленные ученики делают сообщение.

Цель: работа с учебными, научно-популярными текстами доступными для восприятия младшими школьниками, правильное и осознанное чтение вслух. Построение монологического высказывания по предложенной теме, по заданному вопросу .

    Слой воздуха, окружающий нашу планету, называется атмосферой.

Атмосфера - это гигантская воздушная оболочка, которая простирается вверх на сотни километров. Толщина атмосферы в разных частях планеты неодинакова.

    Атмосфера защищает землю от избытка тепла и холода, от излишней солнечной радиации. Если бы вдруг она исчезла, то вода и другие жидкости на Земле мгновенно закипели бы, а лучи солнца сожгли бы все живое.

Воздушный океан- атмосфера- очень важен для жизни.

Могут ли живые существа обойтись без воздуха? (Нет)

Почему? (Можно задохнуться и погибнуть)

Действительно, если глубоко вздохнуть, закрыть ладошкой рот, нос и считать про себя: раз, два, три… До 60 не успеем досчитать, как очень захочется глотнуть свежего воздуха.

Когда человек опускается под воду, поднимается высоко в горы или летит в космос, у него всегда должен быть с собой запас воздуха.

Если бы воздушный океан вдруг исчез, то наша планета через несколько минут стала бы безжизненной планетой.

Почему же так важен воздушный океан? (Ответы детей)

Воздушная оболочка Земли- это её удивительная «рубашка». Благодаря ей планета не перегревается от солнечных лучей, не стынет от космического холода. Эта «рубашка» защищает Землю от ударов метеоритов. Они просто сгорают в толще воздуха. Так что воздушная «рубашка» Земле просто необходима, и только благодаря ей на Земле, единственной планете в Солнечной системе, существует разумная жизнь.

Можно ли убедиться в том, что воздух существует? Как думаете вы?

(Ответы детей)

В том, что воздух действительно существует, убедиться очень легко. Попробуйте взмахнуть рукой. Что вы чувствуете?

(Движение воздуха)

У меня в руках- пустой полиэтиленовый пакет. Взмахну им и зажму концы. Почему пакет надулся и стал упругим?

(Там есть воздух)

Какое значение для человека, растений и животных имеет воздух?

(Воздух необходим для дыхания, защищает Землю от

перегревания и охлаждения, от метеоритов, от

вредных солнечных лучей).

Молодцы!

Физкультминутка.(1 мин)

Мы немножко отдохнем,
Встанем, глубоко вздохнём.
Руки в стороны, вперёд.
На опушке зайка ждёт.
Зайка прыгал под кустом,
Приглашая нас в свой дом.
Руки вниз, на пояс, вверх,
Убегаем мы от всех.
(Бег на месте.)
Побежим скорее в класс,
Там послушаем рассказ.

Проверка посадки.

    Практическая работа «состав и свойства воздуха». Работа в тетради (стр.27-29)

Цель: учить детей наблюдать, выдвигать гипотезы, анализировать и делать выводы на основе практических действий.

Прочитайте стихотворение. Что можно узнать из него о воздухе?

(Воздух- это смесь газов)

Откройте учебник на стр. 46. Рассмотрите схему «Состав воздуха».

Какие газы входят в состав воздуха?

(Кислород, азот и углекислый газ)

Какого газа в воздухе больше всего? (Азота)

Какого газа в воздухе меньше всего? (Углекислого газа).

Какой состав имеет воздух, люди узнали всего 200 лет назад. Первыми стали изучать состав воздуха и его свойства Джозеф Пристли и Антуан Лавуазье

При дыхании живые существа поглощают из воздуха кислород, а выделяют углекислый газ.

Работа в паре

Прикройте учебники.

Откройте тетради на стр. 27, выполните самостоятельно задание №1.

(Самостоятельно или с помощью учебника подпиши на

схеме, какие газообразные вещества входят в состав воз-

духа. Отметь карандашами разного цвета (по своему вы-

бору), какой газ живые существа при дыхании поглощают,

а какой выделяют. Расшифруй использованные тобой ус-

ловные обозначения).

Обменяйтесь тетрадями и проверьте работу друг друга. Сделайте вывод, оцените работу.

Верните тетради друг другу. Проверьте себя по учебнику. Исправьте ошибки. Оцените свою работу. Выберите нужный значок:

Итог . – Кто выполнил задание без ошибок?

Молодцы.

Кто испытывал трудности во время выполнения задания?

Исправьте ошибки и будьте внимательнее на уроке.

Ребята, а какими свойствами обладает воздух?

(Воздух упругий, …(предположения детей)

Давайте проведём несколько опытов и проверим, правы ли вы.

Во время практической работы будем выполнять задание №2 в тетради.

Рассмотрите таблицу и скажите, на какие вопросы мы должны ответить в результате наших наблюдений?

(По результатам исследований заполни таблицу.

Свойства воздуха

Что изучаем

Вывод

    Воздух прозрачен или непрозрачен?

    Имеет ли воздух цвет?

    Имеет ли воздух запах?

    Что происходит с воздухом при нагревании?

    Что происходит с воздухом при охлаждении?

- Как вы думаете, как ответить на первый вопрос? (ответы детей)

Что поможет нам это доказать? (гипотезы детей).

- Ребята, возьмите учебник, скажите, прозрачен ли он?

Посмотрите на дверь, прозрачна ли она? Видны ли через эти предметы другие?

А почему мы видим дверь, учебник, доску, парту? Обсудите и выскажите свои предположения.

( Воздух прозрачен)

- Запишите вывод в таблицу. (Воздух прозрачен)

Какой следующий вопрос? (Имеет ли воздух цвет?)

Как вы можете ответить на этот вопрос? Как это доказать?

(Высказывания детей)

(Если дети затрудняются, учитель подсказывает им)

- Какого цвета доска? (Зелёная)

Какого цвета шкаф? (Коричневый)

Какого цвета мел? (Белый)

Какого цвета воздух? (Не имеет цвета )

Запишите вывод в таблицу.(Воздух не имеет цвета).

Прочитайте третий вопрос.

(Имеет ли воздух запах?)

Что вы можете предположить? Какие доказательства мы можем использовать?

(Высказывания детей)

(Если дети затрудняются, учитель подсказывает им)

Ребята, поднимите руку, кто из вас был в парикмахерской, в столовой, в поликлинике? Представьте, что вам с закрытыми глазами предложили узнать, где вы находитесь? Возможно ли это? Как? Обсудите и выскажите свои предположения.

( Определить, где мы можем находиться, можно по запаху. Мы знаем, что частицы пахучих веществ смешиваются с частицами воздуха. Благодаря этому мы ощущаем запахи. Но чистый воздух запаха не имеет.)

Запишите вывод в таблицу. (Воздух не имеет запаха )

- Что происходит с воздухом при нагревании и охлаждении? Узнаем это при помощи опытов.

Опыт №1.

Цель: узнать, что происходит с воздухом при нагревании.

Возьмём колбу с трубкой. Опустим трубку в воду. Что наблюдаем?

(Вода не входит в трубку- её не пускает воздух).

Будем нагревать колбу. Что происходит теперь?

(Из трубки стали выходить пузырьки воздуха).

( При нагревании воздух расширяется )- запись в тетради).

Опыт №2.

Цель: узнать, что происходит с воздухом при охлаждении.

Положим на колбу холодную влажную тряпочку. Что наблюдаем?

(Вода поднимается в трубочке. Воздух как бы уступает

воде часть своего места)

Какой вывод можно сделать на основе наблюдений?

( При охлаждении воздух сжимается)- запись в тетради)

У воздуха есть ещё одно интересное свойство. Для того, чтобы его узнать, выполним задание №4 на стр.28 в рабочей тетради.

Прочитайте рассказ Мудрой Черепахи и выполните её задания.

(Один из учеников читает рассказ вслух)

Подумайте, какое свойство воздуха описывается в рассказе?

(Предположения детей)

Проверим себя. Прочитайте текст в разделе «Проверь себя».

Молодцы!

Итак, какими свойствами обладает воздух?

(Воздух прозрачен, бесцветен, не имеет запаха, при на-

гревании расширяется, при охлаждении сжимается, он

упругий, плохо проводит тепло)

Молодцы!

V. Физкультминутка (1 мин)

Чтобы сильным стать и ловким

Приступаем к тренировке.

Носом вдох, а выдох- ртом.

Дышим глубже, а потом

Шаг на месте, не спеша,

Как погода хороша!

Мы проверили осанку

И свели лопатки.

Мы походим на носках,

А сейчас- на пятках.

Проверка посадки.

VІ. Закрепление изученного материала. Работа в тетради (5 мин)

Цель: закрепить полученные знания

Прочитайте задание №3 на стр.28 в тетради.

(Изобразите с помощью схематического рисунка, как рас-

полагаются частицы воздуха при нагревании и охлаждении)

Какие свойства воздуха нужно учитывать, чтобы правильно выполнить задание?

(При нагревании воздух расширяется, а при охлаж-

дении сжимается)

Как объяснить, что воздух при нагревании расширяется? Что происходит с частицами, из которых он состоит?

(Частицы начинают двигаться быстрее, и промежут-

ки между ними увеличиваются)

Нарисуйте в первом прямоугольнике, как располагаются частицы воздуха при нагревании.

Как объяснить, что воздух при охлаждении сжимается? Что происходит с частицами, из которых он состоит?

(Частицы начинают двигаться медленнее, проме-

жутки между ними уменьшаются)

Нарисуйте во втором прямоугольнике, как располагаются частицы воздуха при охлаждении.

(После выполнения задания проводится самопроверка по слайду:

VІІ. Рефлексия (4 мин)

    Работа в группах

Прочитайте второе задание на с.48. Выполните его.

(Прочитайте текст «Воздух должен быть чистым». Найдите в нём информацию: Об источниках загрязнения воздуха;о способах охраны чистоты воздуха.)

Что загрязняет воздух?

(Заводы и фабрики, автомобили)

Какие способы охраны воздуха вы знаете?

(Установки для улавливания сажи, пыли,

ядовитых газов, электромобили)

    Беседа (5 мин)

В городе есть фабрика. Из её трубы день и ночь валили клубы дыма. Жители города кашляли, чихали, некоторых даже укладывали в больницу. Хотели даже фабрику закрыть, но как же обойтись без товаров?

Однажды из трубы фабрики перестал валить дым. Вскоре выяснилось, что к трубе приладили дымоуловители, которые не позволяли частичкам сажи вылетать из трубы.

И вот что интересно. Сажу теперь бережно собирают и отправляют на завод пластмасс, где делают разные пластмассовые вещи.

Словом, польза от дымоловки всем- и жителям города, и фабрике (она сажу продаёт), и производителям пластмасс.

Назовите способы охраны чистоты воздуха.

(Установки для очистки воздуха, электромобили)

Можете ли вы как- нибудь повлиять на чистоту воздуха?

(Можно сажать растения, они очищают воздух)

Почему растения поглощают углекислый газ, а выделяют кислород?

(Предположения детей)

Давайте внимательно рассмотрим листочек дерева. Нижняя поверхность листа покрыта прозрачной плёночкой и усеяна мелкими отверстиями. Их называют «устьица». Они то открываются, то закрываются, собирая углекислый газ. При свете солнца из воды, которая поднимается от корней по стеблям растений, и углекислого газа в зелёных листьях образуются сахар, крахмал и кислород. Поэтому растения называют «лёгкими планеты».

VІІІ. Подведение итогов урока. (2 мин)

Что такое воздух? (Смесь газов- азота, кислорода и углекислого газа)

Назовите свойства воздуха.

(Воздух прозрачен, бесцветен, не имеет запаха, упругий,

при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается,

плохо проводит тепло)

Что нового вы узнали на уроке?

ІХ. Домашнее задание (1 мин)

    Рабочая тетрадь: №5 (с.29)

Введение

Цель исследования:

узнать о значении чистого воздуха для жизни человека на земле.

Задачи исследования:

рассмотреть вопросы о значении воздуха для представи­телей живой природы, естественных и вызванных деятельностью человека источниках загрязнения атмосферы, важней­ших мерах по ее охране;

развивать умения анализировать, обоб­щать, делать выводы.

Актуальность темы:

Загрязнение окружающей среды предприятиями промышленности и транспортными средствами наносит ущерб здоровью населения, является наиболее острой экологической проблемой, имеющей большое социальное и экономическое значение.

Здравствуйте! Я - Проскурина Полина, я – Бакланова Настя. Как-то на уроке окружающего мира в школе мы проходили тему «Про воздух». Мы заинтересовалась этой темой, и решили больше узнать о значении чистого воздуха для жизни живых существ на земле.

Поэтому тему своего проекта мы выбрали, не раздумывая – «Про воздух». Цель нашего проекта: изучение состава воздуха, исследование его свойств. У нас возникло 2 гипотезы:

1) загрязнение воздуха происходит естественно;

Информацию о воздухе мы находили в энциклопедиях, справочниках, в сети Интернет, из познавательных передач по телевидению, проводили опыты.

Воздух - это нижний слой атмосферы. Мы живём на дне воз­душного океана. Он простирается над нами на несколько сотен ки­лометров. У этого океана нет берегов, он окружает весь земной шар. Чтобы прожить долгую и полную активности жизнь, нам нужен свежий воздух. Люди, которые мало бывают на свежем воздухе, подвергают себя серьезным осложнениям. Дыхание – это невидимая пища, без которой мы не можем прожить 5-7 мин. Известно, что без пищи человек может прожить до 30 дней, а без воздуха – всего несколько минут. Нужно, по возможности, спать с открытыми окнами, чтобы создать хорошую вентиляцию легких. Нужно бегать, плавать, танцевать, гулять на свежем воздухе, при этом дыша медленно и глубоко.


Мы решили провести несколько опытов, чтобы узнать, какими свойствами обладает воздух.

1. Воздух прозрачен или непрозрачен?

Мы видим через него окружающие тела. Сравним: дверь, книга непрозрачны, через них не видно других предметов. Значит воздух прозрачен.

2. Имеет ли воздух цвет?

Шкаф жёлтый, классная доска коричневая, комнатные растения зелёные. А воздух не имеет ни этих цветов, ни какого-то другого цвета. Значит, воздух бесцветен.

3. Имеет ли воздух запах?

Мы замечали, что в разных помещениях пахнет по-разному.

В столовой, парикмахерской, аптеке части пахучих веществ смешиваются с частицами воздуха, и мы ощущаем разные запахи. Но чистый воздух не имеет запаха.

4. Что происходит с воздухом при нагревании и охлаждении?

Узнаем это с помощью опытов.

Опыт 1.

Цель опыта: узнать, что происходит с воздухом при нагревании.

Мы взяли колбу с трубкой. Опустили трубку в воду. Заметили, что вода не входит в трубку – ее «не пускает» воздух. Стали нагревать колбу. Из трубки выходили пузырьки воздуха.

Мы сделали вывод, что при нагревании воздух расширяется.

Опыт 2.

Цель опыта: узнать, что происходит с воздухом при охлаждении.

Мы положили на колбу холодную влажную тряпочку и увидели, как вода стала подниматься в трубке. Воздух как бы уступает воде часть своего места.

Мы сделали вывод: при охлаждении воздух сжимается.

Итак, воздух прозрачен, бесцветен, не имеет запаха, при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается.

Мы узнали, что во́здух - это смесь газов: азота ,кислорода и углекислого газа. При дыхании живые существа поглощают из воздуха кислород, а выделяют углекислый газ.

Человеку и другим живым существам для дыхания нужен чистый воздух. Но во многих местах, особенно в больших городах, он загрязнён.

Пока человек не вмешивался в природные процессы, они про­исходили так, что равновесие элементов атмосферы поддержива­лось само собой. Но постепенно технология развилась настолько, что человеческая деятельность стала серьёзно влиять на естествен­ный ход событий. Всё это ведёт к нарушению природного баланса. В декабре 1952 года от городского дыма, смешанного с тума­ном, в Лондоне погибли 4000 человек. Это было очень серьёзным предупреждением жителям городов всей планеты. В срочном по­рядке правительство Англии приняло закон о запрещении приме­нения в городах топлива, оставляющего дым. И всё-таки до сих пор проблема задымлённости городов не решена. Некоторые фабрики и заводы выбрасывают из своих труб ядовитые газы, сажу, пыль. Автомобили выделяют отработанные газы, в которых много вредных веществ. Загрязнение воздуха угрожает здоровью людей, всей жизни на Земле!

Сейчас немало делается для охраны чистоты воздуха. На многих предприятиях работают установки, которые улавливают пыль, сажу, ядовитые газы. Учёные разработали новые автомобили – электромобили, которые не будут загрязнять воздух. В разных местах созданы специальные станции, они постоянно следят за чистотой воздуха в больших городах.

На территории нашей Белгородской области загрязнение атмосферы происходит автотранспортом , предприятиями горнорудной и металлургической промышленности , и производством строительных материалов .

В целях снижения выбросов автотранспорта в окружающую среду в большинстве организаций и предприятий области организован своевременный ремонт, регулировка и техническое обслуживание систем и агрегатов, разрабатываются и внедряются мероприятия по уменьшению объемов грузоперевозок и снижению расхода топлива, осуществляется перевод части автотранспорта на газовое топливо.

В ходе исследования, мы узнали о составе воздуха, о его свойствах, как можно наблюдать за воздухом, какую пользу приносит свежий воздух. В ходе исследования подтвердилась вторая гипотеза:

2) загрязнение воздуха вызвано деятельностью человека.

Нам понравилось заниматься исследованием воздуха, потому что мы многое о нем узнали.

Он – прозрачный невидимка,

Легкий и бесцветный газ.

Невесомою косынкой

Он окутывает нас.

Он в лесу – густой, душистый,

Пахнет свежестью смолистой,

Пахнет дубом и сосной.

Летом он бывает тёплым,

Веет холодом зимой,

Когда иней красит стекла

И лежит на них каймой,

Мы о нём не говорим.

Просто мы его вдыхаем –

Он ведь нам необходим!

Спасибо за внимание!

Использованные интернет-ресурсы:

1. http://*****/article_24

2. http://rudocs. /docs/index-320968.html

3. http://mamatanya. *****/laborator/air. html#1

http://ru. wikipedia

Использованная литература:

У воздуха есть еще одно интересное свойство - он плохо проводит тепло. Многие растения, зимующие под снегом, не замерзают, потому что между холодными частицами снега много воздуха и снежный сугроб напоминает теплое одеяло, укрывающее стеб­ли и корни растений. Осенью белочка, заяц, волк, лиса и другие звери линяют. Зимний мех гуще и пышнее, чем летний. Между густыми волосками задерживается больше воздуха, и животным в заснеженном лесу не страшен мороз.

(Учитель записывает на доске.)

Воздух плохо проводит тепло.

Итак, какие свойства имеет воздух?

V. Физкультминутка

VI. Закрепление изученного материала Выполнение заданий в рабочей тетради

№ 1 (с. 18).

- Прочитайте задание. Рассмотрите рисунок и подпишите на схеме, какие газообразные вещества входят в состав воз­духа.(самопроверка со схемой в учебнике на с. 46.)

№2 (с. 19).

Прочитайте задание. Запишите свойства воздуха. (После выполнения задания проводится самопроверка с записями на доске.)

№3(с. 19).

- Прочитайте задание. Какие свойства воздуха нужно учиты­вать, чтобы правильно выполнить задание? (При нагревании воздух расширяется, при охлаждении сжимается.)

Как объяснить, что воздух при нагревании расширяется? Что происходит с частицами, из которых он состоит? (Ча­стицы начинают двигаться быстрее, и промежутки между ними увеличиваются.)

Нарисуйте в первом прямоугольнике, как располагаются частицы воздуха при нагревании.

Как объяснить, что воздух при охлаждении сжимается? Что происходит с частицами, из которых он состоит? (Частицы начинают двигаться медленнее, и промежутки между ними уменьшаются.)

- Нарисуйте во втором прямоугольнике, как располагаются частицы воздуха при охлаждении.

№4 (с. 19).

- Прочитайте задание. Какое свойство воздуха объясняет это явление? (Воздух плохо проводит тепло.)

VII. Рефлексия

Работа в группах

Прочитайте первое задание в учебнике на с. 48. Попробуйте объяснить свойства воздуха.

Прочитайте второе задание на с. 48. Выполните его.

Что загрязняет воздух? (Промышленные предприятия, транс­порт.)

Беседа

Неподалеку от моего дома есть фабрика. Из моих окон видна высокая кирпичная труба. Из нее день и ночь валят черные густые клубы дыма, отчего горизонт вечно прячется за плотной серо­зной завесой. Порой так и кажется, будто это заядлый куриль­щик окуривает город своей неугасаемой гулливерской трубкой. Мы все кашляем, чихаем, кое-кого приходится даже укладывать в больницу. А «курильщику» хоть бы что: знай себе пых да пых, пых да пых.



Дети плачут: противная фабрика! Взрослые сердятся: немед­ленно закрыть!

А в ответ все слышат: как так «противная»?! Как так «за­крыть»?! Наша фабрика товары для людей выпускает. А, к сожа­лению, дыма без огня не бывает. Загасим пламя топок - фабрика остановится, товаров не будет.

Как-то поутру проснулась я, глянула в окно - не дымит! Перестал великан курить, фабрика на месте, труба по-прежнему тор­чит, а дыма нет. Интересно, надолго ли? Однако вижу: и завтра не дымит, и послезавтра, и послепослезавтра... Неужто фабрику вовсе закрыли?

А дым куда же подевался? Сами ведь говорили, что дыма без огня не бывает.

Вскоре выяснилось: услышали наконец бесконечные наши жалобы - приладили к фабричной трубе дымоуловители, дымо­ловку, которая не позволяет частичкам сажи вылетать из трубы.

И вот что интересно. Казалось бы, никому не нужный и даже вредный дым заставили делать доброе дело. Его (вернее, сажу) теперь здесь бережно собирают и отправляют на завод пластмасс. Кто знает, быть может, этот мой фломастер как раз из той самой сажи, пойманной дымоловками. Словом, польза от дымоловок всем: и нам, горожанам (мы больше не болеем), и самой фабрике (она сажу продает, а не пускает, как прежде, на ветер), и покупа­телям пластмассовых изделий (в том числе фломастеров).

Назовите способы охраны чистоты воздуха. (Установки для очистки воздуха, электромобили.)

- Чтобы очистить воздух, люди сажают деревья. Почему? (Ра­стения поглощают углекислый газ, а выделяют кислород.)

Давайте внимательно рассмотрим листочек дерева. Нижняя поверхность листа покрыта прозрачной пленочкой и усеяна очень мелкими отверстиями. Их называют «устьица», хорошенько раз­глядеть их можно только в лупу. Они то открываются, то закрыва­ются, собирая углекислый газ. При свете солнца из воды, которая поднимается от корней по стеблям растений, и углекислого газа в зеленых листьях образуются сахар, крахмал, кислород.



Не зря растения называют «легкими планеты».

Какой чудесный воздух в лесу! В нем много кислорода и полез­ных веществ. Ведь деревья выделяют особые летучие вещества - фитонциды, которые убивают бактерии. Смолистые запахи ели и сосны, аромат березы, дуба, лиственницы очень полезны для человека. А вот в городах воздух совсем другой. Он пахнет бензи­ном, выхлопными газами, ведь в городах много машин, работают фабрики, заводы, которые тоже загрязняют воздух. Дышать таким воздухом человеку вредно. Чтобы очистить воздух, мы сажаем де­ревья, кустарники: липы, тополя, сирень.

Представьте себе, что в солнечный Весенний день вы прогуливаетесь по парку. Вам кажется, что вокруг вас, - между деревьями и гуляющими людьми - совершенно пустое пространство. Но вот срывается лёгкий ветерок, и вы сразу ощущаете, что окружающая нас «пустота» заполнена воздухом, что мы живём на дне огромного воздушного океана, называемого атмосферой. Частицы воздуха слабо связаны между собой и совершают беспрерывное хаотическое движение, вот почему воздушные массы постоянно перемещаются с места на место. Если бы воздух долгое время находился на одном и том же месте, мы давно бы задохнулись с вами, ребята. Кроме большой подвижности воздух обладает ещё одним важным свойством, каким не обладают твёрдые и жидкие тела. Воздух можно сжимать, другими словами, изменять его объём.
Чтобы лучше понять свойства воздуха, давайте познакомимся с его атомным строением. Если мы увеличим в несколько миллионов раз какой- нибудь крошечный пузырёк воздуха, то заметим, что воздух состоит из огромного количества частиц, которые свободно перемещаются, разлетаются во все стороны, сталкиваются между собой. Мы не видим упорядоченного расположения частиц (как в кристаллах), к тому же между отдельными частицами много свободного места (вы, наверное, помните, что в жидкости частицы расположены очень близко одна к другой). Именно поэтому воздух легко сжимается. Если у вас есть велосипедный насос, попробуйте сжать воздух, закрыв выходное отверстие. Передвигая поршень насоса, вы уменьшаете объём воздуха, т.е. приближаете частицы друг к другу. Рассматривая сжатый воздух, мы снова наблюдаем хаотическое движение частиц и сразу же замечаем, что теперь частицы более плотно заполняют пространство.
Ребята, вы, конечно, почувствовали, что для уменьшения объёма воздуха нужна некоторая сила, чтобы преодолеть постепенно увеличивающееся давление воздуха в насосе. Собственно, почему увеличивается давление воздуха в насосе? Нетрудно догадаться. Частицы воздуха, их содержится в одном кубическом сантиметре более 10.000.000.000.000.000.000 штук, находятся в беспрерывном движении. Они то и дело ударяются о металлические стенки насоса, т.е. давят на них. При уменьшении объёма воздуха частицы чаще ударяются о стенки. Следовательно, чем меньше объём воздуха, тем больше его давление. Вот, оказывается, почему приходится затратить немало сил, пока велосипедное колесо станет достаточно «твёрдым».
Все вещества, обладающие такими же свойствами, как воздух, физики называют газами. В одном кубическом сантиметре любого газа содержится примерно в 1000 раз меньше атомов, чем в таком же объёме жидкости или твёрдого тела.
Силы сцепления между атомами газов очень незначительные, именно поэтому газы оказывают небольшое сопротивление движению тел. Попробуйте сначала махнуть рукой в воздухе, а затем сделать такое же движение в воде. Вы заметили, какая огромная разница?
А сейчас предлагаем проделать такой опыт: возьмите два листа бумаги и, держа их вертикально на расстоянии 1
- 2 см друга от друга, сильно дуньте между ними. Казалось бы, листки должны расходиться, а они наоборот - сходятся. Это означает, что давление воздуха, находящегося между листами, вместо того, чтобы увеличиваться, уменьшается. Как можно объяснить данное явление? Выше мы выяснили, что давление газа на какую- нибудь «преграду» обусловлено ударами частиц об эту поверхность. В нашем опыте давление воздуха на листы бумаги с обеих сторон одинаково, поэтому листы свисают параллельно друг другу. При движении сильной воздушной струи частицы не успевают удариться о них столько раз, сколько бы они ударились в спокойном состоянии воздуха. Вот почему давление воздуха между листами уменьшается. А так как давление на наружную поверхность листов не изменилось, возникает разность давлений, в результате которой те притягиваются друг к другу. Собственно, можно взять только один лист бумаги и дунуть на него сбоку. Он обязательно будет несколько отклоняться в ту сторону, где движется поток воздуха.
С описанным явлением мы часто встречаемся в жизни. Благодаря этому летают птицы и самолёты. Вероятно, вы знаете, как создаётся подъёмная сила, действующая на крыло самолёта. Профиль крыла подбирают таким образом, чтобы скорость потока воздуха над крылом была больше, а давление меньше, чем под крылом. Разность этих давлений и создаёт подъёмную силу.
Всасывающее действие воздушной струи используется также в разнообразных насосах и пульверизаторах. Давайте «познакомимся» с пульверизатором для духов. Воздух из сжимаемой резиновой «грушки» выходит с большой скоростью через тонкую трубку А, суженную на конце. Рядом находится вторая трубка В, опущенная в сосуд с духами. Сильная струя воздуха создаёт разрежение в трубке В, атмосферное давление поднимает по трубке духи, которые, попав в струю воздуха, распыляются.
Далеко не всегда разрежение, созданное потоком воздуха, служит человеку. Иногда оно приносит большой вред. Например, во время сильных ураганов в результате стремительных потоков воздуха, несущихся над домами, так резко уменьшается давление на поверхности крыши, что ветер срывает её.
Снижение давления наблюдается также и в потоке жидкости, причём ещё более отчётливо, так как по сравнению с газами жидкости имеют более «плотное» атомное строение. В этой связи хочется напомнить об опасностях, угрожающих на реке. Две лодки или байдарки, плывущие рядом, будут «притягиваться» друг к другу, так как скорость движения воды между ними больше, а давление меньше, чем с другой стороны лодок.
Никогда не подплывайте на лодке слишком близко к бетонному побережью, а тем более к опоре моста. При быстром течении реки бетонные стенки или опоры сильно притягивают лодки. Они особенно опасны для легкомысленных пловцов, рискующих своей жизнью. Во время летнего отдыха на реке помните о простом опыте с двумя листками бумаги.

1. Самостоятельно или с помощью учебника подпиши на схеме, какие газообразные вещества входят в состав воздуха.

Отметь карандашами разного цвета (по своему выбору), какой газ живые существа при дыхании поглощают, а какой выделяют.
Расшифруй использованные тобой условные обозначения:

2. По результатам исследований заполни таблицу.

3. Изобразите с помощью схематического рисунка, как располагаются частицы воздуха при нагревании и охлаждении. (Частицы воздуха обозначайте кружочками.)

Мудрой Черепахи и выполни её задания.

Воздух - защитник живого

Травянистые растения, зимующие под снегом, не замерзают, потому что в нём много воздуха. Благодаря воздуху холодный снег служит для растений тёплым «одеялом».
К зиме у зверей становится гуще шерсть, а у птиц - перья. Между густыми волосками, перьями задерживается больше воздуха, и животным зимой теплее.

1) Эти факты объясняются ещё одним свойством воздуха, о котором мы пока не говорили. Подумай, какое это свойство - воздух плохо проводит тепло.
2) Приведи пример, доказывающий, что это свойство воздуха важно не только для растений и животных, но и для человека - воздух есть между телом и одеждой человека и в самой одежде, поэтому одежда сохраняет тепло нашего тела

Проверь себя .

5. Придумай и нарисуй на отдельном листе плакат «Берегите воздух!».
Посмотри, что нарисовали твои друзья. Если у тебя есть идеи, как вы можете помочь охране воздуха, обсудите их и сделайте это.

6. По заданию учебника узнай и запиши, что делается в вашем городе для охраны воздуха.

В нашем городе для защиты воздуха на предприятиях ставят фильтры на трубы, в парках и лесах сажают деревья. Также в городе строятся новые транспортные развязки для ликвидации автомобильных пробок.