Финансы. Налоги. Льготы. Налоговые вычеты. Госпошлина

Древняя руси события в древней руси. В истории древней Руси, кратко говоря, очень много спорных и до конца неизученных моментов, что придает особый интерес ее исследованию

Публикации раздела Традиции

Где зарождалась Русь

В еликий Новгород, Псков, Изборск, Смоленск - в России немало древних городов. Вспоминаем их историю и рассказываем о значении, которое они имели в истории страны. О том, какими были эти города столетия назад и какими стали в нынешнем веке, - в материале портала «Культура.РФ» .

Старая Ладога, Ленинградская область

Крепость Старая Ладога. Церковь Святого Георгия с шатрами и башнями. Фотография: Михаил Коханчиков / фотобанк «Лори»

Сегодня Старая Ладога - это небольшой поселок в Ленинградской области, однако когда-то именно этот город стал первой столицей Руси. Согласно некоторым летописям, прибывший на Русь варяг Рюрик сел княжить не в Новгороде, а именно в Старой Ладоге, где в то время строилась мощная крепость.

По данным археологических исследований, Старая Ладога существовала задолго до прихода Рюрика и была важным пунктом торгового пути «из варяг в греки»: на территории города обнаружили клад арабских серебряных дирхемов, датируемый 786 годом. Датой же основания города историки считают 753 год, когда других славянских городов вовсе не существовало.

Псков

Псковский кремль. Фотография: Игорь Литвяк / фотобанк «Лори»

Немногим моложе Ростова город Псков - в Лаврентьевской летописи он упоминается под 903 годом, когда князь Игорь познакомился с будущей княгиней Ольгой, происходившей из этих мест. По инициативе Ольги в Пскове был построен Троицкий собор (сегодня на его месте находится одноименная церковь 1699 года).

В Средние века Псков, как и Новгород, был центром собственной независимой республики, но в 1510 году его присоединило к себе Великое княжество Московское.

Псковский кром , или кремль, заложенный еще в XI веке, был настолько крепким, что многочисленные войска ливонцев, меченосцев и других иноземных захватчиков так и не смогли взять его. Хотя высота крепости была небольшой (шесть - восемь метров), стены толщиной шесть метров делали кремль недоступным для врагов.

Среди других древних достопримечательностей Пскова - Мирожский монастырь XII века. В его соборном храме находятся лучше других сохранившиеся фрески домонгольского времени. Также в Пскове всегда было развито гончарное ремесло, и сегодня в лавках местных мастеров можно купить необычные сосуды, соединенные диагональной ручкой, «двойнята», свистульки и игрушки.

Углич, Ярославская область

Вид на церковь Рождества Иоанна Предтечи на Волге и Воскресенский мужской монастырь. Фотография: Игорь Литвяк / фотобанк «Лори»

Датой основания Углича считается 937 год - поселение заложил родственник княгини Ольги Ян Плескович. Впоследствии Углич упоминался в летописях лишь в 1148 году. В Средневековье он был центром небольшого княжества, но его полностью сожгли татаро-монголы. В конце XIV века возродившийся город был снова уничтожен - на этот раз тверским князем Михаилом.

Ключевым событием в истории Углича стала загадочная смерть наследника русского престола царевича Дмитрия. Младший сын Ивана Грозного, вероятный наследник престола восьмилетний Дмитрий страдал эпилепсией, и якобы сам упал на нож во время игры «в тычку» («ножички»). Ему посвящен один из главных городских памятников - церковь Дмитрия на Крови, небольшое каменное здание с шатровой колокольней конца XVII века. Сохранились и так называемые палаты царевича Дмитрия XV века, построенные еще князем Андреем Васильевичем в Угличском кремле. От некогда роскошного княжеского дворца сохранилась лишь престольная палата, своеобразный тронный зал. Сегодня в нем находится экспозиция Угличского музея.

В Угличе расположена одна из самых старых советских гидроэлектростанций. В 1930-х годах ее построили лагерные заключенные - для обеспечения энергией Москвы. Сегодня в соседнем с ГЭС здании находится Музей гидроэнергетики, где с помощью специальных генераторов посетители могут попробовать выработать электрический ток.

Брянск

Свято-Покровский собор. Фотография: Екатерина / фотобанк «Лори»

Хотя Брянск упоминается в летописи лишь в 1146 году, датой его основания считается 985-й, на что указывают многие археологические исследования.

Первое время Брянск был одним из городов Черниговского княжества, но в XIII веке стал центром собственного, которое включало в себя Чернигов, Новгород-Северский и другие города, расположенные в том числе на территории современной Украины. Приграничный Брянск часто становился жертвой вражеских военных походов: в XIV веке он даже был на время присоединен к Великому княжеству Литовскому. Окончательно к Московскому государству Брянск присоединили в 1500 году.

Самый древний памятник Брянска, дошедший до наших дней, относится лишь к концу XVII века - Покровский собор. Остальные исторические здания были построены и того позднее - в XVIII–XIX веках.

Согласно былинам, в брянских лесах жил Соловей-разбойник - главный противник Ильи Муромца. Отсюда же был родом и легендарный монах-богатырь Александр Пересвет, чей поединок с Челубеем предшествовал Куликовской битве.

English: Wikipedia is making the site more secure. You are using an old web browser that will not be able to connect to Wikipedia in the future. Please update your device or contact your IT administrator.

中文: 维基百科正在使网站更加安全。您正在使用旧的浏览器,这在将来无法连接维基百科。请更新您的设备或联络您的IT管理员。以下提供更长,更具技术性的更新(仅英语)。

Español: Wikipedia está haciendo el sitio más seguro. Usted está utilizando un navegador web viejo que no será capaz de conectarse a Wikipedia en el futuro. Actualice su dispositivo o contacte a su administrador informático. Más abajo hay una actualización más larga y más técnica en inglés.

ﺎﻠﻋﺮﺒﻳﺓ: ويكيبيديا تسعى لتأمين الموقع أكثر من ذي قبل. أنت تستخدم متصفح وب قديم لن يتمكن من الاتصال بموقع ويكيبيديا في المستقبل. يرجى تحديث جهازك أو الاتصال بغداري تقنية المعلومات الخاص بك. يوجد تحديث فني أطول ومغرق في التقنية باللغة الإنجليزية تاليا.

Français: Wikipédia va bientôt augmenter la sécurité de son site. Vous utilisez actuellement un navigateur web ancien, qui ne pourra plus se connecter à Wikipédia lorsque ce sera fait. Merci de mettre à jour votre appareil ou de contacter votre administrateur informatique à cette fin. Des informations supplémentaires plus techniques et en anglais sont disponibles ci-dessous.

日本語: ウィキペディアではサイトのセキュリティを高めています。ご利用のブラウザはバージョンが古く、今後、ウィキペディアに接続できなくなる可能性があります。デバイスを更新するか、IT管理者にご相談ください。技術面の詳しい更新情報は以下に英語で提供しています。

Deutsch: Wikipedia erhöht die Sicherheit der Webseite. Du benutzt einen alten Webbrowser, der in Zukunft nicht mehr auf Wikipedia zugreifen können wird. Bitte aktualisiere dein Gerät oder sprich deinen IT-Administrator an. Ausführlichere (und technisch detailliertere) Hinweise findest Du unten in englischer Sprache.

Italiano: Wikipedia sta rendendo il sito più sicuro. Stai usando un browser web che non sarà in grado di connettersi a Wikipedia in futuro. Per favore, aggiorna il tuo dispositivo o contatta il tuo amministratore informatico. Più in basso è disponibile un aggiornamento più dettagliato e tecnico in inglese.

Magyar: Biztonságosabb lesz a Wikipédia. A böngésző, amit használsz, nem lesz képes kapcsolódni a jövőben. Használj modernebb szoftvert vagy jelezd a problémát a rendszergazdádnak. Alább olvashatod a részletesebb magyarázatot (angolul).

Svenska: Wikipedia gör sidan mer säker. Du använder en äldre webbläsare som inte kommer att kunna läsa Wikipedia i framtiden. Uppdatera din enhet eller kontakta din IT-administratör. Det finns en längre och mer teknisk förklaring på engelska längre ned.

हिन्दी: विकिपीडिया साइट को और अधिक सुरक्षित बना रहा है। आप एक पुराने वेब ब्राउज़र का उपयोग कर रहे हैं जो भविष्य में विकिपीडिया से कनेक्ट नहीं हो पाएगा। कृपया अपना डिवाइस अपडेट करें या अपने आईटी व्यवस्थापक से संपर्क करें। नीचे अंग्रेजी में एक लंबा और अधिक तकनीकी अद्यतन है।

We are removing support for insecure TLS protocol versions, specifically TLSv1.0 and TLSv1.1, which your browser software relies on to connect to our sites. This is usually caused by outdated browsers, or older Android smartphones. Or it could be interference from corporate or personal "Web Security" software, which actually downgrades connection security.

You must upgrade your web browser or otherwise fix this issue to access our sites. This message will remain until Jan 1, 2020. After that date, your browser will not be able to establish a connection to our servers.


Введение 3

1.Происхождение Руси 4

2. Возникновение Киевской Руси 5

3.Начало раздробленности на Руси 16

4. Политическая раздробленность на Руси 18

Заключение 23

Список литературы 25

Введение

Формально Древнюю Русь нельзя отнести к древнейшим мировым цивилизациям. Но это отнюдь не уменьшает ни величия Киевской Руси , ни значения этого периода, ни интереса, проявляемого к нему.

На заре нашей эры территория нынешней Восточной Европы была заселена представителями большого количества как славянских, так и неславянских племен. Несмотря на достаточно высокий уровень материального развития, сколь-нибудь значимых государственных образований не возникало.

И лишь в конце первого тысячелетия нашей эры, под эгидой славянского племени половичей образовалось государство, во многом определившее дальнейшее развитие Восточной Европы - Киевская Русь .

Одно из мощнейших государств своего времени, простирающееся от Белого до Черного морей, Киевская Русь была хорошо известна всему Западу и Востоку. Киевские князья породнились со множеством европейских королевских домов - Французским, Норвежским, Шведским, Византийским. Своим великолепием, богатством и многолюдием стольный Киев поражал даже бывалых путешественников.

  1. Происхождение Руси

Государство восточных славян, получившее политико-географическое название «Русь», возникло в IX в. Вначале, в IX в., сформировалось два протогосударственных объединения. Одним из них был союз полян с центром в Киеве. Другим - объединение ильменских славян, кривичей и финноязычных племен на севере, в районе озера Ильмень. Ильменские славяне построили на реке Волхов город Словенск (впоследствии близ этого места возник Новгород Великий).

Начальное новгородское летописание в корне противоречило интересам и установкам киевских князей, к идеологам которых относились и монахи Киево-Печерской лавры, включая Нестора (1056-1114). Признать, что новгородские князья древнее киевских, что русская княжеская династия существовала задолго до Рюрика, считалось страшной и недопустимой политической крамолой во времена как Нестора, так и длительной борьбы великих князей Московских против новгородской самостийности и сепаратизма. Она подрывала право киевских князей на первородную власть, а потому беспощадно искоренялась. Отсюда совершенно ясно, почему в "Повести временных лет" нет ни слова о Словене и Русе, которые положили начало русской государственности не на киевском берегу Днепра, а на берегах Волхова.

В ходе своего становления Русь приобрела особенности как Восточных так и Западных государственных образований, поскольку занимала срединное положение между Европой и Азией и не имела ярко выраженных естественных географических границ в пределах огромного равнинного. Потребность в постоянной защите от внешних врагов значительной территории вынуждала сплачиваться народы с разным типом развития, вероисповедания, культуры, языка, создавать сильную государственную власть.

В IX в. у восточных славян формируется классовое общество и государство, как закономерный этап развития. Предпосылки образования государства у славян, это развитие ремесла, земледелия; становление городов; возникновение имущественного неравенства, института частной собственности.

Примерно в конце V века в Новгороде образовалось княжество, где первокнязем был Славен, потом княжили три его сына - Избор, Владимир и Столпосвет, а потомок Владимира (Древнего) в девятом поколении Буривой был отцом новгородского князя Гостомысла, на котором прервалась эта династия.


2. Возникновение Киевской Руси

Одним из крупнейших государств европейского Средневековья стала IX-XII вв. Киевская Русь. В отличие от других стран, как восточных, так и западных, процесс формирования российской государственности имел свои специфические черты. Одна из них - геополитическая и пространственная ситуация - государство Русь занимало среднее положение между Европой и Азией и не имело ярко выраженных, естественных географических границ и пределах огромного равнинного пространства.

Потребность в постоянной защите от внешних врагов значительной территории вынуждала сплачиваться народы с разным типом развития культуры, языка и создавать сильную государственную власть.

Превращение Рюрика из предводителя наемной дружины в новгородского князя способствовало прекращению усобиц и усилению роли Новгорода как политического центра союза северной группы славянских племен.

К тому времени создались объективные предпосылки для объединения северного и южного центров государственности восточных славян. Политически это объединение осуществил «северный» новгородский князь Олег, прозванный Вещим (? – 912, по другим данным 922).

Князь Олег, совершив поход из Новгорода вниз по Днепру, взял Смоленск, главный город кривичей, затем Любеч, обманув и убив правивших в Киеве варяжских князей Аскольда и Дира, Олег захватил город, где и утвердился, став новгородским и киевским князем. Это событие, относимое летописью к 882 году, традиционно считается датой образования Древнерусского государства – Киевской Руси, с центром в Киеве.

Затем Олег подчинил древлян, северян и радимичей.

В 907г. киевский князь Олег привел (морем и берегом) к столице Византии многочисленное войско, в состав которого, кроме киевской дружины, вошли отряды воинов из зависимых от Киева славянских союзов племенных княжеств и наемники - варяги. В результате похода были опустошены окрестности Константинополя и в 911 г. заключен выгодный для Руси мирный договор. Согласно договору, русские, приезжающие в Византию с торговыми целями, имели привилегированное положение.

В знаменитом договоре Олега с греками 912 года, заключенном после блистательной осады Царьграда и капитуляции византийцев, нет ни слова о князе Игоре (877-945) - номинальном властителе Киевской Руси, опекуном которого был Олег. То, что Олег Вещий - первый подлинный строитель Русской державы, прекрасно осознавали во все времена. Он расширил ее пределы, утвердил власть новой династии в Киеве, отстоял легитимность Рюрикова престолонаследника, нанес первый смертельный удар по всевластию Хазарского каганата. До появления на берегах Днепра Олега и его дружины "неразумные хазары" безнаказанно собирали дань с соседних славянских племен. Несколько веков сосали они русскую кровь, а под конец попытались даже навязать и совершенно чуждую русскому народу идеологию-исповедуемый хазарами иудаизм.

Само создание славянской письменности совпало с появлением на Ладоге и в Новгороде Рюрика с братьями. Разница же - не во времени, а в пространстве: русские варяги объявились на северо-западе, а византийски грек Кирилл (в миру Константин) начал свою миссионерскую деятельность на юге. Ориентировочно в 860-861 годах он отправился проповедовать в Хазарский каганат, под властью которого в то время находилось большинство русских племен, а по окончании миссии удалился в малоазийский монастырь, где и разработал славянскую азбуку. Произошло это, скорее всего, в том же самом 862 году, когда в русской летописи зафиксировано пресловутое призвание князей. 862 год не может подвергаться сомнению, ибо именно тогда Кирилл и Мефодий отправились в Моравию, уже имея на руках разработанную азбуку. В дальнейшем славянская письменность распространилась на Болгарию, Сербию и Русь. На это ушло почти четверть века. Какими путями и темпами это происходило на Руси - остается только догадываться. Но для повсеместного утверждения новой письменности одного "самотека", разумеется, было недостаточно. Требовалось государственное решение и воля авторитетного правителя. По счастью, такой правитель на Руси к тому времени уже был, и воли ему было не занимать. А потому отдадим должное князю Олегу за его воистину вещее решение.

Прозвище Олега - "вещий" - во времена Нестора отнюдь не означало "мудрый", а относилось исключительно к его склонности к волхвованию. Другими словами, князь Олег как верховный правитель и предводитель дружины одновременно выполнял еще и функции жреца, волхва, кудесника, чародея.

Суровый и непреклонный волхв, облеченный властью, он, надо полагать, весьма нетерпимо относился к христианским миссионерам. Олег взял у них азбуку, но не принял учения. Как вообще относились в те времена к христианским проповедникам славяне-язычники, хорошо известно из западноевропейских хроник. Балтийские славяне до обращения их в христианство расправлялись с католическими миссионерами жесточайшим способом. Не приходится сомневаться, что борьба не на жизнь, а на смерть происходила и на территории Руси. Возможно, не последнюю роль играл в этом и князь-жрец Олег.

После его смерти процесс дальнейшего формирования державы Рюриковичей сделался уже необратимым. Его заслуги в этом деле неоспоримы. Думается, лучше всего о них сказал Карамзин: "Мудростью Правителя цветут государства образованные; но только сильная рука Героя основывает великие Империи и служит им надежною опорою в их опасной новости. Древняя Россия славится не одним Героем: никто из них не мог сравняться с Олегом в завоеваниях, которые утвердили ее бытие могущественное".

Продолжая повествование о первых киевских князьях, отметим, что преемником Олега стал Игорь (877 - 945), сын Рюрика, великий князь киевский с 912.

Князь Игорь в 941г. совершил новый поход на Константинополь. Поводом для похода послужило, по-видимому, нарушение византийцами Действующего договора. Войско Игоря потерпело жестокое поражение в морской битве, (русские корабли были сожжены "греческим огнем"). Тогда в 944г. киевский князь в союзе с печенегами предпринял вторую попытку. На этот раз до сражения не дошло, и был заключен новый мирный договор несколько менее выгодный для Руси, чем договор Олега.

На обратном пути на Русь (945 г.) Игорь был убит древлянами, с которых он только, что собрал дань. Один из греческих летописцев, Лев Дьяков, уверяет, что древляне разорвали Игоря, привязав к двум деревьям, нагнутым до земли и потом отпущенным.

После смерти Игоря вдова его, Ольга (~890-969), правила государством за малолетством своего сына Святослава. Первой ее заботой было отомстить древлянам. Послы древлян были убиты, уничтожена столица древлян Искоростень, часть древлян обращена в рабство.

Она же отменила опасное "полюдье", установив твердый размер дани ("Уроки""), сроки ее сдачи и место сбора ("погосты"). Эти погосты становились затем опорными центрами княжеской власти.

Однако эта мстительная княгиня ввела первое христианство в России.

Княгиня Ольга поддерживала с Византией мирные отношения. В 946 или 957г. (этот вопрос спорен) она совершила дипломатический визит и Константинополь и приняла христианство. Нестор рассказывает, что она отправилась в Царьград к императору Константину Порфирородному, удивила его своей хитростью и твердостью и была окрещена под именем Елены. Предание нарекло Ольгу Хитрою, церковь Святою, история Мудрою.

Святая княгиня Ольга - одна из самых выдающихся личностей ранней русской истории. Сын Ольги и Игоря Святослав I Игоревич (~905-972), великий князь киевский, уделял мало времени внутренним делам государства, основное внимание уделялось внешнеполитическим вопросам. Характеризуя внешнеполитическую деятельность, следует отметить, что в IX в. наиболее опасным противником быт Хазарский каганат. В 964-965г. князь Святослав Игоревич в походе на Итиль (Волгу) нанес решающий удар по Хазарскому каганату и взял крепость Саркел. Позднее в 968-969 годах его дружины разрушили города Итиль и Семендер. Хазарский каганат прекратил свое существование.

Святослав совершал походы с 964 из Киева на Оку, в Поволжье, на Сев. Кавказ, освободил вятичей от власти хазар, в состав Руси вошли земли ясов, косогов, народов Кавказа. Он попытался приблизить границы Руси к Византии, стремился создать русско-болгарское государство с центром в низовьях Дуная.

По договоренности с византийским императором Никифором Фокой, Святослав выступил против Дунайской Болгарии. Святослав одержал победу и обосновался на Нижнем Дунае. Отсюда он начал угрожать и самой Византии. Византийская дипломатия сумела направить против Руси печенегов, которые, воспользовавшись отсутствием русского князя, в 968 г. едва не взяли Киев. Святослав вернулся на Русь, разбил печенегов и вновь возвратился на Дунай. Здесь, заключив союз с болгарским царем Борисом, он начал войну с Византией и перейдя Балканы, вторгся во Фракию. Военные действия проходили с переменным успехом, но в конце концов Святославу пришлось отступить обратно к Дунаю.

В 971 г. новый византийский император Иоанн Цимисхий перешел в наступление, занял столицу Болгарии Преслав и осадил Святослава в Доростоле (на правом берегу Дуная). Решающего успеха византийцам достичь не удалось, но и истощивший свои силы Святослав вынужден был согласиться на заключение договора, согласно которому он терял все позиции, завоеванные им на Балканах. В 972 г. Святослав с частью войска возвращался в Киев по Днепру. У днепровских порогов подкупленные византийской дипломатией печенеги устроили засаду и Святослав был убит.

После смерти Святослава его сыновья образовали триумвират:

    Ярополк I Святославович(?-980), старший сын князя Святослава – в Киеве (с 972).

    Олег – в Искоростене у древлян.

    Владимир I Святославович (?-1015), младший сын Святослава от рабыни Малуши, ключницы княгини Ольги– в Новгороде (с 969), великий князь киевский (с 980).

Во время усобиц княжеская власть ослабла. Владимиру Святославовичу пришлось покорять вятичей, радимичей и ятвягов; воевал с печенегами, Волжской Болгарией, Византией и Польшей. При нем сооружены оборонительные рубежи по рекам Десна, Осетр, Трубеж, Сула и др., заново укреплен и застроен каменными зданиями г. Киев.

Отношения с тюркоязычными печенегами, в начале X в. занявшими причерноморские степи от Дуная до Дона, были также важной составной частью древнерусской внешней политики. Особенно силен был печенежский натиск на южнорусские земли в конце X в. Владимир сумел организовать оборону южных границ, построив сторожевые крепости вдоль пограничных со степью рек- Десны, Сейма, Сулы, Роси.

При Владимире I все земли восточных славян объединились в составе Киевской Руси. Окончательно были присоединены вятичи, земли по обе стороны Карпат, в 981 году присоединил к русскому государству так называемые "Грады Червенские" - земли на юго-западе, захваченные ранее польским князем Мешко I. Происходило дальнейшее укрепление государственною аппарата. Княжеские сыновья и старшие дружинники получили в управление крупнейшие центры.

Таким образом, формирование территориальной структуры государства Русь завершилось в конце X века. К этому времени была ликвидирована «автономия» всех восточнославянских союзов племенных княжеств. Изменилась и форма взимания дани. Теперь уже не было необходимости в полюдьи - объездах, исходящих из Киева. Дань собиралась наместниками киевского князя. Две трети сопранной дани отправлялось в Киев, оставшаяся часть распределялась между дружинниками князя- наместника. Территории в рамках единого раннефеодального государства, управляемые князьями-вассалами киевского правителя, получили название волость. В целом же в X в. государство именовалось "Русь", "Русская земля". Это название распространилось со Среднего Поднепровья на всю территорию, подвластную киевским князьям.

В этих условиях сохранившиеся следы былой независимости стали неприемлемы для центральной власти. В идеологии же пережитками старины оказывались местные языческие культы, поощрявшие сепаратистские настроения.

Первой религиозной реформой в 980г. Владимир пытался приспособить языческую веру к происходящим в стране процессам. На берегу Днепра был создан языческий пантеон. Главным богом был выбран Перун. Однако это не привело к закреплению монотеизма.

Вторая религиозная реформа, проведенная в 988-989 гг., заключалась в принятии христианства. Владимир и его окружение прекрасно осознавали необходимость отказа от язычества в пользу православия, как одного из условий ликвидации изоляции Руси от европейского христианского мира. Провозглашение монотеизма укрепляло позиции главы государства и освящало сословную иерархию, складывающуюся в древнерусском обществе. Наконец, христианство формировало новую мораль, более гуманную и высоконравственную. Формально крещение Владимира произошло в связи с его женитьбой на византийской принцессе Анне.

988 год принято считать годом принятия христианства в качестве государственной религии. Владимир, крестившись сам, крестил своих бояр, а затем и весь народ. Крещение людей, которое проводилось не только убеждением, но и насилием, стало лишь началом утверждения новой религии. Языческие обычаи и верования сохранялись еще длительное время и до сих пор уживаются с христианством. Только на рубеже XIV – XV вв., когда завершилось формирование классов феодального общества, оно стало орудием классового господства, оно стало орудием классового господства, главным рычагом для объединения русских земель вокруг Москвы. Поэтому христианство, вводимое по воле киевской знати и Полянской общины, наталкивалось на сопротивление других славянских общин. В этом главная причина медленного его распространения в Древней Руси растянувшегося до XV в.

В тоже время, ввиду противостояния католицизма и православия, Русь обособилась от западноевропейской цивилизации.

Летописец не жалеет красок в описании личности князя, впоследствии прозванного Красным Солнышком (ни в одной летописи, кстати, такого эпитета нет). Отчасти это чисто литературный прием, смысл которого - контрастно противопоставить необузданного язычника благоверному христианину. Но именно благодаря этому в летописи и сохранились колоритные подробности разгульной жизни князя, его беспросветного блуда и вызывающей сексуальной жестокости. Еще в 18-летнем возрасте он не просто насильно овладел юной полоцкой княжной Рогнедой, но предпочел сделать это демонстративно на глазах ее родителей.

Известен и другой случай, произошедший уже после принятия крещения. Речь идет о знаменитом корсуньском походе Владимира. В крымской крепости Корсуни (Херсонес), принадлежавшей Византии, находился императорский наместник и греческий гарнизон. После изнурительной осады византийцы вынуждены были сдаться на милость победителя.

Смерть крестителя Руси была насильственной, когда в 30-е годы XVII века по указанию митрополита Петра Могилы в Киеве производились раскопки Десятинной церкви, разрушенной еще во времена Батыева нашествия, был найден мраморный саркофаг-гробница с именем Владимира Святославича, а в нем - кости со следами глубоких разрубов и отсеченной головой, при этом некоторые части скелета вообще отсутствовали...

В этот сложный момент в столице находился бывший туровский князь Святополк (Окаянный) и муромский князь Глеб - его, как и Бориса, отец держал при себе. Глеб после смерти отца - ему, может быть, не было и двадцати - был сразу же оттеснен в сторону своим 35-летним двоюродным братом Святополком.

Узнав, что великий князь скончался, Святополк сразу же въезжает в княжеский Дворец. Первое, что он пытается сделать - заручиться поддержкой горожан. Князь приглашает известных в Киеве людей и, желая привлечь их на свою сторону, раздает богатые подарки.

Между тем Борис Владимирович приближался к Киеву, не встретив в степи печенегов, он возвращается с войском домой - от Переяславля не больше трех дней пути. И когда Святополку сообщили, что тот уже недалеко от столицы, новоявленный великий князь, бросив все, бежал из города.

Утвердившись на киевском столе, Борис вскоре начинает войну с братом, новгородским князем Ярославом. Инициатива шла от новгородского князя: он теперь старший в роде, и великий стол по праву, казалось бы, должен был принадлежать ему.

Ярослав привел под стены Киева 40-тысячное новгородское ополчение да еще тысячу профессиональных воинов-варягов. Два войска - киевское и новгородское - встретились на Днепре, недалеко от Любеча. Три недели, по другим сведениям - три месяца, не решались противники напасть друг на друга. Наконец новгородский князь решился. Ночью, переправившись через реку, он внезапно атаковал. Войско Бориса было разгромлено. Это произошло осенью 1015 года или, что вероятнее, весной следующего.

Потерпев поражение, Борис Владимирович направился в Ростов.

В следующем, 1017 году, Борис, собрав новое войско, снова идет на Киев против старшего брата. Только огромным напряжением сил Ярославу удалось выбить из города войско Бориса, а потом и разгромить.

Борис Владимирович, потерпев снова поражение, на этот раз не стал возвращаться в Ростов, он отправился к печенегам или к каким-то другим кочевникам. Как оказался он там: еще вчера враги, сегодня – союзники? Но вряд ли стоит удивляться этому. Будущих святых братьев родила Владимиру жена - волжская булгарка. Возможно для укрепления своих позиций Борис намеревался воспользоваться услугами родичей по материнской линии и привести к Киеву тюркскую орду.

Скоро, вероятно, в том же 1017 году, Борис снова идет на Ярослава. Но на этот раз дело до сражения не дошло. По некоторым данным во время внезапное нападение, Борис был убит наемниками-варягами, сделав это - с ведома князя - они принесли его голову Ярославу.

Святополк - виновник (возможно!) гибели не трех, а одного брата - Глеба: Борис погибает в междоусобной войне с Ярославом.

Летом 1018 года Святополк со своим тестем Болеславом Храбрым, который к тому времени закончил войну с германским императором, выступили против киевского князя. 22 июля Ярослав Владимирович был разбит на реке Бут, на Волыни. А в середине августа союзники уже вступили в русскую столицу.

Таким образом, снова, спустя три года, Святополк утвердился на великокняжеском столе. Но и на этот раз долго править ему не пришлось. Между ним и Болеславом вскоре произошел серьезный конфликт. Не без ведома Святополка поляков, расквартированных по ближайшим селениям, стали уничтожать. И польский князь, забрав добычу, спустя непродолжительное время оставил Киев. В качестве компенсации он увез с собой восемь дочерей Владимира Святославича. Под власть Польши снова отошли и "Грады Червенские".

Ярослав после поражения на Буте пытался бежать в Скандинавию - он зять короля Швеции. Однако новгородцы не позволили ему этого: они изрубили суда, на которых он собирался отплыть. Тогда он нанимает варягов, - может быть, продлен договор со старыми наемниками, - и скоро князь снова выступает в поход против Святополка. На этот раз Ярослав занимает Киев без боя. Святополк лишившись поддержки поляков, не решился вступить в сражение. На следующий год он делает еще одну попытку - последнюю - захватить киевский престол, но терпит поражение на реке Альте и спустя некоторое время умирает.

Когда вокруг не осталось соперников, Ярослав, что называется, поумнел и прослыл Мудрым. Таковым, кстати, ни современники, ни летописцы его не величали, а эпитет придуман Карамзиным. В общем-то, Карамзин не ошибся. Сын Владимира Святого, сначала новгородский, а затем и киевский князь Ярослав Владимирович действительно оказался мудрым, оказался достойным продолжателем дела своего великого отца и стал одним из выдающихся деятелей русской истории.

Он быстро уразумел, что подлинное могущество государства достигается вовсе не в беспрестанной гражданской войне, а путем мира и стабильности. Активную энергию, скопившуюся в массах, следует направлять не на агрессию друг против друга, а на хозяйственное процветание, оборотистую и взаимовыгодную торговлю, дружбу с соседями, основанную на внушительной военной силе, на укрепление веры и духа, поощрение строительства, искусств и ремесел. В этом и состоит истинная государственная мудрость.

Внешнюю политику Ярослава можно признать удачной. Он совершил в 1030 г. поход на финское племя чудь и построил там город Юрьев. В 1036 г. он нанес под Киевом столь сокрушительное поражение печенегам, что они больше не появлялись в пределах Киевского государства. На границе со степью была создана система укреплений и городов. Ярослав вел трехлетию войну с Византией, но хотя на полях сражения не было решительных побед, а княжеское войско терпело даже поражение, заключенный в 1043 г. мир был выгоден для Киева. Византия подтвердила установленные ранее привилегии в торговле, отпустила пленных.

Ярослав Мудрый был известен как образованный человек, знавший несколько иностранных языков и имевший богатую библиотеку. При нем Киевская Русь достигла наивысшего могущества. Киев превратился в один из крупнейших городов Европы, соперничавший с Константинополем. По дошедшим свидетельствам, в городе было около четырехсот церквей и восемь рынков. По преданию, в 1037 г. на месте, где Ярослав ранее разбил печенегов, был возведен Софийский собор - храм, посвященный мудрости, божественному разуму, правящему миром. Тогда же, при Ярославе, в Киеве были сооружены Золотые ворота- парадный въезд в столицу Древней Руси. Широко велись работы по переписке и переводу книг на русский язык, обучение грамоте.

При Ярославе Мудром Русь достигла широкого международного признания. С семьей киевского князя стремились породниться крупнейшие королевские дворы Европы. Сам Ярослав был женат на шведской принцессе. Его дочери были замужем за французским, венгерским и норвежским королями. Польский король женился на сестре великого князя, а внучка Ярослава вышла замуж за германского императора.

3.Начало раздробленности на Руси

В 1052 году сын Ярослава Мудрого Всеволод женился на греческой царевне - дочери византийского императора Константина Мономаха (как ни странно, ни русские, ни греческие источники имени прекрасной избранницы не сохранили). Через год у молодой четы родился первенец, нареченный Владимиром. Лишь спустя 60 лет довелось ему взойти на киевский престол, но зато и стал он одним из выдающихся лиц русской истории, получив к тому же от своего венценосного деда еще и звучное прозвище - Владимир Мономах (1053-1125).

Его фигура на фоне сотен и тысяч безликих князей, промелькнувших на горизонте русской истории, представляется, безусловно, почти Монбланом. Консолидирующая роль князя в отражении половецкой агрессии сомнению не подлежит. Умирая, Ярослав Мудрый разделил территорию державы между пятью своими сыновьями и племянником от умершего старшего сына Владимира. Он завещал наследникам жить в мире и любви и слушаться во всем старшего брата Изяслава.

Такой порядок передачи престола к старшему в роду т.е. от брата к брату, а после смерти последнего из княживших братьев старшему племяннику, получил название "очередного" или "лествичного" (от слова "лестница"). Киевский престол, таким образом, должен был занимать старший в роду Рюриковичей князь.

Сложность династических счетов, с одной стороны, рост могущества каждого отдельного княжества, с другой, личные амбиции, с третьей, неминуемо вели к княжеским усобицам. После смерти Ярослава Мудрого (1054г.) начались усобицы. Долгие кровавые столкновения между многочисленными сыновьями и внуками знаменитого князя, переход Киева из одних рук в другие привели к бесчинствам иностранных наемников, используемых князьями в борьбе друг с другом, и ослабили Русь перед лицом половецкой угрозы. Необходимо было принимать быстрые и неординарные меры.

В 1097г. в Любече собрался княжеский съезд. Для предотвращения ослаблявших Русь междоусобиц съезд установил новый принцип организации власти: "Кождо да держить отчину свою". Отныне Русь считалась уже не единым владением княжеского рода, а совокупностью "отчин", которыми наследственно владели различные ветви княжеской династии. В силу новизны предложенный выше принцип не мог стать непреложным законом - усобицы вскоре возобновились.

Наиболее популярным на Руси в то время был Владимир Всеволодович Мономах, прославившийся походами на половцев. Во время его княжения (1113 - 1125гг.) обстановка была стабилизирована. Владимиру Мономаху удалось удержать под своей властью всю русскую землю. При Мономахе укрепился международный авторитет Руси. Сам князь был внуком византийского императора Константина Мономаха. Его женой стала английская принцесса. Не случайно Иван III, великий князь московский, который любил "ворошить летописцы", часто обращался к княжению Владимира Мономаха. С его именем связывали и появление на Руси короны русских царей - шапки Мономаха, и преемственность власти русских царей от константинопольских императоров. При Владимире Мономахе была составлена начальная русская летопись "Повесть временных лет". Он вошел в нашу историю как крупный политический деятель, полководец и писатель.

Сыну Владимира Мономаха - Мстиславу I Великому (1125 - 1132гг.) удавалось еще некоторое время удерживать единство русских земель. После смерти Мстислава Киевская Русь окончательно распалась на полтора десятка княжеств - государств. Наступил период, получивший в истории название периода раздробленности или удельного периода.

И действительно, на основе Киевской Руси сложилось примерно 15 княжеств и земель к середине XII в., к началу XIII в. перед монгольским нашествием около 50 княжеств, а в XIV в. (перед консолидацией) уже около 250 удельных княжеств.

4. Политическая раздробленность на Руси

Политическая раздробленность стала новой формой организации русской государственности в условиях освоения территории страны и ее дальнейшего развития по восходящей линии. Показателем подъема экономики явился рост числа городов. На Руси, накануне монгольского вторжения было около 300 городов- центров высокоразвитого ремесла, торговли, культуры.

Киев стал первым среди равных княжеств - государств. Вскоре другие земли догнали и даже опередили его в своем развитии. Сложились, таким образом, полтора десятка самостоятельных княжеств и земель, границы которых сформировались в рамках Киевской державы как рубежи уделов, волостей, где правили местные династии.

В результате дробления в качестве самостоятельных выделились княжества, названия которым дали стольные города: Киевское, Черниговское, Переяславское, Муромское, Рязанское, Ростово-Суздальское, Смоленское, Галицкое, Владимиро - Волынское, Полоцкое, Турово-Пинское, Тьмутараканское, Новогородская и Псковская земли. В каждой из земель правила своя династия - одна из ветвей Рюриковичей.

Двум наиболее крупным русским княжествам: Ростово-Суздальскому и Новгородскому будет суждено сыграть немаловажную роль в жизни будущего государства.

До XII в. первое из них являлось глухой провинцией Киевской Руси. В конце XI - XII в. этот край подвергся бурной колонизации. Опасность половецких набегов, экстенсивный характер земледелия, перенаселенность "старых" земель, бегство от притязаний оседавших на землю дружинников заставили крестьян искать лучшей доли на новом месте.

Среди факторов, способствовавших подъему экономики и отделению Ростово-Суздальской земли от Киевской державы, следует назвать наличие выгодных торговых путей, проходивших по территории княжества. Важнейшим из них был Волжский торговый путь, связывавший северо-восточную Русь со странами Востока. Через верховье Волги и систему рек можно было пройти к Новгороду и далее в страны Западной Европы.

В Ростово-Суздальской земле, столицей которой тогда был город Суздаль, княжил в то время шестой сын Владимира Мономаха - Юрий (1125 -1157). За постоянное стремление расширить свою территорию и подчинить себе Киевом получил прозвище "Долгорукий". Юрий Долгорукий, как и его предшественники, всю жизнь посвятил борьбе за киевский великокняжеский престол. Захватив Киев и став великим князем Киевским, Юрий Долгорукий не забывал о своих северо-восточных землях. Он активно влиял на политику Новгорода Великого. Юрий вел широкое строительство укрепленных городов на границах своего княжества. Под 1147 г. в летописи впервые упоминается о Москве, выстроенной на месте бывшей усадьбы боярина Кучки, конфискованной Юрием Долгоруким.

При Юрии Долгоруком центр русской государственности стал постепенно перемещаться с юга на северо-восток.

Этот необратимый процесс продолжился при его сыне - Владимиро-суздальском князе Андрее Юрьевиче, прозванном Боголюбским (~1111-1174). Позднейшая историографическая и религиозная традиция сильно приукрасила и идеализировала его персону. В действительности же это была противоречивая, властолюбивая, бескомпромиссная и жестокая личность. Его отношения с половцами были крепки как никогда: еще бы - его матерью была княжна-половчанка (история, правда, не сохранила ее имени). Стремясь к укреплению самовластья, Андрей Боголюбский развивал политическую экспансию на двух направлениях - новгородском и киевском. В 1171 году он послал к Киеву громадную рать во главе с сыном Мстиславом. Город был осажден, взят штурмом и отдан на разграбление разношерстному владимиро-суздальскому войску, в состав которого входили и тюркские союзники. Действия победителей в поверженном городе ничем не отличались от поведения любых других захватчиков.

Андрей перенес столицу из богатого боярского Ростова в небольшой городок Владимир-на-Клязьме. Были сооружены неприступные белокаменные Золотые ворота, возведен величественный Успенский собор. В шести километрах от столицы княжества на слиянии рек Нерль и Клязьма Андрей основал свою загородную резиденцию - Боголюбово. Здесь он проводил значительную часть времени, за что и получил прозвище "Боголюбский". Здесь, в Боголюбском дворце, июльской ночью 1174 г. Андрей был убит в результате заговора бояр, во главе которого стояли бояре Кучковичи, бывшие владельцы Москвы.

Политику Андрея продолжил его сводный брат - Всеволод Большое Гнездо (1176 - 1212 гг.). У князя было 12 сыновей, от чего он и получил свое прозвище. Двадцатидвухлетний сын византийской принцессы Всеволод жестоко расправился с боярами - заговорщиками, убившими его брата. Борьба между князем и боярством закончилась в пользу князя.

Владимиро-Суздальский князь был в то время сильнейшим на Руси.

Еще большие, не сравнимые ни с чем потрясения ждали Русскую землю впереди. До первого столкновения с татаромонголами и разгрома объединенного русско-половецкого войска на Калке в 1223 году оставалось менее 50 лет. Для половцев, которых жестокая необходимость заставила пойти на союз с русскими, это сражение стало началом конца: во время следующего похода на Русь в 1237 году татаромонголы первым делом добили половцев и ликвидировала их как этнос - раз и навсегда.

Унаследовшая у Киева Великое княжение Владимиро-Суздальская земля не успела (накануне "батыева нашествия") набрать достаточный хозяйственный и людской, а следовательно, и военный потенциал для "собирания" вокруг себя осколков бывшей "рюриковской империи". Процесс дальнейшего экономического подъема Владимиро-Суздальского княжества был прерван монгольским нашествием.

Новгород, обособившийся от киевского политического центра еще в XII в., стал ориентироваться в хозяйственном отношении по преимуществу на балтийский регион. Естественно, что это не способствовало усилению его заинтересованности во внутрирусских делах. Новгородская земля (северозападная Русь) занимала огромную территорию от Ледовитого океана до верховья Волги, от Прибалтики до Урала.

Новгородская земля находилась далеко от кочевников и не испытала ужаса от их набегов. Возвышению Новгорода способствовало исключительно выгодное географическое положение: город находился на перекрестке торговых путей, связывающих Западную Европу с Русью, а через неё с Востоком и Византией.

Как правило, Новгородом владел тот из князей, кто держал киевским престол. Это позволяло старшему среди Рюриковичей князю контролировать великий путь "из варяг в греки" и доминировать на Руси. Используя недовольство новгородцев (восстание 1136г.), боярство, обладавшее значительной экономической мощью, сумело окончательно победить князя в борьбе за власть. Новгород стал боярской республикой, органами управления которой являлись совет бояр и вече, избиравшее епископа, посадника, тысяцкого. Князья приглашались по договору с вечем и были главным образом военачальниками.

Заключение

Таким образом, история Киевской Руси, хронологические рамки которой большинство историков определяют как IX - начало XII в., условно может быть разделена на три больших периода. Первый (IX - середина X в.) - время первых киевских князей. Второй (вторая половина X - первая половина XI в.) - время Владимира I и Ярослава Мудрого, эпоха расцвета Киевской державы; третий период - вторая половина XI - начало XII п.. переход к территориально - политической раздробленности. Время с начала XII до конца XV в. по традиции называют удельным периодом.

Одна из причин феодальной раздробленности на Руси - междоусобная война русских князей, связанная с особым порядком наследования Великого княжения.

В то же время важно понять, что феодальная раздробленность - это неизбежная ступень эволюции феодального общества, экономической основой которого служит натуральное хозяйство с его замкнутостью и обособленностью. В рамках единого государства за три века сложились самостоятельные экономические районы, выросли новые города, зародились и развились крупные вотчинные хозяйства, владения многих монастырей и церквей. Выросли и сплотились феодальные кланы - боярство со своими вассалами, богатая верхушка городов, церковные иерархи. Зарождалось дворянство, в основу жизнедеятельности которого была положена служба сюзерену в обмен на земельное пожалование на время этой службы.

Огромная Киевская Русь с ее поверхностным политическим сцеплением, необходимым прежде всего для обороны от внешнего врага, для организации дальних завоевательных походов, теперь уже не соответствовала нуждам крупных городов с их разветвленной феодальной иерархией, развитыми торгово-ремесленными слоями, нуждами вотчинников. С точки зрения общеисторического развития политическое дробление Руси - закономерный этап на пути к будущей централизации страны, будущему экономическому и политическому взлету на новой цивилизационной основе.

Исчезновение внешней опасности, связанное с прекращение существования Хазарского каганата, и образованием скандинавских государств, а смещения товарных путей привели к крушению хрупкого военно-административного союза племен Восточной Европы. Тем не менее, Русская земля продолжала существовать в виде единой территории, управлявшейся в Киеве.

На обломках Киевской Руси возникло несколько самостоятельных образований. Каждое из них вполне сопоставимо по своим формам и размерам с западно - европейскими раннефеодальными государствами.

Одним из важнейших итогов развития Киевской Руси и княжеств-государств периода раздробленности, было складывание древнерусской народности. Для нее характерны единый язык, относительное политическое единство, общая территория, близость материальной и духовной культуры, единая вера, единое законодательство, общие исторические корни.

Идея единства Руси продолжала жить в сознании людей, а опыт совместной исторической практики лишь подтверждал необходимость единства.

Киевский период также отличен христианизацией Руси; он является свидетелем взлета блестящей цивилизации, особенно проявляется в архитектуре, литературе и прикладных искусствах.

Кроме достижений русского народа в Киевский период, жизнь в Киевской Руси имело много негативных аспектов. Постоянные вторжения тюркских кочевников с юго-востока, так же, как и внутренние войны, русскими князьями, не давали покоя населению для жизни. Постоянно расширяющаяся пропасть между высшими и низшими классами выливалась в периодические экономические и социальные кризисы. Несмотря на все ее недостатки, Киевская Русь тепло воспринималась народной памятью, что выращено в русских эпических песнях – былинах. Никакой другой период истории страны не воспринимался в русском фольклоре с такой симпатией и благодарностью, как Киевский.

Методические указания... в становлении государства, в развитии отношений Древней Руси... Происхождение славян, восточнославянские племена. Проблема происхождения и древнейшей ... византийском церковно-государственном правосознании Император...

  • Становление государственности у восточных славян

    Реферат >> История

    3 1. Предпосылки государственности у восточных славян. 4 2. Этапы становления государственности . 6 3. ... Так образовывалась государственная территория Древней Руси. Олег... объединения. Киевская Русь начала складываться... теории происхождения государственности на...

  • Древняя Русь (10)

    Контрольная работа >> История

    Литовцы, латыши и древние пруссы. Проблема происхождения и расселения славян... православия официальной государственной религией Древней Руси. Процесс... становлении российского государства, создав один из важнейших атрибутов государственности вообще. Русь ...

  • Киевская Русь (12)

    Реферат >> История

    12 вв. завершается становление всех основ социально- ... государства.М.,1945. Мавродин В.В. Древняя Русь : происхождение русского народа и образование русского... М.,1993 Пьянков А.П. Происхождение общественно-государственного строя Древней Руси. М.,1979 Розанов...

  • Сегодня наши знания о Древней Руси похожи на мифологию. Свободные люди, отважные князья и богатыри, молочные реки с кисельными берегами. Настоящая история менее поэтична, но от этого не менее интересна.

    «Киевскую Русь» придумали историки

    Название «Киевская Русь» появилось в XIX веке в трудах Михаила Максимовича и других историков в память о главенстве Киева. Уже в самые первые века Руси государство представляло собой несколько обособленных княжеств, живших своей жизнью и вполне независимо. При номинальном подчинении земель Киеву Русь не была единой. Такая система была обычной для ранних феодальных государств Европы, где каждый феодал обладал правом собственности на земли и всех находящихся на них людей.

    Внешность киевских князей была не всегда подлинно «славянской» как это принято представлять. Все дело в тонкой киевской дипломатии, сопровождавшейся династическими браками, как с европейскими династиями, так и с кочевниками – аланами, ясами, половцами. Известны половецкие жены русских князей Святополка Изяславича и Всеволода Владимировича. На некоторых реконструкциях русские князья имеют монголоидные черты.

    Органы в древнерусских храмах

    В Киевской Руси можно было увидеть органы и не увидеть колоколов в храмах. Хотя в крупных соборах колокола существовали, в мелких церквях их часто заменяли плоские «била». После монгольских завоеваний органы были утрачены и забыты, а первые колокольные мастера пришли заново из Западной Европы. Об органах в древнерусскую эпоху пишет исследователь музыкальной культуры Татьяна Владышевская. На одной из фресок Софийского собора в Киеве «Скоморохи» изображена сцена с игрой на органе.

    Западное происхождение

    Язык древнерусского населения считают восточнославянским. Однако археологи и лингвисты с этим не совсем согласны. Предки новгородских словен и части кривичей (полочане) прибыли отнюдь не с южных просторов от Карпат до правобережья Днепра, а с Запада. Исследователи видят западнославянский «след» в находках керамики и берестяных записях. К этой версии склоняется и крупный историк-исследователь Владимир Седов. Предметы быта и особенности обрядов схожи у ильменских и балтийских славян.

    Как новгородцы понимали киевлян

    Новгородские и псковские говоры отличались от других наречий Древней Руси. В них были черты, присущие языкам полабов и поляков, и даже совсем архаичные, праславянские. Известные параллели: кьркы- «церковь», хѣде - «седой». Остальные говоры были весьма схожи между собой, хотя и не были таким единым языком как современный русский. Несмотря на различия, простые новгородцы и киевляне могли неплохо понимать друг друга: слова отражали общий для всех славян быт.

    «Белые пятна» на самом видном месте

    Мы почти ничего не знаем о первых Рюриковичах. События, описываемые в «Повести временных лет» уже на момент написания были легендарны, а свидетельства археологов и поздних летописей скудны и неоднозначны. Письменные договоры упоминают неких Хельга, Ингера, Сфендослава, но даты событий в разных источниках расходятся. Не очень ясна и роль в складывании русской государственности киевского «варяга» Аскольда. И это не говоря уже о вечных спорах вокруг личности Рюрика.

    «Столица» была пограничной крепостью

    Киев находился далеко не в центре русских земель, а был южной пограничной крепостью Руси, при этом размещаясь на самом севере современной Украины. Города южнее Киева и его окрестностей как правило служили центрами кочевых племен: торков, аланов, половцев, либо носили преимущественно оборонительное значение (например, Переяславль).

    Русь – государство работорговли

    Важной статьей богатства Древней Руси была работорговля. Торговали не только пленными чужеземцами, но и славянами. Последние пользовались большим спросом на восточных рынках. Арабские источники X-XI веков в красках описывают путь невольников из Руси в страны Халифата и Средиземноморье. Торговля рабами была выгодна князьям, крупные города на Волге и Днепре были центрами работорговли. Огромное количество людей на Руси были несвободны, за долги их могли продать в рабство иностранным купцам. Одними из главных работорговцев были евреи-радониты.

    В Киеве «наследили» хазары

    Во времена власти хазар (IX-X вв.) помимо тюрок-сборщиков дани в Киеве находилась большая диаспора евреев. Памятники той эпохи до сих пор отражены в «Киевском письме», содержащем переписку на иврите киевских евреев с другими еврейскими общинами. Рускопись хранится в Кембриджской библиотеке. Одни из трех главных киевских ворот назывались Жидовские. В одном из ранних византийских документов Киев называется Самбатас, что по одной из версий можно перевести с хазарского как «верхняя крепость».

    Киев – Третий Рим

    Древний Киев до монгольского ига занимал площадь около 300 га в период своего расцвета, счет церквей шел на сотни, впервые в истории Руси в нем была применена планировка кварталов, делавших улицы стройными. Городом восхищались европейцы, арабы, византийцы и называли соперником Константинополя. Однако от всего изобилия того времени не осталось почти ни одного строения, не считая Софийского собора, пары-тройки перестроенных церквей и воссозданных Золотых ворот. Первая белокаменная церковь (Десятинная), на которой киевляне спасались от набега монголов, была разрушена уже в XIII веке

    Русские крепости старше Руси

    Одной из первых каменных крепостей Руси была каменно-земляная крепость в Ладоге (Любшанская, VII в.), основанная словенами. Стоявшая на другом берегу Волхова скандинавская крепость была еще деревянной. Построенная в эпоху Вещего Олега новая каменная крепость уже ничем не уступала аналогичным крепостям Европы. Именно она называлась в скандинавских сагах Альдегьюборг. Одной из первых твердынь на южной границе была крепость в Переяславле-Южном. Среди русских городов лишь единицы могли похвастаться каменным оборонительным зодчеством. Это Изборск (XI век), Псков (XII век) и позднее Копорье (XIII век). Киев в древнерусское время был почти полностью деревянным. Старейшей каменной крепостью был замок Андрея Боголюбского близ Владимира, хотя он знаменит больше своей декоративной частью.

    Кириллицу почти не использовали

    Глаголица, первая письменная азбука славян, не прижилась на Руси, хотя её знали и могли переводить. Глаголические буквы использовались лишь в некоторых документах. Именно она в первые века Руси связывалась с проповедником Кириллом и называлась «кириллицей». Глаголица часто использовалась в качестве тайнописи. Первой надписью на собственно кириллице оказалась странная надпись «гороухща» или «горушна» на глинянном сосуде из гнёздовского кургана. Надпись появилась незадолго до крещения киевлян. Происхождение и точное толкование этого слова до сих пор вызывает споры.

    Древнерусская вселенная

    Ладожское озеро называлось «озеро великое Нево» по реке Неве. Окончание «-о» встречалось часто (например: Онего, Неро, Волго). Балтийское море называлось Варяжским, Черное море – Русским, Каспийское – Хвалисским, Азовское – Сурожским, а Белое – Студёным. Эгейское море балканские славяне наоборот называли Белым (Бяло море). Великим Доном назывался не Дон, а его правый приток Северский Донец. Уральские горы в старину называли Большой Камень.

    Наследник Великой Моравии

    С упадком Великой Моравии, крупнейшей для своего времени славянской державы, начинается возвышение Киева и постепенная христианизация Руси. Так, летописные белые хорваты вышли из-под влияния терпящей крах Моравии, и попали под притяжение Руси. Их соседи, волыняне и бужане издавна участвовали в византийской торговле по Бугу, из-за чего во время походов Олега были известны как переводчики. Неизвестна роль моравских книжников, которых с распадом государства стали притеснять латиняне, однако самое большое количество переводов великоморавских христианских книг (около 39) находилось в Киевской Руси.

    Без алкоголя и сахара

    Алкоголизма как явления на Руси не было. Винный спирт пришел в страну уже после татаро-монгольского ига, даже пивоварение в классическом виде не сложилось. Крепость напитков обычно не была выше 1-2%. Пили мёд питный, а также хмельной или ставленый (слабоалкогольные), перевары, квасы.

    Простые люди в Древней Руси не ели масла, не знали пряностей вроде горчицы и лаврового листа, а также сахара. Варили репу, стол изобиловал кашами, блюдами из ягод и грибов. Вместо чая пили отвары из кипрея, который позднее станет известен как «копорский чай» или иван-чай. Кисели были несладкими и делались из злаков. Ели также много дичи: голубей, зайцев, оленей, вепрей. Традиционными молочными яствами были сметана и творог.

    Две «Болгарии» на службе у Руси

    Эти два могущественнейших соседа Руси оказали на неё огромное влияние. После заката Моравии обе страны, возникшие на осколках Великой Болгарии, переживают расцвет. Первая страна попрощалась с «булгарским» прошлым, растворившись в славянском большинстве, перешла в православие и восприняла византийскую культуру. Вторая вслед за арабским миром стала исламской, но сохранила булгарский язык в качестве государственного.

    В Болгарию переместился центр славянской книжности, на тот момент территория её расширилась настолько, что включала часть будущей Руси. Вариант староболгарского языка стал языком Церкви. Он использовался в многочисленных житиях и поучениях. Булгария в свою очередь стремилась навести порядок в торговле по Волге, пресекая атаки чужеземных бандитов и грабителей. Нормализация волжской торговли обеспечила княжеские владения изобилием восточных товаров. Болгария повлияла на Русь культурой и книжностью, а Булгария способствовала её богатству и процветанию.

    Забытые «мегаполисы» Руси

    Киев и Новгород были не единственными крупными городами Руси, не зря в Скандинавии её прозвали «Гардарикой» (страна городов). До возвышения Киева одним из самых крупных поселений во всей Восточной и Северной Европе было Гнёздово – город-предок Смоленска. Название условное, так как сам Смоленск находится в стороне. Но, возможно, мы знаем его имя по сагам – Сюрнес. Самыми населёнными также были Ладога, символически считающаяся «первой столицей», и Тимерёвское городище близ Ярославля, что был построен напротив пользующегося славой города-соседа.

    Русь крестили к XII веку

    Летописное крещение Руси в 988 году (а согласно данным некоторых историков в 990 году) затронуло лишь малую часть людей, в основном ограничившись киевлянами и населением самых крупных городов. Полоцк был крещен только в начале XI века, а в конце века - Ростов и Муром, где оставалось еще много финно-угров. Подтверждением того, что большáя часть простого населения оставалась язычниками, были регулярные восстания волхвов, поддерживаемые смердами (Суздальское в 1024 году, Ростовское и Новгородское в 1071). Двоеверие возникает позже, когда христианство становится истинно довлеющей религией.

    Тюрки тоже имели города на Руси

    В Киевской Руси были и совсем «неславянские» города. Таким был Торческ, куда князь Владимир разрешил поселиться кочевникам торкам, а также Саков, Берендичев (назван по берендеям), Белая Вежа, где проживали хазары и аланы, Тмутаракань, населенная греками, армянами, хазарами и черкесами. Печенеги к XI-XII векам уже не были типично кочевым и языческим народом, часть из них крестилась и поселилась в городах союза «черных клобуков», подчиненного Руси. В старых городах на месте или в окрестностях Ростова, Мурома, Белоозера, Ярославля жили в основном финно-угры. В Муроме – мурома, в Ростове и близ Ярославля - меря, в Белоозере – весь, в Юрьеве – чудь. Названия многих важных городов нам неизвестны – в IX–X веках в них почти не было славян.

    «Русь», «Роксолания», «Гардарика» и не только

    Балты называли страну «Кревия» по соседним кривичам, в Европе прижилось латинское «Рутения», реже «Роксолания», скандинавские саги называли Русь «Гардарика» (страна городов), чудь и финны «Венемаа» или «Венайа» (от венедов), арабы называли основное население страны «Ас-Сакалиба» (славяне, склавины)

    Славяне вне границ

    Следы славян можно было отыскать и за пределами государства Рюриковичей. Многие города по средней Волге и в Крыму были многонациональны и заселены в том числе и славянами. До половецкого нашествия много славянских городков существовало на Дону. Известны славянские названия многих Византийских черноморских городов – Корчев, Корсунь, Сурож, Гуслиев. Это говорит о постоянном присутствии русских торговцев. Чудские города Эстландии (совр. Эстонии) – Колывань, Юрьев, Медвежья голова, Клин – с переменным успехом переходили в руки то славян, то германцев, то местных племен. По Западной Двине вперемежку с балтами селились кривичи. В зоне влияния русских торговцев был Невгин (Даугавпилс), в Латгалии – Режица и Очела. Летописи постоянно упоминают походы русских князей на Дунай и взятие местных городов. Так, например, галицкий князь Ярослав Осмомысл «запер дверь Дуная на ключ».

    И пираты, и кочевники

    Беглые люди различных волостей Руси составляли независимые объединения задолго до казачества. Были известны берладники, населявшие южные степи, главным городом которых были Берлады в Прикарпатье. Они часто нападали на русские города, но в это же время участвовали в совместных походах с русскими князьями. Летописи также знакомят нас с бродниками, смешанным населением непонятного происхождения, имевшим много общего с берладниками.

    Морскими пиратами от Руси были ушкуйники. Первоначально это были новгородцы, занимавшиеся набегами и торговым промыслом на Волге, Каме, в Булгарии и на Балтике. Ими предпринимались походы даже в Предуралье – на Югру. Позднее они отделились от Новгорода и даже обрели собственную столицу в городе Хлынов на Вятке. Возможно, именно ушкуйники вместе с карелами разорили древнюю столицу Швеции – Сигтуну в 1187 году.

    НАЧАЛО РУСИ

    Эта книга посвящена политической истории Древнерусского государства, и поэтому мы не касаемся сложного вопроса о происхождении восточных славян, не приводим гипотез о районе их первоначального обитания - об их «прародине», не рассматриваем взаимоотношений славян с их соседями, словом, не касаемся предыстории Руси. Это особая область знания - удел археологов, историков языка, этнографов.

    Непосредственно перед возникновением Древнерусского государства - в IX веке - на Восточно-европейской равнине обитали по преимуществу славянские, балтийские и финно-угорские племена. Земли славянского племени полян находились в среднем течении Днепра, в районе современного Киева. К востоку и к северо-востоку от полян (от современного Новгорода-Северского до Курска) обитали северяне, к западу от Киева - древляне, а западнее их - волыняне (дулебы). На юге современной Белоруссии жили дреговичи, в округе Полоцка и Смоленска - кривичи, между Днепром и Сожью - радимичи, в верховьях Оки - вятичи, в области, окружавшей озеро Ильмень, - словене. К финно-угорским племенам относилась чудь, обитавшая на территории современной Эстонии и прилегавших к ней районов; восточнее, подле озера Белого, жила весь (предки вепсов), а далее, к юго-востоку, между Клязьмой и Волгой, - меря, в низовьях Оки - мурома, южнее от нее - мордва. Балтийские племена - ятвяги, ливы, жмудь - населяли территорию современных Латвии, Литвы и северо-восточные районы Белоруссии. Причерноморские степи являлись местом кочевий печенегов, а затем половцев. В VIII-XI вв. от Северского Донца до Волги, а на юге вплоть до Кавказского хребта простиралась территория могущественного Хазарского каганата.

    Все эти сведения содержатся в ценнейшем источнике по древнейшей истории Руси - «Повести временных лет». Но нужно учитывать, что «Повесть» была создана в начале XII в., а предшествующие ей летописные своды (Свод Никона и Начальный свод) - в 70-х и 90-х гг. XI в. Предположения о более древних летописях не могут быть надежно обоснованы, и нам приходится допускать, что летописцы второй половины XI-XII в. опирались во многом на устные предания о событиях, происходивших за сто пятьдесят-двести лет до них. Вот почему в изложении истории IX и X вв. многое спорно и легендарно, а точные даты, к которым приурочены те или иные события, по-видимому, проставлены летописцем на основании каких-то, возможно, не всегда точных выкладок и расчетов. Сказанное касается и первой даты, упомянутой в «Повести временных лет», - 852 г.

    852 - В этом году, сообщает летописец, начала «прозываться» Русская земля, так как именно в этом году начал царствовать византийский император Михаил, а при нем «приходила Русь на Константинополь». Кроме фактической неточности (Михаил III правил с 842 по 867 г.) в сообщении явно ощущается след какого-то предания: не могли в Византии узнать о существовании Руси только после нападения русичей на ее столицу - отношения империи с восточными славянами начались задолго до этого. Видимо, этот поход - первое событие, которое летописец попытался соотнести с христианским летоисчислением, о более ранних контактах русов с Византией сохранились лишь очень неясные сообщения: в конце VIII-первой четверти IX в. русы напали на Сурож - византийскую колонию в Крыму; между 825 и 842 гг. флот русов опустошил Амастриду - город в византийской провинции Пафлагонии, на северо-западе полуострова Малая Азия; в 838-839 гг. послы русов, возвращавшиеся из Константинополя, оказались проездом в Ингельгейме - резиденции императора Людовика Благочестивого.

    860 - В 860 г. (а не в 866 г., как утверждала «Повесть временных лет») русский флот подступил к стенам Константинополя. Поздняя историческая традиция называет предводителями похода киевских князей Аскольда и Дира. Узнав о нападении Руси, император Михаил вернулся в столицу из похода против арабов. К Константинополю подступило до двух сотен русских ладей. Но столица была спасена. Согласно одной версии молитвы греков услышала Богородица, почитаемая как покровительница города; она ниспослала бурю, которая разметала русские корабли. Часть их была выброшена на берег или погибла, остальные возвратились восвояси. Именно эту версию отразила русская летопись. Но в византийских источниках известна и другая версия: русский флот покинул окрестности столицы без боя. Можно предположить, что византийцы сумели откупиться от нападающих.

    862 - Летопись утверждает, что в этом году племена, обитавшие на севере русской равнины, - чудь, словене, кривичи и весь - призвали из-за моря варягов (шведов) во главе с князем Рюриком и его братьями Синеусом и Трувором, пригласив княжить у них. «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет», - будто бы сказали варягам посланные к ним. Рюрик стал княжить в Новгороде, Синеус в Белоозере, Трувор в Изборске, т. е. в городах-центрах пригласивших их племен. В приведенной легенде многое спорно, многое наивно, но она была использована учеными-норманистами для утверждения, что пришельцами-варягами и было создано Русское государство. В действительности же речь могла идти лишь о приглашении наемных дружин во главе с их предводителями. Русское государство возникло самостоятельно как результат внутреннего развития славянских племен.

    879 - Умер Рюрик, передав, согласно ПВЛ, княжение своему родственнику - Олегу - по причине малолетства Игоря. Но это летописное сообщение крайне сомнительно: приняв его, трудно объяснить, почему же «регентство» Олега растянулось на три с лишним десятилетия. Характерно, что в Новгородской первой летописи в отличие от ПВЛ Олег вовсе не князь, а воевода Игоря. Поэтому вероятнее всего, что прямые родственные связи Рюрика и Игоря - историографическая легенда; речь идет о трех сменявших друг друга у кормила власти вполне самостоятельных князьях.

    882 - Олег двинулся из Новгорода на юг: он посадил своих наместников в Смоленске и Любече (городе на Днепре, к западу от Чернигова), а затем подошел к Киеву, где, согласно летописи, княжили Аскольд и Дир. Спрятав воинов в лодках, Олег представился купцом, а когда Аскольд и Дир вышли к нему из города, приказал убить их.

    883 - Олег отправился на древлян и принудил их платить дань Киеву.

    884 - Олег обложил данью северян, а в 886 г. - радимичей.

    907 - Олег отправился в поход на Византию на 2000 кораблей. Он подступил к стенам Константинополя, получил у византийских императоров Льва VI и Александра значительный, как утверждает летопись, выкуп и возвратился в Киев.

    912 - Олег заключил договор с Византией, в котором были оговорены условия торговли, статус русских, находящихся в Византии на службе, выкуп пленных и т. д.

    В том же году Олег умирает. Летописец предлагает две версии; согласно одной Олег умер от укуса змеи и был похоронен в Киеве, согласно другой змея ужалила его, когда он собирался уехать (или идти походом) «за море»; похоронен он в Ладоге (ныне г. Старая Ладога). Киевским князем становится Игорь.

    915 - Впервые в окрестностях Руси появляются печенеги - кочевая народность тюркского происхождения.

    941 - Поход Игоря на Византию. Русичам удалось подвергнуть разорению Вифинию, Пафлагонию и Никомидию (византийские провинции на севере полуострова Малая Азия), но, потерпев поражение в битве с подоспевшими византийскими войсками, русские погрузились в свои ладьи и здесь на море понесли большой урон от «греческого огня» - огнеметов, которыми были снабжены византийские корабли. Вернувшись на Русь, Игорь стал готовиться к новому походу.

    944 - Новый поход Игоря на Византию. Не дойдя до Константинополя, Игорь получил от византийских послов богатый выкуп и возвратился в Киев.

    945 - Византийские императоры-соправители Роман, Константин VII и Стефан прислали к Игорю послов с предложением заключить мирный договор. Игорь послал в Константинополь своих послов, договор был заключен и скреплен клятвами императоров и русских князей по христианскому и языческому обрядам.

    В этом же году Игорь был убит в Древлянской земле. Летопись рассказывает, что, собрав дань с древлян, Игорь отослал в Киев большую часть дружины, а сам решил «походить еще», «желая большего именья». Услышав об этом, древляне решили: «Если повадится волк в овечье стадо, то переносит все стадо, если не убьют его, так и этот; если не убьем его, то всех нас погубит». Они напали на Игоря и убили.

    Вдова Игоря Ольга жестоко отомстила за смерть мужа. По преданию, она приказала бросить в яму и засыпать живыми древлянских послов, пришедших с предложением выйти замуж за их князя, других послов сожгли в бане, куда их пригласили помыться, а затем, придя с дружиной в Древлянскую землю, Ольга приказала перебить древлянских воинов во время тризны по мужу. Однако этот рассказ носит черты легенды, так как имеет аналогию в языческом погребальном ритуале: в ладьях хоронили, для покойников, по языческому обряду, топили баню, тризна - непременный элемент похоронного обряда.

    Именно в «Повести временных лет» в отличие от предшествующего ей Начального летописного свода добавлен рассказ о четвертой мести Ольги; она сжигает столицу древлян Искоростень. Собрав в виде дани голубей и воробьев, Ольга приказала привязать к лапкам птиц зажженный трут и отпустить их. Голуби и воробьи полетели к своим гнездам, «и не было двора, где бы не горело, и нельзя было гасить, ибо все дворы загорелись», утверждает летописец.

    946 - Ольга совершает поездку в Константинополь, и дважды - 9 сентября и 18 октября - она была с почетом принята императором Константином Багрянородным.

    955 - Ольга посещает Константинополь второй раз и принимает христианство. В летописи оба путешествия слиты в одно, ошибочно датированное 957 г.

    964 - Сын и преемник Игоря князь Святослав совершает поход в землю вятичей и освобождает их от дани хазарам. Через год Святослав вновь идет на вятичей и принуждает их платить дань Киеву.

    965 - Летопись скупо упоминает о походе Святослава на хазар, о победе его над хазарским правителем-каганом. Из других источников известно, что Святослав, одолев волжских болгар, спустился по Волге к Итилю - столице каганата, расположенной в дельте Волги. Взяв Итиль, Святослав двинулся к Семендеру (городу, находившемуся в районе Махачкалы), прошел через Кубань до побережья Азовского моря, оттуда на ладьях поднялся по Дону до Саркела, захватил эту крепость и на ее месте основал крепость Белую Вежу.

    968 - По просьбе византийского императора Никифора Фоки, подкрепленной щедрой выплатой золота, Святослав вторгается в Дунайскую Болгарию и захватывает столицу Болгарии Преслав.

    Пользуясь отсутствием Святослава, на Киев, где находилась престарелая Ольга с внуками, нападают печенеги. Только благодаря смекалке воеводы Претича, пришедшего на помощь киевлянам по левому берегу Днепра и выдавшего себя за воеводу передового полка Святослава, удалось не допустить захвата Киева печенегами.

    969 - Умирает княгиня Ольга.

    970 - Святослав сажает в Киеве своего сына Ярополка. Другого сына - Олега - он ставит древлянским князем, третьего - Владимира (сына Святослава от ключницы княгини Ольги - Малуши) - отправляет княжить в Новгород. Княжича сопровождает брат Малуши Добрыня, это историческое лицо становится известнейшим персонажем русских былин. В том же году Святослав нападает на византийскую провинцию Фракию, доходит до Аркадиополя.

    971 - Византийский император Иоанн Цимисхий нападает на Святослава, находившегося в Доростоле (на Дунае). После трехмесячной осады греки вынудили Святослава принять бой под стенами крепости. Согласно летописи, именно в этой битве Святослав произнес свою ставшую крылатой фразу; «Не посрамим земли русской, но ляжем костями, ибо мертвые срама не имеют». Греки с трудом одолели Святослава и поспешили предложить ему мир.

    972 - Святослав, возвращавшийся на Русь, был убит печенегами у Днепровских порогов. Из его черепа печенежский князь сделал чашу.

    977 - Ярополк убивает своего брата Олега.

    Из книги Славянская Европа V–VIII веков автора Алексеев Сергей Викторович

    Начало Руси При описании событий конца VIII в. впервые появляется в достоверных источниках название «русь». Пока именно «русь», народ, а не «Русь», государство. Появление имени, - пусть немногим более, чем только имени, - славного в грядущих веках народа и великой страны -

    Из книги Начало Ордынской Руси. После Христа.Троянская война. Основание Рима. автора Носовский Глеб Владимирович

    10. Начало путешествия Энея по Руси При своём движении к Италии-Латинии-Рутении и к реке Волге-Тибру, Эней со спутниками пересекает на кораблях «Авзонийского моря равнину» , с. 171. Как мы уже говорили, скорее всего, тут речь идёт об Азове и Азовском море.Затем сказано о

    Из книги Полный курс русской истории Николая Карамзина в одной книге автора Карамзин Николай Михайлович

    НАЧАЛО ДРЕВНЕЙ РУСИ Олег-правитель879–912Если в 862 году произошло утверждение варяжской власти, то в 864 году после смерти братьев Рюрик получил единоличное правление. И – по Карамзину – тут же сложилась система монархического правления с феодальным, поместным или удельным

    Из книги Рождение Руси автора Рыбаков Борис Александрович

    НАЧАЛО РУСИ

    Из книги Наш князь и хан автора Веллер Михаил

    Начало абсолютизма на Руси Итоги Куликовской битвы были для Московской Руси вполне горестными и бессмысленными.Людские потери ослабили силу государства. Территориальные потери уменьшили его размер и через то политико-экономический потенциал.Последовавшее через два

    Из книги Полный курс русской истории: в одной книге [в современном изложении] автора Ключевский Василий Осипович

    Начало Днепровской Руси География Древней Руси Это сегодня мы проводим границу между Европой и Азией по Уральским горам. В поздней античности не вся европейская часть России считалась Европой. Граница Европы и Азии для любого образованного грека проходила по Танаису

    Из книги Русь, которая была-2. Альтернативная версия истории автора Максимов Альберт Васильевич

    РУСЬ И РУСЫ ГДЕ НАЧАЛО РУСИ? Способность приспосабливаться как характерная черта русов… Ни на одном этапе исторического развития мы не видим, чтобы русы следовали какому-либо общему плану или действовали по раз и навсегда установленным правилам. Они искали и

    Из книги Русь: от славянского расселения до Московского царства автора Горский Антон Анатольевич

    Часть I НАЧАЛО РУСИ Уже нам некамо ся дети, волею и неволею стати противу; да не посрамим земле Руские, но ляжем костьми, мертвыи бо срама не имам. Аще ли побегнем, срам имам. Не имам убежати, но станем крепко, аз же пред вами поиду: аще моя глава ляжет, то промыслите собою. Речь

    Из книги Варяго-Русский вопрос в историографии автора Сахаров Андрей Николаевич

    Сахаров А.Н. 860 год: начало Руси

    Из книги Начало русской истории. С древнейших времен до княжения Олега автора Цветков Сергей Эдуардович

    ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ НАЧАЛО РУСИ

    Из книги История России в занимательных рассказах, притчах и анекдотах IX - XIX вв автора Автор неизвестен

    Из книги Прерванная история русов [Соединяем разделенные эпохи] автора Грот Лидия Павловна

    Начало Руси: продолжаем размышлять Начало российской истории привычно посвящается рассуждениям о происхождении имени Русь. Дескать, главное узнать, что за имя Русь, а там уж история Руси сама из имени проистечет и стройными рядами на главы и параграфы построится. В ходе

    Из книги Хронология российской истории. Россия и мир автора Анисимов Евгений Викторович

    Начало Древней Руси 862 Летописное известие о призвании варягов. Прибытие Рюрика в Ладогу О том, где и когда возникло древнерусское государство, идут споры до сих пор. Согласно преданию, в середине IX в. в земле ильменских словен и угро-финских племен (чудь, меря и др.)

    Из книги Древняя Русь. События и люди автора Творогов Олег Викторович

    НАЧАЛО РУСИ Эта книга посвящена политической истории Древнерусского государства, и поэтому мы не касаемся сложного вопроса о происхождении восточных славян, не приводим гипотез о районе их первоначального обитания - об их «прародине», не рассматриваем взаимоотношений

    Из книги Сокровища святых [Рассказы о святости] автора Черных Наталия Борисовна

    Из книги История православия автора Кукушкин Леонид