Финансы. Налоги. Льготы. Налоговые вычеты. Госпошлина

Нужно ли выходить из машины к инспектору и садиться в машину ДПС? Нужно ли садиться в машину дпс для беседы с инспектором Обязан водитель садиться в патрульную машину.

Как это обычно бывает? Вас остановил инспектор ДПС: сначала представился, потом попросил предъявить документы, затем сообщил о нарушении вами Правил дорожного движения и, наконец, предложил пересесть в его машину. А надо ли?

Право или обязанность?

Сотрудник ГИБДД обязан подойти к водителю после остановки автомобиля. Выходить из своей машины, даже если была такая просьба со стороны автоинспектора, в обязанности водителя не входит. Такая обязанность возникает только с момента составления инспектором:

Протокола о задержании (ст. 27.4.1 КоАП РФ);
- протокола об отстранении от управления транспортным средством (ст. 27.12 КоАП РФ);
- протокола досмотра автомобиля (ст. 27.9 КоАП РФ).



В соответствии с пунктом 70 Административного регламента (Приказ № 185 МВД РФ от 2 марта 2009 г.) сотрудник ГИБДД вправе предложить водителю выйти из своей машины в случаях:

Необходимости устранения технической неисправности транспортного средства или нарушений правил перевозки грузов;
- наличия у водителя признаков опьянения и (или) болезненного состояния (то есть когда имеются достаточные основания полагать, что водитель пьян);
- для проведения в присутствии водителя (владельца транспортного средства) сверки номеров агрегатов и узлов транспортного средства с записями в регистрационных документах;
- для проведения личного досмотра, осмотра или досмотра транспортного средства и груза;
- когда требуется его участие в осуществлении процессуальных действий, а также оказании помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции;
- когда его поведение создает угрозу личной безопасности сотрудника.

В Приказе № 185 нет ни слова о принудительном исполнении просьбы выйти из своего автомобиля. Инспекторы ДПС часто убеждают водителей в законности своих требований покинуть машины для составления протокола, зачастую настаивая на том, что отказ водителя подпадает под действие части 1 статьи 19.3 КоАП «Неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции».

Это совсем не так. 28 февраля 2013 года Верховный суд РФ постановил, что водители не обязаны выходить из машины для составления протокола сотрудником ГИБДД (Дело № ФКПИ 13-58).



Из решения суда следует, что сотрудник ДПС не может обязать водителя выйти из машины, а в праве только предложить это сделать. «Речь идет не о распоряжении либо требовании сотрудника (полиции), являющемся обязательным для участника дорожного движения, а о наличии у сотрудника права предложить участнику дорожного движения выйти из транспортного средства, когда требуется его участие в осуществлении процессуальных действий, – указано в решении суда. – Соответственно, не вытекает из оспариваемой нормы и безусловная обязанность участника дорожного движения исполнить такое предложение».

Довод о том, что за отказ выйти из машины возможно привлечение водителя к ответственности по статье 19.3 КоАП, высокий суд назвал «ошибочным».

Оформляйте на месте правонарушения!

Что касается просьбы сесть в автомобиль инспектора ДПС, то на нее вполне можно ответить отказом, за исключением случая, если водителю сообщили о плане-перехвате. Тогда нужно вести себя спокойно и вежливо, не проявляя ненужной агрессии. Водитель может попросить инспектора предъявить документы, но затем следует выполнить требования сотрудника полиции.

Если же речь идет о составлении протокола об административном правонарушении, то в законодательстве место для оформления такого протокола не оговорено. Многие считают, что обычно сотрудник ГИБДД использует такое приглашение как психологический приём. Однако водитель может отказаться от составления протокола в автомобиле инспектора, ссылаясь на пункт 35, согласно которому «Действия по оформлению процессуальных документов, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 109, 131, 187, 193, 216 настоящего Административного регламента, должны осуществляться на месте совершения (пресечения) административного правонарушения. При этом допускается их оформление в служебном помещении стационарного поста дорожно-патрульной службы, салоне патрульного автомобиля».

Слово «допускается» здесь ключевое. Императивом оно не является.



Согласно закону, водителя могут заставить сесть в машину инспектора только в случае задержания или ареста. Других оснований для того чтобы усадить его в патрульную машину, у инспекторов нет. В соответствии с пунктом 197 Административного регламента задержанному лицу должны быть зачитаны его права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, по данному факту вносятся соответствующие записи в протокол о задержании.

Психология или предубеждение?

Зная, что вы имеете право оставаться в своей машине, можете выбирать, что же делать, если инспектор все-таки просит вас пересесть в его машину. Инспекторы ДПС любят, когда с ними разговаривают по-человечески. Если вы не хотите тратить время на препирательства, и вам не сложно покинуть свою машину, то можете подчиниться. И не торопитесь – будьте предельно внимательны, читая протокол.

Раньше на форумах регулярно встречались комментарии, в которых говорилось, что частенько сотрудники ГИБДД превышают свои полномочия в корыстных целях, приглашая водителя к себе в автомобиль для разговора, чтобы побыстрее разрешить вопрос о правонарушении, фактически принуждая к даче взятки. И что разговор сотруднику ДПС проще вести в своем автомобиле, где можно без свидетелей договориться о «решении вопроса» без протокола, причем доказать незаконные действия инспектора вы не сможете.

Появление видеорегистраторов в корне изменило ситуацию. Первыми вооружились такой техникой автолюбители. Очевидно, что при наличии такого прибора в вашем автомобиле сотруднику автоинспекции не захочется «договариваться» под запись. Но постепенно видеорегистраторами оснащаются все патрульные машины, и любой разговор с инспектором там тоже будет записан. При попытке «откупиться» вы не только заплатите за нарушение ПДД, но еще рискуете свободой. Ведь ваши действия наверняка будут квалифицированы, как дача взятки должностному лицу.



Кстати, параллельно вести запись беседы имеет право и водитель, причем как с помощью видеорегистратора, так и телефона.

В последнее время сотрудники ГИБДД все чаще получают нагрудные видеорегистраторы, позволяющие записывать процесс общения с водителями не только в салоне автомобиля, но и за его пределами. Так что особой разницы, где вести беседу, уже не будет.

Если вы готовы к аргументированному спору относительно вменяемого вам правонарушения, смело включайте запись. И изложите все ваши возражения как письменно в протоколе, так и устно. А где это будет происходить, не столь важно.

В семидесятом пункте административного регламента, который утвержден 185 приказом МВД РФ, говорится, что сотрудник ГИБДД имеет право предложить водителю покинуть транспортное средство. Фактически просьба ни к чему водителя не обязывает. В точки зрения закона водитель обязан покинуть ТС по просьбе инспектора в следующих случаях:

Для устранения тех. неисправности транспортного средства, либо в случае нарушения порядка перевозки грузов;
- для проведения мероприятий по проверке номеров узлов и агрегатов ТС на соответствие с записями в документах на ТС;
- для проведения досмотра груза или автомобиля, а также иного ТС;
- если требуется помощь водителя для оказания содействия сотрудникам полиции или другим участникам движения;
- при необходимости участия водителя в процессуальных действиях;
- когда поведение водителя может создавать угрозу личной безопасности инспектора ДПС.

Покинуть ТС водитель должен и тогда, когда он нарушил ПДД, при этом у инспектора имеются четкие доказательства произошедшего. В данном случае необходимо подчиниться просьбе инспектора, покинуть ТС для того чтобы присутствовать лично при составлении протокола.
Следует разделять такие понятия, как "пересесть в патрульную машину" и "выйти из машины".

Сесть в машину сотрудника ДПС - это только ваше решение. Согласно закону вас могут заставить сесть в машину инспектора только в случае задержания или ареста. Других поводов для того чтобы усадить вас в патрульную машину у инспекторов нет. Относительно сто девяносто седьмого пункта Административного регламента, задержанному лицу должны быть зачитаны его обязанности и права, предусмотренные КоАП РФ, по данному факту вносятся соответствующие записи в протокол о задержании.

Однако, очень часто сотрудники правоохранительных органов превышают свои полномочия в корыстных целях, приглашая водителя к себе в автомобиль для разговора, чтобы побыстрее разрешить вопрос о правонарушении, то есть фактически принуждая к даче взятки. Такие разговоры сотрудникам ДПС конечно проще вести в своем ТС, ведь в нем намного проще договориться о "материальной компенсации", так как вы не имеете свидетелей, и доказать незаконные действия инспектора вы не сможете. Считается, что взятка намного меньше, нежели официальный штраф, но на практике это не всегда так. Инспекторы начинают уверять водителя в том, что официальная оплата штрафа потребует много волокиты, и требуют сумму намного большую. Всегда стоит помнить о том, что сотрудники ОБЭП довольно часто проводят рейды, связанные со взяткодателями. Представляясь сотрудниками ДПС, они записывают при помощи специального оборудования все происходящее. Помимо того, что вы заплатите за собственное правонарушение, так еще и наживете себе большие проблемы, которые будут квалифицированы, как дача взятки должностному лицу.

В настоящее время уже рассмотрено много дел, внесенных против сотрудников дорожной инспекции, которые в ультимативной форме предлагали пройти водителю в спецавтотранспорт для оформления протокола, инкриминируя свои действия со ссылкой на такое правонарушение, как "неподчинение законному требованию сотрудника полиции".

Нет, уважаемые автомобилисты. Выходить из своей машины, по устной просьбе инспектора, в ваши обязанности не входит. Более того, инспектор сам обязан подойти к вам во время остановки вашего автомобиля.

Такая обязанность у вас настанет только с момента составления инспектором протокола:

  • о вашем задержании (ст.27.4.1 КоАП РФ),
  • протокола об отстранении вас от управления транспортным средством (ст.27.12 КоАП РФ)
  • или протокола досмотра вашего автомобиля(27.9).

В соответствии с Административным регламентом, а именно пунктом 70 Приказа № 185 МВД РФ сотрудник ГИБДД, вправе предложить вам выйти из своей машины в следующих случаях:

  • для устранения технической неисправности транспортного средства или правил перевозки грузов;
  • наличия у водителя признаков опьянения, то есть когда имеются достаточные основания полагать, что водитель не трезв;
  • для проведения (в присутствии водителя) сверки номеров агрегатов и узлов транспортного средства с записями в регистрационных документах;
  • для проведения личного досмотра, или досмотра транспортного средства и груза;
  • когда водители или пассажиры подозреваются в совершении преступлений;
  • в иных случаях, когда требуется участие водителей в оформлении необходимых документов, то есть быть понятыми либо оказании помощи другим участникам движения или сотрудникам полиции;
  • когда его поведение создает угрозу личной безопасности сотрудника

Обратите внимание, что в данном пункте Приказа № 185 нет ни слова о принудительном исполнении. Сотрудник ГИБДД может только предложить вам выйти из своего автомобиля и не более.

Что делать дальше, выбор за вами. Помните, что инспекторы – тоже люди, и любят, когда с ними разговаривают по-человечески. Если вы не хотите тратить время на препирательства, и вам не лень вылезать из машины, то выходите и передавайте документы в руки без требования.

Оформлять штраф в машине ГИБДД или на улице?

Допустим, вы действительно что-то нарушили. Или не нарушали, но инспекторы уверены в обратном и дело так или иначе дошло до составления протокола. Где обычно находятся водители в момент составления протокола инспектором ДПС? Конечно в патрульной машине ДПС, а почему?

Вы наверняка думали, что на сей счет есть какой-то закон или регламент. Но нет – место для оформления протокола вообще никак не оговорено законодательством. Просто в патрульной машине непорядочному инспектору будет проще оказывать на вас давление, да и свидетели в вашей машине ему не нужны. Существует такой психологический прием - «игра на чужом поле».

Поэтому, если инспектор просто предложил вам пройти в патрульную машину для оформления штрафа, например за превышение скорости – вы можете спокойно отказаться. Скажите ему, что пока он составляет протокол, вы подождете его в своем автомобиле (или на улице), а если понадобится какая-либо информация и ваша подпись – вы готовы ответить на все вопросы и дать объяснения, не садясь в его автомобиль.

Если же инспектор удивился и стал требовать проследовать за ним, то напомните ему, сославшись на вышеупомянутый пункт 70 приказа № 185 МВД РФ, что приказать вам выйти из своей машины инспектор не имеет права, и садиться в его машину – подавно, и приведите в качестве аргумента отсутствие соответствующих протоколов.

Напомним, что 20.10.2017 года вступил в силу № 664 от 23 августа 2017 года. Его появление было вызвано необходимостью учесть все изменения в действующем законодательстве.

На удивление, несмотря на то, что документ в большей части касается только сотрудников Госавтоинспекции и других подразделений МВД РФ, он вызвал бурю различных споров и множество домыслов среди водителей. Ведь новый документ касается также каждого автолюбителя в стране. К сожалению, некоторые эксперты и юристы увидели в регламенте ряд моментов, которые могут угрожать правам водителя. Но на самом деле это не так.

Например, сразу после вступления регламента в законную силу в Сети начали активно обсуждать, что теперь автолюбителям могут запретить снимать на фото и видео сотрудников ГИБДД, поскольку в новом административном регламенте отныне отсутствует пункт, разрешающий участникам дорожного движения фиксировать на фото или видеокамеру действия сотрудников ГИБДД. Но это не так.

Недавно , в каких исключительных случаях сотрудники ДПС имеют право ограничить фото- и видеосъемку. Однако сегодня речь не об этом. Сегодня мы хотим поговорить еще об одном пункте, который вызвал массу обсуждений в обществе, что привело к различным неправильным домыслам. Речь идет о пункте 93 Приказа МВД РФ №664, вступившем в силу 20 октября 2017 года.

Вот выдержка из нового административного регламента:

Сотрудник вправе предложить участнику дорожного движения:

93.1. Выйти из транспортного средства в случаях:

- наличия у водителя признаков опьянения и (или) болезненного состояния

- для проведения личного досмотра, осмотра или досмотра транспортного средства и груза

- для проведения в присутствии водителя (владельца транспортного средства) сверки номеров агрегатов и узлов транспортного средства с записями в регистрационных документах

- когда требуется его участие в осуществлении процессуальных действий, а также оказании помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции

- необходимости устранения технической неисправности транспортного средства или нарушений правил перевозки грузов

- когда его поведение создает угрозу личной безопасности сотрудника

Если сравнить этот пункт и подпункты административного регламента МВД №664 с прежней редакцией документа, действовавшей до 20.10.2017 года, то вы не найдете различий. Но, несмотря на это, ряд авторитетных интернет-изданий, телевизионных новостных передач, а также известные радиоканалы сообщили о том, что теперь водители должны по требованию сотрудников ГИБДД сразу выходить из машины. Но это не так. Где об этом говорится в новом административном регламенте?

Кроме строчки "...сотрудник вправе предложить участнику дорожного движения... ", больше ничего в регламенте нет. Но позвольте, словосочетание "вправе предложить " не означает требование инспектора Госавтоинспекции выйти из машины. В большинстве случаев вы на вполне законных основаниях можете отказаться выходить из автомобиля.

То есть согласно внутреннему административному регламенту (который, кстати, создан для сотрудников МВД, а не для всех автолюбителей, т. е. документ внутренний) инспектор вправе предложить автолюбителю выйти при необходимости из своего автомобиля. Соответственно, у любого водителя остается право выбора: выходить из машины или остаться в ней. То есть это личный выбор каждого, а не обязанность, как поспешили отрапортовать многие СМИ.

Хотя все-таки стоит сделать оговорку. Помните, что не во всех случаях вы имеете право оставаться в машине. Например, согласно действующему законодательству вы обязаны выйти из машины при составлении следующих процессуальных документов:

  • - Административный протокол о задержании на основании статьи 27.4 КоАП РФ
  • - Протокол о досмотре автотранспортного средства на основании статьи 27.9 КоАП РФ
  • - Протокол об отстранении от управления автомобилем на основании статьи 27.12 КоАП РФ

В том числе стоит отметить, что в новом регламенте есть пункт 93.3:

"Сотрудник вправе предложить участнику дорожного движения занять место в патрульном автомобиле либо пройти в служебное помещение, когда его участие необходимо для оформления процессуальных документов".

Мы снова выделили главное словосочетание в административном регламенте МВД. Как видите, согласно новому регламенту МВД сотрудник ДПС вправе предложить водителю при необходимости занять место на заднем сиденье патрульного автомобиля. Но вы согласно действующему законодательству в праве и отказаться . Это ваше личное дело, поскольку "вправе предложить" - это предложение, а не требование.

Может ли инспектор ГИБДД привлечь к ответственности за неподчинение сотруднику МВД, за отказ выйти из машины?

Наверное, некоторые водители уже не раз сталкивались с намеками сотрудников ДПС, которые предупреждали нас о том, что, если ослушаться требования сотрудника Госавтоинспекции, водитель может быть привлечен к ответственности за неподчинение законному требованию представителя власти.

Но в большинстве случаев сотрудники ДПС чаще пугают водителей. На деле привлечь водителя к ответственности за неподчинение не представляется возможным. Особенно если речь идет о предложении инспектора ДПС выйти из машины. Так, как согласно законодательству и новому регламенту МВД №664, за отказ выйти из машины водитель не может быть привлечен к ответственности за неподчинение сотруднику полиции, поскольку предложение выйти из автомобиля не является требованием сотрудника ДПС, которое игнорировать закон запрещает.

Правда, конечно, если речь не идет об оформлении документов, связанных с задержанием водителя, досмотром автомобиля, или об устранении от управления транспортным средством. В этих случаях отказываться от требования сотрудника ГИБДД выйти из машины вы не имеете права, поскольку при таких административных процедурах водители обязаны подчиниться представителям власти.

Здравствуйте! Нужна небольшая правовая консультация. вот переходил улицу с регулируемым светофором и зеброй, проходил, кода заканчивал гореть зеленый, тут же из кустов ко мне побежал инспектор, начал хамить, требовать паспорт, на мой резонный вопрос зачем ему мой паспорт предложил на выбор пройти к ним в спрятанную за сугробом машину или проехать в милицию в обезьянник! Меня это возмутило, я потребовал чтоб мне предъявили обвинение, и доказали что я что-то нарушил. Ответ: это регулируемый пешеходный переход, ты пересекал его уже на красный! свет светофора, а я дескать сотрудник милиции и имею право тебя задержать на сколько захочу и проверить документы. На просьбу предъявить хоть сколько- нибудь вменяемые доказательства, меня просто спросили готов ли я перед судом доказывать что инспектор на меня наговаривает? Не готов. Но знать законность действий этих ….., очень хотел бы. Ни один из инспекторов не представился. Это уже не раз и не два происходит у моего дома, около 9 часов утра, когда все спешат и опаздывают на работу, сил и времени (да и Знаний) чтоб с ними спорить не было.

Анатолий Г.

Ответ юриста.

Здравствуйте, Анатолий.

В силу п.п. 4.4. ПДД РФ, в местах, где движение регулируется, пешеходы должны руководствоваться сигналами регулировщика или пешеходного светофора, а при его отсутствии - транспортного светофора.

Согласно п.п. 4.6. ПДД РФ, выйдя на проезжую часть, пешеходы не должны задерживаться или останавливаться, если это не связано с обеспечением безопасности движения. Пешеходы, не успевшие закончить переход, должны остановиться на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений. Продолжать переход можно лишь убедившись в безопасности дальнейшего движения и с учетом сигнала светофора (регулировщика).

За нарушение указанных правил пешеход подлежит привлечению к ответственности по ч. 1 ст. 12.29 КоАП РФ:

Статья 12.29. Нарушение Правил дорожного движения пешеходом или иным лицом, участвующим в процессе дорожного движения

1. Нарушение пешеходом или пассажиром транспортного средства Правил дорожного движения - влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере двухсот рублей.

Статья 12.30. Нарушение Правил дорожного движения пешеходом или иным участником дорожного движения, повлекшее создание помех в движении транспортных средств либо причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего

1. Нарушение Правил дорожного движения пешеходом, пассажиром транспортного средства или иным участником дорожного движения (за исключением водителя транспортного средства), повлекшее создание помех в движении транспортных средств,

- влечет наложение административного штрафа в размере трехсот рублей.

Налагать штрафы и составлять протокол об административном правонарушении могут сотрудники ГИБДД (см. ссылки 32, 33, 35 ниже) или участковые милиционеры на своем участке.

Все действия сотрудников милиции строго регламентированы.

Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения (утвержден Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 2 марта 2009 г. N 185) предусматривается:

п. 20 При остановке транспортного средства или пешехода сотрудник, по требованию участника дорожного движения, обязан предъявить в развернутом виде служебное удостоверение, не выпуская его из рук.

п.23. Разъяснения участнику дорожного движения сути совершенного им нарушения должны даваться без нравоучений, убедительно и ясно со ссылкой на соответствующие требования Правил дорожного движения и других нормативных правовых актов, действующих в области дорожного движения.

При возникновении конфликтных ситуаций, претензий или по требованию участников дорожного движения сотрудник разъясняет порядок обжалования своих действий.

Если участник дорожного движения на сообщение о совершенном нарушении реагирует возбужденно, нужно дать ему время успокоиться и предоставить возможность дать объяснение по поводу его неправомерных действий, дополнительно разъяснить суть правонарушения, после чего осуществляется производство по делу об административном правонарушении. При необходимости о конфликтной ситуации докладывается дежурному для решения вопроса о выезде на место для разбирательства ответственных должностных лиц. В случае неповиновения законному распоряжению или требованию сотрудника либо воспрепятствования исполнению им служебных обязанностей в отношении лица возбуждается дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.3 Кодекса.

Общие требования к исполнению административных процедур (действий)

п.32. Основанием для начала исполнения государственной функции является решение руководителя подразделения о заступлении сотрудников на службу.

п.33. При исполнении государственной функции сотрудники должны находиться в форменном обмундировании (сотрудники Госавтоинспекции - с нагрудным знаком), иметь служебное удостоверение.

п.35. Исполнение сотрудниками административных процедур (административных действий) осуществляется на постах, маршрутах патрулирования, административных участках, а также в ходе передвижения сотрудника на патрульном транспортном средстве 49 в зоне ответственности подразделения к месту несения службы и обратно и в иных случаях передвижения по указанию (разрешению) руководителя подразделения или дежурного.

Действия по оформлению процессуальных документов, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 109, 131, 187, 193, 216 настоящего Административного регламента, должны осуществляться на месте совершения (пресечения) административного правонарушения. При этом допускается их оформление в служебном помещении стационарного поста дорожно-патрульной службы, салоне патрульного автомобиля.

Доставление

п. 187. Основаниями для доставления, то есть принудительного препровождения физического лица в служебное помещение органа внутренних дел (милиции) или в помещение органа местного самоуправления сельского поселения, являются:

невозможность составления протокола об административном правонарушении на месте выявления административного правонарушения, если составление протокола является обязательным 108 ;

Если Вы не согласны с вменяемым правонарушением, необходимо на месте найти очевидцев произошедшего, вписать в протокол в качестве свидетелей, взять телефоны и пригласить в качестве свидетелей в суд.

А вот проверять документы милиция право действительно имеет. Правда, лишь в строго определенных случаях. Согласно Закону «О милиции» (ч. 2 ст. 11), милиционер вправе сделать это, если имеются достаточные основания подозревать вас в совершении преступления или административного правонарушения. К сожалению, понятие «достаточных оснований» закон не конкретизирует, а потому милиционер всегда может сказать, что вы очень напоминаете ему описанного в ориентировке преступника. Так что требование блюстителя закона лучше все-таки выполнить.

Но даже в этом случае паспорт предъявлять не обязательно. Смысл проверки — удостоверение личности проверяемого. И тот же Закон «О милиции» дает милиционерам право требовать именно «документы, удостоверяющие личность». А паспорт среди них основной, но отнюдь не единственный. Подойдет и загранпаспорт, и водительские права, и студенческий билет.

Не стоит отчаиваться и в том случае, если документов у вас при себе совсем никаких. Максимум, что вам в этом случае может грозить по Закону - это административное задержание на три часа «для выяснения личности». Срок исчисляется с момента доставления вас в отделение милиции.